МОЛОДЕЖЬ СОВРЕМЕННОЙ БЕЛАРУСИ: БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ, ЖИЗНЕННЫЕ ПЛАНЫ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ
- Авторы: Данилов А.Н.1, Ротман Д.Г.1
-
Учреждения:
- Белорусский государственный университет
- Выпуск: Том 21, № 3 (2021)
- Раздел: Современное общество: актуальные проблемы и перспективы развития
- URL: https://journals.rudn.ru/sociology/article/view/26507
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В центре исследовательского внимания авторов – трансформация базовых ценностей, жизненные планы и поведенческие стратегии молодежи современной Беларуси. Рассматривается вопрос готовности молодежи ответить на новые вызовы времени. Время раздумий заканчивается. Решение, которые будут приняты с активным участием нового поколения в следующие несколько десятилетий, определят будущее самой жизни. Истина, добытая неустанной работой души, понимание справедливости как высшей ценности – строительный материал нового идеала. А есть ли идеалы у современной молодежи, что можно ждать от поколения только вступающего во взрослую жизнь? Формирование нового поколения проходит в условиях глобальной нестабильности, трансформирующегося общества, на фоне меняющихся общественных настроений, разочарования либерально-демократической моделью развития. Все больше ощущается внутрипоколенческий раскол, отчуждение от социума, усиливающуеся влияние цифровизации, характерной чертой нового поколения становится индивидуализм и радикализм. В их сознании такие общечеловеческие положительные качества как ответственность, доброта и отзывчивость уступают личностным, индивидуалистическим качествам.
Полный текст
Введение
Будущее человечества в значительной степени определит современное поколение молодежи. Но насколько оно современно и готово ли ответить на вызовы времени? Вступающее в жизнь поколение долгое время в глазах исследователей представлялось как потерянное, молчаливое, расколотое, инфантильное, аполитичное, вдруг начинает радикализироваться. Основным источником этих перемен становятся неудовлетворенность своим положением в мире, глобальная нестабильность, социальная несправедливость, недостаточное внимание к их мнению.
Как много привычного быстро уходит в прошлое. В условиях глобализации мир ценностей рождает новые содержательные конфигурации. Время по-новому ранжирует базовые ценности, какие из них станут доминирующими и как они будут закреплены в культуре? Происходит постепенная трансформация базовых ценностей, меняются жизненные планы и поведенческие стратегии молодежи современной Беларуси. Что останется в исторической памяти и что будет принято в качестве идеала для нового поколения. А может идеалов уже не будет вообще… Схема ясна, но как она работает в условиях глобальной нестабильности? Внимание вновь обращено к новому поколению современной молодежи, от них ждут ответа...
Методологическая база исследования
В статье использованы материалы международного проекта «Исследование европейских ценностей» (EVS), в котором участвуют белорусские социологи c 1990 года. Первый опрос был осуществлен Институтом социологии Национальной академии наук. В следующей волне проекта (1996 год) приняли участие сотрудники лаборатории «НОВАК» под руководством профессора А. П. Вардомацкого. С 2000 г. опросы по методологии EVS проводятся Центром социологических и политических исследований Белорусского государственного университета (ЦСПИ БГУ) под руководством профессора Д.Г. Ротмана. Полученные в ходе исследований результаты были проанализированы специалистами ЦСПИ БГУ и кафедры социологии ФФСН БГУ в научных публикациях, в том числе монографиях [15. С. 230]. В данной статье используются результаты социологических исследований, которые проводятся в рамках проекта «Европейские ценности (EVS) с участием практически всех стран Европы. Головной организацией в проекте выступает университет г. Тилбург (Нидерланды). Участие белорусских социологов в мониторинге (1990 – 2018 гг.) позволил подробно ознакомиться с представленными в базе данных результатами замеров, проведенных во всех странах-участницах проекта, и провести таким образом «временной» (сравнение ценностных предпочтений прошлого и настоящего) и «пространственный» (сравнение ценностей жителей Беларуси и других государств Европы) анализ аксиологической ситуации в стране в сравнении с другими государствами континента.
Счастье субъективно и относительно…
Некоторые исследователи считают, что «поколение студентов-миллениалов уже давно и весьма часто характеризуют как разочарованное поколение» [13. С. 200]. Хотя, как показывают исследования, сами студенты так не считают. Они настойчиво хотят считать себя счастливыми и быть таковы. И главное – за свое счастье бороться…
Таблица 1.
Говоря в общем, можете ли Вы сказать, что Вы: | |
(18-28/51 и старше, в %) | |
очень счастливы | 28.5/14,6 |
скорее счастливы | 65.9/68,1 |
скорее не счастливы | 4.5/11,5 |
совсем не счастливы | 0.3/1,9 |
Не знаю | 0.6/3,7 |
Нет ответа | 0.3/0,2 |
А, что собственно определяет счастье современного молодого человека…Зачем вообще обществу нужны герои, личности, чьи действия попадают в центр общественного внимания, определенным образом мифологизируются и становятся образцом для подражания? «Людям были необходимы алгоритмы поведения, которые повысят уровень коллективной выживаемости. Герои – своего рода «витамины», которые нужными, массово копируемыми затем образцами поведения повышают «иммунитет» общества, его эффективность, идет ли речь о военном героизме или же о достижениях мирного времени» [2. С. 32]. Разбежка в определении успешности большая. От «быть понятыми» в условиях глобальной нестабильности и нарастания турбулентности до «не мешайте мне жить, как я хочу». Современная молодежь хочет быть услышанным, наперекор всему быть успешным, самостоятельно и по-своему решать жизненные проблемы, определять свое будущее. «Мы предложили включенным в традиции нормативно-ценностной модели респондентам завершить предложение «Я ощущаю себя вполне счастливым, когда…». Ответы оказались удивительно однородными (внутри группы) по своей смысловой определенности. Вот только некоторые из набора типичных: «Я ощущаю себя вполне счастливым, когда все хорошо складывается у меня и у моих близких», «…все мои близкие люди здоровы», «…чувствую взаимопонимание и любовь родных людей», «…нахожусь в кругу близких». Для сравнения тот же вопрос, но адресованный сегменту исключенных из отечественных традиций прочтения базовых ценностей, не удивляет своей принципиально иной типичностью: «Я ощущаю себя вполне счастливым, когда свободен от дел», «…занимаюсь тем, чем хочу», «…когда появляется возможность уехать за рубеж» [3. С. 117].
Базовые ценности в странах Европы являются предметом социологического изучения уже на протяжении более чем 45 лет. Какова же ситуация, связанная со становлением и изменением базовых ценностей в Республике Беларусь в поисках счастья молодыми людьми в суверенной Беларуси? Анализ осуществляется на основе результатов исследований, которые были проведены в 1990 и 2018 гг. Следует учесть тот факт, что будут использованы результаты как временного, так и межпоколенного сравнения.
Анализ результатов исследования 1990 и 2018 гг. позволяет утверждать, что по степени значимости для жителей Беларуси на первом месте в числе базовых ценностей была в 1990 г. и остается по результатам волны 2018 г. семья (таблица 1).
Таблица 2.
Базовые ценности населения Беларуси (1990, 2018, %)
Год | Очень | Скорее | Скорее | Совсем | Затрудняюсь ответить |
Работа | |||||
1990 | 54,8 | 29,4 | 13,9 | 1,9 | 0,0 |
2018 | 59,9 | 28,6 | 7,2 | 3,4 | 0,9 |
Семья | |||||
1990 | 76,9 | 19,7 | 2,9 | 0,5 | 0,0 |
2018 | 89,0 | 9,3 | 0,8 | 0,5 | 0,4 |
Друзья и знакомые | |||||
1990 | 36,5 | 43,9 | 18,6 | 1,0 | 0,0 |
2018 | 40,8 | 47,0 | 10,6 | 1,3 | 0,3 |
Досуг | |||||
1990 | 36,7 | 38,4 | 22,6 | 2,4 | 0,0 |
2018 | 30,3 | 51,5 | 15,9 | 1,9 | 0,4 |
Политика | |||||
1990 | 14,0 | 23,1 | 50,1 | 12,8 | 0,0 |
2018 | 10,9 | 28,0 | 39,3 | 20,6 | 1,1 |
Религия | |||||
1990 | 12,3 | 17,9 | 44,4 | 25,4 | 0,0 |
2018 | 20,5 | 34,2 | 27,5 | 16,3 | 1,5 |
Приоритет семьи в предпочтениях белорусов вполне понятен: семья – основа любого общества, гарант его единения, постоянного сохранения и развития. Этот тезис подтверждают многочисленные исследования и наблюдения ученых, анализировавших названную проблему. Следует отметить, что именно институт семьи как базовая ценность главенствует по своей значимости во всех аксиологических исследованиях, проводившихся в рамках известнейших проектов. Нельзя не отметить, что по результатам анализа межпоколенного сравнения роль названной базовой ценности выросла (с 1990 по 2018 г.) почти на 15 процентных пунктов в группе молодых людей (возраст от 18 до 28 лет) (таблица 2). Это позитивный факт, свидетельствующий о росте уровня понимания важности ключевых базовых ценностей представителями молодого поколения.
Таблица 3.
Базовые ценности населения Беларуси: межпоколенное сравнение, %
Возраст | Год | Очень важно | Скорее важно | Скорее не важно | Совсем не важно | Затрудняюсь ответить |
Работа | ||||||
18-28 | 1990 | 34,6 | 37,7 | 23,7 | 2,2 | 1,8 |
2018 | 57,6 | 35,1 | 4,5 | 1,6 | 1,2 | |
46-56 | 1990 | 70,8 | 19,3 | 7,6 | 1,8 | 0,6 |
2018 | 67,1 | 29,0 | 2,8 | 0,7 | 0,4 | |
Семья | ||||||
18-28 | 1990 | 68,4 | 22,8 | 4,8 | 0,9 | 3,1 |
2018 | 82,0 | 15,9 | 1,2 | 0,4 | 0,4 | |
46-56 | 1990 | 78,9 | 17,5 | 2,3 | 0,6 | 0,6 |
2018 | 89,4 | 9,2 | 0,4 | 0,4 | 0,7 | |
Друзья и знакомые | ||||||
18-28 | 1990 | 42,5 | 35,5 | 18,4 | 1,3 | 2,2 |
2018 | 46,5 | 45,7 | 6,5 | 1,2 | 0,0 | |
46-56 | 1990 | 35,7 | 44,4 | 17,0 | 1,2 | 1,8 |
2018 | 40,6 | 45,6 | 12,0 | 1,8 | 0,0 | |
Досуг | ||||||
18-28 | 1990 | 36,0 | 42,1 | 18,0 | 1,3 | 2,6 |
2018 | 40,8 | 49,4 | 9,4 | 0,4 | 0,0 | |
46-56 | 1990 | 38,6 | 31,0 | 21,1 | 2,9 | 6,4 |
2018 | 24,4 | 55,1 | 19,4 | 1,1 | 0,0 | |
Политика | ||||||
18-28 | 1990 | 7,0 | 17,1 | 60,1 | 13,2 | 2,6 |
2018 | 7,3 | 29,0 | 44,9 | 18,0 | 0,8 | |
46-56 | 1990 | 17,0 | 26,9 | 45,0 | 7,0 | 4,1 |
2018 | 10,2 | 28,3 | 38,5 | 22,3 | 0,7 | |
Религия | ||||||
18-28 | 1990 | 4,8 | 13,2 | 46,9 | 27,6 | 7,5 |
2018 | 12,2 | 28,6 | 31,8 | 26,5 | 0,8 | |
46-56 | 1990 | 9,4 | 24,0 | 38,6 | 22,8 | 5,3 |
2018 | 19,4 | 35,0 | 26,5 | 16,6 | 1,8 |
Второе место по степени значимости занимает работа. Это естественно. Работа как ценность является гарантом нормальной жизни человека и, главное, способом успешного существования ведущей базовой ценности – семьи. Это становится все более понятным и для представителей молодежных групп. Так если в 1990 году лишь 34,6% молодежи в возрасте 18-28 лет отмечали работу в качестве важной ценности, то в 2018 году – уже 57,6% представителей данной возрастной группы.
Уровень значимости таких базовых ценностей, как друзья и знакомые (по более современному определению – социальный капитал) и досуг (куда следует отнести и здоровый образ жизни) в 2018 году сохранился примерно в тех же интервалах, что и в 1990 году. И в первом, и во втором случае межпоколенное сравнение показывает не очень значительные отличия предпочтений в анализируемых возрастных группах: 18-28 и 46-56.
Наблюдаются некоторые изменения и по отношению к политике. Рост интереса к этой сфере деятельности наблюдается среди молодежи. Так, если в 1990 году лишь каждый четвертый молодой человек в возрасте 18-28 лет отмечал, что политика важна или скорее важна для него, то в 2018 году такой позиции придерживается уже каждый третий представитель молодежи.
Следует обратить внимание на такую базовую ценность, как религия. Здесь наблюдается значительный рост позитивного отношения и признания высокой степени ее важности. И не только в молодежной среде, но и в группе старшего возраста по сравнению с 1990 г.
В целом данные мониторинга ценностных предпочтений населения Беларуси позволяют с достаточной долей уверенности утверждать, что базовые ценности изменяются очень медленно. Однако, несмотря на инертность базовых ценностей, значительно меняются формы и способы их реализации. Это как раз сильно зависит от социально-экономического и культурно-исторического контекста. Международные сравнения иерархии базовых ценностей позволяют сделать вывод, что Беларусь характеризуется типичной для стран Европы иерархией ценностей. В частности, на первом месте во всех без исключения странах оказалась семья. В большинстве стран работа оказалась на втором месте (20 стран из 30), друзья и знакомые – на третьем (17 стран), досуг – на четвертом (19 стран), религия – на пятом (22 страны), политика – на шестом (26 стран).
В странах Европы существенно различается содержательное наполнение базовых ценностей. Для примера рассмотрим интерпретацию ценности семьи в современной Беларуси и Дании. В обеих странах большая часть населения считает семью очень важной ценностью в жизни (более 85%). Вместе с тем значительно различается содержательная интерпретация этого понятия. В частности, при определении значимых условий для счастливого брака 78,7% населения Беларуси указали детей. В Дании такой позиции придерживаются всего 33,0% населения. По другим критериям также наблюдаются существенные различия. Единственным условием, которое в равной мере высоко оценивается как белорусами, так и датчанами, оказалась верность. Ее в качестве очень важной отметили 86,4% населения Беларуси и 83,5% населения Дании.
Стоит отметить, что в настоящее время в белорусском обществе происходят существенные изменения интерпретации брачно-семейных ценностей. Как показывают данные исследований, в период с 1990 по 2018 год наблюдалась тенденция по снижению уровня значимости детей в восприятии белорусской молодежи. Так, если в 1990 году 96,4% молодежи отметило высокую значимость детей для самореализации женщины, то в 2018 году подобную позицию поддержали 51,4% представителей указанной возрастной группы. Такой же уровень согласия характерен для утверждения о необходимости детей для самореализации мужчины (50,6%). В 2018 году менее половины молодых людей (43,8%) придерживались позиции о том, что в действительности большинство женщин ориентированы на ведение домашнего хозяйства и уход за детьми. Для сравнения в 2000 году подобной позиции придерживалось около 60% молодых людей. Это может свидетельствовать об усилении ценности автономии среди белорусской молодежи. Таким образом, в настоящее время большей частью молодежи дети рассматриваются в первую очередь в контексте формирования брачного союза и в меньшей степени как условие личностной самореализации. Если в 1990 году существовал общественный консенсус, что образ полноценной женщины неотделим от материнства, то к настоящему времени подобная интерпретация поддерживается лишь половиной молодежи.
Вместе с тем, происходящие изменения в настоящее время не отразились на авторитете такого социального института как официально зарегистрированный брак. Одним из основных индикаторов девальвации института брака является уровень согласия с высказыванием о том, что брак – это устаревший социальный институт. Как показывают данные опросов, наибольший уровень поддержки подобной позиции наблюдался в середине 90-х годов и составлял 31,9%. В последующие годы, подобную позицию разделяло около 25% молодых людей. Аналогичная ситуация характерна для утверждений, характеризующих уровень поддержки альтернативных браку форм сексуального поведения. В частности, мнение о допустимости случайных сексуальных связей поддерживает около трети представителей молодежи, а мнение о допустимости проституции – около 20%. При этом уровень поддержки указанных форм поведения сохраняется примерно на одном уровне в течение всего анализируемого периода.
Изменение внутреннего содержания базовых ценностей влечет за собой также и смену гендерных установок. В настоящее время в мире наблюдается тенденция ко все большему уравниванию в правах, обязанностях и возможностях мужчин и женщин. Беларусь в этом смысле не является исключением. Если сравнивать изменение гендерных установок белорусской молодежи в 1990-е и в 2018 году, то прежде всего стоит отметить изменение роли женщины в семье. Если в 1990 году согласие с утверждением о том, что предназначение женщины заключается в том, чтобы следить за домом и детьми, выразило больше половины молодежи (59,2%), то в 2018 году – лишь 43%. Подобная ситуация характерна и для утверждения о том, что если женщина работает полный рабочий день, то семейная жизнь страдает. Согласие с данным утверждением в 1990 году выразили 50,6% молодых людей, тогда как в 2018 году лишь 44,9%. С утверждением о том, что работа женщины плохо сказывается на воспитании детей, в 1990 году был согласен каждый второй молодой человек, тогда как 2018 году – только каждый четвертый. Таким образом, в течение всего нескольких десятилетний произошла коренная трансформация восприятия женской идентичности. Более того, подобные изменения ценностных ориентаций произошли и в старших возрастных группах. В 1990 году согласие с утверждением о том, что предназначение женщины в воспитании детей выражали более 75% людей старше 50 лет, в 2018 году – лишь 50%. Аналогичная тенденция наблюдается и по другим вопросам, касающимся ролей женщины и мужчины в семье.
Значительно изменились и приоритеты молодежи по отношению к работе. Так, в 1990-ых годах большинством молодых людей в качестве важнейшей характеристики работы отмечались высокая оплата труда (около 90%). При этом меньше половины представителей этой возрастной группы при оценке характеристик работы отмечали возможность проявить инициативу (40%), а также возможность личных трудовых достижений (48,2%). Кроме того, менее четверти молодых людей отмечали важность выполнения ответственной работы (23,1%). Таким образом, в 1990-ых годах работа воспринималась преимущественно в утилитарном смысле, то есть как источник дохода, а не возможность самореализации. К 2018 году ситуация существенно изменилась. Более 75% молодежи отметили возможность личных трудовых достижений в качестве важной характеристики работы, более 55% молодежи указали возможность проявить инициативу. Важность выполнения ответственной работы в 2018 году отметило уже 46,5% молодых людей.
Переоценка роли работы в жизни человека в Беларуси происходит одновременно с уменьшением доли государственной собственности в экономике. Постепенно увеличивается доля тех людей, работа которых не связана с государственным сектором. В этих условиях меняется и восприятие государства с точки зрения обеспечения уровня благополучия граждан. Так, в 1996 году более 70% молодежи придерживалось мнения, что государство несет основную ответственность за благополучие населения. К 2018 году доля сторонников подобной точки зрения сократилась до 36,2%.
В условиях глобальной нестабильности стал проявляться в странах постсоветского мира и такой феномен как NEET-молодежь. С феноменом NEET развитые европейские страны столкнулись в конце ХХ начале XXI века: согласно Евростату, к этой группе относятся молодые люди 15 – 24 лет, безработные или экономически неактивные, которые не учатся и не проходят профессиональную подготовку, на – 2017 год они составляли в среднем 14,7% трудоспособного населения европейских стран. В России численность NEET находится на общеевропейском уровне – 15% молодежи соответствующего возраста [1. С. 64].
Уменьшения экономической роли государства, формирование установки рассчитывать на свои собственные силы, привело к существенным изменениям политических представлений. Это особенно проявляется в различиях между возрастными группами населения. По ряду вопросов развития политических институтов в Беларуси существует общественный консенсус. В частности, подавляющее большинство населения (более 90%) выступает за демократическую политическую систему. При этом более 80% населения независимо от возраста считает наличие свободных выборов существенным условием для демократии.
Следует отметить тот факт, что популярность традиционных средств массовой информации среди молодежи страны достаточно низкая. Так, регулярные просмотры (несколько раз в неделю и чаще) телевизионных передач по политической тематике характерны лишь для 39,9% молодых людей. В старшей возрастной группе (50 лет и более) доля постоянных зрителей таких телевизионных передач составляет около 80%.
Проведенный анализ, позволяет утверждать, что за прошедшие годы демократические ценности укрепляются в сознании белорусов. «По результатам исследования 2008 г., признавая, что такие ценности как «свобода» и «равенство», безусловно, очень важны, немногим более половины (54,3 % жителей Беларуси) предпочли бы именно «свободу». Три четверти граждан (75,3 %) были уверены в том, что «хотя у демократии есть свои проблемы и недостатки, но она лучше, чем любая другая форма правления». Примерно такое же число людей в Беларуси хотели бы видеть в своей стране демократическую политическую систему. В 2018 г. респондентам было предложено оценить важность некоторых условий демократии по 10-балльной шкале, где 1 – «совсем не важно», 10 – «очень важно». В частности, в отношении характеристики «люди выбирают политических лидеров на свободных выборах» три четверти (75,8 %) ответов локализовались в диапазоне от «7» до «10», из них 41,5 % считают это очень важным условием демократии (выбрали оценку «10»). Не менее значимым условием в сознании населения является наличие «гражданских прав, защищающих людей от притеснений со стороны государства», что в свою очередь является признаком правового государства, – 73,9 % выбрали оценки от «7» до «10», из них 37,9 % считают это очень важным условием (оценка «10»)» [9. С. 100]. Приведенных данные свидетельствуют о том, что «значительная часть населения Беларуси в своих предпочтениях ориентирована на демократические ценности. Более широкое распространение получает убеждение, что наличие демократической политической системы «скорее хорошо» и «очень хорошо» для нашего общества: такой точки зрения придерживалось 67,3 % жителей нашей страны в 2000 г., 73,0 % – в 2008 г. и 86,6 % – в 2018 г. <…> Следует отметить, что если по результатам исследования, проведенного в 2008 г., около половины жителей Беларуси (50,8 %) в той или иной степени были удовлетворены тем, как развивается демократия в Беларуси, то по результатам исследования 2018 г. этот показатель снизился до 36,9 %. [9. С. 100,102].
Многолетний опыт социологических исследований в Беларуси [5, 6, 7, 8, 9] показал, что решающим фактором сохранения стабильной ситуации внутри страны выступает самоощущение людей относительно возможности реализации базовых ценностей в существующих социально-экономических условиях. В частности, более 70 % населения считает, что в стране созданы достаточные условия для реализации таких базовых ценностей как религия, семья и досуг. Лишь по двум ценностям большинство населения отмечает отсутствие достаточных условий для реализации – это ценности работы и политики. Подобное сочетание весьма опасно, поскольку работа является основным источником экономического благополучия. Отсутствие справедливого, по мнению людей, уровня заработной платы и недовольство своей работой может привести к нарастанию социальной напряженности, которое обычно находит выход в политической сфере и проявляется в снижении уровня доверия политическим институтам общества.
Мир базовых ценностей наполняется новым содержанием и многие ранее устоявшиеся термины уже несут иное значение. Эти изменения напрямую связаны с процессом адаптации современной молодежи к жизни в условиях глобальной нестабильности, что ведет к нетерпимости и радикализации, все возрастающего запроса на перемены.
Идеалы, жизненные планы и поведенческие стратегии
К современному поколению молодежи принято относить молодых людей, родившихся на рубеже веков и вступающих во взрослую жизнь в конце 20-х годов XXI века. По существу речь идет о тех, кто сегодня сидит за студенческой скамьей. Формирование этого поколения проходило в условиях глобальной нестабильности, на фоне перемен в общественных настроениях, утверждения рыночных отношений, разочарования либерально-демократической моделью развития. По образному выражению Ю. Харари росло это поколение – «в эпоху взлома человека» [14. С. 323], отчуждения от взрослого мира, идеалы которого, с их точки зрения давно устарели.
Следует отметить, что анализ показывает, что ситуация среди молодежи в обществе имеет тенденцию к радикализации. Новое поколение не просто не приемлет прошлое, они хотят жить в мире, построенном по их лекалам. Когда размываются идеалы у молодежи – жди беду. Очень точно сказал главный герой романа Захара Прилепина «Санькя»: «Революция приходит не сверху и не снизу – она наступает, когда истончаются все истины» [12. С. 753]. Истина, добытая неустанной работой души, понимание справедливости как высшей ценности – строительный материал нового идеала. Новое поколение острее воспринимает проявления социальной несправедливости, нарушение своих прав и свобод, нежелание считаться с их мнением в решении актуальных проблем развития общества, в выборе своего будущего, чем взрослое. В культурной памяти современной молодежи образ такой реальности откладывается в сознании и превращается в их жизненную позицию, идеал к которому хочется стремиться, чему хочет подражать.
Таблица 4.
Какие цели должны стоять перед нашей страной в ближайшие десять лет. Скажите, пожалуйста, какая из них, на Ваш взгляд, является самой важной? (18-28/51 и старше, в %) | |
Высокий уровень экономического развития | 71.5/67,3 |
Обеспечение надежной обороноспособности страны | 11.9/17,0 |
Создание условий, когда люди имеют больше возможностей решать, что должно делаться у них на работе, по месту жительства и т. д. | 14.2/12,9 |
Попытаться сделать наши города и села более красивыми | 1.5/2,3 |
Н.З. | 0.3/0,5 |
Н.О. | 0.6/0 |
А вторая по важности? | |
Высокий уровень экономического развития | 17.2/18,0 |
Обеспечение надежной обороноспособности страны | 24.6/35,0 |
Создание условий, когда люди имеют больше возможностей решать, что должно делаться у них на работе, по месту жительства и т. д. | 45.7/28,0 |
Попытаться сделать наши города и села более красивыми | 11.0/17,1 |
Н.З. | 0.6/1,2 |
Н.О. | 0.9/0,6 |
Что же происходит в культуре, как возникают и гаснут идеалы… А есть ли идеалы у нового поколения, что можно от него ждать… Может новой революции или новой цивилизации… Пока все находится в движении и образ этого будущего не склеиваться в нечто целое. Мы видим достаточно инфантильного, обиженного на весь мир человека, ждущего от общества реализации своего запроса. «Без эмоций, сопереживания, веры, морали, нравственности, с парализованной волей, неспособный к жизни. Такой субъект, внешне похожий на человека, полностью погружен в мир игры. Ему кажется, что у него много жизней и незачем ими дорожить» [4. С. 8]. Каждое время рождает свои идеалы и своих кумиров. Ситуация начинает стремительно меняться, радикализироваться.
Образование, наряду с семьей, новые информационные технологии определенно влияют на формирование ценностного начала современной молодежи. В этот период происходит своеобразное обновление, на второй план уходит негативный багаж накопившийся предыдущим «потерянным» поколением, проявляется стремление быть полезным обществу, защищать свои права и свободы, в их сознании все четче проступают такие качества как ответственность, сопереживание, доброта, отзывчивость. Хотя наши коллеги в России Ильинский И.М. и Луков В.А. видят портрет современного молодого поколения несколько иначе. «Портрет среднестатистического молодого человека современной России получился таким: уверенный в себе оптимист с ярко выраженной индивидуальностью, коммуникабельный, старающийся быть активным и бескорыстным, не всегда честный, скорее жадный, чем щедрый, скорее жестокий, чем сострадающий, чаще проявляющий злость, чем доброжелательность» [10. С. 54]. Как нам представляется, в новом поколении дремлет некий энергетический заряд с мощным кумулятивным потенциалом. И при малейшем осложнении социально-политической ситуации или серьезной ошибке власти он способен на мощный выброс революционной энергии.
Важную роль в стабилизации ситуации и снятии возможных осложнений играет хорошо выстроенная и сбалансированная система образования, которая способна внести свои коррективы в ценностные предпочтения нового поколения, наполняя их современностью. Там еще сохраняются педагоги с высоким авторитетом, их надо только поддержать и труд их вновь вернуть на пьедестал.
Мир ценностей переполняется новым содержанием и многие ранее устоявшиеся термины уже несут иное значение. Эти изменения напрямую связаны с процессом адаптации нового поколения к жизни в условиях глобальной нестабильности, серьезных претензий нового поколения к власти, все возрастающего запроса на перемены. В этих условиях резко возрастает необходимость разработки системы мер по устранению угрозы дестабилизации социума.
Очевидно, ощущение внутрипоколенческого раскола, некое отчуждение от социума, усиливающееся влияние информатизации.
Молодые взрослые не знают, что им делать, не могут построить планы на будущее. «Подобная ситуация характеризуется уже не как классическая аномия по Э.Дюркгейму, связанная с отсутствием или размыванием норм (хотя наверняка это часть общей картины), и не как аномия по Р.Мертону, возникающая из неспособности достичь культурных целей. Это ситуация множества конкурирующих норм и дезориентации в отношении целей. Благодаря современным медиа (в первую очередь Интернету) у любой цели немедленно находится множество альтернатив» [13. С. 161]. В результате «в условиях нынешней растущей и давящей неопределенности многим молодым уже не хочется входить во взрослый мир, не хочется взрослеть, т.е. принимать стратегические, обязывающие решения, брать на себя ответственность» [13. С. 162].
Хотя у своих детей они хотят воспитать такие качества, которые не смогли сполна проявить в своей жизни.
Таблица 5.
Перед Вами список качеств, развитие которых у детей можно поощрять дома. Какие из них Вы бы назвали наиболее желательными для ребенка? (18-28/51 и старше, в %) | ||
упомянуто | не упомянуто | |
Хорошие манеры | 69.1/68,9 | 30.9/30,9 |
Независимость | 33.2/22,6 | 66.8/77,3 |
Трудолюбие | 73.3/86,8 | 26.7/13,1 |
Чувство ответственности | 67.4/72,8 | 32.6/27,1 |
Воображение | 22.0/9,2 | 78.0/90,7 |
Терпимость и уважение к другим людям | 47.5/61,6 | 52.5/38,3 |
Бережливость, экономность | 27.0/37,5 | 73.0/62,4 |
Решительность и настойчивость | 49.3/40,0 | 50.7/59,9 |
Религиозность | 6.5/11,4 | 93.5/88,5 |
Бескорыстие | 24.9/19,3 | 75.1/80,6 |
Послушание | 36.5/35,0 | 63.5/64,9 |
Новые вызовы существенно изменили новое поколение: 1) «…студенты-миллениалы почти не читают или читают слишком мало <…> у них отсутствует сам навык погружения в текст и работы со сложными текстовыми конструкциями» [13. С. 187]. «…они люди визуальной культуры – им легче смотреть, чем читать или слушать» [13. С. 188]. 2) «…сегодня получение знания все более рассматривается не как накопление и содержательное освоение материала, а как поиск готовой к использованию информации» [13. С. 188]. 3) студенты требуют прикладных знаний. 4) все труднее удерживать внимание студентов (студенты сидят в гаджитах). «Главная болезнь XXI века – это раздерганность сознания с постоянными отвлечениями и переключениями, с хронической неспособностью концентрироваться на чем-то одном и неспособностью концентрироваться на чем-то одном и неспособностью погружаться во что бы то ни было на относительно продолжительное время… <…> Мы экономим время, но при этом теряем Смысл» [13. С. 192]. 5) студенты все активнее борются за свои права.
И в этом тоже есть черты новой системы ценностей грядущей цивилизации, которая только зарождается. Эти ценности формируются в культуре через систему образования и науку. «Образование – это не просто некоторая отрасль, а часть национальной культуры, причем ее системообразующая часть» [11. С. 412]. Мы сейчас поменяли стратегию образования в угоду обстоятельствам и видим, что многое потеряли из того, что было в прежней системе образовании хорошее. «Унификация, навязываемая нам, неизбежно снижает качественный уровень образования, так как предлагает ориентироваться на усредненный уровень. Поэтому, когда мы говорим об интеграции образовательного процесса, идея обогащения качеством, преимуществами должна быть поставлена во главе угла» [11. С. 414].
Время раздумий заканчивается. «Решение, которое мы примем в следующие несколько десятилетий, определят будущее самой жизни, а принять эти решения мы можем только на основе сложившегося мировоззрения. Если у нынешнего поколения отсутствует целостный взгляд на мир, выбор будущего будет осуществляться случайным образом» [14. С. 316]. «Однако в XXI веке стабильность, по всей видимости, станет непозволительной роскошью. Если вы попытаетесь сохранить неизменной свою идентичность, профессию или мировоззрение, то рискуете очень быстро отстать от мира. <…> Чтобы идти в ногу со временем – не только экономическом, но и в социальном плане, – вы должны быть способны постоянно учиться и перестраивать себя…». <…> Оригинальность будет постепенно превращаться в новую норму, и ваш прежний опыт, как и прежний опыт всего человечества, станет менее надежным помощником. Людям как отдельным личностям и человечеству в целом все чаще придется иметь дело с тем, с чем никто никогда раньше не сталкивался: с компьютерным суперинтеллектом и сконструированными телами, с алгоритмами, которые с необыкновенной точностью научатся управлять вашими эмоциями, с рукотворными климатическими катаклизмами, а также с необходимостью каждые 10 лет менять профессию. <…> Вам придется постоянно отказываться от того, что вы лучше всего знаете, и осваивать неизвестное» [14. С. 320]. И еще очень важное замечание: «Из-за постоянно растущих темпов перемен вы не сможете с уверенностью определить, что передают вам взрослые: мудрость, неподвластную времени, или устаревшие предрассудки» [14. С. 321].
Заключение
Результаты социологических исследований в рамках международного проекта «Исследование европейских ценностей» (EVS) позволили отследить изменения ценностных предпочтений жителей Беларуси и определить возможные тенденции развитие общественно-политические процессов. Как показывает проведенный анализ, при стабильной иерархии базовых ценностей происходят достаточно быстрые изменения форм и способов их реализации. Это проявляется по отношению к семье, работе, политике. Наблюдается рост уровня индивидуализма, значения личностной самореализации в семье и на работе, ориентации на собственные силы, а не только на государство в целом. Постепенно происходит изменение потребностей и ожиданий людей в публичном пространстве. Трудовая деятельность становится не просто источником средств для существования, но и важным пространством для самовыражения. Увеличивается интерес к политическим процессам, а с развитием современных средств массовой информации, наблюдается рост политической радикализации, критического восприятия важнейших событий, что оказывает влияние на формирование поведенческих установок различных социально-демографических групп населения Беларуси.
Новое поколение разительно отличается от предыдущих. Отражая мировую тенденцию общего подъёма протестных настроений, современная молодежь радикализируется. Это поколение не потерянное, не инфантильное, не расколотое. Оно ценит индивидуализм, но откликается на чужую беду и готово жертвовать многим ради общего. У него есть свои идеи и идеалы, за которые жертвенно идет на лишения. Это поколение ориентировано на перемены и хочет жить в мире, где считаются с их мнением, приоритетна социальная справедливость. Это поколение хочет участвовать в научно-техническом прорыве, по-инновационному подходить к решению экономических проблем, рачительно использовать природные ресурсы, создавать экологически чистые производства, идентифицировать себя со своей родиной и быть своими в глобальной мировой деревне. Все более очевидным становится поворот нового поколения на Запад, принятие их потребительского образа жизни… И аргументы, которые еще вчера воспринимались молодыми людьми позитивно, сегодня уже не дают ожидаемого эффекта. Время раздумий заканчивается. Будущее определит сама жизнь и не исключено, что этот выбор будет осуществлен современной молодежью. Очень точно заметил Ю. Харари «в XXI веке стабильность, по всей видимости, станет непозволительной роскошью».
Об авторах
Александр Николаевич Данилов
Белорусский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: a.danilov@tut.by
Белоруссия
Давид Генрихович Ротман
Email: dgrotman@rambler.ru