Универсализм ценностей студенческой молодежи и развитие российского общества
- Авторы: Рязанцев И.П.1, Подлесная М.А.2, Богдан И.В.3
-
Учреждения:
- Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет
- Институт социологии ФНИСЦ РАН
- НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения Москвы
- Выпуск: Том 21, № 1 (2021)
- Страницы: 97-109
- Раздел: Современное общество: актуальные проблемы и перспективы развития
- URL: https://journals.rudn.ru/sociology/article/view/25774
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2021-21-1-97-109
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Концепт устойчивого развития в последние десятилетия стал основным теоретическим ориентиром для большинства стран. Не последнюю роль в обеспечении устойчивого развития играют традиции и ценности, в том числе установки молодежи, особенно студенчества, которое ориентировано на профессиональное будущее в России или за рубежом. Понимание вектора предпочтений студенческой молодежи во многом определяет стратегию развития страны и оценку ее человеческого капитала. В 2018 году авторы провели вторую волну эмпирического исследования «Духовно-нравственная культура российского вуза» (первая волна - 2012 год), ориентированного на изучение ценностей студентов таких ведущих вузов, как Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, и таких региональных вузов, как Тюменский государственный университет, Самарский государственный технический университет и Севастопольский государственный университет. Метод исследования - массовый опрос учащихся с помощью анкеты, в том числе посредством онлайн-анкетирования. Всего было опрошено 2505 студентов. В качестве объяснительной модели использовалась концепция традиционалистской модернизации. В статье проанализированы результаты факторного анализа ценностных ориентаций учащихся по шкале Шварца и досуговых практик студентов, а также такие показатели, как авторитет и авторитетное мнение, ответственность и чувство толерантности студентов. Авторы приходят к выводу об универсализме ценностей студенческой молодежи, которые оказываются весьма гибкими в отношении как процессов модернизации, так и сохранения российской специфики, что несколько отличается от исследования 2012 года, где приверженность традиционализму была более выраженной. Авторы статьи интерпретируют этот факт как поколенческую черту людей, рожденных в благополучные 2000-е годы, что свидетельствует о постепенном переходе российского общества к универсализму ценностей, совмещению самых разных ценностных оснований и уходе от патерналистских установок. В статье представлен сравнительный анализ по ряду показателей столичных и региональных вузов, отмечена специфика тех и других, что позволяет говорить о разной степени универсализма ценностей.
Полный текст
Одним из важнейших аспектов развития общества является соотношение трансформаций и устойчивых оснований его жизнедеятельности. В социологии сложилось несколько школ, в которых развитие исследуется с разных позиций [12], но наиболее адекватным теоретическим инструментом для изучения указанного соотношения представляется концепт устойчивого развития. Н. Луман предлагал рассматривать устойчивость как критерий предпочтительного прогноза развития [6], понимая под свойствами устойчивости упругость системы и ее способность к амортизации.
Концепт устойчивого развития актуализировался в последние годы в связи с глобальными вызовами, угрожающими функционированию социальных систем (от государства до местного сообщества) [16; 18; 19; 20; 22; 23; 27; 28]. При этом социальная устойчивость часто понимается как способность социальных структур противостоять, воспринимать, справляться с угрозами и приспосабливаться к ним [4].
Развитие каждой страны имеет культурные особенности и в большей степени связано не с экономикой, а традицией. Российскую модернизацию часто называют традиционалистской, отмечая ее противоречивый характер: стремление к научно-техническому прогрессу и ориентация на Запад, но принятие лишь тех инноваций, которые соответствуют представлениям россиян о развитии. Выбор инноваций во многом зависит от их согласованности с традицией: «Одобряются инновации, устраняющие рутинные элементы деятельности, позволяющие сфокусироваться на ее творческих составляющих. Отрицается все, что ведет к деградации культуры, разрушению семьи, алгоритмизации действия и утрате позиции его субъекта. Сопротивление такого рода инновациям вполне осознано, редко бывает открытым, ориентировано на преобразование неприемлемых нововведений» [1. С. 20]. Следовательно, развитие — это не столько устойчивость в плане восстановления равновесия, как отмечают приверженцы системного подхода, но сохранение и воспроизводство традиции в новых исторических и технологических условиях: «традиции и инновации, будучи двумя сторонами общественного развития, находятся в сложном отношении, которое с известной степенью условности можно определить как их синкретизм, т.е. сочетание, соединение разнородных, разнонаправленных начал» [2. С. 47]. Традиция — это то, что сохраняет устойчивость общества, обеспечивает связь и преемственность между поколениями, поддерживает ценностные основания. Иными словами, традицию можно интерпретировать как составляющую процесса развития, обеспечивающую его устойчивость.
Одной из главных задач исследования, результаты которого представлены в статье, было изучение набора ценностей, которыми руководствуются студенты и преподаватели, взаимодействуя друг с другом в социальном пространстве университета. Также авторы стремились выяснить, как социальнорелигиозные практики и традиции (учебные, внеучебные, воспитательные и научные), передающиеся или нет, имеющие свою преемственность или нарушающие ее, осуществляются в реалиях системы университетского образования. В 2018 году авторы провели полномасштабное исследование «Духовно-нравственная культура российского вуза» в светских и духовных вузах (рассматривались только учебные заведения Московского Патриархата). Светские вузы были представлены двумя крупнейшими университетами России — Московским государственным университетом им. М.В. Ломоносова (МГУ), Санкт-Петербургским государственным университетом (СПбГУ) — и тремя региональными университетами — Тюменским государственным университетом (ТюмГУ), Самарским государственным техническим университетом (СамГТУ) и Севастопольским государственным университетом (СевГУ). В опросе студентов светских вузов приняли участие 2505 учащихся, в духовных школах были опрошены 492 семинариста. Далее представлен анализ данных, полученных в светских вузах, среди которых были те (МГУ и СПбГУ), что принимали участие и в исследовании 2012 года.
Метод исследования — массовый опрос учащихся по квотируемой выборке, где в качестве квот выступали не только пол, возраст, курс, но и профиль обучения — естественные науки, точные (технические), гуманитарные и социальные. Опрос проводился как с помощью онлайн-анкеты, так и у зданий вузов с помощью распечатанной анкеты и интервьюеров (особенно в МГУ и СПбГУ, где опрос проводился и в 2012 году). В анкете 2018 года, как и в опросе 2012 года, респондентам был предложен вопрос с высказываниями, относящимися к разным типам мотивации: самопреодоление, самоутверждение, открытость изменениям и сохранение. В авторской методике Ш. Шварца «совокупность ценностей представляет собой мотивационный континуум, мотивационные различия между ценностями могут рассматриваться скорее как непрерывные, чем как дискретные» [25. С. 45–46], по аналогии с цветовым спектром, который «можно разделить на более широкие или более узкие ценностные конструкты» [17. С. 424]. Сначала была создана шкала из 10 ценностей, затем она была расширена до 19. Как показало множество замеров, рабочей оказались обе шкалы, но с разницей в фиксации более узких ценностных конструктов. В исследовании мы использовали первый вариант шкалы Шварца.
Для обработки результатов был применен факторный анализ. Факторы извлекались методом главных осей с последующим косоугольным облиминвращением (варимакс с нормализацией Кайзера, мера КМО = 0,75, критерий сферичности Бартлетта <0,0001). Рассмотрим результаты факторного анализа более подробно: они представлены в Таблице 1 на примере ТюмГУ, взявшего курс на модернизацию и заявляющего об этом в своей образовательной программе. Для студентов ТюмГУ было выделено 5 факторов (>1), которые объясняют 51% дисперсии.
Таблица 1. Факторные нагрузки и корреляции между факторами у студентов ТюмГУ
Ценности | Фактор | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
важно быть уважаемым человеком | ,723 | ,196 | ,197 | −,042 | −,004 |
важно быть успешным | ,696 | ,084 | ,114 | ,290 | −,152 |
важно быть богатым | ,602 | ,179 | −,325 | ,151 | ,128 |
важно продемонстрировать свои способности | ,506 | ,223 | ,150 | ,032 | −,278 |
важно иметь возможность повеселиться | ,255 | ,769 | ,041 | −,024 | −,040 |
важно хорошо проводить время | ,155 | ,763 | ,040 | ,092 | ,143 |
важен поиск приключений, риск | ,103 | ,540 | ,166 | ,035 | −,333 |
важно помогать окружающим | ,150 | ,008 | ,784 | ,074 | ,006 |
важно понять других людей | −,068 | ,220 | ,599 | ,037 | −,170 |
важно вести себя правильно и избегать поступков, которые могут вызвать осуждение | ,410 | −,236 | ,584 | −,062 | ,319 |
важно быть верным другом | ,045 | ,366 | ,495 | ,288 | ,098 |
важно самому принимать решения | ,035 | ,256 | ,033 | ,741 | −,203 |
важно жить в безопасном окружении | ,195 | −,146 | ,112 | ,741 | ,144 |
важно быть скромным, держаться в тени | −,111 | ,036 | ,020 | −,017 | ,849 |
Первый фактор полностью совпадает с фактором самоутверждения Шварца. Данный фактор нагружает больше всего пункты: важно быть уважаемым человеком; важно быть успешным; важно быть богатым; важно продемонстрировать свои способности. В исследовании 2012 года этот фактор был столь же значим и занимал первое место у студентов МГУ и СПбГУ. Во второй фактор вошли 3 из 4 суждений, имеющих отношение к открытости изменениям (важно иметь возможность повеселиться, важно хорошо проводить время, важен поиск приключений). В исследовании 2012 года применительно к МГУ и СПбГУ эти значения факторов были обозначены как «гедонизм — склонность к инновациям/риску» [9. С. 564].
Третий фактор — забота о людях (важно помогать окружающим, важно выслушивать мнения не похожих людей, важно быть верным другом), также в этот фактор входит важность вести себя правильно и избегать поступков, которые могут вызвать осуждение, которое у студентов ТюмГУ ассоциируется с уважительным отношением к другим. Четвертый фактор объединяет открытость изменениям (важно самому принимать решения) и ценности сохранения (важно жить в безопасном окружении). Можно предположить, что независимость для молодежи — очень важное чувство, и отстаивание своих прав выступает гарантией безопасности. Последний фактор — одна позиция о важности скромности — самый непопулярный. Однако отечественные авторы, изучавшие российскую специфику применения шкалы Шварца, при многомерном шкалировании 19 ценностей сделали значимые для нас уточнения: например, «репутацию лучше рассматривать как часть безопасности, а скромность — как часть конформизма» [13. С. 63], при этом традиция имеет те же основания, что и репутация, тяготея не к позициям конформизма, а безопасности. Непопулярность позиции «важно быть скромным» может говорить в том числе о снижении комформизма в студенческой среде.
Таким образом из 4 классических факторов Шварца самый невыраженный у молодежи ТюмГУ — фактор сохранения, который «размазан» по другим факторам и указывает на неактуальность избегания изменений, самоограничения и порядка [13. С. 51]. Это может объясняться как молодым возрастом респондентов, которые в полной мере не ощутили ответственность взрослой жизни (о чем говорит также высокая доля обеспеченных респондентов), так и тем, что их детство (в отличие от более старших поколений) пришлось на относительно благополучные 2000-е годы, что делает для них менее актуальными материалистические ценности и обуславливает их интерес к ценностям постматериалистическим.
Проведенный факторный анализ (Табл. 2) по всем вузам (КМО = 0,775) показал в целом схожую с ТюмГУ картину, с небольшими различиями по более выраженным ценностям сохранения и менее дифференцированным ценностям открытости изменениям и самоутверждения.
Таблица 2. Факторные нагрузки и корреляции между факторами у студентов по всем вузам
Ценности | Фактор | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
важно иметь возможность повеселиться | ,749 | −,036 | ,137 | −,097 |
важно хорошо проводить время | ,660 | ,101 | ,188 | −,053 |
важен поиск приключений, риск | ,604 | −,096 | ,241 | −,188 |
важно продемонстрировать свои способности | ,535 | ,155 | ,150 | ,025 |
важно быть богатым | ,523 | ,323 | −,436 | ,230 |
важно быть уважаемым человеком | ,500 | ,387 | ,010 | ,387 |
важно жить в безопасном окружении | −,133 | ,737 | ,157 | ,043 |
важно быть успешным | ,459 | ,616 | −,038 | ,079 |
важно самому принимать решения | ,188 | ,548 | ,236 | −,357 |
важно помогать окружающим | ,095 | ,161 | ,726 | ,221 |
важно понять других людей | ,210 | −,008 | ,581 | ,051 |
важно быть верным другом | ,254 | ,210 | ,536 | ,043 |
важно вести себя правильно и избегать поступков, которые могут вызвать осуждение | −,019 | ,227 | ,275 | ,699 |
важно быть скромным, держаться в тени | −,095 | −,176 | ,050 | ,636 |
Факторный анализ был проведен и по формам досуга студенческой молодежи. Рассмотрим его результаты на примере данных, полученных в ТюмГУ (использовался метод вращения Варимакс с нормализацией Кайзера, вращение сошлось за 6 итераций, КМО=0,75, объясненная дисперсия = 49%) (Табл. 3).
Таблица 3. Факторные нагрузки и корреляции между факторами у студентов ТюмГУ (досуг)
Формы досуга | Фактор | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
путешествия по городам с экскурсией | ,706 | −,028 | ,066 | ,180 | ,041 |
посещение театров, музеев | ,654 | ,062 | ,279 | ,041 | −,087 |
поездки на море/отдых на природе | ,644 | ,174 | ,126 | ,026 | ,059 |
занятия спортом | ,509 | ,107 | −,242 | −,135 | ,017 |
посещение музыкальных концертов, клубов, рокфестивалей | ,506 | ,213 | ,151 | −,021 | ,098 |
занятия волонтерской работой | ,290 | ,104 | ,215 | ,025 | ,107 |
просмотр телевизора | ,070 | ,752 | −,154 | −,066 | −,226 |
общение с друзьями и знакомыми по Интернету | −,050 | ,644 | ,193 | ,049 | ,427 |
прогулки с друзьями | ,233 | ,582 | ,065 | ,013 | ,055 |
встречи с родными | ,277 | ,561 | ,281 | ,071 | −,015 |
занятия творчеством | ,106 | ,015 | ,772 | −,014 | ,041 |
чтение книг | ,193 | ,126 | ,633 | −,024 | −,082 |
молитва, чтение Евангелия, Псалтыри, Святых Отцов | ,022 | ,007 | −,045 | ,808 | ,032 |
посещение храма во время Богослужений | ,062 | ,018 | ,027 | ,788 | −,078 |
игры в компьютерные игры | −,023 | ,035 | ,106 | ,013 | ,799 |
игры в азартные игры на деньги или на «интерес» | ,232 | −,057 | −,228 | −,090 | ,564 |
Первый фактор (путешествия по городам с экскурсией, театры и музеи, поездки на море/природу, спорт, фестивали) можно назвать фактором активного отдыха: он самый нагруженный, что может указывать как на реальную активность учащихся в досуговой деятельности, так и на их ожидания. К этому фактору примыкает волонтерская деятельность, хотя и со слабой факторной нагрузкой, но несколько ниже данная переменная нагружена на другие факторы, в первую очередь, на третий, что указывает на то, что волонтерство входит в досуг. Второй фактор (телевизор, общение по Интернету, прогулки с друзьями, встречи с родными) можно назвать пассивным отдыхом или отдыхом с близкими. Третий фактор (занимаюсь творчеством, читаю книги) связан с интересом к творчеству и саморазвитию. Четвертый фактор (молитва и чтение священных книг, посещение храма) — религиозное времяпрепровождение. Пятый (компьютерные игры и игры в карты) — это азартный отдых. Последние два фактора наименее популярны и не составляют досуг значительной части студенческой молодежи ТюмГУ.
Факторный анализ, проведенный по всем вузам, обнаружил схожую с ТюмГУ картину, указывая на набор общих досуговых практик студенческой молодежи как в столичных университетах, так и региональных. Вместе с тем заметна большая нагруженность первого фактора, включающая практики активного отдыха. Причем этот фактор размывается позициями «занимаюсь творчеством», «читаю книги», которые в случае ТюмГУ составляли отдельный фактор «творчество и саморазвитие». По всем вузам наблюдается рост позиции «занимаюсь волонтерской работой», что, очевидно, характерно для студенчества в целом. Фактор, обозначенный нами как религиозное времяпрепровождение, становится третьим, обозначая наличие группы студенческой молодежи, участвующей в церковных таинствах и другой религиозной деятельности. Факторный анализ по всем вузам, при общей схожести досуговых практик, обнаружил их вариативность и гибкое сочетание (Табл. 4).
Таблица 4. Факторные нагрузки и корреляции между факторами у студентов по всем вузам (досуг)
Формы досуга | Фактор | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
посещение театров, музеев | ,655 | ,089 | ,078 | ,278 | −,051 |
чтение книг | ,619 | ,051 | ,020 | −,117 | −,018 |
занятия творчеством | ,596 | ,166 | −,012 | −,220 | −,001 |
посещение музыкальных концертов, клубов, рокфестивалей | ,592 | ,122 | −,033 | ,166 | ,136 |
путешествия по городам с экскурсией | ,454 | ,105 | ,091 | ,443 | −,060 |
занятия волонтерской работой | ,344 | ,022 | ,062 | ,240 | ,162 |
просмотр телевизора | −,182 | ,733 | ,039 | ,019 | −,028 |
встречи с родными | ,258 | ,631 | ,037 | ,168 | −,024 |
общение с друзьями и знакомыми по Интернету | ,234 | ,596 | −,062 | −,240 | ,266 |
прогулки с друзьями | ,232 | ,497 | −,048 | ,178 | ,026 |
поездки на море/отдых на природе | ,383 | ,425 | ,037 | ,411 | −,018 |
молитва, чтение Евангелие, Псалтыри, Святых Отцов | −,017 | −,003 | ,838 | −,039 | ,061 |
посещение храма во время Богослужений | ,096 | ,002 | ,824 | ,047 | −,034 |
занятия спортом | −,025 | ,093 | −,046 | ,705 | ,046 |
игры в компьютерные игры | ,064 | ,158 | −,028 | −,195 | ,753 |
игры в азартные игры на деньги или на «интерес» | −,003 | −,084 | ,061 | ,287 | ,723 |
В концепции Иглхарта досуг является одной из основных постматериалистических ценностей [5], его разнообразие, о чем свидетельствуют полученные данные, указывает не только на имеющиеся возможности, но и на запросы студентов, которые неоднородны и связаны не только с развлечением, но и с познавательной деятельностью, общением, саморазвитием, спортом, помощью другим. В качестве отдельных запросов есть и религиозные, что свидетельствует о наличии группы религиозных студентов как в столичных, так и в региональных университетах.
Одним из важных для нас является показатель авторитета среди учащихся российских университетов. Согласно полученным данным, у студентов авторитеты есть, а те, кто заявил об их отсутствии, составили меньшинство (3,8%). В качестве наиболее значимых авторитетных мнений назывались мнения родителей и ближайших родственников (первая позиция), на втором месте — ближайшие друзья. Это две основные группы авторитетов, чье мнение важно для студентов, к кому они готовы прислушиваться. Все остальные позиции имеют заметно меньшую долю, т.е. авторитеты присутствуют, но круг их довольно узок. Очевидны различия в ответах респондентов столичных и региональных вузов: для учащихся МГУ и СПбГУ в гораздо меньшей степени значим авторитет родителей (семьи), чем для студентов ТюмГУ, СамГТУ, СевГУ, и в большей степени заметно влияние друзей. Для студентов Московского и Санкт-Петербургского университетов в большей мере характерен авторитет преподавателей, публичных персон и ученых (чем по выборке в целом). А вот авторитет школьного учителя низок по всем вузам, что не может не вызывать тревоги, так как это связано с процессом социализации личности.
О ценности семьи косвенно свидетельствуют и ответы на вопрос об отношении студентов к основным христианским заповедям (ветхозаветным и новозаветным). Наибольшее согласие среди учащихся (столичных и региональных вузов) получило высказывание о почитании родителей, но в региональных вузах доли согласившихся с этой заповедью заметно больше, чем в МГУ и СПбГУ. Наименьшее принятие у студентов вызывает заповедь о несопротивлении злу («кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую»), особенно это касается учащихся СПбГУ, где с заповедью полностью или частично согласны всего 9,8% опрошенных. Несмотря на высокую значимость дружбы и друзей как авторитетов, с высказыванием о необходимости «положить душу за други своя» как проявлением высшей дружеской любви согласились меньше половины опрошенных. Лишь в МГУ и СевГУ согласных с тем, что любовь, как и дружба, могут быть связаны с ограничениями и лишениями (по 52%). Не получила поддержки и заповедь о поклонении единому Богу, что, скорее всего, свидетельствует об отсутствии соответствующего дискурса в студенческой среде.
Весьма показательны ответы респондентов о том, за кого они готовы нести ответственность. Согласно полученным данным, ответ «ни за кого» не доминирует ни в одном из университетов. В первую очередь учащиеся вузов готовы нести ответственность за себя и свою семью, затем за друзей и лишь в последующую очередь за детей (в обозримом будущем). Вместе с тем и здесь ценность семьи гораздо выше для студентов региональных вузов — учащиеся МГУ и СПбГУ в меньшей степени готовы нести за нее ответственность. При этом в университетах Москвы и Санкт-Петербурга (при небольших показателях по выборке в целом) выше доли тех, кто готов нести ответственность за страну и человечество, а также за своих одногруппников. Можно предположить, что это связано как с престижем университетов, которые формируют у учащихся представление о будущей деятельности широкого масштаба, так и со спецификой российских столичных городов, которые, в отличие от региональных центров, предоставляют больше возможностей для реализации ответственности.
В заключение рассмотрим ответы студентов на вопросы, которые условно можно отнести к показателям уровня толерантности, — об отношении к людям иной национальности и важности религиозной веры в жизни человека. В анкете мы просили учащихся оценить предлагаемые суждения по 10-бальной шкале, где 1 балл означал полное несогласие, а 10 — полное принятие. В результате по всем вузам на вопрос «Считаете ли Вы, что к людям других национальностей следует относиться с уважением?» был получен средний балл 9, а в СамГТУ — 8; на вопрос «Насколько важной, на Ваш взгляд, в жизни человека является его религия?» — по всем вузам средний балл 5, а в СевГУ — 6. Иными словами, средние оценки показали максимальную степень солидарности учащихся с утверждением, что к людям другой национальности следует относиться с уважением. Подобное проявление толерантности может быть следствием как проводимой российскими властями политики, так и распространения либеральных европейских ценностей, но может быть и стандартным ответом современного гражданина. Тогда как ответы на вопрос о важности религиозной веры в жизни человека не столь однозначны и указывают, видимо, на индифферентное отношение к вопросам религии, а могут свидетельствовать о принятии студентами ценностей постсекулярного общества — когда религия и вера становятся личным делом каждого.
***
Проведенное исследование показало универсализм ценностей российских студентов, которые способны быть гибкими в отношении как процессов модернизации, так и сохранения российской ценностной специфики. Так, при высокой значимости ценностей самоутверждения (что, согласно Р. Инглхарту, характеризует постматериализм), не менее выражены и ценности сохранения; при высокой значимости досуга в целом и тяготении к активному отдыху, прослеживается и нацеленность на волонтерскую деятельность и помощь другим (особенно в столичных университетах). Наиболее значимой ценностью для студенческой молодежи по-прежнему остается семья, причем в большей степени для учащихся региональных вузов. Для студентов МГУ и СПбГУ важна и дружба, но вместе с тем готовность постоять за друга, чем-то пожертвовать, как и ожидалось, развита не у всех, что скорее всего говорит о редкости таких качеств в целом, чем о крайнем индивидуализме студенческой молодежи.
У современной студенческой молодежи есть четкие авторитеты, и, хотя это преимущественно родители и друзья, т.е. ближайшее окружение, студенты готовы прислушаться и к авторитетам за пределами этого круга, особенно учащиеся столичных университетов, у которых круг авторитетов несколько шире. Назвать нынешних российских студентов безответственными нельзя — напротив, большинство из них готово (по крайней мере декларируют это) нести ответственность не только за себя, но и за своих близких, прежде всего семью, особенно учащиеся региональных университетов, а у студентов МГУ и СПбГУ круг ответственности еще шире. В сфере религиозности мы видим, что при наличии небольшой группы, выбирающей в качестве досуга религиозные практики, основная масса учащихся проявляет индифферентное отношение к религии (особенно студенты СПбГУ), что может быть проявлением постсекулярного общества, где вера, как и религиозные убеждения — сфера частной жизни. Следует отметить также снижение конформизма в студенческой среде и то, что для большинства студентов безопасность связана с самостоятельностью. В этом смысле учащиеся российских вузов пытаются быть или казаться более независимыми, чем прежде (например, в сравнении с данными 2012 года).
Об авторах
Игорь Павлович Рязанцев
Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: dekan-soc@mail.ru
доктор экономических наук, заведующий кафедрой социальных наук историко-филологического факультета
ул. Новокузнецкая, 23 Б, Москва, 115184, РоссияМария Александровна Подлесная
Институт социологии ФНИСЦ РАН
Email: yamap@yandex.ru
кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Института социологии
ул. Кржижановского, 24/35, к.5, Москва, 117218, РоссияИгнат Викторович Богдан
НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения Москвы
Email: BogdanIV@zdrav.mos.ru
кандидат политических наук, начальник отдела
ул. Шарикоподшипниковская, 9, Москва, 115088, РоссияСписок литературы
- Аксенова О.В., Халий И.А. Современное развитие. К постановке темы исследования // Вестник Института социологии. 2018. № 24.
- Вебер А.Б. Парадоксы современного развития: человечество у развилки истории // Вестник Института социологии. 2018. № 24.
- Вербилович О. Теория коммуникативного действия: ключевые категории и их познавательный потенциал // Публичная сфера: теория, методология, кейс-стади. М., 2013.
- Иванов В.Н. Политическая социология. М., 2000.
- Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия: Последовательность человеческого развития. М., 2011.
- Луман Н. Социальные системы. Очерк общей теории. СПб., 2007.
- Магун В.С., Руднев М.Г. Базовые ценности-2008: сходства и различия между россиянами и другими европейцами. Препринт WP6/2010/03. М., 2010.
- Нарбут Н.П., Троцук И.В. Социальное самочувствие молодежи постсоциалистических стран (на примере России, Казахстана и Чехии): сравнительный анализ ценностных ориентаций (часть 1) // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2018. Т. 18. № 1.
- Нарбут Н.П., Троцук И.В. Социальное самочувствие молодежи постсоциалистических стран (на примере России, Казахстана и Чехии): сравнительный анализ страхов, надежд и опасений (часть 2) // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2018. Т. 18. № 2.
- Панарин А.С. Православная цивилизация. М., 2014.
- Рязанцев И.П., Подлесная М.А., Петрова А.А., Козлов И.И., Пахарь А.М. Ценностные ориентации студенческой молодежи в вузах светской и религиозной направленности // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2016. Т. 16. № 3.
- Титаренко Л.Г. Современная социальная теория и национальные традиции // Социологический альманах. 2011. № 2.
- Шварц Ш., Бутенко Т.П., Седова Д.С., Липатова А.С. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России // Психология. 2012. Т. 9. № 1.
- Alexander J. The Meanings of Social Life: A Cultural Anthropology. Oxford, 2003.
- Benhabib S. Situating the Self: Gender, Community, and Postmodernism in Contemporary Ethics. New York, 1992.
- Birkmann J. Measuring Vulnerability to Natural Hazards. Towards Disaster Resilient Societies. New York, 2006.
- Davidov E., Schmidt P., Schwartz S.H. Bringing values back in: The adequacy of the European social survey to measure values in 20 countries // Public Opinion Quarterly. 2008. Vol. 72.
- Folke C., Biggs R., Norström A.V., Reyers B., Rockström J. Social-ecological resilience and biosphere-based sustainability science // Ecology and Society. 2016. Vol. 21. No. 3.
- Goldstone J. Understanding the revolutions of 2011: Weakness and resilience in Middle Eastern autocracies // Foreign Affairs. 2011. Vol. 90.
- Gunderson L.H., Allen C.R., Holling C.S. (Eds.) Foundations of Ecological Resilience. Island Press, 2009.
- Luhmann N. Das Moderne der modernen Gesellschaft // Beobachtungen der Moderne. Opladen, 1992.
- McCarthy D.D.P., Crandall D.D., Whitelaw G.S., General Z., Tsuji L.J. A critical system approach to social learning: Building adaptive capacity in social, ecological, epistemological (SEE) systems // Ecology and Society. 2011. Vol. 16. No. 3.
- Reggiani A. Network resilience for transport security: Some methodological considerations // Transport Policy. 2013. Vol. 28.
- Schwartz S.H. Cultural Value Orientations. Nature and Implications of National Differences. M., 2008.
- Schwartz S.H. Universals in content and structure of values: Theoretical advances and empirical tests in 20 countries // M. Zanna (Ed.). Advances in Experimental Social Psychology. Vol. 25. N.Y., 1992.
- Schwartz S.H., Bardi A. Influences of adaptation to communist rule on value priorities in Eastern Europe // Political Psychology. 1997. Vol. 18. No. 2.
- Walker B., Salt D. Resilience Thinking: Sustaining Ecosystems and People in a Changing World. Island Press, 2012.
- Walker W., Chapin F.S., Kofinas G.P., Folke C., Carpenter S.R., Olsson P., Abel N., Biggs R., Naylor R.L., Pinkerton E., Stafford Smith D.M., Steffen B.H., Young O.R. Resilience-based stewardship: Strategies for navigating sustainable pathways in a changing world // Principles of Ecosystem Stewardship: Resilience-Based Natural Resource Management in a Changing World. N.Y., 2009.