Динамика политико-идеологических ориентаций населения России в постсоветский период

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В ходе перманентных трансформационных процессов во всех сферах жизнедеятельности российского общества особую значимость обретает динамика политико-идеологических воззрений граждан, их отношение к формированию и реализации стратегических направлений развития общества. В последнее время среди ученых господствуют представления о кризисе либеральных идей и росте консерватизма, «левом повороте», востребованности государственной идеологии как способа преодоления идейного раскола общества и обеспечения его единства и целостности. В то же время в научном анализе нередко игнорируются противоположные тенденции, что приводит к явному недопониманию реального развития идеологической ситуации в постсоветский период в целом. Цель статьи - некоторое заполнение данного пробела по результатам анализа динамики ключевых политико-идеологических ориентаций россиян за последнюю четверть века. На эмпирическом материале социологического мониторинга «Как живешь, Россия?» и авторских исследований анализируется динамика умонастроений россиян, их идеологические взгляды и политические ориентации. В частности, исследование подтвердило гипотезы о снижении роли идеологии в жизни общества, смягчении идейной поляризации граждан, мозаичности их идеологических воззрений и некоторой утрате идеологическими маркерами политического устройства статуса терминальных ценностей. Авторы делают вывод, что при нынешней размытости идеологических ориентаций формирование государственной идеологии не будет способствовать преодолению существующей эклектики идейных воззрений без современного социального и правового государства, которое придет на смену существующему «гибридному режиму».

Полный текст

«Демократический транзит» российского общества, как и многих других «модернизирующихся» государств, носит незаконченный и амбивалентный характер. Вследствие этой незавершенности возникают так называемые «гибридные режимы», в которых либеральные принципы сочетаются с усилением государственного регулирования, приватизация — с национализацией, частный бизнес — с госкапитализмом [30; 31]. В сфере выбора идеологических обоснований проводимого курса наблюдается разброс идеологических представлений, спектр которых охватывает как модернистские, так и традиционные идеологические конструкты [12; 22; 30; 31]. Амбивалентность и гибридность затрудняет понимание динамики социальных, политических и идеологических процессов, так как классические теории и концепции не справляются с их описанием. Несмотря на то, что научные попытки выявить особенности и закономерности динамики идущих процессов предпринимаются уже в течение длительного времени и накопился немалый теоретический и эмпирический материал, здесь до сих пор нет ясности, поскольку эти процессы далеко не прямолинейны или поступательны. Амбивалентность постсоветского развития привела к поляризации мнений ученых относительно государственной политики в сфере идеологической жизни российского общества [8; 9; 23] и общего вектора развития идеологических ориентаций и воззрений граждан, понимание которых имеет принципиальное значение для дальнейших общественных преобразований [19; 25; 28].

Сложившиеся подходы к исследованию динамики идеологических ориентаций можно классифицировать по разным основаниям и выделить несколько главных. Первый связан с изучением динамики идеологических ориентаций в контексте общественной безопасности, с позиций национального интереса и формирования единой государственной идеологии [7; 9; 14; 21; 28]. Второй исследует идеологические ориентации в контексте демократизации и развития правового государства — с точки зрения социальной защищенности личности, ослабления социальной напряженности и снижения уровня тревожности россиян [16, 17; 18; 25; 26]. Третий направлен на выявление динамики идеологических ориентаций как особой формы синтеза консервативных и модернистских воззрений, социалистических и либеральных ценностей [1; 4; 20]. Четвертый ориентирован на поиск «институциональной матрицы», наиболее соответствующей менталитету народа и его идеологии. Идеологическое взаимодействие разных воззрений в истории российского общества рассматривается как цикличное — от консерватизма к прогрессивному либерализму и обратно [2; 3; 10].

Специфика нашего подхода в том, что, не отрицая перечисленных направлений, мы фокусируемся на поиске констант идеологических ориентаций, полагая, таковые определяются и корректируются, с одной стороны, жизненными стратегиями и моделями поведения индивида, с другой — курсом экономического, политического и социального развития. Объект исследования — идеологические ориентации в динамике и с точки зрения представлений о желаемом пути развития России и обществе, в котором люди хотели бы жить, разделяемых позиций по широкому спектру идей, социокультурных маркеров капиталистического и социалистического развития. Цель исследования — изучение динамики идеологических ориентаций в течение длительного двадцатипятилетнего постсоветского периода для выявления мировоззренческих констант и особенностей развития идеологического процесса, которые фиксируются по трем осям: идеологизация–деидеологизация сознания, левый поворот — правый поворот, идеологическая поляризация — идеологическая конвергенция воззрений.

В качестве основных гипотез исследования выступили следующие предположения, по поводу которых наблюдаются наибольшие разногласия ученых: 1) идеологический раскол не носит опасный для общества характер и во многом вызван гибридностью режима и многовекторностью проводимого курса; 2) гибридные режимы позволяют опираться на разные, зачастую противоположные идеологические установки, которые повышают его устойчивость и стабильность; 3) синтез разных идеологических воззрений может обеспечить нормальный процесс формирования государственной идеологии, отражающей общественный мировоззренческий консенсус; 4) маркеры социализма и капитализма, справедливости и свободы постоянно меняются, но в целом соотношение коммунитарных и субсидиарных воззрений и стратегий остается относительно стабильным в контексте определенного социально-идеологического состояния общества. Для проверки гипотез были обозначены ключевые идеологические конструкты массового сознания и рассмотрены в динамике, после чего планируется определить инварианты социально-идеологического портрета российского общества, которые остаются неизменными или мало меняются со временем, несмотря на серьезные трансформации социально-экономических и социально-политических процессов.

В качестве эмпирической базы для вторичного анализа выступили результаты мониторинга ИСПИ РАН «Как живешь, Россия?» за 1995–2019 годы (общероссийская выборка в 1607 респондентов) [17], а также результаты социологических исследований, проведенных при участии авторов: «Оценка итогов и перспектив приватизации» (2005 год, общероссийская выборка в 2800 респондентов) [10] и «Оценка населением итогов и перспектив радикальных преобразований российского общества» (2019 год, репрезентативная выборка в 900 респондентов). Данные всех исследований были собраны методом очного личного стандартизированного интервью. Сравнительному анализу были подвергнуты методически сопоставимые показатели, измеренные по идентичным пятипозиционным порядковым шкалам, где крайние позиции характеризуют максимальную и минимальную степень выраженности измеряемого признака.

Результаты исследований свидетельствуют, что на протяжении двадцати пяти лет, несмотря на перипетии политического и экономического характера, большинство россиян выражают приверженность особому национальному пути. В значительной мере эти умонастроения сопряжены с выбором вектора социально-ориентированной экономики с преобладанием государственных форм собственности, тогда как преимущества свободной рыночной экономики привлекают лишь каждого десятого (Табл. 1).

Оценивая отношение респондентов к политической системе (принимая во внимание, что кардинальных изменений в ней за анализируемый период не произошло), можно говорить если не о принятии, то о «привыкании» массового сознания к изменениям. Так, если крах советской системы и официальной идеологии воспринимался подавляющей частью населения как катастрофа — в 1994–1999 годы лишь 3% «полностью устраивала политическая система нашего общества», то в 2000–2010 годы эта доля выросла до 8%, а в 2019 — до 20%. О феномене «привыкания» свидетельствует и снижение доли считающих, что «политическую систему необходимо изменить» (в 1994 году — 88%, в 2010 — 77%, в 2019 — 66%), причем доля полагающих, что это нужно сделать радикальным образом, уменьшилось в 1,5 раза [18. С. 9].

Таблица 1. Наиболее приемлемый путь социально-экономического развития России

Путь экономического развития России

Распространенность мнения, в %

1992

2004

2011

2017

Свой особый путь развития

52

44

45

42

Социально-ориентированная экономика наподобие Швеции

24

24

20

26

Экономика с преобладание государственных форм
собственности по образцу Китая

5

9

11

10

Свободная рыночная экономика, как в США, Великобритании, ФРГ, Франции

11

9

8

9

Затруднились ответить

24

24

20

26

Здесь и далее, если не указано иное, источник: Центр стратегических социальных и социально-политических исследований ИСПИ РАН (2017).

Вместе с тем динамика представлений о типе общества, в котором россияне хотели бы жить, свидетельствует об устойчивой поляризации умонастроений и одновременно об идеологической неопределенности: более половины населения примерно в равной мере ориентировано на социализм и капитализм, наметилась тенденция к снижению доли граждан, связывающих свое благополучие с социалистическим типом общества, и, наоборот, к увеличению доли ориентированных на капитализм. Однако важнее то, что значительная доля респондентов затрудняется дать ответ, в каком обществе они хотели бы жить. Очевидно, что понятия «социализм» и «капитализм» применительно к желаемому типу общества не имеют для этой части населения практического смысла. Вероятно, население воспринимает нынешнее улучшение своего материального положения по сравнению с 1990-ми годами как достижения нынешнего типа политического устройства (Табл. 2). Впрочем, сравнительный анализ оценок населением идеологического фундамента общественного устройства России показывает, что в массовом сознании наметился рост диффузной неопределенности и рассеивания мнений. Если в 2005 году около 70% оценивали общественный строй России как олигархический и криминальный капитализм, то в 2019 году выделить доминирующие представления невозможно, несмотря на некоторое усиление позиции «государственный капитализм». Треть опрошенных не может однозначно оценить тип общественного устройства современной России (Табл. 3).

Таблица 2. Тип общества, в котором россияне хотели бы жить

Тип общества, в котором россияне хотели бы жить

Доля населения, в %

1998

2008

2014

2018

В социалистическом

38

30

33

29

В капиталистическом

22

18

16

24

В каком-то другом

10

10

7

6

Затруднились ответить

30

39

44

41

Таблица 3. Тип общественного устройства, сложившийся в России

Общественный строй в России

Распространенность мнения,
в %

2005

2019

Олигархический капитализм

41

20,3

«Криминальный капитализм»

29

13,7

Государственный капитализм

7

13,3

Что-то неопределенное, строй, соединяющий черты социализма, капитализма и феодализма

10,7

Клановый капитализм

8

9,2

Социально-ориентированный рыночный капитализм

5

8,4

Классический (свободный) капитализм

3

3,4

Народный капитализм

2

2,8

Военно-феодальный строй (диктатура)

1,4

Затрудняюсь ответить

3

16,9

Источник: результаты социологического исследования ИСПИ РАН (2005); результаты авторского исследования «Оценка итогов и перспектив радикальных преобразований российского общества» (2019).

Еще более мозаичны идеологические взгляды населения: около четверти респондентов затрудняются в определении таковых, у остальных наблюдается их разброс по декларируемой направленности и устойчивости (Табл. 4).

Таблица 4. Разделяемые населением идеологические позиции

Идеологические взгляды

Распространенность мнения, в %

2002

2005

2015

2018

2019

Демократические

16

23

29

26

26

Патриотические

17

24

34

28

28

Коммунистические

7

8

7

7

8

Либеральные

4

6

11

9

7

Социалистические

9

9

6

9

8

Социал-демократические

1

4

5

7

5

Консервативные

3

5

6

5

4

Националистические

1

4

2

3

4

Затрудняюсь ответить

17

32

22

24

26

Наиболее значимо представлены понятные для массового сознания, интерпретируемые и пропагандируемые в СМИ «демократические» и «патриотические» взгляды, незначительные доли (в среднем 7–9%) разделяют коммунистические, социалистические и либеральные взгляды. Их несоотнесенность с соответствующим типом общества, видимо, говорит о том, что в основном в построении своих жизненных стратегий и реализации субъективно значимых потребностей и интересов россияне практически не руководствуются какой-либо идеологией. Об этом свидетельствует и отсутствие в обществе поддержки политических партий: около половины россиян (44%) не поддерживают никакую политическую партию, хотя эта доля за двадцать лет выросла в 1,8 раза. Причем поддержка правящей партии («Единая Россия») и КПРФ статистически сопоставима — 14% и 8% соответственно [18. С. 17].

Если схематично описать отношение россиян к состоянию общества и их идеологические установки, то можно сделать вывод, что, несмотря на неопределенность и противоположность идеологических взглядов, наблюдается единодушный отказ поддерживать пути социально-политического и экономического развития (Табл. 5).

Таблица 5. Идеологические установки и оценка путей социально-политического и экономического развития

Идеологические ориентации

%

Политические и социально-экономические референты общественной ориентации

Индексы***

1998

2018

1998

2018

На социалистический тип общественного устройства

38

29

Одобрение политической
системы общества

–0,79

–0,46

Поддержка курса экономических реформ

–0,65

–0,17

Поддержка правящей партии

–0,27*

–0,15

На капиталистический тип общественного устройства

22

24

Соответствие экономических преобразований интересам большинства населения

–0,63**

–0,51

Затруднились с ответом

30

41

Людям у власти нет никакого дела до простых людей

–0,65

–0,67

* 1999 год
** 2004 год
*** Индекс — это разность положительных и отрицательных оценок, соотнесенных с количеством опрошенных. Индекс принимает значения от –1 — абсолютная не поддержка — до +1 — абсолютная поддержка.

Таким образом, анализируя динамику идеологических ориентаций россиян в постсоветский период, можно говорить о беспорядочном вплетении идейно-политических установок в контекст социально-экономических факторов. Более того, с середины 1990-х годов в общественном мнении наблюдается постепенный отказ от веры в идеологические постулаты как маяки благостного жизнеустройства [25. С. 48].

Оценивая многообразие субъективных проекций населения в отношении социалистической и капиталистической моделей, можно выделить ряд устойчивых маркеров этих антагонистических общественно-политических систем (Табл. 6).

Маркеры социализма — это, главным образом, нравственные основы (коллективизм, порядок, патриотизм, справедливость) и производные от них (взаимопомощь и права человека). Для капитализма, по мнению россиян, в первую очередь, характерны частная собственность, конкуренция, коррупция, власть узкой группы людей и, как следствие, социальная незащищенность и бедность. Примечательно, что такие, казалось бы, атрибутивные качества капитализма, как свобода, права человека, высокий уровень жизни и даже технический прогресс со временем отходят на задний план и становятся почти сопоставимы с качествами, приписываемыми социализму. Другой примечательной особенностью сопоставления социализма и капитализма в массовом сознании россиян является то, что негативные черты — преступность, бедность, подавление личности — в большей мере связываются с капиталистическим, чем с социалистическим укладом жизни, а такие качества, как гуманизм и духовность, по мнению россиян, капиталистическому строю практически не свойственны. Можно утверждать, что идеологические маркеры общественного устройства теряют статус терминальных ценностей, и россияне перестают связывать свои жизненные перспективы исключительно с типом политического устройства.

Таблица 6. Идеологические и нравственные маркеры социалистического и капиталистического общества

Распространенность, в % СОЦИАЛИЗМ

Маркеры

Распространенность, в % КАПИТАЛИЗМ

1998

2006

2014

2018

1988

2006

2014

2018

58

42

43

39

Коллективизм

0

2

5

2

44

37

42

38

Порядок

17

7

9

6

40

39,

40

41

Патриотизм

2

2

3

2

29

26

34

30

Справедливость

7

4

4

3

23

15

19

26

Народовластие

2

2

4

2

13

17

23

18

Права человека

19

11

9

8

19

19

Взаимопомощь

1

1

18

11

13

14

Бедность

32

28

20

22

10

14

19

11

Свобода

30

22

20

190

16

8

14

12

Духовность

3

2

2

1

11

12

9

11

Высокий уровень жизни

35

19

13

15

12

21

13

11

Гуманизм

2

2

3

1

23

17

13

14

Подавление личности

17

18

15

15

9

13

7

6

Социальная незащищенность

40

40

26

24

25

9

9

9

Власть узкой группы людей

36

38

30

31

6

2

Конкуренция

43

38

15

16

11

16

Технический прогресс

37

25

24

26

 

 

Коррупция

45

37

2

2

3

1

Частная собственность

62

52

55

61

21

16

9

8

Экономическая отсталость

7

8

4

3

5

3

3

2

Преступность

48

37

24

15

Источник: составлено авторами по данным Центра стратегических социальных и социально-политических исследований ИСПИ РАН за май 2018 года.

В научном сообществе высказываются опасения, что отсутствие идеологического единства, общих идеалов и ориентиров развития общества и государства может стать причиной социальной аномии, угрожает духовно-нравственному развитию нации, подрывает легитимность и устойчивость власти, общественных и государственных институтов [5; 15]. Результаты исследований позволяют предположить, что эти опасения преувеличены: несмотря на расхождения в выборе приемлемого пути социально-экономического развития общества (социально-ориентированная экономика, либеральная экономика или государственный капитализм), идейный раскол не носит устойчивого или массового характера. Существует своего рода «стабилизационный фонд» двух наиболее распространенных политико-идеологических позиций, которые препятствуют подобному расколу: во-первых, это индифферентное отношение к идеологическому «называнию» курса общественного развития; во-вторых, широкое распространение идеологем поиска «особого пути» для России, который, как правило, сочетает в себе социальные блага синтеза ценностей социализма и капитализма, свободы и порядка, демократии и централизованного правления. Причем в структуре ценностей «особого пути России» слабо выражены позиции национализма (лишь 4% респондентов) и консерватизма (5%) — доминируют патриотические (26%) и демократические (28%). Доля россиян, для которых политико-идеологические маркеры проводимого курса не имеют существенной роли, составляет большинство (в среднем за период 68–76%), что во многом отражает гибридность проводимых в постсоветский период реформ. И соотношение подобных мировоззренческих ориентаций мало изменились за период опросов, что может говорить о некоторой инвариантной структуре политических взглядов.

В современном российском обществе одна часть граждан следует модели «человека модерна», другая — модели «человека традиции», но все же большинство сочетают в разных пропорциях элементы обеих моделей [1; 29]: на словах могут придерживаться этатистских принципов, а в практической жизни руководствоваться либеральными ценностями. Многие исследователи политических взглядов населения полагают, что идеология россиянина — это идеология выживания, ориентированная на ценности утилитарного и прагматического характера, поэтому индивидуализм и ценности личного благополучия превалируют над коллективными мотивациями, на основе которых возникает солидарность и гражданская самоорганизация [4; 25].

В целом можно сделать вывод о снижении роли идеологии в жизни людей: отмечается смягчение идейной поляризации граждан, мозаичность их идеологических воззрений, утрата идеологическими маркерами политического устройства статуса ценностей высшего порядка — безусловных ориентиров общественного развития и связанной с ними смысловой траектории жизни. Поэтому реализация идеи создания государственной идеологии вряд ли будет способствовать преодолению эклектики идейных воззрений, обусловленной диалектикой ценностей социально-экономического и политического развития. В условиях гибридного режима и проводимого разновекторного и противоречивого в идеологическом плане курса вряд можно сформировать единую ценностно-нормативную систему социальной регуляции и контроля, а также единую основу государственной политики в разных областях жизни, которая, апеллируя к идеям солидарности и взаимопомощи, заставит людей жертвовать своими интересами ради общего дела и коллективного блага [5. С. 5]. Большинство граждан уже не связывают социально-политические и экономические маркеры ни с какими идеологемами общественного устройства, не видят в них основания для солидарности, коллективного участия и взаимопомощи. На смену четким идеологическим ориентациям приходит клиповое сознание и политический консьюмеризм, имеющие чисто практическое, потребительское значение и слабо связанные с политической идеологией и ценностями [6; 13; 27]. Во многом это объясняется тем, что гибридные режимы, к которым часто относят и Россию, позволяют человеку опираться на разные, нередко противоположные принципы, выраженные в популярных лозунгах и воззваниях и охватывающие многие терминальные ценности индивида, связанные с его жизненными стратегиями.

Результаты проведенного сопоставительного анализа не позволяют говорить о том, что наблюдается тенденция архаизации или модернизации идеологических ориентаций россиян, их однозначно «левый» или «правый» поворот — скорее можно констатировать наличие своего рода идеологических качелей в контексте вызовов времени и разнонаправленности идеологических посылов власти в зависимости от политической конъюнктуры. Тем не менее, позволим себе сделать два гипотетических умозаключения: во-первых, в ситуации отсутствия четкой и ясной национальной идеи во взглядах и политических ориентациях россиян наблюдается эклектизм (в частности, нравственные императивы социализма соседствуют с прагматическим субъективизмом капитализма, люди хотят жить свободно и богато в обществе тотальной социальной незащищенности, отсутствия духовности и гуманизма). Традиционные устойчивые стереотипы всеобщего благоденствия постоянно наталкиваются на негативные факты повседневной жизни, что вносит сумбур и путаницу в их взгляды и ориентации. Во-вторых, идеологические и нравственные максимы российского общества не являются определяющими факторами протекающих социальных процессов. По сути, все социальное пространство находится в ситуации неопределенности, в критической точке, которую предстоит преодолеть, что требует от социальных субъектов анализа ситуации, значительных усилий, принятия решений, а иногда даже смены установок, когнитивных и поведенческих схем [24. С. 84]. Несмотря на то, что не все выдвинутые гипотезы нам удалось проверить, они позволили очертить круг проблем, которые нуждаются в дальнейшей проработке.

×

Об авторах

Татьяна Николаевна Юдина

Российский государственный социальный университета

Автор, ответственный за переписку.
Email: JudinaTN@rgsu.net

доктор социологических наук, заведующая кафедрой социологии

ул. Вильгельма Пика, 4-1, Москва, 129226, Россия

Юрий Николаевич Мазаев

Российский государственный социальный университета

Email: MazaevJUN@rgsu.net

кандидат философских наук, доцент кафедры социологии

ул. Вильгельма Пика, 4-1, Москва, 129226, Россия

Сергей Васильевич Бабакаев

Российский государственный социальный университета

Email: BabakaevSV@rgsu.net

кандидат политических наук, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института перспективных направлений и технологий

ул. Вильгельма Пика, 4-1, Москва, 129226, Россия

Список литературы

  1. Андреев А.Л. Российский менталитет и проблема модернизации // Мониторинг общественного мнения. 2010. № 3.
  2. Ахиезер А.С. Архаизация в российском обществе как методологическая проблема // Общественные науки и современность. 2001. № 2.
  3. Бессонова О.Э. Институциональная матрица для модернизации России // Вопросы экономики. 2012. № 8.
  4. Бызов Л.Г. Динамика идейно-политических предпочтений за 25 лет. Три этапа трансформации общественного сознания // Россия ХХI. 2019. № 1.
  5. Волков Ю.Г. Идеология в жизни современного российского общества // Социально-гуманитарные знания. 1999. № 6.
  6. Гиренок Ф. Клиповое сознание. М., 2016.
  7. Глухова А.В. Консервативная волна: запрос общества или выбор власти? // Социально-политическая трансформация в современной России: поиск модели устойчивого развития / Отв. ред. Л.И. Никовская. М., 2015.
  8. Горшков М.К., Тихонова Н.Е. Социокультурные факторы консолидации российского общества. М., 2013. Вып. 1.
  9. Горячев А.И. Конфликт идеологий в современной России // Военно-академический журнал. 2016. № 1.
  10. Иванов В.Н., Воротников В.П., Анохин М.Г., Бабакаев С.В., Мазаев Ю.Н., Яковлев С.Д. Приватизация-национализация: российские альтернативы. Результаты комплексного социологического исследования. М., 2006.
  11. Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России: введение в Х-Y-теорию. СПб., 2014.
  12. Клокова А.И. Анализ теории гибридных политических режимов и их классификации // Молодой ученый. 2018. № 11.
  13. Коблева Э.А., Схалято З.Ч. Идеология потребления в духовной жизни современного общества // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 1.
  14. Козин Н.Г. Национальная идеология: сущность и пути обретения // Государственная идеология и современная Россия. М., 2014.
  15. Краснова Е.А. Приоритетные национальные проекты и идеологическая функция государства // Вестник Челябинского университета. 2008. № 14.
  16. Левашов В.К., Афанасьев В.А., Новоженина О.П., Шушпанова И.С. Состояние гражданского общества в России / Под общ. ред. В.К. Левашова. М., 2018.
  17. Левашов В.К., Афанасьев В.А., Новоженина О.П., Шушпанова И.С. Экспресс-информация «Как живешь, Россия?»: XLVIII этап социологического мониторинга / Под общ. ред. В.К. Левашова. М., 2019.
  18. Левашов В.К., Афанасьев В.А., Новоженина О.П., Шушпанова И.С. Экспресс-информация «Как живешь, Россия?»: XLIX этап социологического мониторинга / Под общ. ред. В.К. Левашова. М., 2019.
  19. Лутцев М.В. Идеология в контексте современного авторитарного общественного сознания: российская теория и практика // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2018. № 3.
  20. Нарбут Н.П., Троцук И.В. Социальное самочувствие молодежи постсоциалистических стран (на примере России, Казахстана и Чехии): сравнительный анализ ценностных ориентаций (Часть 1) // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2018. Т. 18. № 1.
  21. Никовская Л.И. Политическая консолидация и уровни сознания // Разум на распутье: Общественное сознание между прошлым и будущим / Отв. ред. Ю.А. Красин. М., 2017.
  22. Николаева Е.М., Ившина О.Я. Политический консюмеризм, или «пустая» объективация // Ученые записки КГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2009. Т. 151. Кн. 1.
  23. Общественное сознание между прошлым и будущим / Отв. ред. Ю.А. Красин. М., 2017.
  24. Осьмук А.А. Социальная неопределенность и метаморфозы современного общества // Идеи и идеалы. 2010. Т. 1. № 4.
  25. Петухов В.В. Динамика мировоззренческих и идеологических установок россиян // Мониторинг общественного мнения. 2008. № 1.
  26. Петухов В.В. Политическая активность и гражданская самоорганизация россиян // Общественные науки и современность. 2002. № 6.
  27. Пшизова С.Н. От «гражданского общества» к «сообществу потребителей»: политический консьюмеризм в сравнительной перспективе // URL.: http://www.civisbook.ru/ files/File/Pshizova_2009_1.pdf.
  28. Россия: процесс консолидации власти и общества. Социальная и социально-политическая ситуация в России в 2007 году / Под ред. Г.В. Осипова, В.В. Локосова. М., 2008.
  29. Тихонова Н.Е. Особенности нормативно-ценностной системы российского общества через призму теории модернизации // Terra Economicus. 2011. Т. 9. № 2.
  30. Bogaards M. How to classify hybrid regimes? Defective democracy and electoral authoritarianism // Democratization. 2009. Vol. 16. No. 2.
  31. Morse Y.L. Review: The era of electoral authoritarianism // World Politics. 2012. Vol. 64. No. 1.
  32. Trotsuk I. “To trust or not to trust” is not the question; “How to study trust” is much more challenging task // Russian Sociological Review. 2016. Vol. 15. No. 4.

© Юдина Т.Н., Мазаев Ю.Н., Бабакаев С.В., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах