Медиапотребление в возрастных когортах: ТВ и Интернет
- Авторы: Назаров М.М.1, Иванов В.Н.1,2, Кублицкая Е.А.1
-
Учреждения:
- Институт социально-политических исследований ФНИСЦ РАН
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 20, № 3 (2020)
- Страницы: 560-571
- Раздел: Современное общество: актуальные проблемы и перспективы развития
- URL: https://journals.rudn.ru/sociology/article/view/24536
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2020-20-3-560-571
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматривается динамика потребления ТВ и Интернет разными возрастными когортами в условиях кардинальных изменений российского медиаландшафта. За последнее десятилетие медиасреда достигла уровня массового использования новейших коммуникационных технологий, основу которых составляют высокоскоростной мобильный Интернет и его разнообразные приложения. Результаты сопоставления исследований 2012 и 2017 годов фиксируют разнонаправленные тренды: прирост среднесуточного времени использования Интернета в средних и отчасти в старших когортах и умеренный рост в молодых группах. Длительность просмотра ТВ является циклическим феноменом - производным от разных этапов жизненного цикла и социализации: потребление ТВ в одних и тех же когортах в пятилетнем интервале имеет тенденцию к снижению. Согласно концепции медиазамещения Интернет отчасти является функциональной альтернативой ТВ - здесь потребности аудитории находят более полное удовлетворение и получают свое развитие на основе новых технологических возможностей. Отдельно в статье рассмотрены особенности медиапотребления цифрового поколения двухтысячных, или миллениалов. Этой группе свойственна внутренняя дифференциация: ее образуют нескольких различающихся возрастных и социально-профессиональных подгрупп, которым присущи серьезные отличия в среднесуточной длительности использования ТВ и Интернета. Все указанные тренды медиапотребления претерпели изменения в период коронавирусного кризиса: изменения в режиме жизнедеятельности людей и принципиально иная информационная повестка дня привели к росту использования медиа, прежде всего ТВ и Интернета. Долгосрочный тренд постепенного уменьшения аудитории российского ТВ сменился на обратный: средняя длительность просмотра ТВ возросла, причем во всех когортах. В условиях кризиса ведущие функции медиа - информационная и рекреативная - оказались еще более востребованными, чем прежде.
Ключевые слова
Полный текст
Центральными вопросами статьи выступают следующие: какова динамика медиапотребления двух основных российских медиа — ТВ и Интернета — в разных возрастных когортах и какие объяснительные модели применимы для интерпретации коммуникативного поведения аудитории, включая «цифровое поколение». Внимание к ТВ и Интернету обусловлено тем, что это два наиболее популярных и влиятельных медиа в российском обществе, поэтому ответы на поставленные вопросы важны для оценки аудиторных перспектив этих медиа и их социально-управленческих последствий.
Возрастная когорта — это совокупность индивидов, объединенных общим признаком даты или интервала рождения [9; 18]. В российской социологии когортный анализ применялся для изучения разных областей жизни, обсуждались его методологические аспекты [1; 2; 10; 11], однако в сфере медиапотребления это направление не столь развито. В зарубежной социологии медиа и смежных дисциплинах исследование возрастных когорт является распространенным инструментом анализа трендов потребления медиа, коммуникативного поведения в отношении прессы и ТВ, например, изучение когорт в Германии показало, что те, кто вырос уже при телевидении, более привязаны к нему и менее склонны читать, чем родившиеся раньше [36]. В западной традиции были показаны различия возрастных когорт по мотивам и социокультурным факторам просмотра ТВ и пользовательского онлайн-видео [16]; исследована включенность аудитории в политические медиа и электоральный процесс в учетом специфики того или иного политического периода [22].
Наше исследование сосредоточено на динамике потребления ТВ и Интернета российской аудиторией во временной перспективе 2012–2017 годов. Эмпирическую базу формируют результаты многолетнего проекта «Телевидение глазами телезрителей» Аналитического центра Vi. Выборочная совокупность представляет городское население в возрасте старше 15 лет. Метод сбора информации — личное интервью по стандартизированной анкете. Массив опрошенных составил 2340 респондентов в 2012 году, 3000 респондентов — в 2017 году. Идентичная формулировка вопросов позволяет фиксировать динамику медиапотребления в следующих возрастных когортах: 15–19, 20–24, 25–29, 30–34, 35–39, 40–44, 45–49, 50–54, 55–59, 60–64, 65 лет и старше.
Продолжительность использования медиа в возрастных когортах
Данные о динамике потребления двух ведущих российских медиа — ТВ и Интернет — представлены в Таблице 1. Для сравнительного анализа использовался один из ключевых показателей медиапотребления — среднесуточная длительность использования медиа в минутах. Что касается Интернета, то здесь наблюдается «нисходящий» тренд: и в 2012, и в 2017 году продолжительность использования Интернета в более молодых группах является более высокой по сравнению с более старшими группами. Во-первых, по мере взросления активность использования Интернета растет: например, те, кому в 2012 году было 20–24 года, в рамках своего коммуникативного поведения отводили Интернету 142 минуты; в 2017 году эта группа перешла в возрастную когорту 25–29 лет — продолжительность использования Интернета выросла до 182 минут. Во-вторых, очевиден существенный рост длительности использования Интернета в течение рассматриваемого периода преимущественно в средних и старших группах: среди тех, кому в 2012 году было 40–44 года, а в 2017 году стало 45–49 лет, прирост в использовании этого медиа составил более 80%. В-третьих, характерен скромный рост длительности использования Интернета в самой молодой когорте проекта: в ходе взросления — перехода из когорты 15–19-летних в когорту 20–24-летних — суточная продолжительность использования Интернета выросла со 168 минут до 177, т.е. на 6%.
Таблица 1. Динамика медиапотребления в возрастных когортах
Среднесуточное время медиапотребления, в минутах | |||||
Телевидение | Интернет | ||||
Группа, лет | 2012 год | 2017 год | Группа, лет | 2012 год | 2017 год |
15–19 (20–24) | 114 | 110 | 15–19 (20–24) | 168 | 177 |
20–24 (25–29) | 132 | 127 | 20–24 (25–29) | 142 | 182 |
25–29 (30–34) | 140 | 146 | 25–29 (30–34) | 118 | 148 |
30–34 (35–39) | 137 | 136 | 30–34 (35–39) | 95 | 130 |
35–39 (40–44) | 147 | 158 | 35–39 (40–44) | 85 | 103 |
40–44 (45–49) | 160 | 151 | 40–44 (45–49) | 51 | 94 |
45–49 (50–54) | 149 | 165 | 45–49 (50–54) | 59 | 71 |
50–54 (55–59) | 186 | 170 | 50–54 (55–59) | 44 | 67 |
55–59 (60–64) | 176 | 188 | 55–59 (60–64) | 28 | 41 |
60+ (65+) | 197 | 195 | 60+ (65+) | 8 | 18 |
Применительно к телевидению в целом наблюдался рост длительности просмотра по мере взросления: в 8 из 10 когорт мы фиксируем ситуацию, когда среднесуточный просмотр ТВ в более старшей когорте превышает аналогичный показатель в следующей за ней, более молодой когорте. Это устойчивое свойство ТВ-потребления, видимо, будет проявляться и далее. Вместе с тем приведенные данные свидетельствуют и о тенденции снижения длительности ТВ-просмотра, что очевидно при сравнении одних и тех же возрастных когорт в пятилетнем интервале: например, у 25–29-летних среднесуточная длительность просмотра ТВ в 2012 году составила 140 мин, а у такой же когорты в 2017 году — 127 мин. Кроме того, представители когорты 25–29 лет, повзрослев и «переместившись» через пять лет в когорту 30–34 лет, увеличат среднюю длительность просмотра ТВ. Таким образом, у следующих когорт рост длительности телепросмотра начинается с более низкого уровня.
Что следует из представленных выше эмпирических данных? Не претендуя на полноту и законченность, приведем их возможные интерпретации.
Возрастные когорты и функциональные возможности медиа
В исследованиях аудитории медиа не теряет актуальность концепция полезности и удовлетворения потребностей [14]. Ее важная посылка состоит в том, что удовлетворение потребностей посредством медиа предопределяется содержанием мотивов обращения к ним и функциональными возможностями медиа. Исследования подтверждают, что потребности в медиа изменяются по ходу жизненного цикла, и существенную роль играют показатели возраста, семейного и профессионального статуса, но не менее важен и фактор социальной среды, который во многом задает как содержание, так и характер использования медиа [24]. Так, основные мотивы обращения к ТВ — неизменно развлекательные и информационные [5; 7]. Согласно нашим данным, за последнее десятилетие у молодых зрителей (15–34 года) снизилась значимость развлекательного мотива (с 56% до 48%) и возросла роль утилитарного мотива — просмотра фоном, по привычке (с 13% до 21%). Представляется, что это результат изменения российского медиаландшафта — роста продолжительности использования Интернета.
Наиболее активное использование Интернета присуще молодым когортам (Табл. 1): на потребление медийного контента в Интернете они тратят зачастую больше времени, чем на ТВ, за счет просмотра разнообразных форм короткого и длинного видеоконтента, далеко не всегда показываемого по ТВ. Таким образом, мы сталкиваемся с известным феноменом медиазамещения [6; 34]: фактически Интернет стал для части телезрителей функциональной альтернативой, где их потребности находят более полную реализацию и получают развитие на основе новых технологических возможностей.
Фоновый просмотр молодых когорт правомерно отнести к важным особенностям их медиапотребления в целом. Не случайно исследователи указывают на практики многозадачности — умения одновременно реализовывать несколько активностей с помощью разных медиа, например, сочетать фоновый просмотр ТВ с общением в социальных сетях и «спорадическими блужданиями» по Сети посредством уже открытых окон. Представители молодых групп особенно избирательны по отношению к контенту медиа, им плохо знакома традиционная практика телепотребления, предполагающая наличие программы передач [20].
На основе данных об использовании ТВ и Интернета разными когортами можно определить, имеет потребление этих медиа циклический или структурный характер. Под цикличностью мы понимаем такое изменение системы, в результате которого она приходит примерно в то же состояние, в каком была в начале процесса. Так, по данным зарубежных лонгитюдных исследований, изменения во включенности в телепросмотр за период жизненного цикла имеют устойчивые закономерности: юность характеризуется меньшей, по сравнению с другими этапами жизни, длительностью телесмотрения; по мере вхождения во взрослую жизнь, предполагающую усвоение норм, ценностей и образцов поведения группы, к которой принадлежит индивид, происходит заметный и постоянный рост длительности телепросмотра [17], что отражает разные потребности людей на разных этапах социализации и жизненного цикла. Эта закономерность была устойчивой для медиаландшафта, где ТВ было лидирующим медиа, а Интернет находился на начальной стадии развития, но сохранилась ли эта модель коммуникативного поведения в современных условиях, когда ТВ конкурирует с Интернетом?
Мы склонны считать, что сложившиеся практики телепотребления под влиянием новых возможностей Интернета будут меняться, судя по тому, какой была среднесуточная продолжительность телесмотрения молодых и старших когорт в 2012 и 2017 году: судя по Таблице 1, у большинства когорт длительность телепотребления в 2017 году оказалась меньшей, чем в 2012. Можно предположить, что у новых когорт уровень ТВ-потребления будет характеризоваться все более низкими стартовыми позициями, что приведет к еще большему уменьшению продолжительности телесмотрения. Впрочем, этот процесс скорее всего будет постепенным и достаточно протяженным.
Возрастные когорты и особенности медиа поколений
Представленные данные об особенностях использования ТВ и Интернета в возрастных когортах соотносятся с дискуссиями о поколенческих отличиях в медиапотреблении (в исследованиях медиа возрастная когорта зачастую рассматривается как группа людей одного поколения [21]). Методологическим основанием многих исследований в этой области является классическая работа К. Мангейма, где различия поколений объясняются общей историей и значимыми событиями тех групп индивидов, чье рождение пришлось на определенный временной период [33]. Можно провести некоторые параллели между тем, что писали в связи с массовым распространением телевидения в 1960-е годы в индустриально развитых странах и теперь в связи с массовым распространением Интернета. Показательно, что тогда активно использовался термин «поколение ТВ», а в последнее десятилетие — термин «цифровое поколение» [35; 36].
В обоих случаях социализация молодого поколения совпала с массовым распространением нового медиа. Центральной здесь является идея чувствительности индивида к опыту в «формирующие» молодежные годы: первые контакты с медиа в юности могут иметь решающее значение для медиасоциализации и последующих практик использования медиа [12]. Кроме того, люди обычно более четко помнят события подросткового возраста и ранней взрослой жизни, поэтому те, кто рожден, например, в эпоху радио, могут воспринимать мир иначе, чем рожденные в эпоху ТВ [15]. Таким образом, активное поведение молодых возрастных когорт по отношению к Интернету и достаточно умеренное по отношению к ТВ, видимо, обусловлено медийной социализацией этих когорт.
Здесь важны несколько обстоятельств: прежде всего то, что индивид при рождении и в ходе взросления сталкивается с уже существующей технологической средой, и у среднего человека мало возможностей контроля и влияния на развитие этой среды, включая современные ему технологии медиа коммуникаций. Индивид в значительной мере наследует сложившиеся практики медиатехнологий (при определенной степени свободы действий в этой области), поэтому наряду с эволюционностью медийных технологий следует учитывать и социальный процесс приспособления людей к медиа [28].
Исследователи Интернета разработали процедурную концепцию медиа поколений, говоря о поколениях в узком смысле — с точки зрения анализа медийных практик, интериоризации медийного содержания и использования медийных технологий. Выделяют три медийных поколения: «поколение масс-медиа» — люди, которые познали радио, кино, печать, почту и стационарный телефон в период социализации, затем познакомились с телевидением, а в пожилом возрасте столкнулись с цифровизацей; «цифровое медиа поколение» — выросло после появления цифровых медиа, для них изменения, вызванные цифровизацией, являются неотъемлемыми элементами их мультимедийных практик; между первым и вторым находится квази «сэндвич-поколение» — вторичное цифровое медиа поколение, которое также выросло с телевидением, кино, радио, прессой, но затем оказалось более или менее всесторонне охвачено цифровыми медиа, и Интернет стал неотъемлемой частью его медийного репертуара [29].
Зафиксированные выше различия в длительности использования ТВ и Интернета возрастными когортами в целом свидетельствуют о постепенных изменениях этого процесса. Вместе с тем обращает на себя внимание бурный рост длительности пользования Интернетом в старших возрастах, который шел параллельно с общим ростом длительности просмотра телевидения (относительный прирост продолжительности использования Интернета среди молодых когорт был намного меньшим). Актуальным в этой связи оказывается вопрос о скорости распространения новых технологий в сфере медиа, которая неуклонно сокращается: например, в США — одном из самых продвинутых мировых коммуникационных рынков — для охвата более 90% пользователей радио потребовался 41 год, Интернету — 22 года, в полтора раза меньше времени понадобилось для массового внедрения смартфонов, и 10 лет — чтобы социальные сети охватили 70% потребителей [23].
Для понимания особенностей медиапотребления у возрастных когорт важна не только скорость, но и характеристики этапа проникновения медиа инноваций. Здесь целесообразно опираться на концепцию диффузии инноваций, описывающую, как новые медийные возможности распространяются в обществе. Как известно, Г. Тард сформулировал идеи этого подхода еще в ХIХ веке и охарактеризовал этапы внедрения инноваций следующим образом: «Медленное продвижение в начале, за которым следует быстрый и равномерно ускоренный прогресс с повторно наблюдающимся прогрессом, который продолжается, затем слабеет и, наконец, останавливается» [25].
В России в последние годы наблюдался существенный рост покрытия широкополосным высокоскоростным Интернетом, по крайней мере, городских агломераций и одновременно завершался переход страны к цифровому телевидению. Результаты нашего проекта подтверждают, что с начала 2000-х годов происходили кардинальные изменения в доступе населения к новым коммуникационным возможностям: к концу первого десятилетия нового века охват городских пользователей мобильными телефонами превысил 90% и достиг уровня насыщения. В 2002–2010 годы наблюдался бурный рост доли пользователей домашних компьютеров и Интернета (от 2–5% до 65–70%), но в последнее десятилетие охват этих сегментов растет медленно (еще 5–10%, и он замедлится). Параллельно массового охвата — на уровне 60% городского населения — достигает использование смартфонов. Иными словами, уровень доступа к цифровым средствам коммуникации в возрастных группах постепенно выравнивается, что формирует необходимую основу для реализации потребностей всех, а не только молодых, групп в новой цифровой среде.
Медиапотребление поколения двухтысячных (миллениалов)
Миллениалы — поколение, формирование которого проходило под влиянием бурного роста Интернета и цифровых медиа. Не случайно в качестве обозначения этого поколения используются также понятия «коренные цифровитяне» и «сетевое поколение». Показательной является работа У. Штрауса и К. Хоува, посвященная поколенческому анализу цифровых инноваций [31]: по итогам изучения американского общества они определили возрастную когорту 1979–2000 годов рождения как «миллениалов» — социальную группу, испытывающую всеобъемлющее влияние цифровых технологий. В нашей стране опубликованы отдельные работы по этой теме [3; 4; 8], в частности, проведен анализ поколения миллениалов на фоне предшествующих поколений, который подтвердил, что миллениалы существенно отличаются от них [8].
Наше исследование показало, что представители возрастных подгрупп 15–34 лет (миллениалы в плане временных границ) характеризуются более высокой среднесуточной длительностью использования Интернета, чем предстатели других групп. Их медиапотреблению свойственны большая мобильность, многозадачность, индивидуализация и фрагментация. Однако, мы не склонны рассматривать представителей двухтысячных как однородную группу в плане медиапотребления, поскольку она охватывает около 30% населения старше 15 лет — следовательно, в ней можно выделить разные типы использования медиа. Для проверки этого предположения мы рассмотрели особенности медиапотребления ее подгрупп, находящихся на разных этапах жизни. В Таблице 2 приведены данные о среднесуточном использовании Интернета и ТВ респондентами, принадлежащими к разным социально-профессиональным группам — школьниками старших классов, студентами с разным семейным статусом, семейными людьми с детьми или без детей, работающими полный рабочий день в возрасте 25–34 лет.
Наиболее активными пользователями Интернета являются две группы — школьники старших классов в возрасте 15–17 лет и студенты, которые еще не обзавелись семьей (среднесуточная длительность потребления Интернета — 193 минуты). С обретением семейного статуса использование Интернета сокращается: так, в группе студентов с семьей среднесуточная длительность — 169 минут, по мере взросления — перехода в статус работающих, рождения детей — длительность использования Интернета сокращается до 129 минут. Показательно, что различия в среднесуточном использовании Интернета между группами достигает 33%. Обратная тенденция характеризует телепросмотр разных социально-профессиональных подгрупп в когорте 15–34-летних. Так, если среди студентов (без семьи) среднесуточная длительность просмотра ТВ составляет 101 минуту, то среди работающих семейных респондентов с детьми в возрасте 25–34 года — 149 минут. По мере того, как индивид становится старше, начинает работать и заводит семью, его медиапотребление становится более «традиционным» — в его репертуаре существенное место занимает телевидение. Таким образом, возрастная группа 15–34 лет — миллениалы — весьма неоднородна с точки зрения продолжительности использования медиа. Более того, различия между этой группой и старшими когортами постепенно стираются под влиянием бурного роста цифровой инфраструктуры коммуникаций. Причем российские данные совпадают с результатами зарубежных исследований (например, в Германии и США [27; 30; 32].
Таблица 2. Среднесуточная длительность медиапотребления в подгруппах когорты 15–34 лет
Подгруппы | Просмотр ТВ в день | Пользование Интернетом в день | ||
Минуты | Индекс | Минуты | Индекс | |
Школьники | 105 | 80 | 193 | 122 |
Студенты одинокие | 101 | 77 | 193 | 122 |
Студенты с семьей | 137 | 105 | 169 | 107 |
Работающие, 25–34, в браке, без детей | 115 | 88 | 129 | 82 |
Работающие, 25–34, в браке, с детьми | 149 | 114 | 129 | 82 |
Все, 15–34 | 131 | 100 | 158 | 100 |
Индекс фиксирует отношение длительности использования медиа в группе к длительности использования медиа в когорте 15–34 лет, умноженное на 100. Если индекс больше 100, то длительность использования медиа в группе больше, чем в когорте, и наоборот.
В литературе в адрес концепции миллениалов был высказан ряд справедливых критических замечаний: отмечается абсолютизация технологического фактора и слабый учет того обстоятельства, что развитие инноваций и их последствия — результат взаимодействия сложных социальных, экономических и политических сил, т.е. не всегда учитывается преемственность, свойственная социальным изменениям, упрощенно представляется взаимодействие «новых» и «старых» медиа, сложная эволюция системы медиа в целом [19]; мало внимания уделяется роли социальных и исторических событий, ведущих к формированию идентичности поколения [13]. По мнению ряда авторов, категоризация цифрового поколения как особой возрастной группы затеняет другие важные культурные или социальные аспекты медиапотребления. Причем цифровое поколение не является однородной группой, и эмпирические исследования фиксируют отсутствие различий между цифровым поколением и другими группами по таким значимым характеристикам, как, например, доверие к медиа. В целом новые СМИ не заменяют традиционные с точки зрения информационной ценности, и по мере распространения Интернета и цифровых навыков в старших возрастных группах различия между цифровым и предшествующими ему поколениями стираются [26].
Кризис covid-19 и медиапотребление когорт (вместо заключения)
В 2018–2019 годы зафиксированные нами долгосрочные тренды медиапотребления существенно не изменились: аудитория ТВ продолжала свое относительно небольшое сокращение, что в основном касалось молодых групп; продолжала расти длительности использования Интернета — преимущественно в средних и старших когортах.
Кардинальные изменения трендов медиапотребления наметились в первом полугодии 2020 года — в период кризиса, связанного с пандемией covid-19, в рамках которого медико-биологические, политико-экономические, социально-культурные и прочие факторы находятся в сложной взаимосвязи и требуют дальнейшего изучения. Сегодня, когда начинается снятие мер карантина, перспективы развития ситуации неясны. Открытыми остаются вопросы о том, в какой мере кризис повлияет на протекание разных этапов жизненного цикла людей, социализацию и образ жизни, от которых во многом зависят особенности медиапотребления в возрастных когортах. Вместе с тем уже ясно, что в целом медиапотребление, прежде всего ТВ и Интернета, существенно возросло.
Тренд долгосрочного уменьшения российской ТВ-аудитории обрел обратную направленность: средняя длительность просмотра ТВ выросла в кризисные месяцы 2020 года — например, в апреле в среднем на 15–20% в разных группах по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Опережающий уровень роста просмотра ТВ был свойственным более молодым зрителям, и больше всего время телепросмотра выросло среди так называемых «light-зрителей» — тех, кто обычно мало смотрит ТВ, а также среди тех, кто практически не смотрел ТВ раньше. Характерно, что эта часть аудитории состоит преимущественно из молодых когорт. С началом ослабления режима ограничительных мер эта аудитория осталась на ТВ — по сравнению с другими группами телезрителей ее отток оказался минимальным. В то же время увеличилось время использования Интернета: в апреле россияне старше 12 лет стали проводить в Интернете на стационарных компьютерах на 19% и на мобильных устройствах на 11% больше времени, чем в марте [1]. Кстати, возвращение аудитории к более активному, чем ранее, просмотру ТВ было отмечено и в целом ряде зарубежных стран. Так, средняя продолжительность телепросмотра увеличилась в период кризиса во Франции на 24%, в Италии — на 17%, в Нидерландах — на 16%, в Испании — на 23%, в Великобритании — на 20% [37].
Вероятно, общий рост потребления ТВ и Интернета в период кризиса обусловлен рядом обстоятельств: произошло кардинальное изменение режима жизнедеятельности, причем у всех возрастных когорт, — люди практически все свое время вынуждены были проводить дома, и далеко не все находились в режиме удаленной работы. Иными словами, больше свободного времени привело к более активному медиапотреблению. Принципиально иная общественная атмосфера, обусловленная новыми вызовами и опасностями для жизни, объективно способствовала интенсификации коммуникационных процессов, и массовое информационное общение посредством медиа стало одной из ключевых активностей людей. Таким образом, в период кризиса две ведущие функции медиа — рекреативная и информационная — оказались еще более востребованными, чем прежде, применительно ко всем возрастным когортам. В какой мере отмеченные выше тенденции будут продолжительными — покажет будущее.
Об авторах
Михаил Михайлович Назаров
Институт социально-политических исследований ФНИСЦ РАН
Автор, ответственный за переписку.
Email: vy175867@yandex.ru
доктор политических наук, главный научный сотрудник Института социально-политических исследований
ул. Фотиевой, 6-1, Москва, 119333, РоссияВилен Николаевич Иванов
Институт социально-политических исследований ФНИСЦ РАН; Российский университет дружбы народов
Email: vilen_ivanov@bk.ru
доктор философских наук, член-корреспондент и советник Российской академии наук; главный научный сотрудник Института социально-политических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук; профессор кафедры социологии Российского университета дружбы народов
ул. Фотиевой, 6-1, Москва, 119333, Россия; ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198, РоссияЕлена Александровна Кублицкая
Институт социально-политических исследований ФНИСЦ РАН
Email: eakubl@yandex.ru
кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник Института социально-политических исследований
ул. Фотиевой, 6-1, Москва, 119333, РоссияСписок литературы
- Ачкасова К. Медиапотребление в новой реальности / Achkasova K. Mediapotreblenie v novoj realnosti [Media consumption in the new reality]. URL: https://mediascope.net/news/1177564 (In Russ.).
- Беляева Л.А. Социальный портрет возрастных когорт в постсоветской России // Социологические исследования. 2004. № 10 / Beljaeva L.A. Socialny portret vozrastnyh kogort v postsovetskoj Rossii [Social portrait of the cohorts in post-Soviet Russia]. Sociologicheskie Issledovanija 2004; 10 (In Russ.).
- Вьюгина Д.М. Интернет в ежедневном медиапотреблении цифрового поколения России // Медиаскоп. 2018. Вып. 3 / Vjugina D.M. Internet v ezhednevnom mediapotreblenii tsifrovogo pokolenija Rossii [Internet in the daily media consumption of the Russian digital generation]. Mediaskop. 2018; 3 (In Russ.).
- Годик Ю.А. «Цифровое поколение» и новые медиа // Медиаскоп. 2011. № 2 / Godik Ju.A. “Tsifrovoe pokolenie” i novye media [‘Digital generation’ and the new media]. Mediaskop 2011; 2 (In Russ.).
- Ковалев П.А. Российская телевизионная аудитория. М., 2007 / Kovalev P.A. Rossijskaja televizionnaja auditorija [Russian TV audience]. Moscow; 2007 (In Russ.).
- Назаров М.М., Ковалев П.А. Изменение медиасреды и современные практики чтения // Социологические исследования. 2017. № 2 / Nazarov M.M., Kovalev P.A. Izmenenie mediasredy i sovremennye praktiki chtenija [Media landscape changes and contemporary reading practices]. Sociologicheskie Issledovanija 2017; 2 (In Russ.).
- Полуэхтова И.А. Социокультурная динамика российской аудитории телевидения. М., 2010 / Poluekhtova I.A. Sociokulturnaja dinamika rossijskoj auditorii televidenija [Sociocultural Dynamics of the Russian TV audience]. Moscow; 2010 (In Russ.).
- Радаев В.В. Миллениалы на фоне предшествующих поколений: эмпирический анализ // Социологические исследования. 2018. № 3 / Radaev V.V. Millenialy na fone predshestvujushhih pokolenij: empirichesky analiz [Millennials versus previous generations: An empirical analysis]. Sociologicheskie Issledovanija 2018; 3 (In Russ.).
- Социологический энциклопедический словарь / Под ред. Г.В. Осипова. М., 1998 / Sociologichesky entsiklopedichesky slovar [Sociological Encyclopedic Dictionary]. Pod red. G.V. Osipova. Moscow; 1998 (In Russ.).
- Троцук И.В. «Умолчания» поколенческого анализа: объективное и субъективное значение возраста // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2015. № 2 / Trotsuk I.V. “Umolchanija” pokolencheskogo analiza: ob’ektivnoe i sub’ektivnoe znachenie vozrasta [‘White spots’ of the generational analysis: Objective and subjective meaning of the age]. RUDN Journal of Sociology. 2015; 2 (In Russ.).
- Хахулина Л.А. Динамика отношения к рыночной реформе (анализ молодежных когорт начала и конца 90-х годов) // Мониторинг общественного мнения. Экономические и социальные перемены. 2001. № 1 / Khakhulina L.A. Dinamika otnoshenija k rynochnoj reforme (analiz molodezhnyh kogort nachala i kontsa 90-h godov) [Dynamics of attitudes to the market reform (analysis of the youth cohorts of the early and late 1990s)]. Monitoring Obshhestvennogo Mnenija. 2001; 1 (In Russ.).
- Aroldi P., Colombo F. Generational belonging and mediascape in Europe. Journal of Social Science Education. 2007; 6 (1).
- Aroldi P. Generational belonging between media audiences and ICT users. Broadband Society and Generational Changes. Colombo F., Fortunati L. (Eds.). Berlin; 2011.
- Blumler J.G. The role of theory in uses and gratifications studies. Communication Research. 1979; 6 (1).
- Bolin G. Passion and nostalgia in generational media experiences. European Journal of Cultural Studies. 2016; 19 (3).
- Bondad-Brown B.A., Rice R.E., Pearce K.E. Influences on TV viewing and online user-shared video use: Demographics, generations, contextual age, media use, motivations, and audience activity. Journal of Broadcasting & Electronic Media. 2012; 56 (4).
- Brennan D. Connected Television. London; 2012.
- Bruce S., Yearley S. The Sage Dictionary of Sociology. London; 2006.
- Buckingham D., Willet R. Digital Generations. Children, Young People and New Media. London; 2006.
- Centorrino M. The image of the ‘digital native’ and the generation gap. Broadband Society and Generational Changes. Colombo F., Fortunati L. (Eds.). Berlin; 2011.
- Chandler D., Munday R. Dictionary of Media and Communication. Oxford; 2020.
- Danowski J. A., Ruchinskas J.E. Period, cohort, and aging effects. A study of television exposure in presidential election campaigns, 1952-1980. Communication Research. 1983; 10 (1).
- Desjardins J. The rising speed of technological adoption. URL: https://www.visualcapitalist.com/rising-speed-technological-adoption.
- Dimmick J.W., McCain T.A., Bolton W.T. Media use and the life span. Notes on theory and method. American Behavioral Scientist. 1979; 23 (1).
- Doyle Ch. Oxford Dictionary of Marketing. Oxford; 2011.
- Elvestad E., Phillips A. Misunderstanding News Audiences, Seven Myths of Social Media Era. London; 2018.
- Five myths about millennials debunked. Study reveals surprising similarities between generations. URL: https://www.cokesolutions.com/trends-insights/articles/five-myths-about-millennials-debunked.
- Gumpert G., Cathcart R. Media grammars, generations, and media gaps. Critical Studies in Media Communication. 1985; 2 (1).
- Hepp A., Berg M., Roitsch C. A processual concept of media generation. The media-generational positioning of elderly people. Nordicom Review. 2017; 38 (1).
- How important are millennials to marketers? URL: https://www.mediadynamicsinc.com/media-matters/june-1-2018.
- Howe N., Strauss W. Millennials Rising: The Next Great Generation. New York; 2000.
- Isenbart J., Neumüller G. Screen force. Deconstructing the ‘digital natives’. What’s hype, what’s real? Presentation on EGTA Market Intelligence Meeting, 28.01.2016.
- Mannheim K. The problem of generations. Essays of the Sociology of Knowledge. P. Kecskemeti (Ed.). New York; 1952.
- Newell J., Pilotta J., Thomas J. Mass media displacement and saturation. International Journal of Media Management. 2008; 10 (4).
- Palfrey J., Gasser U. Born Digital. Understanding the First Generation of Digital Natives. New York; 2008.
- Peiser W. The television generation’s relation to the mass media in Germany: Accounting for the impact of private television. Journal of Broadcasting & Electronic Media. 1999; 43 (3).
- Stuck at home: Media behavior in the time of coronavirus. URL: https://magnaglobal.com/stuck-at-home-media-behavior-in-the-time-of-coronavirus-ed-4.