Репродуктивное поведение российских женщин в зависимости от образовательного статуса
- Авторы: Архангельский В.Н.1, Шульгин С.Г.2, Зинькина Ю.В.2,3
-
Учреждения:
- НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы
- Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
- Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
- Выпуск: Том 20, № 3 (2020)
- Страницы: 546-559
- Раздел: Современное общество: актуальные проблемы и перспективы развития
- URL: https://journals.rudn.ru/sociology/article/view/24535
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2020-20-3-546-559
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Разнообразным эффектам влияния образования женщин на социальные процессы и, в частности, на снижение рождаемости в обществах на второй стадии демографического перехода посвящено значительное количество исследований. Однако в обществах, завершивших этот переход, связь между данными явлениями меняется, что требует отдельного изучения. Понимание того, как женское образование влияет на рождаемость в России, необходимо в контексте оценки эффективности социальной и демографической политики. Цель исследования - анализ различий в показателях рождаемости и в репродуктивных установках женщин в зависимости от уровня образования. Исследование основано на данных выборочного наблюдения репродуктивных планов населения 2017 и 2012 годов и Всероссийской переписи населения 2010 года. Результаты в целом подтверждают общемировую тенденцию: у женщин с высоким образовательным статусом число детей в среднем меньше, чем у женщин с более низким уровнем образования; у первых также в среднем выше возраст матери при рождении первого ребенка и больше интергенетические интервалы. Анализ репродуктивных установок и намерений показывает, что у женщин с высшим и послевузовским образованием больше разрыв между средним желаемым и ожидаемым числом детей. Среди факторов, препятствующих рождению желаемого числа детей, женщины почти всех уровней образования чаще всего называют материальные и жилищные трудности и неуверенность в завтрашнем дне, однако женщины с высшим и послевузовским образованием реже упоминают эти причины - при принятии решения о рождении ребенка им важнее совмещать материнство и трудовую деятельность, для них также значимо качество услуг в разных сферах жизнедеятельности.
Полный текст
Тот факт, что охват женского населения образованием и повышение уровня женского образования — одни из самых сильных факторов снижения рождаемости (более сильные, чем культурные и экономические факторы) в обществах, проходящих вторую фазу демографического перехода, был установлен в масштабном европейском обследовании, проведенном группой демографов под руководством Э. Коула в конце 1970-х — начале 1980-х годов [16]. Однако как влияет женское образование на рождаемость в социумах, завершивших демографический переход, многие из которых (в частности, европейские страны и Россия) пережили в недавнем прошлом период сверхнизкой рождаемости? В России тенденция к росту рождаемости наблюдалась уже в 2001–2003 годы и заметно усилилась после 2007 года, чему способствовали меры поддержки семей с детьми (в частности, материнский капитал [2]). Впрочем, эффективность стимулирующих мер социально-демографической политики различалась для разных социальных групп. Кроме того, в последние несколько лет в России вновь наблюдается сокращение показателей рождаемости, что актуализирует анализ дифференциации рождаемости по разным социальным показателям в интересах более эффективной социально-демографической политики.
Цель работы — выявление особенностей репродуктивного поведения женщин в зависимости от их уровня образования. Образовательный статус является одним из значимых социальных факторов, детерминирующих различия в уровне рождаемости. Результаты переписей населения России 2002 и 2010 годов показывают, что у женщин, имеющих более высокий уровень образования, число рожденных детей в среднем меньше [9. С. 528; 10. С. 742]. Уровень образования женщин — детерминанта репродуктивных ориентаций во многих социологических проектах: в частности, исследования, проведенные в России, показали более низкие репродуктивные ориентации у женщин с высоким образовательным статусом [3. С. 116; 4. С. 96]. Это подтверждают и микропереписи населения [11. С. 78; 14. С. 273]. Однако в основном речь идет об ожидаемом числе детей, тогда как желаемое число детей, наоборот, в среднем несколько больше у имеющих более высокий уровень образования или образовательная дифференциация по этому показателю не отмечена. Исследования, в которых было выявлено одновременно желаемое и ожидаемое число детей, высокий уровень образования женщин часто вел к относительно большому разрыву в их величине [1; 12; 15; 13]. Можно предположить, что женщины с разным уровнем образования по-разному реагируют на меры социально-демографической политики [8. С. 25–26].
Данное исследование основано главным образом на данных выборочного наблюдения репродуктивных планов населения, проведенного Росстатом в 2017 году и охватившего 15 тысяч домохозяйств: опрашивался один член домохозяйства — женщина 18–44 лет или мужчина 18–60 лет. Анализируя результаты этого обследования, следует помнить, что это общие данные по России, но имеют место региональные различия в образовательной структуре женщин, а следовательно, и региональные особенности тех или иных показателей рождаемости и репродуктивных установок. Также в статье использованы результаты аналогичного наблюдения репродуктивных планов населения, проведенного Росстатом в 2012 году, но охватившего лишь 30 регионов, а также результаты переписи населения 2010 года.
Данные переписей населения и выборочных социологических исследований показывают, что у более образованных женщин в среднем меньше число рожденных детей. Так, по данным 2010 года в возрастной группе 45–49 лет у женщин с высшим и послевузовским образованием среднее число рожденных детей (1,51) оказалось меньше, чем у женщин с более низким уровнем образования, и чем он ниже, тем больше среднее число рожденных детей (неполное высшее — 1,63, среднее профессиональное — 1,75, начальное профессиональное — 1,94, среднее общее — 2,02, основное общее — 2,36). Конечно, величина этих показателей зависит и от различий в региональной образовательной структуре: например, относительно большее представительство регионов с низкой рождаемостью в группе женщин с высшим и послевузовским образованием покажет меньшее среднее число рожденных ими детей. Образовательные различия имеют место и на региональном уровне, хотя выражены в разной степени. Например, в Москве у женщин в 45–49 лет с высшим и послевузовским образованием среднее число рожденных детей — 1,37, с неполным высшим — 1,43, средним профессиональным — 1,46, начальным профессиональным — 1,42, средним общим — 1,54, с основным общим — 1,55 [10. С. 742, 761]. Аналогичные различия среднего числа рожденных детей у женщин с разным образовательным статусом показало и обследование 2017 года: у женщин старше 35 лет с высшим профессиональным и послевузовским образованием этот показатель практически такой же, как у имеющих неполное высшее образование, а у женщин с более низким образовательным статусом среднее число рожденных детей значительно больше (Табл. 1).
Таблица 1. Среднее число рожденных детей
Уровень образования | Все | Возраст (лет) | ||||
до 25 | 25–29 | 30–34 | 35–39 | 40+ | ||
начальное общее | 1,46 | 0,28 | 1,72 | 2,31 | 1,93 | 1,69 |
основное общее | 1,46 | 0,38 | 1,48 | 1,6 | 2,23 | 1,96 |
среднее общее | 1,09 | 0,15 | 1,21 | 1,65 | 1,71 | 1,6 |
среднее профессиональное | 1,25 | 0,35 | 0,98 | 1,43 | 1,49 | 1,46 |
неполное высшее профессиональное | 0,58 | 0,07 | 0,52 | 1,35 | 1,31 | 1,28 |
высшее профессиональное и послевузовское | 1,07 | 0,18 | 0,68 | 1,15 | 1,33 | 1,28 |
[1] Здесь и далее (если не оговаривается особо) приведены результаты авторских расчетов по [7].
Зависимость среднего числа рожденных детей от уровня образования нарушается только у женщин с начальным общим образованием: этот показатель у них ниже, чем у имеющих основное общее образование. Однако, во-первых, численность имеющих начальное общее образование невелика, и возможны случайные колебания величины, о чем косвенно свидетельствует характер возрастных различий этого показателя; во-вторых, завершение образования общим начальным у части женщин может быть обусловлено состоянием здоровья, которое влияет и на число рожденных детей. Следует отметить, что в возрастной группе 35–39 лет среднее число рожденных детей у женщин всех образовательных статусов выше, чем у женщин более старшего возраста. Возможно, это отчасти связано с тем, что первые были в активном репродуктивном возрасте в период реализации дополнительных мер поддержки семей с детьми, введенных в 2007 году — когда им было 25–29 лет. В группе 25–29-летних женщин с высшим (полным и неполным) и послевузовским образованием отличие среднего числа рожденных детей от имеющих более низкий образовательный статус еще больше, чем в более старших возрастах, что косвенно свидетельствует о более позднем возрасте рождения детей этими женщинами: по данным 2010 года, 45–49-летние женщины с начальным общим образованием родили первого ребенка в среднем в 22,1 года, с основным общим — в 21,65, со средним общим — в 22,08, с начальным профессиональным — в 22,25, со средним профессиональным — в 22,75, с неполным высшим — в 23,39, с высшим профессиональным и послевузовским — 24,4 (расчеты по [5]).
Как и со средним числом рожденных детей, нужно помнить, что образовательные различия в среднем возрасте матери при рождении первого ребенка в целом по стране могут быть обусловлены различными социальными установками в региональной структуре женщин разного образовательного статуса, т.е., например, если в регионах с более высокой долей женщин с высшим профессиональным и послевузовским образованием в принципе (независимо от уровня образования) распространено относительно позднее начало деторождения. Однако эти различия проявляются и на региональном уровне: например, в Москве у женщин 45–49 лет с начальным общим образованием средний возраст рождения первого ребенка составил 23,14 года, с основным общим — 23,03, средним общим — 23,33, начальным профессиональным — 23,49, средним профессиональным — 23,55, неполным высшим — 23,92, высшим профессиональным и послевузовским — 24,69 (расчеты по [5]).
Статистические данные и целый ряд исследований [16; 18] показывают, что относительно меньшее итоговое число рожденных детей сопряжено с более поздним возрастом рождения первого ребенка. Учитывая, что у женщин с более высоким уровнем образования в среднем меньше детей, можно допустить, что именно этот фактор, а не образовательный статус, определяет более позднее начало деторождения. Для подтверждения этого предположения необходимо сравнить средний возраст матери при рождении первого ребенка у женщин с разным уровнем образования в группах, однородных по итоговому числу рожденных детей (Табл. 2 — расчеты по [5]).
У женщин с тремя и более детьми первый ребенок появился в среднем в более раннем возрасте, и намного позже начали деторождение женщины, которые ограничились одним ребенком. Интересно, что разница в среднем возрасте матери при рождении первого ребенка у родивших одного и троих детей мало зависит от уровня образования (не считая имеющих начальное общее образование): от 2,83 у имеющих высшее образование до 3,19 у имеющих основное общее. Столь же незначительно зависит от образования средний возраст начала деторождения у родивших одного и двоих детей (от 2,19 года у имеющих начальное профессиональное до 2,44 — с основным общим), двоих и троих детей (от 0,53 года у имеющих высшее профессиональное и послевузовское до 0,75 — с основным общим). У родивших троих, четверых и пятерых детей средний возраст рождения первого ребенка мало отличается (кроме имеющих начальное и основное общее образование).
Таблица 2. Средний возраст при рождении первого ребенка у женщин 45–49 лет в зависимости от числа рожденных детей (лет)
Уровень образования | Число рожденных детей | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
начальное общее | 24,72 | 22,2 | 21,3 | 21,1 | 20,66 |
основное общее | 23,99 | 21,55 | 20,8 | 20,68 | 20,39 |
среднее общее | 23,99 | 21,65 | 21,04 | 21,07 | 20,93 |
начальное профессиональное | 24,03 | 21,84 | 21,16 | 21,07 | 21,09 |
среднее профессиональное | 24,35 | 22,09 | 21,41 | 21,36 | 21,3 |
неполное высшее профессиональное | 24,78 | 22,56 | 21,86 | 21,78 | 21,83 |
высшее профессиональное и послевузовское | 25,69 | 23,39 | 22,86 | 22,85 | 22,89 |
В группах женщин с одинаковым числом рожденных детей средний возраст при рождении первого ребенка больше при более высоком уровне образования, хотя различия меньше, чем в целом по женщинам, независимо от числа детей. По данным выборочного наблюдения репродуктивных планов населения 2012 года, у женщин старше 40 лет с высоким уровнем образования существенно больше и средний интервал между рождениями первого и второго ребенка: основное общее — 52,1 месяцев, среднее общее — 59, начальное профессиональное — 58,5, среднее профессиональное — 63,6, неполное высшее — 65,3, высшее профессиональное и послевузовское — 66,3 ([6]).
В зависимости от уровня образования различаются не только число детей, возраст начала деторождения и интервалы между рождениями детей, но и репродуктивные ориентации женщин (Табл. 3). Результаты выборочного обследования 2017 года показали, что женщины с более высоким образовательным статусом хотели бы иметь в среднем меньше детей: наименьшее среднее желаемое число детей — у имеющих неполное и полное высшее образование.
Таблица 3. Средние желаемое и ожидаемое числа детей (расчеты по [7])
Уровень образования | Среднее желаемое число детей | Среднее ожидаемое число детей | Разница между средними |
начальное общее | 2,6 | 2,24 | 0,36 |
основное общее | 2,42 | 2,19 | 0,23 |
среднее общее | 2,26 | 2,05 | 0,21 |
среднее профессиональное | 2,17 | 1,88 | 0,29 |
неполное высшее профессиональное | 2,05 | 1,89 | 0,16 |
высшее профессиональное | 2,1 | 1,8 | 0,3 |
Что касается ожидаемого числа детей, то у женщин с высшим и послевузовским образованием оно существенно ниже, чем у имеющих более низкий уровень образования, и несколько больше разница между средними желаемым и ожидаемым числом детей. Аналогичная ситуация была отмечена и в других исследованиях [12; 13; 15]. Мотивация рождения второго ребенка мало различается у женщин с разным уровнем образования, но по ряду из 14 факторов, представленных в анкете, наблюдаются некоторые различия в зависимости от уровня образования (Табл. 4 — представлены только те мотивы, в отношении которых можно говорить о различиях по уровню образования [7]).
Таблица 4. Мотивы рождения двух и более детей (доля ответивших «сильно повлияло» и «очень сильно повлияло»), в %
В какой степени на Ваше желание | Уровень образования | ||||
основное общее | среднее общее | среднее | неполное высшее | высшее и послевузовское | |
С двумя детьми больше гарантий, что получишь от детей | 12,6 | 13,9 | 10,1 | 11 | 9,6 |
Двое детей повышают авторитет человека в обществе | 7,1 | 8 | 4,6 | 5 | 4,4 |
Чтобы имеющийся ребенок не чувствовал себя одиноким | 12,7 | 16,8 | 13,4 | 15,7 | 17,2 |
Второго ребенка иметь не собирались, но, когда случилась беременность, решили не делать аборт | 12,8 | 6,4 | 6,6 | 8,3 | 3,9 |
Хотелось (хочется) снова иметь в семье маленького ребенка | 9,5 | 9,5 | 9,3 | 6,1 | 10,3 |
Женщины с высшим и послевузовским образованием несколько реже отмечали среди факторов, сильно и очень сильно повлиявших на их желание иметь не менее двух детей, то, что двое детей дают больше гарантий поддержки в старости (9,6% против 12,6% у женщин с основным общим образованием и 13,9% — со средним общим) и то, что двое детей повышают авторитет человека (4,4% против соответственно 7,1% и 8%). Учитывая, что женщины с высшим и послевузовским образованием намного реже отмечали, что «второго ребенка иметь не собирались, но, когда случилась беременность, решили не делать аборт», они, вероятно, эффективнее планируют сроки рождения детей. С другой стороны, женщины с высшим и послевузовским образованием несколько чаще отмечали психологические мотивы рождения второго ребенка: «чтобы имеющийся ребенок не чувствовал себя одиноким» и «хотелось (хочется) снова иметь в семье маленького ребенка».
Схожая ситуация имеет место и в отношении мотивов рождения третьего ребенка, но здесь перечень тех, что различаются по образовательному уровню, несколько шире (Табл. 5 — представлены только те мотивы, в отношении которых можно говорить о различиях по уровню образования [7]). Женщины с высшим и послевузовским образованием реже отмечали сильное или очень сильное влияние на желание иметь не менее трех детей экономических мотивов: «с тремя детьми больше гарантий, что получишь от детей поддержку в старости, не останешься одиноким» (10,9% против 18,3% у женщин с основным общим образованием и 19% — со средним общим); «трое детей в будущем смогут больше помогать по дому, в подсобном хозяйстве» (6% против соответственно 13,3% и 12,3%); «семьи с тремя и более детьми имеют значительную материальную помощь от государства» (10,3% против 19% и 17,2%); «на третьего ребенка предоставляется ежемесячная денежная выплата в размере прожиточного минимума до достижения возраста трех лет» (11% против 24% и 18,9%); «желание решить жилищные проблемы, используя государственную поддержку (региональный материнский (семейный) капитал», «бесплатное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства)» (15,1% против 22,2% и 24,6%).
Таблица 5. Мотивы рождения трех и более детей у женщин (доля ответивших «сильно повлияло» и «очень сильно повлияло»), в %
В какой степени на Ваше желание иметь не менее трех детей повлияло: | Уровень образования | ||||
основное общее | среднее общее | среднее | неполное высшее | высшее и | |
С тремя детьми больше гарантий, что получишь от детей | 18,3 | 19 | 9,8 | 17,5 | 10,9 |
Трое детей повышают авторитет человека в обществе | 13,4 | 9,9 | 5,7 | 7,7 | 5,3 |
Желание иметь ребенка другого пола, | 22,3 | 21 | 13,4 | 23,7 | 12,1 |
Третьего ребенка иметь не собирались, но, когда случилась беременность, решили не делать аборт | 7,4 | 12 | 7,8 | 4,9 | 4,7 |
Трое детей в будущем смогут больше помогать по дому, в подсобном хозяйстве | 13,3 | 12,3 | 7,2 | 10,9 | 6 |
У многих друзей, знакомых трое детей, не хотелось (не хочется) от них отставать | 6,0 | 6,1 | 3,1 | 3,3 | 2,2 |
Хотелось (хочется), чтобы старшие дети научились заботиться о младших | 18,8 | 16,2 | 7,8 | 14,6 | 10 |
У моих родителей или у родителей супруга/партнера было трое (или более) детей | 8,3 | 7,1 | 4,2 | 7,3 | 3,2 |
Мы не ограничиваем число детей в семье, их должно быть столько, сколько Бог даст | 14,0 | 13,0 | 5,6 | 10,5 | 6,2 |
Хотелось (хочется) снова иметь в семье маленького ребенка | 15,1 | 12,4 | 10,7 | 13,7 | 10,9 |
Семьи с тремя и более детьми имеют значительную материальную помощь от государства | 19,0 | 17,2 | 12,2 | 13,7 | 10,3 |
На третьего ребенка предоставляется ежемесячная выплата в размере прожиточного минимума до достижения 3-х лет | 24 | 18,9 | 12,3 | 16,7 | 11 |
Желание решить жилищные проблемы, используя государственную поддержку (региональный материнский (семейный) капитал, бесплатное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства) | 22,2 | 24,6 | 16,6 | 23 | 15,1 |
Как и в отношении второго ребенка, при более высоком образовательном статусе, вероятно, имеет место и более эффективное регулирование деторождения, о чем свидетельствует меньшая доля отметивших влияние такого фактора, как непрерывание беременности (4,7% с высшим и послевузовским образованием и 4,9% с неполным высшим против 7,4% с основным общим, 12% со средним общим и 7,8% со средним профессиональным) и «мы не ограничиваем число детей в семье, их должно быть столько, сколько Бог даст» (6,2% с высшим и послевузовским и 5,6% со средним профессиональным против 14% с основным общим и 13% со средним общим). Более слабое желание иметь третьего ребенка у женщин с высшим и послевузовским образованием нашло отражение и в меньшей доле отметивших влияние потребности иметь ребенка другого пола при однополых двух детях (12,1% против 22,3% у женщин с основным общим образованием и 21% — со средним общим). Как и в отношении двух детей, женщины с высшим и послевузовским образованием реже отмечали, что «трое детей повышают авторитет человека» (5,3% против соответственно 13,4% и 9,9%).
С более слабым желанием иметь троих детей у женщин с высшим и послевузовским образованием, видимо, связана и несколько меньшая доля отметивших влияние психологических мотивов (в отношении второго ребенка они упоминались чаще). Сильное желание снова иметь в семье маленького ребенка отметили 10,9% респонденток с высшим и послевузовским образованием (против 15,1% среди имеющих основное общее и 12,4% — среднее общее). То, что третий ребенок позволит старшим детям проявлять заботу о младших, упомянули 10% женщин с высшим и послевузовским образованием, 16,2% — со средним общим, 18,8% — с основным общим. Образовательный статус детерминирует и различия мотивов происхождения и социального окружения: сильное влияние на желание иметь не менее трех детей такого фактора, как трое или более детей у родителей — своих или мужа — отметили 3,2% имеющих высшее и послевузовское образование, 8,3% — с основным общим, 7,1% — со средним общим. Важное значение многодетности друзей и знакомых придают примерно по 6% женщин с основным и средним общим образованием, среди женщин с высшим образованием — 2,2%.
Важным фактором репродуктивных решений, видимо, является и то, как воспринимается еще один ребенок с точки зрения последствий для разных сфер жизни, и по ряду из них (профессия и досуг) наблюдаются различия по образовательному статусу (Табл. 6 — представлены только аспекты с отличиями по уровню образования [7]).
Данные обследования 2017 года показали, что среди женщин с высшим и послевузовским образованием доля негативно оценивших возможное влияние ребенка на свой профессиональный рост составляет 21,9%, еще выше она у женщин с неполным высшим образованием — 27,8%. Среди имеющих основное общее образование эта доля — 13,8%, среднее общее — 11,6%, среднее профессиональное — 12,9%. Наибольшая доля тех, кто негативно оценил возможное влияние ребенка на общение с друзьями и полноценный отдых, — среди женщин с неполным высшим образованием (25,5% и 53,1%), несколько ниже — у респонденток с высшим и послевузовским (16,2% и 44,3%), еще ниже — с основным общим (10,7% и 39,2%), средним общим (9,9% и 36%) и средним профессиональным (12,4% и 39,7%).
Таблица 6. Доля негативно оценивших последствия возможного появления ребенка для разных сфер жизни, в %
Если бы в Вашей семье | Уровень образования | ||||
основное общее | среднее общее | среднее профессиональное | неполное высшее профессиональное | высшее профессиональное и послевузовское | |
Ваш профессиональный рост | 13,8 | 11,6 | 12,9 | 27,8 | 21,9 |
Общение с друзьями | 10,7 | 9,9 | 12,4 | 25,5 | 16,2 |
Возможность полноценно | 39,2 | 36 | 39,7 | 53,1 | 44,3 |
В социологических исследованиях репродуктивного поведения у респондентов традиционно спрашивают о препятствиях для рождения желаемого числа детей. Оставляя за рамками рассмотрения вопрос о том, что может влиять на ответы об этих помехах и как их корректно трактовать [1. С. 225–244], отметим, что результаты обследования 2017 года показали некоторые различия в оценке женщинами помех к рождению желаемого числа детей в зависимости от образовательного статуса (Табл. 7 — представлены только препятствия, различающиеся по уровню образования [7]).
Таблица 7. Доля оценивших причины как «очень мешающие» иметь желаемое число детей, в %
Укажите, что и в какой степени | Уровень образования | ||||
основное общее | среднее общее | среднее профессиональное | неполное высшее | высшее и послевузовское | |
Сложные взаимоотношения в семье | 6,6 | 12,7 | 12,1 | 9,7 | 5,8 |
Отсутствие работы | 15,9 | 17,9 | 10,5 | 17,9 | 7,8 |
Материальные трудности | 30,5 | 28,7 | 24,7 | 36,5 | 17,9 |
Неуверенность в завтрашнем дне | 30,0 | 28,7 | 23,2 | 36,2 | 15,5 |
Жилищные трудности | 23,7 | 30,3 | 19,3 | 34,7 | 14,9 |
Женщины с высшим и послевузовским образованием реже отмечали такие помехи для рождения желаемого числа детей, как материальные и жилищные трудности, неуверенность в завтрашнем дне, сложные взаимоотношения в семье и отсутствие работы. Оценка влияния помощи семьям с детьми на репродуктивное поведение мало различается в зависимости от уровня образования женщин (Табл. 8) — можно лишь отметить более низкую долю женщин с высшим образованием, считающих, что меры помогли принять решение о рождении ребенка, которого без этого не могли бы себе позволить. Образовательных различий в оценке влияния помощи семьям с детьми на решение о рождении ребенка нет и по вторым рождениям, на поддержку которых во многом ориентированы меры, реализуемые в России с 2007 года.
Таблица 8. Мнение женщин о влиянии дополнительных мер господдержки семей с детьми на решение о рождении ребенка, в %
Уровень | Помогло ли Вам принять решение о рождении ребенка то, что начали | |||
помогло, появился ребенок, рождение которого до этого | эти меры помогли принять решение о рождении ребенка, которого без этого не могли себе позволить | не помогло | трудно сказать | |
основное | 15,8 | 17,3 | 52,9 | 14 |
среднее | 25,2 | 15 | 45,1 | 14,7 |
среднее | 21,5 | 13,8 | 52 | 12,7 |
неполное | 16,2 | 12,2 | 50,6 | 21 |
высшее | 18,6 | 10,9 | 54,5 | 16 |
Более существенны образовательные различия в оценке влияния мер господдержки на решение о рождении третьего ребенка: среди имеющих основное общее образование 38,6% отметили, что без этих мер не смогли бы позволить себе рождение третьего ребенка, среди имеющих среднее общее таковых 25,2%, среднее профессиональное — 21,1%, неполное высшее — 18,5%, высшее и послевузовское — 10,4%.
У женщин с разным образовательным статусом несколько различается значимость условий жизни при принятии решения о рождении ребенка (Табл. 9).
Для женщин с более высоким уровнем образования более значимы условия жизни, связанные с совмещением профессиональной деятельности с воспитанием детей, — возможность гибкого режима труда, удаленность работы от места жительства, качество работы яслей и детских садов. Вероятно, женщины с более высоким уровнем образования склонны несколько выше оценить качество услуг в разных сферах жизнедеятельности — работу организаций медицинского обслуживания детей, их режим работы и доступность, аналогичные характеристики и ценовую доступность услуг культурно-образовательных и физкультурно-спортивных организаций для детей, работу организаций медицинского обслуживания беременных и рожениц — квалификацию медицинского персонала, оснащение современным оборудованием. Значение уровня заработной платы супруга/партнера в среднем выше значения собственного заработка у женщин всех образовательных статусов, но разница у более образованных женщин здесь несколько меньше, т.е. они в большей степени склонны рассчитывать на себя.
Таблица 9. Оценка значимости условий жизни при принятии решения о рождении ребенка (средний балл по 5-балльной шкале)
При принятии решения о рождении ребенка (первого, | Уровень образования | ||||
основное общее | среднее общее | среднее | неполное высшее | высшее | |
Возможность использования режима труда, учитывающего | 3,2 | 3,63 | 3,69 | 3,88 | 3,8 |
Удаленность работы от места жительства, время и силы, затрачиваемые на поездки на работу и с работы | 3,19 | 3,7 | 3,74 | 3,88 | 3,87 |
Качество работы яслей и детских садов (небольшие группы, | 3,69 | 4,11 | 4,13 | 4,31 | 4,25 |
Качество работы организаций медицинского обслуживания | 4 | 4,27 | 4,32 | 4,44 | 4,37 |
Наличие собственного благоустроенного жилья, | 4,31 | 4,59 | 4,55 | 4,65 | 4,57 |
Режим работы, доступность, качество услуг организаций | 3,6 | 3,82 | 3,78 | 3,95 | 3,84 |
Режим работы, доступность, качество доступных по цене услуг культурно-образовательных и физкультурно-спортивных | 3,55 | 3,84 | 3,81 | 3,96 | 3,92 |
Режим работы, доступность, качество услуг | 3,39 | 3,69 | 3,67 | 3,87 | 3,77 |
Равное распределение семейных обязанностей | 3,47 | 3,66 | 3,62 | 3,81 | 3,72 |
Уровень Вашей заработной платы | 3,97 | 4,43 | 4,42 | 4,5 | 4,49 |
Уровень заработной платы супруга/партнера | 4,28 | 4,61 | 4,51 | 4,64 | 4,56 |
Меры государственной поддержки семей с детьми | 4,1 | 4,38 | 4,32 | 4,28 | 4,26 |
Качество работы организаций медицинского обслуживания | 4,2 | 4,32 | 4,34 | 4,41 | 4,4 |
***
Образовательный статус женщин — чрезвычайно важный фактор, влияющий не только на среднее число рожденных детей, но и на репродуктивное поведение. Данные социально-демографического обследования 2017 года подтвердили результаты ряда социологических исследований, согласно которым у женщин с высшим образованием наблюдается относительно больший разрыв между желаемым и ожидаемым числом детей (причем среднее ожидаемое число детей у них меньше по сравнению с имеющими более низкий уровень образования, а среднее желаемое число детей — несколько выше только по сравнению с имеющими неполное высшее образование). В принципе разница между желаемым и ожидаемым числом детей может рассматриваться как своего рода индикатор условий реализации потребности в детях, т.е. у женщин с высшим образованием эти условия несколько хуже. Точнее, не сами эти условия в объективном смысле, а их субъективное восприятие, на которое влияет уровень притязаний, во многом определяемый ценностными ориентациями и социальными нормами. Однако результаты обследования 2017 года показали, что женщины с высшим образованием намного реже отмечали в качестве факторов, мешающих иметь желаемое число детей, материальные и жилищные трудности и неуверенность в завтрашнем дне. В то же время женщины с высшим образованием могут несколько завышать желаемое число детей [1. С. 57]).
У женщин с высшим образованием в несколько большей степени проявляются психологические мотивы рождения второго ребенка (чтобы первый не чувствовал себя одиноким, желание снова иметь маленького ребенка), но не третьего. Они в меньшей степени связывают рождение второго и третьего ребенка с экономическими мотивами (будущая поддержка в старости, помощь в домашнем хозяйстве, материальная помощь от государства) и с авторитетом в обществе, т.е. демонстрируют меньшую зависимость своего репродуктивного поведения от мнения окружающих и социальных норм. В целом следует отметить более слабую мотивацию рождения третьего ребенка у женщин с высшим образованием и их более четкое планирование рождения детей, поэтому у них в среднем больший интервал между рождениями первого и второго ребенка. Для женщин с более высоким уровнем образования при принятии решения о рождении ребенка более значимы факторы, позволяющие совмещать материнство и трудовую деятельность, они чаще учитывают в своем репродуктивном поведении возможное негативное влияние появления еще одного ребенка на их профессиональный рост. Все это ведет к меньшему числу рожденных детей у женщин с более высоким уровнем образования, более позднему началу деторождения и относительно большим интервалам между рождениями детей. Рост доли женщин с высшим образованием и особенности их репродуктивного поведения необходимо учитывать не только в социально-демографической политике, но и при разработке прогнозных сценариев рождаемости.
Об авторах
Владимир Николаевич Архангельский
НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы
Автор, ответственный за переписку.
Email: archangelsky@yandex.ru
кандидат экономических наук, научный сотрудник Научно-исследовательского института организации здравоохранения и медицинского менеджмента
Большая Татарская, 30, Москва, 115184, РоссияСергей Георгиевич Шульгин
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Email: sergey@shulgin.ru
кандидат экономических наук, заместитель заведующего Международной лабораторией демографии и человеческого капитала
просп. Вернадского, 82, Москва, 119571, РоссияЮлия Викторовна Зинькина
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Email: juliazin@list.ru
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Международной лаборатории демографии и человеческого капитала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; научный сотрудник факультета глобальных процессов Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
просп. Вернадского, 82, Москва, 119571, Россия; Ленинские горы, 1, Москва, 119991, РоссияСписок литературы
- Архангельский В.Н. Факторы рождаемости. М., 2006.
- Архангельский В.Н., Зинькина Ю.В., Коротаев А.В., Шульгин С.Г. Современные тенденции рождаемости в России и влияние мер государственной поддержки // Социологические исследования. 2017. № 3.
- Белова В.А., Дарский Л.Е. Статистика мнений в изучении рождаемости. М., 1972.
- Борисов В.А., Синельников А.Б. Брачность и рождаемость в России: демографический анализ. М., 1995.
- Всероссийская перепись населения 2010 года. База микроданных // URL: http://vpnmicrodata.gks.ru/webapi/jsf/tableView/tableView.xhtml.
- Выборочное наблюдение репродуктивных планов населения 2012 года. База микроданных // URL: http://std.gmcrosstata.ru/webapi/jsf/tableView/tableView.xhtml.
- Выборочное наблюдение репродуктивных планов населения 2017 года. База микроданных URL: // http://std.gmcrosstata.ru/webapi/jsf/tableView/tableView.xhtml.
- Исупова О.Г. Отношение к мерам стимулирования рождаемости по данным микропереписи 2015 г. // Демографическое обозрение. 2018. Т. 5. № 3.
- Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. Т. 12: Рождаемость. М., 2005.
- Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года. Т. 10: Рождаемость. М., 2013.
- Итоги выборочного социально-демографического обследования населения 1985 года // Вестник статистики. 1986. № 9.
- Калачина О.С. Влияние уровня образования на репродуктивные установки населения в Республике Мордовия // Региональная дифференциация и консолидация социального пространства России: реалии и новые вызовы. Саранск, 2015.
- Скрябина Я., Шамсутдинова Н. Рождаемость и реализация репродуктивных установок в Республике Башкортостан // Экономика и управление. 2018. № 6.
- Состояние в браке и рождаемость в России: по данным микропереписи населения 1994 г. М., 1995.
- Тындик А.О. Репродуктивные установки и их реализация в современной России // Журнал исследований социальной политики. 2012. Т. 10. № 3.
- Coale A.J., Watkins S.C. (Eds.). The Decline of Fertility in Europe. Princeton, 1986.