Уровень религиозности городских жителей Казахстана
- Авторы: Алимбекова Г.Т.1, Шабденова А.Б.2, Лифанова Т.Ю.2
-
Учреждения:
- Центр Изучения Общественного Мнения, Алматы, Казахстан
- Казахский Национальный Университет им. Аль-Фараби
- Выпуск: Том 20, № 2 (2020)
- Страницы: 323-332
- Раздел: Современное общество: актуальные проблемы и перспективы развития
- URL: https://journals.rudn.ru/sociology/article/view/23873
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2020-20-2-323-332
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Религиозные ценности, будучи важнейшим компонентом мировоззрения, способны оказывать значительное влияние на различные аспекты жизнедеятельности - от повседневных практик до политических предпочтений. Анализ изменений уровня религиозности показывает, что на постсоветском пространстве отчетливо проявляется тенденция перехода от атеистических установок к религиозному возрождению. В казахстанском обществе формируется сложная модель религиозной идентичности, в рамках которой идеалы и нормы религиозного сознания переплетены с идеями духовности и национального возрождения, а принятие ценностей конфессии зачастую носит только внешний, декларативный характер. Исследования подтверждают, что в Казахстане увеличивается доля людей, относящих себя к верующим и придерживающихся религиозных практик. Вопрос в том, действительно ли казахстанцы стали соблюдать религиозные обряды и традиции и следовать религиозным предписаниям. В статье представлены результаты исследования, проведенного Центром изучения общественного мнения (ЦИОМ) для оценки уровня религиозности жителей Алматы (ЦИОМ - это независимая организация, одна из ведущих исследовательских компаний Казахстана по социологическим и маркетинговым проектам в Казахстане и странах СНГ с 1988 года) [11]). Согласно данным, в Казахстане значительная доля людей уверенно относит себя к той или иной конфессии, однако это не является прямым признаком того, что в стране возрастает число глубоко верующих, стремящихся придерживаться всех религиозных правил и практик. В статье представлены данные об активности горожан в религиозной сфере, об их знаниях и понимании различных положений, относящихся к их религии. Исследование показало, что религиозный ренессанс в молодежной среде обычно сопровождается низким уровнем религиозного сознания и знаний, что создает благоприятную среду для распространения псевдорелигиозных идей, в том числе экстремистского толка.
Ключевые слова
Полный текст
Сравнительная оценка религиозности жителей постсоветского пространства в первые десятилетия ХХӀ века показала интересное явление — переход от секуляризации к религиозному возрождению, причем оба процесса характеризуются внутренней неопределенностью и не могут быть однозначным маркером состояния общественного сознания. Чередование этих тенденций характерно для всего ХХ века и сопровождалось изменением понимания религии как социального и духовного феномена: «в последнее время облик религии значительно изменился, что не вызывает сомнений, а ее новые внешние проявления не всегда очевидны… Не удивителен тот факт, что взгляды ученых на жизнеспособность религии значительно отличаются друг от друга» [8. С. 112]. В научной литературе отмечается противостояние традиционных и нетрадиционных религий: когда речь идет о возрастании значимости религиозных ценностей, чаще всего подразумевается расширяющаяся сфера традиционной религиозности, что характерно и для казахстанского общества. Традиционные религии (ислам, православие, католицизм) занимают особую культурную и этно-идентификационную нишу, которая формально сохранялась за ними и в эпоху атеистической идеологии. Традиционные конфессии отличает «пассивность в пропаганде и прозелитистской деятельности» [2. С. 79], что важно для объективной оценки их роли в религиозном возрождении.
В то же время оценки деятельности новых (нетрадиционных) религиозных движений не столь однозначны [1]. Например, не вполне оправдано использование в их описании терминов «секта» и «культ» как номинаций особых форм религиозных объединений, не достигших институциональной зрелости. «Понятие “культ” в его социологическом аспекте пришло к нам с Запада, вместе с дискурсом вокруг новых религиозных движений. На Западе понятие “секта” употребляется часто в нейтральном смысле слова, в то время как понятие “культ” имеет ярко выраженную негативную окраску» [3. С. 86]. Трансформация религиозного сознания современного общества может быть описана как религиозный модернизм, фундаментализм и синкретизм, как парарелигия, скрытая или секуляризованная религия [17. С. 132]. Процесс формирования новых феноменов общественного сознания, обладающих признаками религии, но выходящих за пределы ее понимания как социального института, отражен и в понятии «квазирелигия» [20]. Деятельность всех новых религиозных движений сопряжена с обеспечением постоянного притока новых адептов, следствием чего является их активное миссионерство.
В научном определении роли религии сталкиваются диаметрально противоположные точки зрения. С одной стороны, можно говорить о преобладании секуляризационных процессов — отхода от религии как символа легитимизации власти, регулятора семейно-брачных отношений и т.д. Отмечая быстрое распространение секуляризации, еще М. Вебер отмечает, что «все явления, которые своим происхождением связаны с религиозными концепциями, уступают место секуляризации» [21. С. 307]. Превалирующей тенденцией в жизни современного общества считается противоположная тенденция — десекуляризация. Например, американский богослов Х. Кокс отмечает, что нынешний этап социального развития характеризуется замедлением снижения роли религии и преобладанием тенденций «возрождения религий и возврата к святыням» [14].
Начавшееся около тридцати лет назад «возрождение религии» в Казахстане затронуло разные сферы жизни общества и государства, возросло влияние религии на индивидуальную и коллективную идентичность на фоне переплетения этнического самосознания с религиозным, расширилась материальная и нематериальная инфраструктура религиозных объединений — открываются мечети, церкви, развивается система религиозного образования (высшие и средние учебные заведения, курсы, семинары и т.п.). Проведенная в ходе последней переписи (2009) оценка религиозной принадлежности показала, что абсолютное большинство жителей Казахстана (97%) идентифицируют себя с определенной религией: с исламом — 70,1%, христианством — 26,1%, иудаизмом — 0,03%, буддизмом — 0,09%, другими религиями — 0,19%; атеистов — 2,8%. Другие религии представлены зарубежными «новыми религиозными движениями».
«Религиозное возрождение» — весьма неопределенный процесс, поскольку происходит нецеленаправленно и опирается на сложное и неоднозначное понимание сути религиозной идентичности и религиозного опыта. Обычно уровень религиозности определяется посредством выявления отношения человека (группы, населения) к религии в целом и отдельным элементам религиозного опыта. Важнейший маркер религиозности — самоидентификация через принадлежность к определенной конфессии. Соответственно, уровень религиозности фиксируется эмпирически по доле верующих (носителей искомого признака). Однако из эмпирической оценки числа приверженцев разных конфессий [2; 5] не следует вывод об увеличении числа глубоко и последовательно верующих — такой подход недостаточен для оценки реального значения религиозных практик в обществе [4], что требует интерпретации религиозных практик в диапазоне от фиксации принадлежности к группе верующих (значимая социальная аффилиация [18]) до включения в квазирелигиозные формы приобщения к духовности [13]. Различия религиозности и духовности методологически важны, даже если они накладываются друг на друга. Безусловно, духовность шире религиозности как веры в божественное, но их взаимопроникновение необходимо учитывать на методологическом уровне. Религиозный опыт сопряжен с морально-нравственным содержанием религии, может даровать смысл жизни и утешение в вере, что влияет и на социальное самочувствие [9; 10].
Мы опираемся на феноменологический подход и определение «религиозности как одной из фундаментальных характеристик ментальности, указывающей на вовлеченность индивида, группы, общества в религию как институциональную систему, регулирующую жизнь сообществ при помощи символических систем убеждений, соответствующих ритуальных практик и традиций, посредством которых маркируется мир сакрального и профанного, задаются представления о трансцендентном» [2. С. 10]. Т. Лукман расширил содержание религии, использовав понятие трансцендентного, что, в свою очередь, увеличило и сферу социального влияния религии [16]. Обращение к религии жителей современного города не обусловлено потребностью в социальном включении в жизнь церковной общины, обеспечивающей комфортное пребывание в социуме, а потому активные религиозные практики не нужны для поддержания конфессиональной принадлежности. Иными словами, феноменологический подход к исследованию религии позволяет зафиксировать как содержание осмысленного религиозного опыта, так и его внешние формальные проявления: фиксируя участие респондентов в религиозных практиках, можно прийти к пониманию феноменологического содержания религиозного опыта. Концепция «концентрических кругов» священного, разработанная в феноменологии религии [15], рассматривает религиозность как «движение» от внешних феноменов религиозного опыта к глубокой вере или трансцендентному восприятию религии.
Опрос общественного мнения был проведен в октябре 2018 года — опрошено 800 жителей города Алматы в возрасте старше 18 лет (статистическая погрешность выборки — 3,5%). Выборка репрезентирует все административные районы города, в каждом было опрошено 100 респондентов методом стандартизированного интервью. Выборка репрезентирует и социально-демографическую структуру городского населения по полу (45% мужчин и 55% женщин), возрасту (26% — 18–25 лет, 26% — 26–35 лет, 19% — 36–45 лет и т.д.), этносу (54% — казахи, 32% — русские, 14% — другие национальности), вероисповеданию (мусульмане — 65%, православные — 30%, 4% — атеисты, 2% — другие религии), уровню образования (среднее и ниже — 26%, среднее специальное — 41%, высшее — 33%), семейному статусу (23% — не состояли в браке, 65% — состоят в браке, 9% — разведены, 3% — вдовые), социально-профессиональному статусу (76% — работают, 6% — пенсионеры, 9% — студенты, 5% — домохозяйки, 4% — безработные) и материальному положению домохозяйства (затруднительное — 10%, среднее — 40%, хорошее — 50%).
Предварим анализ результатов опроса краткой характеристикой религиозной ситуации в Казахстане. В казахстанском обществе исторически преобладают две традиционные религии: ислам суннитского толка (ханафитский мазхаб) и православное христианство. Традиционный ислам с 1990 года возглавляет Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК) в статусе республиканского религиозного объединения с филиалами во всех регионах страны (объединяет более 2 тысяч мечетей). Все действующие православные объединения на территории Казахстана (приходы, епархии и т.д.) включены в состав Митрополичьего округа Русской православной церкви как республиканского межъепархиального объединения: 285 приходов и 9 епархий [7. С. 14]. В незначительном объеме представлен католицизм (более 80 общин), функционируют 2 буддийских объединения и 6 иудаистских церквей, представлены быстро растущие протестантские направления (Союз церквей евангельских христиан-баптистов, пресвитерианские церкви, евангельско-лютеранская церковь, меннониты и др.).
Исходным компонентом исследования стал анализ противоположных, но неразделимых крайностей — веры в Бога (богов, высшие или сверхъестественные силы) и атеизма. На вопрос «Верите ли Вы в существование Бога/высшей силы?», 90,4% респондентов ответили положительно, т.е. на первый взгляд абсолютное большинство горожан — верующие (отрицательно ответили 5,7%). Значимых различий с точки зрения вероисповедания не наблюдается — абсолютное большинство идентифицирующих себя как мусульман, православных и т.д. отметили, что верят в Бога. Горожане стараются жить по заповедям (35% — регулярно, 35% — иногда), посещать мечеть/церковь (15,6% — регулярно, 57,9% — иногда), учить и повторять молитвы (19,1% — регулярно, 42,1% — иногда), выполнять религиозные обряды (19,1% — регулярно, 33,3% — иногда) и читать религиозную литературу (12,2% — регулярно, 31,6% — иногда).
Наиболее активны мусульмане: по всем оцениваемым показателям религиозной деятельности они чаще отвечали, что регулярно исполняют их. Наблюдаются и различия по этническому признаку: регулярное исполнение религиозных предписаний более характерно для представителей казахской, узбекской и других национальностей, придерживающихся ислама (Табл. 1). По другим социально-демографическим признакам значимых различий не наблюдается, т.е. независимо от гендера, возраста, уровня образования, материального положения и социально-профессионального статуса большинство горожан, хотя и с разной регулярностью, посещают мечеть/церковь, молятся, исполняют религиозные обряды и в целом стараются жить по религиозным предписаниям.
Полученные данные показывают разрыв между партикулярным опытом идентификации с конфессиональной общностью и участием в религиозных практиках референтной группы верующих, т.е. двойственную религиозную идентификацию — с сообществом и через практику веры. Эта тенденция характерна не только для Казахстана: «Высокие показатели религиозности не означают воцерковленности, о чем свидетельствует частота посещений религиозных учреждений: регулярно (практически каждую неделю или 2–3 раза в месяц) их посещает лишь каждый четвертый верующий российский респондент (26% не посещает вообще) [9. С. 146]. В частности, по показателю посещений церквей раз в месяц Россия находится на одном из последних мест в Европе и мире [5].
Таблица 1. Активность горожан в религиозной деятельности
Виды активности | Мусульмане | Православные | Другие религии | |
Посещают мечеть/церковь | Регулярно | 18% | 9,8% | — |
Иногда | 57,3% | 74,1% | 33,3% | |
Нет | 24,7% | 16,1% | 66,7% | |
Знаю молитвы и молюсь | Регулярно | 23,6% | 8,9% | — |
Иногда | 40,4% | 58% | 16,7% | |
Нет | 36% | 33% | 83,3% | |
Исполняю религиозные обряды | Регулярно | 25,8% | 8,9% | 16,7% |
Иногда | 31,8% | 43,8% | 16,7% | |
Нет | 42,3% | 47,3% | 66,7% | |
Читаю религиозную литературу | Регулярно | 13,5% | 6,3% | — |
Иногда | 37,1% | 26,8% | 4,5% | |
Нет | 49,4% | 67% | 95,5% | |
Стремлюсь жить по Заповедям Божьим | Регулярно | 41,2% | 23,2% | 33,3% |
Иногда | 30,7% | 50% | 33,3% | |
Нет | 28,1% | 26,8% | 33,3% |
При оценке утверждений о религии мусульмане чаще выражали несогласие (Табл. 2). Например, если большинство представителей православия и других религий (66%–67%) согласны, что религии — это разные пути к одному Богу, то среди мусульман таковых меньше половины (48%).
Таблица 2. Согласие респондентов с утверждениями о религии
Утверждения | Мусульмане | Православные | Другие религии | |
«Аллах/Бог — это космический | Согласен | 29,2% | 35,7% | 16,7% |
Не согласен | 46,1% | 33,9% | 16,7% | |
Затрудняюсь ответить | 24,7% | 30,4% | 66,7% | |
Вы верите в идею реинкарнации | Согласен | 36% | 28,6% | 33,3% |
Не согласен | 36,3% | 35,7% | 33,3% | |
Затрудняюсь | 27,7% | 35,7% | 33,3% | |
«Все религии — это разные | Согласен | 47,9% | 66,1% | 66,7% |
Не согласен | 27,3% | 10,7% | 16,7% | |
Затрудняюсь | 24,7% | 23,2% | 16,7% |
Мусульманам и православным задавались вопросы о разных постулатах их религий. Большинство мусульман (77,5%–79%) придерживается трех постулатов ислама: вера в Аллаха и его единство (таухид), вера в писания (последнее из них — Коран), вера в посланников (последний из них — Мухаммад). Также большинство мусульман верит в ангелов (62,5% — полностью, 19,9% — частично), в предопределение (такъдир) (58,4% — полностью, 18% — частично) и воскресение из мертвых и судный день (53,6% — полностью, 19,5% — частично) (Рис. 1).
Рис. 1. Распределение ответов респондентов-мусульман
Большинство православных верят во единого бога — отца, вседержителя, творца всего видимого и невидимого (66,1%) — и в догмат о Троице (61,6%). В отношении догмата о миссии Христа как искуплении первородного и других грехов людей мнения разделились: половина (50%) верит в догмат, 17% не верят, каждый третий (33%) затруднился ответить. Менее половины православных верят в догмат о воскресении и Страшном Суде (45,5%) и догмат о первородном грехе Адама и Евы (44,6%) (Рис. 2). Представителям православия задавались вопросы и об отличиях православия от протестантизма: большинство (62%) затруднились оценить высказывание «В протестантизме нет церкви как института, нет таинств, протестанты «лишены благодати» и не могут спастись», 21,4% с ним согласились, 17% — нет. 48% затруднились высказать отношение к утверждению «Церковь — это мистическое “тело Христово”», 25% — согласились, 27% — нет.
Рис. 2. Распределение ответов православных респондентов
В анкету были включены вопросы о соблюдении религиозных практик для мусульман и православных. На основе этих вопросов и данных в Таблице 1 был проведен кластерный анализ методом k-средних, который позволил выделить активно и пассивно верующих в каждой из конфессий. Затем был проведен анализ социально-демографических характеристик для двух выделенных групп. Оказалось, что у православных активно верующих больше среди женщин (12% против 5% среди мужчин), в возрастных группах старше 65 лет (25%) и младше 35 лет (13% — среди 18–25-летних, 11% — среди 26–35-летних против 6% — среди 36–45- и 7% — среди 46–64-летних) и среди людей со средним и средним специальным уровнем образования (15%–16% против 2% — среди людей с высшим уровнем образования).
У мусульман наблюдаются другие тенденции: активно верующих значительно больше, чем у православных, как среди мужчин, так и женщин (по 42%), во всех возрастных группах (33% — среди 18–25-, по 40%–46% — среди 26–35-, 36–45- и 46–55-летних, 65% — среди тех, кому старше 56 лет), независимо от уровня образования (55% — среди людей со средним образованием, 43% — со средним специальным, 38% — с высшим).
Таким образом, Казахстан как светское государство, законодательно гарантирующее и реально обеспечивающее права граждан на свободное вероисповедание, распространение и пропаганду религии, обеспечил как высокий уровень межконфессиональной толерантности [6], так и религиозный ренессанс (преимущественно мусульманского толка), однако если таковой будет сопровождаться неразвитым религиозным сознанием у молодежи, то создает благоприятную среду для распространения псевдорелигиозных идей, в том числе экстремистского толка.
Об авторах
Гульжан Токтамысовна Алимбекова
Центр Изучения Общественного Мнения, Алматы, Казахстан
Автор, ответственный за переписку.
Email: welcome@ciom.kz
кандидат социологических наук, директор
ул. Жибек Жолы, 54, Алматы, 050002, КазахстанАйжан Базархановна Шабденова
Казахский Национальный Университет им. Аль-Фараби
Email: aija2005@mail.ru
преподватель кафедры социологии и социальной работы
просп. аль-Фараби, 71, Алматы, 050040, КазахстанТатьяна Юрьевна Лифанова
Казахский Национальный Университет им. Аль-Фараби
Email: philosophy-sociology@mail.ru
кандидат философских наук, доцент кафедры философии
просп. аль-Фараби, 71, Алматы, 050040, КазахстанСписок литературы
- Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь. М., 2004.
- Бурова Е.Е. Тренды новой религиозности в современном Казахстане (опыт социогуманитарного измерения). Алматы, 2014.
- Васильева Е.Н. «Культ» и «секта»: проблема разграничения // Религиоведение. 2007. № 3.
- Игнатьев А. Пять базовых концептов социологии религии // Социологическое обозрение. 2014. № 1.
- Каариайнен К., Фурман Д.Е. Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России. СПб., 2000.
- Калилаханова К.Т. Конституция - основа светскости казахстанского государства // https://www.zakon.kz/4649756-konstitucija-osnova-svetskosti.html.
- Мухамеджанова Б., Ибраев Е., Утемисов Ж. Государственно-конфессиональные отношения в Республике Казахстан. Астана, 2015.
- Нельсон Л.Д. Секуляризация и социальная интеграция в сопоставительном аспекте // Социальные проблемы зарубежных стран. 1992. № 5.
- Нарбут Н.П., Троцук И.В. Социальное самочувствие молодежи постсоциалистических стран (на примере России, Казахстана и Чехии): сравнительный анализ ценностных ориентаций (Часть 1) // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2018. Т. 18. № 1.
- Нарбут Н.П., Троцук И.В. Социальное самочувствие молодежи постсоциалистических стран (на примере России, Казахстана и Чехии): сравнительный анализ страхов, надежд и опасений (часть 2) // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2018. Т. 18. № 2.
- Центр изучения общественного мнения // http://www.ciom.kz.
- Шабденова А.Б., Алимбекова Г.Т. Уровень религиозности семей с различным статусом: результаты социологического исследования // Вестник КазНУ. Серия: Психология и социология. 2016. № 4.
- Altmaier E.M. Religiousness and spirituality // Promoting Positive Processes After Trauma. Academic Press, 2019.
- Cox H.G. Religion in a Secular City: Essays in Honour of Harvey Cox. Trinity Press, 2001.
- Heiler F., Montgomery W. The Spirit of Worship. New York, 2013.
- Luckmann Th. Die Unsichtbare Religion. Frankfurt am Main, 1996.
- Saliba J.A. New religious movements in sociological perspective // Understanding New Religious Movements. California, 2004.
- Schwadel P. Cross-national variation in the social origins and religious consequences of religious non-affiliation // Social Science Research. 2018. Vol. 70.
- Shabdenova A.B., Verevkin A.V. Single parents in transformation: A social research // Teorija in Praksa. 2018. № 3.
- Tillich P. Christianity and the Encounter of World Religions. Minneapolis, 1994.
- Weber M. Essays in Sociology. New York, 1946.