Социологические аспекты оценки безопасности на организационном уровне (на примере дошкольных учреждений)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье обозначены трактовки (социальной) безопасности, которые могут быть использованы в рамках социологического анализа ее особенностей, факторов и способов обеспечения на теоретическом и эмпирическом уровне. В частности, авторы отмечают нынешнее смещение трактовок проблемы безопасности с государственно-центричного на социально-центричный подход, что существенно расширило возможности операционализации данного понятия и объясняет обращение социологии к этой проблематике, несмотря на сохраняющуюся здесь терминологическую путаницу. Безопасность оказалась встроена в уже устоявшееся понятийное поле, куда включены такие понятия, как риски, опасности, вызовы, угрозы, насилие и пр. (некие «объективные» феномены), а также тревоги, опасения, страхи и пр. (форматы их социального осмысления и «измерения» в ходе опросов общественного мнения). В качестве демонстрации возможностей социологии безопасности (хотя выделение данного отраслевого направления представляется слишком условным) на организационном уровне авторы приводят результаты эмпирического исследования, реализованного в формате кейс-стади (в качестве кейса выступает и район проведения, и объект наблюдения) методом анкетирования: была рассмотрена проблема обеспечения безопасности дошкольных учреждений в Одинцовском районе Московской области с точки зрения запросов субъектов образовательного процесса к организации безопасности в дошкольных учреждениях (управленцы, воспитатели и родители дошкольников). Как показали результаты опроса, родители и сотрудники дошкольных организаций (заведующие и старшие воспитатели) единодушны в том, что определенной гарантией безопасности выступает наличие системы видеонаблюдения, что предотвратит проникновение посторонних (т.е. угрозы безопасности дошкольных учреждений рассматриваются как исходящие, в первую очередь, извне), причем наличие пропускной системы в формате турникетов и пропусков родители и воспитатели не считают необходимой мерой. Заведующие и воспитатели дошкольных учреждений в большей степени озабочены вопросами противодействия терроризму (давление требований «сверху») и противопожарной безопасности (видят угрозы безопасности и «внутри» своего учреждения), т.е. наблюдается рассогласование мнений субъектов образовательного процесса относительно источников и остроты угроз безопасности для дошкольных учреждений.

Полный текст

Современное общество развивается в неоднозначной ситуации: с одной сто­роны, расширяются масштабы экономического взаимодействия, возрастает до­ступность информации, увеличиваются социокультурные контакты и т.д., что способствует развитию и раскрытию созидательного потенциала индивидов, групп и сообществ. С другой стороны, усиливается воздействие негативных факторов, определяющих истощение природных ресурсов, распространение террористиче­ских угроз, нарастание масштабов и остроты социально-экономического неравен­ства, усугубление экологических и демографических проблем, неспособность государства выполнять свои социальные обязательства и т.д., что угрожает не только личному и групповому благополучию, но даже безопасности. Фактиче­ски снижение уровня социальной (и повседневной) безопасности наблюдается повсеместно, что сделало проблему ее обеспечения одним из требований нашего времени, в том числе посредством фундаментальных изменений в различных сферах социального управления.

Безусловно, первый вопрос, который здесь неизбежно возникает, — что мы понимаем под безопасностью? Дело в том, что ее современные трактовки весьма разнообразны, хотя их объединяет понимание безопасности как, в первую очередь, защищенности, отсутствия опасности: это «совокупность функций, обеспечива­ющих стабильное состояние защищенности от разного вида угроз и рисков, воздействие которых может повлиять на структурную и функциональную целост­ность» [18. С. 52]. Данное понимание закреплено и в законе Российской Феде­рации № 390-ФЗ «О безопасности», где таковая определена как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Различные определения безопасности, по сути, лишь акцентируют разные ее аспекты, скажем, деятельностный подход представляет безопасность как дея­тельность, направленную на выявление, предупреждение, ослабление и нейтрали­зацию опасностей и угроз в целях поддержания защищенности социума и созда­ния необходимых условий для его жизни и развития [10]. Или «качественный» подход: безопасность оказывается просто свойством социальных систем, позво­ляющим им оказывать сопротивление любым угрожающим воздействиям. Соглас­но определению «Энциклопедического словаря» Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона безопасность достигается путем устранения опасностей и является состоянием абсолютной безопасности (надежности, сохранности). Если речь идет о «челове­ческих» системах, то безопасность как их состояние или свойство предполагает контроль внешних и внутренних параметров, т.е. динамическое равновесие с окружающей средой и высокую вероятность достижения основных жизненных целей систем [13].

Существующие определения безопасности можно суммировать следующим образом: осознание источников угрозы и наличие возможностей защиты от них; совокупность факторов, обеспечивающих жизнеспособность и благоприятные условия для развития; культурно-историческое явление, имеющее историческую форму, содержание, точку генезиса, механизмы возникновения и развития; особая система взаимодействий субъектов и их интересов; защищенность системы как условие ее существования и развития; особый процесс и результат деятельности субъекта; устойчивое состояние по отношению к неблагоприятным воздействиям, а также деятельность по защите от внутренних и внешних угроз, обеспечение необходимых внутренних и внешних условий существования социальной системы; атрибут и состояние системы, обеспечивающие ее защищенность; совокупность мер по сохранению целостности, относительной самостоятельности и устойчи­вости системы [10]. Иными словами, речь всегда идет о возможности продолже­ния существования объекта в условиях опасных воздействий — как внешних, так и внутренних — политического, экономического, социального, военного, эко­логического, техногенного, информационного и иного характера.

В последние годы проблемы безопасности привлекают внимание все боль­шего числа социальных наук, и социология не стала исключением, прежде всего, в силу необходимости переосмысления устойчивых трактовок безопасности как предмета заботы и зоны ответственности, в первую очередь, государства [25]: сегодня государство уже не выступает единственным субъектом обеспечения безопасности, поскольку о себе в этом качестве заявляют социальные, этнические, религиозные и другие меньшинства (социетальная безопасность), индивиды (безопасность человека) и мировое сообщество (глобальная безопасность) — в целях обеспечения доступности экономических ресурсов, стабильности социаль­ных институтов, поддерживающих необходимый уровень благополучия (эконо­мическая безопасность), функционирования информационных систем (информа­ционная безопасность), охраны природных ресурсов (безопасность окружающей среды) и т.д. Иными словами, в научном дискурсе произошел переход от госу­дарственно-центричной к социально-центричной трактовке безопасности, что расширило спектр рассматриваемых угроз и потому сделало проблемы безопасно­сти объектом исследования не только политической и военной науки, но и других дисциплин, в частности социологии.

Впрочем, социологическая наука также не располагает единым и общепри­нятым определением безопасности, предпочитая работать со множеством связан­ных с ней понятий — это риски, угрозы, вызовы, опасности, насилие, терроризм и т.п., а также разные варианты их общественного осознания и признания [см., напр.: 4; 11; 15; 19; 20; 28; 29]. Одни авторы рассматривают социальную безопас­ность в контексте различных рисков и угроз (например, как существующие в об­ществе противоречия влияют на уровень защищенности личности и групп, если социальная безопасность государства — основа общественной стабильности и благополучия), другие считают ее самостоятельным объектом исследования. Например, У. Бек рассматривает источники возникновения современных рисков, которые могут порождаться, в том числе, вполне рациональными технологиче­скими и экономическими решениями и соображениями полезности для социаль­ного порядка [4]. Кроме того, по его мнению, риски не являются чем-то исключи­тельным в социальной жизни — это стабильный инструмент воспроизводства общества в экономической, политической и социальной сферах, выступающий неизбежным атрибутом любых процессов принятия решений.

Безусловно, переход от государственно-центричной к социально-центричной модели безопасности не означает, что роль государства в ее обеспечении не при­знается ключевой: в основе социальной безопасности общества лежит система минимальных гарантий, поддерживающих воспроизводство и жизнедеятельность населения на стабильном уровне, куда включен прожиточный минимум, размер минимальной оплаты труда и пенсионного обеспечения, доступность необходи­мых медицинских, образовательных и иных услуг [21]. Нередко социальная/об­щественная безопасность трактуется как состояние социально-политической системы, которая обеспечивает защиту прав и свобод человека, общества и госу­дарства в политико-правовой, культурно-духовной и социальной сферах, сотруд­ничество институтов государства и гражданского общества в целях обеспечения безопасности жизни, здоровья и благополучия человека [26]. Более того, нынеш­нее появление террористических сетей и, соответственно, специальных служб, борющихся с терроризмом, — следствие повышения цены человеческой жизни, которое определило дифференциацию социальной безопасности на два типа: безопасность среды и безопасность контроля (инструменты контроля не должны порождать опасную для жизни среду) [31].

В центре внимания социологии находится, прежде всего, социальная безопас­ность (или социетальная [25]) — возможности спокойного и стабильного сущест­вования больших групп с различными характеристиками, жизненными приорите­тами и коллективной идентичностью [32. Р. 120]. Поскольку структурные угрозы социальной безопасности обусловлены не только действиями акторов, но и особен­ностями социальной системы, то опасности могут возникать вследствие решений конкретных институциональных акторов или быть обусловлены разными аспек­тами самой системы (встроенными в нее источниками опасности и устойчивыми социальными нормами, т.е. быть «побочными эффектами» функционирования общества) [14]. Иными словами, социологический анализ безопасности предпо­лагает исследование паттернов взаимодействия социальных акторов (индивидов и групп) и социальной структуры на основе принципа «активной защищенно­сти» — принимая во внимание особенности объекта изучения и спектр внешних и внутренних угроз его безопасности [1; 9]. В том случае, когда речь идет о со­циолого-управленческом анализе, следует помнить, что даже высокие уровни надежности и устойчивости объекта не могут гарантировать достаточного уровня его безопасности, поскольку таковая требует постоянной оценки потенциальных угроз (траектории и скорость так называемого «управляемого движения системы в точку катастрофы») и обеспечения своевременных реакций, адекватных сложив­шимся ситуациям. Причем опасности нельзя измерить с помощью некоего вол­шебного прибора или датчика — только на основе большого объема информации о текущей ситуации с учетом действия множества различных факторов [12]. Таким образом, активное обеспечение безопасности любой социальной системы — это процесс выработки и реализации защитных управляющих воздействий, адекват­ных (прогнозируемой) опасности текущей ситуации и направленных на противо­действие ее (просчитанному) возрастанию [6; 17].

Для иллюстрации социологических аспектов изучения проблемы безопасно­сти мы решили рассмотреть «кейс» — дошкольные образовательные учреждения, поскольку, как любые образовательные организации, они весьма уязвимы с точки зрения безопасности: последствия чрезвычайных ситуаций в них характеризуются особой тяжестью, а также политическим и социальным резонансом. Основным субъектом обеспечения безопасности здесь выступает администрация при под­держке охраны дошкольных образовательных учреждений, органов опеки, упол­номоченного по правам ребенка и т.д. Система комплексной безопасности дошкольных образовательных учреждений предполагает совокупность мер по обеспечению безопасности и подготовке сотрудников к рациональным дейст­виям в чрезвычайных ситуациях.

К сожалению, особенностью системы образования в нашей стране является различие состояния дел де-факто и де-юре, вследствие чего образовательные учреждения, по сути, дистанцировались от проблем безопасности как общества, так и их собственных. Если соответствующие вопросы и обсуждаются в советах учебных заведений, то не с точки зрения безопасности, а с позиций обеспечения выполнения требований контролирующих инстанций. Например, в общеобразо­вательных учреждениях введена должность заместителя директора по безопас­ности, проводятся учебные курсы по информационной безопасности для детей, внедрены контрольно-пропускные системы доступа в помещения и системы видеонаблюдения, но не оценивается эффективность (и даже работоспособность) всех этих мер для обеспечения безопасности детей.

Безусловно, жизнь и здоровье ребенка более уязвимы, чем жизнь и здоровье взрослого человека, поскольку физиологические и поведенческие регуляторно-адаптивные системы детей еще не сформированы полностью [5]. Вот почему в законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» отражены и во­просы безопасности, в частности, в статье 28 перечислены компетенции, права, обязанности и ответственность образовательных организаций, а в статье 48 — обязанности и ответственность работников образовательных учреждений за фор­мирование у детей культуры здорового и безопасного образа жизни. С введением федеральных государственных образовательных стандартов изменился подход к проблемам безопасности: к понятиям «охрана жизни и здоровья детей» и «орга­низация безопасных условий труда для работников образовательных учреждений» добавились понятия «катастрофа» и «терроризм», что требует от руководителей и персонала образовательных учреждений знаний в сфере права, медицины, пси­хологии и т.д. Кроме того, обеспечение комплексной безопасности образователь­ных учреждений требует от них максимальной открытости и активного вовлечения в решение возникающих проблем иных субъектов образовательного процесса, помимо руководителей и персонала, — родителей обучающихся, которые, несо­мненно, имеют собственные представления и ожидания в сфере обеспечения безопасности своих детей.

Для сравнения запросов к организации безопасности в дошкольных учреж­дениях разных субъектов образовательного процесса (управленцы, воспитатели и родители) мы провели опрос (методом анкетирования, анкета «Безопасность в дошкольном учреждении» состояла из двух тематических блоков — обеспе­чение безопасности в здании и на территории образовательного учреждения, а также вопросы безопасности по дороге в него) в ряде дошкольных учреждений Одинцовского района Московской области. Был опрошен 961 человек — родители дошкольников в 16 образовательных учреждениях Одинцовского района, а также 12 экспертов — руководители районных организаций, заведующие и старшие педагоги дошкольных организаций. Одинцовский район был выбран по двум при­чинам: во-первых, в силу объективных возможностей провести здесь опрос при поддержке администрации района; во-вторых, поскольку муниципальная образо­вательная сеть Одинцовского района — самая масштабная в Московской области, а Одинцово — один из типичных городов Московской области, и по результатам социологического исследования в нем можно в принципе говорить об общей картине организации безопасности в дошкольных образовательных учреждениях.

Что касается результатов опроса родителей, то вполне предсказуемо были опрошены преимущественно мамы: доля респондентов-женщин составила 95%, в основном трех возрастных групп — 20—30 лет (32%), 31—40 лет (35%) и 41—50 лет (32%). Оценивая обеспечение безопасности в дошкольном образовательном учреждении, большинство родителей сочли ее достаточной (62%), меньшинство (13%) — недостаточной (преимущественно будучи обеспокоены возможностями получения травм и наличием только одного охранника), а остальные затруднились ответить на соответствующий вопрос, уточнив, что подобная оценка требует осведомленности не только о наличии домофонов и охранников, но и том, как проинструктированы сотрудники по вопросам безопасности, каковы реальные возможности обеспечения безопасности, проводятся ли тренировки по эвакуации/ сбору/реагированию на угрозы, имеется ли прямая связь с ведомственной/вне­ведомственной охраной и т.д. Впрочем, большинство родителей (73%) уверены, что коллектив дошкольного образовательного учреждения прилагает достаточно усилий для обеспечения безопасности детей — противоположного мнения при­держивается меньшинство (5%), а каждый пятый вновь затруднился с ответом на соответствующий вопрос. Следует отметить, что вряд ли можно было ожидать иного распределения ответов родителей на оба вопроса, если они продолжают водить своих детей в данные дошкольные учреждения.

Когда речь заходит о конкретных инструментах обеспечения безопасности детей, то распределение ответов родителей несколько меняется. 65% удовлетво­рены созданной в дошкольном учреждении пропускной системой, однако каждый пятый (22%) не удовлетворен, отмечая, что, несмотря на наличие данной си­стемы, посторонние люди могут проникнуть на территорию и в здание учреж­дения, особенно учитывая постоянное отсутствие охраны на входе (а если охран­ник на месте, то открывает калитку всем, кто позвонит в звонок, не спрашивая, кто именно пришел и куда направляется). Соответственно, лишь половина роди­телей (52%) исключает возможность проникновения в помещения и на территорию дошкольного учреждения посторонних лиц, а каждый четвертый (25%) допускает такую возможность (родители отметили, что на территорию детского сада можно попасть, если перелезть через забор или дождаться в утреннее время отсутствия охранника на входе). Однако родители в большинстве своем не считают, что проблему проникновения посторонних на территорию дошкольного учреждения можно решить, установив на входе электронные турникеты: эту идею поддержи­вает лишь каждый третий (32%), каждый второй категорически против (47%), а каждый пятый затруднился с ответом на этот вопрос. Родители однозначно отдают предпочтение использованию системы видеонаблюдения в помещениях и на территории дошкольного учреждения (89%).

Несколько вопросов анкеты предлагали родителям оценить ряд параметров безопасности дошкольного образовательного учреждения (рис. 1), и распреде­ление ответов на них показало, что наибольшее соответствие родители обнару­живают в тех случаях, когда речь идет о понятных и «видимых» им аспектах пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Так, наибольшее число положительных ответов — о соответствии требованиям безопасности — мы получили в отношении игрушек (78%), ограждений дошкольного учреждения (75%) (недо­вольство не согласных с этим родителей вызывает наличие на территории мусора, который перебрасывают через забор, то, что по внешнему периметру учреждения регулярно наблюдаются курящие и выпивающие подростки, громко нецензурно ругающиеся, а также слишком большое пространство между ограждением и зем­лей — дети могут пролезть под ним за территорию дошкольного учреждения), территории (72%) (недовольство не согласных с этим родителей вызывает то, что резиновое покрытие примерно 80% детской площадки в жаркую погоду сильно нагревается и выделяет токсичные испарения, что скудное количество зеленых насаждений не обеспечивает достаточной тени в солнечную погоду, причем пластиковые прозрачные козырьки лишь усугубляют ситуацию и служат только укрытием в дождливую погоду, что на территорию дошкольного учреждения заезжают личные автомобили его сотрудников), а также соблюдения правил пожарной безопасности (65%) (многие родители уточняли, что хотели бы лично увидеть, как работает пожарная сигнализация, как проходят учебные пожарные тревоги или хотя бы видео проведенных с детьми тренировок по эвакуации и т.п.).

Рис. 1. Обеспечение безопасности детей в оценках родителей

Несколько меньше доли родителей, которые уверены в соответствии тре­бованиям безопасности дверей и окон в помещениях дошкольного учреждения (59%). Применительно к дверям респонденты отмечали, что входная дверь в учреж­дение очень тяжелая и с неудобной ручкой, поэтому в экстремальной ситуации ребенку будет крайне сложно открыть ее без помощи взрослых, а на окнах роди­тели хотели бы видеть системы блокировки (специальные детские замки), чтобы предотвратить выпадение детей из окон высоких этажей. Как видно на рисунке 1, наименьшая доля родителей (41%) уверена в том, что на территории дошкольного учреждения соблюдаются правила противодействия терроризму. Однако это, веро­ятнее всего, связано с тем, что родители просто не знакомы с требованиями, которые подобные правила регламентируют, — об этом свидетельствуют много­численные комментарии родителей и на другие вопросы анкеты, когда они уточ­няли, что хотели бы познакомиться, например, с требованиями к дверям и окнам в помещениях образовательного учреждения. Когда речь идет о более понятных «объектах», респонденты высказываются более уверенно, скажем, они убеждены в безопасности расположенных на игровых площадках сооружений (качелей, горок и др.) (62%) (не уверены в этом или затруднились ответить на вопрос по 18%), потому что видят, что все сооружения прочно закреплены, хотя все равно считают, что ребенок может получить травму, упав или стукнувшись о них, осо­бенно если речь идет об устаревших конструкциях, которые давно нуждаются в ремонте или замене.

Мы включили в анкету открытый вопрос, чтобы родители могли высказать свои рекомендации по улучшению безопасности дошкольного учреждения: ответ на него дали лишь 18%. Какие же изменения родители предлагают ввести в дошкольных образовательных учреждениях в целях повышения безопасности пребывания в них своих детей? Установить видеонаблюдение в каждой группе; установить на входе в учреждение турникет и камеру и нанять сертифициро­ванного охранника не пожилого возраста; сделать на входной двери кнопку для выхода (открытия двери) недоступной для дошкольников; запретить воспитателям оставлять детей одних во время тихого часа; установить более яркие фонари, чтобы в вечернее время на игровых площадках было светло; установить замки на окнах; огородить забор поликарбонатом, чтобы у детей не было возможности вылезти за территорию под забором; перевести младшие группы на первый этаж, чтобы в случае чрезвычайной ситуации они смогли быстро покинуть помещения; поменять калитку, чтобы не было возможности открыть ее рукой через прутья, — установить доводчики и магнитный замок; увеличить количество охранников как минимум до двух человек; установить современные безопасные сооружения на игровых площадках; проводить родительские собрания по информированию о требованиях и мерах по обеспечению безопасности детей и т.д.

Второй блок анкеты включал в себя вопросы, которые касались безопасности детей по дороге в дошкольное учреждение и предполагали оценку родителями не того, что делают другие люди/учреждения для обеспечения безопасности их ребенка, что делают они сами. Вполне предсказуемо, учитывая давление феномена социальной желательности, собственные усилия родители оценивают весьма высоко: 89% утверждают, что показывают своему ребенку дорогу из дома и об­ратно (6% ответили отрицательно, ссылаясь на то, что добираются до образо­вательного учреждения на личных автомобилях или общественном транспорте и показывать дорогу у них просто нет возможности, или на то, что дети еще слиш­ком маленькие, чтобы запоминать дорогу и тем более ходить по ней в одиночку), 95% — что знакомят своего ребенка с правилами дорожного движения (4% отве­тивших отрицательно уточняют, что знакомят не систематически, а по случаю, или отмечали маленький возраст детей, вследствие чего объясняют им не правила, а только то, что дорога опасна), 93% уверены, что их ребенок различает сигналы транспортного и пешеходного светофоров, а каждый второй (52%), — что их ребенок знает знаки дорожного движения (может рассказать, что они обозначают), 91% — что выступают главным примером для ребенка при формировании навыков безопасности, в том числе на улице (многие уточняли, что это задача и дошколь­ного учреждения), 75% — что никогда не нарушают правила дорожного движения, даже если очень спешат, будучи с детьми (25% нарушителей оправдываются тем, что не совершать нарушения им мешает отсутствие пешеходного перехода, знаков и разметки на дороге возле дошкольного учреждения, а также припарко­ванные на тротуарах автомобили). Тем не менее, родители готовы принимать участие в мероприятиях по обучению их детей правилам дорожного движения в дошкольном учреждении (84%) и одобряют раннее обучение детей этим прави­лам на специальных занятиях (99%).

Для сравнения запросов к организации безопасности в дошкольном учреж­дении разных субъектов образовательного процесса мы провели также экспертный опрос — с руководителями районных организаций управления дошкольным образованием, а также с заведующими и старшими педагогами дошкольных орга­низаций. В целом по экспертным ответам, как и по родительским, мы получили достаточно высокие оценки системы обеспечения безопасности в дошкольных учреждениях Одинцовского района, причем среди экспертных ответов редко встречались негативные оценки — эксперты предпочитали вариант «затрудняюсь ответить». Так, две трети опрошенных экспертов уверены, что в их районе в пол­ной мере обеспечена безопасность детей в дошкольных учреждениях, что коллек­тивы этих учреждений достаточно профессиональны в этой области, что в учреж­дениях создана эффективная с точки зрения обеспечения безопасности пропускная система, что на их игровых площадках нет травмоопасных сооружений (остальные эксперты отметили, что недостаточно компетентны в перечисленных вопросах).

Лучше ориентируясь в требованиях к безопасности и постоянно отчитываясь об их соблюдении по формальным критериям, две трети экспертов уверены, что окна и двери в помещениях дошкольных образовательных учреждений соот­ветствуют требованиям безопасности. Абсолютно все эксперты убеждены, что соответствуют нормам безопасности и ограждения территорий дошкольных учреждений, однако, как и родители, допускают возможность проникновения на территорию и в помещения посторонних лиц: каждый второй эксперт считает, что пропускная система не может полностью исключить такую возможность, практически все эксперты солидарны с родителями в том, что в дошкольных учреждениях следует ввести систему видеонаблюдения в помещениях и на терри­тории, и, как и в случае с родителями, далеко не все эксперты считают нужным вводить систему электронных турникетов. Кстати, в вопросах обеспечения пожарной безопасности и правил противодействия терроризму эксперты оказа­лись не более уверенными, чем родители, — примерно половина затруднились ответить на соответствующие вопросы, что, видимо, говорит как о размытости существующих здесь требований, так и о невозможности исключить все возмож­ные угрозы.

Таким образом, наш опрос подтверждает, что обеспечение безопасности — это постоянный процесс развития и совершенствования методов, способов и механизмов выявления потенциальных опасностей и угроз, а также выработки и реализации мер по эффективному противодействию им, причем ответственность за этот процесс не может быть возложена на какого-то одного субъекта данного процесса. Кроме того, необходимо проводить регулярный мониторинг понимания, оценки и запросов всех субъектов соответствующей деятельности к организации системы обеспечения безопасности.

×

Об авторах

Алексей Викторович Поляков

Управление образования администрации Одинцовского городского округа Московской области

Автор, ответственный за переписку.
Email: al2004pol@yandex.ru

кандидат политических наук, начальник управления образованием администрации Одинцовского городского округа Московской области

Ул. Молодежная, 16б, Одинцово, 143007, Россия

Ульяна Вячеславовна Унусян

Российский университет дружбы народов

Email: uljanav@mail.ru

аспирантка кафедры социологии

Ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198, Россия

Список литературы

  1. Анисимов О.С. Методология безопасности. М., 2009.
  2. Барковская Е.В. Социальная безопасность: методологический анализ и практика социологического исследования: Дисс. к.с.н. М., 2005.
  3. Безопасность жизнедеятельности: Современный комплекс проблем безопасности. М., 2004.
  4. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М., 2000.
  5. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988.
  6. Васильев С.H., Жерлов А.К., Федосов Е.А., Федунов Б.Е. Интеллектное управление динамическими системами. М., 2000.
  7. Викторов В.Ш. Духовная безопасность России. М., 2009.
  8. Гидденс Э. Судьба, риск и безопасность // Thesis. 1994. № 5.
  9. Гончаренко Л.П., Куценко Е.С. Управление безопасностью. М., 2005.
  10. Жмеренецкий В.Ф. Теория безопасности в системе образования России // Мир образования - образование в мире. 2008. № 1.
  11. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000.
  12. Кафидов В.В. Социология и технологии безопасности. М., 2005.
  13. Краснянская Т.М. Безопасность и опасность как феномены системы «Человек» // Известия ЮФУ. Серия: Технические науки. 2006. № 1.
  14. Кузнецов В.Н. Социология безопасности. М., 2009.
  15. Луман Н. Общество как социальная система. М., 2004.
  16. Макаров В.Е. Аспекты обеспечения комплексной безопасности социальных учреждений // Материалы VI Международного социального конгресса. М., 2006. Т. 2.
  17. Минаев Г.А. Безопасность организации. М., 2008.
  18. Мугулов Ф.К., Медведев В.Б. Основы социологического анализа безопасности личности. Сочи, 2003.
  19. Нарбут Н.П. Технологии антитеррористической деятельности: международное и региональное измерения // Актуальные проблемы антиэкстремистского и антитеррористического воспитания молодежи: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М., 2015.
  20. Нарбут Н.П., Троцук И.В. Страхи и опасения российского студенчества: возможности эмпирической фиксации // Теория и практика общественного развития. 2014. № 2.
  21. Рахлеев А.В. Обеспечение социальной безопасности российского общества на современном этапе модернизации: Автореферат дисс. к.с.н. Волгоград, 2008.
  22. Риск в социальном пространстве / Под ред. А.В. Мозговой. М., 2001.
  23. Серебрянников В.В. Социология войны. М., 1998.
  24. Силласте Г.Г. Социальная безопасность личности, общества и государства. Теоретико-методологические основания и социальный запрос. М., 2014.
  25. Смирнова А.Г. Угрозы безопасности как объект социологического исследования // Социология власти. 2010. № 5.
  26. Супряга И.А. Политические механизмы обеспечения и регулирования общественной безопасности РФ: опыт и особенности: Автореферат дисс. к.п.н. М., 2016.
  27. Тепечин В.И. Социология национальной безопасности как «новая» парадигма социологического знания // Безопасность. 1995. № 34.
  28. Троцук И. Проблема насилия в российском обществе: «нормальные» и «патологичные» проявления // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2007. № 3.
  29. Троцук И.В. Современные подходы к концептуализации терроризма: социально-психологические и социально-конструктивистские модели // Актуальные проблемы антиэкстремистского и антитеррористического воспитания молодежи: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М., 2015.
  30. Унусян У.В. Актуальные проблемы комплексной безопасности дошкольного образовательного учреждения // Юриспруденция, история, социология, политология и философия. 2016. № 1.
  31. Шульман Е. Цена человеческой жизни // https://www.pravmir.ru/ekaterina-shulman-tsena-chelovecheskoy-zhizni.
  32. Buzan B., Weaver O., Wilder J. de. Security: A New Framework for Analysis. L., 1998.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. Рис. 1. Обеспечение безопасности детей в оценках родителей

Скачать (114KB)

© Поляков А.В., Унусян У.В., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах