Социологические аспекты оценки безопасности на организационном уровне (на примере дошкольных учреждений)
- Авторы: Поляков А.В.1, Унусян У.В.2
-
Учреждения:
- Управление образования администрации Одинцовского городского округа Московской области
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 20, № 1 (2020)
- Страницы: 124-136
- Раздел: Современное общество: актуальные проблемы и перспективы развития
- URL: https://journals.rudn.ru/sociology/article/view/22949
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2020-20-1-124-136
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье обозначены трактовки (социальной) безопасности, которые могут быть использованы в рамках социологического анализа ее особенностей, факторов и способов обеспечения на теоретическом и эмпирическом уровне. В частности, авторы отмечают нынешнее смещение трактовок проблемы безопасности с государственно-центричного на социально-центричный подход, что существенно расширило возможности операционализации данного понятия и объясняет обращение социологии к этой проблематике, несмотря на сохраняющуюся здесь терминологическую путаницу. Безопасность оказалась встроена в уже устоявшееся понятийное поле, куда включены такие понятия, как риски, опасности, вызовы, угрозы, насилие и пр. (некие «объективные» феномены), а также тревоги, опасения, страхи и пр. (форматы их социального осмысления и «измерения» в ходе опросов общественного мнения). В качестве демонстрации возможностей социологии безопасности (хотя выделение данного отраслевого направления представляется слишком условным) на организационном уровне авторы приводят результаты эмпирического исследования, реализованного в формате кейс-стади (в качестве кейса выступает и район проведения, и объект наблюдения) методом анкетирования: была рассмотрена проблема обеспечения безопасности дошкольных учреждений в Одинцовском районе Московской области с точки зрения запросов субъектов образовательного процесса к организации безопасности в дошкольных учреждениях (управленцы, воспитатели и родители дошкольников). Как показали результаты опроса, родители и сотрудники дошкольных организаций (заведующие и старшие воспитатели) единодушны в том, что определенной гарантией безопасности выступает наличие системы видеонаблюдения, что предотвратит проникновение посторонних (т.е. угрозы безопасности дошкольных учреждений рассматриваются как исходящие, в первую очередь, извне), причем наличие пропускной системы в формате турникетов и пропусков родители и воспитатели не считают необходимой мерой. Заведующие и воспитатели дошкольных учреждений в большей степени озабочены вопросами противодействия терроризму (давление требований «сверху») и противопожарной безопасности (видят угрозы безопасности и «внутри» своего учреждения), т.е. наблюдается рассогласование мнений субъектов образовательного процесса относительно источников и остроты угроз безопасности для дошкольных учреждений.
Полный текст
Современное общество развивается в неоднозначной ситуации: с одной стороны, расширяются масштабы экономического взаимодействия, возрастает доступность информации, увеличиваются социокультурные контакты и т.д., что способствует развитию и раскрытию созидательного потенциала индивидов, групп и сообществ. С другой стороны, усиливается воздействие негативных факторов, определяющих истощение природных ресурсов, распространение террористических угроз, нарастание масштабов и остроты социально-экономического неравенства, усугубление экологических и демографических проблем, неспособность государства выполнять свои социальные обязательства и т.д., что угрожает не только личному и групповому благополучию, но даже безопасности. Фактически снижение уровня социальной (и повседневной) безопасности наблюдается повсеместно, что сделало проблему ее обеспечения одним из требований нашего времени, в том числе посредством фундаментальных изменений в различных сферах социального управления.
Безусловно, первый вопрос, который здесь неизбежно возникает, — что мы понимаем под безопасностью? Дело в том, что ее современные трактовки весьма разнообразны, хотя их объединяет понимание безопасности как, в первую очередь, защищенности, отсутствия опасности: это «совокупность функций, обеспечивающих стабильное состояние защищенности от разного вида угроз и рисков, воздействие которых может повлиять на структурную и функциональную целостность» [18. С. 52]. Данное понимание закреплено и в законе Российской Федерации № 390-ФЗ «О безопасности», где таковая определена как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Различные определения безопасности, по сути, лишь акцентируют разные ее аспекты, скажем, деятельностный подход представляет безопасность как деятельность, направленную на выявление, предупреждение, ослабление и нейтрализацию опасностей и угроз в целях поддержания защищенности социума и создания необходимых условий для его жизни и развития [10]. Или «качественный» подход: безопасность оказывается просто свойством социальных систем, позволяющим им оказывать сопротивление любым угрожающим воздействиям. Согласно определению «Энциклопедического словаря» Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона безопасность достигается путем устранения опасностей и является состоянием абсолютной безопасности (надежности, сохранности). Если речь идет о «человеческих» системах, то безопасность как их состояние или свойство предполагает контроль внешних и внутренних параметров, т.е. динамическое равновесие с окружающей средой и высокую вероятность достижения основных жизненных целей систем [13].
Существующие определения безопасности можно суммировать следующим образом: осознание источников угрозы и наличие возможностей защиты от них; совокупность факторов, обеспечивающих жизнеспособность и благоприятные условия для развития; культурно-историческое явление, имеющее историческую форму, содержание, точку генезиса, механизмы возникновения и развития; особая система взаимодействий субъектов и их интересов; защищенность системы как условие ее существования и развития; особый процесс и результат деятельности субъекта; устойчивое состояние по отношению к неблагоприятным воздействиям, а также деятельность по защите от внутренних и внешних угроз, обеспечение необходимых внутренних и внешних условий существования социальной системы; атрибут и состояние системы, обеспечивающие ее защищенность; совокупность мер по сохранению целостности, относительной самостоятельности и устойчивости системы [10]. Иными словами, речь всегда идет о возможности продолжения существования объекта в условиях опасных воздействий — как внешних, так и внутренних — политического, экономического, социального, военного, экологического, техногенного, информационного и иного характера.
В последние годы проблемы безопасности привлекают внимание все большего числа социальных наук, и социология не стала исключением, прежде всего, в силу необходимости переосмысления устойчивых трактовок безопасности как предмета заботы и зоны ответственности, в первую очередь, государства [25]: сегодня государство уже не выступает единственным субъектом обеспечения безопасности, поскольку о себе в этом качестве заявляют социальные, этнические, религиозные и другие меньшинства (социетальная безопасность), индивиды (безопасность человека) и мировое сообщество (глобальная безопасность) — в целях обеспечения доступности экономических ресурсов, стабильности социальных институтов, поддерживающих необходимый уровень благополучия (экономическая безопасность), функционирования информационных систем (информационная безопасность), охраны природных ресурсов (безопасность окружающей среды) и т.д. Иными словами, в научном дискурсе произошел переход от государственно-центричной к социально-центричной трактовке безопасности, что расширило спектр рассматриваемых угроз и потому сделало проблемы безопасности объектом исследования не только политической и военной науки, но и других дисциплин, в частности социологии.
Впрочем, социологическая наука также не располагает единым и общепринятым определением безопасности, предпочитая работать со множеством связанных с ней понятий — это риски, угрозы, вызовы, опасности, насилие, терроризм и т.п., а также разные варианты их общественного осознания и признания [см., напр.: 4; 11; 15; 19; 20; 28; 29]. Одни авторы рассматривают социальную безопасность в контексте различных рисков и угроз (например, как существующие в обществе противоречия влияют на уровень защищенности личности и групп, если социальная безопасность государства — основа общественной стабильности и благополучия), другие считают ее самостоятельным объектом исследования. Например, У. Бек рассматривает источники возникновения современных рисков, которые могут порождаться, в том числе, вполне рациональными технологическими и экономическими решениями и соображениями полезности для социального порядка [4]. Кроме того, по его мнению, риски не являются чем-то исключительным в социальной жизни — это стабильный инструмент воспроизводства общества в экономической, политической и социальной сферах, выступающий неизбежным атрибутом любых процессов принятия решений.
Безусловно, переход от государственно-центричной к социально-центричной модели безопасности не означает, что роль государства в ее обеспечении не признается ключевой: в основе социальной безопасности общества лежит система минимальных гарантий, поддерживающих воспроизводство и жизнедеятельность населения на стабильном уровне, куда включен прожиточный минимум, размер минимальной оплаты труда и пенсионного обеспечения, доступность необходимых медицинских, образовательных и иных услуг [21]. Нередко социальная/общественная безопасность трактуется как состояние социально-политической системы, которая обеспечивает защиту прав и свобод человека, общества и государства в политико-правовой, культурно-духовной и социальной сферах, сотрудничество институтов государства и гражданского общества в целях обеспечения безопасности жизни, здоровья и благополучия человека [26]. Более того, нынешнее появление террористических сетей и, соответственно, специальных служб, борющихся с терроризмом, — следствие повышения цены человеческой жизни, которое определило дифференциацию социальной безопасности на два типа: безопасность среды и безопасность контроля (инструменты контроля не должны порождать опасную для жизни среду) [31].
В центре внимания социологии находится, прежде всего, социальная безопасность (или социетальная [25]) — возможности спокойного и стабильного существования больших групп с различными характеристиками, жизненными приоритетами и коллективной идентичностью [32. Р. 120]. Поскольку структурные угрозы социальной безопасности обусловлены не только действиями акторов, но и особенностями социальной системы, то опасности могут возникать вследствие решений конкретных институциональных акторов или быть обусловлены разными аспектами самой системы (встроенными в нее источниками опасности и устойчивыми социальными нормами, т.е. быть «побочными эффектами» функционирования общества) [14]. Иными словами, социологический анализ безопасности предполагает исследование паттернов взаимодействия социальных акторов (индивидов и групп) и социальной структуры на основе принципа «активной защищенности» — принимая во внимание особенности объекта изучения и спектр внешних и внутренних угроз его безопасности [1; 9]. В том случае, когда речь идет о социолого-управленческом анализе, следует помнить, что даже высокие уровни надежности и устойчивости объекта не могут гарантировать достаточного уровня его безопасности, поскольку таковая требует постоянной оценки потенциальных угроз (траектории и скорость так называемого «управляемого движения системы в точку катастрофы») и обеспечения своевременных реакций, адекватных сложившимся ситуациям. Причем опасности нельзя измерить с помощью некоего волшебного прибора или датчика — только на основе большого объема информации о текущей ситуации с учетом действия множества различных факторов [12]. Таким образом, активное обеспечение безопасности любой социальной системы — это процесс выработки и реализации защитных управляющих воздействий, адекватных (прогнозируемой) опасности текущей ситуации и направленных на противодействие ее (просчитанному) возрастанию [6; 17].
Для иллюстрации социологических аспектов изучения проблемы безопасности мы решили рассмотреть «кейс» — дошкольные образовательные учреждения, поскольку, как любые образовательные организации, они весьма уязвимы с точки зрения безопасности: последствия чрезвычайных ситуаций в них характеризуются особой тяжестью, а также политическим и социальным резонансом. Основным субъектом обеспечения безопасности здесь выступает администрация при поддержке охраны дошкольных образовательных учреждений, органов опеки, уполномоченного по правам ребенка и т.д. Система комплексной безопасности дошкольных образовательных учреждений предполагает совокупность мер по обеспечению безопасности и подготовке сотрудников к рациональным действиям в чрезвычайных ситуациях.
К сожалению, особенностью системы образования в нашей стране является различие состояния дел де-факто и де-юре, вследствие чего образовательные учреждения, по сути, дистанцировались от проблем безопасности как общества, так и их собственных. Если соответствующие вопросы и обсуждаются в советах учебных заведений, то не с точки зрения безопасности, а с позиций обеспечения выполнения требований контролирующих инстанций. Например, в общеобразовательных учреждениях введена должность заместителя директора по безопасности, проводятся учебные курсы по информационной безопасности для детей, внедрены контрольно-пропускные системы доступа в помещения и системы видеонаблюдения, но не оценивается эффективность (и даже работоспособность) всех этих мер для обеспечения безопасности детей.
Безусловно, жизнь и здоровье ребенка более уязвимы, чем жизнь и здоровье взрослого человека, поскольку физиологические и поведенческие регуляторно-адаптивные системы детей еще не сформированы полностью [5]. Вот почему в законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» отражены и вопросы безопасности, в частности, в статье 28 перечислены компетенции, права, обязанности и ответственность образовательных организаций, а в статье 48 — обязанности и ответственность работников образовательных учреждений за формирование у детей культуры здорового и безопасного образа жизни. С введением федеральных государственных образовательных стандартов изменился подход к проблемам безопасности: к понятиям «охрана жизни и здоровья детей» и «организация безопасных условий труда для работников образовательных учреждений» добавились понятия «катастрофа» и «терроризм», что требует от руководителей и персонала образовательных учреждений знаний в сфере права, медицины, психологии и т.д. Кроме того, обеспечение комплексной безопасности образовательных учреждений требует от них максимальной открытости и активного вовлечения в решение возникающих проблем иных субъектов образовательного процесса, помимо руководителей и персонала, — родителей обучающихся, которые, несомненно, имеют собственные представления и ожидания в сфере обеспечения безопасности своих детей.
Для сравнения запросов к организации безопасности в дошкольных учреждениях разных субъектов образовательного процесса (управленцы, воспитатели и родители) мы провели опрос (методом анкетирования, анкета «Безопасность в дошкольном учреждении» состояла из двух тематических блоков — обеспечение безопасности в здании и на территории образовательного учреждения, а также вопросы безопасности по дороге в него) в ряде дошкольных учреждений Одинцовского района Московской области. Был опрошен 961 человек — родители дошкольников в 16 образовательных учреждениях Одинцовского района, а также 12 экспертов — руководители районных организаций, заведующие и старшие педагоги дошкольных организаций. Одинцовский район был выбран по двум причинам: во-первых, в силу объективных возможностей провести здесь опрос при поддержке администрации района; во-вторых, поскольку муниципальная образовательная сеть Одинцовского района — самая масштабная в Московской области, а Одинцово — один из типичных городов Московской области, и по результатам социологического исследования в нем можно в принципе говорить об общей картине организации безопасности в дошкольных образовательных учреждениях.
Что касается результатов опроса родителей, то вполне предсказуемо были опрошены преимущественно мамы: доля респондентов-женщин составила 95%, в основном трех возрастных групп — 20—30 лет (32%), 31—40 лет (35%) и 41—50 лет (32%). Оценивая обеспечение безопасности в дошкольном образовательном учреждении, большинство родителей сочли ее достаточной (62%), меньшинство (13%) — недостаточной (преимущественно будучи обеспокоены возможностями получения травм и наличием только одного охранника), а остальные затруднились ответить на соответствующий вопрос, уточнив, что подобная оценка требует осведомленности не только о наличии домофонов и охранников, но и том, как проинструктированы сотрудники по вопросам безопасности, каковы реальные возможности обеспечения безопасности, проводятся ли тренировки по эвакуации/ сбору/реагированию на угрозы, имеется ли прямая связь с ведомственной/вневедомственной охраной и т.д. Впрочем, большинство родителей (73%) уверены, что коллектив дошкольного образовательного учреждения прилагает достаточно усилий для обеспечения безопасности детей — противоположного мнения придерживается меньшинство (5%), а каждый пятый вновь затруднился с ответом на соответствующий вопрос. Следует отметить, что вряд ли можно было ожидать иного распределения ответов родителей на оба вопроса, если они продолжают водить своих детей в данные дошкольные учреждения.
Когда речь заходит о конкретных инструментах обеспечения безопасности детей, то распределение ответов родителей несколько меняется. 65% удовлетворены созданной в дошкольном учреждении пропускной системой, однако каждый пятый (22%) не удовлетворен, отмечая, что, несмотря на наличие данной системы, посторонние люди могут проникнуть на территорию и в здание учреждения, особенно учитывая постоянное отсутствие охраны на входе (а если охранник на месте, то открывает калитку всем, кто позвонит в звонок, не спрашивая, кто именно пришел и куда направляется). Соответственно, лишь половина родителей (52%) исключает возможность проникновения в помещения и на территорию дошкольного учреждения посторонних лиц, а каждый четвертый (25%) допускает такую возможность (родители отметили, что на территорию детского сада можно попасть, если перелезть через забор или дождаться в утреннее время отсутствия охранника на входе). Однако родители в большинстве своем не считают, что проблему проникновения посторонних на территорию дошкольного учреждения можно решить, установив на входе электронные турникеты: эту идею поддерживает лишь каждый третий (32%), каждый второй категорически против (47%), а каждый пятый затруднился с ответом на этот вопрос. Родители однозначно отдают предпочтение использованию системы видеонаблюдения в помещениях и на территории дошкольного учреждения (89%).
Несколько вопросов анкеты предлагали родителям оценить ряд параметров безопасности дошкольного образовательного учреждения (рис. 1), и распределение ответов на них показало, что наибольшее соответствие родители обнаруживают в тех случаях, когда речь идет о понятных и «видимых» им аспектах пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Так, наибольшее число положительных ответов — о соответствии требованиям безопасности — мы получили в отношении игрушек (78%), ограждений дошкольного учреждения (75%) (недовольство не согласных с этим родителей вызывает наличие на территории мусора, который перебрасывают через забор, то, что по внешнему периметру учреждения регулярно наблюдаются курящие и выпивающие подростки, громко нецензурно ругающиеся, а также слишком большое пространство между ограждением и землей — дети могут пролезть под ним за территорию дошкольного учреждения), территории (72%) (недовольство не согласных с этим родителей вызывает то, что резиновое покрытие примерно 80% детской площадки в жаркую погоду сильно нагревается и выделяет токсичные испарения, что скудное количество зеленых насаждений не обеспечивает достаточной тени в солнечную погоду, причем пластиковые прозрачные козырьки лишь усугубляют ситуацию и служат только укрытием в дождливую погоду, что на территорию дошкольного учреждения заезжают личные автомобили его сотрудников), а также соблюдения правил пожарной безопасности (65%) (многие родители уточняли, что хотели бы лично увидеть, как работает пожарная сигнализация, как проходят учебные пожарные тревоги или хотя бы видео проведенных с детьми тренировок по эвакуации и т.п.).
Рис. 1. Обеспечение безопасности детей в оценках родителей
Несколько меньше доли родителей, которые уверены в соответствии требованиям безопасности дверей и окон в помещениях дошкольного учреждения (59%). Применительно к дверям респонденты отмечали, что входная дверь в учреждение очень тяжелая и с неудобной ручкой, поэтому в экстремальной ситуации ребенку будет крайне сложно открыть ее без помощи взрослых, а на окнах родители хотели бы видеть системы блокировки (специальные детские замки), чтобы предотвратить выпадение детей из окон высоких этажей. Как видно на рисунке 1, наименьшая доля родителей (41%) уверена в том, что на территории дошкольного учреждения соблюдаются правила противодействия терроризму. Однако это, вероятнее всего, связано с тем, что родители просто не знакомы с требованиями, которые подобные правила регламентируют, — об этом свидетельствуют многочисленные комментарии родителей и на другие вопросы анкеты, когда они уточняли, что хотели бы познакомиться, например, с требованиями к дверям и окнам в помещениях образовательного учреждения. Когда речь идет о более понятных «объектах», респонденты высказываются более уверенно, скажем, они убеждены в безопасности расположенных на игровых площадках сооружений (качелей, горок и др.) (62%) (не уверены в этом или затруднились ответить на вопрос по 18%), потому что видят, что все сооружения прочно закреплены, хотя все равно считают, что ребенок может получить травму, упав или стукнувшись о них, особенно если речь идет об устаревших конструкциях, которые давно нуждаются в ремонте или замене.
Мы включили в анкету открытый вопрос, чтобы родители могли высказать свои рекомендации по улучшению безопасности дошкольного учреждения: ответ на него дали лишь 18%. Какие же изменения родители предлагают ввести в дошкольных образовательных учреждениях в целях повышения безопасности пребывания в них своих детей? Установить видеонаблюдение в каждой группе; установить на входе в учреждение турникет и камеру и нанять сертифицированного охранника не пожилого возраста; сделать на входной двери кнопку для выхода (открытия двери) недоступной для дошкольников; запретить воспитателям оставлять детей одних во время тихого часа; установить более яркие фонари, чтобы в вечернее время на игровых площадках было светло; установить замки на окнах; огородить забор поликарбонатом, чтобы у детей не было возможности вылезти за территорию под забором; перевести младшие группы на первый этаж, чтобы в случае чрезвычайной ситуации они смогли быстро покинуть помещения; поменять калитку, чтобы не было возможности открыть ее рукой через прутья, — установить доводчики и магнитный замок; увеличить количество охранников как минимум до двух человек; установить современные безопасные сооружения на игровых площадках; проводить родительские собрания по информированию о требованиях и мерах по обеспечению безопасности детей и т.д.
Второй блок анкеты включал в себя вопросы, которые касались безопасности детей по дороге в дошкольное учреждение и предполагали оценку родителями не того, что делают другие люди/учреждения для обеспечения безопасности их ребенка, что делают они сами. Вполне предсказуемо, учитывая давление феномена социальной желательности, собственные усилия родители оценивают весьма высоко: 89% утверждают, что показывают своему ребенку дорогу из дома и обратно (6% ответили отрицательно, ссылаясь на то, что добираются до образовательного учреждения на личных автомобилях или общественном транспорте и показывать дорогу у них просто нет возможности, или на то, что дети еще слишком маленькие, чтобы запоминать дорогу и тем более ходить по ней в одиночку), 95% — что знакомят своего ребенка с правилами дорожного движения (4% ответивших отрицательно уточняют, что знакомят не систематически, а по случаю, или отмечали маленький возраст детей, вследствие чего объясняют им не правила, а только то, что дорога опасна), 93% уверены, что их ребенок различает сигналы транспортного и пешеходного светофоров, а каждый второй (52%), — что их ребенок знает знаки дорожного движения (может рассказать, что они обозначают), 91% — что выступают главным примером для ребенка при формировании навыков безопасности, в том числе на улице (многие уточняли, что это задача и дошкольного учреждения), 75% — что никогда не нарушают правила дорожного движения, даже если очень спешат, будучи с детьми (25% нарушителей оправдываются тем, что не совершать нарушения им мешает отсутствие пешеходного перехода, знаков и разметки на дороге возле дошкольного учреждения, а также припаркованные на тротуарах автомобили). Тем не менее, родители готовы принимать участие в мероприятиях по обучению их детей правилам дорожного движения в дошкольном учреждении (84%) и одобряют раннее обучение детей этим правилам на специальных занятиях (99%).
Для сравнения запросов к организации безопасности в дошкольном учреждении разных субъектов образовательного процесса мы провели также экспертный опрос — с руководителями районных организаций управления дошкольным образованием, а также с заведующими и старшими педагогами дошкольных организаций. В целом по экспертным ответам, как и по родительским, мы получили достаточно высокие оценки системы обеспечения безопасности в дошкольных учреждениях Одинцовского района, причем среди экспертных ответов редко встречались негативные оценки — эксперты предпочитали вариант «затрудняюсь ответить». Так, две трети опрошенных экспертов уверены, что в их районе в полной мере обеспечена безопасность детей в дошкольных учреждениях, что коллективы этих учреждений достаточно профессиональны в этой области, что в учреждениях создана эффективная с точки зрения обеспечения безопасности пропускная система, что на их игровых площадках нет травмоопасных сооружений (остальные эксперты отметили, что недостаточно компетентны в перечисленных вопросах).
Лучше ориентируясь в требованиях к безопасности и постоянно отчитываясь об их соблюдении по формальным критериям, две трети экспертов уверены, что окна и двери в помещениях дошкольных образовательных учреждений соответствуют требованиям безопасности. Абсолютно все эксперты убеждены, что соответствуют нормам безопасности и ограждения территорий дошкольных учреждений, однако, как и родители, допускают возможность проникновения на территорию и в помещения посторонних лиц: каждый второй эксперт считает, что пропускная система не может полностью исключить такую возможность, практически все эксперты солидарны с родителями в том, что в дошкольных учреждениях следует ввести систему видеонаблюдения в помещениях и на территории, и, как и в случае с родителями, далеко не все эксперты считают нужным вводить систему электронных турникетов. Кстати, в вопросах обеспечения пожарной безопасности и правил противодействия терроризму эксперты оказались не более уверенными, чем родители, — примерно половина затруднились ответить на соответствующие вопросы, что, видимо, говорит как о размытости существующих здесь требований, так и о невозможности исключить все возможные угрозы.
Таким образом, наш опрос подтверждает, что обеспечение безопасности — это постоянный процесс развития и совершенствования методов, способов и механизмов выявления потенциальных опасностей и угроз, а также выработки и реализации мер по эффективному противодействию им, причем ответственность за этот процесс не может быть возложена на какого-то одного субъекта данного процесса. Кроме того, необходимо проводить регулярный мониторинг понимания, оценки и запросов всех субъектов соответствующей деятельности к организации системы обеспечения безопасности.
Об авторах
Алексей Викторович Поляков
Управление образования администрации Одинцовского городского округа Московской области
Автор, ответственный за переписку.
Email: al2004pol@yandex.ru
кандидат политических наук, начальник управления образованием администрации Одинцовского городского округа Московской области
Ул. Молодежная, 16б, Одинцово, 143007, РоссияУльяна Вячеславовна Унусян
Российский университет дружбы народов
Email: uljanav@mail.ru
аспирантка кафедры социологии
Ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198, РоссияСписок литературы
- Анисимов О.С. Методология безопасности. М., 2009.
- Барковская Е.В. Социальная безопасность: методологический анализ и практика социологического исследования: Дисс. к.с.н. М., 2005.
- Безопасность жизнедеятельности: Современный комплекс проблем безопасности. М., 2004.
- Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М., 2000.
- Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988.
- Васильев С.H., Жерлов А.К., Федосов Е.А., Федунов Б.Е. Интеллектное управление динамическими системами. М., 2000.
- Викторов В.Ш. Духовная безопасность России. М., 2009.
- Гидденс Э. Судьба, риск и безопасность // Thesis. 1994. № 5.
- Гончаренко Л.П., Куценко Е.С. Управление безопасностью. М., 2005.
- Жмеренецкий В.Ф. Теория безопасности в системе образования России // Мир образования - образование в мире. 2008. № 1.
- Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000.
- Кафидов В.В. Социология и технологии безопасности. М., 2005.
- Краснянская Т.М. Безопасность и опасность как феномены системы «Человек» // Известия ЮФУ. Серия: Технические науки. 2006. № 1.
- Кузнецов В.Н. Социология безопасности. М., 2009.
- Луман Н. Общество как социальная система. М., 2004.
- Макаров В.Е. Аспекты обеспечения комплексной безопасности социальных учреждений // Материалы VI Международного социального конгресса. М., 2006. Т. 2.
- Минаев Г.А. Безопасность организации. М., 2008.
- Мугулов Ф.К., Медведев В.Б. Основы социологического анализа безопасности личности. Сочи, 2003.
- Нарбут Н.П. Технологии антитеррористической деятельности: международное и региональное измерения // Актуальные проблемы антиэкстремистского и антитеррористического воспитания молодежи: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М., 2015.
- Нарбут Н.П., Троцук И.В. Страхи и опасения российского студенчества: возможности эмпирической фиксации // Теория и практика общественного развития. 2014. № 2.
- Рахлеев А.В. Обеспечение социальной безопасности российского общества на современном этапе модернизации: Автореферат дисс. к.с.н. Волгоград, 2008.
- Риск в социальном пространстве / Под ред. А.В. Мозговой. М., 2001.
- Серебрянников В.В. Социология войны. М., 1998.
- Силласте Г.Г. Социальная безопасность личности, общества и государства. Теоретико-методологические основания и социальный запрос. М., 2014.
- Смирнова А.Г. Угрозы безопасности как объект социологического исследования // Социология власти. 2010. № 5.
- Супряга И.А. Политические механизмы обеспечения и регулирования общественной безопасности РФ: опыт и особенности: Автореферат дисс. к.п.н. М., 2016.
- Тепечин В.И. Социология национальной безопасности как «новая» парадигма социологического знания // Безопасность. 1995. № 34.
- Троцук И. Проблема насилия в российском обществе: «нормальные» и «патологичные» проявления // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2007. № 3.
- Троцук И.В. Современные подходы к концептуализации терроризма: социально-психологические и социально-конструктивистские модели // Актуальные проблемы антиэкстремистского и антитеррористического воспитания молодежи: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М., 2015.
- Унусян У.В. Актуальные проблемы комплексной безопасности дошкольного образовательного учреждения // Юриспруденция, история, социология, политология и философия. 2016. № 1.
- Шульман Е. Цена человеческой жизни // https://www.pravmir.ru/ekaterina-shulman-tsena-chelovecheskoy-zhizni.
- Buzan B., Weaver O., Wilder J. de. Security: A New Framework for Analysis. L., 1998.