Национальная память народности оромо
- Авторы: Кумса Э.1
-
Учреждения:
- Университет Шкоды
- Выпуск: Том 19, № 3 (2019)
- Страницы: 503-516
- Раздел: Массовые опросы, эксперименты, кейс-стади
- URL: https://journals.rudn.ru/sociology/article/view/21684
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2019-19-3-503-516
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Автор определяет нацию как территориальное сообщество, исконно проживающее в конкретном регионе, и придает особое значение факту рождения в исторически развивающейся территориальной структуре данного культурного сообщества, что позволяет рассматривать нацию как особую форму родства. Нация отличается от иных форм территориальных сообществ (племени, города-полиса и различных «этнических групп») не только б о льшими размерами территории, но и относительной единой культурой, обеспечивающей нации устойчивость во времени [22. P. 7]. Сопоставительные историко-лингвистические исследования показывают, что «с точки зрения истории человечества неопровержимо, что некоторые самые ранние и великие достижения человечества были обретены в цивилизациях, которые основывали и возглавляли афро-азиатские народы» [28. P. 74]. Народность оромо - одна из древнейших в мире с собственной территорией (Оромией), языком (афаан оромо) и политической культурой (демократия гадаа), и в течение длительного времени она стремилась избавиться от абиссинского колониального правления. Национальная память оромо включает в себя воспоминания о колониальной зависимости и национальном героизме, о долгой войне против абиссинских военачальников и абиссинского вторжения на земли народности оромо в XIX веке благодаря новому вооружению, которое африканские колонизаторы получали от западно-европейских колониальных держав и использовали не только для захвата земель, но и уничтожения народности оромо, которая считает абиссинское колониальное правление периодом самого страшного унижения в своей национальной истории. Статья состоит из двух частей: в первой части автор работает с теоретической интерпретацией понятий «нация», «национализм», «унижение» и ряда уничижительных колониальных понятий, которые до сих пор используются в литературе (как «племя» и «этническая группа»). Во второй части автор реконструирует национальную социально-политическую память оромо как самостоятельной нации в период со средневековья до последней четверти XIX века; рассматривает «вопрос оромо» в контексте глобальной истории колониализма, захвата территории оромо и превращения их в рабов, истории унизительной колониальной зависимости от абиссинского деспотизма; характеризует два последних абиссинских политических режима и Национальное движение оромо за независимость, достоинство и мир, сыгравшее важную роль в стабилизации ситуации на территории Африканского рога.
Ключевые слова
Об авторах
Элемейху Кумса
Университет Шкоды
Автор, ответственный за переписку.
Email: alemayehu.kumsa@is.savs.cz
кандидат социологических наук, профессор Университета Шкоды в Млада-Болеславе (Чехия)
На Кармели 1457, Млада-Болесла, 293 01, ЧехияСписок литературы
- Achebe C. Home and Exile. New York; 2003.
- Ahmad Abdussamad H. 1997. Priest planters and slavers of Zagé (Ethiopia), 1900-1935. Journal of African Historical Studies. 1997; 29 (3).
- Belloc H. The Modern Traveller. London; 1898.
- Biddiss M.D. (Ed.) Gobineau: Selected Political Writings. New York - London; 1971.
- Bokku D.D. Oromo Wisdom in Black Civilization. Finfinnee; 2011.
- Bulatovich A. Ethiopia through Russian Eyes: Country in Transition 1896-1898. Lawrenceville-Asmara; 2000.
- Bulcha M. The Making of the Oromo Diaspora: A Historical Sociology of Forced Migration. Minneapolis; 2002.
- Bulcha M. Contours of the Emergent & Ancient Oromo Nation: Dilemmas in the Ethiopian Politics of State and Nation-Building. Cape Town; 2011.
- Childs T.G. An Introduction to African Languages. Amsterdam-Philadelphia; 2003.
- Edwards T., Ferner A. Managing human resources in the multinational companies. Bach S. (Ed.) Managing Human Resources: Personnel Management in Transition. Oxford; 2005.
- Ehret C. History and Testimony of Language. Berkeley; 2011.
- Ehret C. The Civilizations of Africa. A History to 1800. Charlottesville; 2002.
- Eriksen T.H. Ethnicity and Nationalism: Anthropological Perspectives. London; 1993.
- Ethiopia: Reckoning Under the Law. Human Rights Watch Africa. 1994; 6 (11).
- Evans-Pritchard E.E. Theories of Primitive Religion. Oxford; 1965.
- Farrar T. When African kings became ‘chiefs’: Some transformations in European perceptions of the West-African civilization, 1950-1800. Journal of Black Studies. 1992; 23 (2).
- Fichte J.G. Addresses to the German Nation. Chicago-London; 1922.
- Fortes M., Evans-Pritchard E.E. (Eds.) African Political Systems. London, New York, Toronto; 1940.
- Freud S. Moses and Monotheism. Hertfordshire; 1939.
- Gnamo A.H. Conquest and Resistance in the Ethiopian Empire, 1880-1974. The case of Arsi Oromo. Leiden-Boston; 2014.
- Greenfeld L. Nationalism: Five roads of Modernity. London-Cambridge; 1992.
- Grosby S. Nationalism: A Very Short Introduction. Oxford; 2005.
- Haile G. Yeabba Bahriy dirsetoch. Minnesota; 2002.
- Hasan F.Yu. The Arabs and the Sudan: From eventh to the Early Sixteenth Century. Khartoum; 2012.
- Hassen M. The Oromo of Ethiopia: A History 1570-1860. Cambridge; 1990.
- Hassen M. Macha-Tulama Association 1963-1967 and the Development of Oromo Nationalism. J. Asafa (Ed.). Oromo Nationalism and the Ethiopian Discourse. The Search for Freedom and Democracy. Lawrenceville; 1998.
- Hassen M. The Oromo and the Christian Kingdom of Ethiopia 1300-1700. London; 2015.
- Hayward R.J. Afro-asiatic. H. Bernd, N.e Derek (Eds.). African Languages: An Introduction. Cambridge; 2005.
- Hitcher D.G., Harold W.H. Modern Government: A survey of Political Science. New York-Toronto; 1962.
- Horowitz D.L. Ethnic Groups in Conflict. Berkeley, Los Angeles, London; 2009.
- Jalata A. Phases of Terrorism in the Age of Globalization from Christopher Columbus to Osama Bin Laden. New York-London; 2016.
- Knutson K.E. Authority and Change. Goteborg; 1967.
- Kumsa A. Theories of collective identity and conflicts of identities in the Ethiopian Imperial State. F. Vlastimír (Ed.) Multiple Identities in Post-Colonial Africa. Litomyšl; 2012.
- Legesse A. Oromo Democracy: An Indigenous African Political System. Asmara; 2000.
- Lewis H.S. A Galla Monarchy: Jimma Abba Jifar, Ethiopia. 1830-1932. Madison-Milwaukee; 1965.
- Liobera J.R. An Invitation to Anthropology. The Structure, Evolution and Cultural Identity of Human Societies. New York-Oxford; 2003.
- Lowenthal D. Identity, heritage, and history. G.R. John (Ed.). Commemoration: The Politics of National Identity. Princeton; 1994.
- Mair L.P. Primitive Government. London; 1970.
- Malthus T.R. On the Principle of Population as it affects the Future Improvement of Society. London; 1798.
- Marcus H.G. A History of Ethiopia. Berkeley, Los Angeles, London; 1994.
- Masaryk T.G. Student a Politika. Praha; 1909/1990.
- Melba G. Oromia: An Introduction. Khartoum; 1988.
- Montagne R. The Berbers: Their Social and Political Organization. Edinburgh; 1973.
- Oliver R., Atmore A. Medieval Africa, 1250-1800. Cambridge; 2004.
- Pankhurst R. Economic History of Ethiopia: 1800-1935. Addis Ababa; 1968.
- Saakana A.S. (Ed.). African Origins of the Major World Religions. London; 1991.
- Seton-Watson H. Nations and States: An Enquiry into the Origins of Nations and Politics of Nationalism. Cambridge; 1976.
- Smith A. The Nation in History: Historiographical Debates about Ethnicity and Nationalism. Oxford; 2000.
- Smith D. Globalization: The Hidden Agenda. Cambridge; 2006.
- Steger M.B. Globalization: A Very Short Introduction. Oxford; 2009.
- Human Rights in Ethiopia: Through the Eyes of the Oromo Diaspora. The Advocacies for Human Rights; 2009.
- Thompson L. A History of South Africa. New Haven-London; 1995.
- Wiebe R.H. Who We Are: A History of Popular Nationalism. Princeton-Oxford; 2002.
- Woldemariam B. The History of the Kingdom of Kaffa: The Birth Place of Coffee 1390-1935. Hawasa; 2010.