Образование в цифровом обществе: региональный аспект

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматриваются особенности пространственного размещения образовательных и научных организаций на территории России как важная составляющая цифрового общества. На обширном социологическом и статистическом материале обосновывается необходимость пересмотра существующего подхода к организационному построению системы высшего образования с учетом проектов «5-100» и создания опорных и федеральных вузов, направленных на укрепление системы высшего профессионального образования в регионах. Авторы анализируют существующие программы, в частности национальные проекты «Образование» и «Наука», с точки зрения новых подходов к их территориальной организации. Цель статьи - анализ региональной доступности основных уровней образования. В качестве ее индикатора рассматривается охват потребителей образовательными услугами того или иного уровня. Статья базируется на гипотезе, что повышение пространственной доступности основных уровней образования вносит важный вклад в повышение устойчивости и ускорение общественного развития. Авторы отмечают, что все принятые программы и относительно новые структурные элементы высшего образования предполагают усиление финансирования и выделение значительных бюджетных средств. С учетом объемов этого финансирования разрыв региональных систем увеличивается и включение новых участников (вузов) в круг наиболее сильных учебных заведений становится все более проблематичным. Между тем именно система высшего образования и связанных с ней научных организаций выступает сегодня одним из основных драйверов развития региона, определяет его кадровый потенциал и место в экономике страны.

Об авторах

Валерий Валентинович Пациорковский

Институт социально-экономических проблем народонаселения Российской академии наук

Автор, ответственный за переписку.
Email: patsv41@gmail.com

доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института социально-экономических проблем народонаселения Российской академии наук

Нахимовский проспект, 32, Москва, 117218, Россия

Оксана Валерьевна Крухмалева

Российский университет дружбы народов; Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Email: kruhoks@yandex.ru

кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии Российского университета дружбы народов; заведующая отделом центра стратегии развития образования Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198, Россия; Ленинские горы, 1-46, Москва, 119991, Россия

Список литературы

  1. Алешковский И.А., Крухмалева О.В. Жизненные планы и профессиональные ориентации молодежи: социологический анализ // Alma Mater. 2018. № 10.
  2. Булатова Т.А., Глухов А.П. Факторы привлечения образовательных мигрантов (на примере сибирских вузов) // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2019. Т. 19. № 1.
  3. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М.: Институт русской цивилизации, 2009.
  4. Исследование международной консалтинговой компании Boston Consulting Group // https://www.finanz.ru/novosti/aktsii/polovina-rossiyskikh-uchenykh-zayavili-o-zhelanii-emigrirovat-1027322119.
  5. Исследование «Ценностные ориентации российского студенчества». М.: НИУ ВШЭ, 2017.
  6. Итоговый отчет о результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования за 2017 год. М.: Минобрнауки, 2017.
  7. Клячко Т. Как остановить утечку мозгов из России? // Аргументы и факты. № 15 от 11.04.2018.
  8. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года // http://www.government.ru/gov/results/13358.
  9. Константиновский Д.Л. Неравенство и образование: Опыт социологических исследований жизненного старта российской молодежи (1960-е годы - начало 2000-х). М.: ЦСП, 2008.
  10. Константиновский Д.Л., Попова Е.С. Молодежь, рынок труда и экспансия высшего образования // Социологические исследования. 2015. № 11.
  11. Лаженцев В.Н. Территориальное развитие как экономико-географическая деятельность (теория, методология, практика). Новые исследования по региональной экономике // Экономика региона. 2013. № 1.
  12. Лешуков О.В., Фрумин И.Д. Флагманские университеты: от советского опыта к новой модели // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 4.
  13. Лупенкова Е.С., Медведева Е.И. Расходы семей на образование в России и за рубежом // Доходы, расходы и сбережения населения России. М.: ИСЭПН РАН, 2018.
  14. Образование в России-2017. Статистический бюллетень. М.: Московский технологический университет, 2017.
  15. Национальные проекты «Образование» и «Наука» // http://government.ru/projects/selection/ 741/35675.
  16. Пациорковский В.В. Большая семья и усадебное домохозяйство - социальная норма жизни людей // Настоящее и будущее семьи в меняющемся мире. Т. 2. М.: Экономическое обозрение, 2018.
  17. Регионы России. Социально-экономические показатели-2017. М.: Росстат, 2017.
  18. Саймон Б. Общество и образование. М.: Прогресс, 1989.
  19. Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 2010.
  20. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. М.: Academia, 2001.
  21. Nieto S. Public education in the XX century and beyond: High hopes, broken promises and an uncertain future // Harvard Educational Review. 2005. Vol. 75. № 1.

© Пациорковский В.В., Крухмалева О.В., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах