Индигенность в контексте глобализации: эпистемологический и социокультурный аспекты

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В последние десятилетия одной из значимых тенденций реконфигурации ландшафтов социального и культурного разнообразия становится «индигенизация современности». В своем современном значении концепт «индигенность» выражает стремление коренных народов (indigenous peoples) и разных сообществ, прежде маргинализованных в границах национальных государств, самостоятельно определять перспективы своего развития. В глобальной перспективе индигенность утрачивает прежнюю сопряженность с определенными типами обществ или культурными сценариями аутентичности и традиционных образов жизни, и индигенные акторы перестают играть роль радикально Другого в современных дискурсах и интеллектуальной жизни Запада. Переход от генеалогической модели индигенности, основанной на идеях происхождения, родства и культурной аутентичности, к реляционной модели позволяет сместить фокус внимания со свойств, присущих тем, кто понимается как индигенный в определенном контексте, на отношения индигенных и неиндигенных акторов. Коренные народы конституируют и репрезентируют свою идентичность и культуру с учетом общественного мнения, национального законодательства и международно-правового регулирования, что приводит к фундаментальным трансформациям самих акторов. Их характеристики больше не могут быть представлены только в терминах примордиальности. В условиях глобализации культурные паттерны индигенности отличаются разнообразием и осмысляются на основе новых подходов к изучению социальной организации культурного разнообразия, а также моделей управления им. Современный дискурс индигенности поддерживают такие концепты, как «частичные отношения», «вовлеченность», «интеркультурные отношения», что подразумевает признание множественных частичных отношений, связывающих субъекта и объект, индигенные и неиндигенные «миры» и культурные практики. Изменение характера дискурса индигенности как в социокультурном, так и эпистемологическом аспекте сопряжено и с реконфигурацией проблемного поля социальной антропологии.

Об авторах

Марина Степановна Куропятник

Санкт-Петербургский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: kuropjatnik@bk.ru

доктор социологических наук, заведующая кафедрой культурной антропологии и этнической социологии Санкт-Петербургского государственного университета

Университетская наб., 7-9, Санкт-Петербург, 199034, Россия

Список литературы

  1. Арендт Х. Ответственность и суждение. М.: Изд-во Института Гайдара, 2013
  2. Балзер М.М. Коренные космополиты, экологическая защита и активизм в Сибири и на Дальнем Востоке // Сибирские исторические исследования. 2014. № 2
  3. Бевернаж Б. Аллохронизм, равенство во времени и современность. Критика проекта радикальной современности Йоханнеса Фабиана и доводы в пользу новой политики времени // Социология власти. 2016. № 2
  4. Калхун К. Национализм. М.: Территория будущего, 2006
  5. Саид Э. Ориентализм. Западные концепции Востока. СПб.: Русский мир, 2006
  6. Функ Д.А. Введение к специальной теме номера // Сибирские исторические исследования. 2014. № 2
  7. Appadurai A. Putting hierarchy in its place. Cultural Anthropology. 1988; 3 (1).
  8. Beach H. Self-determining the Self: Aspects of Saami identity management in Sweden. Acta Borealia. Nordic Journal of Circumpolar Societies. 2007; 24 (1).
  9. Beteille A. The idea of indigenous people. Current Anthropology. 1998; 39 (2).
  10. Bunzl M. Foreword: Johannes Fabian’s time and Other: Synthesis of critical anthropology. Fabian J. Time and the Other. How Anthropology Makes its Object. New York: Columbia University Press; 2002.
  11. Clifford J. Returns. Becoming Indigenous in the Twenty-First Century. Cambridge: Harvard University Press; 2013.
  12. Clifford J., Marcus G. (Eds.) Writing Culture: The Poetics and Politics of Ethnography. Berkeley: University of California Press; 1986.
  13. Dussart F., Poirier S. Knowing and Managing the Land: The Conundrum of Coexistence and Entanglement. Dussart F., Poirier S. (Eds.) Entangled Territorialities. Negotiating Indigenous Lands in Australia and Canada. Toronto: University of Toronto Press; 2017.
  14. Fabian J. Time and the Other. How Anthropology Makes its Object. New York: Columbia University Press; 2002.
  15. Friedman J. Indigeneity: Anthropological notes on a historical variable. Minde H. (Ed.) Indigenous Peoples. Self-Determination. Knowledge. Indigeneity. Eburon: Eburon Akademik Publishers; 2007.
  16. Hannerz U. Transnational Connections. Culture, People, Places. London - New York: Routledge; 1996.
  17. Karlsson B. Anthropology and the “indigenous slot”. Claims to debates about indigenous people’s status in India. Critique of Anthropology. 2003; 23 (4).
  18. Li T.M. Articulating indigenous identity in Indonesia: Resource politics and the tribal slot. Comparative Studies in Society and History. 2000; 42 (1).
  19. Merlan F. Indigeneity: Global and local. Current Anthropology. 2009; 50 (3).
  20. Merlan F. Theorizing relationality: A response to the Morphys. American Anthropologist. 2013; 115 (4).
  21. Narayan K. How native is a ‘native’ anthropologist? American Anthropologist. 1993; 95 (3).
  22. Niezen R. A World Beyond Difference. Cultural Identity in the Age of Globalization. Oxford: Blackwell Publishing; 2004.
  23. Peterson N. Is there a role for anthropology in cultural reproduction? Maps, mining and the “cultural future” in Central Australia. Dussart F., Poirier S. (Eds.) Entangled Territorialities. Negotiating Indigenous Lands in Australia and Canada. Toronto: University of Toronto Press; 2017.
  24. Poirier S. Nehirowisiw territoriality: Negotiating and managing entanglement and coexistence. Dussart F., Poirier S. (Eds.) Entangled Territorialities. Negotiating Indigenous Lands in Australia and Canada. Toronto: University of Toronto Press; 2017.
  25. Robbins J. Beyond the suffering subject: Toward an anthropology of the good. Journal of the Royal Anthropological Institute. 2013; 19 (3).
  26. Sahlins M. Two or three things that I know about culture. Journal of the Royal Anthropological Institute. 1999; 5.
  27. Strathern M. (Ed.) Shifting Contexts. Transformations in Anthropological Knowledge. London - New York: Routledge; 1995.
  28. Strathern M. Partial Connections, Updated Edition. Walnut Creek: AltaMira Press; 2004.
  29. Trouillot M.-R. Global Transformations. Anthropology and the Modern World. New York: Palgrave Macmillan; 2003.
  30. Zapata-Barrero R. Interculturalism: main hypothesis, theories and strands. Zapata-Barrero R. (Ed.) Interculturalism in Cities: Concept, Policy and Implementation. Cheltenham: Edward-Elgar Publishing; 2015.

© Куропятник М.С., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах