Индигенность в контексте глобализации: эпистемологический и социокультурный аспекты
- Авторы: Куропятник М.С.1
-
Учреждения:
- Санкт-Петербургский государственный университет
- Выпуск: Том 19, № 3 (2019)
- Страницы: 387-396
- Раздел: Вопросы истории, теории и методологии
- URL: https://journals.rudn.ru/sociology/article/view/21674
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2019-19-3-387-396
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В последние десятилетия одной из значимых тенденций реконфигурации ландшафтов социального и культурного разнообразия становится «индигенизация современности». В своем современном значении концепт «индигенность» выражает стремление коренных народов (indigenous peoples) и разных сообществ, прежде маргинализованных в границах национальных государств, самостоятельно определять перспективы своего развития. В глобальной перспективе индигенность утрачивает прежнюю сопряженность с определенными типами обществ или культурными сценариями аутентичности и традиционных образов жизни, и индигенные акторы перестают играть роль радикально Другого в современных дискурсах и интеллектуальной жизни Запада. Переход от генеалогической модели индигенности, основанной на идеях происхождения, родства и культурной аутентичности, к реляционной модели позволяет сместить фокус внимания со свойств, присущих тем, кто понимается как индигенный в определенном контексте, на отношения индигенных и неиндигенных акторов. Коренные народы конституируют и репрезентируют свою идентичность и культуру с учетом общественного мнения, национального законодательства и международно-правового регулирования, что приводит к фундаментальным трансформациям самих акторов. Их характеристики больше не могут быть представлены только в терминах примордиальности. В условиях глобализации культурные паттерны индигенности отличаются разнообразием и осмысляются на основе новых подходов к изучению социальной организации культурного разнообразия, а также моделей управления им. Современный дискурс индигенности поддерживают такие концепты, как «частичные отношения», «вовлеченность», «интеркультурные отношения», что подразумевает признание множественных частичных отношений, связывающих субъекта и объект, индигенные и неиндигенные «миры» и культурные практики. Изменение характера дискурса индигенности как в социокультурном, так и эпистемологическом аспекте сопряжено и с реконфигурацией проблемного поля социальной антропологии.
Об авторах
Марина Степановна Куропятник
Санкт-Петербургский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: kuropjatnik@bk.ru
доктор социологических наук, заведующая кафедрой культурной антропологии и этнической социологии Санкт-Петербургского государственного университета
Университетская наб., 7-9, Санкт-Петербург, 199034, РоссияСписок литературы
- Арендт Х. Ответственность и суждение. М.: Изд-во Института Гайдара, 2013
- Балзер М.М. Коренные космополиты, экологическая защита и активизм в Сибири и на Дальнем Востоке // Сибирские исторические исследования. 2014. № 2
- Бевернаж Б. Аллохронизм, равенство во времени и современность. Критика проекта радикальной современности Йоханнеса Фабиана и доводы в пользу новой политики времени // Социология власти. 2016. № 2
- Калхун К. Национализм. М.: Территория будущего, 2006
- Саид Э. Ориентализм. Западные концепции Востока. СПб.: Русский мир, 2006
- Функ Д.А. Введение к специальной теме номера // Сибирские исторические исследования. 2014. № 2
- Appadurai A. Putting hierarchy in its place. Cultural Anthropology. 1988; 3 (1).
- Beach H. Self-determining the Self: Aspects of Saami identity management in Sweden. Acta Borealia. Nordic Journal of Circumpolar Societies. 2007; 24 (1).
- Beteille A. The idea of indigenous people. Current Anthropology. 1998; 39 (2).
- Bunzl M. Foreword: Johannes Fabian’s time and Other: Synthesis of critical anthropology. Fabian J. Time and the Other. How Anthropology Makes its Object. New York: Columbia University Press; 2002.
- Clifford J. Returns. Becoming Indigenous in the Twenty-First Century. Cambridge: Harvard University Press; 2013.
- Clifford J., Marcus G. (Eds.) Writing Culture: The Poetics and Politics of Ethnography. Berkeley: University of California Press; 1986.
- Dussart F., Poirier S. Knowing and Managing the Land: The Conundrum of Coexistence and Entanglement. Dussart F., Poirier S. (Eds.) Entangled Territorialities. Negotiating Indigenous Lands in Australia and Canada. Toronto: University of Toronto Press; 2017.
- Fabian J. Time and the Other. How Anthropology Makes its Object. New York: Columbia University Press; 2002.
- Friedman J. Indigeneity: Anthropological notes on a historical variable. Minde H. (Ed.) Indigenous Peoples. Self-Determination. Knowledge. Indigeneity. Eburon: Eburon Akademik Publishers; 2007.
- Hannerz U. Transnational Connections. Culture, People, Places. London - New York: Routledge; 1996.
- Karlsson B. Anthropology and the “indigenous slot”. Claims to debates about indigenous people’s status in India. Critique of Anthropology. 2003; 23 (4).
- Li T.M. Articulating indigenous identity in Indonesia: Resource politics and the tribal slot. Comparative Studies in Society and History. 2000; 42 (1).
- Merlan F. Indigeneity: Global and local. Current Anthropology. 2009; 50 (3).
- Merlan F. Theorizing relationality: A response to the Morphys. American Anthropologist. 2013; 115 (4).
- Narayan K. How native is a ‘native’ anthropologist? American Anthropologist. 1993; 95 (3).
- Niezen R. A World Beyond Difference. Cultural Identity in the Age of Globalization. Oxford: Blackwell Publishing; 2004.
- Peterson N. Is there a role for anthropology in cultural reproduction? Maps, mining and the “cultural future” in Central Australia. Dussart F., Poirier S. (Eds.) Entangled Territorialities. Negotiating Indigenous Lands in Australia and Canada. Toronto: University of Toronto Press; 2017.
- Poirier S. Nehirowisiw territoriality: Negotiating and managing entanglement and coexistence. Dussart F., Poirier S. (Eds.) Entangled Territorialities. Negotiating Indigenous Lands in Australia and Canada. Toronto: University of Toronto Press; 2017.
- Robbins J. Beyond the suffering subject: Toward an anthropology of the good. Journal of the Royal Anthropological Institute. 2013; 19 (3).
- Sahlins M. Two or three things that I know about culture. Journal of the Royal Anthropological Institute. 1999; 5.
- Strathern M. (Ed.) Shifting Contexts. Transformations in Anthropological Knowledge. London - New York: Routledge; 1995.
- Strathern M. Partial Connections, Updated Edition. Walnut Creek: AltaMira Press; 2004.
- Trouillot M.-R. Global Transformations. Anthropology and the Modern World. New York: Palgrave Macmillan; 2003.
- Zapata-Barrero R. Interculturalism: main hypothesis, theories and strands. Zapata-Barrero R. (Ed.) Interculturalism in Cities: Concept, Policy and Implementation. Cheltenham: Edward-Elgar Publishing; 2015.