Парадоксы модернизации высшего образования: итоги 20-летнего мониторинга в Свердловской области
- Авторы: Вишневский Ю.Р.1, Нархов Д.Ю.1
-
Учреждения:
- Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
- Выпуск: Том 19, № 2 (2019)
- Страницы: 289-301
- Раздел: Массовые опросы, эксперименты, кейс-стади
- URL: https://journals.rudn.ru/sociology/article/view/21101
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2019-19-2-289-301
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье по материалам регионального мониторинга студенчества (1995-2016) рассматриваются процессы модернизации российской высшей школы. Методологической основой исследования выступил многомерный подход (системный, институциональный, ресурсный и др.) и понимание модернизации высшего профессионального образования как составной части модернизации общественно-экономической системы России. Дается определение модернизации как непрерывного процесса трансформационных изменений, ориентированного на повышение качества и конкурентоспособности подсистем высшего образования. Цель статьи - выяснить, как модернизация влияет на ресурсный потенциал студенческой общности, определить, в какой мере студенты ощущают ее последствия и способны использовать возникающие в ее ходе возможности. Проблема, на которой сфокусировано внимание авторов, - модернизация - осуществляется для студентов, со студентами или без студентов: как меняется качество обучения и удовлетворенность студентов качеством образования и профессиональной подготовки. В статье показана парадоксальность результатов модернизации в плане достижения ее основной цели - качественной подготовки профессионалов, обеспечивающей потребности экономики страны в кадрах, а также усиление образовательного неравенства, основанного на территориальной и отраслевой неравномерности российской высшей школы, ее материально-технического и финансового обеспечения. Качество высшего образования рассматривается как способ социальной саморегуляции. Индикатором выступает удовлетворенность студентов разными аспектами учебного процесса, значимыми для освоения профессиональных знаний. Приводятся оценки студентами доступности высшего образования в Свердловской области по таким базовым индикаторам модернизации, как академическая мобильность, информатизация, взаимосвязь образования, науки и производства. По результатам анализа данных мониторинга делается вывод о невысокой степени влияния модернизационных изменений на степень удовлетворенности студентов качеством образования и профессиональной подготовки.
Об авторах
Юрий Рудольфович Вишневский
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
Автор, ответственный за переписку.
Email: soc_stu@e1.ru
доктор философских наук, профессор кафедр социологии и технологий государственного и муниципального управления и организации работы с молодежью Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
ул. Мира, 19, Екатеринбург, Россия, 620002Дмитрий Юрьевич Нархов
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
Email: d_narkhov@mail.ru
кандидат социологических наук, доцент кафедры организации работы с молодежью Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
ул. Мира, 19, Екатеринбург, Россия, 620002Список литературы
- 12 решений для нового образования: экспертный доклад / рук. Я.И. Кузьминов, И.Д. Фрумин. М., 2018.
- Банникова Л.Н., Боронина Л.Н., Вишневский Ю.Р. Новые явления в ценностных ориентациях уральского студенчества // Социологические исследования. 2013. № 2.
- Вишневский Ю.Р., Рубина Л.Я. Социальный облик студенчества 90-х годов // Социологические исследования. 1997. № 10.
- Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Студент 90-х - социокультурная динамика // Социологические исследования. 2000. № 2.
- Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т., Трынов Д.В. Гражданская культура студентов. Тенденции и проблемы формирования // Социологические исследования. 2009. № 4.
- Громов А.Д., Платонова Д.П., Семенов Д.С., Пырова Т.Л. Доступность высшего образования в регионах России. М., 2016.
- Давыдов А.А. Модернизация России, полезный опыт Китая и теория сложных систем // http://socioline.ru/files/6/183/modernizaciya_rossii_poleznyy_opyt_ kitaya.doc.
- Заславская Т.И. Современное российское общество: социальный механизм трансформации. М., 2004.
- Иноземцев В.Л. Хорошее образование в России - миф // Ведомости от 3.10.2011.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 № 393).
- Международный студенческий обмен // https://urfu.ru/ru/international/mobility.
- Нархов Д.Ю. Преподаватели высшей школы как ресурс модернизации высшего профессионального образования: Автореферат дисс. К.с.н. Екатеринбург, 2015.
- Об образовании в Российской Федерации. ФЗ РФ № 273 от 29.12.2012 г.
- Рубина Л.Я. Российская магистратура: реальность, перспективы, риски // Социокультурное развитие большого Урала: тренды, проблемы, перспективы / Под общ. ред. Ю.Р. Вишневского. Екатеринбург, 2015.
- Студент 1995-2016 гг.: динамика социокультурного развития студенчества Среднего Урала / под общ. ред. Ю.Р. Вишневского. Екатеринбург, 2017.
- Томильцев А.В. Управление качеством образования. Екатеринбург, 2010.
- Тощенко Ж.Т. Прекариат - новое явление на рынке труда // Ядовские чтения: перспективы социологии / под ред. О.Б. Божкова, С.С. Ярошенко, В.Ю. Бочарова. СПб., 2016.
- Фурсова В.В., Ха Ван Хоанг. Доступность высшего образования. Казань, 2012.
- Perkin G. The Third Revolution: Professional Elites in the Modern World. L., 1996.
- Perkin G. The Third Revolution: Professional Society in International Perspective. L., 1996.