НАРУШЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОЛОГИИ В МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Чрезвычайное «загрязнение» глобального информационного пространства негативно сказывается на социальном благополучии населения, поскольку медиапространство - разновидность социального пространства, охваченного медиа. Необходимо создать эффективную систему правовой защиты и социальных гарантий, чтобы любой гражданин мог не только получать минимальную социальную защиту, но и был защищен от негативного влияния неблагоприятной экологии средств массовой информации (СМИ). Не каждый, кто испытывает интенсивное воздействие СМИ, осознает его негативные последствия, в том числе «синдром усталости». Для его предотвращения Д. Льюис предлагает следующий алгоритм: воспользоваться всеми информационными технологиями бизнеса и повседневной коммуникации; усовершенствовать методы изучения и обработки данных; установить правильные приоритеты их анализа и использования [26]. Все СМИ и субъекты, находящиеся во взаимодействии с ними, должны овладеть информационной культурой, для чего необходимо готовить специалистов в области медиаэкологии, осознающих влияние медиа и социальных технологий на чувства, мысли, ценности и поведение людей. Пока специалисты по экологии СМИ не располагают достаточной теоретической базой для проведения социологических исследований и определения того, как медиа заставляют аудиторию структурировать то, что она видит, слышит и чувствует, определенным образом. Современные СМИ (особенно электронные) могут оказывать насильственное и нежелательное воздействие - это не только психологическая, но и философская, социальная и культурная проблема, которая затрагивает не только детей, но и взрослых. «Информационная анархия» приводит не только к умеренным негативным последствиям, но и в некоторых случаях к «информационному экоциду» - уничтожению традиционной информации и СМИ. Противодействие загрязнению информационной среды может включать следующие этапы: разработка требований к процессу создания контента; мониторинг процессов сбора, хранения, обработки и уничтожения информации; разработка критериев оценки использования информации. Необходимо ввести единую рейтинговую систему для информационных продуктов, которая позволит пользователям оценивать качество источников информации по следующим критериям: чистота информации; работа по созданию контента; охват источников; качество (полнота) информации; источники создания конкретных наборов данных; социально-демографические характеристики потенциальных пользователей.

Об авторах

Феликс Изосимович Шарков

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России

Автор, ответственный за переписку.
Email: sharkov_felix@mail.ru

доктор социологических наук, проректор Академии труда и социальных отношений; профессор кафедры социологии Московского государственного института международных отношений (Университета) Министерства иностранных дел России; заместитель декана факультета журналистики Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

просп. Вернадского, 84, Москва, 119551, Россия; просп. Вернадского, 76, Москва, 119454, Россия

Владимир Владимирович Силкин

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Email: vv.silkin@migsu.ru

доктор политических наук, декан факультета журналистики, заведующий кафедрой управления информационными процессами Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

просп. Вернадского, 84, Москва, 119551, Россия

Ирина Евгеньевна Абрамова

Ростовский государственный медицинский университет

Email: www-abramova-achii@mail.ru

доктор политических наук, профессор кафедры истории Ростовского государственного медицинского университета

ул. М. Горького, 11/43, Ростов-на-Дону, 344002, Россия

Наталья Владимировна Кириллина

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Email: nata.kirillina@gmail.com

кандидат социологических наук, доцент кафедры общественных связей и медиаполитики факультета журналистики Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

просп. Вернадского, 84, Москва, 119551, Россия

Список литературы

  1. Adams P.C. Tuanian geography: A tale of contrasts and nuances. Place, Space and Hermeneutics. Ed. by B. Janz. Springer; 2017.
  2. Adams P.C., Cupples J., Glynn K., Jansson A., Moores S. Communications/Media/Geographies. Routledge; 2017.
  3. Adams P.C., Jansson A. Communication geography: A bridge between disciplines. Communication Theory. 2012; 22 (3).
  4. Andreyko G.P. Ecology of Information Space. Kharkiv; 2015 (In Russ.).
  5. Appadurai A. Disjuncture and difference in the global cultural economy. Theory, Culture and Society. 1990; 7.
  6. Bandura A., Ross D., Ross S. Transmission of aggression through imitation of aggressive models. Abnormal and Social Psychology. 1961; 63 (3) (In Russ.).
  7. Beirne et al. Issues in Deploying the Technology for a Media Space. Toronto; 1994.
  8. Bourdieu P. On Television. New Press; 1998.
  9. Brinchuk M.M. Environmental law as a systemic phenomenon: Communication context. Communicology. 2015; 3 (1) (In Russ.).
  10. Buxton W. Space-Function Integration and Ubiquitous Media. Toronto; 2005.
  11. Buzin V.N. Social Management of Russian Media. System-Activity Approach. Moscow; 2012 (In Russ.).
  12. Christensen M., Jansson A. Cartographies of Change. Cosmopolitanism and the Media. Palgrave Macmillan; 2015.
  13. Couldry N., McCarthy A. Orientations: mapping media space. Mediaspace: Place, Scale and Culture in a Media Age. Routledge; 2004.
  14. Dzyaloshinsky I.M. Contemporary Media Space of Russia. Moscow; 2015 (In Russ.).
  15. Elwell F.W. Neil Postman on the media & sociocultural change. 2013. http://www.faculty.rsu.edu/ ~felwell/Theorists/Essays/Postman2.htm.
  16. Falkheimer J., Jansson A. Geographies of Communication: The Spatial Turn in Media Studies. Nordicom; 2006.
  17. Fuchs C. Culture and Economy in the Age of Social Media. Routlege; 2015.
  18. Glynn K., Cupples J. Negotiating and queering US hegemony in TV drama: Popular geopolitics and cultural studies. Gender, Place and Culture. 2015; 22 (2).
  19. Grosser D., Polansky N.A., Lippitt R.O. A laboratory study of behavioral contagion. Human Relations. 1951; 4.
  20. Harrison S. Media Space: 20+ Years of Mediated Life. Springer; 2009.
  21. Hartley J. Television Truths. Blackwell; 2008.
  22. Havelock E.A. Origins of Western Literacy. Toronto; 1971.
  23. Horton F.W. Information ecology. Journal of Systems Management. 1978; 29 (9).
  24. Kasyanov S., Aleshina L.I., Fedoseeva S.Y. Hygienic and physiological aspects of the information ecology. Facets of Knowledge. 2015; 8 (In Russ.).
  25. Kern R.L. Monkey Business. Cambridge; 2006.
  26. Lewis D. 10-Minute Time and Stress Management. How to Gain an ‘Extra’ 10 Hours a Week. Harper Collins Publishers; 1995.
  27. Mantei M. et al. Experiences in the Use of a Media Space. Toronto; 1991. [28] McLuhan M., McLuhan E. Laws of Media: The New Science. Toronto; 1988.
  28. Mizintseva M.F., Koroleva L.M., Bondar V.V. Information Ecology. Moscow; 2000 (In Russ.).
  29. Moores S. Media, Place and Mobility. Palgrave Macmillan; 2012.
  30. Nystrom C. Towards a Science of Media Ecology: The Formulation of Integrated Conceptual Paradigms for the Study of Human Communication Systems. New York University; 1973.
  31. Patlasov O.Yu. Civilization pyramid transformation: From economy of consumption to social, cultural and environmental priorities. International Journal of Ecology and Statistics. 2017; 32 (3).
  32. Patlasov O.Yu., Zharov E.K. Premises and environmental background for the transition to the creative development of economy. International Journal of Ecological Economics and Statistics. 2017; 38 (3).
  33. Postman N. The Reformed English Curriculum. High School 1980: The Shape of the Future in American Secondary Education. A.C. Eurich (Ed.). Pitman; 1970.
  34. Postman N. Amusing Ourselves to Death: Public Discourse in the Age of Show Business. Viking Penguin Inc.; 1984.
  35. Rosenblith J.F. Learning by imitation in kindergarten. Child Development. 1959; 30.
  36. Sawhney N., Maes P. Situational Awareness from Environmental Sounds. Project Report for Pattie Maes; 1997.
  37. Schacter S., Hall R. Group-derived restraints and audience persuasion. Human Relations. 1952; 5.
  38. Sharkov F.I. The transformation of society and nature in noosocietal system. Population. 2000; 4 (In Russ.).
  39. Sharkov F.I. Communicology. Moscow; 2009 (In Russ.).
  40. Sharkov F.I. Environmental monitoring as a means of social-environmental audit of local authorities. Protection of Environment as a Factor of Social-Economic Development of Municipalities: Practice and Problems. Rostov-on-Don; 2017 (In Russ.).
  41. Sharkov F.I., Yudina E.N. Regulation of relations in contemporary media space. Communicology. 2013; 1 (1) (In Russ.).
  42. Springer S. et al. Leaky geopolitics: The ruptures and transgressions of WikiLeaks. Geopolitics. 2012: 17 (3).
  43. Strate L. Understanding MeA. Media Research. 1999; 1 (1).
  44. Stults R. Media Spaces. Xerox PARC; 1986.
  45. Tollmar K. et al. Video Cafe. Stockholm; 1999.
  46. Waters M. Globalization. Routledge; 1995.
  47. Yeremin A.L. Noogenesis and Theory of Intelligence. Krasnodar; 2005 (In Russ.).
  48. Yudina E.N. Media Space as a Cultural and Social System. Moscow; 2005.

© Шарков Ф.И., Силкин В.В., Абрамова И.Е., Кириллина Н.В., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах