ТЕОРИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
- Авторы: Дементьева И.Ф.1, Голенкова З.Т.2
-
Учреждения:
- Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования
- Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук
- Выпуск: Том 18, № 3 (2018)
- Страницы: 542-554
- Раздел: Социологический лекторий
- URL: https://journals.rudn.ru/sociology/article/view/19189
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2018-18-3-542-554
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена проблеме развития теории семейного воспитания как одного из молодых и перспективных научных направлений. Актуализация этой теории напрямую связана с происходящими в российском обществе в последние десятилетия трансформациями, которые привели к изменению семейной идеологии в целом, в том числе целей, задач, содержания и методов семейного воспитания. Среди теоретиков-фамилистов активизировался поиск нового самоопределения и новой идентичности российской семьи как воспитательного института. В этих условиях теория семейного воспитания использует, в частности, концептуальные положения других социальных наук, заимствуя из них идеи для развития методологии и методики воспитания детей в пространстве семьи. В качестве источников заимствования таких идей в статье рассматриваются отдельные теории из области педагогики, психологии, социологии, культурологии, экономики и информатики. Автор выделяет и кратко характеризует три группы различных социальных теорий, способствующих более глубокому пониманию целей семейного воспитания: педагогические теории (свободного воспитания, самоопределения, самообразования, культуросообразности воспитания, природосообразности воспитания, самовоспитания, ассимиляции и аккомодации, педагогики сотрудничества, программирования обучения, педагогического эмпиризма, детоцентризма, педагогического воспитания), психологические теории (поэтапного формирования умственных действий, личности, адаптации, аффилиации, межличностных взаимодействий, деятельностного опосредования межличностных отношений, обособления, подражания) и социологические теории (глобализации, социального капитала, информации, социального неравенства, социальных рисков, разделения власти, гендера, рационального выбора, синергетики, малых групп, массовых коммуникаций).
Об авторах
Изабела Федоровна Дементьева
Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования
Автор, ответственный за переписку.
Email: if.dementjewa@yandex.ru
доктор социологических наук, главный научный сотрудник лаборатории семьи
ул. Макаренко, 5/16, Москва, 105062, РоссияЗинаида Тихоновна Голенкова
Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук
Email: golenko@isras.ru
доктор философских наук, руководитель отдела социальной структуры
ул. Кржижановского, 24/35-5, Москва, 117218, РоссияСписок литературы
- Амонашвили Ш.А. Созидая человека. М., 1982.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 2001.
- Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
- Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., 1989.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 3: Проблемы развития психики / Под ред. А.М. Матюшкина. М.,1983.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 тт. М., 1982-1984.
- Гидденс Э. Судьба, риск и безопасность // THESIS. 1994. № 5.
- Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. М., 2010.
- Дементьева И.Ф. Социализация детей в семье: теории, факторы, модели. М., 2004.
- Дистервег Ф.А. Руководство для немецких учителей. М., 1956.
- Дьюи Дж. От ребенка - к миру, от мира - к ребенку. М., 2009.
- Коган В.З. Теория информационного взаимодействия: философско-социологические очерки. Новосибирск, 1991.
- Кон И.С. Введение в сексологию. М., 1988.
- Константиновский Д.Л. Динамика неравенства: российская молодежь в меняющемся обществе: ориентации и пути в сфере образования (от 1960-х к 2000-му). М., 1999.
- Коулмен Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. 2001. № 3.
- Кэллахан Д. Экономика для обычных людей: Основы австрийской экономической школы. Челябинск, 2006.
- Леонтьев А.Н. Основы психолингвистики. М., 1997.
- Лийметс Х. Групповая работа на уроке. М., 1982.
- Локк Дж. Сочинения: в 3-х тт. Т. 3. М., 1988.
- Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М., 2007.
- Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 2003.
- Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М., 1966.
- Монтессори M. Мой метод. М., 2006.
- Монтессори М.М. Самовоспитание и самообучение в начальной школе. М., 1922.
- Норберт Э. Общество индивидов. М., 2001.
- Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. М., 1982.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1994.
- Скиннер Б.Ф. Наука и человеческое поведение. М., 1956.
- Смелзер Н. Социология. М., 1994.
- Сухомлинский В.А. Этюды о коммунистическом воспитании. М., 1967.
- Фишер И. Покупательная сила денег. М., 1994.
- Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т. 1. М., 1986.
- Хомский H. Язык и мышление. М., 1968.
- Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: в 2-х тт. М., 1980.
- Штомпка П. Социология социальных изменений / Пер. с англ. под ред. В.А. Ядова. М., 1996.
- Blumer G. Symbolic Interactionism: Problems and Perspectives. Englewood Cliffs, 1969.
- Drucker P. Post-Capitalist Society. New York, 1993.
- Hare A.P. Small Groups. New York, 1956
- Homans G.C. The Human Group. New York, 1950.
- Keyns J.M. The General Theory of Employment Interest and Money. London, 1936.
- Lynn D.B. Parental and Sex-Role Identification: A Theoretical Formulation. California, 1969.
- Maslow А. Motivation and Personality. New York, 1954.
- McLuhan M. Culture is Our Business. New York, 1970.