ТЕОРИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена проблеме развития теории семейного воспитания как одного из молодых и перспективных научных направлений. Актуализация этой теории напрямую связана с происходящими в российском обществе в последние десятилетия трансформациями, которые привели к изменению семейной идеологии в целом, в том числе целей, задач, содержания и методов семейного воспитания. Среди теоретиков-фамилистов активизировался поиск нового самоопределения и новой идентичности российской семьи как воспитательного института. В этих условиях теория семейного воспитания использует, в частности, концептуальные положения других социальных наук, заимствуя из них идеи для развития методологии и методики воспитания детей в пространстве семьи. В качестве источников заимствования таких идей в статье рассматриваются отдельные теории из области педагогики, психологии, социологии, культурологии, экономики и информатики. Автор выделяет и кратко характеризует три группы различных социальных теорий, способствующих более глубокому пониманию целей семейного воспитания: педагогические теории (свободного воспитания, самоопределения, самообразования, культуросообразности воспитания, природосообразности воспитания, самовоспитания, ассимиляции и аккомодации, педагогики сотрудничества, программирования обучения, педагогического эмпиризма, детоцентризма, педагогического воспитания), психологические теории (поэтапного формирования умственных действий, личности, адаптации, аффилиации, межличностных взаимодействий, деятельностного опосредования межличностных отношений, обособления, подражания) и социологические теории (глобализации, социального капитала, информации, социального неравенства, социальных рисков, разделения власти, гендера, рационального выбора, синергетики, малых групп, массовых коммуникаций).

Об авторах

Изабела Федоровна Дементьева

Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования

Автор, ответственный за переписку.
Email: if.dementjewa@yandex.ru

доктор социологических наук, главный научный сотрудник лаборатории семьи

ул. Макаренко, 5/16, Москва, 105062, Россия

Зинаида Тихоновна Голенкова

Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук

Email: golenko@isras.ru

доктор философских наук, руководитель отдела социальной структуры

ул. Кржижановского, 24/35-5, Москва, 117218, Россия

Список литературы

  1. Амонашвили Ш.А. Созидая человека. М., 1982.
  2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 2001.
  3. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
  4. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., 1989.
  5. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.
  6. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 3: Проблемы развития психики / Под ред. А.М. Матюшкина. М.,1983.
  7. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 тт. М., 1982-1984.
  8. Гидденс Э. Судьба, риск и безопасность // THESIS. 1994. № 5.
  9. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. М., 2010.
  10. Дементьева И.Ф. Социализация детей в семье: теории, факторы, модели. М., 2004.
  11. Дистервег Ф.А. Руководство для немецких учителей. М., 1956.
  12. Дьюи Дж. От ребенка - к миру, от мира - к ребенку. М., 2009.
  13. Коган В.З. Теория информационного взаимодействия: философско-социологические очерки. Новосибирск, 1991.
  14. Кон И.С. Введение в сексологию. М., 1988.
  15. Константиновский Д.Л. Динамика неравенства: российская молодежь в меняющемся обществе: ориентации и пути в сфере образования (от 1960-х к 2000-му). М., 1999.
  16. Коулмен Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. 2001. № 3.
  17. Кэллахан Д. Экономика для обычных людей: Основы австрийской экономической школы. Челябинск, 2006.
  18. Леонтьев А.Н. Основы психолингвистики. М., 1997.
  19. Лийметс Х. Групповая работа на уроке. М., 1982.
  20. Локк Дж. Сочинения: в 3-х тт. Т. 3. М., 1988.
  21. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М., 2007.
  22. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 2003.
  23. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М., 1966.
  24. Монтессори M. Мой метод. М., 2006.
  25. Монтессори М.М. Самовоспитание и самообучение в начальной школе. М., 1922.
  26. Норберт Э. Общество индивидов. М., 2001.
  27. Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. М., 1982.
  28. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1994.
  29. Скиннер Б.Ф. Наука и человеческое поведение. М., 1956.
  30. Смелзер Н. Социология. М., 1994.
  31. Сухомлинский В.А. Этюды о коммунистическом воспитании. М., 1967.
  32. Фишер И. Покупательная сила денег. М., 1994.
  33. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т. 1. М., 1986.
  34. Хомский H. Язык и мышление. М., 1968.
  35. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: в 2-х тт. М., 1980.
  36. Штомпка П. Социология социальных изменений / Пер. с англ. под ред. В.А. Ядова. М., 1996.
  37. Blumer G. Symbolic Interactionism: Problems and Perspectives. Englewood Cliffs, 1969.
  38. Drucker P. Post-Capitalist Society. New York, 1993.
  39. Hare A.P. Small Groups. New York, 1956
  40. Homans G.C. The Human Group. New York, 1950.
  41. Keyns J.M. The General Theory of Employment Interest and Money. London, 1936.
  42. Lynn D.B. Parental and Sex-Role Identification: A Theoretical Formulation. California, 1969.
  43. Maslow А. Motivation and Personality. New York, 1954.
  44. McLuhan M. Culture is Our Business. New York, 1970.

© Дементьева И.Ф., Голенкова З.Т., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах