ОСВОЕНИЕ ПРИНЦИПОВ РАБОТЫ В СФЕРЕ ИСКУССТВ В ПОРТУГАЛИИ: БИОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ЖИЗНЕННЫХ ТРАЕКТОРИЙ МИГРАНТОВ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассмотрены основные измерения жизненных траекторий мигрантов, занятых в сфере искусств и проживающих в Лиссабоне и его окрестностях, и акцент сделан на особенностях их социализации одновременно в формальных институтах и широком контексте практик неформального обучения. Авторы провели социологический анализ 20 биографических интервью с разными информантами, включая музыкантов, танцоров и скульпторов. Эти интервью были частью исследования социальных траекторий мигрантов из стран, не входящих в Европейский Союз, которые заняты в сфере искусств и живут в Португалии. Результаты проекта показали, что формальное и неформальное обучение тесно переплетены с миграционным опытом и, тем самым, являются основным фактором, определяющим конфигурацию жизненных траекторий мигрантов. Для них характерны перемещения между стилями художественной деятельности, которые порождают очевидные различия между формальными и неформальными обстоятельствами биографий. Миграция серьезнейшим образом влияет на творчество и, тем самым, на биографический опыт: важное значение имеют знакомство с португальской культурой, развитие этнических связей и участие в международных художественных движениях. Как правило, иммигранты с художественным опытом и амбициями проходят через длительный период подготовки, сочетающий разные варианты формального и неформального обучения в множественных социальных контекстах. Для тех, кто привержен новым международным городским культурам (хип-хоп, граффити и пр.), наибольшее значение имеет неформальное обучение. Для тех, кто вовлечен в сферу более традиционных искусств, участие в длительных художественных образовательных программах становится фундаментальной предпосылкой профессионального становления и признания. Помимо постоянных и значительных инвестиций в свое обучение, социологическое исследование также выявило ненадежность (шаткость) жизненных траекторий мигрантов, занятых в сфере искусств, а также отсутствие социальных структур, способствующих их выходу на португальский рынок труда.

Об авторах

Лижия Ферро

Университет Порту

Email: lferro@letras.up.pt
доктор социологии, доцент кафедры социологии факультета искусств и гуманитарных наук Университета Порту, научный сотрудник Института социологии Университета Порту и Центра социологических исследований в Лиссабоне Виа Панорамика, 4150-564, Порту, Португалия

Педро Абрантеш

Лиссабонский университет

Email: pedro.abrantes@iscte-iul.pt
доктор социологии, профессор Университета Аберта; научный сотрудник Лиссабонского университета и Центра социологических исследований в Лиссабоне Авенида дас Форсас Армадас, 1649-026, Лиссабон, Португалия

Луиза Велосо

Лиссабонский университет

Email: luisa.veloso@iscte-iul.pt
доцент Лиссабонского университета; старший научный сотрудник Центра социологических исследований в Лиссабоне; научный сотрудник Института социологии Университета Порту Авенида дас Форсас Армадас, 1649-026, Лиссабон, Португалия

Жоао Тейшера Лопеш

Университет Порту

Email: jmteixeiralopes@gmail.com
доктор социологии, профессор, заведующий кафедрой социологии факультета искусств и гуманитарных наук Университета Порту Виа Панорамика, 4150-564, Порту, Португалия

Список литературы

  1. Aliagas C, Férnandez J.-A., Llonch P. Rapping in Catalan in class and the empowerment of the learner. Language, Culture and Curriculum. 2016; 9 (1): 73-92.
  2. Beck U., Beck-Gernsheim E. Individualization. London: Sage; 2002.
  3. Becker H. Art Worlds. Berkeley: University of California Press; 1982.
  4. Berger P., Luckmann T. The Social Construction of Reality. Garden City: Anchor Books; 1966.
  5. Bergsgard N., Vassenden A. Outsiders? A sociological study of Norwegian artists with minority background. International Journal of Cultural Policy. 2015; 21 (3): 309-325.
  6. Biesta G., Field J., Hodkinson P., Macleod F., Goodson I. Improving Learning Through the Lifecourse. London: Routledge; 2011.
  7. Borén T., Young C. The migration dynamics of the ‘creative class’: Evidence from a study of artists in Stockholm. Annals of the Association of American Geographers. 2013; 103 (1): 195-210.
  8. Bourdieu P. Distinction: A Social Critique of the Judgment of Taste. Harvard: HAP; 1984.
  9. Bourdieu P. The Rules of Art: Genesis and Structure of the Literary Field. Stanford: Stanford University Press; 1995.
  10. Caetano A. Personal reflexivity and biography: methodological challenges and strategies. International Journal of Social Research Methodology. 2015; 18 (2): 227-242.
  11. Canclini N. Hybrid Cultures: Strategies for Entering and Leaving Modernity. Minneapolis: University of Minnesota Press; 2005.
  12. Certeau M. L'Invention du Quotidien. Paris: Gallimard; 1990.
  13. Cordeiro G., Vidal F. A Rua: Espaço, Tempo, Sociabilidade [The Street: Space, Time, and Sociability]. Lisboa: Horizonte; 2008 (In Portug.).
  14. Darmon M. La Socialisation [Socialization]. Paris: Armand Colin; 2007 (In French).
  15. DiMaggio P., Fernández-Keller P. Art in the Lives of Immigrant Communities in the United States. New Brunswick: Rutgers; 2010.
  16. Dubar C. La Socialisation: Construction des identités sociales et professionnelles [Socialisation: Construction of Social and Professional Identities]. Paris: Armand Collin; 2000 (In French).
  17. Gruzinski S. La Pensée Métisse [The Mestizo Thought]. Paris: Fayard; 1999 (In French).
  18. Hackstaff K., Kupferberg F., Negronie C. Biography and Turning Points in Europe and America. Bristol: Policy Press; 2012.
  19. Hoerning E., Alheit P. Biographical socialization. Current Sociology. 1995; 43 (2): 101-114.
  20. Kiliç Z., Petzen J. The culture of multiculturalism and racialized art. German Politics and Society. 2013; 31 (2): 49-65.
  21. Kupferberg F. The established and the newcomers: what makes immigrant and women entrepreneurs so special? International Review of Sociology. 2003; 13 (1): 89-104.
  22. Lahire B. Portraits sociologiques: Dispositions et variations individuelles [Sociological Portraits: Dispositions and Individual Variations]. Paris: Nathan; 2002 (In French).
  23. Levinson B., Foley D., Holland D. The Cultural Production of the Educated Person: Critical Ethnographies of Schooling and Local Practice. New York: State University of the New York Press; 1996.
  24. Lundin R. et al. Managing and Working in Project Society: Institutional Challenges of Temporary Organizations. Cambridge: Cambridge University Press; 2015.
  25. Martinello M. Immigrants, ethnicized minorities and the arts: A relatively neglected research area. Ethnic and Racial Studies. 2015; 38 (8): 1229-1235.
  26. Nico M. et al. Licença para Criar: Imigrantes nas Artes em Portugal [License to Create: Immigrants in Arts in Portugal]. Lisboa: ACIDI; 2007 (In Portug.).
  27. Oliveira C., Gomes N. Monitorizar a Integração de Imigrantes em Portugal [Monitoring Immigrant Integration in Portugal]. Lisboa: ACM; 2014 (In Portug.).
  28. Peixoto J. How the global recession has impacted immigrant employment: the Portuguese case. Papademetriou D. et al. (Eds.) Migration and the Great Recession: The Transatlantic Experience. Washington: Migration Policy Institute; 2011. Pp. 106-125.
  29. Portes A., Guarnizo L., Haller W. Transnational entrepreneurs: An alternative form of immigrant economic adaptation. American Sociological Review. 2002; 67 (2): 278-298.
  30. Rácz J., Zétényi Z. Rock concerts in Hungary in the 1980s. International Sociology. 1994; 9 (1): 43-53.
  31. Scherger S., Savage M. Cultural transmission, educational attainment and social mobility. Sociological Review. 2010; 58 (2): 406-428.
  32. Soehl T., Waldinger R. Inheriting the homeland? Intergenerational transmission of cross-border ties in migrant families. American Journal of Sociology. 2012; 118 (3): 778-813.

© Ферро Л., Абрантеш П., Велосо Л., Тейшера Лопеш Ж., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах