ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И ПРИХОДСКАЯ ОБЩИНА
- Авторы: Подлесная М.А.1
-
Учреждения:
- Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет
- Выпуск: Том 18, № 3 (2018)
- Страницы: 431-442
- Раздел: Современное общество: актуальные проблемы и перспективы развития
- URL: https://journals.rudn.ru/sociology/article/view/19180
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2018-18-3-431-442
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению вопроса, какими способами православная община как наиболее традиционная социальная общность встраивается в современную систему технологий. В начале статьи дается описание того, что есть технологическая система, проводится анализ ее основных черт, возможностей и ограничений. Основными чертами технологической системы в статье выступают ее децентрализация, ослабление иерархичности и укрепление связей по горизонтали, гибкость, саморегулируемость, адаптивность, тотальность и использование человека как алгоритмически действующего субъекта. Автор подчеркивает, что не последнюю роль в изучении технологической системы играет системный подход в социологии, в связи с чем применительно к исследованию приходских общин рассматривается подход Н. Лумана, а также приводятся основные критические положения в адрес его работ. В статье также исследуется современный церковный дискурс о модернизации приходских общин, возникший в том числе благодаря популяризации взглядов Лумана и других представителей системного подхода. Кроме того, одним из наиболее важных автор считает вопрос о современном человеке, в частности, о его будущности в условиях технологической системы, поэтому в статье представлен разбор понятий «киборг», «мутант», «клон», «виртуальный человек», «постчеловек». Автор делает ряд выводов о том, как может реагировать на изменение человека приходская община, каковы для нее в связи с этим наиболее возможные риски. Так, превращение общины в хорошо управляемую и отлаженную систему или сеть означает ее рационализацию, которая при первом приближении необходима и решает назревшие проблемы, при втором - лишает ее жизненности: современный человек найдет себя в этой общине, но вряд ли она в полной мере будет христианской.
Об авторах
Мария Александровна Подлесная
Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: yamap@yandex.ru
кандидат социологических наук, старший научный сотрудник отдела анализа социокультурных оснований политических процессов Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, исполнительный директор информационно-аналитического центра факультета социальных наук Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета
ул. Новокузнецкая, 23-5А, Москва, 115184, РоссияСписок литературы
- Аксенова О.В. Парадигма социального действия: профессионалы в российской модернизации. М., 2016.
- Аргамакова А.А. Между технологической утопией и антиутопией: игры и социальное проектирование // Эпистемология и философия науки. 2017. Т. 54. № 4.
- Багрина А.Ю. 30000000 «недоприхожан»: община, переход, приход, приезд // Альманах «Лодка». М., 2016.
- Берджесс Дж. Приходская жизнь в США и России: вопросы об общине и воцерковлении // Приход Русской православной церкви в России и за рубежом. Вып. 2 / Отв. ред. И.П. Рязанцев, ред.-сост. М.А. Подлесная. М., 2013.
- Великанов Павел, прот., Ртищев Федор, свящ. О жизни приходской // http://www.bogoslov.ru/ text/4408505.html.
- Воронцова Е. Теологическая рецепция социологии религии Никласа Лумана: Материалы семинара «Социология религии». 2010 // http//:socrel.pstgu.ru.
- Гурьянов В.Н. Никлас Луман: общество как аутопойетическая система // Философские исследования. 2009. № 3.
- Десницкий А. Если мы хотим увидеть молодежь в Церкви - нам нужно подвинуться // http://www.pravmir.ru/esli-mi-hotim-uvidet-molodej-v-tserkvi.
- Послание президента РФ Путина В.В. Федеральному собранию от 01.03.2018 г. // https://ria.ru/politics/20180301/1515501294.html.
- Ртищев Федор, свящ. К уточнению понятия «приход открытого типа» // http://www.bogoslov.ru/text/4524604.html.
- Урри Дж. Социология за пределами обществ. Виды мобильности для XXI столетия. М., 2012.
- Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее. М., 2004.
- Хабермас Ю. Отношения между системой и жизненным миром в условиях позднего капитализма // THESIS. 1993. Вып. 2.
- Хоружий С.С. Постчеловек, виртуальный человек и их социум // Вестник МГОУ. 2016. № 3. С
- Хоружий С.С. Русская религиозно-философская мысль об изменениях человека под воздействием техногенной среды // http://www.bogoslov.ru/text/4551920.html.