Методы изучения религии в социальной теории П. Бурдье

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматриваются методы изучения религии, используемые П. Бурдье. Проводится анализ основных понятий, выявляются те области религии и те религиозные традиции, к которым данная концепция может быть применена. Автор показывает, что разработанные Бурдье методы изучения религии, несмотря на имеющиеся недостатки и ограничения, плодотворно применяются современными исследователями. Его теория стала отправной точкой для некоторых новых подходов, в частности, для изучения ритуальных практик. Оказалось достаточно перспективным понятие религиозного габитуса, которое позволяет проанализировать механизмы того, как религия формирует у своих приверженцев определенные практики, условности, образ жизни, смыслы и ценности, соответствующие доктрине и религиозному опыту. Представителям одной конфессии присущи не только нормы и ритуалы, но сходный вкус и стиль, а также специфическое восприятие религиозных лидеров. В габитусе воплощена традиция и история конфессии, он является средством закрепления практик и их трансляции следующим поколениям. В то же время концепция религии Бурдье имеет уязвимые стороны. Его теоретическая модель религии слишком зависит от «французского контекста» и описывает преимущественно католическую церковь. Его инструментарий настроен на анализ отношений между государством и господствующей церковью, имеющей иерархическую структуру. К недостаткам метода следует отнести и то, что Бурдье приписывал религиозной деятельности экономическую логику спроса и предложения. Религия рассматривается им как область, предназначенная исключительно для узаконивания и воспроизводства неравноправных и несправедливых социальных порядков. Бурдье полагал, что церковь всегда связана с механизмами установления господства в социальном мире, с осуществлением власти, с освящением привилегий господствующих классов. Модель Бурдье приписывает церкви заслуги в поддержании социального порядка и легитимности власти. При этом Бурдье наделяет производителей религиозного капитала слишком большой властью и возможностями, которых они в действительности не имеют. Религия в такой концепции выступает инструментом борьбы за власть и оказывается ответственной за изъяны и несправедливости общества. Многие существенные стороны религиозной сферы в такой модели оказываются упущены.

Об авторах

Алексей Владимирович Ситников

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Автор, ответственный за переписку.
Email: av.sitnikov@migsu.ranepa.ru
просп. Вернадского, 84, Москва, 119571, Россия

Список литературы

  1. Бувресс Ж. Правила, диспозиции и габитус // Социоанализ Пьера Бурдье. М.: Ин-т экспериментальной социологии. СПб.: Алетейя, 2001.
  2. Бурдье П. Начала. М.: Socio-Logos, 1994.
  3. Бурдье П. Практический смысл. СПб.: Алетейя, 2001.
  4. Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики. М.: Ин-т экспериментальной социологии. СПб.: Алетейя, 2007.
  5. Бурдье П. О государстве. Курс лекций в Коллеж де Франс (1989-1992). М.: Дело, 2016.
  6. Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994.
  7. Вебер М. Избранное: Протестантская этика и дух капитализма. М.-СПб.: Центр гуманитарных инициатив; Университетская книга, 2014.
  8. Даненберг А.Н. Латиноамериканский католицизм на пороге XXI в. М.: Дело, 2015.
  9. Кант И. Критика чистого разума // Собрание сочинений в восьми томах. Т. 3. М.: Изд-во «Чоро», 1994.
  10. Коркюф Ф. Коллективное в споре с единичным: отталкиваясь от габитуса // Социоанализ Пьера Бурдье. М.: Ин-т экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2001.
  11. Мосс М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. М.: КДУ, 2011.
  12. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. М.: АСТ, 2015.
  13. Хомский Н. О природе и языке. М.: URSS, 2017.
  14. Фобьон Д.Д. Бурдье в Америке // Этнографическое обозрение. 2007. № 4.
  15. Шматко Н.А. Генетический структурализм Пьера Бурдье // История теоретической социологии. Социология второй половины ХХ - начала XXI века. М.: Академический проект; Гаудеамус, 2010.
  16. Bell C. Ritual Theory, Ritual Practice. Oxford-N.Y.: Oxford University Press, 1992.
  17. Csordas T.J. The Sacred Self: A Cultural Phenomenology of Charismatic Healing. Berkeley: University of California Press, 1994.
  18. Dianteill E. Pierre Bourdieu and the sociology of religion: A central and peripheral concern // Theory and Society. 2003. Vol. 32.
  19. Maduro O. Religion and Social Conflicts. Maryknoll. N.Y.: Orbis Books, 1982.
  20. Rey T. Bourdieu on Religion. Imposing Faith and Legitimacy. L.-N.Y.: Routledge, 2014.
  21. Turner B.S. Pierre Bourdieu and the Sociology of Religion // The Legacy of Pierre Bourdieu. Critical Essays / Ed. by S. Susen, B.S. Turner. L.-N.Y.: Anthem Press, 2011.

© Ситников А.В., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах