Методы изучения религии в социальной теории П. Бурдье
- Авторы: Ситников А.В.1
-
Учреждения:
- Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
- Выпуск: Том 17, № 1 (2017)
- Страницы: 38-50
- Раздел: Вопросы истории, теории и методологии
- URL: https://journals.rudn.ru/sociology/article/view/15454
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2017-17-1-38-50
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматриваются методы изучения религии, используемые П. Бурдье. Проводится анализ основных понятий, выявляются те области религии и те религиозные традиции, к которым данная концепция может быть применена. Автор показывает, что разработанные Бурдье методы изучения религии, несмотря на имеющиеся недостатки и ограничения, плодотворно применяются современными исследователями. Его теория стала отправной точкой для некоторых новых подходов, в частности, для изучения ритуальных практик. Оказалось достаточно перспективным понятие религиозного габитуса, которое позволяет проанализировать механизмы того, как религия формирует у своих приверженцев определенные практики, условности, образ жизни, смыслы и ценности, соответствующие доктрине и религиозному опыту. Представителям одной конфессии присущи не только нормы и ритуалы, но сходный вкус и стиль, а также специфическое восприятие религиозных лидеров. В габитусе воплощена традиция и история конфессии, он является средством закрепления практик и их трансляции следующим поколениям. В то же время концепция религии Бурдье имеет уязвимые стороны. Его теоретическая модель религии слишком зависит от «французского контекста» и описывает преимущественно католическую церковь. Его инструментарий настроен на анализ отношений между государством и господствующей церковью, имеющей иерархическую структуру. К недостаткам метода следует отнести и то, что Бурдье приписывал религиозной деятельности экономическую логику спроса и предложения. Религия рассматривается им как область, предназначенная исключительно для узаконивания и воспроизводства неравноправных и несправедливых социальных порядков. Бурдье полагал, что церковь всегда связана с механизмами установления господства в социальном мире, с осуществлением власти, с освящением привилегий господствующих классов. Модель Бурдье приписывает церкви заслуги в поддержании социального порядка и легитимности власти. При этом Бурдье наделяет производителей религиозного капитала слишком большой властью и возможностями, которых они в действительности не имеют. Религия в такой концепции выступает инструментом борьбы за власть и оказывается ответственной за изъяны и несправедливости общества. Многие существенные стороны религиозной сферы в такой модели оказываются упущены.
Ключевые слова
Об авторах
Алексей Владимирович Ситников
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Автор, ответственный за переписку.
Email: av.sitnikov@migsu.ranepa.ru
просп. Вернадского, 84, Москва, 119571, Россия
Список литературы
- Бувресс Ж. Правила, диспозиции и габитус // Социоанализ Пьера Бурдье. М.: Ин-т экспериментальной социологии. СПб.: Алетейя, 2001.
- Бурдье П. Начала. М.: Socio-Logos, 1994.
- Бурдье П. Практический смысл. СПб.: Алетейя, 2001.
- Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики. М.: Ин-т экспериментальной социологии. СПб.: Алетейя, 2007.
- Бурдье П. О государстве. Курс лекций в Коллеж де Франс (1989-1992). М.: Дело, 2016.
- Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994.
- Вебер М. Избранное: Протестантская этика и дух капитализма. М.-СПб.: Центр гуманитарных инициатив; Университетская книга, 2014.
- Даненберг А.Н. Латиноамериканский католицизм на пороге XXI в. М.: Дело, 2015.
- Кант И. Критика чистого разума // Собрание сочинений в восьми томах. Т. 3. М.: Изд-во «Чоро», 1994.
- Коркюф Ф. Коллективное в споре с единичным: отталкиваясь от габитуса // Социоанализ Пьера Бурдье. М.: Ин-т экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2001.
- Мосс М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. М.: КДУ, 2011.
- Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. М.: АСТ, 2015.
- Хомский Н. О природе и языке. М.: URSS, 2017.
- Фобьон Д.Д. Бурдье в Америке // Этнографическое обозрение. 2007. № 4.
- Шматко Н.А. Генетический структурализм Пьера Бурдье // История теоретической социологии. Социология второй половины ХХ - начала XXI века. М.: Академический проект; Гаудеамус, 2010.
- Bell C. Ritual Theory, Ritual Practice. Oxford-N.Y.: Oxford University Press, 1992.
- Csordas T.J. The Sacred Self: A Cultural Phenomenology of Charismatic Healing. Berkeley: University of California Press, 1994.
- Dianteill E. Pierre Bourdieu and the sociology of religion: A central and peripheral concern // Theory and Society. 2003. Vol. 32.
- Maduro O. Religion and Social Conflicts. Maryknoll. N.Y.: Orbis Books, 1982.
- Rey T. Bourdieu on Religion. Imposing Faith and Legitimacy. L.-N.Y.: Routledge, 2014.
- Turner B.S. Pierre Bourdieu and the Sociology of Religion // The Legacy of Pierre Bourdieu. Critical Essays / Ed. by S. Susen, B.S. Turner. L.-N.Y.: Anthem Press, 2011.