«Субъективная» и «объективная» неискренность в социологических опросах: диагностика по невербальным проявлениям

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Неискренность респондентов в социологических исследованиях - обширная проблематика, затрагивающая и качество социологического инструментария, и качество получаемых социологических данных, и особенности психологического взаимодействия. Под неискренностью понимается та информация, которую респондент искажает намеренно. Однако, с точки зрения авторов, существуют два типа такой неискренности - «объективная», когда включаются защитные механизмы респондента и он осознанно стремится скрыть какую-либо информацию, либо «субъективная» неискренность, когда респондент вынужден сообщить нерелевантную информацию в виду непонимания вопроса либо некомпетентности. Невербальные характеристики дают информацию об эмоциональных проявлениях, сопровождающих размышления респондента, а иногда и о мотивах того или иного ответа. В приведенном нами примере «объективная» неискренность превалирует в виду сензитивности темы, в реальности в других типах опросов будет наблюдаться и «субъективная неискренность». Неискренность не является эмоцией по своей сути, это комплекс когнитивных установок и процессов, возникающих при взаимодействии со стимулом, но неискренность сопровождается переживанием эмоций, которые и являются основным дифференцирующим признаком типов неискренности. Используя технологию анализа невербальных реакций респондентов в социологических исследованиях, возможно диагностировать конкретный вид неискренности. Авторами приводится ряд примеров диагностирования проявления определенных эмоций как реакций на конкретные провокативные вопросы, которые были сформулированы ими в ходе эксперимента. Делается вывод о возможности определения не только вопросов, сформулированных некорректно или «угрожающе» для респондента, но и возможном типе неискренности при ответе на такие вопросы.

Об авторах

Жанна Васильевна Пузанова

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: puzanovz_zhv@rudn.university
Москва, Россия

Татьяна Игоревна Ларина

Российский университет дружбы народов

Email: larina_ti@rudn.university
Москва, Россия

Список литературы

  1. Аверьянов Л.Я. Искусство задавать вопросы: Заметки социолога. М.: Московский рабочий, 1987.
  2. Давыдов А.А., Давыдова Е.В. Измерение искренности респондента. М.: ИС РАН, 1992.
  3. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1998.
  4. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2011.
  5. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.
  6. Межкультурное взаимодействие в полиэтничной молодежной среде: социологический подход / Под ред. Н.П. Нарбута, Д.Г. Подвойского. М.: Экон-информ, 2012.
  7. Мягков А.Ю. Искренность респондентов в массовых опросах: Дис. д.с.н. Иваново, 2003.
  8. Мягков А.Ю. Искренность респондентов: концептуальный анализ // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2004. № 3.
  9. Пилкингтон Х., Омельченко Е. «Зачем мне врать?» Опыт применения интервью к изучению русскоязычной миграции // Рубеж. 1997. № 10-11.
  10. Пособие по применению MMPI / Сост. А.А. Рукавишников, Н.Г. Рукавишникова, М.Б. Соколова. Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», 1993.
  11. Пузанова Ж.В., Ларина Т.И. Использование системы кодирования аффектов (SPAFF) в фокус-групповых исследованиях // Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. Т. XIX. № 4.
  12. Фрай О. Ложь. Три способа выявления. Как читать мысли лжеца, как обмануть детектор лжи. СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.
  13. Шибутани Т. Социальная психология / Пер. с англ. В.Б. Ольшанского. Ростов н/Д: «Феникс», 2002.

© Пузанова Ж.В., Ларина Т.И., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах