Ценностные ориентации студенческой молодежи в вузах светской и религиозной направленности

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье представлены результаты факторного анализа применительно к данным массового опроса, посвященного ценностным ориентациям студентов светских и духовных вузов, а именно - Московской православной духовной академии и семинарии, Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета. В начале статьи авторы предлагают краткий обзор нынешнего состояния социологических исследований ценностей и ценностных ориентаций молодежи и россиян, делая акцент на межстрановых и иных сопоставительных контекстах, столь популярных сегодня в подобных проектах. Также в статье обозначены разные акценты в социологической работе с понятиями ценностей и ценностных ориентаций на концептуальном и эмпирическом уровнях, в том числе в историографическом аспекте. Поскольку исследовательский проект состоял из нескольких этапов, решал целый ряд задач и предполагал разные форматы опросного метода применительно к разным генеральным и выборочным совокупностям (администрация вузов, профессорско-преподавательский состав и студенты), в статье представлена лишь небольшая часть материалов проекта, призванных выявить ценностные ориентаций студентов светских и духовных вузов с использованием методики С. Шварца и В. Билски. Авторы предпринимают попытку с помощью методики Шварца определить сходства и различия в ценностях и мотивах учащихся вузов светской и религиозной направленности, выделяют четыре факторных типа мотивации, предлагают возможные интерпретации обнаруженных факторов и их проявлений в разных студенческих подвыборках, в частности, апеллируя к разным обстоятельствам жизни студентов светских и духовных вузов и большей «экспертности» второй выборки в сфере (христианского, православного) морального дискурса, в отличие от большинства студентов светских вузов, которых вряд ли можно считать экспертами в светской этике.

Об авторах

Игорь Павлович Рязанцев

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: sociology-pstgu@yandex.ru
Москва, Россия

Мария Александровна Подлесная

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет

Email: yamap@yandex.ru
Москва, Россия

Александра Анатольевна Петрова

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет

Email: sr@pstgu.ru
Москва, Россия

Иван Иванович Козлов

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет

Email: ivan_kozlov79@mail.ru
Москва, Россия

Анна Михайловна Пахарь

Институт социологии Российской академии наук

Email: apahar@bk.ru
Москва, Россия

Список литературы

  1. Андреев А.Л. Русская мечта: взгляд социолога // Мониторинг общественного мнения: Социальные и экономические перемены. 2013. № 1.
  2. Андреенкова А.В., Беляева Л.А. (общ. ред.) Россия в Европе: по материалам международного социологического проекта «Европейское социальное исследование». М.: Academia, 2009.
  3. Беляева Л.А., Лапин Н.И. Динамика базовых ценностей населения постсоветской России // Диалог культур в глобализирующемся мире: мировоззренческие аспекты / Под ред. В.С. Степина, А.А. Гусейнова. М.: Наука, 2005.
  4. Горшков МК., Шереги Ф. Э. Молодежь России: социологический портрет. М.: Институт социологии РАН, 2010.
  5. Горшков М.К., Крумм Р., Тихонова Н.Е. (ред.) О чем мечтают россияне: идеал и реальность. М.: Весь Мир, 2013.
  6. Грязнова О.С., Магун В.С. Базовые ценности российских и европейских учителей // Социологические исследования. 2011. № 1.
  7. Железнякова А.С., Яхимович 3. П. (ред.) Социально-политические процессы и ценности в условиях глобализации. М.: Новый хронограф, 2012.
  8. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Социокультурный механизм формирования отношения молодежи к образованию // Социологические исследования. 2013. № 1.
  9. Лебедева Н.М., Татарко А.Н. (ред.) Ценности культуры и модели экономического поведения. М.: Спутник+, 2011.
  10. Магун В.С., Руднев М.Г. Базовые ценности-2008: сходства и различия между россиянами и другими европейцами. Препринт WP6/2010/03. М.: ГУ-ВШЭ, 2010. URL: http://www.hse.ru/ data/2010/11/09/1223233543/WP6_2010_03-fff.pdf.
  11. Нарбут Н.П., Троцук И.В. Страхи и опасения российского студенчества: возможности эмпирической фиксации // Теория и практика общественного развития. 2014. № 2.
  12. Пашков Димитрий, свящ. Икономия // Православная Энциклопедия / Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Т. 22. М.: Церковно-науч. центр «Православная энциклопедия», 2011.
  13. Сорокин П.А. Кризис нашего времени. Социальный и культурный обзор. М.: ИСПИ РАН, 2009.
  14. Троцук И.В., Савельева Е.А. Сравнительные исследования ценностных ориентаций: возможности, ограничения, логика развития // Вестник РУДН. Серия «Социология». 2015. № 4.
  15. Шаронова С.А. Универсальные константы института образования. Механизм воспроизводства общества. М.: РУДН, 2004.
  16. Ядов В.А. (ред.) Воздействие западных социокультурных образцов на социальные практики в России (Теории, наблюдения, биографические интервью. Советы студентам). М.: ТАУС, 2009.
  17. Ядов В. А. К вопросу о национальных особенностях модернизации российского общества // Мир России. 2010. № 3.
  18. Ядова М.А. Современное и традиционное в ценностях постсоветской молодежи // Социологические исследования. 2012. № 1.
  19. Abend G. What’s new and what’s old about the new sociology of morality // Handbook of the Sociology of Morality / Ed. by S. Hitlin, S. Vaisey. N.Y.: Springer, 2010.
  20. Bader C.D., Finke R. What does God require? Understanding religious context and morality // Handbook of the Sociology of Morality / Ed. by S. Hitlin, S. Vaisey. N.Y.: Springer, 2010.
  21. Frerichs S., Münch R. Morality, modernity, and world society // Handbook of the Sociology of Morality / Ed. by S. Hitlin, S. Vaisey. N.Y.: Springer, 2010.
  22. Hitlin S., Piliavin J.A. Values: Reviving a dormant concept // Annual Review of Sociology. 2004. No 30.
  23. Hitlin S., Vaisey S. (ed.) Handbook of the Sociology of Morality. N.Y.: Springer, 2010.
  24. Hitlin S., Vaisey S. The new sociology of morality // Annual Review of Sociology. 2013. No 39.
  25. Lowe B.M. The creation and establishment of moral vocabularies: Why moralizing and moral vocabularies matter // Handbook of the Sociology of Morality / Ed. by S. Hitlin, S. Vaisey. N.Y.: Springer, 2010.
  26. Rokeach M. The Nature of Human Values. N.Y.: Free Press, 1973.
  27. Schwartz S.H. Cultural Value Orientations. Nature and Implications of National Differences. M.: Publishing house of SU HSE, 2008.
  28. Schwartz S.H. Universals in content and structure of values: Theoretical advances and empirical tests in 20 countries // Advances in Experimental Social Psychology / Ed. by M. Zanna. Vol. 25. N.Y.: Academic Press, 1992.
  29. Schwartz S.H., Bardi A. Influences of adaptation to communist rule on value priorities in Eastern Europe // Political Psychology. 1997. No 18.
  30. Staples P. Structuralism and symbolic universes: Second Temple Judaism and the early Christian movement // Handbook of Early Christianity: Social Science Approaches / Ed. by A.J. Blasi, P.-A. Turcotte, J. Duhaime. Oxford: AltaMira Press, 2002.
  31. Troeltsch E. The Social Teaching of the Christian Churches. Vol. 1. N.Y.: Westminster John Knox Press, 1992.
  32. Μαντζαρίδης Γ. Κοινωνιολογία του Χριστιανισμού [Sociology of Christianity]. Θεσσαλονίκη: Εκδόσεις Π. Πουρναρά, 2010.

© Рязанцев И.П., Подлесная М.А., Петрова А.А., Козлов И.И., Пахарь А.М., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах