Аксиологическое представление концепта МАТЬ в современной русской лингвокультуре

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

На протяжении всей истории человечества роль матери в обществе обладала особым аксиологическим статусом. Ценность статуса матери заключалась в воспитании подрастающего поколения, передаче культурных и духовных ценностей. При этом в восприятии образа матери тем или иным народом обнаруживаются определенные специфические черты. Цель нашего исследования - выделение признаков концепта МАТЬ в русской лингвокультуре, значимых для носителей русского языка конца XX и начала XXI века. Обнаружено, что для носителей русской лингвокультуры МАТЬ - это не только женщина, имеющая детей, но и что-то близкое, родное, источник жизни, духовная ценность. Но если по данным ассоциативного эксперимента 1998-1999 гг. в конце XX столетия образ матери существовал в сознании носителей русского языка вместе с образом отца (самая частотная реакция), то в 2023-2024 гг. мать воплощает образ целой семьи, поскольку ассоциат отец является единичным. Подобный семантический сдвиг обусловливается, на наш взгляд, следующими экстралингвистическими факторами: рост числа неполных семей, матерейодиночек. Также следует отметить, что часть понятийных признаков концепта МАТЬ, реконструированных на материале данных толковых словарей русского языка, не актуализируется в ассоциативных полях лексемы мать - вербализатора соответствующего концепта. Такие признаки, как ‘cамка по отношению к своим детенышам’, ‘монахиня, жена духовного лица’, ‘обращение к пожилой женщине или жене’, для молодых носителей русской лингвокультуры не являются значимыми.

Полный текст

Введение

На протяжении всей истории человечества образ женщины-­матери занимал и продолжает занимать особое место в аксиологической системе бытия. Так, в Античности женщина-­мать играла важную роль в политике государства, в период Средневековья мать «рассматривалась как носительница божественной печати и играла роль посредника в трансляции духовного мира» [1. С. 122]. В эпоху Возрождения роль женщины-­матери в обществе начинает утрачивать свои позиции в сфере воспитания и предстает «в качестве транслятора культурных ценностей, обеспечивающего равновесие системного развития общества» [1, С. 122]. На протяжении столетий характеристики образа женщины-­матери в социокультурном аспекте оставались неизменными: мать — это женщина, которая «обладает неординарным жизненным опытом <…> и отличается редкой добротой, чувством сострадания и умения понять своих детей и их решения; женщина, одаренная от природы неординарными способностями к воспитанию» [2. С. 145]. При этом следует отметить, что, помимо общечеловеческих характеристик образа матери, можно выделить и национальные черты, обусловленные культурными ценностями того или иного народа. Так, образ матери неоднократно становился предметом исследования многих лингвистов и культурологов: А.А. Анисян [3], И.И. Карелова [4], Н.В. Коробкова [5], М.С. Мунгашева, М.Р. Овхадов [6], Т.М. Оморова [7], Л.К. Хертек [8], Чэнь Дайцай [9] и др.

Рассуждая о современной истории российского общества, представляется значимым выделить основные черты образа женщины-­матери, актуальные в XX и XXI вв. Так, в Советском Союзе женщина-­мать должна была соответствовать следующим критериям: 1) «работать полный рабочий день; 2) осуществлять воспитание детей, частично разделяя эту обязанность с государственными институтами и родственниками; 3) отвечать за организацию быта» [10. С. 5–6]. В современном российском обществе ценности семьи и материнства лежат в основе государственной политики в области демографии, направленной на повышение рождаемости. Так, женщинам, имеющим детей, оказывается разного рода материальная поддержка от государства в виде пособий по беременности и родам, уходу за ребенком, жилищных субсидий, льготной ипотеки. Но, несмотря на все вышеизложенное, усиливаются тенденции, которые «проявляются в ориентации женщин на профессиональную деятельность, осознанном отказе от материнства и снижении ценности ее воспитательного вклада в жизнь детей» [1. С. 124].

Следует упомянуть еще один социально-­демографический фактор, оказывающий влияние на формирование образа матери в российском обществе XXI столетия — рост числа матерей-­одиночек. По мнению исследователей ВНИИ труда Минтруда России, «в последние десятилетия доля неполных семей в России выросла почти в два раза — с 21 % в 2002 году до 38,5 % в 2021 году»[1]. При этом отмечается, что в большинстве таких семей роль родителя выполняет женщина-­мать.

Многие современные исследования в области психологии, коллективного сознания также обращаются к анализу образа женщины-­матери. Так, можно выделить анализ факторной структуры отражения образа матери в современном обществе, проведенный Ю.С. Газизовой. По мнению исследователя, на формирование образа современной женщины-­матери влияют следующие факторы [11. С. 99–101] (рис. 1).

Целью нашего исследования является реконструкция модели концепта МАТЬ в динамическом аспекте на материале данных лексикографических источников и данных ассоциативных экспериментов XX в. и 20-х гг. XXI столетия.

Рис. 1. Факторная структура образа женщины-­матери
Источник: составлено по [11. С. 99–101] Л.А. Сафаралиевой, В.Н. Денисенко.
Fig. 1. The factor structure of the image of a mother woman
Source: compiled [11. Р. 99–101] by Lyubov A. Safaralieva, Vladimir N. Denisenko.

Материалы и методы

Материалом исследования послужили данные лексикографических источников: толковых, этимологических, ассоциативных словарей, а также данные ассоциативного эксперимента, проведенного со студентами филологического факультета Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы в 2024 г. Реконструкция признаков концепта МАТЬ проводилась путем проведения компонентного анализа семантики лексемы мать, а также семантического анализа ассоциатов, полученных на стимул мать. Кроме того, в нашем исследовании использовались экстралингвистические данные из области демографии, социологии и психологии.

Результаты

Сопоставление результатов ассоциативных экспериментов конца XX — начала XXI века позволяет прийти к следующим выводам:

  1. Для носителей русской лингвокультуры устойчивыми понятийными признаками концепта МАТЬ являются: ‘духовная ценность, родное, близкое’; ‘источник, давший жизнь чему-­либо дорогому, близкому, начало’. При этом признаки ‘самка по отношению к своим детенышам’, ‘монахиня, жена духовного лица’, ‘обращение к пожилой женщине или жене’ в ассоциативных полях стимула мать не актуализируются.
  2. За два последних десятилетия в образе матери произошли определенные изменения, вызванные экстралингвистическими факторами, в частности социально-­демографическими процессами:
    • отмечается значительный рост реакций с пейоративным значением: если в конце XX столетия мать представлялась любящей и заботливой, то в начале XXI столетия в образе матери преобладают любовь и строгость;
    • наиболее частотная реакция отец, обнаруженная в ответах респондентов ассоциативного эксперимента 1998–1999 гг., в ассоциативном поле эксперимента 2023 г. репрезентируется единичной реакцией, что свидетельствует о ценностном росте роли матери как центра семьи в современном обществе;
    • утрачивают свою значимость национально-­культурные образы Родины-­матери и героини романа М. Горького «Мать», что верифицируется снижением числа реакций, вербализующих упомянутые образы, в ассоциативном поле стимула мать начала XXI века.
  1. Как для носителей русской лингвокультуры конца XX столетия, так и для молодых респондентов начала XXI века остается неизменной ценность матери как духовного начала, источника нравственности и морали, безграничной любви к своим детям.

Безусловно, образ женщины-­матери, репрезентируемый концептом МАТЬ, занимал и продолжает занимать значимую позицию в аксиологической картине бытия носителей русской лингвокультуры. Проведенное нами исследование позволило не только реконструировать наиболее устойчивые понятийные признаки названного концепта, но и проследить динамику образных и ценностных компонентов.

Обсуждение

Выявление понятийных признаков концепта МАТЬ

Для описания понятийных признаков концепта МАТЬ обратимся к определению лексемы-­вербализатора концепта в толковых и этимологических словарях русского языка.

В Малом академическом словаре русского языка лексема мать толкуется следующим образом: 1. «Женщина по отношению к рожденным ею детям. 2. Женщина, имеющая или имевшая детей. 3. Самка по отношению к своим детенышам. 4. прост. Обращение к лицу женского пола. 5. устар. Название монахини, а также жены духовного лица, обычно присоединяемое к имени или званию»[2].

В Большом толковом словаре русского языка обнаруживается следующее толкование лексемы мать: 1. «Женщина по отношению к рожденным ею детям. 2. трад.-нар. О том, что является родным, близким, дорогим, представляя собой какую-л. духовную ценность. 3. Самка по отношению к своим детенышам. 4. разг. О том, от которого или в котором зарождается, образуется что-л. новое или подобное ему. 5. (обычно в обращении). Фам. О женщине, жене. 6. О жене священника или монахине»[3].

Толковый словарь русского языка содержит следующее определение лексемы мать: 1. «Женщина по отношению к своим детям. 2. перен. Источник (во 2 знач.), начало чего-н., а также о том, что дорого, близко каждому. 3. Самка по отношению к своим детенышам. 4. Обращение к пожилой женщине или к жене как к матери своих детей (прост.). 5. Название монахини, а также обращение к ней (разг.)»[4].

В Современном толковом словаре русского языка лексема мать определяется следующим образом: 1. «Женщина по отношению к ее детям. 2. Самка животного по отношению к ее детенышам. 3. перен. То, что является источником, давшим жить, что породило что-­либо, стало причиной чего-­либо, откуда черпают энергию, жизненность. 4. Употребляется как постоянный эпитет со словами: земля, Россия. 5. Употребляется как почтительно-­фамильярное обращение к пожилой женщине. 6. Монахиня, принявшая пострижение; матушка. 7. Жена духовного лица; матушка. 8. межд. простореч. Возглас, выражающий досаду, неудовольствие и т.п. (употребляемый также в составе бранных выражений или выражений, их заменяющих)»[5].

В этимологических словарях русского языка лексема мать определяется следующим образом: 1. «Древнерусское — мати. Старославянское — мати. Общеславянское — mati. Латинское — mater. Слово «мать» — славянское по происхождению. В русском языке используется с XI в. Мать — это «женщина по отношению к ее детям» или «самка по отношению к ее детенышам»[6]. 2. «Общеслав. индоевроп. характера (ср. нем. Mutter, англ. mother, др.-инд. mātár-, тохарск. A mācar и т. д.). Суф. производное (суф. -ter-) от детского ma, ср. мама»[7]. 3. «Общеславянское слово индоевропейской природы. Возникло, вероятно, из детского лепетного мама»[8]. 4. «Род. п. ма́тери, др.-русск., ст.-слав. Мати. Родственно лит. mótė, род. п. móter̃s «женщина», лтш. mâte, др.-прусск. mūti, лит. mótinа «мать», др.-инд. mātā (mātár-), авест. mātar-, нов.-перс. mādar, арм. mair, греч. μήτηρ, дор. μά̄τηρ, алб. motrë «сестра» (Г. Майер, Alb. Wb. 287 и сл.), лат. māter, mātrīх «мать», ирл. māthir «мать». В основе лежит слово *mā- из детской речи»[9].

Приведенные выше толкования позволяют заключить, что архисемой лексемы мать является сема ‘женщина, имеющая детей’. К основным понятийным признакам концепта МАТЬ можно отнести следующие: 1) Самка по отношению к своим детенышам; 2) Источник, давший жизнь чему-­либо дорогому, близкому, начало; 3) Духовная ценность, родное, близкое; 4) Монахиня, жена духовного лица; 5) Обращение к пожилой женщине или жене.

Таким образом, МАТЬ, для носителей русской лингвокультуры — это в первую очередь женщина, давшая жизнь, представляющая духовную ценность для детей и для общества.

Образные и ценностные признаки концепта МАТЬ

Для верификации понятийных признаков концепта МАТЬ и выявления динамики образных и ценностных признаков исследуемого концепта обратимся к данным ассоциативных экспериментов, проведенных среди студентов в 1998–1999 гг.[10] и 2023–2024 гг. в Российском университете дружбы народов имени Патриса Лумумбы.

В Славянском ассоциативном словаре отражены ответы 500 респондентов в возрасте от 18 до 25 лет. На стимул мать было получено 588 реакций, из которых 161 реакция оказалась одиночной.

«МАТЬ: отец 111; родная 44; любовь 30; родина 28; моя 26; женщина 21; любимая, твою 14; добрая 10; дом, жизнь 8; дорогая, тепло 7; забота, мама, святое, хорошая 6; героиня, дети, добро, дочь, земля, милая, нежность, родной человек 5; родня 4; Горький, детство, и мачеха, одна, спокойствие, старая, сын 3; близкий человек, вашу, Горького, детей, доброта, дома, его, единственная, жена, Женя, злая, зовет, и отец, и сын, кормилица, красивая, ласковая, любить, люблю, мачеха, поддержка, радость, ребенка, ребенок, родной, свято, семья, старушка, счастье, твоя, хозяйка 2; Аня, Ваня, вечность, вода, вопрос, все, всего человечества, говорила мне о судьбе, грач, день рождения; добро, любовь, ласка; долг, дом родной, дорогое, дороже нет, дочка, думает; есть мать, она одна; жалко; женщина, имеющая детей; жертва, защитник, и в Африке мать, источник жизни, каша, кровь, кто родил, лучшая, лучше, любимый человек; любовь, забота; любовь, нежность; любящая, Людмила, мать, М. Горький, моя дорогая, “На дне”, наседка, на первом месте, нежная, нет, нет слов просто, нужна, оплот; отец, сын, дочь; отечество, очаг, пилит, подруга, подруги, помощь, посуду, пошло, природа, пришла, расстроенная, рать, родители; родная, красивая; роднее всех, родственник, рождение, Россия, русская, самая добрая, самая дорогая, самая лучшая, самое дорогое, самое прекрасное, самый близкий человек, самый хороший человек, сволочь, седина, сердце, сестра, сказала, скромная, строгая, счастливая, сыра земля, Тамара, твою…, твою (вашу), темнота, тепло и ласка, трех детей, уважение, умная, управление, ученье, черное, это все, это мать, это моя жизнь, это святое, я 1; 588+161+12+97+17» [12]. Распределим полученные реакции по семантическим группам (таб. 1):

Наиболее частотные реакции свидетельствуют о том, что в конце XX столетия молодые носители русской лингвокультуры ассоциировали МАТЬ с любимой (любовь 30, любимая 14), родной (родная 44, родной человек 5, родня 4) женщиной (женщина 21), одним из родителей (отец 111).

Проведенный эксперимент верифицирует наличие в концепте МАТЬ актуальной семы ‘духовная ценность, родное, близкое’ (родина 28, дом 8, жизнь 8, святое 6, земля 5). Понятийный признак ‘источник, давший жизнь чему-­либо дорогому, близкому, начало’ репрезентируется следующими ассоциатами: жизнь 8, дети 5, дочь 5, сын 3, всего человечества 1, день рождения 1, источник жизни 1, родители 1, рождение 1.

Комплексный анализ ассоциатов позволяет реконструировать образ матери в сознании носителей русской лингвокультуры конца XX века: большая часть ассоциатов характеризует МАТЬ как добрую 10, дорогую 7, хорошую 6, милую 5, нежную 5, ласковую 2 женщину, которая дарит любовь 30, тепло 7 и заботу 6. Реакций с пейоративным значением значительно меньше, чем с мелиоративным: злая 2, жертва 1, пилит 1, расстроенная 1, сволочь 1, строгая 1, что свидетельствует о том, носители русской лингвокультуры осмысляют ценность МАТЕРИ как женщины, не только дающей жизнь, но и репрезентирующей высоконравственные личностные качества. При этом следует отметить наличие в ассоциативном поле стимула мать реакций, характеризующих образ матери в превосходной степени: самая добрая 1, самая дорогая 1, самая лучшая 1, самое дорогое 1, самое прекрасное 1, самый близкий человек 1, самый хороший человек 1.

Таблица 1 / Table 1
Ассоциативное поле стимула мать 1998–1999 гг. /  The associative field of the stimulus mother 1998–1999.

п/п

Семантическое основание / Semantic basis

Реакции / Reactions

1

Родственные связи матери, дети / Family ties of the mother, children

отец 111; родная 44; мама 6; дети 5; дочь 5; родной человек 5; родня 4; детство 3; и мачеха 3; сын 3; близкий человек 2; детей 2; жена 2; и отец 2; и сын 2; мачеха 2; ребенка 2; ребенок 2; родной 2; семья 2; дочка 1; женщина, имеющая детей 1; кто родил 1; мать 1; отец, сын, дочь 1; родители 1; роднее всех 1; родственник 1; рождение 1; сестра 1; трех детей 1; это мать 1

2

Мать как хранительница очага / Mother as the keeper of the hearth

Дом 8; дома 2; кормилица 2; хозяйка 2; дом родной 1; каша 1; посуду 1

3

Мелиоративные характеристики образа матери / Reclamation characteristics of the mother’s image

любовь 30; любимая 14; добрая 10; дорогая 7; тепло 7; забота 6; святое 6; хорошая 6; добро 5; милая 5; нежность 5; спокойствие 3; доброта 2; ласковая 2; поддержка 2; радость 2; счастье 2; добро 1; любовь 1; ласка 1; защитник 1; лучшая 1; лучше 1; любимый человек 1; любовь 1; забота 1; любовь, нежность 1; любящая 1; моя дорогая 1; наседка 1; нежная 1; помощь 1; самая добрая 1; самая дорогая 1; самая лучшая 1; самое дорогое 1; самое прекрасное 1; самый близкий человек 1; самый хороший человек 1; скромная 1; тепло и ласка 1; уважение 1; умная 1

4

Пейоративные характеристики образа матери / Pejorative characteristics of the mother’s image

злая 2; пилит 1; расстроенная 1; сволочь 1; строгая 1

5

Образ жизни матери / Mother’s lifestyle

одна 3; она одна 1; жертва 1; подруга 1; подруги 1; счастливая 1

6

Внешность матери / Mother’s appearance

женщина 21; старая 3; красивая 2; старушка 2; родная, красивая 1; седина 1

7

Иные, индивидуальные реакции / Other, individual reactions

родина 28; моя 26; твою 14; жизнь 8; героиня 5; земля 5; Горький 3; вашу 2; Горького 2; его 2; единственная 2; Женя 2; зовет 2; любить 2; люблю 2; свято 2; твоя 2; Аня 1; Ваня 1; вечность 1; вода 1; вопрос 1; все 1; всего человечества 1; говорила мне о судьбе 1; грач 1; день рождения 1; долг 1; дорогое 1; дороже нет 1; думает 1; есть 1; мать 1; жалко 1; и в Африке мать 1; источник жизни 1; кровь 1; Людмила 1; М. Горький 1;“На дне” 1;, на 1 месте 1; нет 1; нет слов просто 1; нужна 1; оплот 1; отечество 1; пошло 1; природа 1; пришла 1; рать 1; Россия 1; русская 1; сердце 1; сказала 1; сыра земля 1; Тамара 1; твою…1; твою (вашу) 1; темнота 1; управление 1; ученье 1; черное 1; это все 1; это моя жизнь 1; это святое 1; я 1

Источник: составлено Л.А. Сафаралиевой, В.Н. Денисенко / Source: compiled by Lyubov A. Safaralieva, Vladimir N. Denisenko.

МАТЬ для молодых носителей русской лингвокультуры конца XX столетия — это хранительница домашнего очага: дом 8, дома 2, кормилица 2, хозяйка 2, очаг 1. Поскольку «образ матери на определенном жизненном этапе — это совокупность представлений о собственной матери» [13], такие реакции, как: Женя 2, Аня 1, Людмила 1, Тамара 1, являющиеся именами собственными, отражают индивидуальные, личностные восприятия концепта МАТЬ как проекцию образа собственной матери. В ассоциативном поле стимула мать обнаруживаются реакции, отражающие культурно-­значимые образы. Так, в частности, ассоциаты Горький 3, Горького 2, М. Горький 1,“На дне” 1 репрезентируют узнаваемость и актуальность романа М. Горького «Мать» в русскоязычном обществе конца XX столетия. А частотная реакция родина 28 верифицирует значимость культурно-­патриотической ценности образа Родины-­матери для носителей русской лингвокультуры.

Далее обратимся к анализу результатов ассоциативного эксперимента, проведенного на филологическом факультете РУДН имени Патриса Лумумбы в 2023–2024 гг. В эксперименте приняли участие 142 студента. Было получено 412 реакций, из которых 140 являются одиночными:

МАТЬ

Любовь 65; забота 31; строгость 12; дом, поддержка, тепло 11; семья 10; нежность 9; еда, понимание 7; счастье 6; доброта, уют 5; детство, жизнь, помощь, смех 4; безопасность, добро, защита, красота, опора, родина, родная, уважение 3; веселье, воспитание, грубость, дети, доверие, документы, друг, дружба, земля, ласка, образование, объятия, работа, радость, родное, сила, теплота, учитель, холод, цветы, юмор 2; баня, безусловная любовь, бережение, беседы, бесконечность, благодарность, близкая, близкий человек, болеющая, брат, быт, власть, волнение, волосы, гиперопека, глаза, глупость, гордость, горький, границы, гречка, грустная, грусть, деньги, домашнее задание в школе, душа, ежик, есть, желтый, жестокая, запах любимых духов, зефир, зло, знания, золото, и родственная связь, квартира, компот, контроль, котлеты с пюре, коты, кофе, кошка, крем для рук, крик, лень, лицо мамы, любвеобильность, любимая, Люблино, М. Горький, мать и мама вызывают разные реакции, мерседес, миниатюрная, молния, море, моя мама, мудрость, надежда, надежность, начало жизни, не знаю, невнимательность к эмоциям, нелюбовь, немытая посуда, непонимание, одна, опека, ответственность, отсутствие, отчисление из института, официальность, пеленки, переживание, печаль, пиджак, пирсинг, пицца, планета, платок, платье, поездки в магазин, помочь, помощник, помощь в трудных ситуациях, поцелуи, почитание, пример, природа, прогулка, прогулки, противоречие, пылесос, разговор, ребенок, ребячество, родитель, родной, родственник, роды, рука, свет, светлость, святая, сердце, серьезность, сестра, сигарета, сильная, сильный характер, скука, словарь, сложно, сложность, советы, сон, спокойствие, ссоры, старающаяся, стена, строгая, танцы, татуировки, терпение, требовательность, ужин, улыбка, упреки, успех, усталость, учеба, фильм, цель, чай с мятой, шарлотка, школа, эгоизм, эмоции, эмоциональность, я 1.

Анализ частотных реакций обнаружил, что, по мнению студентов, МАТЬ — это олицетворение семейной любви (любовь 65, дом 11, семья 10), строгой (строгость 12) и нежной (нежность 9), дающей заботу, тепло и поддержку (забота 31, тепло 11, поддержка 11). Сопоставление результатов ассоциативных экспериментов, в частности наиболее частотных ассоциатов, обнаруживает наличие определенной семантической динамики в восприятии концепта МАТЬ молодыми носителями русской лингвокультуры (рис. 2).

Рис. 2. Семантическая динамика частотных ассоциатов на стимул мать
Источник: составлено Л.А. Сафаралиевой, В.Н. Денисенко.
Fig. 2. Semantic dynamics of frequency associates on the mother stimulus
Source: compiled by Lyubov A. Safaralieva, Vladimir N. Denisenko.

Так, если в конце XX столетия стимул мать вызывал реакцию отец у большинства респондентов, то в ответах современных студентов последний ассоциат не обнаруживается. Если два десятилетия назад стимул мать ассоциировался с представительницей женского пола, одним из родителей, то в последнем эксперименте обнаруживается следующее: МАТЬ в сознании молодых носителей русского языка — это олицетворение целой семьи, родителя. Подобные семантические сдвиги обуславливаются, по нашему мнению, экстралингвистическими факторами, в частности социально-­демографическими процессами, описанными нами ранее: рост числа матерей-­одиночек и неполных семей. Для реконструкции ассоциативного поля стимула мать распределим полученные реакции по семантическим основаниям (табл. 2).

Таблица 2 / Table 2
Ассоциативное поле стимула мать / The associative field of the stimulus is the mother

, п\п

Семантическое основаниеSemantic basis

Реакции / Reactions

1

Родственные связи матери, дети / Family ties of the mother, children

семья 10; детство 4; родная 3; дети 2; друг 2; дружба 2; родное 2; близкая 1; близкий человек 1; брат 1; и родственная связь 1; моя мама 1; ребенок 1; родитель 1; родной 1; родственник 1; сестра 1

2

Мать как хранительница очага / Mother as the keeper of the hearth

дом 11; еда 7; уют 5; быт 1; гречка 1; зефир 1; квартира 1; компот 1; котлеты с пюре 1; кофе 1; немытая посуда 1; пеленки 1; пицца 1; пылесос 1; ужин 1; чай с мятой; шарлотка 1

3

Мелиоративные характеристики образа матери / Reclamation characteristics of the mother’s image

любовь 65; забота 31; поддержка 11; тепло 11; нежность 9; понимание 7; счастье 6; доброта 5; помощь 4; безопасность 3; добро 3; защита 3; опора 3; уважение 3; доверие 2; ласка 2; радость 2; сила 2; теплота 2; безусловная любовь 1; благодарность 1; гордость 1; любвеобильность 1; любимая 1; мудрость 1; надежность 1; опека 1; ответственность 1; помочь 1; помощник 1; помощь в трудных ситуациях 1; почитание 1; святая 1; сильная 1; сильный характер 1; спокойствие 1; терпение 1

4

Пейоративные характеристики образа матери / Pejorative characteristics of the mother’s image

строгость 12; грубость 2; гиперопека 1; глупость 1; болеющая 1; грустная 1; грусть 1; жестокая 1; зло 1; контроль 1; крик 1; лень 1; невнимательность к эмоциям 1; нелюбовь 1; непонимание 1; печаль 1; ссоры 1; строгая 1; требовательность 1; упреки 1; эгоизм

5

Образ жизни матери / Mother’s lifestyle

воспитание 2; документы 2; образование 2; работа 2; учитель 2; беседы 1; деньги 1; домашнее задание в школе 1; знания 1; одна 1; отсутствие 1; переживание 1; поездки в магазин 1; прогулка 1; прогулки 1; разговор 1; скука 1; советы 1; старающаяся 1; усталость 1; учеба 1; школа 1

6

Внешность матери / Mother’s appearance

красота 3; волосы 1; глаза 1; запах любимых духов 1; лицо мамы 1; миниатюрная 1

7

Иные, индивидуальные реакции / Other, individual reactions

жизнь 4; смех 4; родина 3; веселье 2; земля 2; объятия 2; холод 2; цветы 2; юмор 2; баня 1; бережение 1; бесконечность 1; власть 1; волнение 1; горький 1; границы 1; душа 1; ежик 1; есть 1; желтый 1; золото 1; коты 1; кошка 1; крем для рук 1; Люблино 1; М. Горький 1; мать и мама вызывают разные реакции 1; мерседес 1; молния 1; море 1; надежда 1; начало жизни 1; не знаю 1; отчисление из института 1; официальность 1; пиджак 1; пирсинг 1; планета 1; платок 1; платье 1; поцелуи 1; пример 1; природа 1; противоречие 1; ребячество 1; роды 1; рука 1; свет 1; светлость 1; сердце 1; серьезность 1; сигарета 1; словарь 1; сложно 1; сложность 1; сон 1; стена 1; танцы 1; татуировки 1; улыбка 1; успех 1; фильм 1; цель 1; эмоции 1; эмоциональность 1; я 1.

 Источник: составлено Л.А. Сафаралиевой, В.Н. Денисенко / Source: compiled by Lyubov A. Safaralieva, Vladimir N. Denisenko

Анализ первой семантической группы «Родственные связи матери, дети» обнаруживает, что для молодых носителей русской лингвокультуры образ матери ассоциируется с близким и родным членом семьи, детством как периодом начала жизни человека (семья 10, детство 4, родная 3, родное 2). Реакции названной группы верифицируют наличие понятийных признаков ‘духовная ценность, родное, близкое’ и ‘источник, давший жизнь чему-­либо дорогому, близкому, начало’ в концепте МАТЬ. При этом подчеркнем, что в ассоциаты данной группы не входит лексема отец, что может свидетельствовать об увеличении значимости семейной модели «мать — дети (брат — сестра)» в современном обществе по сравнению с периодом  90-х гг. XX столетия, в котором преобладала модель «мать — отец — дети (брат — сестра)».

Комплексный анализ ассоциатов с мелиоративным значением позволяет реконструировать образ матери в сознании носителей русской лингвокультуры начала XXI века: МАТЬ — это источник любви, заботы, поддержки (любовь 65, забота 31, поддержка 11), женщина, нежная и понимающая (нежность 9, понимание 7), но при этом с сильным характером (сила 2, сильная 1, сильный характер 1).

С другой стороны, следует отметить наличие значительного числа реакций с пейоративным значением, в частности молодые носители русского языка полагают, что в образе матери выделяются строгость 12 и требовательность 1, а также отсутствие любви и внимания — невнимательность к эмоциям 1, нелюбовь 1, непонимание 1.

Для большого числа респондентов образ матери ассоциируется с ролью женщины — хозяйки дома, хранительницы очага. Так, именно в обязанности матери входит организация быта — создание уюта и приготовления пищи: дом 11, еда 7, уют 5, быт 1, гречка 1, зефир 1, компот 1, котлеты с пюре 1 и др.

В ассоциативном поле стимула мать обнаруживается значительная группа ассоциатов, репрезентирующих роль матери не только в воспитании и образовании своих детей: воспитание 2, образование 2, учитель 2, домашнее задание в школе 1, знания 1, учеба 1, школа 1, но и в профессиональной деятельности: работа 2, документы 2, деньги 1, старающаяся 1, усталость 1.

Культурно-­значимые образы (такие как образы Родины-­матери и героини романа М. Горького «Мать»), актуализированные в результатах ассоциативного эксперимента конца XX столетия, в настоящем исследовании представлены единичными реакциями, что свидетельствует об утрате их значимости для носителей русской лингвокультуры.

Заключение

Исследование показало, что для носителей русской лингвокультуры устойчивыми понятийными признаками концепта МАТЬ являются: ‘духовная ценность, родное, близкое’; ‘источник, давший жизнь чему-­либо дорогому, близкому, начало’. Образ женщины-­матери, репрезентируемый концептом МАТЬ, продолжает занимать значимую позицию в аксиологической картине бытия носителей русской лингвокультуры: остается неизменной ценность матери как духовного начала, источника нравственности и морали, безграничной любви к своим детям; отмечается ценностный рост роли матери как центра семьи в современном обществе.

Перспективы дальнейшего исследования концепта МАТЬ в русской лингвокультуре видятся в анализе сочетаемости лексемы мать на основе контекстуального анализа примеров, содержащихся в Национальном корпусе русского языка.

 

 

1 Эксперты при Минтруда описали «портрет» неполной семьи в России. Почему их число растет и что с этим делать [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/11/04/2024/661677bc9a794770abfbb1f5 (дата обращения: 05.09.2024).

2 Словарь русского языка / Под ред. А.П. Евгеньевой. М. : Рус.яз.; Полиграфресурсы, 1999.

3 Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. СПб. : Норинт, 1998.

4 Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: онлайн версия. 2008–2017. Режим доступа: https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=30422 (дата обращения: 15.08.2024).

5 Ефремова Т.Ф. Новый толково-­словообразовательный словарь русского языка. М. : Дрофа, 2000.

6 Семенов А.В. Этимологический словарь русского языка. Серия «Русский язык от А до Я». М. : ЮНВЕС, 2003.

7 Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь. М. : Дрофа, 2004.

8 Крылов Г.А. Этимологический словарь русского языка. СПБ. : Victory, 2004.

9 Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. пер. с нем. и доп. О.Н. Трубачева. М. : Астрель: АСТ, 2007.

10 Уфимцева Н.В., Черкасова Г.А., Караулов Ю.Н., Тарасов Е.Ф. Славянский ассоциативный словарь: русский, белорусский, болгарский, украинский. М.; Издательство Алтайского государственного университета, 2004. EDN: TUKZCX

×

Об авторах

Любовь Александровна Сафаралиева

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: kuznetsova-la@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0002-6960-9426
SPIN-код: 1089-5456

кандидат филологических наук, доцент кафедры общего и русского языкознания филологического факультета

117198, Российская Федерация, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Владимир Никифорович Денисенко

Российский университет дружбы народов

Email: denisenko-vn@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0001-6021-4068
SPIN-код: 4635-8342
Scopus Author ID: 57193133860
ResearcherId: AAG-9635-2020

доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой общего и русского языкознания филологического факультета

117198, Российская Федерация, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Список литературы

  1. Газизова Ю.С. Роль матери в современном социуме // Дискуссия. 2012. № 8. C. 122–127. EDN: PBLTML
  2. Киселева Т.Г. Женский образ в социокультурной рефлексии : монография. М. : МГУКИ, 2002. EDN: THRDIF
  3. Анисян А.А. Образ матери-­женщины в корейской литературе // Корееведение в России: направление и развитие. 2023. № 4. C. 13–19. EDN: EGFLBN
  4. Карелова И.И. Концепт «Мать» в идиоконцептосфере Л.Е. Улицкой // Известия ВГПУ. 2008. № 10. С. 18–21. EDN: KBXOMJ
  5. Коробкова Н.В. Концепт «МАТЬ» в эпистолярии В.П. Тургеневой // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2021. № 2(91). C. 98–100.
  6. Мунгашева М.С., Овхадов М.Р. Концепт НАНА «МАТЬ» в чеченской паремиологии // Известия ВГПУ. 2022. № 9(172). C. 166–169. EDN: DGBBQY
  7. Оморова Т.М. Образ матери в мифологии тюркских народов // Форум молодых ученых. 2018. № 10(26). C. 912–916. EDN: YVSNED
  8. Хертек Л.К. Концепт «МАТЬ» в тувинских героических сказаниях // МНКО. 2015. № 6(55). C. 341–345. EDN: VKIFWD
  9. Чэнь Дайцай. Концепт матери в традиционной Древней семье // Система ценностей современного общества. 2016. № 44. C. 66–73. EDN: VLAMMX
  10. Темкина А.А., Роткирх А. Советские гендерные контракты и их трансформация в современной России // Социологические исследования. 2002. № 11. C. 4–15. EDN: MQDNJB
  11. Газизова Ю.С. Структурное содержание образа матери // Дискуссия. 2013. № 3(33). С. 96–101. EDN: PXPIKN
  12. Харламенкова Н.Е., Стоделова Т.С. Изменение отношений в диаде мать ребенок и динамика образа матери в подростковом возрасте // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2011. № 1. C. 145–153. EDN: OJLNMZ

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Факторная структура образа женщины- матери
Источник: составлено по [11. С. 99–101] Л.А. Сафаралиевой,

Скачать (229KB)
3. Рис. 2. Семантическая динамика частотных ассоциатов на стимул мать
Источник: составлено Л.А. Сафаралиевой, В.Н. Денисенко

Скачать (76KB)

© Сафаралиева Л.А., Денисенко В.Н., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.