Семиотика интертекстуальности: на базе философской категории «гуманизм» в постмодернистском тексте

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Гуманизм как гносеологема получает свое развитие еще в эпоху Возрождения, однако на сегодняшний день концептуальное поле гуманизм продолжает уточняться: философы, литературоведы и другие представители гуманитарного знания задаются вопросом о границах гуманизма, о его квалификации как провозглашения ценности жизни и достоинства отдельного субъекта, о его статусе социального феномена, который следует рассматривать диахронически. В статье исследуется философская категория гуманизма на материале постмодернистского романного цикла А. Жаксылыкова «Сны окаянных». Постмодернизм - направление, магистральным вектором которого становится дегуманизация как отдельной личности, так и общества. Намеренно травестированная манера изложения, концентрированная интертекстуальность, модификация канонических текстов прошлого создают такой модус восприятия, при котором невозможно рассматривать гуманизм как целостную идею вне сатирического или иронического подтекста. Тем не менее, в казахстанской современной прозе мы находим образцы художественных произведений, преодолевающие эту тенденцию. К ним относится романный цикл А. Жаксылыкова «Сны окаянных». Актуальность выбранной темы заключается в том, что постмодернистское произведение проанализировано с точки зрения концепции гуманизма: подобный подход позволяет нам сделать выводы о важности исторической памяти, аутентичности этнокультурных сценариев. Объект исследования - концепция гуманизма, предмет - реализация гуманистического дискурса в художественном тексте. Материалом исследования стал цикл «Сны окаянных» А. Жаксылыкова. Цель работы - осмыслить категорию гуманизма сквозь модус художественности и доказать, что в русле постмодернистского дискурса дегуманизация есть «инверсированная гуманизация». Методы исследования: описательный, метод герменевтического комментария, метод интертекстуального анализа.

Полный текст

-
×

Об авторах

Гульназ Ерболовна Енсебай

Казахский национальный университет им. аль-Фараби

Email: gulnazensebay@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-7675-0268

докторант кафедры русской филологии и мировой литературы факультета филологии, литературоведения и мировых

050040, Республика Казахстан, г. Алматы, пр. аль-Фараби, 71

Алена Сергеевна Демченко

Казахский национальный университет им. аль-Фараби

Автор, ответственный за переписку.
Email: alenchika@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-0635-9247

доктор PhD, и.о. доцента кафедры русской филологии и мировой литературы факультета филологии, литературоведения и мировых

050040, Республика Казахстан, г. Алматы, пр. аль-Фараби, 71

Куралай Омирлановна Таттимбетова

Казахский национальный университет им. аль-Фараби

Email: tattimbetovak@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-7713-0757

заведующая кафедрой русская филология и мировая литература факультета филологии, литературоведения и мировых

050040, Республика Казахстан, г. Алматы, пр. аль-Фараби, 71

Баян Умирбековна Джолдасбекова

Казахский национальный университет им. аль-Фараби

Email: dzoldasbekovab@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-1217-4799

член-корреспондент НАН РК, доктор филологических наук, профессор, зав.кафедрой русской филологии, русской и мировой литературы факультета филологии, литературоведения и мировых

050040, Республика Казахстан, г. Алматы, пр. аль-Фараби, 71

Список литературы

  1. Heidegger M. Letter on Humanism, Basic Writings. London: Routledge, 1977.
  2. Харари Н.Ю. Sapiens. Краткая история человечества. М.: Синдбад, 2017.
  3. Афанасьева А.С. Архетип дома в современной русскоязычной казахстанской прозе: дисс…. доктора PhD. Алматы, 2018.
  4. Валикова О.А. Роман-трилогия «Сны окаянных» в контексте русской литературы: дисс…. доктора PhD. Алматы, 2015.
  5. Лейдерман Н.Л. Траектории «экспериментальной эпохи»: Введение // Русская литература XX века: закономерность исторического развития. Кн. 1. Новые художественные стратегии. Екатеринбург: УрО РАН, УрО РАО, 2005. С. 47-48.
  6. Hutcheon L. A Poetics of Postmodernism: History, Theory, Fiction. New York: Routledge, 1988.
  7. Липовецкий М.Н. Русский постмодернизм. (Очерки исторической поэтики). Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 1997.
  8. Suleiman S.R. Naming and Difference: Reflections on Modernism vs.Postmodernism in Literature // Fokkema, Duuwe and Hans Bertens (eds.) Approaching Postmodernism. Amsterdam/Philadelphia: John Benjamins Publ.Comp., 1986. P. 48.
  9. Sim S. The Routledge Companion to Postmodernism. London: Routledge, 2011.
  10. Demeyer H., Vitse S. The affective dominant: Affective crisis and contemporary fiction // Poetics Today. 2021. 42(4). P. 541-574. https://doi.org/10.1215/03335372-9356851
  11. Green J. Late Postmodernism: American Fiction at the Millennium. NY: Palgrave, 2005. P. 1-246.
  12. Кошарная С.А., Григорьянова Т. Интертекстуальность как дискурсивный феномен (от Горация до В. Сорокина) // Научный результат. Вопросы теоретической и прикладной лингвистики. 2019. Т. 5. № 1. С. 13-26. https://doi.org/10.18413/2313-8912-2019-5-1-0-2
  13. Allen G. Intertextuality. London & New York: Routledge, 2000.
  14. Валикова О.А., Щенникова Н.В., Кулиева Ш.А. Межкультурная коммуникация в транслингвальном художественном тексте (на материале цикла А. Жаксылыкова «Сны окаянных) // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. 2020. № 6. С. 241-251. https://doi.org/10.20339/PhS.6-20.241
  15. Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литература: 1950-90-е годы. Т. 2. М.: Издательский центр Академия, 2003.
  16. Тюпа В.И. Модусы художественности // Введение в литературоведение / Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, А.Я. Эсалнек и др.; под ред. Л.В. Чернец. М.: Издательский центр Академия, 2012.
  17. Проскурина Е.Н. Социализм как фашизм // Критика и семиотика. 2013. № 1(18). С. 186-199.
  18. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории / пер.И.И. Маханькова. М., 2003. Т. 1: Образ и действительность. С. 413.
  19. Шарипова Д.С., Кобжанова С.Ж., Кенджакулова А.Б. Осмысление трагических моментов национальной истории в графике и монументальной скульптуре Казахстана // Вестник Казахского национального женского педагогического университета. 2020. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osmyslenie-tragicheskih-momentovnatsionalnoy-istorii-v-grafike-i-monumentalnoy-skulpture-kazahstana (дата обращения: 13.09.2022).

© Енсебай Г.Е., Демченко А.С., Таттимбетова К.О., Джолдасбекова Б.У., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах