Гендерные стереотипы в казахских пословицах и поговорках

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Изменение «мужских» и «женских» черт и стереотипов по отношению к мужчинам и женщинам становится характеристикой культурной глобализации: стереотип о том, что мужчина - добытчик семьи, а женщина - хранительница очага сегодня претерпел изменения. Актуальность рассмотрения традиционных гендерных стереотипов в паремиях казахского народа, в которых отражены традиционные семейно-родовые отношения, основанные на патриархальных установках, заключается в недостаточной изученности факторов, способствующих формированию гендерных стереотипов. Целью исследования является анализ гендерных стереотипов в казахских пословицах и поговорках. В связи с большим количеством основного материала исследования через репрезентативную выборку паремии были взяты 154 единицы, сгруппированные в пять категорий в соответствии с их содержанием: 1. Роль мужчины и женщины в семье, 2. Воспитание девочек - воспитание нации, 3. Сохранение семейной жизни, 4. Женские и мужские качества, 5. Женщина-мать рождает потомство. В ходе исследования были использованы контекстный анализ, сравнение и описательные методы. В результате исследовании было доказано, что стереотип «Женщина - основа, а мужчина - кормилец семьи» частично утратил свою актуальность. Стереотипы «Женщина-мать рожает потомство», «Воспитание девочек - воспитание нации» остаются актуальными. Стереотипы, связанные с сохранением семейной жизни и ролью женщины как опоры мужчины, его спутницы, а также стереотипы о хорошем супруге находятся на этапе формирования.

Об авторах

Амангуль Сейткасымовна Игиссинова

Таразский региональный университет имени Мухамеда Хайдара Дулати

Автор, ответственный за переписку.
Email: kas-id-3@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-9646-316X

магистр филологии, старший преподаватель кафедры «Иностранная филология и переводческое дело»

080000, Республика Казахстан, г. Тараз, ул. Толе би, 60

Гулзат Магауовна Раева

Казахский Национальный педагогический университет имени Абая

Email: raeva09@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7041-4856

кандидат филологических наук, доцент кафедры казахского языка и литературы имени академика С.Кирабаева

050001, Республика Казахстан, г. Алматы, пр. Достык, 13

Зиба Абдуллакызы Куламанова

Таразский региональный университет имени Мухамеда Хайдара Дулати

Email: kulamanovaziba@gmail.com
ORCID iD: 0009-0008-6427-5560

кандидат филологических наук, ассоциированный профессор кафедры «Филология и журналистика»

080000, Республика Казахстан, г. Тараз, ул. Толе би, 60

Список литературы

  1. Егорова А.И., Кондакова А.П., Кужугет М.А. Гендерные стереотипы в тувинских пословицах и поговорках // Новые исследования Тувы. 2020. № 1. C. 19-34. https://dx.doi.org/10.25178/nit.2020.1.2
  2. Zhulduz, R., Zhankara, D. & Ali, N.L.B.H. (2019). Various Aspects of Paremiological Units. PEOPLE: International Journal of Social Sciences, 4(3), 985-996. https://dx.doi.org/10.20319/pijss.2019.43.985996
  3. Kaidar, A. (2004). Folk wisdom. Almaty: Tolganay publ. (In Kazakh). Kaidar A. Khalyk danalygy. Almaty: Tolganay Publ., 2004.
  4. Денисова А.А. (ред.). Словарь гендерных терминов. М.: Информация XXI век, 2002.
  5. Akhmadeeva, K.N. Stereotypes as a problem of gender studies [Electronic resource]. URL: http://www.isras.ru/abstarct_bank/1214469800.pdf
  6. Рябова Т.Б. Гендерные стереотипы и гендерная стереотипизация: методологические подходы // Женщина в российском обществе. 2001. № 3-4. С. 3-12.
  7. Baigutova, A.M. (2008). Ethno-cultural nature of the concept of “Kazakh wife” [dissertation]. Almaty. (In Kazakh). Baigutova A.M. «Kazak aieli» kontseptisinin etnomadeni sipaty. Almaty.
  8. Shokym, G. (2012). Fundamentals of gender linguistics. Almaty: Ekonomika. (In Kazakh). Shokym G. Genderlik lingvistika negizderi: okulyk. Almaty: Ekonomika.
  9. Зыкова И.В. Фразеологические образы и их национальная обусловленность // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2011. № 2. С. 80-88.
  10. Мокиенко В.М. Аспекты исследования славянской паремиологии // Паремиология в дискурсе: коллективная монография. М.: Ленанд, 2015. C. 4-25.
  11. Бредис М.А. Представления о денежных отношениях в пословицах (на материале латышского, литовского, немецкого и английского языков): дисс. … кандад. филол. н. М., 2017.
  12. Моисеева Д.П. Переживаемое пространство» в паремиях Валле-д’Аосты (на франкопровансальском материале) // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2015. № 4. С. 93-100.
  13. Бочина Т.Г. Диалогичность русской паремики // Паремиология в дискурсе: коллективная монография. М.: Ленанд, 2015. C. 26-47.
  14. Smagulova, G. (2017). Gender issues in Paremia. Bulletin of Shokan Ualikhanov Kokshetau University. Philological series, 4, 198-203. (In Kazakh). Smagulova G. Paremiiadagy genderlik maseleler // Bulletin of Shokan Ualikhanov Kokshetau University. Philological series. 2017. № 4. С. 198-203.
  15. Lips, H.M. (1997). Sex and Gender: An Introduction. Radford: Radford Univ. Press. P. 27.
  16. Williams, C.L. (1992). The Glass Escalator: Hidden Advantages for Men in the “Female” Professions. Social Problems, 39(3), 253-267. https://doi.org/10.2307/3096961

© Игиссинова А.С., Раева Г.М., Куламанова З.А., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах