Становление теории поликодового текста

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обзор посвящен теории поликодовых текстов, которые представляют собой сочетание вербального и невербального компонентов. Данное единство поддержано смыслом, структурой и функцией, под которой мы понимаем направленность на решение единой коммуникативной задачи. Поликодовый текст включает знаки различных семиотических систем, например, цвет и кинессику. Наличие целого ряда синонимических терминологических описаний данного явления - креолизованный текст, поликодовый текст, полисемиотический текст, семиотически обогащенный тест - свидетельствует о том, что в настоящее время мы наблюдаем становление теории поликодовых текстов. Теоретическое, в том числе терминологическое осмысление объекта нашего описания, проходит в таких направлениях, как анализ компонентов поликодового текста и их связи, описание методов и перспектив исследования поликодовых текстов. Прагматика поликодового текста, с кратким обзором наиболее заметных работ российских лингвистов, рассмотрена в таких основных сферах его реализации, как юмористический поликодовый текст и поликодовый текст кинематографа. Наиболее изученным явлением в рассматриваемом направлении явлется описание поликодового текста рекламы различных типов. Новыми направлениями анализа является описание функционирования поликодового текста в политической лингвистике и интернет-коммуникации. Важно отметить увеличение количества работ, в которых исследуется использование поликодового текста в школьном обучении и в преподавании иностранных языков. Новой сферой изучения поликодового текста является его описание как отражение национальной языковой картины мира. Обзор выполнен на материале научных работ, которые являются основополагающими в данном направлении исследований, а также включает научные статьи, опубликованные в научных журналах России в течение последних пяти лет.

Об авторах

Наталья Викторовна Новоспасская

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: novospasskaya-nv@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0001-7599-0246

кандидат филологических наук, доцент кафедры общего и русского языкознания филологического факультета

117198, Российская Федерация, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Хуадзин Цзоу

Российский университет дружбы народов

Email: 1042188017@rudn.ru

аспирант кафедры общего и русского языкознания филологического факультета

117198, Российская Федерация, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Список литературы

  1. Красных В.В. Основы психолингвистики и теории коммуникации : курс лекций. М.: Гнозис, 2001.
  2. Сорокин Ю.А. Тарасов Е.Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция // Оптимизация речевого воздействия. М., 1990. С. 178—187.
  3. Ейгер Г.В., Юхт В.Л. К построению типологии текстов // Лингвистика текста: материалы научной конференции в МГПИИЯ им. М. Тореза. Ч. 1. М., 1974. С. 103—109.
  4. Сонин А.Г. Экспериментальное исследование поликодовых текстов: основные направления // Вопросы языкознания. 2005. № 6. С. 115—123.
  5. Большакова Л.С. О содержании понятия «поликодовый текст» // Вестник СамГУ. 2008. № 4. С. 19—24.
  6. Чигаев Д.П. Способы креолизации современного рекламного текста: дис.. канд. филол. наук. М., 2010.
  7. Бернацкая А.А. К проблеме «креолизации» текста: история и современное состояние // Речевое общение: Специализированный вестник под редакцией А.П. Сковородникова. Красноярск, 2000. Вып. 3 (11). С. 104—110.
  8. Кара-Мурза Е.С. «Дивный новый мир» российской рекламы: социокультурные, стилистические и культурно-речевые аспекты // Словарь и культура русской речи. К 100-летию со дня рождения С.И. Ожегова. М.: Индрик, 2001. С. 165—186.
  9. Чигаев Д.П. Креолизованная лексема // Вестник МГОУ. Серия «Русская филология». 2008. № 2. C. 82—85.
  10. Ремчукова Е.Н., Омельяненко В.А. Языковые средства формирования имиджа России в современной рекламе // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2017. Т. 8. № 2. С. 341—349. doi: 10.22363/2313-2299-2017-8-2-341-349.
  11. Romanova I.D., Smirnova I.V. Persuasive techniques in advertising // Training, Language and Culture. 2019. № 3(2). Р. 55—70. doi: 10.29366/2019tlc.3.2.4.
  12. Анисимова Е.Е. Коммуникативно-прагматические нормы немецких аппелятивных текстов: дис.. д-ра филол. наук. М., 1994.
  13. Ворошилова М.Б. Креолизованный текст: аспекты изучения // Политическая лингвистика. 2007. № 1(21). С. 75—80.
  14. Dugalich N.M. Universal and Culturally Specific Features and Linguistic Peculiarities of the Political Cartoon in the Arabic and French Languages // RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics. 2020. 11(3). P. 479–495. doi: 10.22363/2313-2299-2020-11-3-479-495.
  15. Чаплыгина Ю.С. Юмористические креолизованные тексты: структура, семантика, прагматика: на материале английского языка: дис.. канд. филол. наук. Самара, 2002.
  16. Krasina E.A., Rybinok E.S., Moctar A. Film Naming: Book Titles and Film Titles // RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics. 2020. № 11(20). P. 330—340. doi: 10.22363/2313-2299-2020-11-2-330-340.
  17. Максименко О.И. Поликодовый vs. креолизованный текст: проблема терминологии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика.2012. № 2. С. 93—102.
  18. Бугаева И.В. Демотиваторы как новый жанр в Интернет-коммуникации: жанровые признаки, функции, структура, стилистика [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rastko.rs/filologija/stil/2011/10Bugaeva (дата обращения: 05.01.2021).
  19. Бабина Л.В. Об особенностях демотиватора как полимодального текста // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 2 (20). C. 28—33.
  20. Щурина Ю.В. Интернет-мемы в структуре комических речевых жанров // Жанры речи. 2014. № 1—2(9—10). С. 147—153. doi: 10.18500/2311-0740-2014-1-2-9-10-147-153.
  21. Мичурин Д.С. Роль поликодовых текстов в самопрезентации участников интернет-сообщества // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Филология». 2013. № 5. Выпуск 2. С. 320—326.
  22. Якобсон Р.О. Язык в отношении к другим системам коммуникации // Избранные работы. М.: Наука, 1985.
  23. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1994.
  24. Сигал К.Я. Проблемы иконичности в языке (обзор литературы) // Вопросы языкознания. 1997. № 6. С. 100—120.
  25. Швецова М.Г. Паралингвистические средства в лингвистике текста [Электронный ресурс] // LingvoMaster. Режим доступа: http://www.lingvomaster.ru/files/210.pdf (дата обращения: 03.01.21).
  26. Ейкалис Ю.А. Паралингвистические средства коммуникации в текстах современных немецкоязычных комиксов // Вестник Оренбургского университета. 2015. № 11. С. 135—141.
  27. Баранов А.Н. Воздействующий потенциал варьирования в сфере метаграфемики // А.Н. Баранов, Л.Б. Паршин. Проблемы эффективности речевой коммуникации: сб. научно-аналитических обзоров. М., 1989.
  28. Кочетова Л.А. Печатный рекламный текст как гипертекстовая структура // Вестник Волгоградского государственного университета. Языкознание. 2008. № 2(8). С. 147—151.
  29. Пойманова О.В. Семантическое пространство видеовербального текста: дис.. канд. филол. наук. М., 1997.
  30. Rogers P. Digital language learning and teaching: Research, theory and practice (a review) // Training, Language and Culture. 2017. № 1(3). Р. 104—109. doi: 10.29366/2017tlc.1.3.7.
  31. Куст Т.С. О гипертекстуальности и креолизованности текстов электронных учебных пособий // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2008. № 2 (2). C. 62—65.
  32. Сенаторова О.А. Учебно-практическое пособие по лингвокультурологии для иностранцев, изучающих русский язык: концепция и содержание // Русистика. 2020. № 18(3). С. 315—327. doi: 10.22363/2618-8163-2020-18-3-315-327.
  33. Кольцов И.А. Методика использования креолизованных гипертекстов в обучении межкультурному иноязычному общению студентов языкового вуза. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. СПб., 2009.
  34. Сенцова В.А. Использование лингводидактического потенциала поликодовых текстов при обучении итальянских учащихся русской грамматике // Современная наука. Актуальные вопросы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». 2017. № 8. С. 170—172.
  35. Novospasskaya N., Zou Huajing, Perfilieva N., Lazareva O. Innovative method of teaching based on polycode texts // Edulearn19 Proceedings (11th International Conference on Education and New Learning Technologies, 1—3 July, 2019, Spain). Palma, 2019. pp. 4524—4528. doi: 10.21125/edulearn.2019.1132.
  36. Леппик С.А., Устинов А.Ю., Чабанец Т.А. Событийный подход к усвоению русского языка учащимися заграншкол Министерства иностранных дел России // Русистика. 2019. Т. 17. №4. C. 445—459. doi: 10.22363/2618-8163-2019-17-4-445-459.
  37. Маслова В.А. Роль русского языка в концептуализации мира: лингвокультурный аспект // Русистика. 2019. Т. 17. № 2. C. 184—197. doi: 10.22363/2618-8163-2019-17-2-184-197.
  38. Данилевская Н.В. О специфике текстов социальной рекламы в современном рекламном дискурсе (на материале медицинской профилактической литературы) // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2012. № 4(20). С. 132—137.
  39. Гаран Е.П. Рекламный слоган как особый маркер языка рекламы // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. 2018. № 2 (29). С. 133—136.
  40. Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов). М.: Академия, 2003.
  41. Александрова Е.М. Креолизованная языковая игра как семиотический феномен // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 3(81). С. 276—282. doi: 10.30853/filnauki.2018-3-2.15.
  42. Цзоу Хуацзин, Новоспасская Н.В. Классификация элементов лингвокультурологической информации в поликодовом тексте печатной рекламы на материале русского и китайского языков // Litera. 2021. № 2. С. 1—10. doi: 10.25136/2409-8698.2021.2.35001.
  43. Терских М.В. Поликодовые механизмы метафоризации в рекламе // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2012. № 2 (Т. 7). С. 162—172.
  44. Курьянович А.В., Драгунайте А.В. Место и роль визуального языка в современной коммуникации (на примере креолизованных рекламных текстов) // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. № 4. С. 153—159.

© Новоспасская Н.В., Цзоу Х., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах