Особенности фразеологического состава пермских старообрядческих говоров
- Авторы: Подюков И.А.1
-
Учреждения:
- Пермский федеральный исследовательский центр Уральского отделения РАН
- Выпуск: Том 11, № 2 (2020): Семантика универсального и специфического в языке и тексте
- Страницы: 285-300
- Раздел: ПАРЕМИИ В ЯЗЫКЕ И ТЕКСТЕ
- URL: https://journals.rudn.ru/semiotics-semantics/article/view/23582
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2299-2020-11-2-285-300
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье, обращенной к анализу словаря народной религиозной речи, рассматриваются особенности зафиксированных в устном общении старообрядцев Пермского края устойчивых сочетаний и выражений, их тематическое расслоение, образность и символизм. Исследованы фразеологические номинации форм обрядовой практики старообрядцев (названия способов моления, видов религиозных текстов, праздников, именования атрибутов религиозной обрядности, обрядовой одежды, этикетные формулы пищевых и поведенческих запретов). Цель описания старообрядческой фразеологии - выявление ее связи с категориями и атрибутикой старой веры, характеристика современного состояния. Установлено, что значительная часть старообрядческой фразеологии наделена экзистенциальной семантикой и отражает свойственное старообрядческой культуре доминирование религиозного начала в обыденной жизни. По фразеологическим фактам отмечены специфические черты обрядовой (похоронной и свадебной) традиции старообрядческих согласий. Делается вывод о том, что исследуемый пласт фразеологии своим содержанием и способами выражения отличается от устойчивых составных названий народного православия. В нем закреплены фразеологизмы, которые формулируют идеологические убеждения ее носителей, раскрывают ключевые догматы веры (Бог, грех, спасение). Они могут быть рассмотрены как средство идентификации конфессиональной группы, как источник сведений о духовном опыте носителей традиции и о специфике жизненного уклада старообрядцев. Установлено, что функционирование фразеологизмов отличает вариативность, которая во многом обусловлена устностью бытования этой формы культуры, наличием в крае разных старообрядческих толков. Современное состояние старообрядческой народной фразеологии, ее вариативность во многом объясняется отсутствием у многих согласий разработанной догматики и жесткой канонической нормы, свидетельствует о постепенном разрушении традиции.
Об авторах
Иван Алексеевич Подюков
Пермский федеральный исследовательский центр Уральского отделения РАН
Автор, ответственный за переписку.
Email: podjukov@yandex.ru
доктор филологических наук, профессор, старший научный сотрудник отдела истории, археологии и этнографии
ул. Ленина, 13А, Пермь, Российская Федерация, 614990Список литературы
- Мечковская Н.Б. Язык и религия. М.: Гранд, 1998.
- Бугаева И.В. Язык православной сферы: современное состояние, тенденции развития: Автореф. дис. доктора филол. наук. М., 2010.
- Дубровина С.Ю. Организация православной лексики русского языка по функционально-стилистическим разрядам // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2009. no 1. С. 34-55.
- Михайлова Ю.Н. Религиозная православная лексика и ее судьба (по данным толковых словарей русского языка). АКД. Екатеринбург: УрГУ, 2004.
- Добычина О.А. Сакральная семантика языковых единиц в современном социокультурном контексте. Екатеринбург: УрГПУ, 2017.
- Дубровина С.Ю. Состав и системная адаптация лексики православия в русских диалектах (на материале тамбовских говоров). Тамбов, 2012.
- Дубровина С.Ю. Организация православной лексики русского языка по функционально-стилистическим разрядам // Вестник Москвоского университета. Серия 9: Филология. 2009. no 1. C. 34-55.
- Драчева Ю.Н., Кирилова Е.А. К вопросу об изучении языка православия в современной деревне // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. Вып. 6. Материалы VI Конгресса РОПРЯЛ (г. Уфа). 2018. С. 183-186.
- Григорьева Л.Л. Религиозная картина мира и ее отражение во фразеологии // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2008. no 8 (15): в 2-х ч. Ч. II. C. 45-48.
- Материалы для словаря русских старожильческих говоров Прибалтики. Под ред. М.Ф. Семеновой. Латвийский государственный университет им. Петра Стучки. Ученые записки. Т. 51. Филологические науки. Вып.8 А. Рига, 1963.
- Паликова О.Н., Ровнова О. Г.Словарь говора староверов Эстонии. Тарту, 2008.
- Юмсунова Т.Б., Майоров А.П., Дарбанова Н.А. [и др.]. Словарь говоров старообрядцев (семейских) Забайкалья. Новосибирск: Изд-во СО РАН 1999.
- Ульянова Е.А. Численность и структура старообрядческих семей Екатеринбургского уезда (По данным исповедной росписи 1838 г.) // Документ. Архив. История. Современность. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2006. Вып. 6. С. 156-174.
- Иванова Н.В. Запреты и предписания староверов Латгалии // Научный диалог. 2014. no 4 (28): Филология. С. 74-87.
- Свалова Е.Н. Запреты и предписания в речевой культуре пермского старообрядчества // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2019. Том 11. Вып. 3. С. 71-79. doi: 10.17072/2073-66812019-3-71-79.
- Бежан Е.М. Классификация старообрядческих согласий и сектантских общин, их развитие и распространение на территории Западной Сибири в первой половине XIX в. // Вестник Омского ун-та. История и археология. 2007. no 3. С. 87-95.
- Черных А.В. Старообрядческие согласия в народной терминологии русского населения Пермского края // Вопросы ономастики. 2019. Т. 16. no 2. С. 85-110. doi: 10.15826/vopr_onom.2019.16.2.016.
- Куприянова И.В. Беспоповские старообрядческие конфессии Алтая на рубеже XIX- XX вв. // Мир науки, культуры, образования. Горно-Алтайск, АлтГПУ. 2013. no 6 (43). С. 452-456.
- Рыговский Д.С. «Чистое», «мирское» и «поганое»: старообрядческая концептуализация ритуальной чистоты // Культура славян и культура евреев: диалог, сходства, различия. Изд-во: Международная общественная организация «Центр научных работников и преподавателей иудаики в ВУЗах СЭФЕР». М. 2018. no 1. C. 167-186.
- Черных А.В. «Святая вода» в старообрядческих традициях пермского Прикамья // MAGISTRA VITAE: Электронный журнал по историческим наукам и археологии. Издательство: Челябинский государственный университет (Челябинск). 2008. no 5 (106). С. 88-92.
- На путях из земли Пермской в Сибирь: Очерки этнографии северноуральского крестьянства XVII-XX вв. М.: Наука, 1989.
- Данилко Е.С. «Смерть ближе рубашки»: похоронная обрядность старообрядцевчасовенных // Новые исследования Тувы. 2019. no 1. Режим доступа: https://nit.tuva.asia/ nit/article/view/829 (дата обращения: 20.01.20).
- Топоров В.Н. О числовых моделях в архаических текстах // Структура текстаю М., 1980. С. 3-58.