Особенности фразеологического состава пермских старообрядческих говоров

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье, обращенной к анализу словаря народной религиозной речи, рассматриваются особенности зафиксированных в устном общении старообрядцев Пермского края устойчивых сочетаний и выражений, их тематическое расслоение, образность и символизм. Исследованы фразеологические номинации форм обрядовой практики старообрядцев (названия способов моления, видов религиозных текстов, праздников, именования атрибутов религиозной обрядности, обрядовой одежды, этикетные формулы пищевых и поведенческих запретов). Цель описания старообрядческой фразеологии - выявление ее связи с категориями и атрибутикой старой веры, характеристика современного состояния. Установлено, что значительная часть старообрядческой фразеологии наделена экзистенциальной семантикой и отражает свойственное старообрядческой культуре доминирование религиозного начала в обыденной жизни. По фразеологическим фактам отмечены специфические черты обрядовой (похоронной и свадебной) традиции старообрядческих согласий. Делается вывод о том, что исследуемый пласт фразеологии своим содержанием и способами выражения отличается от устойчивых составных названий народного православия. В нем закреплены фразеологизмы, которые формулируют идеологические убеждения ее носителей, раскрывают ключевые догматы веры (Бог, грех, спасение). Они могут быть рассмотрены как средство идентификации конфессиональной группы, как источник сведений о духовном опыте носителей традиции и о специфике жизненного уклада старообрядцев. Установлено, что функционирование фразеологизмов отличает вариативность, которая во многом обусловлена устностью бытования этой формы культуры, наличием в крае разных старообрядческих толков. Современное состояние старообрядческой народной фразеологии, ее вариативность во многом объясняется отсутствием у многих согласий разработанной догматики и жесткой канонической нормы, свидетельствует о постепенном разрушении традиции.

Об авторах

Иван Алексеевич Подюков

Пермский федеральный исследовательский центр Уральского отделения РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: podjukov@yandex.ru

доктор филологических наук, профессор, старший научный сотрудник отдела истории, археологии и этнографии

ул. Ленина, 13А, Пермь, Российская Федерация, 614990

Список литературы

  1. Мечковская Н.Б. Язык и религия. М.: Гранд, 1998.
  2. Бугаева И.В. Язык православной сферы: современное состояние, тенденции развития: Автореф. дис. доктора филол. наук. М., 2010.
  3. Дубровина С.Ю. Организация православной лексики русского языка по функционально-стилистическим разрядам // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2009. no 1. С. 34-55.
  4. Михайлова Ю.Н. Религиозная православная лексика и ее судьба (по данным толковых словарей русского языка). АКД. Екатеринбург: УрГУ, 2004.
  5. Добычина О.А. Сакральная семантика языковых единиц в современном социокультурном контексте. Екатеринбург: УрГПУ, 2017.
  6. Дубровина С.Ю. Состав и системная адаптация лексики православия в русских диалектах (на материале тамбовских говоров). Тамбов, 2012.
  7. Дубровина С.Ю. Организация православной лексики русского языка по функционально-стилистическим разрядам // Вестник Москвоского университета. Серия 9: Филология. 2009. no 1. C. 34-55.
  8. Драчева Ю.Н., Кирилова Е.А. К вопросу об изучении языка православия в современной деревне // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. Вып. 6. Материалы VI Конгресса РОПРЯЛ (г. Уфа). 2018. С. 183-186.
  9. Григорьева Л.Л. Религиозная картина мира и ее отражение во фразеологии // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2008. no 8 (15): в 2-х ч. Ч. II. C. 45-48.
  10. Материалы для словаря русских старожильческих говоров Прибалтики. Под ред. М.Ф. Семеновой. Латвийский государственный университет им. Петра Стучки. Ученые записки. Т. 51. Филологические науки. Вып.8 А. Рига, 1963.
  11. Паликова О.Н., Ровнова О. Г.Словарь говора староверов Эстонии. Тарту, 2008.
  12. Юмсунова Т.Б., Майоров А.П., Дарбанова Н.А. [и др.]. Словарь говоров старообрядцев (семейских) Забайкалья. Новосибирск: Изд-во СО РАН 1999.
  13. Ульянова Е.А. Численность и структура старообрядческих семей Екатеринбургского уезда (По данным исповедной росписи 1838 г.) // Документ. Архив. История. Современность. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2006. Вып. 6. С. 156-174.
  14. Иванова Н.В. Запреты и предписания староверов Латгалии // Научный диалог. 2014. no 4 (28): Филология. С. 74-87.
  15. Свалова Е.Н. Запреты и предписания в речевой культуре пермского старообрядчества // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2019. Том 11. Вып. 3. С. 71-79. doi: 10.17072/2073-66812019-3-71-79.
  16. Бежан Е.М. Классификация старообрядческих согласий и сектантских общин, их развитие и распространение на территории Западной Сибири в первой половине XIX в. // Вестник Омского ун-та. История и археология. 2007. no 3. С. 87-95.
  17. Черных А.В. Старообрядческие согласия в народной терминологии русского населения Пермского края // Вопросы ономастики. 2019. Т. 16. no 2. С. 85-110. doi: 10.15826/vopr_onom.2019.16.2.016.
  18. Куприянова И.В. Беспоповские старообрядческие конфессии Алтая на рубеже XIX- XX вв. // Мир науки, культуры, образования. Горно-Алтайск, АлтГПУ. 2013. no 6 (43). С. 452-456.
  19. Рыговский Д.С. «Чистое», «мирское» и «поганое»: старообрядческая концептуализация ритуальной чистоты // Культура славян и культура евреев: диалог, сходства, различия. Изд-во: Международная общественная организация «Центр научных работников и преподавателей иудаики в ВУЗах СЭФЕР». М. 2018. no 1. C. 167-186.
  20. Черных А.В. «Святая вода» в старообрядческих традициях пермского Прикамья // MAGISTRA VITAE: Электронный журнал по историческим наукам и археологии. Издательство: Челябинский государственный университет (Челябинск). 2008. no 5 (106). С. 88-92.
  21. На путях из земли Пермской в Сибирь: Очерки этнографии северноуральского крестьянства XVII-XX вв. М.: Наука, 1989.
  22. Данилко Е.С. «Смерть ближе рубашки»: похоронная обрядность старообрядцевчасовенных // Новые исследования Тувы. 2019. no 1. Режим доступа: https://nit.tuva.asia/ nit/article/view/829 (дата обращения: 20.01.20).
  23. Топоров В.Н. О числовых моделях в архаических текстах // Структура текстаю М., 1980. С. 3-58.

© Подюков И.А., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах