ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКОВОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ КОНЦЕПТА «ЖИЗНЬ» В ПЬЕСЕ Л.Н. АНДРЕЕВА «ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА»

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье предпринимается попытка разноаспектного рассмотрения понятия «концепт» как объекта междисциплинарных исследований, определяются области функционирования и исследовательской фиксации концептов, указываются различия между узуальными и художественными концептами, служащими продуктивным способом проникновения в тайны поэтического мастерства и творческой лаборатории художников слова. Работа посвящена изучению концептуальных основ творчества Л.Н. Андреева и выявлению специфики его языковой личности через исследование языковой репрезентации концепта «Жизнь», связанного с общими социально-философскими и религиозно-философскими исканиями автора. В работе описываются параметры художественного концепта и способы его языкового выражения, основным из которых выступает ассоциативносемантическое поле; анализируется структура ассоциативно-семантического поля «Жизнь» на материале текста пьесы Л.Н. Андреева «Жизнь человека»; указываются его ядерные и периферийные компоненты, соотношение которых позволяет приблизиться к общему пониманию писателем феномена человеческой жизни, сопряженному с представлениями о Судьбе, Роке и художественными образами свечи, лестницы на основе ассоциативных связей. Перечисляются дополнительные средства языкового выражения концепта «Жизнь», подчеркивающие, с одной стороны, ценностную сущность жизни, а, с другой стороны, ее хрупкость, непредсказуемость, безжалостность по отношению к Человеку. Особое внимание уделяется художественным приемам, задействованным в репрезентации концепта «Жизнь» в авторском художественном дискурсе. Ценность научного подхода, обозначенного в работе, заключается не в контрастном сопоставлении наиболее интересных и значительных точек зрения отечественных и зарубежных ученых, высказанных относительно природы и содержания концепта как феномена языка, мышления, сознания и речи, а в их органичном взаимном дополнении, что позволяет представить максимально целостное и исчерпывающее понимание данного явления в свете различных парадигм современного научного знания.

Об авторах

Наталья Михайловна Фролова

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева

Автор, ответственный за переписку.
Email: dep-general@adm.mrsu.ru

кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры журналистики филологического факультета Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева»; научные интересы: социолингвистика, лингвокультурология, теория дискурса, рекламная коммуникация, диалог

430005 Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68

Список литературы

  1. Сурина В.Н. Понятие концепта и концептосферы // Молодой ученый. 2010. № 5. Т. 2. С. 43-46.
  2. Пищальникова В.А. Значение и концепт // Русский язык в школе. 2007. № 4. С. 45-51.
  3. Шейгал Е.И. Тезаурусные связи и структура концепта // Язык, коммуникация и социальная среда. М.: Изд-во МГУ, 2002. Вып. 2. С. 34-39.
  4. Чернейко Л.О. Концепты «жизнь» и «смерть» как фрагменты русской языковой картины мира // Филологические науки. 2001. № 5. С. 13-18.
  5. Суродина Н.Р. Лингвокультурологическое поле концепта «пустота» (на материале поэтического языка московских концептуалистов). Волгоград: Изд-во ВГУ, 1999.
  6. Приходько Г.В. Концепт «огонь» в картине мира русского народа // Наука. Университет. 2005: матер. VI науч. конф. Новосибирск, 2005. С. 86-89.
  7. Почепцов О.Г. Языковая ментальность: способ представления мира // Вопросы языкознания. 1990. № 6. С. 110-122.
  8. Карасик В.И. Языковые концепты как измерения культуры // Изучение и преподавание русского языка. Волгоград: Изд-во ВГУ, 2001. С. 34-57.
  9. Воркачев С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт // Филологические науки. 2001. № 1. С. 64-72.
  10. Кузнецова Е.И. Экзистенциальная концептосфера в рассказах Л. Андреева 1900-1910 годов: автореф. дис.. канд. филол. наук. Ростов-на-Дону, 2009.
  11. Образцова Е.В. Понятие лингвокультурного концепта в аспекте междисциплинарных исследований // Филологические науки. 2007. № 5. С. 45-48.
  12. Габбасова А.Р. Языковая картина мира: основные признаки, типология и функции // Современные проблемы науки и образования. 2013. no 4 https://www.science-education.ru/ ru/article/view?id=9954 (Дата обращения: 18.09.2018).
  13. Демьянков В.З. Термин «концепт» как элемент терминологической культуры // Язык как материя смысла: сб. ст. в честь академика Н.Ю. Шведовой. М.: Азбуковник, 2007. С. 606-622.
  14. Попова Л.В. Подходы к определению концепта // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. № 1. С. 309-316.
  15. Михальчук И.П. Концептуальные модели в семантической реконструкции (индоевропейское понятие «закон») // Вопросы языкознания. 1997. № 4. С. 29-32.
  16. Нерознак В.П. От концепта к слову: к проблеме филологического концептуализма // Вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков. Омск, 1998. С. 81-88.
  17. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М: Академия, 1997.
  18. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Вопросы языкознания. 1983. № 1. С. 3-9.
  19. Зусман В.Г. Диалог и концепт в литературе. Литература и музыка. Н. Новгород: ДЕКОМ, 2001.
  20. Зусман В.Г. Концепт в системе гуманитарного знания // Вопросы литературы. 2003. № 2. С. 3-29.
  21. Попова З.Д. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях. Воронеж, 2000.
  22. Попова З.Д. Семантическое пространство языка как категория когнитивной лингвистики // Вестник Воронежского госуниверситета. Сер. 1: Гуманитарные науки. 1996. С. 64-68.
  23. Басова Л.В. Концепт труд в русском языке (на материале пословиц и поговорок): автореф. дис.. канд. филол. наук. Тюмень, 2004.
  24. Буянова Л. Концепт «душа» как основа русской ментальности: особенности речевой реализации // Гуманитарные науки. 2002. № 24. Вып. 5. С. 23-28.
  25. Лукин В.А. Концепт истины и слово «истина» в русском языке (опыт концептуального анализа рационального и иррационального в языке) // Вопросы языкознания. 1993. № 4. С. 63-69.
  26. Красных В.В. От концепта к тексту и обратно (к вопросу о психолингвистике текста) // Вестник Московского государственного университета. Сер. 9: Филология. 1998. № 1. С. 53-70.
  27. Миллер Л.В. Лингвокогнитивные механизмы формирования художественной картины мира (на материале русской литературы): дис.. докт. филол. наук. СПб., 2004.
  28. Миллер Л.В. Художественный концепт как смысловая и эстетическая категория // Вопросы языкознания. 2000. № 4. С. 42-44.
  29. Иванюшина И.Ю. Континуальные и дискретные модели представления художественного смысла: образ и концепт // «Образ мира, в слове явленный..»: сб. в честь 70-летия профессора Ежи Фарино. Siedlce, 2011. С. 91-99.
  30. Тарасова И.А. Художественный концепт: диалог лингвистики и литературоведения // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2010. № 4 (2). С. 742-745.
  31. Евтушенко О.В. Эволюция концептов в художественной речи как отражение ее когнитивного потенциала: дис.. докт. филол. наук. М., 2011.
  32. Зырянова М.Н. Особенности лингвокогнитивного исследования мегаконцепта «Творчество» в художественной речи // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 11 (192). Вып. 42. С. 58-61.
  33. Прохоров Ю.Е. В поисках концепта. М.: Флинта: Наука, 2008.
  34. Рыбина М.С. Понятие «концепт», его сущность, границы и целесообразность применения при анализе художественного произведения // Вопросы философии. 2008. № 3. С. 33-37.
  35. Слышкин Г.Г. Текстовая концептосфера и ее единицы // Языковая личность: аспекты лингвистики и лингводидактики. Волгоград, 1999.
  36. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: около 80 000 слов и фразеологических выражений. М.: ТЕМП, 2016.
  37. Чернец Л.В. Виды образа в литературном произведении // Филологические науки. 2003. № 4. С. 10.
  38. Андреев Л.Н. Жизнь человека: пьесы. М.: ЕВРОЗНАК, 2006.
  39. Гадышева О.В. Концепт «жизнь» в драме Л. Андреева «Жизнь человека» // Предложение и слово: парадигматический, коммуникативный, методический аспекты: межвуз. сб. науч. тр. Второй Междунар. науч. конф., Саратов, 25-27 сентября 2002 г. С. 91-96.

© Фролова Н.М., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах