СТРУКТУРА СЕМИОТИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ ВРЕМЕНИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ (на материале романа А. Кабакова «Невозвращенец»)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается время как важнейшая семиотическая и лингвопоэтическая категория художественного текста. На материале романа Александра Кабакова «Невозвращенец» анализируется структура темпоральной категории в совокупности ее семиотических измерений, а именно - семантики и прагматики. Методологическую основу анализа составляет семиотический под-ход к рассмотрению текстовой категории, который находит отражение в учете разнообразных контекстов, которые служат кодификации темпоральных характеристик художественного текста. Показывается, что содержание семантических полей, отражающих категорию времени романа, их пересечение и взаимодействие, а также прагматические отношения, основанные на авторских установках и читательской интерпретации, выстраивают многослойную, иерархизированную структуру темпоральности в художественном тексте. При этом экспликация семантики художественного времени осуществляется прежде всего лексико-грамматическими и синтаксическими языковыми единицами, а для прагматики ключевым средством выражения становятся организация текста и контексты - авторского замысла, и читательского восприятия. Таким образом подчеркивается, что текстовое время шире, чем время в языке. Полученные в ходе анализа материала результаты демонстрируют важность семиотического взгляда на исследования текстов литературных произведений. Представляется, что одновременное рассмотрение и семантики, и прагматики текста, их соотношения и взаимодействия позволяет преодолеть некоторую «узость» чисто грамматического взгляда при анализе такой сложной текстовой категории, как время. Учитывая лингвистические, философские, культурологические и социально-исторические контексты, исследователь расширяет границы анализа, увеличивает его подлинность и получает возможность раскрыть и интерпретировать все заложенные автором смыслы.

Об авторах

П Ю Повалко

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: Polina.povalko@gmail.com

Повалко Полина Юрьевна, ассистент кафедры общего и русского языкознания филологического факультета РУДН; научные интересы: когнитивная лингвистика, семиотика, филологическая герменевтика, анализ художественного текста

ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Список литературы

  1. Аюпова С.Б. Категории пространства и времени в языковой художественной карт ине ми ра (на материале художественной прозы И.С. Тургенева): дисс.. доктора филол. наук. Уфа, 2012.
  2. Барг М.А. Категории и методы исторической науки. М.: Изд-во «Наука», 1984.
  3. Бахтин М.М. Формы времен и и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. С. 234-407.
  4. Булаховский Л.А. Исторический комментарий к русскому литературному языку. М., 1975.
  5. Земская Е.А. Новояз, new speak? Nowomowa..Что дальше? // Русский язык конц а XX сто летия (1985-1995). М., 2000. C. 19-25.
  6. Кабаков А. Невозвращенец. М.: Издательство «Вариант», 1990.
  7. Кожина М.Н. Стилистика русского языка: учебник. М.: Флинта: Наука, 2008.
  8. Ланин Б.А. Анато мия литературной антиутопии // Общественные науки и современность. 1993. № 5. С. 154-163.
  9. Лотман Ю.М. Художественное пространство в прозе Гоголя // О русской литерату ре. СПб. : Искусство-СПБ, 1997. С. 621-658.
  10. Лотман Ю.М. Семиотика культуры и понятие текста // История и типология русской культуры. СПб.: Искусство-СПБ, 2002. С. 158-162.
  11. Маслов Ю.С. Время // Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В.Н. Ярцевой. М.: Советская энциклопедия, 19
  12. Папина А.Ф. Текст: его единицы и глобальные категории. М.: Едиториал УРСС, 2002.
  13. Потапова Т.В. Диахрония категории времени глагола (на материале русского язык а и языков разных систем): автореф. дисс.. канд. филол. наук. Ростов-на-Дону, 2009.
  14. Романенко А.П. Советская словесная культура: образ ритора. М.: Едиториал УРСС, 2003.
  15. Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М.: Издательская группа «Прогресс», 1993.
  16. Яковлева Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира: Пространство. Время. Восприятие. М.: Гнозис, 1994.

© Повалко П.Ю., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах