Том 23, № 4 (2024): ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА В СУДЬБАХ НАРОДОВ И РЕГИОНОВ РОССИИ
- Год: 2024
- Статей: 10
- URL: https://journals.rudn.ru/russian-history/issue/view/1821
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8674-2024-23-4
Весь выпуск
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА В СУДЬБАХ НАРОДОВ И РЕГИОНОВ РОССИИ
Досуг в повседневной жизни этнических групп городского населения Поволжья в годы Первой мировой войны
Аннотация
Реконструированы виды досуга национальных общностей, постоянно проживавших и прибывших с началом Первой мировой войны на территорию Поволжья. Выявлены общие тенденции в досуге представителей этнических групп, а также досуговые практики, типичные для данного этноса. Проанализированы тенденции, появившиеся в досуговых практиках в связи с особенностями эпохи. Автор пришел к выводу, что представители национальных групп, постоянно проживавших на территории Поволжья, включались в повсеместно распространенные развлечения: общегосударственные праздники, посещали маскарады, лекции, спектакли, концерты. С учетом национального и конфессионального состава населения выделяются также отмечаемый татарами-мусульманами праздник Сабантуй, посещение концертов и спектаклей гастролировавших в городах Поволжья этнических трупп (еврейских, малороссийских). С военной эпохой был связан широко распространенный благотворительный контекст развлечений. Этнические общины, сформировавшиеся в условиях войны (литовские, латышские, эстонские, польские, еврейские), организовывали их на платформе национальных благотворительных обществ и с учетом этнической специфики.
Феномен церковно-религиозной и светской благотворительности на Урале в 1914-1918 гг.: этноконфессиональный аспект
Аннотация
Рассматривается церковно-религиозная и светская благотворительность в этноконфессиональной среде Урала в условиях Первой мировой войны. Показано, что значимым проявлением взаимодействия власти и общества в этот период была высокая активность и сотрудничество представителей разных этноконфессиональных групп в деле помощи фронту, нуждающимся, жертвам войны. Институциональные формы и социальные практики, характеризующие церковно-религиозную и светскую благотворительность на Урале, рассмотрены с позиции акторного подхода, выявляющего роль ее коллективных и индивидуальных участников. Показан вклад этноконфессиональных общественных организаций Урала в развитие благотворительности, охарактеризованы ее основные направления. Определена роль православных церковных структур и паствы, мусульманских общин, других этноконфессиональных сообществ, женских объединений, отдельных личностей в благотворительной деятельности военного времени. Выявлена специфика церковно-религиозной благотворительности в этноконфессиональной среде, которая включала материальную помощь и моральную поддержку нуждающимся, меры, направленные на решение социальных вопросов и поддержание стабильности в обществе. Показано, что в условиях войны происходило расширение функций существовавших ранее благотворительных организаций, появлялись новые этноконфессиональные структуры благотворительной направленности, отвечавшие на вызовы чрезвычайного времени. Авторы приходят к выводу, что этноконфессиональные благотворительные организации взаимодействовали с органами местного самоуправления, с общественными и государственными институтами, что усиливало эффективность их деятельности в регионе в военный период.
Терская область в антропологическом и социально-экономическом измерениях Первой мировой войны
Аннотация
Рассматривается несколько аспектов экономических изменений в Терской области во время Первой мировой войны: роль дорожно-транспортной сети, соотношение доходно-расходной статей бюджета, развитие основных отраслей (коневодство, земледелие, нефтяная и перерабатывающая промышленность). Акцентируется внимание на новых факторах экономического развития Терской области, присущих исключительно военному периоду, в частности, на развитии лечебной базы, лесозаготовительной промышленности. Рассматривается роль терского казачества, кавказской туземной конной дивизии в формировании антропологического портрета Северного Кавказа. Автор делает вывод о влиянии Первой мировой войны на развитие Терской области в антропологическом и социально-экономическом измерениях. Делается вывод, что Терская область представляла собой идеальную модель для преодоления военного кризиса, в том числе и потому, что ее жители обладали, с одной стороны, совокупной идентичностью, важное место в которой занимала военная служба и военные походы, с другой стороны, разрозненной идентичностью (автор выделяет коллективную идентичность терского казачества и коллективную и самобытную идентичность горских народов).
Патриотическая мобилизация православных епархий Северо-Западного края России в годы Первой мировой войны (август 1914 - начало 1917 г.)
Аннотация
Рассматриваются вопросы создания и функционирования механизма мобилизации институтов и средств православных епархий Северо-Западного края России для оказания помощи воюющей армии, нуждам тыла и беженцам в период от начала войны и до падения монархии. В статье анализируются особенности положения Русской православной церкви в епархиях Северо-Западного края. Эти особенности были обусловлены напряженными отношениями западнорусских православных с польским католичеством, что находило свое проявление в религиозно-этнических конфликтах и противоречиях. Исследуется процесс создания епархиальных механизмов помощи армии и тылу, которые были основаны сверху, на иерархически устроенной системе церковной власти и дисциплины, и снизу, на патриотической инициативе западнорусского духовенства, монашествующих и мирян в церковных учреждениях, институтах и православных братствах. В статье анализируются перемены, которые происходили в религиозно-нравственном состоянии западнорусской паствы под воздействием близости Западного фронта и социальных изменений в тылу. Автор приходит к выводу, что в западнорусских епархиях Русской православной церкви в годы войны в результате патриотической мобилизации сформировалась своеобразная военная «симфония» Церкви и государства, в основу которой были положены общие идейно-религиозные и национально-патриотические ценности защиты царя и Отечества.
ИСТОРИЯ ЮЖНОГО ФРОНТИРА
Влияние военно-оборонительного фактора на продвижение южного фронтира России в XVI-XIX вв.
Аннотация
Рассмотрена эволюция основных идей и концепций, объясняющих территориальное расширение государства, проанализирована их применимость к обоснованию продвижения границ Российского государства на южном направлении в исторической ретроспективе XVI-XIX вв. На основе концепции естественных границ и теории фронтира исследованы основные этапы установления южной границы России. Отмечается, что Россия на всех этапах своей государственности, по сути, придерживалась оборонительной доктрины внешней политики, а процесс расширения ее территории на южном направлении был связан с последовательным строительством оборонительных линий. На первом этапе в XVI-XVII вв. с их помощью Русское государство заявляло свои права на эти земли как правопреемник Киевской Руси. Особенностью последующих столетий стало возведение укрепленных линий для защиты границ, установленных по итогам войн и закрепленных международными договорами. Процесс движения России на юг завершился по достижению естественных границ Черноморского побережья, что позволило обеспечить безопасность территорий и населения.
Николай Нотович - энтузиаст российских железнодорожных концессий в Персии
Аннотация
Рассматриваются вопросы борьбы между великими державами за обладание железнодорожными концессиями в Персии, одним из участников которой с российской стороны был военный корреспондент, разведчик и писатель Н.А. Нотович. Цель исследования - проследить эволюцию взглядов Н.А. Нотовича на обоснованность вхождения России в персидские железнодорожные проекты. Источниковой базой является книга самого Нотовича и его инициативные аналитические записки, хранящиеся в фонде «Персидский стол» Архива внешней политики Российской империи. Автор приходит к выводу, что с течением времени взгляды Н.А. Нотовича на наиболее выгодные для России маршруты строительства рельсовых путей менялись под влиянием изменения международной обстановки, соотношения сил между основными акторами и русско-английскими договоренностями о разделе Персии на сферы влияния между Россией и Англией в 1907 г. Это событие привело Н.А. Нотовича к мысли о том, что в сложившейся ситуации уже не целесообразно было ставить задачу по прокладке сквозной дороги через Персию к побережью Персидского залива или Индийского океана, а следовало сосредоточиться на развитии железнодорожной сети в северных районах страны, что должно было способствовать экономическому, политическому и культурному проникновению России в Персию. Он выступал в качестве противника уступок со стороны России в пользу Англии и ратовал за активизацию российской политики в азиатском направлении.
СТАТЬИ
Переформирование московских дивизий народного ополчения в стрелковые в августе - сентябре 1941 г.
Аннотация
Рассмотрены особенности организационно-штатной структуры и боевой подготовки 12-ти дивизий народного ополчения Москвы летом и осенью 1941 г. Исследование построено на архивных источниках, в большинстве своем впервые вводимых в научный оборот, включая делопроизводственные материалы Московского военного округа и Резервного фронта, учетно-статистические материалы высших органов военного управления и массив документов Комиссии по истории Великой Отечественной войны при Академии наук СССР. Показано, что выявившееся уже в ходе первых полевых выходов недостатки, такие как несоответствие части личного состава требованиям строевой службы, низкая квалификация командного состава, разнородность стрелкового и артиллерийского вооружения, неразвитость тыловой службы дивизий и т.д., потребовали существенной реорганизации дивизий народного ополчения. В итоге все дивизии народного ополчения были переформированы в кадровые стрелковые дивизии Красной армии и в таком статусе вступили в бой в начале октября 1941 г.
В магазине ничего нет, все очень трудно достать: из истории женской нестоличной повседневности советского города в 1950-1960-е гг.
Аннотация
Предмет изучения авторов статьи - алиментарные практики (добывание, подготовка, приготовление, потребление продуктов питания) в контексте гендерных отношений, социальной истории женщин и женской повседневности в нестоличных городах СССР в конце 1950-х - начале 1960-х гг. Источниками послужили документы личного происхождения (неопубликованные дневники и воспоминания), материалы кулинарных книг, которые имелись в то время почти в каждом доме, сведения периодической печати (журналы), архивные материалы из фондов Государственного архива Волгоградской области и Центра документации новейшей истории Волгоградской области, представленные делопроизводственными документами - отчетами проверок районных комитетов народного контроля, подтверждавших факты злоупотреблений в сфере общественного питания. Главным источником послужили неструктурированные устные биографические рассказы, «устная женская история», сохранившие эмоциональную оценку пережитых тогда трудностей. В антропологии советской повседневности гендерный аспект играет особую роль, поскольку обыденное и малоприметное в быту лучше схватывается и сохраняется женской памятью, да и сама женская повседневность существенно отличалась от мужской в силу большей загруженности бытовыми заботами. Общий вывод авторов сводится к утверждению о том, что, несмотря на социальную политику Советского государства, направленную на освобождение женщин от домашнего труда, патриархальное представление о роли женщины в семейном хозяйстве оказалось устойчивым и прослеживается на протяжении всего советского периода, в том числе и в период «Оттепели». Продолжилось формирование особого типа советской гастрономической культуры, весьма упрощенной в плане рецептов, но в силу этого сохранявшей хотя бы отчасти время и силы для внедомашней женской активности.
История научных контактов отечественных и французских ученых в области физиологии растений в конце ХIХ в. - 1970-е гг.
Аннотация
Рассматривается история научных связей и сотрудничества между русскими и советскими учеными в области физиологии растений с их французскими коллегами в период с конца XIX в. до 1970-х гг. Прослеживаются изменения, произошедшие в отношениях между научными сообществами после Великой российской революции 1917 г., между двух мировых войн и с началом холодной войны. Отражены конкретные направления сотрудничества между учеными, проблематика, вызывавшая наибольший интерес со стороны физиологов растений двух стран, проанализировано развитие научных связей с помощью научных командировок физиологов растений во Францию и СССР, ставших, с одной стороны, важной составной частью научной дипломатии, с другой - позволявших давать новый импульс развитию науки в двух государствах.
Конъюнктурная природа советской еврейской политики
Аннотация
Еврейская политика советского руководства была непоследовательной, осторожной, двойственной, исходила прежде всего из практических соображений и конкретных обстоятельств. Подозрительное, недоверчивое или настороженное отношение к евреям со стороны неевреев было распространено на протяжении всего советского периода. Но, как правило, это не являлось антисемитизмом, русофобией или какой-либо этнофобией в чистом виде. Евреи попадали под дискриминацию в довоенное время, в первую очередь, по причине жесткой борьбы за власть в верхах, а в послевоенное время - вследствие перехода значительной части еврейской диаспоры в оппозицию к советскому режиму и стремления эмигрировать. Бытовой антисемитизм вступал в противоречие с филосемитской политикой руководства. Между интенсивностью политических репрессий и степенью участия евреев в управлении отсутствовала согласованность. В 1926-1935 гг. (во время всесоюзной партийно-государственной кампании против антисемитизма, направленной на защиту евреев) они подвергались репрессиям больше, чем в 1948-1953 гг. (во время всесоюзных партийно-государственных кампаний против космополитов и националистов, направленных в значительной степени против евреев). В то же время представительность евреев во властных структурах в 1920-1945 гг. росла, а в 1948-1953 гг., признанных «черными годами» советского еврейства, они оставались в управлении и элите сверхпредставленными. Автор приходит к выводу, что антисемитизм не являлся принципом советской национальной политики, которая была принципиально конъюнктурной и не исключала евреев из общественной жизни, из элиты и управления обществом, а, напротив, имела целью эффективно использовать их человеческий капитал в интересах государства.