Том 19, № 3 (2020): ИСТОРИЯ ЮГО‐ВОСТОЧНОГО ФРОНТИРА РОССИИ
- Год: 2020
- Статей: 18
- URL: https://journals.rudn.ru/russian-history/issue/view/1356
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8674-2020-19-3
Весь выпуск
В ЭТОМ НОМЕРЕ
ИСТОРИЯ ЮГО‐ВОСТОЧНОГО ФРОНТИРА РОССИИ
Перипетии судьбы калмыцкого владельца Петра Тайшина: от принятия христианства до создания поселения крещеных калмыков в Среднем Поволжье (1724-1737 гг.)
Аннотация
В контексте целенаправленной христианизации калмыков и междоусобной борьбы за верховную власть в Калмыцком ханстве в 1724-1735 гг. рассматривается судьба и политическая деятельность первого крещеного калмыцкого владельца Петра Тайшина. В историографии, сложившейся под влиянием историков Церкви, он характеризуется как склонный к измене интриган, принявший христианство лишь для того, чтобы заручиться поддержкой России в борьбе за ханский престол. Данная публикация призвана персонифицировать Тайшина как исторического деятеля. Для преодоления ангажированности, бытующих в историографии характеристик и расширения источниковой базы привлечены документы из фондов Архива внешней политики Российской империи. В них содержится переписка калмыцкого владельца с правительственными учреждениями и их должностными лицами. По мнению автора, имперские власти переоценивали политические перспективы перехода в христианство П. Тайшина. Должным образом не было учтено влияние буддийского духовенства на калмыцкий народ и его властную элиту. К неудовольствию правительства, П. Тайшин примкнул к оппозиционной калмыцкому хану партии калмыцких владельцев и после смерти старшего брата стал открыто оспаривать право на ханский престол. Военное вмешательство России в междоусобный конфликт, пленение П. Тайшина и последовавшая вскоре вынужденная замена верховного правителя Калмыцкого государства стали поводом для корректировки правительственного курса в отношении крещеных калмыков. Было принято решение об их передаче под управление П. Тайшина и переселении на территорию России. В результате реализации этого решения в Калмыцком ханстве исчез очаг социальной напряженности, а Россия приобрела людские ресурсы для заселения пустующего пространства в Среднем Поволжье, а позднее и в Оренбургской губернии. Поселение крещеных калмыков на Средней Волге более чем на сто лет пережило инициатора своего основания Петра Петровича Тайшина и внесло существенный вклад в хозяйственное освоение и обеспечение обороны обширного Оренбургского края.
Специфика трудовой повседневности оренбургских купцов, ведущих торговлю с Азией в XIX в.
Аннотация
Статья посвящена специфике организации труда и реализации трудовых функций купцов, занимавшихся торговлей на азиатском направлении в XIX в. Данная тема еще не становилась предметом специального исследования. Трудовая повседневность коммерсантов исследуется на основе ряда опубликованных нарративов участников азиатской караванной торговли, публицистики и периодики XIX в., а также архивных материалов. Труд в статье рассматривается как особая структурированная сфера повседневности. Целью работы является выявление особенностей трудовой повседневности оренбургских предпринимателей, ведущих торговлю на азиатском направлении. Авторы выделяют основные аспекты трудовой повседневности (поведение, быт и ментальность), а также ее компоненты - условия, мотивацию, цель, ресурсы, выполняемые действия. Общие обстоятельства азиатской торговли вплоть до 70-х гг. XIX в. определяются авторами как неблагоприятные, как в отношении природно-климатических условий, так и в плане характера коммуникаций купцов с торговыми и правящими кругами государств Средней Азии. Определяется степень сложности купеческого труда в изучаемой сфере. Коммерсанту приходилось одновременно осуществлять функции организатора и исполнителя караванной торговли, а также контролирующей инстанции. Перечисленные варианты деятельности требовали от купца самостоятельности, ответственности, предусмотрительности, умения стойко выдерживать физические лишения и психологический дискомфорт.
Основные направления экономического развития оренбургского казачества (вторая половина ХIХ - начало ХХ в.)
Аннотация
В статье рассматриваются основные направления экономического развития оренбургского казачества в пореформенный период. Оренбургское казачье войско, как и другие казачьи войска Российской империи, размещались на пограничной территории. Здесь формировался особый тип личности «казака-воина» - «казака-земледельца». Автор отмечает, что к началу ХХ в. на территории Оренбургского казачьего войска рост казачьего населения приводил к сокращению земельных наделов. Ситуацию осложняли повторяющиеся неурожаи и доминирующая переложная система, что, в свою очередь, приводило к истощению земли. В силу своей замкнутости, консервативности и бедности казаки медленно внедряли усовершенствованные орудия сельскохозяйственного труда и новые способы обработки земли. В казачьих хозяйствах было распространено разведение домашнего скота (с конца ХIХ в. наиболее активно разводили верблюдов), развивалось коневодство, столь необходимое для комплектования казачьего войска. Из-за частых неурожаев зерна в хозяйствах вынуждены были заниматься также огородничеством. Показано, что Войсковые власти осознавали негативное влияние снижения благосостояния оренбургских казаков на их боеспособность и старались оказывать им различную помощь. Эта помощь выражалась в том, что были введены в штат Войскового хозяйственного правления специалисты, отвечавшие за развитие аграрного производства; было налажено снабжение казаков орудиями труда, сельскохозяйственными машинами, семенами огородных и бахчевых культур. Большое внимание уделялось также коневодству, развитию мелкой промышленности путем организации артелей кустарей. Автор приходит к выводу, что все эти меры, хотя и медленно, но меняли агрономическое сознание оренбургских казаков.
Особенности местного самоуправления у казаков Западной Сибири и Северного Казахстана в XIX - начале ХХ в.
Аннотация
Настоящая статья представляет собой первое комплексное исследование особенностей развития казачьего сословного самоуправления в Западной Сибири и Северном Казахстане в XIX - начале ХХ в., его роли в системе местного администрирования. Автор отмечает, что казачье самоуправление в Западной Сибири и Северном Казахстане в рассматриваемый период прошло пять этапов в своем развитии; раскрывается структура органов казачьего станичного управления, дается оценка эффективности его деятельности, раскрываются полномочия казачьего самоуправления. Показано, что станичное управление, которое было включено в систему войскового и государственного местного управления, имело сословный характер и недемократичную систему представительства. Оно не могло принимать самостоятельных решений по достаточно широкому кругу административных и хозяйственных вопросов без санкций со стороны войсковых и местных органов государственной власти. Автор пришел к выводу, что станичное казачье управление также, как крестьянское самоуправление, из-за отсутствия в Сибири и Северном Казахстане земств, играло важную роль в структуре местного управления. В качестве низового звена оно способствовало установлению системы взаимосвязей между казачьим населением и государственной властью, которая базировалась на принципах патернализма и этатизма. В качестве неотъемлемой части Сибирского казачьего войска станичное управление с полномочиями, определенными коронной властью, просуществовало до падения Российской империи после событий февраля 1917 г.
Визуализация имперского пространства: опыт Центрально-Азиатского региона России
Аннотация
В работе рассматривается проблема визуализации имперского пространства на примерах встреч населения с представителями правящего дома Российской империи. В центре внимания - встречи коренных жителей российской Центральной Азии с туркестанским генерал-губернатором и наследником престола. Источниками статьи стали воспоминания очевидцев исследуемых событий, а также современные им публикации в средствах массовой информации. Они вербально и невербально воздействовали на публику, которая должна была стать причастной к публичным явлениям власти подданным. Поэтому основными методами исследования являются анализ содержания источников с целью выявления компонентов церемониалов, синхронный и диахронный методы, компаративный анализ, контент-анализ, а также дискурс-анализ, применяемый с целью интерпретации текстов и раскрываемых ими действий. Предложенная методология исследования обусловливает довольно обширное цитирование источников, позволяющее наглядно продемонстрировать основные приемы визуализации присутствия власти на окраинах государства на примере явления высших лиц империи народу. В статье приводятся и анализируются встречи туркестанского генерал-губернатора с населением в разные периоды времени, а также мероприятия, посвященные встрече наследника престола во время его путешествия по Дальнему Востоку и Сибири в 1891 г. Применение заявленных методов к описаниям этих мероприятий позволяет прийти к следующим выводам. Выстраивая связь между пропагандистскими мероприятиями первых лет советской власти и публичными церемониалами Российской империи, авторы выделяют принципиальные составляющие последних и доказывают, что подобные репрезентации власти были направлены на демонстрацию единения общества с монархией, ее силы и величия. Все эти мероприятия вполне укладывались в государственную идеологему «самодержавие - православие - народность» и служили ее укоренению в массах за незначительным изменением применительно к Туркестану. Там власти придерживались тактики игнорирования ислама и некоторого сдерживания православного прозелитизма, а потому центральный элемент триады минимизировался.
Образовательная и просветительная работа среди взрослого нерусского населения Оренбургского края в конце XIX - первой трети XX века
Аннотация
В статье ставится проблема раскрыть просветительную и образовательную работу среди взрослого нерусского населения Оренбуржья в период с конца XIX века и вплоть до конца 1930-х гг. В статье дается краткий историографический обзор, а также источниковая база исследования. Начало статьи предваряет анализ данных Первой всеобщей переписи населения 1897 г., что дает материал для размышления по поводу глубины задач, связанных с последующим просвещением нерусских национальностей губернии. Характеризуя дореволюционный этап, не вызывает сомнения роль органов местного самоуправления в культурно-просветительной работе среди нерусского населения губернии. Среди нерусского населения проводились народные чтения, устраивались библиотеки, вечерние курсы. Земства проводили серьезную работу по подготовке квалифицированного педагогического персонала для обучения нерусских народностей. Кроме того, культурно-просветительной работой занимались общественные организации и частные лица. В годы Советской власти просветительной работе был придан политический акцент. Вся просветительная деятельность проводилась с помощью чрезвычайных методов, так как новой власти нужно было грамотное население в сжатые сроки и с минимальными затратами. Государство, в силу трудностей, связанных с Гражданской войной и голодом, переложила всю финансовую нагрузку по обучению населения на общественные организации и частные лица. В начале 1920-х гг. с связи с указанными трудностями просветительная работа в губернии практически прекратилась, к середине 1920-х годов народное хозяйство восстанавливается, просветительная работа возобновляется. На рубеже 1920-1930-х гг. просветительная работа велась при помощи чрезвычайных кампаний. Следующий значимый этап ликвидации неграмотности среди нерусского населения пришелся на середину - вторую половину 1930-х гг. Таким образом, можно сделать вывод, что и в дореволюционный, и в советский период работа по обучению нерусского населения сопровождалась определенными трудностями, а именно нехваткой средств, квалифицированных кадров, непониманием необходимости учиться среди местного населения.
Целинный фронтир: особенности освоения целины в Оренбуржье
Аннотация
Статья посвящена массовому освоению целины как особому фронтирному процессу советского периода. Автор характеризует целинные регионы как пространство уникального внутреннего фронтира. Основной предпосылкой к началу широкомасштабной освоенческой кампании стало наличие на востоке страны внушительных по площади, слабозаселенных и практически неиспользуемых земельных массивов. В процессе исследования Оренбургский край рассматривается в качестве одного из крупнейших регионов, развернувших «наступление на целину». В процессе распашки новых земельных массивов практически не учитывалась специфика регионов, вошедших в непосредственную зону освоения. Применение шаблонных приемов негативно отразилось на развитии созданных на целине хозяйств. Очевидные просчеты были допущены в ходе организации производственной и социальной инфраструктуры. В статье акцентируется внимание на тяжелых условиях жизни и труда на целине в первые годы ее освоения. Освоение новых земель привело к формированию уникального целинного пространства. Его созданию предшествовал сложный процесс. «Целинное братство» строилось посредством совместного преодоления многих трудностей, параллельно с развитием целинных поселков. На первоначальном этапе сплочению переселенческого сообщества отчасти способствовали территориальная и информационная изоляция. Доказывается, что постепенно целина изживала черты, характерные для фронтирных регионов в целом. Уже в середине 1960-х гг. зона освоения новых земель в Оренбуржье практически полностью утратила присущую ей в начале кампании фронтирную специфику.
СТАТЬИ
Основы культурного народничества И.И. Каблица (Юзова)
Аннотация
Данная статья посвящена реконструкции культурнической доктрины известного народнического публициста И.И. Каблица (Юзова). Автор стремится доказать, что так называемая «юзовщина» - это узкая трактовка культурничества, характерная для крайне правого народничества в период подъема в стране народовольческого движения. Именно Каблиц в 1880 г. первым из легальных народников поставил вопрос «что такое народничество?». По убеждению публициста, в основе «истинного» народничества должен быть положен принцип соответствия форм общественной жизни народа уровню развития его сознания. Эволюцию Каблица от бакунизма к «крестьянофильскому» народничеству автор статьи связывает с особенностями интерпретации им причин раскола интеллигенции с народом. Каблиц считал их антагонистами и определял конечной целью народников освобождение народа из-под власти «интеллигентско-бюрократического меньшинства», которое якобы пытается подчинить жизнь масс своей воле. В статье анализируются главные положения отстаиваемой Каблицем социокультурной концепции общественных преобразований: аполитизм, популизм и самодеятельность народных масс. Устанавливаются отличия его программы развития «культурной самобытности» народа от понимания задач «культурной работы» другими народниками. Особое внимание уделено отношению Каблица-Юзова к проблеме просвещения народных масс. Это был один из немногих русских народников, кто выступал против изменения основ мировоззрения народа, на том основании, что это приведет к разрушению традиционных нравственных ценностей деревни, в том числе и чувства коллективизма. Определяется вклад ведущего публициста газеты «Неделя» в становление культурнического направления в народничестве на рубеже 1870/80-х гг. По мнению автора, Каблицу принадлежит ведущая роль в формировании идеологии правого фланга культурнического направления в народничестве. Однако «чистое» народничество Каблица оказалось слишком наукообразным, догматическим и иррациональным, чтобы надолго увлечь демократическую интеллигенцию, уже успевшую разочароваться в идее народа как творца новых форм общественной жизни.
Анатомия протестов политических ссыльных Западной Сибири в 1880-х гг.
Аннотация
В статье на основе использования исследовательских подходов, присущих направлению региональной истории, изучаются ранее малоизвестные страницы истории западносибирской политической ссылки. Это позволяет под другим углом зрения посмотреть на сам механизм функционирования института политической ссылки, в том числе в плоскости взаимоотношений губернская власть - политические ссыльные. Источниковой базой статьи являются ранее не введенные в научный оборот документы из архивохранилищ Тобольска и Сургута. На основе анализа различного вида источников выявляется комплекс причин, вызывавших столкновения политических ссыльных с местной администрацией и приведших в итоге к серии протестов политической ссылки. На примере реконструкции и изучения повседневной жизни ссыльных революционеров анализируется механизм принятия решений центральной и губернской властью в отношении революционеров, находящихся на положении политических ссыльных. Особое внимание уделяется выявлению обстоятельств жизни политссыльных на Тобольском севере, в частности в городе Сургуте, где противостояние ссыльных и местной администрации дошло до крайней степени напряженности, что привело в 1888 г. к «Сургутскому протесту», а в дальнейшем стало толчком к крупнейшему в истории политической ссылки Якутскому протесту 1889 г., закончившемуся уже прямым кровопролитием. На основе изученного материала автор приходит к выводу, что недальновидность царского правительства, а также мелочное и мстительное желание обслуживающих его чиновников всех уровней, чему пример Тобольская губерния, жестоко и часто чрезмерно покарать и наказать противников существующей политической системы имело пагубные для Российской империи последствия: с одной стороны, все более накаляя страсти во взаимоотношениях власти и оппозиционной части общества, а с другой, серьезно подрывая престиж самодержавия на международной арене и склоняя чашу мирового общественного мнения в сторону поддержки российского революционного движения.
Маньчжурское сельскохозяйственное общество и попытки создания Колонизационного банка в 1914-1915 гг.
Аннотация
В статье на основе материалов Российского государственного исторического архива Дальнего Востока и ряда других источников рассматриваются малоизвестные страницы деятельности Маньчжурского сельскохозяйственного общества (МСХО). Основанное в Харбине в 1912 г., оно активно включилось в процесс, направленный на освоение плодородных земель вдоль полосы отчуждения Китайско-Восточной железной дороги. Особо отмечается, что руководство Общества выступило с планами колонизации Северной Маньчжурии, территория которой принадлежала Китаю. Под таким углом зрения деятельность МСХО ранее не рассматривалась в историографии. Ему приписывалась роль проводника российских сельскохозяйственных знаний, подчеркивалась важность подготовки специалистов для сельского хозяйства в Маньчжурии и агротехническое просвещение населения, проживавшего вдоль линии Китайско-Восточной железной дороги. До момента вступления России в Первую мировую войну МСХО имело некоторые шансы на поддержку своего проекта в торговых и промышленных кругах, которые были заинтересованы в усилении русского влияния на северо-востоке Китая. Автором отмечается, что серьезные корректировки в деятельности МСХО были обусловлены той политической конъюнктурой, которая складывалась на международной арене в 1914-1915 гг. Правительственные круги России были заинтересованы в сохранении дружественных отношений со своими восточными соседями - Китаем и Японией. Показано, что в изменившихся условиях, не получив поддержки со стороны российского правительства и Приамурского генерал-губернатора, Общество сумело скорректировать направление своей деятельности. Его руководство сконцентрировало усилия на попытках создания специального Колонизационного общества и субсидирующего его Колонизационного банка, средства которого должны были складываться из акционерного капитала, облигаций и субсидий казны. Целью нового Общества и банка провозглашалась поддержка экономических начинаний России на Дальнем Востоке - организация сельскохозяйственных и промышленных предприятий, оказание им финансовой и технической помощи. Однако неудачно складывавшаяся для России Первая мировая война не позволила осуществиться этим планам, и проблемы колонизации края решены не были.
Становление системы агроинженерного образования в СССР в 1920-1930-е гг.
Аннотация
В представленной статье на основании архивных материалов и научной литературы исследована история становления агроинженерного образования в СССР в эпоху глобальных социально-экономических и политических преобразований 1920-1930-х гг. Показана важность коренной перестройки всей системы профессионального образования в соответствии с планами первых пятилеток. Рассмотрены основные нормативные документы, регулирующие организацию и дальнейшее развитие агроинженерных вузов. Отмечено, что при размещении агроинженерных учебных заведений учитывалась специфика почвенно-климатических зон, в которых предполагалось создать агроинженерный вуз, выпускающий специалистов, знающих особенности почв, климата, ландшафта данной зоны и способных работать с техникой, предназначенной для конкретного региона. Выявлено, что с 1930 по 1941 гг. было создано 9 агроинженерных вузов, каждый из которых обладал региональными особенностями в процессе подготовки специалистов и по сути являлся уникальным учебным заведением. Выделена ключевая особенность этапа становления агроинженерного образования, которая заключается в использовании в учебном процессе имеющихся на местах ресурсов (в первую очередь, кадровых и материальных) и технической базы производственных предприятий и передовых в то время совхозов. Авторы приходят к выводу, что создание специализированных агроинженерных высших учебных заведений для подготовки инженеров сельскохозяйственного производства было обусловлено острой необходимостью в условиях начавшейся коллективизации сельского хозяйства и индустриализации производства в СССР; все это способствовало обеспечению населения страны продовольствием и явилось фундаментом для дальнейшего развития агроинженерного образования, науки и сельскохозяйственного машиностроения в нашей стране.
Гуманитарный аспект отношений Китая и России как важный компонент стратегического партнерства
Аннотация
Статья посвящена гуманитарному сотрудничеству Китая и России в начале XXI века. В настоящее время Китай и Россию объединяет стремление к структуризации как региональной подсистемы, так и глобальной системы международных отношений. В связи с этим все большую актуальность приобретает вопрос, как Китай и Россия выстраивают двусторонние отношения, характеризующиеся как «стратегическое партнерство». Наиболее интересен гуманитарный аспект отношений, так как в современных реалиях глобализации помимо военных и экономических аспектов двустороннего взаимодействия государств, претендующих на значимую роль в системе международных отношений, именно гуманитарный аспект приобретает особую значимость. Популяризируя в стране-партнере свою национальную культуру, развивая двусторонние связи в области образования, науки, информации, спорта и туризма, страны укрепляют двусторонние отношения, что позволяет им более уверенно согласовывать свои действия и реализовывать национальные интересы на глобальном и региональном уровнях. Целью статьи является определение роли, которую гуманитарный аспект играет в современных китайско-российских отношениях. Для достижения поставленной цели был проведен анализ политико-концептуального уровня разработанности гуманитарного вектора внешней политики Китая и России. Также автором был изучен организационный механизм двусторонних отношений в гуманитарной сфере и рассмотрено содержание двустороннего гуманитарного сотрудничества с 2001 г. Автор рассмотрел значение изучаемого сегмента двусторонних отношений в национальном политическом и экспертно-аналитическом дискурсах России и Китая. Автором был сделан акцент на разветвленности структуры двустороннего сотрудничества в данном сегменте российско-китайских отношений. В публикации подчеркиваются элементы сотрудничества государств как через межправительственные механизмы, так и посредством вовлечения негосударственных акторов. В статье дается оценка эффективности политики Китая и России по формированию имиджевой компоненты в стране-партнере. Автор приходит к выводу, что гуманитарный аспект играет важную роль, поскольку является неотъемлемой частью двусторонних отношений и перспективной составляющей реализации национальных интересов.
Приоритеты государственной политики СССР в сфере признания иностранных документов об образовании в 1950-90-х гг
Аннотация
Статья посвящена исследованию исторического опыта признания иностранных документов об образовании в Советском Союзе. Авторы приходят к выводу, что опыт СССР в указанной области является уникальным. Отдельное внимание в исследовании уделяется особым обстоятельствам вовлечения Советского Союза в международное образовательное пространство в рамках признания иностранного образования. Ввиду различных подходов к вопросам признания и несогласованных с западными партнерами позиций относительно основных определений терминов, относящихся к высшему образованию, сотрудничество с СССР с зарубежными государствами в основном ограничивалось нормативно-правовыми документами ЮНЕСКО, а также двусторонними соглашениями о признании квалификаций со странами «дружеского» лагеря. Кроме анализа эволюции правовых аспектов становления системы признания иностранного образования в СССР в работе исследовано изменение структуры административного советского аппарата, занимающегося вопросами признания. Большой вклад в эту деятельность внесли начиная с 70-х годов специально созданные подразделения Университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы и Научно-исследовательский институт проблем высшей школы. Отдельное внимание в работе уделяется сотрудничеству СССР с ведущими международными организациями, такими как ЮНЕСКО и Совет Европы. В статье также проанализированы начальные шаги российского государства по решению проблем признания иностранного образования, которые ввиду произошедших геополитических изменений неизбежно вышли на передний план. В работе представлены основные направления деятельности Советского Союза по решению проблем признания иностранных квалификаций, указаны основные организации и подразделения, принявшие непосредственное участие в решении данных вопросов.
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
Юго-восточный фронтир России в контексте имперской политики аккультурации: основные результаты международной заочной дискуссии
Аннотация
В статье представлен обзор и обобщение материалов международной заочной дискуссии на тему «Имперская политика аккультурации и проблема колониализма (на материалах урало-поволжских и центральноазиатских территорий)», состоявшейся в Оренбурге в 2019 году. В центре внимания находится проблема определения характерных черт и особенностей формирования и реализации политики Российской империи по «освоению» своего юговосточного фронтира центрально-азиатских и урало-поволжских территорий проживания кочевых и полукочевых народов (в Казахской степи, Башкирии, Калмыкии) в XVIII - начале XX в. Проанализированы такие ключевые аспекты данной проблематики, как базовый терминологический аппарат («аккультурация», «имперская политика аккультурации»); эвристическая ценность аккультурационной модели в сравнении с «колониальным подходом»; характеристика восприятия российского подданства внутри включаемых в империю кочевых и полукочевых народов; основные направления деятельности российской центральной и региональной администраций по приведению включенных в империю кочевых и полукочевых народов в приемлемое для империи положение; специфика административно-политических механизмов имперского управления в регионе и их место в имперской политике аккультурации; влияние военной службы включенных в империю кочевых и полукочевых народов в контексте их интеграции в российское общество; аккультурационное воздействие на кочевые народы посредством внедрения школьного образования и медицинской службы; особенности участия Русской православной церкви в имперской политике аккультурации; основные факторы сохранения этнической идентичности национальными меньшинствами рассматриваемого региона в условиях включения в состав Российской империи; наличие общих тенденций в аккультурационных преобразованиях для империи и региона в целом. Сделан вывод о перспективности использования аккультурационной модели для понимания сути многовекового процесса интеграции юго-восточной кочевой периферии в общее социокультурное пространство Российской империи.