Западная религиозная пропаганда в Святой Земле в переписке В.Н. Хитрово и К.П. Победоносцева в 1880-е гг.

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматривается переписка общественного и религиозного деятеля и основателя Императорского православного палестинского общества В.Н. Хитрово с обер-прокурором Святейшего Синода К.П. Победоносцевым в 1880-е гг., исследуется проблема пропаганды католической и протестантской церквей на Святой Земле. Показано, что в своих обстоятельных отчетах, исторических очерках и письмах В.Н. Хитрово информировал К.П. Победоносцева об угрозах православию в Святой Земле. Успехи западной пропаганды В.Н. Хитрово небезосновательно связывал с реализацией западными державами своих национальных интересов. Конфессиональная политика Франции и протестантских держав (Англии и Германии) являлась «инструментом» продвижения их национальных интересов. «Пропаганда» и религиозное проникновение западных конфессий проявлялась в религиозной и политической формах, что воплощалось в создании учебных заведений, больниц, распространении полусветских женских орденов, просвещении местного населения. Успех католицизма В.Н. Хитрово связывал с деятельностью Латинского патриарха И. Валерги. Особым направлением проникновения на Святую Землю являлись библейские исследования, одним из примеров которых стала деятельность викторианского генерала Гордона. Причины ослабления православия на Святой Земле В.Н. Хитрово связывал не только со скромным финансированием, но и с недостаточной координацией светских и церковных институтов Российской империи в реализации государственной конфессиональной политики. Автор приходит к выводу, что корреспондентов связывали доверительные отношения и схожие взгляды по основным религиозным и политическим вопросам.

Полный текст

Введение

Ближний Восток и Палестина во второй половине XIX в. были фокусом международных противоречий, где перекрещивались интересы великих держав – Великобритании, Франции, России. Инструментом геополитического противостояния зачастую являлась «мягкая сила», когда утверждение политического господства происходило посредством религиозного проникновения. В этой связи изучение причин, форм и методов западной религиозной пропаганды, а также организация противоборства расширению западного влияния в Палестине является чрезвычайно актуальной задачей. Особенный интерес представляют собой переписка В.Н. Хитрово, создателя Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО) с Обер-прокурором Святейшего Синода К.П. Победоносцева в 1880-е гг., период, когда существенно возросла роль церкви во внешней политике России.

История изучения вопроса довольно обстоятельна. Еще дореволюционные исследователи проявляли интерес к инославной пропаганде, проанализировав формы и методы ее ведения. Правда, научный интерес касался первой половины XIX в.[1] Исключением был лишь труд Ф. Грекова, который рассматривал историю ИППО в 1880–1890-е гг., где переписка В.Н. Хитрово и К.П. Победоносцева была затронута лишь вскользь[2].

Эта тема не исчезла со страниц печати и в 1920-е гг.[3] В советских работах конфессиональная проблематика во внешней политике европейских стран и России на Ближнем Востоке не занимала центрального места в научном дискурсе, а потому переписка В.Н. Хитрово с К.П. Победоносцевым осталась на периферии научного интереса[4].

Подлинно масштабные исследования русского присутствия в Святой Земле развернулись благодаря вкладу одного из выдающихся византинистов России, философа и историка Н.Н. Лисового, который, хотя и подчеркивал значение К.П. Победоносцева в становлении ИППО, специально не рассматривал переписку обоих корреспондентов в контексте осмысления инославного влияния[5].

Специально переписка В.Н. Хитрово с К.П. Победоносцева рассмотрена А.Ю. Полуновым, однако в указанном нами ракурсе отдельно не исследовалась[6].

Современные российские ученые довольно обстоятельно рассмотрели проблематику внешней политики европейских держав, сконцентрировав свое внимание на первой половине XIX в. Российская исследовательница И.Ю. Смирнова отмечает:

Изучение предпосылок Крымской войны убеждает в том, что важным фактором в дипломатии ведущих держав служила их конфессиональная политика ‒ установление церковно-миссионерского присутствия в странах Средиземноморья, прозелитизм среди православного населения восточных патриархатов, ослабление авторитета православной Российской империи с целью вытеснения России из ближневосточного региона»[7].

Цель исследования ‒ выяснение позиции В.Н. Хитрово и К.П. Победоносцева по отношению к западной конфессиональной пропаганде в Святой Земле в 1880-е гг.

Источниковой базой статьи являются письма В.Н. Хитрово к К.П. Победоносцеву, его обстоятельные исторические обзоры западного проникновения в Палестину, имевшие очевидно аналитический характер. Многие из них были предназначены решить конкретные проблемы и коллизии, возникавшие между русскими консулами, представителями МИД, с одной стороны, представителями Русской духовной миссии, с другой. Свою задачу В.Н. Хитрово видел в донесении объективной информации К.П. Победоносцеву, от которого напрямую зависела эффективность защиты русских интересов в Святой Земле.

Значительный массив писем и записок К.П. Победоносцева опубликован в обширных сборниках документов о В.Н. Хитрово, имеющих поистине энциклопедический характер[8].

Концептуальное значение для исследования темы имеют и сами труды К.П. Победоносцева[9].

Международный контекст

При характеристике внешней политики России важно учитывать, что она диктовалась не только защитой своих национальных интересов, но и защитой православия, поскольку Россия считала себя преемницей Византии. Особенно это чувствительно было на Святой Земле, что диктовало потребность координации в деятельности светских и церковных органов власти[10].

По мнению И.Ю. Смирновой, содействие зарубежной деятельности Русской православной церкви составляло одну из главных функций российского дипломатического ведомства. И прежде всего конфессиональная направленность российской дипломатии проявлялась в таком этнорелигиозном регионе, как христианский Восток, где церковная политика России в силу исторических и религиозных причин не могла не совпадать с политикой государственной[11].

В 1880-х гг. значение этноконфессионального аспекта еще в большей мере возросло. Русско-турецкая война 1877–1878 гг. еще в большей степени ослабила позиции России на Ближнем Востоке. В значительной степени это обусловливалось тем, что многие деятели церкви, особенно болгары, представители Константинопольского патриархата, эллинисты все в большей степени в своей религиозной деятельности руководствовались не вселенскими христианскими принципами, а сугубо национальными мотивами и интересами. Политическая целесообразность стала преобладать в религиозных кругах, за спинами которых стояли национальные правительства. В Палестине активизировались католические и протестантские круги, вдохновляемые своими национальными правительствами. В этих условиях и российская власть стала вносить коррективы в свою внешнюю политику. Олицетворением перемен стал К.П. Победоносцев.

Будучи глубоко религиозной и цельной натурой, К.П. Победоносцев проницательно оценивал вызовы современного западного секуляризма[12]. В условиях, когда в политической культуре европейских стран и среди либеральных кругов России активно утверждалась мысль об отделении церкви от государства, обер-прокурор Синода подчеркивал значение духовной деятельности церкви в обществе. К.П. Победоносцев писал:

Государство тем сильнее и тем более имеет значения, чем явственнее в нем обозначается представительство духовное…[13]

Такая установка побуждала Победоносцева активно вмешиваться в «светскую» внешнюю политику, влиять на российскую дипломатию.

Принципиальное значение для русского дела в Палестине имело назначение К.П. Победоносцева обер-прокурором Святейшего Синода. Поддержка великих князей в этом вопроса свидетельствовала о государственных приоритетах российской власти[14].

По справедливому замечанию Л. Герд, при К.П. Победоносцеве «на место панславизма в русской внешней политике пришла русская национальная политика»[15].

Незаменимым корреспондентом и экспертом для Победоносцева стал В.Н. Хитрово, обсуждавший с ним ключевые вопросы внешней церковно-государственной политики. Знакомство с публицистикой В.Н. Хитрово, с его письмами и обстоятельными очерками показывает, насколько глубоки и проницательны были суждения Хитрово о проблемах русского присутствия в Святой Земле.

При характеристике взаимоотношений этих двух выдающихся деятелей русской религиозной жизни нельзя не учитывать фактор их личной дружбы и единомыслия. Если В.Н. Хитрово был инициатором создания ИППО, то Победоносцев оказывал обществу серьезную материальную и организационную поддержку. Известно, что в первые годы существования ИППО заседания общества проходили в доме Победоносцева[16]. Сам проект создания ИППО В.Н. Хитрово направил на рассмотрение К.П. Победоносцева. В своем письме от 2 января 1882 г. К.П. Победоносцеву он писал:

В личных разговорах, которых Вам угодно было [меня] удостоить, а равно и письменно, позволил я себе изложить Вам мое глубокое убеждение в необходимости и пользе учреждения подобного Общества[17].

Речь, следовательно, шла еще о личных контактах и личных разговорах.

Впечатляет и высокая оценка К.П. Победоносцевым знаний В.Н. Хитрово в области церковной жизни. В письме от 4 февраля 1883 г. Победоносцев попросил Хитрово дать оценку трудам священника Кашменского с целью рекомендовать к публикации от имени Палестинского общества:

Достопочтеннейший Василий Николаевич! Позвольте просить Вас рассмотреть прилагаемые рукописи: Свящ[енник] Кашменский, почтенный человек и замечательный у нас деятель в Церкви. Другая рукопись давно уже сообщена мне г. Сумароковым. Мне желательно знать, признаете ли Вы полезным напечатать которую-нибудь из этих рукописей от имени Палестинского Общества. Душевно преданный К. Победоносцев[18].

Первое, что особенно важно учитывать при изучении наследия В.Н. Хитрово, ‒ это связь его религиозных наблюдений с осознанием внешнеполитических перемен, происходивших в Европе. Опубликовав свой очерк «Православие в Святой Земле» в 1881 г., то есть в период, когда Победоносцев стал политической опорой нового императора Александра III, Хитрово отмечал:

С этого же года т. н. «восточный вопрос» приобретает свой острый характер, и политические цели европейских держав нередко прикрываются религиозным знаменем. Это последнее обстоятельство в особенности не следует упускать из виду для правильного суждения о положении Православия и о религиозном движении в Св. Земле за последние 40 лет[19].

«Дело Валерги не пропадет…»

Очерку «Православие в Святой Земле» предшествовал набросок, адресованный В.Н. Хитрово выдающемуся государственному деятелю и востоковеду адмиралу Е.В. Путятину, под названием «Иерусалимский вопрос. Записка графу Е.В. Путятину» (1878), в котором были очерчены угрозы русскому религиозно-политическому влиянию в Палестине. В первую очередь, это – распространение католической пропаганды. Ключевая идея письма состоит в констатации того факта, что спонсором католического влияния и пропаганды являлось французское правительство. В этой связи Хитрово рассматривал назначение Иерусалимским патриархом ставленника Франции Иосифа Валергу:

Католическая пропаганда, которая благодаря войне (Крымской войне. – В.Б.) и влиянию Франции, приняла в Святой Земле особенно значительные размеры <…> Валерга был, бесспорно, человеком замечательных способностей. Назначенный Иерусалимским патриархом, он, прежде всего, встретил сильнейший отпор со стороны францисканцев Святой земли, не только своих единоверцев, но и подчиненных ему в иерархическом отношении[20].

Автор пишет, что для того, чтобы сломить сопротивление ордена, Валерга заручился поддержкой Наполеона III[21]. Одновременно Хитрово замечает:

Валерга оставил их (францисканцев. – В.Б.) при прежней деятельности и обратил внимание именно на те стороны, которыми они не занимались, – поднятием католического влияния и распространением католической пропаганды[22].

Не менее опасным считал Хитрово и усиление политического влияния Франции, распространение среди местного населения привлекательной политической пропаганды, когда латинство выступало как инструмент Франции:

Но кроме этой религиозной пропаганды нельзя не обратить внимание и на политическую, преимущественно старшей дочери католической Церкви ‒ Франции <…> Я позволю себе указать на особый вид политической пропаганды, который особенно практиковался императорской Францией. Это посылка правительственных ученых экспедиций. Широко задуманные, снабженные с избытком денежными средствами, со всевозможными рекламами, если они в ученом отношении далеко не всегда увенчивались желаемым успехом, то в политическом отношении они немало способствовали обаянию католической Франции. Чтобы подтвердить сказанное, упомяну имена Герена, Рея, Ренана и в особенности сенатора Соси[23].

По мнению В.Н. Хитрово, «ученые экспедиции достигли своей цели». Даже с переменой отдельных лиц, смертью Валерги, влияние Франции стало прочным, а «дело его (Валерги. – В.Б. не пропадет[24].

Двумя годами позже, 12 апреля 1880 г., Хитрово пишет письмо К.П. Победоносцеву «Очерк положения Православия в Палестине». В нем он вновь подчеркивает, что Иосиф Валерга выражал национальные интересы Франции. Не имея возможности сокрушить влиятельных францисканцев, Валерга обратился за помощью к имперскому правительству Франции:

Тогда он решил обратиться к только что образовавшейся императорской Франции и начинавшей вмешиваться в Восточные дела и в лице ее Валерга нашел сильного союзника <…> Благодаря всесильному тогда французскому правительству <…> он вернулся в Иерусалим полновластным хозяином[25].

С момента своего укрепления И. Валерга развернул католическую пропаганду, кадрами для которой стали «полусветские, полумонашеские женские ордена». Одной из наиболее известных и влиятельных за 24 года присутствия в Святой Земле стала община «Сионских сестер», часть финансирования которой пришла от одной из сестер, бывшей замужем за одного из племянников Ротшильда[26].

В своем очерке В.Н. Хитрово указывает на две разновидности латинской пропаганды: религиозную и политическую. Религиозная пропаганда осуществлялась «даровой раздачей лекарств», бесплатной медицинской помощью, «устройством патронатов для воспитанников». Весь Иерусалим был окружен сетью «латинских монастырей, школами и госпиталями» как бы «передовыми фортами», что способствовало переходу населения в ряде пригородов Иерусалима в «поголовное латинство»[27].

Второй способ пропаганды – политический. Хитрово тонко подметил сильные стороны французского влияния – «посылку правительственных ученых экспедиций». Франция проводила серьезные библейские исследования. В этой связи необходимо отметить Шарля Гейярдо, «последователя Ренана», врача, археолога, географа, проведшего большую часть времени в Египте, Ливане и Палестине. Причем зачастую научные исследования шли рука об руку с разведывательными миссиями[28]. В.Н. Хитрово Победоносцеву:

Не могу не заметить, что большинство этих экспедиций, сделанных преимущественно за счет французского правительства, немаловажную роль, как в английских, германских экспедициях, играла политическая подкладка[29].

Главным негативным результатом латинской пропаганды, по мнению Хитрово, стало сокращение числа в Святой Земле православных верующих. Он отмечал:

В 1880 году число протестантов доходит до 2 тыс., а число латинян до 12 тыс. У тех и у других, по имеющимся у меня сведениям, считается 165 разных учреждений, как-то монастырей, школ, приютов, больниц, странноприимных домов и т.п. Из 14 тыс. человек, составляющих протестантскую и латинскую общины в Святой Земле – 8 тыс. представляют то число православных, которых иноверным миссионерам удалось отторгнуть от православия и это, большею частью, в последние десять лет[30].

Еще большую опасность Хитрово связывал с обращением в католицизм детей, представлявших по большей части бедное и политически угнетенное население. К тому же на детей оказывали сильное воздействие «первые впечатления» от воспитания. Продолжение существовавших тенденций, по мнению Хитрово, приведет к тому, «что православие перестанет существовать в его колыбели»[31].

Протестанты на Святой Земле

Быстрые успехи показала и протестантская пропаганда, стремившаяся утвердиться с 1840-х гг. Протестанты положили себе прочное основание, укрепившись в школах, больницах, земледельческих колониях. Одним из инструментов утверждения их влияния в Палестине стали научные библейские исследования. В этой связи показательна роль британского миссионера, генерала Чарльза Джорджа Гордона, совершившего паломничество в Святую Землю в 1883 г. Интерес ко Святой Земле неуклонно возрастал в Британии с середины XIX в., когда был основан Фонд исследований Палестины (1865), привлекший к своей деятельности многочисленных энтузиастов науки.

Гордон был несомненным представителем викторианской эпохи, стремившийся всюду утвердить влияние Британской империи. В то же время он отстаивал идеи библейской археологии, которая представляла собой осуществление борьбы протестантов против власти католической церкви, символизируя глубину проникновения евангелизма в английское общество, возродив интерес не только к Новому Завету, но и стремлению привести в соответствие духовную Библию с исторической. С этой точки зрения поиск места Гроба Господня, который осуществлял Гордон, стал тогда окончательным вызовом католической церкви[32].

Гордон был вдохновлен интеллектуальной атмосферой своего времени. Исторический, религиозный и научный контекст, следующий за наполеоновскими войнами, прогресс науки, включая теорию эволюции Дарвина, и возрождение религиозных верований и изучение Библии в Британии напрямую привело к взглядам Гордона на Святую Землю[33].

В результате археологических разысканий, оценка которых не входит в тематику статьи, Гордон пришел к весьма смелому заключению, что Христос был распят в другом месте, за пределами старого города, а сама его могила внешне, по очертаниям напоминала человеческую голову. Такая точка зрения ставила под сомнение, как мнение католиков, так и православных. Эта «революционная идея» Гордона становилась своеобразным вызовом традиционным представлениям о месте Голгофы.

К этим идеям Гордон подходил, опираясь на идеи Джона Нельсона Дарби, который скончался незадолго до прибытия Гордона в Палестину. Дарби был основателем так называемого диспенсационализма, что, в свою очередь, оказало влияние на его группу последователей, известную как Плимутские братья. В своих работах Дарби отождествлял реальный, исторический Иерусалим с духовным, что открывало огромные возможности для субъективных толкований евангельской истории[34].

В этой связи интересна оценка В.Н. Хитрово, данная им в его «Письмах о Святой Земле»:

Предположения Гордона так и остается предположением даже между его соотечественниками; о нем даже научного спора серьезно вести нельзя, так как бесспорных доказательств, кроме своих догадок, не представил. Таких предположений относительно Иерусалима, и именно потому, что это Иерусалим, а не другой город, много[35].

Отвергнув «научные аргументы» генерала Гордона, Хитрово пришел к выводу политическому, состоявшему в «самомнении» протестантов, особенно немцев. Он замечал, что протестанты, «не имея в Храме Воскресенья» принадлежащей им доли», протиснулись туда, куда их раньше не пускали[36].

Переписка В.Н. Хитрово с К.П. Победоносцевым, обстоятельные отчеты и исторические обзоры о протестантской и католической пропаганде должны были убедить в опасности этого феномена, привлечь внимание государственных лиц для активизации внешнеполитических усилий России в Палестине.

Ответом на инославную пропаганду и стало утверждение Императорского Православного Палестинского общества, которому была придана высшая государственная санкция. В.Н. Хитрово со всей убедительностью поставит вопрос об эффективности русского присутствия в Святой Земле. Для него была очевидна несогласованность духовной и светской власти в продвижении русских интересов в Палестине[37]. В этой связи он писал Победоносцеву, что больше четверти века с малыми перерывами длится «глухая борьба между Патриархатом, консулом и начальником духовной миссии»[38] .

Вместе с тем В.Н. Хитрово понимал, что судьба русского дела в Святой Земле зависела не только и не столько от материальных факторов, или «ежегодных щедрот государыни императрицы», но от самой поставки вопроса нашей политики в Палестине, о значении национально-религиозных приоритетов. Он заключал:

Мы не должны забывать завета нам данного ‒ защиты православия и помнить слова Робинзона: если католик-прирожденный союзник Франции, протестант ‒ Англии и Германии, то православный ‒ такой же союзник России[39].

Выводы

Переписка В.Н. Хитрово с К.П. Победоносцевым показывает, что отношения между двумя корреспондентами носили доверительный личный характер, а сам Победоносцев высоко оценивал экспертные оценки В.Н. Хитрово религиозно-политической обстановки вокруг Святой Земли. Многолетнее сотрудничество В.Н. Хитрово с обер-прокурором Святейшего Синода обусловливалось единством их религиозно-политических воззрений.

Лейтмотивом переписки В.Н. Хитрово является убеждение, что успех западной пропаганды зависел от политических интересов европейских стран. Регулярно и настойчиво В.Н. Хитрово докладывал К.П. Победоносцеву о необходимости координации светских (МИД, консулы в Палестине) и религиозных (Русская духовная миссия) институтов в реализации конфессиональной политики в Святой Земле, что отвечало идейным воззрениям самого К.П. Победоносцева о нравственной и воспитательной роли Церкви в государственной жизни России.

 

1 См.: Аничкова В.Н. Французская католическая миссия на Востоке // Сообщения Императорского Православного Палестинского общества. 1906. Т. 17. Вып. 3; Безобразов П.В. Инославная пропаганда в Палестине и Сирии // Сообщения Императорского Православного Палестинского общества. 1909. Т. ХХ. Вып. 3; Дмитриевский Д.С. Латинская уния в Палестине // Полтавские епархиальные ведомости. 1898. Т. 8.

2 См.: Греков Ф. Императорское Православное Палестинское Общество. Очерк его деятельности за 1882–1890-е гг. СПб., 1891.

3 См.: Успенский Ф.И. Конкуренция народов на Ближнем Востоке. Россия и Франция // Сообщения российского Палестинского общества. 1926. Т. 29. C. 1–27.

4 См.: Георгиев В.А. Внешняя политика России на Ближнем Востоке в конце 30–40-х гг. XIX века. М., 1975; Георгиев В.А., Киняпина Н.С., Панченкова М.Т., Шерест В.И. Восточный вопрос во внешней политике России: конец XVIII начало XX века. М., 1978.

5 См.: Лисовой Н.Н. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX начале XX в. М., 2006.

6 См.: Полунов А.Ю. К.П. Победоносцев и русские учреждения в Святой Земле // К.П. Победоносцев и русская духовная миссия в Иерусалиме в царствование императора Александра III. К 170-летию основания. М.; СПб., 2017.

7 Смирнова И.Ю. 1) Конфессиональная политика великих держав на христианском Востоке в 50–60-е гг. XIX в. // Христианство на Ближнем Востоке. 2017. № 1. C. 92; См. также: 2) Конфессиональный вектор внешней политики России: к истории взаимодействия МИДа и Св. Синода в XIX веке // Вестник исторического общества Санкт-Петербургской духовной академии. Научный журнал. 2021. № 3 (8). С. 351–360.

8 См.: К.П. Победоносцев и русская духовная миссия в Иерусалиме в царствование императора Александра III. К 170-летию основания. М.; СПб., 2017; Россия в Святой земле. Документы и материалы: в 3 томах. М., 2015; Хитрово В.Н. Собрание сочинений и писем. М.; СПб., 2011. Т. 1–3.

9 Победоносцев К.П. Государство и Церковь. М., 2011. Т. 1–2.

10 Смирнова И.Ю. Конфессиональный вектор… С. 353.

11 Там же.

12 Полунов А.Ю. К.П. Победоносцев и русские учреждения в Святой Земле // К.П. Победоносцев и русская духовная миссия... С. 20.

13 Победоносцев К.П. Государство и Церковь. М., 2011. Т. 2. C. 312.

14 Лисовой Н.Н. К истории русского духовного присутствия в Святой Земле и на Ближнем Востоке // Труды Института российской истории РАН. 1997–1998 гг. М., 2000. Вып. 2. С. 67.

15 Герд Лора. Константинопольская патриархия и Русская церковь перед революцией // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2016. №1 (34). С. 290.

16 Лисовой Н.Н., Микилева М.А. К истории русского духовного и политического присутствия в Святой Земле и на Ближнем Востоке // Россия в Святой земле. Документы и материалы. М., 2015. Т. 1. С. 38.

17 Письмо В.Н. Хитрово к Обер-прокурору Святейшего Синода К.П. Победоносцеву от 2 января 1882 // Россия в Святой земле. Документы и материалы в 3-х т. М., 2015. Т. 3. С. 98.

18 Письмо Обер-прокурора Св. Синода К.П. Победоносцева к помощнику председателя православного палестинского общества В.Н. Хитрово от 4 февраля 1883 г. // Россия в Святой земле... С. 123.

19 Хитрово В.Н. Православие в святой земле // Собрание сочинений и писем. М.; СПб., 2011. Т. 1. С. 130.

20 Хитрово В.Н. Иерусалимский вопрос. Записка, поданная Графу Е.В. Путятину 19 октября 1879 года // Собрание сочинений и писем. М.; СПб., 2011. Т. 1. С. 68.

21 Там же. С. 68.

22 Там же. С. 69.

23 Там же. С. 69.

24 Там же. С. 70.

25 К.П. Победоносцев и Русская духовная миссия в Иерусалиме в царствование императора Александра III. К 170-летию основания. СПб., 2017. С. 63.

26 Там же. С. 64.

27 Там же. С. 67.

28 Манцевич Л.Н. Французский Иерусалим // Христианство на Ближнем Востоке. 2020. № 3. С. 49.

29 К.П. Победоносцев и Русская духовная миссия… С. 67.

30 Там же. С. 69.

31 Там же.

32 Frantzman Seth J., Kark Ruth. General Gordon, Palestine Research Foundation and the Origins of 'Gordon's Calvary' in the Holy Land // Palestine Research Quarterly. 2008. № 2. P. 120.

33 Ibid. Р. 127.

34 Ibid. Р. 130.

35 Хитрово В.Н. Письма о Святой Земле // Сочинение сочинений и писем. М.; СПб., 2011. Т. 2. С. 11.

36 Там же. С. 12.

37 Дмитриевский А.А. Деятели Русской Палестины. СПб., 2010. С. 63.

38 К.П. Победоносцев и Русская духовная миссия… С. 82.

39 Там же. С. 83.

×

Об авторах

Владимир Владимирович Блохин

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: blokhin-vv@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0002-4901-2534

доктор исторических наук, профессор кафедры истории России

117198, Россия, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Список литературы

  1. Аничкова В.Н. Французская католическая миссия на Востоке // Сообщения Императорского Православного общества. 1906. № 3 (17). С. 352–362.
  2. Безобразов П.В. Инославная пропаганда в Палестине и Сирии // Сообщения Императорского Православного общества. 1909. № 3 (20). С. 405–420.
  3. Георгиев В.А. Внешняя политика России на ближнем Востоке в конце 30–40-х гг. XIX века. М.: Изд-во Московского университета, 1975.
  4. Георгиев В.А., Киняпина Н.С., Панченкова М.Т., Шерест В.И. Восточный вопрос во внешней политике России: конец XVIII – начало XX в. М.: Наука, 1978.
  5. Герд Л. Константинопольская патриархия и русская церковь перед революцией // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2016. № 1. С. 280–300.
  6. Дмитриевский А.А. Деятели Русской Палестины. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2010.
  7. Лисовой Н.Н. К истории русского духовного присутствия в Святой Земле и на Ближнем Востоке // Труды института российской истории РАН. 1997–1998. Вып. 2. С. 56–89. М.: ИРИ РАН, 2000.
  8. Лисовой Н.Н. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX и начале XX века. М.: Индрик, 2006.
  9. Лисовой Н.Н., Микилева М.А. К истории русского духовного и политического присутствия в Святой земле и на Ближнем Востоке: документы и материалы. М.: Индрик, 2015.
  10. Манцевич Л.Н. «Французский Иерусалим» // Христианство на Ближнем Востоке. 2020. № 3. С. 46–64.
  11. Победоносцев К.П. Государство и Церковь: в 2 томах. Том 2. М.: Институт Русской цивилизации, 2011.
  12. Полунов А.Ю. К.П. Победоносцев и русские учреждения в Святой Земле // К.П. Победоносцев и русская духовная миссия в Иерусалиме в царствование императора Александра III к 170-летию основания. М. – СПб.: Индрик, 2017. С. 19–27.
  13. Смирнова Л.Ю. Конфессиональная политика великих держав на христианском Востоке в 50–60-х гг. XIX в. // Христианство на Ближнем Востоке. 2017. № 1. С. 91–111.
  14. Смирнова Л.Ю. Конфессиональный вектор российской внешней политики: к истории взаимодействия МИДа и Св. Синода в XIX в. // Вестник исторического общества Санкт-Петербургской духовной академии. 2021. № 3. С. 351–360.
  15. Успенский Ф.И. Конкуренция народов на Ближнем Востоке и Франция // Сообщения российского Палестинского общества. 1926. Т. 29. С. 1–27.
  16. Францман С.Дж., Карк Р. «Генерал Гордон, Палестинский исследовательский фонд и истоки „Голгофы Гордона“ на Святой Земле» // Ежеквартальный журнал палестинских исследований. 2008. Т. 140. № 2. С. 119–136.
  17. Хитрово В.Н. Православие в Святой Земле // Собрание сочинений и писем. М.: Изд-во ИППО; СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2011.

© Блохин В.В., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах