Рецензия на книгу: Петров А.Ю. Петр Первый и освоение севера Тихого океана. Рязань: Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина, 2022. 280 с.

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

-

Полный текст

Монография ведущего российского специалиста по истории Русской Америки А.Ю. Петрова занимает особое место в серии публикаций, посвященных 350-летию со дня рождения великого российского реформатора – Петра Великого.

А.Ю. Петров в своей работе показывает, что Петр Великий «прорубил окно» и на Дальний Восток, и в Азиатско-Тихоокеанский регион. Петр I способствовал развитию торговых и культурных связей с Китаем. Именно он выбрал Витуса Беринга руководителем экспедиции, открывшей северо-запад Америки. Был задан импульс, в результате которого Российско-американская компания стала управлять огромной территорией на Курильских, Алеутских островах, Аляске и Форт-Россе в Калифорнии. Россия заявила о себе как арктическая держава. Произошло становление Тихоокеанского флота. Русская православная церковь доказала возможность мирного вовлечения коренных народов Сибири, Дальнего Востока и Америки в общее с Россией историко-культурное пространство.

Монография основана на многочисленных новых материалах из отечественных и зарубежных архивов, связанных с освоением земель на севере Тихого океана. Это – переписка и документы, принадлежавшие перу Петра I, а также широкому кругу лиц его эпохи: донесения первооткрывателей новых территорий, переписка между представителями России и зарубежных стран, указы, рапорты, отчеты, письма, докладные записки, инструкции, уведомления, циркуляры государственных органов на всем пространстве Российской империи: от Санкт-Петербурга до Дальнего Востока.

Книга включена в список основных мероприятий Правительства Российской Федерации, посвященных празднованию 350-летия со дня рождения Петра I. Дается характеристика Петровской эпохи и проведенных реформ, поэтому книга будет представлять интерес как для специалистов-историков, преподавателей и учащихся высшей и средней школ, так и для широкой общественности.

Книга состоит из вступительного слова «Петр I и становление Российской империи», написанного выдащимся российским ученым-историком, академиком А.О. Чубарьяном, в котором отмечается, что А.Ю. Петров  рассматривает начавшийся при Петре I процесс ускоренного развития российского государства, его экономики, культуры и роста национального самосознания, одновременного усиления торговых и дипломатических связей с Западной Европой и восточными соседями России, прежде всего с Китаем. Особое, ключевое место в работе отводится проблеме территориального расширения Российской империи, описанию хода экспедиций по изучению ее дальневосточных границ и севера Тихого океана, их истокам и последствиям как в локальном государственном, так и общемировом контекстах.

Книга состоит из 11 глав, документального приложения (по материалам отечественных архивов), списка персоналий Петровской эпохи («Птенцы гнезда Петрова»), избранной библиографии, именного указателя.

А.Ю. Петров счел целесообразным показать плавания, которые были осуществлены в начале XVIII в., рассмотреть этапы подготовки, ход и итоги Первой Камчатской экспедиции Беринга. Это стало продолжением его более ранних исследований1. Автор ставит задачу исследовать не только процесс самого плавания, но и обстоятельства его подготовки, особенности движения экспедиции сухим путем от Санкт-Петербурга через всю Россию на Камчатку. Этот сухопутный этап экспедиции, который занял более трех лет, изучен весьма слабо (историки Русской Америки о нем упоминают лишь вскользь), а без него оценить специфику самого плавания, его итоги и, главное, влияние на историю и наследие Русской Америки вряд ли возможно.

А.Ю. Петров включил специальную главу, посвященную преобразованиям конца XVII – первой четверти XVIII в. Поэтому данная монография может быть полезна широкому кругу читателей, в том числе преподавателям средних и высших учебных заведений. Кроме того, события на Тихоокеанском севере и сделанные там открытия могут быть поняты в контексте всех реформ внутренней и внешнеполитической эпохи преобразований. В связи с этим так называемое восточное направление политики Петра I рассмотрено дважды – в кратком, легкодоступном формате и подробном изложении хода всех экспедиций и плаваний. Дополнительные сведения по Петровской эпохе опубликованы автором в виде специального пособия для учителей2.

А.Ю. Петров приходит к закономерным выводам, что период освоения севера Тихого океана, начавшийся в XVII в., получил мощный импульс во время правления Петра I, которому было присуще многообразие талантов. Император сочетал деспотичность правления с простотой общения. Его отличала настойчивость в достижении поставленной цели. Петр I – патриот России, который был готов пожертвовать всем во имя ее процветания. Его жизнь была наполнена одной идеей – трудиться во благо государства. Он возвел государственные интересы в абсолютный приоритет. Реформы проводились в период напряженной войны за выход к морю, борьбы на южных рубежах империи и освоения ее восточных пределов. Вместе с этим Петр I долго вынашивал и перед самой кончиной предложил ряд мероприятий по изучению севера Тихого океана, реализация которых привела к формированию российской политики в Азиатско-Тихоокеанском регионе в XVIII в.

Петр Великий опирался на отечественный и мировой опыт географических исследований. В этом отношении весьма важным было посещение им Англии в ходе Великого посольства. Именно тогда, по всей видимости, он заинтересовался тем, что представляют собой очертания Америки со стороны Азии. В дальнейшем взгляды Петра развивались под влиянием западноевропейских ученых. Особенно важными были для него сведения Г. Лейбница и Н. Витсена. Однако решающей стала идея обеспечения безопасности и становления государственности на восточных рубежах империи.

Петров выделяет следующие составляющие движения русских на восток: военную (участие казачества), промысловую (участие поморов и представителей угро-финских народов и северо-запада России), культурную и правовую3, некоторые могут рассматриваться как в отдельности, так и в совокупности.

А.Ю. Петров справедливо пишет, что для первопроходцев Петровской эпохи «Америка» – термин, обозначавший не столько континент, сколько новую, неизвестную землю, границу. Поэтому историю освоения северной части Тихого океана в первой четверти XVIII в. нужно изучать как в узком (географическом), так и в широком контекстах. Широко это освоение рассматривается с позиции Петровских реформ и особенностей внешней политики, включая европейское, американское (Калифорния), восточное (Китай, Курильские острова) направления, которые, в свою очередь, продвигались государственными структурами или частными лицами. Хронологически можно отнести начало истории Русской Америки к эпохе Петровских реформ и целенаправленной стратегии государства по очерчиванию рубежей Российской империи и претензий на приобретение заморских колоний.

В освоении новых дальневосточных и граничащих с ними северотихоокеанских территорий в данный период А.Ю. Петров выделяет ряд этапов.

Первый этап, со второй половины XVII в. и до 1711 г., был продолжением политики изучения отдаленных территорий силами отдельных казацко-поморских отрядов. Все экспедиции с выходом в Тихий океан были сопряжены со смертельным риском. Кроме личных выгод и возможного получения повышения в званиях, денежных дивидендов и государственных наград, людьми двигало стремление решить важные государственные задачи даже ценой собственной жизни. Происходил постепенный переход от единичных экспедиций казаков и поморов к активному вовлечению государства в открытие новых территорий.

Второй этап, 1711–1722 гг., по праву считается «экспедиционно-исследовательским», поскольку ознаменовался направлением на Дальний Восток и к Тихому океану специально обученных геодезистов, использовавших современные им методы и изучавших окраины Российской империи. Поиски возможности морского путешествия из Охотска на Камчатку развивались одновременно с исследованиями южной оконечности полуострова. Инициатива данных исследований принадлежала казакам, которые проходили службу на Камчатке. Показателен поход И.П. Козыревского из Верхнекамчатского острога вдоль восточного побережья полуострова с выходом к северным Курильским островам. Плавания Ф.Ф. Лужина, И.М. Евреинова стали выдающимися отечественными достижениями в деле открытия и описания территорий на Тихоокеанском Севере.

Третий этап, 1723–1729 гг., связывается с принятием Петром I решения о направлении на север Тихого океана специальной экспедиции во главе с морским офицером. Экспедиция, наряду с основным вопросом Петровской инструкции – «о соединении Азии с Америкой», решала ряд задач и способствовала масштабным географическим исследованиям России на Дальнем Востоке и в Тихом океане. В ходе плаваний В. Беринга был заявлен государственный интерес по включению новых земель в общее историко-культурное пространство России, а также приобретен уникальный опыт взаимодействия различных культур и этносов. Были заложены основы политики европейских стран на севере Тихого океана. Важнейшим мотивом деятельности держав в этом регионе был внешнеполитический фактор, происходивший из опасений утратить сферу влияния в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

В ходе продвижения русских на север Тихого океана происходило взаимодействие с Китаем и Японией, освоение Курильских островов, решение внешнеполитических вопросов на восточных и западных границах Российской империи. Одним из важнейших стимулов для продвижения к берегам Тихого океана стало развитие русско-китайских отношений. Подготовка соглашений с Китаем, в том числе Кяхтинского трактата, проходила одновременно с формированием Первой Камчатской экспедиции В. Беринга. Оба события изменили и активизировали исторические процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Они вырабатывались в одно время и были взаимосвязаны.

Расширение Российской империи за счет присоединенных территорий Сибири, Дальнего Востока, Алеутских островов и северо-западного побережья американского континента сопровождалось распространением православия. Российские подданные – исследователи новых земель — в основном исповедовали православную веру. Они не только открывали, но и освящали присоединяемые территории, адаптировали их под социокультурные ценности православного человека. Продвижение русских людей на Восток и создание укреплений сопровождалось возведением часовен, церквей и монастырских обителей, которые в дальнейшем складывались в православные епархии. Церковь в Сибири стала одной из мощнейших конструктивных сил, опора на которую способствовала утверждению российского правления на дальних окраинах страны.

Как отмечается в монографии, в Петровскую эпоху в Сибири учреждается училище и в центре России – семинария Ростовской и Ярославской епархий. Реализация Петром вынашиваемого им проекта изучения пределов Российской империи и выхода к Тихому океану восходит к концу XVII в. Именно тогда молодой царь стремился укрепить власть в Сибири при поддержке Русской православной церкви. Сформированная в то время православная идентичность сохраняется и преумножается в наши дни. Идея о возможности перенесения культурной идентичности на огромные расстояния в процессе осознания пределов государства и взаимодействия с коренным населением была повторена уже в США в ходе экспедиции М. Льюиса и У. Кларка в 1804–1806 гг. Взаимодействие православных миссионеров и гражданских, а в дальнейшем колониальных властей, было заложено при Петре I. Основной проблемой оставалось отношение к коренным жителям. Выработке общей позиции способствовала деятельность Димитрия Ростовского, Филофея Лещинского. Следующий прорывной этап наступил уже при Германе Аляскинском, а основной завершился при Иннокентии (святитель) – митрополите Московском и Коломенском.

Идеи Петра I активно реализовывались и в ходе Второй Камчатской экспедиции, давшей, в свою очередь, старт десяткам плаваний частных купеческих компаний, в ходе которых были освоены Алеутские острова и часть побережья Аляски. Инициатива в освоении новых территорий перешла к купцам, среди которых выделяется деятельность Г.И. и Н.А. Шелиховых. Правительство возвратилось к намерению полномасштабного участия в освоении северной части Тихого океана уже в конце правления Екатерины II. В начале XIX в. была подготовлена и отправлена первая российская кругосветная экспедиция, профинансированная в большей степени за счет Российско-американской компании.

Россия получила контроль над Аляской, Алеутскими островами. Были основаны поселения в Калифорнии и на Гавайских островах. Фактически вся северная часть Тихого океана находилась в сфере интересов Российской империи. Все это стало возможным благодаря деятельности Петра I, заложившей фундамент будущей политики России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Развязка изучаемого нами процесса пришлась уже на середину XIX в. Она ознаменовалась включением Калифорнии в состав США, а затем покупкой Аляски и Алеутских островов у России.

Монография А.Ю. Петрова написана хорошим литературным языком. Она вносит большой вклад в изучение Петровской эпохи и истоков Русской Америки.

Книга может быть использована при подготовке специальных университетских курсов по истории России и международных отношений. Думается, что ее выход послужит импульсом для подготовки междисциплинарных исследований такого рода и изучение Русской Америки и наследия России в северной части Тихого океана будет продолжено.

 

1 Петров А.Ю. Витус Беринг: у истоков историко-культурного наследия Русской Америки // Вопросы истории. 2018. № 7. С. 12–29.

2 Петров А.Ю., Майер А.С. Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований: учебно-методическое пособие. М., 2022.

3 Петров А.Ю., Савельев И.В., митрополит Климент (Капалин). Становление колониального права в Русской Америке // Российская история. 2015. № 4. С. 101–111.

×

Об авторах

Вардан Эрнестович Багдасарян

Московский государственный областной педагогический университет

Email: vardanb@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-4895-5108

д-р истор. наук, профессор, декан факультета истории, политологии и права, заведующий кафедрой истории России средних веков и нового времени

105005, Россия, Москва, ул. Радио, 10А

Сергей Иванович Реснянский

Московский государственный областной педагогический университет; Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: s-r44@yandex.ru
д-р истор. наук, профессор кафедры истории России средних веков и нового времени, Московский государственный областной университет; профессор кафедры истории России, Российский университет дружбы народов 105005, Россия, Москва, ул. Радио, 10А; 117198, Россия, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Список литературы

  1. Петров А.Ю. Витус Беринг: у истоков историко-культурного наследия Русской Америки // Вопросы истории. 2018. № 7. С. 12–29.
  2. Петров А.Ю., Майер А.С. Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований: учебно-методическое пособие. М.: ГАУГН-Пресс, 2022. 76 с.
  3. Петров А.Ю., Савельев И.В., митрополит Климент (Капалин). Становление колониального права в Русской Америке // Российская история. 2015. № 4. С. 101–111.

© Багдасарян В.Э., Реснянский С.И., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах