Передача государственных функций в сфере физической культуры и спорта общественным организациям в 1960-е гг.

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Изучаются общественные организации, действовавшие в советский период и выполнявшие государственные функции в области физической культуры и спорта. Особое внимание уделяется ранее малоизученным вопросам взаимодействия Союза спортивных обществ и организаций СССР с государственными органами. Источниковой базой статьи являются нормативно-правовые акты, регулировавшие деятельность этой организации, а также впервые вводимые в научный оборот документы Калининградского областного Союза спортивных обществ и организаций. Задачей статьи является изучение советского опыта передачи государственных функций в сфере физической культуры и спорта общественным организациям. Либерализация общественной жизни в период «оттепели» оказала существенное влияние на положение общественных организаций в советской политической системе. Одной из форм такого привлечения стала передача государственных функций общественным организациям. В результате они получили возможность принимать властные решения в определенной общественной сфере. Союз спортивных обществ и организаций СССР стал уникальной организацией, полностью заменившей государственный орган в сфере физической культуры и спорта. На основе изученного материала автор приходит к выводу, что ликвидация Союза спортивных обществ и организаций СССР в 1968 г. совпала с другими процессами, направленными на свертывание демократических начал в общественно-политической жизни СССР. Почти десять лет деятельности этой организации показали, что передача государственных функций в руки общественности является вполне возможной.

Полный текст

Введение

В ранний советский период общественные организации формально обладали самостоятельностью. С 1930-х гг. начался постепенный процесс их огосударствления, и уже после Великой Отечественной войны некоторым общественным организациям были переданы отдельные государственные функции. К примеру, в 1947 г. Всесоюзное Лекционное Бюро при Министерстве высшего образования СССР было преобразовано во Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний, которому была передана вся лекционная работа с населением. Кульминацией этого процесса стало создание в 1959 г. Союза спортивных обществ и организаций СССР, который заменил собой государственный орган в сфере физической культуры и спорта и на общественных началах осуществлял руководство этой сферой. Создание данной общественной организации можно расценивать как своеобразный эксперимент, поскольку ни до, ни после в СССР не существовало такой общественной организации, которая бы полностью заменила собой государственный орган общесоюзного масштаба.

Учет исторического опыта может положительно сказаться на дальнейшем развитии взаимодействия государства и гражданского общества в современной России, в том числе в спортивной сфере. По мнению зарубежных исследователей, одной из главных проблем управления спортом в XXI в. являются отношения между государством и организациями третьего сектора[1]. К аналогичным выводам приходит и И.М. Амиров. Он указывает, что ключевым вопросом для системы управления спортивным правопорядком является определение границ государственного вмешательства в деятельность общественных спортивных организаций[2].

Можно отметить, что исследованием этой проблемы занимаются многие зарубежные ученые[3]. Отдельно стоит выделить исследования, посвященные изучению советского спорта[4], в которых авторы пытаются найти баланс между государственными и общественными интересами в спортивной сфере, сформировать эффективные механизмы сотрудничества государственных органов и институтов гражданского общества.

А.А. Григоркевич, З.Г. Сактаганова, T. Тревисани выделяют два периода в изучении советского спорта: послевоенный период (1950-е – 1991 гг.) и период с 1991 г. по настоящее время. В первый период «история советского спорта и физической культуры в советской повседневности не являлась предметом специального исследования в научной литературе». Во второй период авторы начинают анализировать социокультурные аспекты советского спорта, взаимодействие властных структур и представителей спорта, роль физической культуры в советской повседневности[5]. Советские и современные работы, посвященные истории советского спорта, подробно описаны в труде А. Суника[6].

Сейчас наблюдается интерес к конкретным добровольным обществам или к региональным аспектам физической культуры. В исследованиях Л.А. Королевой и Е.А. Нурдыгина на материалах Пензенской области изучается работа местных спортивных обществ[7]. Т.В. Сарычева в монографии показывает развитие физкультурного движения на материалах Западной Сибири[8].

Т.А. Мухаматулин, анализируя преимущественно зарубежные исследования, отмечает, что тема советского спорта все больше вступает во взаимодействие с историей советского общества, гендерной историей, историей национальностей. По его мнению, «часть историков советского спорта по-прежнему фокусируется на государстве и его политике в области спорта»[9].

При этом советские спортивные общественные организации остаются слабо изученными. Между тем обращение к истории деятельности Союза спортивных обществ и организаций СССР позволит лучше понять, какое положение занимали общественные организации в советском государстве. Использование микроисторического подхода даст возможность выйти за рамки генерализирующих обобщений о советской государственно-партийной системе и рассмотреть на материале исторических источников конкретные аспекты передачи некоторых государственных функций общественным организациям.

Передача государственных функций спортивным обществам

В 1959 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли совместное постановление, согласно которому был создан Союз спортивных обществ и организаций СССР (далее – Союз спортивных обществ). К тому времени советские спортивные общества уже объединяли большое количество граждан СССР. Как тогда, так и сейчас спортивные организации являются важными объектами для изучения, поскольку они составляют значительную часть добровольного сектора во многих странах. Например, в Дании они составляют самую большую часть от общего числа организаций и членов[10].

Союз спортивных обществ изначально создавался именно как общественная организация, которой передавались государственные функции в сфере физической культуры и спорта. Главной задачей этой организации было «дальнейшее массовое развитие физической культуры и спорта в стране как одного из важных средств коммунистического воспитания молодежи, укрепления здоровья и подготовки трудящихся к высокопроизводительному труду и защите Родины»[11].

Новая общественная организация существенно отличалась от аналогичных организаций того времени, например, от Всероссийского общества содействия охране и озеленению населенных пунктов и от Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний. Две последние организации были созданы и функционировали по старым правилам: над ними стояли профильные государственные органы, а своей деятельностью они лишь способствовали реализации государственных задач и не могли самостоятельно определять приоритеты своей работы.

Союз спортивных обществ был принципиально иной организацией. Над ним не было профильного государственного органа, поскольку Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР был упразднен с 1 марта 1959 г. Проведение столь масштабного эксперимента по передачи государственных функций общественности можно объяснить несколькими причинами.

Во-первых, во всем мире в это время наблюдается всплеск интереса со стороны государства к приобщению граждан к физической культуре. Этот процесс особо заметен в скандинавских странах. Например, датские муниципалитеты с конца 1960-х гг. начинают бесплатно предоставлять помещения для проведения мероприятий для детей и молодежи в спортивных клубах, скаутских группах и т. д.[12] В это же время в Финляндии увеличиваются государственные расходы на общественные спортивные сооружения и другую инфраструктуру в рамках проводимой политики «Спорт для всех»[13]. На сегодняшний день такая политика и взаимоотношения между правительством (как финансирующим) и добровольным спортивным клубным сектором (как исполняющим) рассматривается в качестве доминирующего направления в управлении спортом[14]. В Великобритании и США именно локальные общественные организации при поддержке муниципальных властей занимаются развитием массового спорта[15].

Следовательно, мероприятия, проводимые советской властью, оказались органически встроенными в общемировой процесс создания условий для занятия спортом.

Во-вторых, после смерти И.В. Сталина партия и правительство провозгласили курс на возвращение к ленинским идеям. Для периода оттепели было характерно критическое отношение к деятельности И.В. Сталина и всему его правлению. Здесь можно привести слова Н.Т. Савенкова, который пишет, что «период культа личности Сталина, хотя и не мог изменить природы социалистического строя, однако задержал процесс перерастания социалистической государственности в коммунистическое общественное самоуправление»[16].

Решение ХХ съезда КПСС, осудившего культ личности и репрессивную политику, вылилось не только в формирование диссидентского движения, инакомыслия, но и в передачу государственных функций общественным организациям. Многие считают, что именно диссидентское движение стало толчком к развитию гражданского общества. Например, к такому выводу приходит М. Киллингсворт, рассматривая значение диссидентского движения в Чехословакии, ГДР и Польше[17].

Д. Литч указывает: «Советские граждане еще до горбачевской революции 1980-х годов стали избегать регламентации официальных организаций, включая добровольные общества, в пользу всякого рода спонтанных, подлинно автономных объединений». Особо он подчеркивает, что этот процесс начался в период нахождения у власти Хрущева, когда граждане стали создавать неформальные группы по интересам: спорт, рок, защита окружающей среды[18].

Не умаляя значения диссидентства, все же стоит сказать, что и легально действующие общественные организации сыграли существенную роль в становлении гражданского общества на постсоветском пространстве. Хоть участие в них часто носило формальный характер, граждане все же приобретали опыт взаимодействия с властью, налаживали горизонтальные связи с другими общественными организациями, занимались разрешенным гражданским активизмом. Однако некоторые ученые придерживаются другого мнения. Х. Алиев и вовсе считает, что коммунистические общественные организации были крайне непопулярны и потому никогда не могли выполнять функции гражданского общества[19].

В-третьих, значительное улучшение в СССР физкультурной и спортивной работы среди различных общественных организаций также послужило причиной передачи государственных функций Союзу спортивных обществ. К этому времени государство уже активно занималось централизацией спортивных обществ.

Уже в начале 1950-х гг. происходит создание республиканских спортивных обществ колхозников. Хотя общества были республиканские, однако их учреждение происходило путем директивного указания из союзного органа (Совет Министров СССР), который давал разрешение республиканским Советам Министров создать добровольное спортивное общество. Помимо этого, Совет Министров СССР устанавливал порядок финансирования этих обществ, поручал республиканскому Совету Министров по согласованию с Комитетом по делам физической культуры и спорта при Совете Министров СССР утвердить Устав добровольного спортивного общества колхозников, смету и штатное расписание общества. Важно сказать, что такой порядок учреждения общественных организаций не был предусмотрен действующим на тот момент Положением о добровольных обществах 1932 г.[20] Это еще раз свидетельствует о том, что нормы данного Положения в послевоенное время существенно исказились.

Активное создание спортивных обществ происходило в период позднего сталинизма. По данным М.Г. Сотникова, в Сталинграде по состоянию на 1 января 1947 г. имелось 22 добровольных спортивных общества[21]. Однако развитие спорта в сельской местности происходило крайне медленно. Для ускорения этого процесса и объединения всех сельских спортивных обществ в 1950 г. принимаются постановления Совета Министров СССР о создании добровольных спортивных обществ на Украине, в Латвии, Грузии, Белоруссии, РСФСР, Узбекистане, в 1951 г. – в Литве, Эстонии, Азербайджане, Казахстане, Армении, Таджикистане, Молдавии, Туркмении[22]. Все эти организации потом активно включатся в работу Союза спортивных обществ и организаций[23].

В это же время существовали и иные добровольные спортивные общества, которые занимались физкультурно-массовой, оздоровительной и спортивной работой среди определённого контингента населения: «Динамо» – работники МВД, КГБ и их подведомственные организации; «Труд» – крупная и средняя промышленность, средние учебные заведения промышленного профиля; «Трудовые резервы» – училища профессионально-технического образования и т. д.[24]

Зарубежные исследователи указывают, что спортивные организации – это такая же важная арена для социальной интеграции, как и другие добровольные организации. Они объединяют людей посредством совместной деятельности в рамках организационной структуры, где преобладают горизонтальные социальные отношения и где стратегические властные отношения менее очевидны, чем в большинстве других областей повседневной жизни[25]. Такое большое количество спортивных обществ в советский период позволяло гражданам налаживать социальные контакты, заниматься физической культурой и спортом, разнообразно проводить свой досуг.

Отечественные авторы, занимающиеся государственным регулированием в сфере физической культуры и спорта, считают, что принцип автономности (автономии) является одним из важнейших принципов организации общественных отношений и деятельности в области спорта. По мнению А.И. Понкиной, одной из причин автономии спорта является специфическая структура спорта, которая представляет собой децентрализованную самореферентную и самовоспроизводящуюся систему, включающую огромный массив разнообразных спортивных организаций. Автор подчеркивает, что публичная власть просто не в состоянии эффективно и с должной пертинентностью управлять всем этим массивом и потому вынуждена делегировать часть своих полномочий саморегулируемым структурам в области спорта[26].

Возможно, что именно большое количество добровольных спортивных обществ и неспособность государственной власти эффективно ими управлять подтолкнули к созданию Союза спортивных обществ, наделенного некоторой автономностью.

Из-за всех вышеперечисленных причин в постановлении об учреждении Союза спортивных обществ провозглашалось, что «на современном этапе коммунистического строительства <…> имеются все возможности для того, чтобы физкультурное движение в нашей стране было полностью основано на широких демократических началах и руководство им осуществлялось выборной общественной организацией»[27].

Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР «О руководстве физической культурой и спортом в стране» было принято 9 января 1959 г. Аналогичное постановление на уровне РСФСР принимается 13 февраля 1959 г.[28] Оба постановления предписывали создать союзы спортивных обществ в регионах.

По сути, Комитет по физической культуре и спорту заменялся Союзом спортивных обществ, поскольку последний наделялся некоторыми государственными функциями, в частности, на него возлагались «перспективное планирование физической культуры и спорта в стране; разработка программно-методических материалов; планирование и проведение всесоюзных соревнований; организация международных спортивных связей; подготовка и распределение физкультурных кадров; руководство научно-исследовательской работой в области физической культуры и спорта; координацию планов производства и распределения спортивного инвентаря и строительства спортивных сооружений».

Исходя из этого, только КПСС и Совет Министров СССР могли влиять на деятельность Союза спортивных обществ, именно они утверждали устав, структуру и штаты этой организации. Данное обстоятельство не позволяет говорить о полной автономности Союза спортивных обществ. Автономности спорта присуще такие черты, как независимость спортивных организаций в определении, установлении и формировании своей внутренней иерархической организации, автономность сферы спорта от санкционирования, вмешательства и давления со стороны публичной власти, автономность сферы спорта от идеологически, политически или религиозно вторжения[29]. Поэтому Союз спортивных обществ обладал лишь частичной самостоятельностью.

Все материально-техническое обеспечение, финансы, подведомственные учреждения и предприятия Комитета по физической культуре и спорту передавались Союзу спортивных обществ. До 1962 г. общественной организации выделялись средства из союзного бюджета для проведения спортивной и физкультурной работы, а с 1962 г. выдача средств была прекращена[30], и Союз спортивных обществе перешел на самоокупаемость.

Решение передать управление физической культурой и спортом в руки общественности нашло положительный отклик у населения. Председатель Калининградского городского Совета Союза спортивных обществ и организаций на одном из собраний сказал: «Постановление ЦК партии и Совета Министров СССР об упразднении комитетов по физкультуре и спорту в нашей стране было встречено спортсменами и общественностью Калининграда с единодушным одобрением. Такая горячая поддержка вызвана тем, что Союз спортивных обществ и организаций будет не государственным, а общественным органом. Это в свою очередь позволит привлечь к руководству физкультурой и спортом широкий актив не только из числа спортсменов, но из числа комсомольских и профсоюзных органов. Это вызвано жизненной необходимостью, так как комитеты физкультуры и спорта в своей работе допустили ряд серьезных ошибок и имели ограниченные функции»[31].

Организационную структуру одного из региональных Союзов спортивных обществ можно рассмотреть на примере Калининградской области. По состоянию на 7 апреля 1961 г. Калининградский областной Союз спортивных обществ и организаций объединял 7 городских и 14 районных Советов союза, 7 добровольных спортивных обществ. За два года существования областного совета ряды физкультурников выросли на 31 тысячу человек. В области насчитывалось 548 коллективов физкультурников, из которых 19 – объединенных[32].

Таким образом, вся структура Союза спортивных обществ и организаций СССР органично совпадала с административно-территориальным делением страны. Первичными организациями были коллективы физкультурников, которые объединялись в добровольные спортивные общества. Они объединялись в районные или городские союзы спортивных обществ и организаций, те – в областные союзы. Республиканские союзы формировались из областных союзов и из добровольных спортивных обществ республиканского масштаба. Союз спортивных обществ и организаций СССР должен был координировать их работу, проводить общегосударственную политику в сфере спорта в жизнь.

Союз спортивных обществ, являясь формально общественной организацией, был теснейшим образом связан с государственными органами. Иностранные ученые подчеркивают, что современные организованные правительством неправительственные организации (government-organized, non-governmental organization – GONGO) чаще всего являются продолжением правительственного аппарата, хотя и имеют формальную автономию от него[33]. Рассмотрев взаимоотношения государственных, партийных, профсоюзных органов с Союзом спортивных обществ, можно будет в этом убедиться.

Основные направления деятельности Союза спортивных обществ и организаций СССР

Союзу спортивных обществ предписывалось осуществлять тесное сотрудничество с профсоюзными организациями и ВЛКСМ, которые выступали в качестве участников горизонтальных связей в социалистическом варианте гражданского общества. Совместно с ними Союз спортивных обществ должен был добиться «значительного роста числа занимающихся физкультурой и спортом», «внедрения производственной гимнастики среди рабочих и служащих на предприятиях», «принять меры к развитию массового туризма, охоты, рыбной ловли; создать необходимый прокатный фонд лыж, коньков, велосипедов, лодок при парках и стадионах» и многое другое.

Всероссийский совет Союза спортивных обществ и организаций и Всесоюзный совет добровольных спортивных обществ профсоюзов организовывали социалистическое соревнование автономных республик, краев, областей и городов РСФСР за лучшую постановку физкультурной и спортивной работы среди населения.

Союз спортивных обществ должен был также сотрудничать со школами, с высшими и средними учебными заведениями, директорам совхозов, правлениям колхозов, Госпланом СССР, Министерством финансов СССР, Министерством культуры СССР, Государственным комитетом по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР, Министерством высшего образования СССР, Министерствами просвещения союзных республик и другими министерствами, ведомствами, общественными организациями.

Отдельным направлением в работе Союза спортивных обществ выступало развитие спорта в сельской местности. По поручению Верховного Совета РСФСР от 26 октября 1960 г. Союзу спортивных обществ и организаций совместно с исполнительными комитетами субъектов РСФСР было необходимо «в ближайшие два-три года построить в каждом колхозе и совхозе с привлечением сельской общественности спортивные сооружения»[34]. Принятие такого решения объясняется слабой вовлеченностью сельского населения в спортивно-массовую работу. В некоторых районах Калининградской области к 1961 г. физкультурников было менее 10 %. В Нестеровском районе их число составляло лишь 4,3 %, в Гурьевском – 7,4 %, в Гусевском – 9,4 %[35].

В рамках сотрудничества с Комитетом по кинематографии при Совете Министров СССР Союз спортивных обществ и организаций СССР и Союз кинематографистов СССР проводили совместный Всесоюзных фестиваль спортивных фильмов. Первый такой фестиваль был проведен в Москве в декабре 1966 г. Интересно отметить, что помимо прочих призов и премий на фестивале вручали специальный приз за «лучшее исполнение роли героя, воплощающего гармоническое сочетание духовных и физических качеств»[36].

Положение о II Всесоюзном фестивале спортивных фильмов было утверждено 21 октября 1968 г. приказом Комитета по кинематографии при Совете Министров СССР и Центрального совета Союза спортивных обществ и организаций СССР. 5 августа 1967 г. коллегией Министерства просвещения СССР было утверждено Положение о коллективе физической культуры общеобразовательной школы, которое до этого было согласовано с президиумом Центрального совета Союза спортивных обществ и организаций СССР и ЦК ВЛКСМ[37]. Данные примеры еще раз подчеркивают, что общественная организация не воспринималась как отделенная от государства, она являлась одним из проводников государственной политики, поэтому и стояла на одном уровне с комитетом при Совете Министров СССР.

Еще одним важным направлением в работе Союза спортивных обществ было улучшение физического воспитания учащихся. В рамках реализации этой задачи Союз спортивных обществ тесно сотрудничал с вузами. Вместе они организовывали летние оздоровительно-спортивные лагеря, в которых помимо учебно-тренировочных занятий по видам спорта были организованы спартакиады, соревнования и спортивные встречи, а также проводилась подготовка инструкторов-общественников и судей по видам спорта. Также там осуществлялась политико-воспитательная и культурно-массовая работа со студентами: проводилась политинформация, лекции и беседы, встречи самодеятельности. Студенты принимали активное участие в сельскохозяйственных работах в ближайших колхозах и совхозах, строительстве хозяйственных и спортивных сооружений, оказывали помощь в организации физкультурной, спортивной и культурно-массовой работы в колхозах и пионерских лагерях[38].

В феврале 1964 г. Бюро ЦК КПСС по РСФСР и Совет Министров РСФСР приняли постановление о состоянии и мерах по улучшению физического воспитания учащихся в общеобразовательных школах республики. Это постановление обязало все спортивные общества, соответствующие министерства и ведомства, а также местные Советы в течение двух лет построить и оборудовать при каждой школе комплексные спортивные площадки, пополнить школы спортивным инвентарем и оборудованием, создать необходимые условия для физкультурно-массовой работы по месту жительства детей и подростков, бесплатно предоставлять имеющиеся у спортивных обществ физкультурные сооружения и инвентарь[39]. Учащиеся техникума (училища) должны ежегодно принимать участие в массовых спортивных мероприятиях и соревнованиях по отдельным видам спорта, проводимых местными, городскими (районными) советами Союза спортивных обществ и организаций[40].

В 1966 г. принимается постановление Совмина СССР «Вопросы развития физической культуры и спорта», которое возложило множество дополнительных задач на Союз спортивных обществ. К примеру, Центральному совету Союза спортивных обществ и организаций СССР и некоторым государственным органам поручалось вести систематическую работу по повышению квалификации учителей физкультуры, преподавателей физического воспитания, тренеров и других специалистов по физической культуре и спорту[41].

Однако уже в 1967 г. в работе добровольных обществ, в том числе и Союза спортивных обществ, выявились трудности с координацией работы по организации физкультурной и оборонно-массовой работы в школах и средних специальных учебных заведениях. По мнению одного из депутатов Верховного Совета СССР, в их работе «пока еще нет четкой системы», усилия и средства органов народного образования, комсомола, ДОСААФ, спортивных обществ и организаций разобщены[42].

Таким образом, на Союз спортивных обществ и организаций было возложено множество государственных функций, что вылилось в его перегруженность. Разноплановые задачи, стоявшие перед ним, должны были базироваться исключительно на общественной инициативе, энтузиазме граждан. К этому необходимо еще прибавить огромное количество отчетности, согласование многих решений с партией, ВЛКСМ, профсоюзами, военными частями, отделами образования и т. д. В итоге Союз спортивных обществ и организаций просуществовал менее 10 лет.

По мнению Т.П. Коржихиной, передача функций государства по руководству спортом и физической культурой общественной организации была преждевременной[43]. 17 октября 1968 г. принимается совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, которым образовывается союзно-республиканский Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР на базе Центрального совета Союза спортивных обществ и организаций СССР[44]. На уровне РСФСР аналогичное положение принимается 25 ноября 1968 г.[45]

Выводы

«Ленинские нормы жизни», «коммунистическое общество» и в те времена были недостижимыми идеалами. Передача государственных функций в сфере физической культуры и спорта в 1960-е гг. до сих пор является уникальным случаем в российской истории и примером возможного сотрудничества государства и общественных организаций.

Изучение советского периода представляется сейчас крайне актуальным. Многие государственные деятели заявляют о важности гражданского общества, о необходимости шире привлекать общественность к решению насущных проблем. В этом отношении советский опыт, бесспорно, является ценным источником знаний.

С одной стороны, в Советской России можно найти множество примеров привлечения граждан и организаций к государственному управлению. Помимо приведенного в статье Союза спортивных обществ и организаций СССР некоторые государственные функции передавались Всесоюзному обществу «Знание», Всероссийскому обществу охраны природы и другим организациям, объединяющим большое количество неравнодушных людей.

С другой стороны, эти общественные организации не могли сформировать собственную повестку, хоть как-нибудь отличную от линии партии и правительства. По мысли ученых того времени, общественным организациям не нужно было уравновешивать правительство, ведь противоречий в советском обществе нет, оно едино в стремлении построить коммунизм.

 

1 Groeneveld M. European Sport Governance, Citizens, and the State. Finding a (Co-) Productive Balance for the Twenty-First Century // Public Management Review. 2009. Vol. 11. № 4. P. 342.

2 Амиров И.М. Спортивный правопорядок в России и за рубежом // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2014. № 4. С. 395.

3 Agergaard S., la Cour A. Governing integration through sports // Nordic Journal of Migration Research. 2012. Vol. 2. № 1. P. 26–34; Giulianotti R., Itkonen H., Nevala A., Salmikangas A.-K. Sport and Civil Society in the Nordic Region // Sport in Society. 2017. Vol. 22. P. 1–15; Seippel O. Sports in Civil Society: Networks, Social Capital and Influence // European Sociological Review. 2007. Vol. 24. № 1. P. 69–80.

4 Grant S. Physical Culture and Sport in Soviet Society: Propaganda, Acculturation, and Transformation in the 1920s and 1930s. New York, 2013; Zeller M. Sport and Society in the Soviet Union. The Politics of Football after Stalin. London, 2018.

5 Григоркевич А.А., Сактаганова З.Г., Тревисани Т. Российская историография истории развития физкультуры и спорта в повседневной жизни советских людей во второй половине 20 в. // Вестник Карагандинского университета. Серия: История. Философия. 2017. Т. 86. № 2. С. 32–37.

6 Суник А. Очерки отечественной историографии истории физической культуры и спорта. М.: Советский спорт, 2010.

7 См., например: Нурдыгин Е.А., Королева Л.А., Давыдов А.С., Кочергин В.А. Государственная политика в сфере физической культуры и спорта в СССР. 1945–1959 гг. (по материалам Пензенской области): монография. Пенза, 2015 и др. работы авторов.

8 Сарычева Т.В. Советская система физической культуры как социокультурный феномен ХХ века (на примере Западной Сибири, 1920–1991 гг.). Томск, 2019.

9 Мухаматулин Т.А. «Серьезная забава»: советский спорт в современной историографии // Историческая экспертиза. 2020. № 1 (22). С. 356–365.

10 Østerlund K., Seippel Ø. Does membership in civil society organizations foster social integration? The case of danish voluntary sport organizations // Journal of Civil Society. 2013. Vol. 9. № 4. P. 392.

11 Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 9.01.1959 № 56 «О руководстве физической культурой и спортом в стране» // Собрание постановлений Правительства СССР. 1959. № 1. Ст. 1.

12 Ibsen B., Levinsen K. Collaboration between sports clubs and public institutions // European Journal for Sport and Society. 2019. Vol. 16. № 2. P. 188.

13 Giulianotti R., Itkonen H., Nevala A., Salmikangas A.-K. Sport and Civil Society in the Nordic Region... P. 3.

14 Vos S., Breesch D., Késenne S., Van Hoecke J., Vanreusel B., Scheerder J. Governmental subsidies and coercive pressures. Evidence from Sport Clubs and Their Resource Dependencies // European Journal for Sport and Society. 2011. Vol. 8. № 4. P. 274.

15 Долматова Т.В., Зубкова А.В., Селезнева Е.А., Пухов Д.Н. Организация физической активности и массового спорта на уровне местного самоуправления: сравнительный анализ зарубежного опыта // Теория и практика физической культуры. 2019. № 12. С. 53–55.

16 Савенков Н.Т. Некоторые вопросы осуществления постоянными комиссиями местных Советов функций органов управления // Ученые записки. М., 1964. Вып. 3 (20). С. 68.

17 Killingsworth M. Opposition and dissent in Soviet type regimes: Civil society and its limitations // Journal of Civil Society. 2007. Vol. 3. № 1. P. 59–79.

18 Leitch D. Society in motion: Russia’s emerging voluntary sector // Nonprofit Management and Leadership. 1996. Vol. 7. № 4. P. 423.

19 Aliyev H. Post-communist civil society and the Soviet legacy: Challenges of democratisation and reform in the Caucasus. Basingstoke, 2015. P. 84.

20 Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 10.07.1932 «Об утверждении Положения о добровольных обществах и союзах» // Собрание узаконений РСФСР. 1932. № 74. Ст. 331.А.

21 Сотников М.Г. Развитие добровольных спортивных обществ Сталинграда в 1946–1951 гг. (по материалам Центра документации новейшей истории Волгоградской области) // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015. № 9–10 (104). С. 214.

22 Собрание действующего законодательства СССР. Том 46: Раздел XXIII: Законодательство о здравоохранении, физической культуре и спорте; Раздел XXIV: Законодательство о браке и семье / Министерство юстиции СССР. М., 1976. С. 364–372.

23 Нурдыгин Е.А., Королева Л.А. Физическая культура и спорт на селе в республиках СССР в середине 1960-х гг. // Образование и наука в современном мире. Инновации. 2018. № 4 (17). С. 97–105.

24 Cм. подробнее: Сорокина О.Г. Студенческое спортивное общество «Буревестник»: становление и развитие в Чувашской АССР // Вестник Чувашского университета. 2007. № 3. С. 61.

25 Østerlund K., SeiPpel Ø. Does membership in civil society… P. 396.

26 Понкина А.И. Автономность спорта как теоретико-правовая проблема // Право и современные государства. 2013. № 1. С. 36–37.

27 Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 09.01.1959 № 56 «О руководстве физической культурой и спортом в стране» // Собрание постановлений Правительства СССР. 1959. № 1. Ст. 1.

28 Постановление Совета Министров РСФСР от 13.02. 1959 № 165 «О руководстве физической культурой и спортом в РСФСР» // СП РСФСР. 1959. № 2. Ст. 15.

29 Понкина А.И. Теоретико-правовые основы интерпретации автономности спорта // Право и образование. 2013. № 3. С. 69–78.

30 Собрание действующего законодательства СССР. Том 17: Раздел V: Законодательство о финансах и кредите. Книга 4 / Министерство юстиции СССР. М., 1975. С. 348.

31 Государственный архив Калининградской области (далее – ГАКО). Ф. Р-91. Оп. 1. Д. 5. Л. 4.

32 Там же. Ф. Р-91. Оп. 1. Д. 125. Л. 4–5

33 Hasmath R., Hildebrandt T., Hsu J. Y.J. Conceptualizing government-organized non-governmental organizations // Journal of Civil Society. 2019. Vol. 15. P. 267–284.

34 Постановление Верховного Совета РСФСР от 26.10.1960 «О состоянии и мерах по улучшению культурного обслуживания сельского населения РСФСР» // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1960. № 40. Ст. 585.

35 ГАКО. Ф. Р-91. Оп. 1. Д. 125. Л. 6.

36 Кинофикация, кинопрокат, кинопромышленность: Систематизированный сборник нормативных актов и ведомственных указаний / Комитет по кинематографии при Совете Министров СССР. Управление кинофикации и кинопроката. М.: Искусство, 1972. С. 31–32.

37 Справочник директора школы: Сборник законодательных, руководящих и инструктивных материалов. М., 1971. С. 134–138.

38 ГАКО. Ф. 91. Оп. 1. Д. 1. Л. 4–5.

39 Заседания Верховного Совета РСФСР шестого созыва: Третья сессия (10–11 июня 1964 г.): Стенографический отчет. М.: Издание Верховного Совета РСФСР, 1964. С. 110.

40 Инструктивное письмо Минвуза СССР от 06 мая 1965 г. № И-34 «О порядке проведения физического воспитания учащихся средних специальных учебных заведений» // СПС «КонсультантПлюс».

41 Постановление Совета Министров СССР от 11.08.1966 № 671 «Вопросы развития физической культуры и спорта» // Собрание постановлений Правительства СССР. 1966. № 18. Ст. 160.

42 Заседания Верховного Совета СССР седьмого созыва: Третья сессия (10–12 октября 1967 г.): Стенографический отчет. М.: Издание Верховного Совета СССР, 1967. С. 391.

43 Коржихина Т.П. Советское государство и его учреждения: ноябрь 1917 г. – декабрь 1991 г. М., 1995. C. 293–294.

44 Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 17.10.1968 № 826 «Об улучшении руководства физической культурой и спортом в стране» // Собрание постановлений Правительства СССР. 1968. № 20. Ст. 139.

45 Постановление Совета Министров РСФСР от 25.11.1968 № 750 «Об улучшении руководства физической культурой и спортом в РСФСР» // Собрание постановлений Правительства РСФСР. 1968. № 25. Ст. 123.

×

Об авторах

Егор Андреевич Боголюбов

Кемеровский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: bogolubovegor@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-9312-7793

ассистент кафедры теории и истории государства и права

650000, Россия, Кемерово, ул. Красная, 6

Список литературы

  1. Амиров И.М. Спортивный правопорядок в России и за рубежом // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2014. № 4. С. 390–399.
  2. Григоркевич А.А., Сактаганова З.Г., Тревисани Т. Российская историография истории развития физкультуры и спорта в повседневной жизни советских людей во второй половине 20 в. // Вестник Карагандинского университета. Серия: История. Философия. 2017. Т. 86. № 2. С. 32–37.
  3. Долматова Т.В., Зубкова А.В., Селезнева Е.А., Пухов Д.Н. Организация физической активности и массового спорта на уровне местного самоуправления: сравнительный анализ зарубежного опыта // Теория и практика физической культуры. 2019. № 12. С. 53–55.
  4. Коржихина Т.П. Советское государство и его учреждения: ноябрь 1917 г. – декабрь 1991 г. М.: РГГУ, 1995. 418 с.
  5. Мухаматулин Т.А. «Серьезная забава»: советский спорт в современной историографии // Историческая экспертиза. 2020. № 1 (22). С. 356–365.
  6. Нурдыгин Е.А. Королева Л.А. Физическая культура и спорт на селе в республиках СССР в середине 1960-х гг. // Образование и наука в современном мире. Инновации. 2018. № 4 (17). С. 97–105.
  7. Нурдыгин Е.А., Королева Л.А., Давыдов А.С., Кочергин В.А. Государственная политика в сфере физической культуры и спорта в СССР. 1945–1959 гг. (по материалам Пензенской области): монография. Пенза: ПГУАС, 2015. 172 с.
  8. Понкина А.И. Автономность спорта как теоретико-правовая проблема // Право и современные государства. 2013. № 1. С. 24–38.
  9. Понкина А.И. Теоретико-правовые основы интерпретации автономности спорта // Право и образование. 2013. № 3. С. 69–78.
  10. Савенков Н.Т. Некоторые вопросы осуществления постоянными комиссиями местных Советов функций органов управления // Ученые записки. 1964. Т. 3. № 20. С. 58–78.
  11. Сарычева Т.В. Советская система физической культуры как социокультурный феномен ХХ века (на примере Западной Сибири, 1920–1991 гг.). Томск: Печатная мануфактура, 2019. 695 с.
  12. Сорокина О.Г. Студенческое спортивное общество «Буревестник»: становление и развитие в Чувашской АССР // Вестник Чувашского университета. 2007. № 3. С. 59–63.
  13. Сотников М.Г. Развитие добровольных спортивных обществ Сталинграда в 1946–1951 гг. (по материалам Центра документации новейшей истории Волгоградской области) // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015. № 9–10 (104). С. 213–219.
  14. Суник А. Очерки отечественной историографии истории физической культуры и спорта. М.: Советский спорт, 2010. 616 с.
  15. Agergaard S., Cour A. la Governing Integration Through Sports // Nordic Journal of Migration Research. 2012. Vol. 2. No. 1. Pp. 26–34. https://doi.org/10.2478/v10202-011-0024-y
  16. Aliyev H. Post-Communist Civil Society and the Soviet Legacy: Challenges of Democratisation and Reform in the Caucasus. 2015. Basingstoke: Palgrave Macmillan. 222 p. https://doi.org/10.1057/9781137489159
  17. Giulianotti R., Itkonen H., Nevala A., Salmikangas A.-K. Sport and Civil Society in the Nordic Region // Sport in Society. 2017. Vol. 22. Pp. 1–15. https://doi.org/10.1080/17430437.2017.1390906
  18. Grant S. Physical Culture and Sport in Soviet Society: Propaganda, Acculturation, and Transformation in the 1920s and 1930s. New York: Routledge, 2013. 260 p.
  19. Groeneveld M. European Sport Governance, Citizens, and the State. Finding a (Co-) Productive Balance for the Twenty-First Century // Public Management Review. 2009. Vol. 11. No. 4. Pp. 421–440. https://doi.org/10.1080/14719030902989516
  20. Hasmath R., Hildebrandt T., Hsu J.Y.J. Conceptualizing Government-Organized Non-Governmental Organizations // Journal of Civil Society. 2019. Vol. 15. Pp. 267–284. https://doi.org/10.1080/17448689.2019.1632549
  21. Ibsen B., Levinsen K. Collaboration between Sports Clubs and Public Institutions // European Journal for Sport and Society. 2019. Vol. 16. No. 2. Pp. 187–204. https://doi.org/10.1080/16138171.2019.1610619
  22. Killingsworth M. Opposition and Dissent in Soviet Type Regimes: Civil Society and its Limitations // Journal of Civil Society. 2007. Vol. 3. No. 1. Pp. 59–79. https://doi.org/10.1080/17448680701390745
  23. Leitch D. Society in Motion: Russia’s Emerging Voluntary Sector // Nonprofit Management and Leadership. 1996. Vol. 7. No. 4. Pp. 421–433. https://doi.org/10.1002/nml.4130070407
  24. Osterlund K., Seippel O. Does Membership in Civil Society Organizations Foster Social Integration? The Case of Danish Voluntary Sport Organizations // Journal of Civil Society. 2013. Vol. 9. No. 4. Pp. 391–413. https://doi.org/10.1080/17448689.2013.847548
  25. Seippel O. Sports in Civil Society: Networks, Social Capital and Influence // European Sociological Review. 2007. Vol. 24. No. 1. Pp. 69–80. https://doi.org/10.1093/esr/jcm035
  26. Vos S., Breesch D., Késenne S., Van Hoecke J., Vanreusel B., Scheerder J. Governmental Subsidies and Coercive Pressures. Evidence from Sport Clubs and Their Resource Dependencies // European Journal for Sport and Society. 2011. Vol. 8. No. 4. Pp. 257–280. https://doi.org/10.1080/16138171.2011.11687882
  27. Zeller M. Sport and Society in the Soviet Union. The Politics of Football after Stalin. London: J.B. Tauris, 2018. 300 p.

© Боголюбов Е.А., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах