Ненецкий автономный округ в системе российского федерализма: по материалам этносоциологического исследования
- Авторы: Зорин В.Ю.1, Каменских М.С.2,3
-
Учреждения:
- Институт этнологии и антропологии РАН имени Н.Н. Миклухо-Маклая
- Пермский федеральный исследовательский центр Уральского отделения РАН
- Пермский национальный исследовательский политехнический университет
- Выпуск: Том 20, № 4 (2021): История народов и регионов России
- Страницы: 568-578
- Раздел: ИСТОРИЯ НАРОДОВ И РЕГИОНОВ РОССИИ
- URL: https://journals.rudn.ru/russian-history/article/view/29573
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8674-2021-20-4-568-578
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Анализируются тенденции развития современного российского федерализма на примере общественно-политической ситуации, сложившейся на фоне дискуссий о возможном объединении Ненецкого автономного округа и Архангельской области. В 1993 г. Ненецкий округ был провозглашен равноправным субъектом Российской Федерации. Однако исторически он находится в транспортной и энергетической зависимости от Архангельской области, что и стало причиной сложных отношений между регионами в последние 30 лет. В этой связи ситуация в округе представляет интерес с позиции анализа тенденций развития российского федерализма. Основным источником для написания статьи послужили данные этносоциологического исследования, проведенного в округе в 2020 г. Исследование включало в себя анкетирование, фокус-группы и записи глубинных интервью. Материалы опросов показали, что несмотря на принятое решение, население округа и лидеры общественного мнения высказываются против проекта объединения округа и Архангельской области в один субъект. По мнению авторов, в дискуссии о развитии системы административно-территориального деления России крайне важно выработать гибкую стратегию, извлечь уроки из постсоветского опыта государственного строительства. В ближайшей перспективе необходимо привлечь к сотрудничеству широкие слои лидеров общественного мнения, изучить их настроения, учесть позицию при планировании схемы управления в рамках решения о целесообразности создания новых регионов. К разработке стратегии необходимо привлечь экспертное сообщество.
Полный текст
Введение
Одним из основных трендов дискуссии о развитии модели российского федерализма последних десятилетий стала политика, нацеленная на укрупнение регионов путем слияния небольших по численности населения и «малоэффективных» субъектов с находящимися рядом и исторически тяготеющими к ним крупным административно-территориальными единицами. Эта политика, в частности, коснулась созданных в 1920–1930 гг. национальных округов, которые в начале 1990-х гг. получили статусы равноправных субъектов РФ[1]. Так, в 2005–2008 гг. в стране прошла реформа административно-территориального деления (АТД), в результате которой за счет слияний в стране было ликвидировано шесть из десяти существовавших ранее округов.
В целом в научной литературе этот период не стал предметом глубокого изучения и анализа полученных результатов. Немногочисленные исследования проведения и итогов реформы дают ей неоднозначные оценки. Так, например, авторы доклада «Объединение субъектов РФ: за и против», соглашаясь, что объединение регионов «вполне логичный инструмент реформы АТД страны», назвали слияния 2005–2008 гг. «ошибкой», отметив, что принимаемые решения были «продиктованы политическими соображениями, без адекватной социально-экономической экспертизы при непрозрачной системе принятия решений»[2]. Более осторожную оценку представляют авторы исследования «Объединение регионов Российской Федерации: социологические данные, глубинные интервью, сравнительный анализ», отмечая, что при целесообразности укрупнения как такового необходимо принятие федерального закона об административных единицах с особым статусом, а также «должны быть реализованы все обещанные планы социально-экономического развития регионов и созданы программы их кадрового развития»[3].
Проведение реформы АТД нашло отражение в непрекращающихся дискуссиях в российском политологическом сообществе о будущей модели государственного устройства. Часть ученых с учетом новых геополитических рисков и вызовов отмечают необходимость усиления федерального центра, другая считает необходимым укреплять субъекты федерации, повышая их уровень. Как правило, новые проекты реформ возникают в период предвыборных циклов[4]. Можно предположить, что видение государством будущего национально-территориального устройства страны стало одной из причин появления статьи В.В. Путина «Россия: национальный вопрос»[5].
В 2020 г. повестка реформы АТД вновь актуализировалась в связи с подготовкой проектов поправок в Конституцию страны, среди которых звучали и предложения о целесообразности укрупнения субъектов Федерации и даже ликвидации национально-территориальных образований. Эти идеи не получили поддержки, но определенное обсуждение среди экспертов состоялось. Поэтому появление информации о подготовке слияния Ненецкого автономного округа (НАО) и Архангельской области оказалось в центре внимания всей страны.
Ненецкий автономный округ и Архангельская область: история взаимоотношений
Ненецкий автономный округ – официально самый малочисленный регион РФ. Его население едва превышает 40 тыс. чел., из которых собственно ненцы составляют 17%[6]. Сложности во взаимоотношениях с Архангельской областью начались у НАО с момента его создания в 1929 г., поскольку он в рамках политики созданного при ВЦИК Комитета содействия народам северных окраин выделялся из состава Архангельской губернии[7]. Географическое положение округа предопределило его зависимость в сфере транспорта и энергетики. До распада СССР округ формально считался «находящимся в составе Архангельской области», что было закреплено в Конституции РСФСР 1978 г.[8] С принятием Конституции РФ 1993 г. НАО стал равноправным субъектом РФ. В Уставе региона записано, что «Ненецкий автономный округ (далее округ) является равноправным субъектом Российской Федерации и обладает на своей территории всей полнотой государственной власти»[9]. Однако властями Архангельской области политическая самостоятельность не признается. Так, в Уставе области до 2020 г. было оговорено, что НАО находится в составе Архангельской области как «государственно-территориальное образование, являющееся субъектом Российской Федерации и одновременно составной частью области»[10], в последней редакции от 21.12.2020 N 352-22-ОЗ этот пункт исключен, однако НАО, например, не обозначен среди субъектов, с которыми граничит область: «Территория Архангельской области является неотъемлемой частью единой территории Российской Федерации и граничит с Республикой Коми, Республикой Карелия, Кировской областью, Вологодской областью и Тюменской областью» (ст. 4 п. 1)[11]. В 1994 и 2009 гг. власти Архангельской области предпринимали несколько попыток слияния с округом, но они не увенчались успехом[12].
В последние два десятилетия отношения двух регионов регулировались отдельными договорами, в рамках которых НАО перечислял часть собственных бюджетных средств в бюджет Архангельской области для решения общехозяйственных вопросов, связанных с транспортным и энергетическим обеспечением, сохраняя политическую самостоятельность. Согласно последнему Договору о взаимодействии при осуществлении государственных полномочий от 5 июня 2015 г., срок которого истекает 31 декабря 2021 года, Архангельская область передала входящему в ее состав НАО все государственные полномочия (часть из них была передана Архангельской области в 2008 г.)[13]. В канун истечения срока договора, 2 апреля 2020 г., Президент России В.В. Путин назначил исполняющим обязанности губернатора Архангельской области главу НАО Александра Цыбульского, а на его место был назначен заместитель губернатора НАО Юрий Бездубный. Этот шаг политологи восприняли как своеобразный задел для подготовки объединения регионов[14].
И тем не менее очередная попытка слияния не удалась. В округе прошла серия протестов, которая нашла отражение в период проведения Всенародного голосования за внесение поправок в Конституцию РФ. Единственным субъектом РФ, где большинство населения высказалось против поправок, стал Ненецкий автономный округ. Эксперты в сфере этнополитики отметили, что жители региона высказались не против поправок в Конституцию, а «продемонстрировали свои сомнения по поводу целесообразности объединения НАО и Архангельской области»[15]. Это мнение разделяют и авторы статьи. В итоге принятое за полгода до этого решение об объединении регионов было отменено[16], а Президент РФ В.В. Путин высказался, что «понимает» граждан, голосовавших против[17]. В новой редакции Конституции РФ Ненецкий автономный округ представлен как полноправный субъект РФ (ст. 65)[18].
В этой ситуации, на наш взгляд, актуальность и сложность вопроса укрупнения регионов за счет присоединения автономных территорий оказалась недооценена с точки зрения общественно-политической стабильности и рисков массовых протестов. Границы федерализма подвижны, и в территориях, где субъекты, обладающие этнической самобытностью, становятся муниципалитетами более крупных регионов, федеративная стабильность может стать наиболее уязвимой. На сегодняшний день ситуация в НАО представляется актуальной как для политической повестки, так и для науки.
В имеющейся научной литературе Ненецкий автономный округ, в контексте своего административного статуса, становился объектом исследований только в общих и справочных работах, посвященных российским национальным округам[19]. Современные исследователи сходятся во мнении, что ситуация во взаимоотношениях НАО и Архангельской области является сложной и требующей решения. «Вопрос о слиянии области и округа во многом зависит от федеральных властей. Но неопределенность и невнятность в ряде случаев той позиции, которую они занимают, вредит развитию нормальных взаимоотношений между областью и округом», – полагают авторы исследования «Объединение субъектов Российской Федерации: за и против»[20].
Оценка ситуации в округе по данным этносоциологического исследования
С целью анализа ситуации в округе в 2020 г. на территории НАО силами научного коллектива Института этнологии и антропологии РАН имени Н.Н. Миклухо-Маклая, Пермского федерального исследовательского центра Уральского отделения РАН, а также ГАУ ЦИОМ Архангельской области проведено этносоциологическое исследование, включающее массовый опрос населения, участие в котором приняли 300 жителей округа в возрасте старше 18 лет[21]. В качестве метода получения информации использовался анкетный телефонный опрос методом CATI (Computer Assisted Telephone Interview). Опрос проводился в период с 5 ноября по 13 ноября 2020 г. в компьютеризированной системе телефонных опросов специально подготовленными интервьюерами. Выборочная совокупность опроса отражала генеральную совокупность по таким параметрам, как пол, возраст опрошенных, тип населенного пункта (ошибка выборки не более 2,5 %). Результаты исследования могут быть экстраполированы на все взрослое население Ненецкого автономного округа. Проведенные позже авторами данного исследования фокус-групповые дискуссии позволили углубить и качественно дополнить результаты массового опроса[22]. Полученные результаты являются наиболее актуальным на сегодняшний день срезом общественного мнения в округе, подготовленного независимыми экспертами. Итоги исследования легли в основу данной работы.
Первый блок вопросов касался этнокультурной ситуации в округе. Опрос населения показал, что большинство жителей НАО говорят на русском языке – 92,1 %. В основном на ненецком говорят мене 1 % опрошенных[23]. Это подтверждают и фокус-группы: русский – основной язык даже для коренного населения. Но интерес к ненецкому языку и культуре существует, они воспринимаются всем населением как часть культурного пространства территории. Важно отметить, что респонденты с сожалением разделяют между собой идею о том, что в округе не поддерживаются практики сохранения языка, хотя ненецкая культура крайне интересна. Кроме этого, часть респондентов считают важным для себя понимать язык, освоить его[24]. Таким образом, в рамках исследования отмечено существование специфической модели региональной идентичности, когда этнокультурная составляющая региона рассматривается как «своя» всем населением независимо от национальности.
Разговор об округе, его особенностях вызвал положительный эмоциональный отклик у участников групповых дискуссий, в высказываниях прослеживается любовь к родному краю, готовность любой ценой отстаивать его интересы. Участники указывали на такие отличительные особенности территории, как характер жителей – стойкий, дружелюбный, выносливый, открытый, доверчивый, спокойный. Во-вторых, значительная часть высказываний была связана с эмоционально положительным восприятием культуры и северной природы: «Природа особенная, у Севера своя неповторимая стать, он сказочен, но суров, не каждому под силу жить в таких условиях»[25]. Количественный опрос подтвердил этот тезис. Большинство – 62,7 % – не хотят покидать регион. Этот показатель достаточно высок даже среди молодежи 18–29 лет – 52,1 %. Еще 53,1 % убедительно назвали главным преимуществом жизни в округе близость родных. Треть довольна тем, что в округе есть постоянная работа. Примерно столько же указали на дружелюбие населения – 28,1 %; хорошую экологию – 26,4 %[26]. Таким образом, жители в целом позитивно воспринимают ситуацию в округе и связывают с ним будущее свое и детей.
Далее респондентам предлагалось порассуждать о том, как изменилась жизнь в НАО за последние 10–15 лет. В результате каждый второй отметил улучшение ситуации (46,9 %), что указывает на общий оптимизм. Только 20,1 % заметили ее ухудшение. Треть респондентов (29,7 %) посчитали, что заметных изменений уровня жизни не произошло, ситуация стабильна[27].
В фокус-групповом исследовании разговор о том, как изменился округ и жизнь людей за последние 10–15 лет, обозначил две линии.
- Пессимистичная (отрицательные изменения). Эта линия рассуждений связана с периодом высокой стоимости нефти. В общественном мнении это был период подъема, правильных решений, формирования капиталов. Все, что происходило после, привело к отрицательным последствиям в текущем положении округа. Власти не сумели должным образом распорядиться средствами, не вложили их в строительство производства, долгосрочные перспективные проекты, не инвестировали в будущее. Многие припоминали, как тратились деньги на «неуместные» фестивали, концерты, выезды творческих коллективов, звучало слово «профестивалили». Эмоционально здесь присутствовали разочарование, досада. Участники говорили о снижении уровня жизни, появлении тревожности за будущее, критиковали региональную власть, губернаторов за недостаток «хватки», «хозяйственности» у политических региональных лидеров. В целом о негативных изменениях говорят больше[28].
- Оптимистичная, положительные изменения. Это направление дискуссии связано с социальной помощью, инфраструктурой. Участниками единодушно признавалось, что за этот период времени округ стал интереснее, более благоустроенным, появились новые дома, тротуары, дала результаты программа переселения из ветхого жилья и программа ипотеки под 1 %[29].
Дискуссия о проблемах в НАО выявила множество проблем, которые участники переживают достаточно эмоционально, говорят о них с тревогой. Среди ключевых проблем прозвучали следующие:
- Экономика региона, отсутствие производства, нефтяная зависимость (в количественном опросе каждый второй (48,5 %) также указал снижение экономики в округе).
- Логистические трудности, мало дорог, нет дороги до «большой земли».
- Климатические трудности.
- Высокая стоимость жизни.
- Упадок сельских территорий. Алкоголизм на селе.
- Отсутствие перспектив для молодежи.
- Высокая стоимость билетов, что создает сложности выезда из округа, в том числе на отдых.
- Ситуации продуктового дефицита.
- Недовольство местной властью, ее решениями, недостаточным знанием специфики округа.
В количественном опросе среди трудностей на лидирующие позиции вышли два варианта: отдаленность территории – 62 %; и низкое качество/количество дорог – 50,8 %. На вопрос о том, как изменилось образование в округе за последнее десятилетие, 35 % дали положительные ответы, каждый третий заметил улучшение ситуации. Еще 24,1 % указали на противоположный вариант, по их мнению, проблемы обострились. При этом участники дискуссии в целом положительно охарактеризовали образование в НАО, не видя специфических проблем[30]. В оценках изменений в сфере здравоохранения преобладали отрицательные позиции: 37 % респондентов посчитали, что ситуация ухудшается. Результаты подтверждаются групповыми дискуссиями. Здравоохранение воспринимается как наиболее проблемная сфера. Люди недовольны и доступностью медицинских услуг, и качеством их оказания. Но в большей степени фактором недовольства является сложность попадания на прием, нехватка кадров, необходимость выезжать из округа для прохождения полноценного обследования[31].
Наибольший оптимизм в оценках отдельных сфер пришелся на социальную защиту. Доля респондентов, замечающих позитивные перемены в системе социальной защиты, составила 38,3 %. Социальная защита вызвала удовлетворение и у большинства участников дискуссии, особенно в отношении двух категорий: многодетных семей и лиц старшего возраста. Признается высокий уровень социальной поддержки, она считается одной из лучших в России[32].
Неоднозначные результаты были получены в отношении оценки возможности трудоустройства. По мнению опрошенных, за последние 10–15 лет работу в округе стало найти сложнее, в целом на это указали 74,3 %. Столь высокий показатель свидетельствует об актуализации проблемы в общественном мнении. В то же время на фокус-группах эта проблема обсуждалась в двух направлениях. Во-первых, респонденты говорили о проблемах, которые присущи не только округу, но и всей России, а именно сложности трудоустройства по специальности. Звучали фразы о том, что работу найти трудно, особенно в нефтяной отрасли, так как работодатель предпочитает нанимать не местное население, чтобы не выплачивать климатических надбавок. Говорили также об отсутствии рабочих мест в силу отсутствия производства. Есть мнение, что рабочие места сохранились только в бюджетной сфере, в органах власти. Вторая точка зрения, также активно звучащая в дискуссии, касалась того, что работу найти можно и это зависит от самого человека[33].
Оценка жителями НАО деятельности органов власти в округе и в Архангельской области
Особого внимания заслуживают оценки опрошенных в отношении органов власти НАО и Архангельской области. Исследование установило, что треть опрошенных (34,7 %) отрицательно высказались о деятельности органов власти Архангельской области по решению вопросов округа. Каждый четвертый считает, что от них в этом вопросе ничего не зависит – 25,1 %, а 23,8 % заняли нейтральную позицию. Только 7,3 % были лояльны по отношению к властям области[34]. Многие привязывают эту тему к «откупным деньгам», которые округ платит Архангельской области, чтобы те «не вмешивались в наши дела». Вообще тема финансовой составляющей четко прослеживается в отношениях между НАО и Архангельской области. НАО выступает в представлениях респондентов донором, а область своего рода «неблагодарным реципиентом»[35].
Конкретный опыт решения проблем Архангельской областью также оценивается негативно: участники полагают, что регион не способен на это в силу компетенций, истинных мотивов участия, непонимания жизни в округе и удаленности. Есть мнение о том, что жители области предвзято относятся к проживающим в округе. Для жителей НАО это мнение стало одним из консолидирующих мотивов собственной территориальной идентичности[36].
Говоря об окружных органах местного самоуправления, 38 % ответивших указали на нейтральную позицию, 23,8 % положительно оценили их деятельность, почти столько же дали отрицательные оценки – 22,4 % [37]. Это подтверждается и на групповых дискуссиях. Оценки органов местного самоуправления по решению проблем жителей округа более спокойные, присутствует попытка сместить локус ответственности на системный уровень. Например, в силу правовых изменений, возможности глав муниципальных образований стали более ограниченными. Говорили участники и об отсутствии средств в бюджетах. Однако признается тот факт, что местные власти реагируют на обращения и работают, если это позволяют средства. В целом по данному вопросу открытая критика отсутствовала, обсуждение было эмоционально спокойным в сравнении с дискуссией об органах власти Архангельской области.
Анализ высказываний участников дискуссий о возможности объединения с Архангельской областью указывает на неприемлемость этого проекта на современном этапе. Респонденты говорили, что это вызвано страхом потери определенного уровня жизни, возможного оттока населения, запустения территории[38].
Выводы
Жители НАО в большинстве соотносят себя и свое будущее со своим регионом и Россией, в связи с чем готовы выйти на протесты только в крайних ситуациях. Несмотря на относительно низкий процент коренного населения, имеет место этносамоидентификация региона, культура коренных народов интересна всем жителям региона, и они готовы содействовать ее сохранению и развитию. Жители симпатизируют органам местной власти и негативно воспринимают действия администрации Архангельской области. Идея объединения регионов на данном этапе развития не находит поддержки у большинства населения, и оно готово публично высказывать свою позицию.
Очевидно, что ситуация в НАО рассматривается как продолжение реформы АТД 2005–2008 гг., ее развитие будет во многом определять будущее российского федерализма, особенно в части территориальных образований с этническим компонентом. В сложившейся ситуации крайне важной представляется выработка прагматичной и компромиссной стратегии для будущего региона.
В этой работе нужно учитывать следующие факторы. Во-первых, необходимо отметить, что социально-экономическая целесообразность укрупнения регионов страны известна и не вызывает сомнения. Однако с политической точки зрения это далеко не однозначный процесс. Любое укрупнение – это перестройка системы управления, зачастую болезненное событие не только для элиты, но и для местного населения, особенно если речь идет о национально-территориальных субъектах Федерации. Поэтому при планировании дальнейшей работы, безусловно, нужно руководствоваться не только экономическими факторами, но и текущей политической ситуацией. Во-вторых, не нужно забывать, что в стране уже накоплен положительный опыт интеграции национальных округов в исторически близкие им регионы, коим, безусловно, является и Архангельская область для Ненецкого автономного округа. Приступая в 2005 г. к процессу объединения с Коми-Пермяцким автономным округом, например, власти Пермской области изучали весь комплекс проблем этой территории. Экономически это было невыгодно Пермской области, было много скептиков и противников объединения. Тем не менее, перед голосованием велись активные консультации с общественными организациями. Им на конкретных цифрах доказывали, что в условиях нового региона уровень благосостояния и возможностей для развития культуры коми-пермяцкого народа только вырастет. К моменту референдума противников объединения практически не было[39]. В результате слияние субъектов прошло без каких-либо массовых протестов и заложило основу для последующего процесса объединения регионов в 2005–2008 гг. Опыт этой работы нельзя забывать в случае принятия решений о новом этапе реформы.
В-третьих, вопрос об объединении этих двух субъектов Федерации отложен, но не снят с повестки дня. Вполне возможно, что к нему еще придется вернуться. Учитывая опыт 2020 г., многое в НАО придется проводить сначала. Нужно привлечь к дискуссии и сотрудничеству широкие слои лидеров общественного мнения, изучить их настроения, учесть позицию при планировании схемы управления новым регионом. В обсуждении моделей возможного объединения должны принимать участие этнографы, эксперты комиссии по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Общественной палаты РФ и Ассамблеи народов России. Нельзя допустить, чтобы в результате реформ не были обеспечены необходимые условия для этнокультурного развития всех этносов, чтобы национальная культура народов округа стала темой для политических спекуляций. История учит, что недооценка национального вопроса может привести к самым неожиданным, в том числе негативным последствиям.
Таким образом, ситуация, сложившая сегодня в Ненецком автономном округе, представляется актуальной не только с точки зрения развития данной территории, но и с позиции будущих трендов российского этнофедерализма. Все это потребует дополнительного анализа и научных рекомендаций российских политологов.
1 Чешко С.В. Распад СССР: этнополитический анализ. М., 2000.
2 Артоболевский С.С., Вендина О.И., Гонтмахер Е.Ш., Зубаревич Н.В., Кынев А.В. Объединение субъектов Российской Федерации: за и против. М., 2010. С. 174.
3 Окунев И. Ю., Осколков П. В., Тисленко М. И. и др. Объединение регионов Российской Федерации: социологические данные, глубинные интервью, сравнительный анализ: монография. М., 2019. С. 175.
4 «А вы людей, проживающих там, спросили?»: глава комитета Госдумы о предложениях по укрупнению регионов // Регнум. URL.: https://regnum.ru/news/polit/1081695.html (дата обращения: 01.07.2021); Михаил Прохоров предложил сократить число регионов до 10-15 регионов // Пункт А. URL: https://punkt-a.info/news/glavnoe/mikhail-prokhorov-predlozhil-sokratit-chislo-regionov-do-10-15 (дата обращения: 01.07.2021).
5 Путин В.В. Россия: национальный вопрос // Независимая газета. 2012. 23 января.
6 Всероссийская перепись населения 2010 г. Население по национальности, полу и субъектам РФ // Демоскоп weekly. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/ssp/rus_etn_10.php?reg=23 (дата обращения: 01.07.2021).
7 Постановление ВЦИК от 15.07.1929 «О составе округов и районов Северного края и их центрах» // Консультант плюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=15910#aXOXkfSn2gphgQVA (дата обращения: 01.07.2021).
8 Конституция (Основной закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 апреля 1978 г. // Сайт Конституции Российской Федерации. URL: https://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1978/red_1978/5478721/ (дата обращения: 01.07.2021).
9 Устав Ненецкого автономного округа, утв. Пост. Собранием депутатов Ненецкого автономного округа № 24 от 11.09.1995 // Официальный сайт Администрации НАО. URL: https://adm-nao.ru/informaciya-o-neneckom-avtonomnom-okruge/ustav-neneckogo-avtonomnogo-okruga/ (дата обращения: 10.07.2021).
10 Решение Областного собрания депутатов Архангельской области от 23 мая 1995 года № 36 «Об Уставе Архангельской области» (с изменениями на 21 декабря 2020 года) // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/962000387 (дата обращения: 01.07.2021).
11 Устав Архангельской области // Правительство Архангельской области. URL: https://dvinaland.ru/region/charter/(дата обращения: 01.08.2021).
12 Объединение регионов Российской Федерации… С. 15–16.
13 Об утверждении договора между органами государственной власти Архангельской области и Ненецкого автономного округа о взаимодействии при осуществлении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/411702104 (дата обращения: 01.07.2021).
14 Архангельская область и Ненецкий автономный округ начнут объединение // Ведомости. 2020. 13 мая.
15 Подробнее см.: Зорин В.Ю. Что хотели жители НАО сказать протестным голосованием по Конституции России // ИА Regnum. URL: https://regnum.ru/news/polit/3007947.html (дата обращения: 10.07.2021).
16 Архангельская область и Ненецкий округ откладывают объединение // Ведомости. 2020. 28 мая.
17 Путин: Понимаю тех наших граждан, кто голосовал против // Российская газета. 2020. 2 июля.
18 Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г., 14 марта 2020 г. // Сайт Конституции Российской Федерации. URL: https://constitution.garant.ru/rf/chapter/d4d1c020f5ac1ff694cd399cf1a90fc2/ (дата обращения: 01.08.2021).
19 См. напр.: Шабаев Ю. П. Ненецкий автономный округ // Народы Севера России: обычаи, традиции, культура. Справочник. М., 2017. С. 460–465; Филатов С. Б., Лункин Р.Н., Деннен К. Архангельская область и Ненецкий автономный округ // Религиозно-общественная жизнь российских регионов. М., 2014. С. 141–194.
20 Артоболевский С.С., Вендина О.И., Гонтмахер Е.Ш., Зубаревич Н.В., Кынев А.В. Объединение субъектов Российской Федерации… С. 91.
21 Заключительный аналитический отчет о проведении научного этносоциологического исследования на тему: «Изучение общественного мнения жителей Ненецкого автономного округа» (ноябрь 2020 г.). ГАУ АО «ЦИОМ». Архангельск, 2020.
22 Полевые материалы автора (ПМА). ФГ1, ФГ2. Нарьян-Мар, 2021. 20 ноября.
23 Заключительный аналитический отчет… С. 21.
24 ПМА. ФГ1. Нарьян-Мар, 2021. 20 ноября.
25 Там же.
26 Заключительный аналитический отчет… С. 23–24.
27 Заключительный аналитический отчет… С. 25–27.
28 ПМА. ФГ1, ФГ2. Нарьян-Мар, 2021. 20 ноября.
29 Там же.
30 Заключительный аналитический отчет… С. 30.
31 Необходимо отметить, что опрос проводился в период наибольшей интенсивности распространения коронавирусной инфекции Covid-19, чем и можно объяснить наиболее негативные отзывы о системе здравоохранения.
32 Заключительный аналитический отчет… С. 31–32.
33 ПМА. ФГ1, ФГ2. Нарьян-Мар, 2021. 20 ноября.
34 Заключительный аналитический отчет… С. 44.
35 ПМА. ФГ1, ФГ2. Нарьян-Мар, 2021. 20 ноября.
36 ПМА. ФГ1, ФГ2. Нарьян-Мар, 2021. 20 ноября.
37 Заключительный аналитический отчет… С. 38.
38 Там же.
39 Яшин Н.А. О практических аспектах образования нового субъекта РФ в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа // Объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. Сборник документов. Информационный нормативно-методический бюллетень по вопросам политической и правовой культуры. Пермь: Пермское книжное издательство, 2004. Вып. 2. С. 6.
Об авторах
Владимир Юрьевич Зорин
Институт этнологии и антропологии РАН имени Н.Н. Миклухо-Маклая
Email: v.y.zorin@mail.ru
доктор политических наук, ведущий научный сотрудник
119991, Россия, Москва, Ленинский проспект, 32аМихаил Сергеевич Каменских
Пермский федеральный исследовательский центр Уральского отделения РАН; Пермский национальный исследовательский политехнический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: pomidorrr@mail.ru
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Пермский федеральный исследовательский центр Уральского отделения РАН; доцент кафедры иностранных языков, лингвистики и перевода, Пермский национальный исследовательский политехнический университет
614990, Россия, Пермь, ул. Ленина, 13а; Россия, 614099, Пермь, Комсомольский проспект, 29Список литературы
- Артоболевский С.С., Вендина О.И., Гонтмахер Е.Ш., Зубаревич Н.В., Кынев А.В. Объединение субъектов Российской Федерации: за и против. М.: Инсор, 2010. 175 с.
- Зорин В.Ю. Что хотели жители НАО сказать протестным голосованием по Конституции России // ИА Regnum. URL: https://regnum.ru/news/polit/3007947.html (дата обращения: 10.07.2021).
- Окунев И.Ю., Осколков П.В., Тисленко М.И. и др. Объединение регионов Российской Федерации: социологические данные, глубинные интервью, сравнительный анализ: монография. М.: Аспект Пресс, 2019. 208 с.
- Путин В.В. Россия: национальный вопрос // Независимая газета. 2012. 23 января.
- Филатов С.Б., Лункин Р.Н., Деннен К. Архангельская область и Ненецкий автономный округ // Религиозно-общественная жизнь российских регионов. М.: Летний сад, 2014. С. 141–194.
- Чешко С.В. Распад СССР: этнополитический анализ. 2-е изд. М.: ИЭА РАН, 2000. 398 с.
- Шабаев Ю.П. Ненецкий автономный округ // Народы Севера России: обычаи, традиции, культура: справочник. М.: Кнорус, 2017. С. 460–465.
- Яшин Н.А. О практических аспектах образования нового субъекта РФ в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа // Объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. Сборник документов. Информационный нормативно-методический бюллетень по вопросам политической и правовой культуры. Вып. 2. Пермь: Пермское книжное издательство, 2004. С. 5–15.