Разведывательная деятельность сибирских бухарцев на юго-восточном пограничье России в XVII-XVIII вв.

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Предлагается проанализировать сведения о пограничной деятельности бухарцев, подойти к осмыслению феномена «разведки» и посредническо-дипломатической роли бухарцев через изучение различных аспектов российской политики на юго-восточном пограничье в XVII-XVIII вв. Полученный результат свидетельствует о том, что привлечение бухарцев к разведывательной деятельности могло осуществляться разными сценариями. Русские власти опрашивали приезжавших с торгом бухарцев, включали бухарцев в состав посольств, равным образом, как и посылали их в степи в качестве самостоятельных агентов. Бухарцев привлекали к переговорному процессу в роли переводчиков, и иногда они допускались до дипломатического церемониала, участвовали в дарообмене. Разведывательная деятельность некоторых бухарцев могла быть сопряжена с их предпринимательской активностью, торговлей. Привлечение их воеводами, а позднее и губернаторами к выполнению разведывательных функций позволяло сибирским и оренбургским властям проводить более эффективную политику в степном пограничье, опиравшуюся на знание местных реалий. Сведения, сообщенные бухарцами, использовались русскими властями для составления чертежей и карт, информирования воевод пограничных уездов о военных опасностях, передвижения войск, проведения дипломатических переговоров и других целей.

Полный текст

Введение

Данная статья посвящена выходцам из Средней Азии в России, известным в исторической литературе как бухарцы. В то же время уже со второй половины XVI в. шел процесс складывания поселений бухарцев в целом ряде городов, включая Тобольск, Тюмень, Тару. Именно бухарцы в рассматриваемый период стали важными посредниками, связывающими регионы от р. Волги до р. Обь своими торговыми маршрутами, поселениями и каналами информации на юго-восточных границах формирующейся Российской империи.

Роль бухарцев в пограничной дипломатии России до сих пор не была предметом специального исследования. Единственная работа в этом ключе – статья А.А. Крих, в которой рассматриваются преимущественно сибирские бухарцы г. Тары в XVIII в., в то время как имеющиеся источники позволяют рассматривать пограничную деятельность бухарцев в более широком хронологическом и территориальном контексте[1]. И если опыт поволжских татар и их роль в продвижении интересов Российской империи в Среднюю Азию в XVIII–XIX вв. достаточно изучен, то этого нельзя сказать о бухарцах[2].

В рамках данной работы история бухарцев будет рассмотрена в контексте проблемы имперских посредников. Изучение данного сюжета позволяет выйти на вопрос о межрегиональных сетях, связывавших мусульман российского пограничья. Предлагается подойти к изучению поставленной проблемы через теоретическую модель имперских посредников. Данная теоретическая модель предложена историками Дж. Бербанк и Ф. Купером. В своей работе авторы отметили, что «чаще всего правители империй нуждались в навыках, знаниях и власти людей из элит подчиненных сообществ. Империи непреднамеренно создавали такие возможности для посредников, которые могли преследовать цели империи путем создания альтернативных ей сетей или лояльности»[3].

В рамках данной работы предпринята попытка раскрыть особенности посредническо-дипломатической роли бухарцев Приуралья и Западной Сибири в реализации внешней политики русскими властями пограничных регионов. Для этого необходимо рассмотреть пограничные «службы» бухарцев, их участие в разведывательной деятельности, отношениях России с центральноазиатскими акторами – наследниками Кучума, а также с казахскими жузами и ойратами.

Бухарцы в отношениях русских властей с Кучумовичами

С.В. Бахрушин и Х.З. Зияев отмечали, что уже с конца XVI – начала XVII в. можно наблюдать значительный, хотя далеко не равномерный приезд бухарских купцов в сибирские города[4]. В Поволжье бухарцы были уже во второй половине XVI в. Самоназвание бухарцев – сарты – фиксируется в русскоязычных источниках из Сибири по крайней мере с начала XVII в.[5]

Широкие возможности бухарцев и знание ими маршрутов в Средней Азии побуждало российские власти прибегать к их посредничеству. Однако не только торговые, но и разведывательные функции бухарцев побуждали власти выстраивать с ними особые отношения.

В конце XVI – начале XVII в., в период утверждения русской власти в Сибири, бухарцы воспринимались русскими как «иноземцы» и потенциальная угроза. Еще в наказе тарскому воеводе Ф.Б. Елецкому в 1595 г., в условиях сохраняющейся опасности со стороны хана Кучума и его наследников, тарским воеводам предписывалось докладывать о приезде бухарцев[6]. Появление этого предписания обусловлено тем, что в тот момент возникла возможность объединения сибирских, бухарских и ногайских сил. Анализ переписки между сибирским ханом Кучумом и бухарским ханом Абдаллахом II показал, что в 1595–1596 гг. между этими двумя ханами из династии Шибанидов произошел обмен грамотами, приведший к складыванию потенциального союза между ними[7].

Понимание того, что бухарцы могли поддерживать связи с ханом Кучумом и осознание потенциальной опасности этих отношений привело к появлению предписания с требованием обеспечить безопасность на время пребывания бухарцев в Тарском остроге[8]. Бухарцев также предписывалось не допускать в укрепленную часть города, хотя, судя по содержанию писем 1595 г., опасались только Кучума и ногайских людей[9]. Опасения по поводу контактов Кучума и его приемников с бухарцами стали общим местом в наказах тарским воеводам. Соответствующее положение повторено в новом царском наказе тарскому воеводе Я.И. Старкову 1599 г.[10]

По мнению В.В. Трепавлова, появление предписания о недопущении осмотра бухарцами городских укреплений в сибирских городах говорит о вероятности их шпионажа в пользу Кучума и Кучумовичей[11]. Действительно, шпионаж можно считать установленным, это подтверждает ряд воеводских отписок, о чем будет сказано ниже.

Вместе с тем уже в конце XVI – начале XVII в. в глазах русской воеводской власти бухарцы превращались из «чужих» в «своих» агентов. Будучи заинтересованными в торгово-посреднической деятельности бухарцев и осознавая возможность использования их торговых поездок для сбора информации, царские воеводы начали привлекать бухарцев к разведке. Текст царской грамоты 1608 г. тарскому воеводе И.В. Мосальскому свидетельствует, что бухарцы выступали источником таких сведений о перемещениях ойратов: «А бухарцы Мулларапко и Алияр сказали, что они в колмаках Изенею-тайши и Баатырю-тайши и иным тайшам давали однорятки и иную рухлядь <…> А как де их [бухарцев] отпустили на Тару, и говорили де им, что они нашей царской милости жадны, а идут воевати Казацкой орды, а жены свои и дети и весь живот свой, обнадежась на нашу царскую милость, оставливают в улусех блиско Тарсково города»[12].

Аналогичного рода указания на то, что бухарцы сообщали русским воеводам сведения о передвижениях ойратов и ранних попытках установления отношений с Русским царством встречаются в документах, относящихся не только к Сибири, но и к Поволжью. Это следует из грамоты Михаила Федоровича Романова тюменским воеводам Ф.С. Коркодинову и И.Б. Секерину 1616 г. В этом документе отмечается приезд в Казань к воеводам тезика Болтая Мурзетеитова, сообщавшего что «был де он в колмаках, а в роспросе сказал, что колмацкие люди под нашею царскою рукою быти рады и послов своих к нам отпустили»[13]. «Тезиком» в данном документе также назван выходец из Средней Азии.

Судя по всему, на протяжении первой половины XVII в. бухарцы оставались двойными агентами, работавшими в том числе и в пользу Кучумовичей. Данные об их разведывательной деятельности содержит в себе отписка в Сибирский приказ тобольского воеводы И.И. Салтыкова 1645–1646 гг.[14] Отписка была создана как отчет о посольствах тобольского сына боярского С. Кобылинского и казачьего головы Гаврилы Грозина к сибирскому царевичу – внуку хана Кучума – Девлет-Гирею. В ходе посольства Г. Грозину удалось собрать сведения о положении в улусах Кучумовичей, в частности, о роли бухарцев, регулярно посещавших Тобольск по своим торговым делам и сообщавших Девлет-Гирею сведения разведывательного характера. По сведениям Г. Грозина, которые передали в Москву в отписке тобольские воеводы, бухарцы снабжали Кучумовичей оружием[15]. Тому же посольству Г. Грозина 1646 г. удалось выяснить от бухаретина Узбаку, что Девлет-Гирей с князьцом Аялынских татар Тарского уезда Кочашом Танатаровым «похвалялся приходить на Тюменский уезд войною»[16].

Тем самым, мы можем говорить о том, что в первой половине XVII в. бухарцы были включены в каналы передачи информации в российских пограничных уездах. В первое десятилетие после взятия Сибири Ермаком бухарцы явственно воспринимались в наказах и грамотах воеводам как потенциальная угроза русской власти. В то же время уже в начале XVII в. бухарцы выступали информаторами поволжских и сибирских воевод о ситуации в степи.

Бухарцы в отношениях России с казахскими жузами и ойратами

Важным направлением пограничной активности бухарцев были казахские степи. На этом направлении в середине XVII в. особенно заметна работа тобольского воеводы П.И. Годунова. По данным Г.Ф. Миллера, именно этот тобольский воевода в 1670 г. составил «ведомость», где были собраны «сказки» бухарцев, отправлявшихся в степи[17]. Уместно было бы вспомнить в этой связи, что именно по распоряжению П.И. Годунова была составлена первая из известных к настоящему времени карт Сибири – «Чертеж Сибирской земли». Допускаем, что сведения, сообщенные в том числе бухарцами, могли лечь в основу этого чертежа.

Вместе с тем источники позволяют говорить о том, что бухарцы были информаторами не только тобольских, тюменских и тарских воевод, но и казахских ханов. В 1691 г. в Тобольск вернулся из экспедиции к Ямышеву озеру письменный голова Павел Шарыгин с ратными людьми, привезший с собой казахских мурз. Из допроса мурз видно, что бухарцы, торгующие на российском пограничье, могли выступать двойным каналом информации: «всякие же ведомости переносятся к Тевки-хану от бухарцов которые бывают для торгу в Тоболску и у Ямышева озера»[18].

Привлечение бухарцев воеводской администрацией к разведывательной деятельности было характерно не только для городов Прииртышья. Крупные бухарские поселения сложились с начала XVII в. в Томске и его окрестностях. На основе изучения документов Томской воеводской избы историк И.И. Тыжнов пришел к выводу, что в 1624 г. томские воеводы привлекли бухарцев в качестве посредников для решения вопросов с енисейскими киргизами, направив их в качестве участников посольства[19]. В результате данного посольства намеченный военный поход не состоялся.

В первой четверти XVII в. важным направлением разведывательной деятельности бухарцев становятся владения ойратов. Из отписки тюменских воевод к тобольским воеводам 1623 г. видно, что к калмыцким тайшам были посланы тобольские татары и бухарцы: «в нынешнем во 131-ом году посланы к калмыцким тайшам к Талай тайше в верхней Утек из Тоболска сын боярский Дмитрий Черкасов да вож Килмаметко Бегишев, да с Тюмени служилые люди Лазарко Васильев, Офонка Табанак, да вож Карабашко Ишимов»[20]. И Бегишев, и Ишимов упоминаются в отписке как «вожи», т.е. провожатые, знатоки местности. Кроме того, они, возможно, участвовали в процедуре оглашения жалованного слова[21].

В 1630–1640-х гг. в документах упоминаются толмачи-бухарцы на русской службе. Так, в штате Томской воеводской избы был служилый бухарец, переводчик с монгольского языка Ермамет Шагалаков, который участвовал в посольствах в Джунгарию, Бухару, Самарканд и Ташкент. Из статейного списка 1636–1637 гг. посольства томского сына боярского С. Греченина и подьячего А. Самсонова к ойратскому Алтын-хану видно, что Ермамет переводил в ходе посольства «государево слово»[22]. В ходе посольства 1636–1637 гг. бухарец Ермамет также работал с ближайшими приближенными Алтын-хана, раздавая им царские подарки: «Алтын ж царь взял у него пистолет да саблю. И всего для государсково величества Ермаметко дал на 18 рублев»[23]. В этом случае бухарец был вовлечен в процесс дарообмена.

Информация о дальнейшей деятельности бухарца Ермамета содержится в отписке томского воеводы С. В. Клубкова-Мосальского 1642 г. Из нее следует, что Ермамет толмачил в ходе поездки тарского конного казака Емельяна Вершинина в улус торгоутского тайши Дайчина[24]. Согласно расспросным речам казака Вершинина, бухарца Ермамета «держал Тайчи-тайша у себя в улусе 2 годы сильно. И после де того посылал Тайчи-тайша ево, Омельку, и товарыщев ево с своими людьми с торгом <…> А отпустит де ево, Ермометку, Тайчи-тайша в Томской весною нынешнего ж 151-го году»[25]. Видимо, бухарец умело пользовался обстоятельствами и сочетал свою дипломатическую деятельность с торговлей. В дальнейшем известно также, что Ермамет вернулся в Томск и в 1673 г. получал государево жалованье в размере 8 руб.[26]

Роль бухарцев как информаторов о военных опасностях раскрывает «извет» тобольских юртовских татар о посланном в поход Дюдюбяке-царевиче от ойратского правителя Галдана в 1679 г. В тот год бухарцы сообщали сведения служилым татарам, передававшим информацию воеводе П.В. Шереметеву: «тоболские юртовские служилые татаровя <…> будучи они у Ямыша озера слышали от калмыков и бухарцов о том что Галдан контайша послал царевича Дюдюбяка Багаева сына Камалая тайшу <…> и чают они от него царевича под государевы городы и слободы с войною»[27].

В конце XVII в. одним из направлений пограничной дипломатии бухарцев становится империя Цин. Так, в период регентства Софьи Алексеевны в 1686 г. в Китай было послано посольство Ф.А. Головина для урегулирования пограничного конфликта в районе Албазинского острога и заключения Нерчинского договора. В этой связи одним из информаторов Ф.А. Головина стал бухарец Аксалей Калимов, который сообщал сведения о состоянии Монголии, о войне Галдана Бошокту-хана с монгольскими тайшами. Из отписки Ф.А. Головина в Сибирский приказ видно, что данный бухарец Калимов находился на торге в Таре, где его и допросил Ф.А. Головин: «сказал – родом де он Казачьи орды, а вышел из своей земли тому лет с 5 <…> а от Ямыша-озера пришед, жил в Урге[28] у Бушухту-хана. И при нем де Бушухту-хан пошол войною на мунгал в прошлом же во 196 году зимою. И слышал де он в Урге, что у Бушухту-хана с мунгалы бои были зимою же»[29].

Таким образом, привлечение бухарцев к разведывательной деятельности в XVII в. могло осуществляться разными путями. Русские власти могли опрашивать приезжавших с торгом бухарцев, могли включать бухарцев в состав посольств, равным образом, как и посылать их в степи в качестве самостоятельных агентов.

Сибирские и оренбургские бухарцы в пограничной дипломатии XVIII в.

В XVIII в. бухарцы продолжали поставлять ценную разведывательную информацию российским властям. Создание в 1734 г. по инициативе И.К. Кириллова Оренбургской экспедиции в Южном Приуралье привело к тому, что Оренбуржье стало одним регионов, где проживали выходцы из Средней Азии.

Для оренбургских властей важнейшим документом, регулировавшим действия в отношении выходцев из Средней Азии, стала инструкция императрицы Анны Иоанновны начальнику Оренбургской экспедиции И.К. Кириллову 18 мая 1734 г., где говорилось «Коль скоро Бог поможет основаться городом, и увидишься с Абульхаиром ханом, то не отлагая вдаль, усмотря способность времени отправить малой караван с товарами прямо в Бухарию <…> и будучи в тех караванах стараться из тамошних мест сартов или купцов с товарами с собою приласкать, обнадеживая от опасностей, и что с ними порядочно и со удовольством поступано будет, ссылаясь на привилегию нашу, чтобы сей путь в знание привесть»[30].

Как видим, этот пункт инструкции обозначил перед оренбургским губернатором наряду со строительством новой крепости задачу поиска агентов из числа бухарцев.

Ряд источников позволяют говорить о том, что уже с момента основания Оренбургской экспедиции ее учредитель – И.К. Кириллов активно прибегал к сбору информации у бухарцев, названных в инструкции «сартами». Так в фонде Оренбургской экспедиции находится «сказка сарта о казахских ханах, городах Ташкент, Туркестан и разных других предметах» Нур-Мухаммеда Алимова, поданная им 15 мая 1735 г. в Уфе. Известно при этом, что Нур-Мухаммед много лет общался по торговым делам с башкирскими батырами и казахскими ханами Младшего жуза»[31], осуществлял транзитную торговлю через казахские степи между Ташкентским владением и поволжскими городами в 1734–1736 гг.[32] Причина, по которой основатель Оренбургской экспедиции мог обращаться к бухарцу Нур-Мухаммеду, может быть найдена в самих документах И.К. Кириллова. Так, незадолго до своей кончины он направил в Кабинет министров в Петербург новый обширный план в отношении Средней Азии. Оценивая возможные перспективы установления торга с Ташкентом, купцы которого раньше «никогда в России не торговали», Кириллов предложил проложить «через Ташкент в Индию и в Мунгалы, и в Хиву путь». Далее он писал, что намерен для выполнения этого плана отправить летом торговые караваны в Ташкент, Хиву и Бухару[33]. Скоропостижная смерть Кирилова не позволила ему практически воплотить свой замысел, однако сбор сведений у бухарцев являлся частью подготовки караванной экспедиции.

Приемник И.К. Кириллова – первый губернатор Оренбурга – И.И. Неплюев, переместивший Оренбург со всем его населением на свое нынешнее место в 1743 г., начал создавать инфраструктуру, которая привлекла бы купцов из Казахской степи и Средней Азии. К началу 50-х гг. XVIII в. в Оренбурге уже имелись купцы, способные вести операции в Средней Азии[34].

Важность сообщаемых бухарцами сведений в середине XVIII в. подтверждается и тем, что на основании полученной от них информации командиры пограничных линий принимали решения о передислокации войск. В 1744 г. по «представлению командующих войсками на Иртышской и Тобольской линиях об отсутствии у джунгар намерений нападения на границы Сибири» были внесены изменения в план дислокации воинских частей[35]. Аналогичные решения военного характера, принимаемые в зависимости от информации бухарцев, можно увидеть и на Оренбургской линии. Так в 1780-е гг. линия подвергалась частым нападениям. После получения сведений о бухарско-османских контактах с началом новой русско-турецкой войны оренбургский губернатор О.А. Игельстром в 1787 г. приступил к формированию нового башкирского полка[36].

Среди знаковых фамилий бухарцев в XVIII в., которых безусловно можно отнести к агентам, следует назвать Шиховых из сибирского г. Тары. Время появления Шиховых в Сибири остается дискуссионным вопросом. Клан Шиховых, обосновавшийся в Тарском уезде, происходил из г. Сайрама в среднем течении р. Сырдарьи[37]. Его представители уже в XVIII в. выполняли ряд дипломатических и разведывательных поручений российских властей. Заметными фигурами на этом направлении был Алим Шихов и его сын – Мурзалей[38].

В начале 1740-х гг. сибирская администрация остро нуждалась в знании о быстро меняющейся расстановке политических сил в степи[39]. 9 апреля 1742 г. Сибирская губернская канцелярия направила определение в Коллегию иностранных дел, в котором сетовала, что в Сибири нет «…такого способного и искусного человека…», которого можно было бы в Степь «…для разведывания о тамошних обращениях послать, как то для здешней предосторожности и уведомления в Иностранную коллегию весьма потребно»[40].

Согласие А. Шихова на осуществление под видом торговли разведывательной деятельности в казахских и джунгарских улусах было связано в том числе с активной ролью тарских бухарцев и, в частности, самого Алима Шихова в распространении ислама среди тюркского населения Барабинской степи[41]. Есть основания полагать, что миссионерская деятельность Шиховых могла быть связана в том числе и с их происхождением из г. Сайрама. Из этого же города примерно в это же самое время происходил Давлат Шах ибн Абд ал-Ваххаб ал-Испиджафи, шейх братства Йасавийа. Давлат Шах ал-Испиджафи также написал по меньшей мере два суфийских трактата, один из которых датирован 1692 г. и был найден и издан А.К. Бустановым[42].

В то же время проповедь ислама являлась нарушением российского законодательства и повлекла за собой привлечение Алима Шихова к следствию Тобольской «комиссией о татарах и бухарцах», разбиравшей конфликт новокрещенных татар и сибирского митрополита Сильвестра (Гловацкого), с одной стороны, и сибирских мусульман – татар и бухарцев, с другой стороны[43]. С закрытием тобольской комиссии Алим Шихов был признан невиновным, так как уже через несколько лет его можно увидеть в новой экспедиции. Есть основания полагать, что конечное снятие обвинений с Шиховых связано в том числе и с их значимой ролью в пограничной дипломатии.

Сын Алима – Мурзалей Шихов, согласно рапорту 1756 г. в Сенат сибирского губернатора Ф.И. Соймонова, выполнял особые поручения в Среднем жузе: «для пропуску его за купечеством в киргиз-кайсацкие улусы и выпуску у них киргисцов находящихся в плену разных родов и верноподданных Е.И.В. всякого звания народов, и родственников своих пленных во время замешания Зюнгорской землицы»[44].

Миссия Мурзалея Шихова в степи затрагивала интересы не только сибирских, но и оренбургских властей – в нее был вовлечен в том числе губернатор И.И. Неплюев. Она интересна еще и потому, что показывает осведомленность российской дипломатии о контактах казахов с империей Цин. В это время с началом третьей ойратско-маньчжурской войны в 1755 г. Джунгария оказалось перед натиском империи Цин. Располагая малыми военными силами на сибирской пограничной линии, Россия столкнулась с экспансией Цин на территории казахского Среднего жуза, правитель которого – Аблай-хан принял сюзеренитет империи Цин в 1759 г.

Любопытно, что вопросный лист для разведки Мурзалея Шихова в 1758 г. сибирский губернатор Ф.И. Соймонов разрабатывал вместе с оренбургским И.И. Неплюевым: «а между тем представлено было господину действительному тайному советнику кавалеру и Оренбургскому губернатору Неплюеву с требованием в какой силе ему Шихову о тамошних заграничных обращениях разведать надлежит резолюции»[45]. Миссия была успешно выполнена. Судя по всему, информация о контактах Абылай-хана с империей Цин была доставлена Мурзалеем Шиховым не в Тобольск, а в Оренбург, т.к. Мурзалей Шихов назван посланцем Оренбургской канцелярии[46].

Таким образом, в 1740–1760-е гг. можно проследить роль Шиховых в разведке на границах России, соприкасавшихся с империей Цин и Средним жузом. Возвращаясь к тезису Дж. Бербанк об «имперских посредниках», необходимо уточнить, что в случае с Шиховыми их деятельность как мусульман-бухарцев в степях южной части Сибири не всегда была связана с выполнением поручений империи – как видно из материалов «комиссии о татарах и бухарцах», они также проповедовали и ислам.

Однако Шиховы были не единственной фамилией бухарцев, занятых в разведывательной деятельности. C началом русско-турецкой войны 1787–1791 гг. один из сибирских бухарцев – «надежный конфидент» под видом торговца – был направлен на разведку в Бухару по приказу нового командира сибирской линии – Густава Эрнста фон Штрандмана. К сожалению, выяснить имя информатора пока не удалось. Из сохранившего рапорта Штрандмана 1791 г. руководителю коллегии иностранных дел канцлеру Безбородко, выявленного мной в фонде Сибирского приказа, следует, что сибирским бухарцам удалось выяснить факт сношения бухарского хана с Османской империей, ведшей переговоры о совместных действиях против России: «По вступлении моем в командование Сибирским корпусом в 1789 г. открылось здесь известие, что Порта Оттоманская прислав в Бухарию с нарочными письма, соглашает народ сей к восприятию против России на здешний край оружия. Я в то же время для узнания истины посылал со здешней линии надежного конфидента»[47].

Есть основания полагать, что Штрандман получил сведения именно от сибирских бухарцев. Данные о бухарско-османских контактах в этот период, добытые «конфидентом» Штрандмана, подтверждаются независимым источником. В фонде архива кабинета премьер-министра в Стамбуле сохранились документы, показывающие, что Порта пыталась убедить бухарского правителя выступить совместно против России – для этих целей в Бухару в 1785 г. прибыл посланник Мехмед Саид-ага. От бухарского хана Мир-Масум-шаха Мурада (1785–1800) османский султан требовал выступить против России. По замыслу Порты, бухарцы должны были организовать пропаганду идей газавата среди «казахов и киргизов» Дешт-и-Кыпчака. Впрочем, выступить на стороне Османов в этой войне Бухара не смогла[48].

Выводы

На основании изложенных фактов мы полагаем возможным говорить о том, что в течение XVII–XVIII вв. бухарцы выступали в качестве посредников между различными акторами на степном пограничье формирующейся Российской империи. Они участвовали в переговорных процессах в роли переводчиков, включались в состав посольств, могли быть допущены до дипломатического церемониала и участвовать в дарообмене. В этих случаях они выступали как посредники – агенты челночной дипломатии, практиковавшейся сибирским воеводами на степном пограничье. Русские власти могли опрашивать приезжавших с торгом бухарцев, равным образом как и посылать их в степи в качестве самостоятельных агентов. География их миссий включала в себя улусы Кучумовичей, казахских ханов, ойратов, империю Цин.

Таким образом, на протяжении XVII–XVIII вв. бухарцы выполняли важную функцию информаторов российских властей. Поставляемая бухарцами информация влияла на принимаемые военно-политические, например, на дислокацию войск на Сибирской пограничной линии. Следует согласиться с мнением А.А. Крих, что представители элиты бухарцев выполняли различные политические поручения сибирских пограничных структур, а разведка была неотъемлемой частью не только предпринимательства, но и лидерских устремлений.

Привлечение воеводами, а позднее и губернаторами бухарцев к выполнению разведывательных функций позволяло сибирским и оренбургским властям проводить более эффективную политику в степном пограничье, опирающуюся на знание местных реалий. Сведения, сообщенные бухарцами, могли быть использованы русскими властями для составления чертежей и карт, информирования воевод пограничных уездов о военных опасностях, передвижениях войск, выстраивании дипломатических переговоров и других целей.

 

1 Крих А.А. Разведывательная деятельность сибирских бухарцев в киргизской степи в XVIII в. // Вестник Омского университета. Серия: Исторические науки. 2019. № 2 (22). С. 35–42.

2 Ross D. Tatar Empire: Kazan's Muslims and the Making of Imperial Russia. Indiana University Press, 2020; Махмутов З.А. Функции и некоторые результаты деятельности татарских мулл в Казахстане в трансформирующихся политических контекстах XVIII – середины XX в. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2021. Т. 20. № 1. C. 61–73.

3 Burbank J., Cooper F. Empires in World History: Power and the politics of difference. Princeton University Press, 2010. P. 13

4 Бахрушин С.В. Сибирь и Средняя Азия // Бахрушин С.В. Научные труды. М., 1959. Т. IV. С. 202.

5 Пузырев И.Д. О начальном периоде шертования сибирских бухарцев // Вопросы истории Сибири. Вып. 16.  Омск: Изд-во ОмГПУ, 2019. С. 140–144.

6 Российский государственный архив древних актов (далее – РГАДА). Ф. 214. Оп. 1. Д. 11. Л. 7.

7 Беляков А.В., Маслюженко Д.Н. Сибирско-бухарско-ногайские отношения в свете переписки бухарского хана Абдаллаха с сибирским ханом Кучумом // Stratum plus. 2016. № 6. С. 229–243.

8 РГАДА. Ф. 214. Оп. 1. Д. 11. Л. 20.

9 Беляков А.В., Маслюженко Д.Н. Сибирско-бухарско-ногайские отношения в свете переписки бухарского хана Абдаллаха с сибирским ханом Кучумом // Stratum plus. 2016. № 6. С. 234.

10 РГАДА. Ф. 214. Оп. 1. Д. 11. Л. 57 об.

11 Трепавлов В.В. Сибирский юрт после Ермака: Кучум и Кучумовичи в борьбе за реванш. М., 2012. С. 35.

12 РГАДА. Ф. 214. Оп. 1. Д. 11. Л. 125.

13 Там же. Ф. 199. Оп. 2. Порт. 477. Ч. 1. Л. 36–38.

14 Васьков Д.А. Отписка тобольских воевод о русских посольствах к сибирскому царевичу Девлет-Гирею в 1645–1646 гг. // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. Т. 14. Вып. 1: История. 2015. С. 158–166.

15 РГАДА. Ф. 214. Оп. 3. Стб. 455. Л. 696.

16 Там же. Л. 685.

17 Миллер Г.Ф. История Сибири. М., 1999. Т. 1. С. 171.

18 Санкт-Петербургский филиал архива Российской академии наук (далее – СПФ АРАН). Ф. 21. Оп. 4. Д. 12. Л. 169.

19 Тыжнов И.И. Очерки по истории Средней Сибири XVII–XVIII столетий. Томск, 2013. С. 90.

20 Русская Историческая Библиотека. СПб.: Типография Пантелеевых, 1875. Т. 2. Стб. 447–448.

21 «Жалованное слово» – это специфическая клаузула царских наказов сибирским воеводам конца XVI–XVII в., представляющая собой прямое обращение царя к сибирским «иноземцам». См.: Конев А.Ю., Слугина В.А.  «Жалованное слово» в наказах сибирским воеводам: к вопросу о происхождении и эволюции формуляра // Актуальные проблемы отечественной истории, источниковедения и археографии: к 90-летию Н.Н. Покровского / Отв. ред. А.П. Деревянко, А.Х. Элерт. Новосибирск, 2020. С. 183–193.

22 Материалы по истории русско-монгольских отношений. 1636–1654. Сборник документов. М., 1974. С. 34.

23 Там же. С. 50.

24 Материалы по истории русско-монгольских отношений. 1636–1654… С. 229.

25 Там же. С. 230.

26 Там же. С. 79.

27 СПФ АРАН. Ф. 21. Оп. 4. Д. 12. Л. 46 об. – 47.

28 Урга в XVII–XVIII веках – кочующая резиденция монгольских Богдо-ханов, затем – стационарное поселение, историческое название современного Улан-Батора.

29 Материалы по истории русско-монгольских отношений 1686–1691. Сборник документов. М., 2000. С. 178.

30 ПСЗРИ. Собрание 1-е. СПб.: Типография II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. Т. IX (1733–1736). № 6576. Стб. 325.

31 Таймасов С.У. Башкирско-казахские отношения. М., 2009. С. 259.

32 Ерофеева И.В., Жанаев Б.Т. Путевые дневники и служебные записки о поездках по южным степям. XVIII–XIX века // История Казахстана в русских источниках XVI–XX веков. Алматы, 2007.
Т. VI. С. 5.

33 Русско-индийские отношения в XVIII в. М., 1965. С. 138.

34 Буканова Р.Г. Города-крепости юго-востока России в XVIII веке. История становления городов на территории Башкирии. Уфа, 1997. С. 205.

35 Материалы по истории русско-монгольских отношений 1654–1685 гг. Сборник документов. М., 1996. С. 103.

36 Таймасов С.У. Башкирско-казахские отношения. М., 2009. С. 226.

37 Бахрушин С.В. Научные труды. М., 1959. Т. IV. С. 208; Томилов Н.А. Этническая история тюркоязычного населения Западно-Сибирской равнины в конце XVI – начале XX в. Новосибирск, 1992. С. 84.

38 Бустанов А.К., Корусенко С.Н. Родословные сибирских бухарцев: Шиховы // Археология, этнография и антропология Евразии. 2014. №4. С. 140–149; Хафизова К.Ш. Степные властители и их дипломатия в ХVIII–ХIХ веках. Нур-Султан, 2019. С. 62.

39 Крих А.А. Разведывательная деятельность сибирских бухарцев в киргизской степи в XVIII в. // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2019. № 2. С. 36.

40 Потанин Г.Н. Материалы для истории Сибири. М., 1867. С. 179.

41 Потанин Г.Н. О караванной торговле с джунгарской Бухарией в XVIII столетии // Чтения в Императорском Обществе истории и древностей Российских при Московском университете. 1868. Кн. 2. С. 41; Frank A. Varieties of Islamization in Inner Asia: The Case of the Baraba Tatars, 1740–1917 // Cahiers du Monde russe. Vol. 41. № 2/3 (Apr. – Sep., 2000). P. 245–262.

42 Бустанов А.К. Говорить «по-бухарски»: персоязычные тексты в Российской империи // Ислам в современном мире. 2016. Т. 12. № 4. С. 81–92.

43 РГАДА. Ф. 248. Оп. 113. Д. 889. Л. 3.

44 [44] РГАДА. Ф. 248. Оп. 113. Д. 889. Л.1.

45 Там же. Л.1 об.

46 Хафизова К.Ш. Степные властители и их дипломатия в ХVIII–ХIХ веках. Нур-Султан, 2019. С. 375.

47 РГАДА. Ф. 24. Оп. 1. Д.65. Л. 4.

48 Васильев А.Д. Знамя и меч от падишаха. Политические и культурные контакты ханств Центральной Азии и Османской империи (середина XVI – начало XX вв.). М., 2014. С. 107.

×

Об авторах

Иван Дмитриевич Пузырев

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; Институт проблем освоения Севера Тюменского научного центра СО РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: ipuzyrev@hse.ru

младший научный сотрудник Тюменского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук, аспирант департамента истории НИУ ВШЭ в г. Санкт-Петербурге.

198095, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Промышленная, 17; 625003, Россия, г. Тюмень, ул. Малыгина, 86

Список литературы

  1. Бахрушин С.В. Научные труды. М.: Издательство АН СССР, 1959. Т. IV. 257 с.
  2. Бакиева Г.Т. «Быть в Тобольске в татарских головах…» (из истории рода служилых татар Кульмаметьевых) // Сибирские исторические исследования. 2015. № 4. С. 10-29.
  3. Беляков А.В., Маслюженко Д.Н. Сибирско-бухарско-ногайские отношения в свете переписки бухарского хана Абдаллаха с сибирским ханом Кучумом // Stratum plus. 2016. № 6. С. 229-243.
  4. Буканова Р.Г. Города-крепости юго-востока России в XVIII веке. История становления городов на территории Башкирии. Уфа: Китап, 1997. 256 c.
  5. Бустанов А.К. Говорить «по-бухарски»: персоязычные тексты в Российской империи // Ислам в современном мире. 2016. Т. 12. № 4. С. 81-92.
  6. Бустанов А.К., Корусенко С.Н. Родословные сибирских бухарцев: Шиховы // Археология, этнография и антропология Евразии. 2014. № 4. С. 140-149.
  7. Васильев А.Д. Знамя и меч от падишаха. Политические и культурные контакты ханств Центральной Азии и Османской империи (середина XVI - начало XX вв.). М.: Изд-во Института востоковедения РАН, 2014. 356 с.
  8. Васьков Д.А. Отписка тобольских воевод о русских посольствах к сибирскому царевичу Девлет-Гирею в 1645-1646 гг. // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2015. Т. 14. Вып. 1. История. С. 158-166.
  9. История Казахстана в русских источниках XVI-XX веков. Т. VI. Путевые дневники и служебные записки о поездках по южным степям. XVIII-XIX века / сост. И.В. Ерофеева, Б.Т. Жанаев. Алматы: Дайк-пресс. 2007. 516 с.
  10. Зияев Х.З. Экономические связи Средней Азии с Сибирью в XVI-XIX вв. Ташкент: Фан, 1983. 166 с.
  11. Зияев Х.З. Узбеки в Сибири. Ташкент: Фан, 1968. 77 с.
  12. Конев А.Ю., Слугина В.А. «Жалованное слово» в наказах сибирским воеводам: к вопросу о происхождении и эволюции формуляра // Актуальные проблемы отечественной истории, источниковедения и археографии: к 90-летию Н.Н. Покровского / отв. ред. А.П. Деревянко, А.Х. Элерт; Российская академия наук, Сибирское отделение. Институт истории. Новосибирск, 2020. С. 183-193.
  13. Корусенко С.Н. Сибирские бухарцы в начале XVIII века. Омск: Наука, 2011. 248 с.
  14. Корусенко С.Н. Из истории рода Шиховых: генеалогический метод в этноисторических исследованиях // Интеграция археологических и этнографических исследований: сб. науч. тр.: в 2 т. / гл. ред. Н.А. Томилов. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2013. Т. 1. С. 111-115.
  15. Крих А.А. Разведывательная деятельность сибирских бухарцев в киргизской степи в XVIII в. // Вестник Омского университета. Серия: Исторические науки. 2019. № 2 (22). С. 35-42.
  16. Материалы по истории Узбекской, Таджикской и Туркменской ССР. Вып. 3. Ч. 1. Торговля с Московским государством и международное положение Средней Азии в XVI-XVII вв. / под ред. А.Н. Самойловича. Л.: Изд-во АН СССР, 1932. 504 с.
  17. Махмутов З.А. Функции и некоторые результаты деятельности татарских мулл в Казахстане в трансформирующихся политических контекстах XVIII - середины XX в. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2021. Т. 20. № 1. C. 61-73.
  18. Миллер Г.Ф. История Сибири. М.: Восточная литература, 1999. Т. I. 630 с.
  19. Потанин Г.Н. Материалы для истории Сибири. М.: Университетская типография., 1867. 325 с.
  20. Потанин Г.Н. О караванной торговле с Джунгарской Бухарией в XVIII столетии // Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских. Кн. 2. Ч. V. М.: Университетская типография, 1868. С. 21-113.
  21. Пузырев И.Д. О начальном периоде шертования сибирских бухарцев // Вопросы истории Сибири. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2019. Вып. 16. С. 140-144.
  22. Таймасов С.У. Башкирско-казахские отношения. М.: Наука, 2009. 344 с.
  23. Томилов Н.А. Этническая история тюркоязычного населения Западно-Сибирской равнины в конце XVI - начале XX вв. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1992. 271 с.
  24. Трепавлов В.В. Сибирский юрт после Ермака: Кучум и Кучумовичи в борьбе за реванш. М.: Восточная литература, 2012. 231 с.
  25. Тыжнов И.И. Очерки по истории Средней Сибири XVII-XVIII столетий. Томск: Изд-во Томского университета, 2013. 256 с.
  26. Хафизова К.Ш. Степные властители и их дипломатия в ХVIII-ХIХ веках. Нур-Султан: КИСИ при Президенте РК, 2019. 476 с.
  27. Цинская империя и казахские ханства. вторая половина XVIII - первая четверть XIX вв. Ч. 1 / сост. К.Ш. Хафизова, В.А. Моисеевю. Алма-Ата: Наука, 1989. 276 с.

© Пузырев И.Д., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах