Создание нового промышленного района на территории Ульяновского округа Средневолжской области в годы Великой Отечественной войны (1941-1943 гг.)
- Авторы: Хапаев Е.А.1
-
Учреждения:
- Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова
- Выпуск: Том 19, № 4 (2020): Этническое и конфессиональное многообразие России и СССР: восприятие властью и обществом
- Страницы: 905-919
- Раздел: ИСТОРИЯ РЕГИОНОВ
- URL: https://journals.rudn.ru/russian-history/article/view/25086
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8674-2020-19-4-905-919
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В представленной статье с привлечением впервые вводимых в научный оборот архивных источников и опубликованных документов показана многогранная работа, которую в одном из важнейших экономических районов страны - Ульяновском округе Средневолжской области проводили местные органы власти, директора крупных промышленных предприятий и общественные организации по перестройке на военный лад промышленности отдельно взятого региона. Представленные материалы раскрывают механизмы и организационные резервы, использование которых позволило в течение двух лет на территории отдаленного, находившегося в российской глубинке сельскохозяйственного района создать мощный производственный кластер, на базе которого в дальнейшем был создан областной центр. Автор выявляет трудности, которые пришлось преодолевать организаторам новых промышленных производств, большей частью эвакуированных из западных районов страны (в том числе нехватка рабочих рук, производственных площадей, электроэнергии, подвижного состава и др.). Показан труд рабочих, инженерно-технического персонала, которые в сложных условиях военного времени проявляли трудовой героизм на оборонных предприятиях. Специальное внимание уделяется вкладу, который внесла местная заводская и вузовская наука в разработку и оперативное внедрение новых двигателей, генераторов и т.д., позволявших значительно повысить производительность труда. Автор приходит к заключению о высокой эффективности созданного на территории Ульяновского округа промышленного района, успех которого был предопределен географическим положением и эффективной работой местных руководителей и директоров как эвакуируемых, так и местных предприятий.
Полный текст
Введение
В условиях широкомасштабной модернизации экономики современной России важной задачей является повышение производительности общественного труда и общее повышение темпов промышленного развития страны. В этой связи чрезвычайно важно использовать опыт проведенных социально-экономических преобразований в дореволюционной и Советской России (СССР), которые в условиях недостаточности материальных и людских ресурсов позволили в сжатые сроки добиться значительных производственных результатов.
С этой точки зрения наиболее ценен организационный и производственный опыт, накопленный в годы Великой Отечественной войны. Неудачное для страны начало войны заставило руководство мобилизовать все имеющиеся возможности для наращивания выпуска военной продукции в восточных районах страны. Перевод значительного количества предприятий на восток позволил в короткие сроки не только нарастить выпуск столь необходимой фронту продукции, но и создать новые промышленные районы, в том числе в российской глубинке. Это полностью относится к истории Ульяновского промышленного района, который был практически заново создан за два года и к середине 1943 г. выведен на полную производственную мощность. История современных войн не знала другого подобного примера, когда одна из воюющих сторон, понесшая колоссальный урон, смогла уже в ходе войны приступить к решению задач по восстановлению и развитию разрушенного народного хозяйства. Актуальность данного исследования в условиях нашего времени состоит в выделении положительного опыта руководства промышленностью в сложных, порой даже экстремальных условиях.
В условиях, когда были нарушены межрегиональные связи экономических субъектов, вопрос мобилизации внутренних резервов стал жизненно необходим. Также было востребовано повышение роли самих регионов, промышленных предприятий, межведомственных связей; во главу угла была поставлена задача уменьшения экономической зависимости от центра. Изученный организационный опыт развития промышленности в экстремальных условиях представляет большой научный и практический интерес.
Историография истории развития ульяновской промышленности всегда была в центре внимания отечественных историков, экономистов и политиков. Трудности перехода экономики страны на военные рельсы и пути их преодоления, процессы и закономерности воспроизводства отдельных отраслей советской военной экономики содержатся в работе Я.Е. Чадаева «Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 годов)»[1]. В.П. Зотов анализирует состояние пищевой промышленности в 1930-е годы, а также в условиях начавшейся войны, показывает процесс становления и запуска в строй эвакуированных предприятий в восточных районах страны, знакомит читателей с достижениями и трудностями, связанными с размещением новых производств в восточных районах страны. Не обошел вниманием автор работу ульяновских предприятий пищепрома[2].
Историей развития промышленности Среднего Поволжья в годы войны занимались исследователи Д.П. Ванчинов, Н.П. Мышенцев. Наибольший исследовательский интерес для них составили такие проблемы, как увеличение динамики роста производства по военным годам, изменения объемов валового производства, а также изменения отдельных показателей эффективности военного производства[3]. На основе архивных и опубликованных материалов авторами рассмотрены рост отдельных отраслей промышленности, изменения валового объема промышленного производства, темпы роста промышленности.
Постсоветская литература по истории промышленности Ульяновской области также разнообразна. В 1991 г. опубликована монография Л.М. Кантора «Промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны». В ней автор обратил особое внимание на деятельность Государственного Комитета Обороны по переводу всего гражданского промышленного сектора на военный лад. В работе проанализирована деятельность местных органов власти, партийных комитетов ВКП(б) по созданию в сложных военных условиях новых предприятий, организации капитального строительства на местах. Автор также исследовал то, как предприятия обеспечивались рабочей силой, осуществлялся процесс оплаты труда и карточного обеспечения работающих, выделил трудности организационного и технического характера, которые пришлось преодолевать инженерно-техническим кадрам, рабочим, руководителям предприятий[4]. Работа Зинича М.С. «Будни военного лихолетья» также была посвящена индустриальному развитию страны в годы войны[5].
В работе Ю.Д. Ефимова и В.И. Лосевой на основе материалов Государственного архива новейшей истории Ульяновской области, Государственного архива Ульяновской области и Российского государственного архива экономики впервые названы предприятия и организации, эвакуированные в годы Великой Отечественной войны в Ульяновск и Ульяновскую области, дается характеристика производимой ими продукции, затрагиваются различные стороны жизни в тылу[6]. В работе «Ульяновск и Ульяновская область – фронту» М.В. Чернова рассказывается о трудовом подвиге трудящихся Ульяновска и области в годы войны, об обеспечении армии военной продукцией, боеприпасами, автомобилями. В результате личного общения с ветеранами войны автор достоверно описывает боевые биографии ветеранов, запечатлев на вечную память их героические подвиги[7].
Подготовке производственных кадров на промышленных предприятиях Ульяновской области в годы Великой Отечественной войны посвящена статья И.А. Чуканова и Е.А. Хапаева[8].
Источниковая база исследования включает в себя как опубликованные[9], так и неопубликованные источники из Государственного архива новейшей истории Ульяновской области (далее – ГАНИ УО), в т.ч. документы партийных и советских органов по организации деятельности промышленных предприятий, а также материалы периодической печати («Пролетарский путь», «Ульяновская правда», «Известия» и др.), мемуарную литературу.
Использование директив и постановлений ГКО СССР, СНК СССР, профильных министерств позволило глубже разобраться с проблемами эвакуации промышленных предприятий, движением рабочей силы, а также переводом на «военные рельсы» уже действующих в Ульяновском округе промышленных предприятий[10].
Начиная с 2001–2004 гг., в Ульяновске издавался многотомник «Солдаты трудового фронта» под редакцией Л.А. Берч. В нем не только приводились развернутые статистические данные по работе промышленности г. Ульяновска и Ульяновского округа (области) в годы войны, но и рассказывалось о передовиках производства[11]. Большой научный интерес представляет сборник архивных документов Ульяновской области на тему «Так ковалась победа», затрагивающих работу промышленности региона[12]. В тематических сборниках документов по истории Ульяновской области в годы Великой Отечественной войны представлены сведения, раскрывающие героический труд ульяновских рабочих в рассматриваемый период[13]. В работе привлечены также отчеты правлений фабрик и заводов, материалы ревизий и проверок, протоколы заседаний товарищеских судов, где рассматривались дела о проступках нерадивых сотрудников и т.п.
Основные меры по приему эвакуированных предприятий и размещение их в Ульяновске и городах округа (1941–1942 гг.)
Ульяновск до 1941 г. был небольшим городом районного значения, который входил в состав одноименного округа в Средневолжскую область (со столицей в г. Куйбышев). Из крупных предприятий всесоюзного значения до войны в нем размещалось лишь одно значительное производство – Патронный Завод имени В. Володарского. Остальные предприятия были незначительными по объему производства и представляли из себя полтора десятка небольших суконных фабрик, разбросанных по всей территории округа, а также предприятия пищевой промышленности. Имелись маленький механический завод, железнодорожные и авиационные мастерские.
Как следует из документов, решение о перебазировании в Ульяновский округ многих крупных предприятий основывалось в первую очередь на том, что Ульяновск являлся крупным железнодорожным узлом, имел речной порт и по территории округа проходили линии электропередач. Достаточно разветвленная сеть колхозов и совхозов могла обеспечить потребности прибывающих работников эвакуируемых заводов продовольственными товарами первой необходимости. Многие предприятия эвакуировались в Ульяновскую область на основе принятого 16 августа 1941 г. «Военно-хозяйственного плана на 4 квартал 1941 года и на 1942 год по районам Поволжья, Урала, Западной Сибири, Казахстана, Средней Азии», который регламентировал передислокацию наиболее важных фабрик и заводов из угрожаемых районов на новые места размещения. План определял сроки ввода этих предприятий в строй, а также перечень новых промышленных объектов, которые необходимо было заново построить и ввести в эксплуатацию.
Общеизвестно, что в стране было осуществлено две эвакуации промышленных предприятий, оборудования, материальных ценностей и населения на восток. Первая проходила в период лета – начала зимы 1941 г., когда боевыми действиями, в основном, была охвачена западная часть страны. Этот период, на наш взгляд, был самым сложным, так как дело было совершенно новое, реализовывать эвакуационные задачи приходилось в сжатые сроки, кроме того, ощущалась острая нехватка подвижного состава, транспортных средств, приходилось полностью перестраивать железнодорожный и морской транспорт.
Вторая эвакуация началась в июне 1942 г. и была вызвана широкомасштабным наступлением немецко-фашистских войск на юге страны. Продолжалась она фактически до стабилизации фронта в районе Сталинграда к ноябрю 1942 г. Для Ульяновского округа (с 1943 г. – Ульяновской области) каждая из этих эвакуаций имела свои особенности. В 1941 г. Ульяновский округ и его крупные промышленные центры – Ульяновск, Мелекесс – стали крупнейшими перевалочными базами для оборудования, вывозимого далее на восток и пунктами размещения крупнейших эвакуируемых предприятий. Это было вызвано значительными объемами перемещаемых материальных ценностей, эвакуируемого персонала предприятий, что привело к кардинальной перестройке работы всех административных и хозяйственных структур на местном уровне[14].
Вторая эвакуация 1942 г. прошла более организованно, отличалась меньшими объемами перемещаемых материальных ценностей, тогда уже широко применялся организационный опыт, накопленный в предыдущем году. Главный упор при этом был сделан на перевод в восточные районы административных учреждений, культурных ценностей, а также эвакуацию гражданского населения.
Наступление вражеских войск в начальный период войны, временные неудачи Красной Армии заставили руководство страны перебазировать основные промышленные предприятия оборонных отраслей в восточные районы страны. Важный вклад в дело эвакуации внесли созданные в короткие сроки чрезвычайные органы: Совет по эвакуации во главе с Н.М. Шверниковым, специальные комиссии по проведению эвакуации в областях и автономных республиках, а также эвакуационные отделы и эвакуационные пункты (эвакопункты) в городах, узловых железнодорожных станциях, портах и пристанях. События развивались настолько стремительно, что в начале июля 1942 г. на территорию Ульяновской области стали приходить уже первые эшелоны с эвакуированным оборудованием, персоналом предприятий, другими материальными ценностями. Местные органы власти и партийные комитеты ВКП(б) делали все возможное, чтобы справиться с поступающим наплывом промышленного оборудования, старались максимально разместить прибывающих людей, предоставить им жилье, обеспечить продуктовыми карточками, организовать их работу на вновь определенных площадках[15].
В течение нескольких недель июля – августа 1942 г. были уплотнены многие государственные учреждения, когда в административных зданиях, ранее занимаемых одним учреждением, стали размещаться по 2–3 и более учреждений. Ряд учебных заведений – школ и даже вузов были закрыты, а их помещения отданы под эвакуированные предприятия и учреждения, временное жилье для персонала. Даже здания городских и районных парткомов отдавались для нужд эвакуированных. Но места все равно катастрофически не хватало. В этой связи многие эвакуированные предприятия разгружались в «чистом поле», на пустырях, занимали садовые и огородные земельные участки. Главными требованиями, определяющим размещение производственных помещений, была близость железнодорожных путей, линий электропередач, населенных пунктов.
В Ульяновский округ эвакуировались те предприятия, которые впоследствии и определили его производственную специфику. Основная масса предприятий была перебазирована в г. Ульяновск во время первой эвакуации, тогда, как во время второй эвакуации Ульяновск принял, в основном, государственные учреждения. Это в первую очередь предприятия машиностроительного комплекса и текстильной промышленности. Объемы эвакуированного и вновь создаваемого производства были таковы, что по одному только городу Ульяновску местные органы власти были вынуждены предоставить свыше 200 тыс. квадратных метров культурных, бытовых и производственных площадей. Подавляющее большинство производственных мощностей было эвакуировано в Ульяновский округ согласно уже упомянутому постановлению ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 16 августа 1941 г.[16] Этот план предусматривал перевод промышленных предприятий из зоны боевых действий, а также строительство новых производственных объектов.
Уже с первых чисел июня развернула свою работу гигантская эвакобаза, объединенная в единую сеть с системой складов в Ульяновске, его окрестностях, прилегающих железнодорожных станциях. На этих складах содержалось резервное промышленное оборудование, не нашедшее пока своего адресата, а также спецодежда, медикаменты, вещи, по тем или иным причинам оставленные эвакуированными гражданами. Для того, чтобы эти склады бесперебойно и круглосуточно работали, в кратчайший срок было заново проложено 89 км новых железнодорожных путей; сооружено почти 1,9 тыс. укрытий различных типов, в том числе и для предприятий. Однако в условиях военного времени не всегда удавалось обеспечить четкую работу всех городских служб, связанных с размещением эвакуированных предприятий. Так, из-за отсутствия необходимых помещений прибывшее из г. Ворошиловграда оборудование завода пролежало на станции Киндяковка под открытым небом с декабря 1941 г. по август 1943 г., пока не было увезено в другое место.
В Ульяновск уже в июле 1941 г. прибыло первое эвакуированное предприятие – трикотажная фабрика им. Коммунистического Интернационала Молодежи (КИМ) из Витебска. Один из эшелонов привез 552 рабочих и членов их семей. Через 72 дня все оборудование было смонтировано в здании одной из школ, и фабрика начала выпускать продукцию военного назначения – теплое армейское белье и брезентовые упаковочные мешки для переноски узлов минометов. Еще через два месяца фабрика освоила выпуск совершенно новой промышленной продукции – шелковых чулков и носков[17]. В день выпускалось свыше 2 тыс. пар. Первая продукция для нужд фронта была отгружена потребителям 25 сентября 1941 г. Уже первого октября этот цех вышел на проектную мощность[18].
В августе 1941 г. в Ульяновск прибыла киевская швейная фабрика имени Горького. Через месяц она уже давала продукцию. Основное производство было размещено в бывшем клубе спиртзавода № 2 и производило шинели. К концу сентября фабрика выпускала 500 шинелей в сутки; она обеспечивала также бойцов шапками-ушанками, различным обмундированием[19]. К январю 1943 г. было освоено производство погонов для личного состава Красной Армии[20].
Вторая часть фабрики разместилась в помещении бывшего педагогического училища. Эвакуируемые предприятия размещались не только в Ульяновске, но и в других крупных населенных пунктах округа. В городе окружного подчинения Мелекесс в ноябре 1941 г. начала работу эвакуированная из Витебска чулочно-трикотажная фабрика имени К. Цеткин. На станции Базарный Сызган разместился в пристанционных помещениях, на складах и в здании вокзала целый номерной машиностроительный завод из Гомеля[21].
В августе 1941 г. в Ульяновск из Киева был эвакуирован завод контрольно-измерительных приборов «КИП». Небольшой коллектив, около 400 человек высококвалифицированных специалистов, в короткое время разместился в здании ликероводочного завода по ул. К. Либнехта. Уже через две недели все металлорежущие станки, прессы для штамповок, станки по изготовлению оптики стояли в цехах и начали выпуск различных приборов. Это был, действительно, подвиг. Имущество завода все сотрудники от директора до простого рабочего по ночам разгружали на железнодорожной станции, а днем устанавливали его в отведенных помещениях. В период с 1942 по 1943 гг. завод изготовил 1500 тестовальцовок, лапшерезок и мясорубок, которые направлялись не только в фронтовые столовые и госпитали, но и в учреждения города и округа.
Коллектив завода в кооперации с Московским заводом, специализировавшемся на выпуске контрольно-измерительных приборов, в самые сжатые сроки сумел наладить выпуск комплектующих деталей для прицелов к 82-миллиметровым минометам, а уже через три месяца завод полностью изготовлял прицелы к 82 и 120-миллиметровым минометам, так сильно востребованными на фронте[22].
Ситуация складывалась таким образом, что оборудование промышленных предприятий отправлялось в разные города, производство разукомплектовывалось, и быстро восстановить тот или иной завод не представлялось возможным. Ведь нередко предприятия приходилось эвакуировать в спешке, зачастую под немецкими бомбами. Как руководители предприятий выходили из этой сложнейшей ситуации? Государственный Комитет Обороны нашел оригинальный выход из сложившейся ситуации: не заниматься никому ненужной переброской утерянного оборудования из одного города в другой, а на месте сортировать поступившее оборудование и создавать такие предприятия, которые бы могли, используя уже завезенное оборудование, быстро организовать какое-либо производство. Вот пример подобного подхода. В Ульяновск прибыли разрозненные части промышленного оборудования Московского НИИ-12, Ленинградского приборостроительного завода № 278 и Вяземского приборостроительного завода № 149. Другое оборудование этих предприятий, необходимое для запуска полного производственного цикла, по тем или иным причинам затерялось на огромных просторах Сибири и Урала. Поэтому руководством Ульяновского округа по согласованию с ГКО было принято решение создать на базе этих трех разрозненных и разукомплектованных производств одно промышленное производство полного цикла. Размещать новое производство было решено в холодных, неотапливаемых помещениях Центрального колхозного рынка. В течение 3-х месяцев задача была решена. К декабрю 1941 г. вновь созданный Ульяновский приборостроительный завод № 280 начал выпускать военную продукцию – гироскопы для самолетов фронтовой авиации.
Работа была проделана очень большая. Во-первых, из трех разнородных коллективов был сформирован совершенно новый производственный коллектив. Заново была создана дирекция, производственные отделы, сформированы новые коллективы цехов. Была также разработана производственная документация, пересмотрено оборудование, созданы новые рабочие цеха, на территории бывших рыночных павильонов и складов, в условиях суровой зимы 1941/1942 гг. было «практически с нуля» создано совершенно новое производство. К маю 1942 г. было размещено уже 200 единиц оборудования. На заводе работало свыше 1 тыс. человек. Коллектив предприятия постоянно наращивал количество выпускаемой продукции достаточно высокого качества. Если взять продукцию, изготовленную с января по декабрь 1942 г. за 100 %, то к декабрю следующего, 1943 г., коллектив предприятия рапортовал о выполнении производственного плана по сравнению с прошедшим годом на 363 %[23]. А если взять за основу производственное задание 1940 г. Ленинградского производственного объединения – завода № 278 за 100 %, то рост продукции увеличился в 5 раз. Трудовой подвиг рабочих и инженерно-технического персонала проявился в том, что первая очередь завода была запущена уже в начале 1942 г. К маю того же года было построено около 10 тыс. кв. метров производственных площадей.
Ульяновский колхозный рынок принял еще один завод, который также разместился в оставшихся складах и лабазах. Здесь, согласно постановлению ГКО от 16 сентября 1941 г. №6 81, стал размещаться завод «Электропускатель» имени Сталина из Харькова. Так как даже складских помещений не хватало, новый завод был вынужден занять оставшиеся рыночные склады и торговые помещения, ранее принадлежавшие производственным артелям и кооперативам. Сотни тонн грунта были перевезены для того, чтобы засыпать огромный овраг в центре города, так как для нового завода потребовались новые производственные помещения, а строить их в городе было больше практически негде. Так на месте оврага к концу 1942 – началу 1943 г. выросли новые производственные цеха.
Уже с 1942 г. эвакуированный завод стал выпускать столь необходимое фронту производственное оборудование для фронтовой авиации, торпедных катеров и подводных лодок. Во второй половине 1942 г. завод получил новое государственное задание – разработать технологическую карту для выпуска электрогенераторов, при помощи которых осуществлялся запуск ракет гвардейских минометов залпового огня (БМ-13 и БМ-21) – знаменитых «катюш». Позднее на заводе наладили и выпуск прицелов для установок залпового огня[24].
Приходилось преодолевать и другие, не менее проблемные трудности. Совершенно разукомплектованным прибыло в Ульяновск оборудование литейно-механического завода № 11 Наркомата связи из Ахтырска. Однако при заводе оказался работоспособный коллектив, привыкший решать своими силами все возникающие трудности. Но, несмотря на нехватку оборудования и отсутствие нужных площадей, рабочие и специалисты завода сумели малыми партиями организовать выпуск предохранительного и линейно-кабельного оборудования для дивизионных и армейских узлов связи. Обстоятельства сложились таким образом, что подобные изделия для нужд армии выпускало только это предприятие.
Особенно рельефно трудовой подвиг работников предприятий тыла проявился при введении в строй эвакуированного Московского автомобильного завода имени Лихачева. Сотни единиц спешно разгруженного из железнодорожных платформ оборудования разместились на территории заброшенных складов завода «Металлист». Одновременно осенью 1941 г. на пустыре в Засвияжском районе г. Ульяновска стали возводиться цеха нового автозавода. Под строительство были использованы недостроенные цеха авиационного производства, многие из которых представляли лишь залитые бетоном фундаменты. Рабочие и инженерно-технические работники трудились днем и ночью, в сорокапятиградусные морозы достраивали свои цеха. И уже в апреле 1942 г. был запущен главный конвейер, что позволило ежесуточно выпускать 80–100 необходимых фронту автомобилей «ЗИС-5В». Преодолев такие трудности, коллектив Ульяновского автозавода с легкостью освоил сборку американских грузовиков-вездеходов «Студебеккер», которые в виде запасных частей поставлялись в СССР по ленд-лизу[25]. Только в 1943 г. было собрано 4,2 тысяч автомобилей «Зис-5В» и около 600 единиц «Студебеккеров». Кроме того, завод выполнял срочные заказы ГКО, выпуская по его требованию продукцию, совершенно непрофильную для производства. Так, по постановлению ГКО на автозаводе были налажены: выпуск газогенераторных установок для автомобилей «ЗИС-101», а также деталей для корпусов снарядов и мин, оснастки для ремонта автомашин.
Ульяновский автозавод в 1943 г. получил новое правительственное задание – сформировать на своей базе и запустить в 1944 г. два совершенно новых производства – завод «Автозапчасть» и завод по производству малолитражных двигателей. В результате в 1944 г. оба эти предприятия были успешно запущены и дали первую продукцию.
Приходилось решать и такие задачи, опыта реализации которых ни у кого не было. Военным госпиталям, ремонтным мастерским на фронте срочно понадобились малолитражные двигатели внутреннего сгорания для полевых мобильных электростанций. В связи с этим в августе 1942 г. завод получил особое правительственное задание: не сокращая выпуска автомобилей, в 4-недельный срок наладить производство малолитражных двигателей-генераторов Л 3/2 для нужд военных госпиталей, партизанских отрядов и других подразделений РККА, действующих в автономном режиме. Это не только не соответствовало специфике и возможностям автосборочного предприятия – не было даже чертежей и разработанной технологии нового производства[26].
То, как решали эту проблему, стоит особого описания. Доставили с фронта двигатель, вышедший из строя, разобрали его и на основе эскизированных деталей, и приступили к созданию рабочих чертежей. Из приказа директора завода П. Шварцбурга от 5 августа 1942 г.: «Приказываю: 1. Главному конструктору Шапошникову в 24 часа разобрать двигатель, начать эскизирование всех деталей, работу вести по 16 часов в день… Предупредить всех начальников цехов и отделов, всех технологов, мастеров, конструкторов и рабочих, что работы, связанные с двигателем Л 3/2, идут впереди всех заданий… то есть выполняются вне очереди[27].
Не имея чертежей, технологи-инженеры составляли технологическую карту по эскизам и с натуры. Чтобы убедиться в правильности сборки, технологи Зарубин, Попэк и другие сами собрали пробный двигатель, запустили его, тут же скорректировали технологическую карту и, не выходя из проектного бюро в течение 36 часов, разработали схему сборки[28]. Все работы возглавил инженер К.И. Протопопов, а организовывать проектирование и запуск двигателя в серию пришлось начинать в условиях отсутствия какой-либо производственной документации и необходимого оборудования. Тем не менее в октябре 1942 г. завод уже приступил к выпуску стационарных малолитражных двигателей Л 3/2 с водяным охлаждением. Фронт получил требуемые электростанции. Эти малолитражные двигатели немедленно отправлялись на передовую. Вскоре все полевые госпитали, армейские и фронтовые радиостанции, радиооборудование в партизанских отрядах были оснащены малолитражными двигателями и генераторами для полевых электростанций[29].
Вместе с предприятиями и организациями в Ульяновск эвакуировались рабочие и служащие с семьями. С конца 1941 г. в город стали прибывать эвакуированные граждане из прифронтовых районов. За первые шесть военных месяцев население города составило уже 200 тыс. человек, без учета военных, что в 2,5 раза превышало население Ульяновска по состоянию на 1 января 1940 года.
Наибольшим препятствием в работе, которое пришлось преодолевать, был дефицит квалифицированных производственных кадров. Катастрофически не хватало опытных токарей, фрезеровшиков, слесарей, шлифовщиков, термообработчиков, наладчиков станков, слесарей-инструментальщиков. Вместо мужчин, призванных в ряды действующей армии, к станкам становились женщины, пенсионеры (которые и возглавили процесс обучения вновь принятых на производство рабочих) и даже дети. Таким образом, кадровая проблема на предприятии была успешно решена.
Приборостроители также внесли немалый вклад в победу. В 1944 г. военно-воздушный флот страны получил 120169 приборов, а всего за годы войны было выпущено 292440 приборов.
В числе эвакуированных предприятий в Ульяновск было доставлено оборудование завода контрольно-измерительных приборов № 10, которое ранее располагалось в городе Киеве, а также станки и оборудование Московского завода контрольно-измерительных приборов («МОСКИП»). Все эти предприятия ранее работали в интересах Наркомата пищевой промышленности СССР и к изготовлению военной продукции не имели никакого отношения. Благодаря героическому труду инженерно-технических работников, членов заводского КБ, рабочих предприятия уже в 1942 г. начался выпуск прицелов к миномету. Завод курировало Главное артиллерийское управление РККА, и он вскоре вышел на полную проектную мощность и полностью обеспечил нужды Красной Армии в прицелах к 82 миллиметровому миномету, самому массовому в войсках. К началу 1942 г. цех боеприпасов (инструментальный № 2) на автомобильном заводе под руководством К.И. Протопопова дал первую продукцию – столь необходимые на фронте авиационные снаряды[30].
Во время второй эвакуации феврале – марте 1942 г. в Ульяновск было доставлено оборудование завода пищевых концентратов, ранее размещавшееся в г. Москве. Согласно решению СНК СССР от 8 января 1942 г. № 20 – 8С оборудование было размещено на Винкомбинате, и с июня уже начался выпуск крупяных концентратов из местного сырья. Без изменения рецептуры эти концентраты выпускались вплоть до 1948 г.
Перевод промышленности г. Ульяновска и округа на военные рельсы
После начала военных действий вновь созданным для руководства обороной страны ГКО перед Ульяновским округом была поставлена задача перевести в кратчайшие сроки уже имеющуюся в регионе промышленность на военные рельсы, полностью изменить производственный процесс, внедрить новые технологии оборонного значения. Это означало то, что нужно было изготовить новые штампы, устройства, переориентировать оборудование на выпуск продукции военного назначения. Требовалось также построить новые помещения, а самое главное, обучить и адаптировать к новым производственным условиям сотрудников и работников предприятий.
Благодаря предпринятым усилиям в первые месяцы войны удалось преодолеть кадровый голод. Главным способом решения вопросов рабочей силы было увеличение рабочего дня по 12–16 часов, а с учетом сверхурочных работ и до 18–19 часов. Как уже отмечалось, на заводы и фабрики вернулись пенсионеры, к станкам встали женщины. Многие цеха и даже фабрики стали полностью женскими. Главным каналом пополнения производственного персонала стал добровольный приход на заводы и фабрики вчерашних школьников.
Следует отметить, что руководством страны были приняты беспрецедентно жесткие меры по повышению производственной дисциплины работающих, причем на всех уровнях. Согласно требованиям, изложенным в Указе Президиума ВС СССР от 26 июня 1940 г. «О переходе на восьмичасовой рабочий день, семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и из учреждений», сотрудники военных предприятий были вынуждены принять новые административные требования, предъявляемые к ним руководством страны и дирекцией предприятий, стойко переносить все тяготы тыловой жизни, постоянно выполнять сверхурочные работы, ставшие в годы войны нормой.
Хотя сверхурочные на предприятиях оплачивались в полуторном размере, все знали, что это является «обязаловкой». Сотрудников предприятий жестко карали (вплоть до уголовной ответственности) за прогулы, когда под «прогулом» подразумевалось отсутствие сотрудника на своем рабочем месте в течение более 20 минут, или менее 20 минут, но повторившееся в течение двух месяцев[31].
Изменилась также работа промысловой кооперации, которая стала более эффективной. 26 райпромкомбинатов и 150 артелей промысловой кооперации стали выпускать продукцию, нужную для фронта: валенки, теплую одежду, лыжи, ружейные ремни, телеги и санки. Предприятия деревообрабатывающей промышленности перешли к изготовлению ящиков для патронов и снарядов, упаковок для авиабомб, болванок для винтовок и карабинов, фанерного кряжа для авиазаводов, лыжных заготовок и другого спецассортимента.
В 1942 г. коллектив Ульяновского патронного завода им. Володарского за перевыполнение производственных планов и быстрое освоения производства новых видов военной техники был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В отчете Ульяновского горкома от 3 марта 1945 г. говорилось, что крупнейшим заводом оставался завод имени Володарского. За 3,5 года войны он дал продукции в два раза больше, чем за 22 предшествующих года. Выпуск валовой продукции в 1944 г. по сравнению с 1939 г. увеличился в 8 с лишним раз. За годы Великой Отечественной войны завод освоил целый ряд новых видов продукции для Красной Армии, широко внедряя рационализаторские предложения и изобретения, систематически наращивая темпы работы. Завод первым в стране применил укупорку изделий в тару из приготовляемой им битумированной и гудронированной бумаги, что давало экономию в год 5 тысяч тонн оцинкованного железа и 400 тонн свинца[32].
В итоге к концу 1942 г. промышленность Ульяновской области государственный план в целом выполнила на 98,7 %, но по сравнению с 1941 г. выпуск продукции увеличился на 33,6 %, или на 259 миллионов рублей. Полностью выполнили и перевыполнили планы оборонная промышленность, местная и общая, а также лесная и топливная. Удельный вес предприятий оборонной промышленности в 1943 г. составил 70 %. На предприятиях оборонной промышленности в этот период удалось развернуть социалистическое соревнование, которое сыграло важную роль в повышении производительности труда и снижении брака. Из постановления секретаря Ульяновского горкома ВКП(б) Курышкина от 15 октября 1942 г.: «…В результате развернувшегося соревнования объем промышленной продукции города в третьем квартале увеличился на 38 764 тысячи в сравнении со вторым кварталом. В сентябре… предприятия города дали прирост продукции, в сравнении с августом, на 2,8 миллионов рублей. В течение сентября завод имени Володарского выполнил программу на 107,1 % и получил вторично переходящее Красное Знамя ЦК ВКП(б). Спиртзавод № 2 выполнил программу на 130 % и во Всесоюзном соревновании занял третье место по НКПП (Народный комиссариат пищевой промышленности. – Е.Х.). Ряд других предприятий города выполнили и перевыполнили свои обязательства…»[33]. Всего же за первые три года войны производительность труда на этих предприятиях выросла в четыре раза.
Промышленные предприятия выпускали продукцию, совершенно ранее не свойственную профилю того или иного предприятия. Так, например, Швейный комбинат имени Ворошилова, кроме солдатских шинелей, с ноября 1941 г. освоил выпуск парашютов[34]. Спиртовая промышленность (восемь спиртовых заводов) также работала на нужды фронта. Заводы удвоили/утроили выпуск спирта-сырца и ректификата высшего качества, который отправлялся не только на фронт, но и на фармацевтические предприятия, приборостроительные и авиационные заводы[35].
Многие предприятия легкой и текстильной промышленности годовой план 1943 г. выполнили досрочно и со значительным перевыполнением. Так, ателье «Главтрикотажа» годовой план выполнило на 118,7 %, суконная фабрика имени Калинина – на 102,1 %, суконная фабрика Третьего Интернационала – на 101,9 %. Ульяновский обком ВКП(б) 29 ноября 1943 г. направил сообщение в ЦК партии о том, что октябрьская программа машиностроительной промышленностью выполнена на 101,1 %, пищевой промышленностью – на 109,1 % и местной – на 100,2 %[36]. Значительных успехов добились коллективы оборонных предприятий в деле рационализаторства и изобретательства, что приносило ежегодной экономии на сумму свыше 15 миллионов рублей[37]. В документах районного комитета ВКП(б) отмечалось, что на заводе «Контактор» проведен ряд мероприятий по организации месячника сбора и внедрения рационализаторских предложений. За июнь месяц 1943 г. в технический отдел завода от рабочих поступило 27 рационализаторских предложений, все они были быстро рассмотрены, и 24 из них реализованы. Внедрение рационализаторских предложений дало экономию средств в сумме 27 300 рублей, улучшение качества продукции, сокращение сроков изготовления отдельных частей, меньшую затрату рабочей силы. Так, например, применение стальных винтов вместо латунных, получение сернокислотного цинка из металлического цинка дали возможность работать без приобретения остродефицитных материалов[38].
Значительный вклад в военную экономику страны вносили и другие отрасли промышленности области. Так, предприятия легкой промышленности за период войны выработали 20 517 тысяч метров шинельного сукна, пошили 4017 шинелей[39].
Легкая промышленность Ульяновской области в военное время занимала второе место по удельному весу и работала в основном для обеспечения нужд Красной Армии. Производственные показатели легкой промышленности росли, но план не выполнялся. Так, швейные фабрики не додали армии 420 тыс. шинелей. Суть проблемы состояла в недостаточном количестве ресурсов, в особенности электроэнергии, топлива и транспорта, без которых простаивала текстильная промышленность. Например, на Мулловской суконной фабрике в 1943 г. не было ни одной исправной автомашины, в результате чего фабрика не заготовила топливо и не смогла выполнить план по производству шинельного сукна. В пищевой промышленности план выполнили только те предприятия, которые активно привлекали местные ресурсы Маслопромтреста[40].
Эвакуация предприятий, учреждений, организаций, граждан и размещение воинских частей явились серьезным испытанием для города. Главнейшими проблемами стали жилье, снабжение продовольствием, топливом, электроэнергией и водой. Уже 7 июля 1941 г. горсоветом была утверждена норма жилплощади на одного человека в 5 кв. м, но на практике получилось еще меньше. Например, в общежитии рабочих фабрики имени КИМ в шести комнатах общей площадью в 86 кв. м проживал 51 чел. На одного человека приходилось по 1,6 кв. м. Эвакуированных расселяли в квартирах ЖЭКов, частных домах путем уплотнения владельцев, а также в школьных зданиях, клубах, в «благоустроенных» подвалах, на ремонт которых в 1942 г. было выделено 250 тыс. руб. Всего для размещения эвакуированных рабочих и служащих было предоставлено свыше 87 тыс. кв. м жилья. За годы войны открылось 66 новых общежитий.
Выводы
Великая Отечественная война, несмотря на ее тяготы и лишения, а также материальные и другие издержки, явилась мощным стимулом в мобилизации всех скрытых резервов и материальных возможностей, а также трудового энтузиазма населения страны.
Ульяновский округ – сельский и малоразвитый в промышленном отношении район Средневолжской области не получил должного индустриального развития в годы первых пятилеток, так как не имел укоренившихся индустриальных традиций, энергетической и социальной инфраструктуры, пропуская вперед более развитые в этом отношение регионы страны.
Захват в результате вероломного нападения нацистской Германией значительных территорий страны, вывод из оборота огромного производственного и людского потенциала западных районов СССР заставили советское руководство обратиться к Ульяновскому региону как объекту, идеально подходящему в условиях войны для создания важного экономического района, находящегося в незначительном отдалении от линии фронта.
Конечный успех в создании на территории Ульяновского округа промышленного района был предопределен не только его удачным географическим положением, но и эффективной работой руководителей как эвакуируемых, так и местных предприятий, которые сумели создать необходимые условия для приема огромного количества вагонов с оборудованием, работников прибывающих предприятий и членов их семей. Во-вторых, сотрудники эвакуируемых предприятий – рабочие и ИТР, население города были охвачены высоким трудовым подъемом, проявляли трудовой героизм и самопожертвование. В-третьих, в решении сложных проблем в полной мере проявилась смекалка, инженерный талант как руководителей, так и рядовых сотрудников. Особенно это видно из приведенных в статье примеров создания в течение одного месяца чертежей и технологической карты для выпуска требуемых фронту малолитражных двигателей, организации непрофильных производств. Быстро ставили на поток производство таких сложных, несвойственных эвакуированным предприятиям видов продукции, как пошив парашютов, сборка корпусов снарядов и мин, разработка и производство малолитражных двигателей и т.п.
Создать новый промышленный район удалось во многом благодаря тому, что местные органы власти добились мобилизации рабочей силы в требуемых объемах. Ряды высоко квалифицированной рабочей силы быстро и в необходимом количестве пополнили женщины, подростки, старшеклассники, а также сельские жители.
Таким образом, Ульяновский округ, г. Ульяновск справились полностью с возложенными на них задачами, связанными с эвакуацией и размещением перемещенных предприятий, переводом действующих предприятий на военные рельсы. Руководители округа, опираясь на эмоциональный подъем и трудовой героизм населения, сумели в сложнейших условиях наладить работу эвакуированных предприятий на новых, мало приспособленных территориях, организовать в сжатые сроки выпуск на них вооружения, патронов, боевой техники, производство снаряжения и автомобилей и внести существенный вклад в нашу общую победу.
1 Чадаев В.Я. Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны. М., 1965.
2 Зотов В.П. Пищевая промышленность в предвоенные годы и во время Великой Отечественной войны // Вопросы истории. 1972. № 9. С. 91–102.
3 Ванчинов Д.П. Военные годы Поволжья (1941–1945). Саратов, 1980; Мышенцев Н.П. Индустриальное Поволжье в годы Великой Отечественной войны; Партийное руководство промышленностью. Саратов, 1988.
4 Кантор Л.М. Промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны. СПб., 1991
5 Зинич М.С. Будни военного лихолетья 1941–1945. М., 1994.
6 Ефимов Ю.Д. Ульяновск и Ульяновская область в годы Великой Отечественной войны. Ульяновск, 1995.
7 Чернов М.В. Ульяновск и Ульяновская область – фронту. Ульяновск, 2012.
8 Чуканов И.А., Хапаев Е.А. Подготовка производственных кадров на промышленных предприятиях Ульяновской области (округа) в годы Великой Отечественной войны // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2019. Т. 18. № 3. С. 683–699.
9 Юмашев М.И., Жалейко Б.А. Сборники законов СССР и Указов Президиума Верховного Совета СССР. 1938 – июнь 1944 гг. М., 1956; Юмашев М.И., Жалейко Б.А. Сборник документов и материалов по вопросам труда в период Великой Отечественной войны, 22 июня 1941 года – 5 января 1944 года. М., 1944; Сборник важнейших приказов и инструкций по вопросам карточной системы и нормированного снабжения. Ленинград, 1945.
10 Малин В.Н., Коробов А.В. Директивы КПСС и Советского правительства по хозяйственным вопросам. М., 1957
11 Солдаты трудового фронта. Ульяновск, 2001–2004.
12 Так ковалась победа. Сборник архивных документов. Ульяновск, 2016.
13 Хренов Н.И. Ульяновская область в годы Великой отечественной войны. Документы и материалы. Саратов, 1974; Фомин Н.Д., Григорченко В.Г. Наш край (1941–1975 года): документы и материалы. Ульяновск, 1978.
14 Смирнов П.И. Эшелоны идут на восток. М., 1966. С. 247.
15 Ефимов Ю.Д., Лосева В.И. Ульяновск и Ульяновская область в годы Великой Отечественной войны. Ульяновск, 1995. С. 8.
16 Там же.
17 Шелковые чулки и носки // Пролетарский Путь. 1941. № 283. С. 2.
18 Теплые портянки, платки, кисеты // Пролетарский Путь. 1941. № 297. С. 1.
19 Государственный архив новейшей истории Ульяновской области (далее – ГАНИ УО). Ф. 13. Оп. 1. Д. 1895. Л. 40–41.
20 На фабрике им. Горького // Пролетарский Путь. 1941. № 245. С. 1; Фабрике им. Горького – 30 лет // Ульяновская правда. 1966. № 256. С. 1.
21 46 месяцев жизни. Местная хроника военного времени // Народная газета. 1991. № 17. С. 4.
22 ГАНИ УО. Ф. 13. Оп. 1. Л. 2170. Л. 8.
23 А надо помнить // Ульяновская правда. 1995. № 76. С. 3.
24 ГАНИ УО. Ф. 13. Оп. 1. Л. 2170. Л. 2–5.
25 ГАНИ УО. Ф. 13. Оп. 1. Л. 2170. Л. 8.
26 Ефимов Ю., Лосева В. Город тыловой // Мономах. 2000. № 4. С. 33.
27 Все для фронта, все для победы // Панорама УАЗ. 1991. № 50–51. С. 6.
28 Мударисов И. Боевых лет машина // Народная газета. 2002. № 64. С. 4.
29 ГАУО. Ф. 1. Д. 1. Ф. Р. – 3123. Оп. 1. Ед. хр. 1.
30 История Московского автозавода им. Лихачева. М., 1966. С. 54.
31 Ефимов Ю.Д., Лосева В.И. Город тыловой // Мономах. 2000. №4. С. 13.
32 Ильин И.С., Преснякова В.В. История Ульяновского приборостроительного завода ОАО «Утес». Ульяновск, 2006. С. 15.
33 ГАНИ УО. Ф. 13. Оп. 1. Д. 1945. Л. 119–121.
34 ГАУО, Ф. 634. Оп. 1. Д. 23. Л. 71.
35 Там же. Л. 72–73.
36 Чернов М.В. Ульяновск и Ульяновская область – фронту. Ульяновск, 2012. С. 101.
37 ГАНИ УО. Ф. 24. Оп. 1. Д. 171. Л. 13.
38 ГАНИ УО. Ф. 100. Оп. 1. Д. 7. Л. 101.
39 Хренов Н.И., Белов А.И. Ульяновская область в годы Великой Отечественной войны. Саратов, 1974. С. 8.
40 ГАНИ УО. Ф. 8. Оп. 2. Д. 309. Л. 7 об., 8.
Об авторах
Евгений Александрович Хапаев
Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова
Автор, ответственный за переписку.
Email: eax73@mail.ru
аспирант кафедры истории
432000, Россия, Ульяновск, площадь Ленина, 1Список литературы
- Ванчинов Д.П. Военные годы Поволжья (1941-1945). Саратов: Саратовский университет, 1980. 325 с.
- Ефимов Ю.Д. Ульяновск и Ульяновская область в годы Великой Отечественной войны. Ульяновск: Симбирская книга, 1995. 65 с.
- Ефимов Ю., Лосева В. Город тыловой // Мономах. 2000. № 4. С. 11-25.
- Зотов В.П. Пищевая промышленность в предвоенные годы и во время Великой Отечественной войны // Вопросы истории. 1972. № 9. С. 91-102.
- Зинич М.С. Будни военного лихолетья 1941-1945. М.: ИРИ, 1994. 210 с.
- Ильин И.С., Преснякова В.В. История Ульяновского приборостроительного завода ОАО «Утес». Ульяновск: УГУ, 2006. 260 с.
- Кантор Л.М. Промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та экономики и финансов, 1991. 93 с.
- Малин В.Н., Коробов А.В. Директивы КПСС и Советского правительства по хозяйственным вопросам. М.: Госполитиздат, 1957. 410 с.
- Мударисов И. Боевых лет машина // Народная газета. 2002. № 64. С. 3-7.
- Мышенцев Н.П. Индустриальное Поволжье в годы Великой Отечественной войны; Партийное руководство промышленностью. Саратов: Саратовский университет, 1988. 163 с.
- Смирнов П.И. Эшелоны идут на восток. М.: Наука, 1966. 263 с.
- Фомин Н.Д., Григорченко В.Г Наш край (1941-1975 годы): документы и материалы. Ульяновск: Приволжское книжное издательство, 1978. 230 с.
- Хренов Н.И. Ульяновская область в годы Великой отечественной войны. Документы и материалы. Саратов: Приволжское книжное издательство, 1974. 307 с.
- Чадаев В.Я. Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны. М.: Мысль, 1965. 320 с.
- Чернов М.В. Ульяновск и Ульяновская область - фронту. Ульяновск: УлГТУ, 2012. 395 с.
- Чуканов И.А., Хапаев Е.А. Подготовка производственных кадров на промышленных предприятиях Ульяновской области (округа) в годы Великой Отечественной войны // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2019. Т. 18. № 3. С. 683-699
- Юмашев М.И., Жалейко Б.А. Сборники законов СССР и Указов Президиума Верховного Совета СССР. 1938 - июнь 1944 гг. М.: Госюриздат, 1956. 320 с
- Юмашев М.И., Жалейко Б.А. Сборник документов и материалов по вопросам труда в период Великой Отечественной войны, 22 июня 1941 года - 5 января 1944 года. М.: [Б.и.], 1944. 378 с