Товарищи по искусству: фестиваль народного искусства и дружбы народов в СССР в середине 1930-х гг
- Авторы: Каплан И.Р.1
-
Учреждения:
- Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
- Выпуск: Том 19, № 1 (2020): Жизнь наций СССР в 1920−1950-е гг.
- Страницы: 78-94
- Раздел: ЖИЗНЬ НАЦИЙ СССР В 1920−1950Е ГГ.
- URL: https://journals.rudn.ru/russian-history/article/view/22986
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8674-2020-19-1-78-94
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматривается советский опыт проведения декады или десятидневного фестиваля национального искусства, зародившегося в 1930-е гг. под названием «Дружба народов». Его целью было знакомство советской многонациональной аудитории с культурными достижениями отдельных народов СССР. В то время, как некоторые наблюдатели считают, что декада национального искусства - это просто демонстрация пропагандистского китча, автор статьи утверждает, что фестивали являлись важными площадками национального строительства в СССР. В рамках отдельной республики декада открывала возможность для формирования национальной идентичности, хотя и «официально санкционированной» версии, посредством художественного производства и гордой национальной самопрезентации. В то же время декада внесла свой вклад в создание всесоюзного, многоэтнического художественного канона, который призван был обеспечить важную особенность пансоветской идентичности. В статье отмечается, что декады национального искусства, с одной стороны, представляют собой очередную итерацию высокоэффективной советской пропаганды, воплощающей известные направления культуры сталинской эпохи. С другой стороны, эти фестивали стали важным событием в жизни советских наций и в советском национальном строительстве. Национальные культуры предоставили материал для построения международной культуры, так же как национальные продукты были строительными блоками интегрированной международной экономики. В качестве возможности для ритуального потребления всеми советскими народами избранных, одобренных Москвой, национальных продуктов, вносимых каждой братской республикой, фестивали Декады были направлены на содействие процессу культурной интеграции и построение единой советской идентичности. Рамки дружбы народов обеспечили многокультурную аудиторию, необходимую для того, чтобы сделать национальное искусство универсальным. Представление каждой нацией своего художественного продукта и восхищенного потребления его всесоюзной аудиторией было культурной операцией, посредством которой отдельная нация способствовала созданию общей советской культуры. В обмен была утверждена отдельная нация - «производитель». Таким образом, фестивали, подобные Декаде, предоставляли собой своеобразный механизм для развития всесоюзного, многонационального художественного канона, который, мог стать краеугольным камнем в здании единого советской идентичности.
Ключевые слова
Об авторах
Изабель Рут Каплан
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Автор, ответственный за переписку.
Email: kaplanindc@yahoo.com
доктор исторических наук (PhD in History), научный сотрудник Международного центра истории и социологии Второй мировой войны и ее последствий
105066, Россия, г. Москва, ул. Старая Басманная, 21/4Список литературы
- Brooks, Jeff rey. Thank You, Comrade Stalin! Soviet Public Culture from Revolution to Cold War. Princeton, NJ: Princeton University Press, 2000.
- Dobrenko, Evgenii. “Naideno v perevode: rozhdenie sovetskoi mnogonatsional’noi literatury iz smerti avtora.” Neprikosnovennyi zapas, no. 4 (July - August 2011): 236-262 (in Russian).
- Dumitru, Diana, and Johnson, Carter. “Constructing Interethnic Confl ict and Cooperation: Why Some People Harmed Jews and Others Helped Them during the Holocaust,” World Politics 61, no. 1 (January 2011): 1-42.
- Dzhanaliev, K. Iskusstvo Sovetskoi Kirgizii. Moscow: Iskusstvo, 1939 (in Russian).
- Fowler, Mayhill C. Beau Monde on Empire’s Edge: State and Stage in Soviet Ukraine. Toronto: University of Toronto Press, 2017.
- Frolova-Walker, Marina. “ ‘National in Form, Socialist in Content’: Musical Nation-Building in the Soviet Republics.” Journal of the American Musicological Society 51, no. 2 (Summer 1998): 331-371.
- Frolova-Walker, Marina. “The Soviet Opera Project: Ivan Dzerzhinsky vs. Ivan Susanin.” Cambridge Opera Journal 18, no. 2 (July 2006): 181-216.
- Kaplan, Isabelle R. The Art of Nation-building: National Culture and Soviet Politics in Azerbaijan and Other Minority Republics. PhD diss., Georgetown University, 2017.
- Kotkin, Stephen. Magnetic Mountain: Stalinism as Civilization. Berkeley, CA: University of California Press, 1995.
- Martin, Terry. The Affirmative Action Empire: Nations and Nationalism in the Soviet Union, 1923-1939. Ithaca, NY: Cornell University Press, 2001.
- Moisenko, Rena. Realist Music: 25 Soviet Composers. London: Meridian Books, 1949.
- Petrone, Karen. Life Has Become More Joyous, Comrades: Celebrations in the Time of Stalin. Bloomington, IN: Indiana University Press, 2000.
- Shaw, Matthew. Time and the French Revolution: A History of the French Republican Calendar, 1789-Year XIV. Woodbridge, UK: The Boydell Press, 2011.
- Siegelbaum, Lewis H. Stakhanovism and the Politics of Productivity in the USSR, 1935-1941. New York: Cambridge University Press, 1988.
- Slezkine, Yuri. “The USSR as a Communal Apartment, or How a Socialist State Promoted Ethnic Particularism.” Slavic Review 53, no. 2 (Summer 1994): 414-52.
- Yekelchyk, Serhy. “Diktat and Dialogue in Stalinist Culture: Staging Patriotic Historical Opera in Soviet Ukraine, 1936-1954.” Slavic Review, No. 59/3 (Autumn 2000): 597-624.