Аннотация
В статье рассматривается советский опыт проведения декады или десятидневного фестиваля национального искусства, зародившегося в 1930-е гг. под названием «Дружба народов». Его целью было знакомство советской многонациональной аудитории с культурными достижениями отдельных народов СССР. В то время, как некоторые наблюдатели считают, что декада национального искусства - это просто демонстрация пропагандистского китча, автор статьи утверждает, что фестивали являлись важными площадками национального строительства в СССР. В рамках отдельной республики декада открывала возможность для формирования национальной идентичности, хотя и «официально санкционированной» версии, посредством художественного производства и гордой национальной самопрезентации. В то же время декада внесла свой вклад в создание всесоюзного, многоэтнического художественного канона, который призван был обеспечить важную особенность пансоветской идентичности. В статье отмечается, что декады национального искусства, с одной стороны, представляют собой очередную итерацию высокоэффективной советской пропаганды, воплощающей известные направления культуры сталинской эпохи. С другой стороны, эти фестивали стали важным событием в жизни советских наций и в советском национальном строительстве. Национальные культуры предоставили материал для построения международной культуры, так же как национальные продукты были строительными блоками интегрированной международной экономики. В качестве возможности для ритуального потребления всеми советскими народами избранных, одобренных Москвой, национальных продуктов, вносимых каждой братской республикой, фестивали Декады были направлены на содействие процессу культурной интеграции и построение единой советской идентичности. Рамки дружбы народов обеспечили многокультурную аудиторию, необходимую для того, чтобы сделать национальное искусство универсальным. Представление каждой нацией своего художественного продукта и восхищенного потребления его всесоюзной аудиторией было культурной операцией, посредством которой отдельная нация способствовала созданию общей советской культуры. В обмен была утверждена отдельная нация - «производитель». Таким образом, фестивали, подобные Декаде, предоставляли собой своеобразный механизм для развития всесоюзного, многонационального художественного канона, который, мог стать краеугольным камнем в здании единого советской идентичности.