Религиозные особенности этнической традиции осетин в условиях общественных модернизаций конца XIX - начала XX в. (по данным фольклорной легенды «Сказание об Одиноком»)
- Авторы: Кцоева С.Г.1
-
Учреждения:
- Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований имени В.И. Абаева Владикавказского научного центра РАН
- Выпуск: Том 18, № 4 (2019): РОССИЯ И КИТАЙ
- Страницы: 922-937
- Раздел: ИСТОРИЯ НАРОДОВ И РЕГИОНОВ РОССИИ
- URL: https://journals.rudn.ru/russian-history/article/view/22314
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8674-2019-18-4-922-937
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье анализируются процессы трансформации этнической традиции осетин, обусловленные модернизационными импульсами пореформенной эпохи. Хронологические рамки статьи охватывают рубеж XIX-XX веков. Тем не менее, предпосылки анализируемых изменений выходят за обозначенные границы, поскольку комплекс этих видимых изменений складывался и нарастал постепенно. Вовлечение Осетии, в том числе и ее горной части, в орбиту российского влияния обусловило процесс преодоления этнической замкнутости и, как следствие, - изменение существенных аспектов традиции. Пореформенный период, способствовавший ускорению капиталистического развития в Российской империи, обеспечил существенные сдвиги не только в хозяйственной, но и в социокультурной жизни осетинских горцев. На деле это проявилось в постепенной модернизации на тот момент еще в значительной степени архаической традиции этноса. Обозначенный процесс трансформации традиционного этнического мировоззрения осетинских горцев существенно отражен в различного рода нарративных источниках. В этом отношении информативная содержательность фольклорных легенд, тогда уже записываемых целым рядом представителей осетинской интеллигенции, очень высока. Сами носители устного фольклора - жители горной Осетии - зачастую вносили в содержание архаичных сюжетов новые реалии, нетипичные для мифологического сознания. Таким образом, ценность фольклорных легенд в качестве источника для изучения процессов модернизации традиционного сознания, безусловно, высока.
Об авторах
Султана Гильмидиновна Кцоева
Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований имени В.И. Абаева Владикавказского научного центра РАН
Автор, ответственный за переписку.
Email: sultana_t@mail.ru
доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории и исторической политологии Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований имени В.И. Абаева Владикавказского научного центра РАН.
362040, Россия, Владикавказ, пр. Мира, 10Список литературы
- Абаев В.И. Дохристианская религия алан // Избранные труды. Религия, фольклор, литература. Владикавказ: Иристон, 1990. С. 102-114
- Баев Г. Сказание об Одиноком (Иунаджи кадаг) // Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. Цхинвали: Ирыстон, 1982. С. 330-340.
- Баев Г. Очерк из жизни осетин // Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. Вып. II. Цхинвали: Ирыстон, 1982. С. 341-350.
- Гутиева Э.Ш. Осетинская интеллигенция в эпоху пореформенной модернизации: вторая половина XIX - начало XX вв. Владикавказ: Северо-Осетинский Госуниверситет, 2013. 130 с.
- Дарчиев А.В. Батраз-муравей (об одном мотиве нартовского эпоса) // Известия СОИГСИ. 2011. № 7. С. 26-37.
- Добролюбов Н.А. Полное собрание сочинений. М.: Наука, 1937. 350 с
- Канукова З.В., Дзалаева К.Р. Хозяйственно-культурный облик осетинского селения: традиция и ее пореформенная модернизация (конец XIX - начало ХХ в.) // VI Всероссийские миллеровские чтения. Владикавказ: СОИГСИ, 2018. С. 242-256
- Козолупенко Д.П. Миф на гранях культуры. М.: Миф, 2005. 212 с
- Кцоева С.Г. Некоторые аспекты трансформации мировоззренческих парадигм этнической религии осетин (вторая половина XIX - начало ХХ века) // Вопросы истории. 2018. № 8. С. 162-171
- Лебединский Ю. Сказания о нартах. Осетинский эпос. М.: Советская Россия, 1978. 512 c.
- Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. 512 с.
- Ленцман Я.А. Иранский культ Митры и культ Непобедимого солнца // Происхождение христианства. М.: Академия наук СССР, 1958. С. 90-120.
- Миллер В.Ф. Осетинские этюды. Владикавказ: СОИГСИ, 1992. 279 c.
- Соболев А.Н. Мифология славян. Загробный мир по древнерусским представлениям. СПб.: Лань, 1999. 212 с.
- Туаллагов А.А. Нартовский Батраз и история христианства у алан // Проблемы осетинского нартовского эпоса. Владикавказ: СОИГСИ, 2000. С. 217-231.
- Туаева Б.В., Канукова З.В., Усова Ю.В., Плиева З.Т. Ремесленники в сословной структуре городов Северного Кавказа // Былые годы. 2017. № 2 (44). С. 378-386.
- Уарзиати В.С. Праздничный мир осетин. Владикавказ: СОИГСИ, 1995. 232 с.
- Хадикова А.Х. Этнические образы и традиционные модели поведения осетин. Владикавказ: СОИГСИ ВНЦ РАН, 2015. 441 с.
- Шанаев Дж.Т. Присяга по обычному праву осетин // Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. Владикавказ: СОИГСИ, 2014. С. 455-469.
- Элиаде М. Избранные сочинения. Очерки сравнительного религиоведения / перев. с англ. М.: Ладомир, 1999. 488 с.
- Cox James L. From Primitive to Indigenous: The Academic Study of Indigenous Religions. Aldershot: Ashgate, 2007. 206 p.
- Hinnells John R. The Routledge companion to the study of religion. London: Routledge, 2005. 624 p.