Мугаллима: новая социально-профессиональная роль татарской женщины начала ХХ в
- Авторы: Габдрафикова Л.Р.1
-
Учреждения:
- Институт истории имени Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан
- Выпуск: Том 18, № 2 (2019): История России в гендерном измерении
- Страницы: 302-319
- Раздел: ЖЕНЩИНА В ТРУДЕ
- URL: https://journals.rudn.ru/russian-history/article/view/21197
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8674-2019-18-2-302-319
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена изучению новой социальной группы татарской светской интеллигенции - учительниц национальных школ (мугаллима), сформировавшейся на рубеже XIX-XX вв., когда в татарском обществе особую актуальность приобретало женское образование. Исследование проведено на основе документов личного происхождения. В статье рассмотрена трансформация роли остазбика (супруги имама, учительницы мусульманского прихода), проведен анализ первых татарских женских школ, установлены источники формирования учительниц-мугаллима. Кроме того, специальное внимание уделено вопросам повышения квалификации мугаллима, юридической регламентации деятельности татарских учительниц, их должностным обязанностям и материальным условиям жизни. С учетом гендерной роли среднестатистической женщины проанализировано положение татарской учительницы в мусульманском обществе, ее повседневное поведение, образ мугаллимы в татарской литературе и восприятие этой профессии разными социальными группами. Автор делает вывод о том, что профессиональный статус мугаллимы в татарском обществе был легализован только в годы Первой мировой войны, а социальное восприятие мугаллимы было амбивалентным. Традиционное общество относилось негативно к независимой женщине, в то время как национальная интеллигенция поддерживала положительный образ мугаллимы. Но вопрос совмещения женщиной педагогической работы и семьи оставался открытым. Татарские феминистки эпохи Первой русской революции видели в работе мугаллимы альтернативу семье и служение общенациональным интересам ставили выше своей частной жизни.
Ключевые слова
Об авторах
Лилия Рамилевна Габдрафикова
Институт истории имени Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан
Автор, ответственный за переписку.
Email: bahetem@mail.ru
доктор исторических наук, главный научный сотрудник отдела историко-культурного наследия народов Республики Татарстан Института истории имени Ш. Марджани АН РТ
420011, Россия, Казань, Батурина, 7Список литературы
- Əмирханова З. Абыем турында // Казан утлары. 1986. № 1. С. 71-72 (на татарском яз.).
- Бурнашева З. Татар хатын-кызлары хəрəкəте тарихыннан. Казан: Татарстан китапнəшрияты, 1971 (на татарском яз.).
- Биктимирова Т.А. Татар хатын-кызлары мəгърифəт юлында. Казан: Печатный Двор, 2001 (на татарском яз.).
- Биктимирова Т.А. Ступени образования до Сорбонны. Казань: Татар. книжн. изд-во, 2011.
- Брилева Д. О женщине и устами женщины: мусульманка в татарской периодической печати начала ХХ в. // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2018. № 2. С. 17-36.
- Вафина Х.М., Кисилева А.Н. Женщины Башкирии. Сборник материалов. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1968.
- Габдрафикова Л.Р. «Нас хотят сделать большевиками, вероотступниками…»: мусульманки Волго-Уральского региона в 1917 году // Человек в революции: Казанская губерния: в 2-х томах. Т. 2. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017. С. 245-270.
- Габдрафикова Л.Р., Измайлов Б.И., Салихов Р.Р. Фирма Алафузова (вторая половина XIX - начало XX века): промышленная история России. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АНРТ, 2015.
- Гатина-Шафикова Д.Ф., Шафиков И.Ф. Внешний вид женщины в кроссгендерном пространстве мусульманского социума Поволжья и Приуралья: дискурс и практика // Гасырлар авазы. 2018. № 1. С. 179-191.
- Гибатдинов М.М., Солтанов Ф.М. Татар педагогик фикере антологиясе: ике томда. Казан: Татар. кит.нəшр., 2014 (на татарском яз.).
- Горохова Л.В. Медресе Казанской губернии второй трети XIX - начала XX в.: сборник документов и материалов. Казань: Гасыр, 2012.
- Железнякова Ю.Е. Земская школа в Казанской губернии: 1865-1917 гг. Казань: Изд-во Казанского университета, 2002.
- Загидуллин И. Модернизационные процессы в татарско-мусульманском обществе в 1880-е - 1905 гг.: документы и материалы. Казань: Изд-во «Яз», 2014.
- Исхакый Г. Əсəрлəр: унбиш томда. Т. 6. Казан: Татар. кит.нəшр., 2005 (на татарском яз.).
- Махмутова А.Х. Пора и нам зажечь зарю свободы (Джадидизм и женское движение). Казань: Татар. книжн. изд-во, 2006.
- Махмутова А.Х. Миллəт аналары: тарихи-документаль һəм биографик җыентык. Казан: Җыен, 2012 (на татарском яз.).
- Liliya R. Gabdrafikova. RUDN Journal of Russian History 18, no. 2 (2019): 302-319
- Махмутова А.Х. Феномен Мухлисы Буби // Гасырлар авазы. 2000. № 1/2. С. 203-214.
- Мухетдинова А. Кем ул мөгаллимə Фатыйма? // Исхаки Г. Əсəрлəр: 15 томда. Т.8. Казан: Татарстан китап нəшрияты, 2001. Б. 207 (на татарском яз.).
- Ногманов А.И. История татарских селений Горной стороны (Акзегитовская волость Цивильского уезда Казанской губернии). Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2018.
- Рəсүлева З., Хуҗиəхмəтов Ə. Мəгърифəт йолдызлыгында. Казан: Татар. кит. нəшр., 1998
- Смирнова В.Н. Женщины Татарии в борьбе за власть советов. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1963
- Сөнгати Г. Шигырьлəр һəм прозалар.Казан: Татарстан китапнəшрияты, 2017 (на татарском яз.)
- Тимершин И. Акъегет авылы тарихы сəхифəлəре. Казан: [Б.и.], 2001 (на татарском яз.)
- Фаизов С. Движение мусульманок России за права женщин в 1917 г.: страницы истории. Н. Новгород: НИМ «Махинур», 2005
- Фəхреддин Р. Асар. Казан: Рухият, 2010 (на русском и татарском яз.)
- Фəйзи М. Пьесалар. Казан: Татарстан китапнəшрияты, 2017 (на татарском яз.)
- Hablemitoğlu Ş, Hablemitoğlu N. Şefika Gaspıralıve Rusya’da Türk Kadıin Hareketi (1893-1920). Ankara: [S.n.], 1998 (на турецком яз.)