Обеспечение кадрами советских школ Южного Урала в послевоенный период (1945-1956 гг.)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной статье рассматриваются актуальные для отечественной и зарубежной историографии вопросы реализации государственной образовательной стратегии после Великой Отечественной войны на материалах южноуральского региона. Привлекаемые новые архивные материалы позволяют осветить особенности обеспечения школ РСФСР и конкретно - Южного Урала учительскими кадрами в период позднего сталинизма и начала хрущевской «оттепели». Автором раскрываются основные мероприятия, проводимые управленческим аппаратом региона, по восстановлению сети высших и средне-специальных педагогических учебных заведений, преодолению дефицита учителей. В статье доказывается, что в результате комплексных мер, осуществляемых в течение первого десятилетия после Великой Отечественной войны на Южном Урале, благодаря выпускам педагогических учебных заведений удается изменить к лучшему качественный состав учительства, освободить от работы значительную часть преподавателей, не имевших соответствующего образования и не желавших повышать свою квалификацию. Кроме того, анализируются причины большой сменяемости учительских кадров в поствоенный период. В статье показаны преобразования в развитии педагогических и учительских институтов, педагогических училищ Башкирской АССР, Курганской, Оренбургской, Челябинской областей в изменяющихся общественно-политических и экономических условиях. Автором выявляются основные факторы, повлиявшие на реорганизацию учительских институтов и оптимизацию педагогических училищ в регионе. В статье реконструируется механизм функционирования партийно-государственного управленческого аппарата, курировавшего образовательные учреждения России, показана степень его эффективности. Специальное внимание в связи с этим уделяется анализу демографических процессов в стране, которые привели к частичной или полной незанятости части учителей в 1950-е гг., именуемой скрытой безработицей. Делается вывод о том, что в условиях ожидаемого демографического спада высшие органы государственной власти и образования СССР оказались не в состоянии рационально распределить резерв учительских кадров.

Об авторах

Рустам Закирович Алмаев

Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы

Автор, ответственный за переписку.
Email: almaev_history@mail.ru

кандидат исторических наук (Башкирский государственный университет, 1999), доцент кафедры отечественной истории Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы, профессор Академии военных наук Российской Федерации. Специализируется в области новейшей истории России и Южного Урала, истории школьного и высшего педагогического образования на Южном Урале в XX веке. В сферу научных интересов входят также вопросы военно-патриотического и религиозного воспитания. Автор более 150 научных публикаций

450000, Россия, Уфа, ул. Октябрьской революции 3 а

Список литературы

  1. Алибаев С.Р. Школы Башкирской АССР (прошлое, настоящее и пути дальнейшего развития). Уфа: Башкнигоиздат, 1966.
  2. Алмаев Р.З. Провинциальный учитель Южного Урала послесталинской эпохи: социокультурный портрет // Культура и власть в СССР. 1920-1950-е годы: Материалы IX международной научной конференции. Санкт-Петербург, 24-26 октября 2016 г. М.: Политическая энциклопедия; Президентский центр Б.Н. Ельцина, 2017. С. 413
  3. Анайкина Л.И. Становление системы народного образования в РСФСР (1922-1991 гг.). Нижний Новгород: Бегемот, 2000.
  4. Асадуллина Г.А. Некоторые аспекты становления среднего педагогического образования в БАССР (на примере Месягутовского башкирского педагогического техникума в 1929-1945 гг.) // Вестник ВЭГУ. 2013. № 2 (64). С.163-167
  5. Белова М.Г. Повседневная жизнь учителей / отв. ред. М.Ю. Мартынова. М.: ИЭА РАН, 2015.
  6. Веселов В.Р. Формирование учительских кадров в СССР. Учеб. пособие по спецкурсу. М: МГПИ, 1983.
  7. ГА РФ. Ф. А-2306. Оп. 81. Д. 3. Л. 25.
  8. ГАРФ. Ф. А-2306. Оп. 70. Д. 9763. Л. 5, 61, 63, 65; Оп. 75. Д. 4642. Л. 5, 38, 63, 65, 67.
  9. Государственный архив Российской Федерации (далее - ГАРФ). Ф. А-2306. Оп. 70. Д. 9771. Л. 10, 18
  10. Иванова Г.М. Социальные аспекты развития советской системы образования в 1950-1960-е гг. // Вестник славянских культур. 2013. № 3. С. 25-31.
  11. Кабанов П.И. История культурной революции в СССР. М: Высшая школа, 1972.
  12. Кагарлицкий Б.Ю. Бюрократический плюрализм. Сборник статей и интервью 2006 г. URL: http://https://librolife.ru/g4217496 (Дата обращения 30.01.2018)
  13. Кагарлицкий Б.Ю. Марксизм: не рекомендовано для обучения. URL: https:// romanbook.ru/book/3559497/?page=48 (Дата обращения 30.01.2018).
  14. Калашников А.Г. Задачи органов народного образования в 1946 году // Народное образование. 1946. № 1. С. 37-42.
  15. Кривцова Л.А. Сельское учительство Оренбургской области второй половины XX века: количественные и качественные изменения // Известия Оренбургского аграрного университета. 2006. Том. 3. № 11-1. С. 99-101.
  16. Кульшарипов М.М., Низамов А.И. История Башкирского государственного университета. Уфа: БГУ, 1997. С. 75.
  17. Кульшарипов М.Н., Низамов А.Г. История Башкирского государственного университета. Уфа: БГУ, 1997. С. 94.
  18. Маркелова Л.Н. Среднее профессиональное образование Башкортостана 1925-1985 гг.: Становление и развитие. Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. академия, 2005. С. 100.
  19. Мустафина Ф.Х. Развитие всеобщего среднего образования в СССР (1917-1978 гг.). Уфа: Башкнигоиздат, 1979.
  20. НА РБ. Оп. 29. Д. 590. Л. 16 об.
  21. НА РБ. Ф. 122. Оп. 28. Д. 582. Л. 155
  22. НА РБ. Ф. 122. Оп. 32. Д. 1995. Л. 32
  23. НА РБ. Ф. 798. Оп. 9. Д. 14 а. Л. 46.
  24. НА РБ. Ф. 798. Оп. 9. Д. 14 а. Л. 47
  25. НА РБ. Ф. 798. Оп. 9. Д. 16. Л. 18
  26. НА РБ. Ф.122. Оп. 66. Д. 33. Л. 8.
  27. Народное образование в СССР. Сборник нормативных актов. М: Юридическая литература, 1987. С. 258
  28. Национальный архив Республики Башкортостан (далее - НА РБ). Ф. 798. Оп. 9. Д. 14а. Л. 47.
  29. Начало занятий в вузах // Красная Башкирия. 1945. Сентябрь.
  30. Об улучшении дела подготовки учителей: Постановление СНК СССР № 2088 от 20 августа 1945 г. // Народное образование. Основные постановления, приказы и инструкции / Сост. А.М. Данев. М.: Учпедгиз, 1948. С. 375-376
  31. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1941-1961 гг.) / Под ред. Ф.Г. Паначина. М: Педагогика, 1988. С. 105
  32. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1941-1961) / Под ред. Ф.Г. Паначина, М.К. Колмаковой, З.И. Равкина. М: Педагогика, 1988. С.101
  33. Паначин Ф.Г. Управление просвещением в СССР. М: Просвещение, 1977. С. 200
  34. Поляков Ю.А. «Демографическое эхо» войны / Ю.А.Поляков, В.Б. Жиромская, Н.А. Араловец // Война и общество, 1941-1945 / Отв. ред. Г.Н. Севостьянов. В 2 кн. Кн. 2. М.: Наука, 2004. С. 381.
  35. РГАНИ. Ф. 5. Оп. 18. Д. 61. Л. 103
  36. РГАНИ. Ф. 5. Оп. 18. Д. 66. Л. 147
  37. РГАНИ. Ф. 5. Оп. 30. Д. 185. Л. 74
  38. РГАСПИ. Ф. 556. Оп. 16. Д. 35. Л. 37.
  39. Российский государственный архив новейшей истории Российской Федерации (далее - РГАНИ). Ф. 5. Оп. 18. Д. 42. Л. 168
  40. Российский государственный архив социально-политической истории (далее - РГАСПИ). Ф. 556. Оп. 16. Д. 35. Л. 16-20
  41. Советская интеллигенция. Краткий очерк истории (1917-1975). М: Государственное издательство политической литературы, 1977.
  42. Тимиргазиева А.И. Из истории подготовки педагогических кадров в БАССР в 1950-1970 годы // Вестник Череповецкого государственного университета. 2014. № 1. С. 42.
  43. Ходырев А.М. Исторические аспекты отечественного образования в провинции // Модель культуры русской провинции в аутентичном, историко-типологическом и глобализационном дискурсах: коллективная монография / Под науч. ред. Т.С. Злотниковой, Т.И. Ерохиной, Н.Н. Летиной, М.В. Новикова. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2013.
  44. Центр документации новейшей истории Оренбургской области (далее - ЦДНИОО). Ф. 371. Оп. 18. Д. 1642. Л. 1.
  45. Челябинский государственный педагогический университет. Челябинск: ЧГПУ, 2004. С. 91.
  46. Шагеева М.Ш. Учительские институты Башкирской АССРиих роль в подготовке педагогических кадров 1930-1950-х гг. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 12. С. 200-203
  47. Шагеева М.Ш. Учительские институты Южного Урала в конце XIX - в первой половине XX века. Уфа, 2014. С. 25
  48. Юинг Е.Т. Учителя эпохи сталинизма: власть, политика и жизнь школы 1930-х гг. М: РОССПЭН, 2011. С. 263
  49. Ямалов М.Б., Алмаев Р.З. Р.Г. Кузеев (1923-1998). Уфа: Вагант, 2008. С. 16.

© Алмаев Р.З., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах