ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКИХ ОТДЕЛЕНИЙ МЕЖДУНАРОДНОГО ТЕОСОФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА В ЭМИГРАЦИИ (1926-1938 ГГ.)


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается история зарождения и функционирования одной из национальных секций Международного Теософического Общества - Русского Теософического Общества вне России в 1920-1930-е гг. Показано, что данная организация идейно и структурно продолжила в эмиграции работу Российского Теософического Общества, зарегистрированного в России в 1908 г., созданного под влиянием учения Е.П. Блаватской, Анни Безант. Автор реконструировал общую картину работы Отделов (Лож) и кружков организации в Европе, Азии, Америке в рассматриваемый период. В статье показано, что русская секция была одной из 41 национальных секций, Ложи и видные представители которой были связаны с Международным Теософическим Обществом через систему конгрессов, собраний, спонсорскую поддержку. Показаны связи организации с международными межконфессиональными организациями, раскрыта роль общества в пропаганде теософского учения среди эмигрантов и молодежи через систему публичных лекций, издание регулярного теософического журнала «Вестник», организацию праздников и экскурсий, работу детских и юношеских школ - «Золотая цепь», «Орден рыцарей Круглого стола», деятельность таких организаций, как «Теософическая молодежь», «Мировой Теософический Университет». Доказано, что по своей идейной основе Русское Теософическое Общество вне России было оккультно-мистической организацией, нетрадиционная религиозность которой была реакцией на духовный кризис первой трети XX в. Эмигрантские отделения общества были для русских эмигрантов также местами встречи с соотечественниками, моральной поддержки, т.е. выполняли компенсаторную функцию. Установлено, что идейные воззрения теософов не являлись христианскими, хотя они себя таковыми позиционировали. Теософами было предложено эклектическое знание (сочетающее оккультизм, сциентологические (наукоподобные) воззрения, восточные культы), которое является базисом современной вневероисповедной религиозности, идейной основой деятельности множества новых религиозных движений.

Об авторах

Елена Валерьевна Кряжева-Карцева

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: cat76@bk.ru
117198, Россия, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Список литературы

  1. Alba. По дороге в Адьяр (Путевые заметки) // Вестник (Русское Теософическое Общество вне России). Женева, 1926. № 2. С. 8.
  2. Campbell, Bruce F. Ancient Wisdom Revived: A History of the Theosophical Movement. Berkeley, 1980.
  3. Hammer Olav, Rothstein Mikael. “Introduction” // Handbook of the Theosophical Current / Eds. Olav Hammer, and Rothstein Mikael // Brill Handbooks on Contemporary Religion. Leiden, 2013. P. 1-12.
  4. Hammer, Olav. Claiming Knowledge: Strategies of Epistemology from Theosophy to the New Age. Leiden and Boston: Brill, 2001. P. 17
  5. The Theosophical Society in America. URL: https://www.theosophical.org/; Theosophy.net; URL: http://theosophy.net/; Теософия в России. URL: http://www.theosophy.ru/.
  6. Александров И.Ю. Нумен и ноумен в теософии и учении живой этики // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 1 (26). С. 58-68
  7. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. 29 ноября - 2 декабря 1994 года. Москва. М., 1995. С. 178.
  8. Безант А. Речь президента Теософического общества // Вестник (Русское Теософическое Общество вне России). Женева, 1926. № 4. С. 15-16
  9. Белый А. На рубеже двух столетий. М., 1989. С. 65-69.
  10. Бернюкевич Т.В. Буддизм в теософии Е.П. Блаватской: к проблеме «философского изобретения» // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2009. № 1. С. 46-56
  11. Бохан С. Братьям Христианам // Вестник (Русское Теософическое Общество вне России). Женева, 1926. № 2. С. 31-32.
  12. ГА РФ. Ф. 7465. Оп. 1. Д. 10. Л. 1.
  13. ГА РФ. Ф. 7465. Оп. 1. Д. 10. Л. 2
  14. ГА РФ. Ф. 7465. Оп. 1. Д. 10. Л. 3
  15. ГА РФ. Ф. 7465. Оп. 1. Д. 13. Л. 5.
  16. ГА РФ. Ф. 7465. Оп. 1. Д. 3. Л. 1
  17. ГА РФ. Ф. 7465. Оп. 1. Д. 4. Л. 4 об
  18. ГА РФ. Ф. 7465. Оп. 1. Д. 7. Л. 1
  19. Гельмбольдт Ц. Хроника теософического движения // Вестник (Русское Теософическое Общество вне России). Женева, 1926. № 4. С. 48.
  20. Гнездилов А. Судьбы русских теософов начала ХХ века // Путь Теософии: Сборник. Петрозаводск, 1992. С. 37
  21. Государственный архив Российской Федерации (далее - ГА РФ). Ф. 7465. Оп. 1. Д. 2. Л. 1
  22. Гуревич П. С. Вневероисповедная религиозность // Религии народов современной России: Словарь / Ред-кол.: М.П. Мчедлов (отв. ред.), Ю.И. Аверьянов, В.Н. Басилов и др. 2-е изд., испр. и доп. М., 2002. С. 62.
  23. Дворкин А. Сектоведение. Тоталитарные секты. Нижний Новгород, 2014; Осипов А.И. Тоталитарные секты: технология обмана. Минск, 2007.
  24. Диакон Андрей Кураев. Сатанизм для интеллигенции. О Рерихах и православии. В 2-х т. М., 2007; Архимандрит Августин (Никитин). Рон Хаббард и «Церковь сайентологии». СПб., 2007.
  25. Забияко А.А., Крыжанская К.А. Спиритизм, теософия, масонство: харбинский вариант космополитизма // Забияко А.А., Эфендиева Г.В. «Меж двух миров»: Русские писатели в Маньчжурии. Научное издание. Благовещенск, 2009. С. 175-195
  26. Иванов В. Ф. Православный мир и масонство. М., 1993. С. 51.
  27. Ипполит. О теософическом воспитании // Вестник (Русское Теософическое Общество вне России). Женева, 1926. № 6-8. С. 22-24
  28. Каменская А. На сторожевом посту // Вестник (Русское Теософическое Общество вне России). Женева, 1926. № 9-10. С. 2-3.
  29. Крыжанская К.А. Мистика, хиромантия и суеверия в повседневной жизни благовещенцев 10-х годов XX века (по материалам периодической печати тех лет) // Лосевские чтения - 2010. Материалы региональной научно-практической конференции / Под ред. А.В. Урманова. 2010. С. 42-54
  30. Крыжанская К.А. Теософские искания в харбинской культуре // Русский Харбин, запечатленный в слове. Вып. 3. Литературоведческая россика: Сборник научных статей, посвященный 95-летию Л. Андерсен / Под ред. А.А. Забияко, Г.В. Эфендиевой. Благовещенск, 2009. С. 42-47
  31. Лодыженский М.В. Мистическая трилогия. В 3-х тт. Пг., 1914
  32. Лодыженский М.В. Темная сила // Лодыженский М.В. Мистическая трилогия. Т. 3. Петроград, 1914
  33. Макаров В.Г., Матвеева A.M. Теософия П.Н. Савицкого: между идеологией и наукой // Вопросы философии. 2007. № 2. С. 123-135
  34. Никандрова Е.В. Теософское движение в общественной жизни России конца XIX - начала XX века. М., 2008
  35. Писарева Е.Ф. Памяти Анны Павловны Философовой. СПб., 1912. С. 57.
  36. Священ. I. Дмитриевский. Теософия - религиозная философия нашего времени. Харьков, 1911; Теософия перед лицом христианства. Полтава, 1912
  37. Фесенкова Л.В. Теософия и живая этика // Вестник Российского философского общества. 2009. № 2. С. 112-115
  38. Центр религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского. URL: http://iriney.ru/sektyi-i-kultyi/sektovedenie-/-obshhee/
  39. Чаусов А. О новой политике России в отношении сект. URL: http://антисекта.рф/ articles/o_novoj_politike_rossii_v_otnoshenii_sekt/.
  40. Эллиаде М. Мифы, сновидения, мистерии. Киев, 1996. С. 203

© Кряжева-Карцева Е.В., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах