ВЫСШЕЕ ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ИУДАИЗМЕ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И МОДЕРНИЗАЦИИ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Данная статья посвящена высшему иудейскому духовному образованию в Российской империи XIX - начала XX в., и прежде всего самому известному иудейскому образовательному институту - Воложинской иешиве. В современной отечественной литературе статья на эту тему публикуется впервые. Источниками для данного исследования послужили: воспоминания учащихся иешив, написанные в основном на иврите, а также английском, идише, русском языках; письма руководителей этих учебных заведений; распоряжения царских властей в отношении иешив; ряд религиозных иудейских трактатов; материалы еврейской периодики; архивные документы, хранящиеся в Государственном архиве РФ и Государственном историческом архиве Литвы в г. Вильнюсе. Показано, что у истоков образовательного процесса находилось начальное еврейское образование. Созданная система вероисповедных школ позволяла детям из еврейских семей независимо от социального статуса и имущественного положения их родителей получать религиозное образование и тем самым на практике реализовать один из важнейших принципов иудаизма - обучать еврейской религиозной традиции. Автор приходит к заключению, что Воложинская иешива сыграла важную роль в развитии традиционного еврейского образования в Восточной Европе, включая Россию. Она стала образцом для создания аналогичных еврейских высших учебных заведений, занимавшихся изучением Талмуда. Ее появление стало своеобразной реакцией на вызовы времени. Принятие воложинской модели другими иешивами свидетельствовало о том, что Воложинская иешива успешно действовала в новых условиях российской действительности и отвечала потребностям определенного сегмента еврейского общества. Духовные лидеры Воложинской иешивы вошли в состав интеллектуальной элиты еврейского сообщества России и Израиля. Автору удалось показать, что обращение к современным методам обучения стало формой сохранения устоявшегося веками еврейского традиционного образования.

Об авторах

Александр Ефимович Локшин

Институт востоковедения РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: ale-lokshin@yandex.ru
107031, Россия, Москва, улица Рождественка, 12/1

Список литературы

  1. Berlin H. Responsy. Respons 44.51-55 // Forgotten Sheaf and Corner of the Field. Vilna, 1888. Р. 1
  2. Berlin М (Bаr-Ilаn). From Volozhin to Jerusalem. Tel-Aviv, 1971. Vol. 1. P. 29.
  3. Berlin М. Rabbi of Israel. New York, 1943. Vol. 1. P. 114-117
  4. David Novogrudok. Galya masekhet [Responsa]. Vilna, 1845. Vol. 2. P. 66
  5. Don-Jihia J. Memoirs // Nativah. 30 July 1936. Р. 5 (на иврите).
  6. Eleach D. Father of the Yeshivas [Avi hayeshivot]. Jerusalem, 1988. Vol. 1-2 (на иврите).
  7. Fishman D. Judaism in the URSS, 1917-1930: The Fate of Religious Education // Jews and Jewish Life in Russia and the Soviet Union. L., 1995. Р. 251-262
  8. Goroviz S. Seder ha-Doroth. Vilna, 1883. P. 237 (на иврите).
  9. Hayim of Volozhin. Nefesh bahayim. Vilna, 1824 (на иврите).
  10. Klauzner Y. History of Modern Hebrew. Jerusalem, 1952. Vol. 1. P. 118
  11. Lamm N. Torah lishmah: Torah for Torah’s in the Works of Rabbi Hayyim of Volozhin and his Contemporaries [Jerusalem, 1972]. N., 1989. Р. 64
  12. Levin-Epshtein A. Zikhronot. Tel-Aviv, 1932. Р. 59 (на иврите)
  13. Lilienthal M. My travels in Russia. [S.n], 1856.
  14. Shmukler M. Rabbi Hayim of Volozhin. Vilna, 1909. P. 53
  15. Shomer N. Poems and Memoirs. Jerusalem, 1952. P. 61.
  16. Stampfer Sh. Lithuanian Yeshivas of the Nineteenth century Creating a tradition of Learning. Oxford - Portland - Oregon, 2012. P. 364-366
  17. Stanislawski M. Tsar Nicholas I and the Jews. The Transformation of Jewish Society in Russia. 1825-1855. Philadelphia, 1983. P. 73-82
  18. Volozhin Yitshak. Milei de׳ avot. Vilna: Warsaw, 1888. Р. 54 (на иврите)
  19. Zevin S. Personalities and Methods. Tel-Aviv, 1957. P. 10-15
  20. Zlatkin M. The Volozhin Yeshiva in Bialik’s Time. Shevivim, 1955. P. 54-64 (на иврите)
  21. Айзенштадт M. Воложинская иешива. Варшава, 1896. С. 167
  22. Айзенштадт M. Пуримский раввин. Варшава, 1897. С. 2
  23. Айзенштадт M. Революция в иешиве. Варшава, 1896. С. 2.
  24. Бялик Х.-Н. Подвижник. Иерусалим, 1994. С. 150-154.
  25. Вавилонский Талмуд. Трактат Шаббат 32 б. Иерусалим - М., 1981. С. 5767-2001 (на иврите).
  26. Вольтке Г. Еврейская энциклопедия. Т. 15, CПб., 1991, Стлб. 592
  27. Гессен Ю. Судьба Воложинской иешивы. Пережитое. Т. I. СПб., 1908. С. 19
  28. Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ). Ф. 102. Оп. 1. Д. 460. Л. 17
  29. Дубнов С. Новейшая история еврейского народа. Т. 3. Иерусалим - М., 2002. С. 283.
  30. Еврейские казенные училища. Описание дел бывшего архива Министерства народного просвещения // Комиссия для научного описания дел б. Мин-ва народного просвещения / Под ред. С.Г. Лозинского. СПб., 1920. С. 90, 129.
  31. Жаботинский В. Введение // Бялик Х.-Н. Стихи и поэмы. Иерусалим, 1994. С. 18.
  32. Зайончковский П. Российское самодержавие в конце XIX столетия. М., 1970. C. 136-138
  33. Зедербаум А. Небесная иешива // Хамелиц. Одесса, 21 декабря 1880. С. 43-48 (на иврите)
  34. Зедербаум А. Небесная иешива // Хамелиц. Одесса, 7 May 1886. С. 10-200 (на иврите).
  35. История Иешивы Ец Хаим // Хамелиц. Одесса, 1885. №. 3. С. 231-242 (на иврите).
  36. Книга Теилим. Псалмы царя Давида. М., 2008. С. 243.
  37. Леванда Л. «Горячее время. Роман из последнего польского восстания». Т. 3. СПб., 1871-73. C. 173
  38. Левинзон И. Те׳уда бе-Исраэль. Иерусалим,1945. С. 28 (на иврите)
  39. Марек П. Очерки по истории просвещения евреев в России: Два воспитания. М., 1909. C. 302.
  40. Паперна А.И. «Из николаевской эпохи». Пережитое. Т. 2-3. СПб., 1910-1911. С. 42.
  41. Поучения отцов. Вильна, 1858
  42. Рабинович О. Сочинения О.А. Рабиновича. Т. 3. Одесса, 1888. С. 420
  43. Тенненбаум И. «Бунт» в Воложинском иешиботе. Сб. 3. Пг. - М., 1924. С. 161-163.
  44. Хамелиц. Одесса, 1885. № 9. С.10-20 (на иврите)
  45. Цинберг С. Воложинский ешибот // Еврейская Энциклопедия. Т. 5. CПб., 1991. Cтлб. 505
  46. Шолом-Алейхем. Собрание сочинений в шести томах. Т. 3. М., 1972. С. 476

© Локшин А.Е., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах