Том 5, № 2 (2018)

Государственное управление: теория и практика

Перспективы перехода от системы отчетности к автоматическому обмену данными между предприятиями и госорганами на основе технологий «Интернета вещей»

Александров О.В., Добролюбова Е.И.

Аннотация

На сегодняшний день при высоких административных издержках как для бизнеса, так и для государства статистические данные формируются со значительным временным лагом, что ограничивает возможность их оперативного использования как государственными органами при выработке и мониторинге реализации государственной политики, так и хозяйствующими субъектами для планирования своей деятельности на перспективу. Современные цифровые технологии позволяют существенно оптимизировать сложившуюся практику сбора и обработки статистической и иной отчетности. Исходя из выявленных ограничений разработаны меры регулирования в части использования цифровых технологий для сбора и обработки статистических и иных видов данных, предоставляемых субъектами экономической деятельности в государственные органы, которые, которые, в частности, включают предложения по переходу от отчетности (статистической, бухгалтерской, налоговой и др.) к реализации принципов автоматического обмена данными между предприятиями и государственными органами в режиме «реального времени» с использованием технологий «Интернета вещей». Реализация рекомендаций позволит существенно снизить административные издержки в экономике и повысить качество и актуальность данных, используемых при принятии решений.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2018;5(2):125-134
pages 125-134 views

Анализ российского опыта реформирования контрольно-надзорной деятельности (часть I)

Масленникова Е.В.

Аннотация

Проводимая в России реформа контрольно-надзорной деятельности (КНД) претендует на использование современных подходов к управлению, в числе которых - проектное управление, риск-ориентированный подход. В то же время основные проблемы и пути их решения видятся разработчикам реформы в плоскости совершенствования процедур контроля (надзора), оптимизации процедур проведения мероприятий по контролю. Основные ожидания реформационного эффекта связываются с использованием информационных технологий в КНД и механистическом закреплении видов контроля (надзора) за уровнями управления. Практика контрольно-надзорной деятельности не свидетельствует о принципиальных изменениях, а напротив, выявляет воспроизводство устоявшихся бюрократических подходов. Анализ российского исторического опыта контрольно-надзорной деятельности позволит не только сравнить технологии государственного контроля и надзора с точки зрения результативности их применения, но и систематизировать информацию о позитивном/частично позитивном применении методов и подходов к осуществлению контрольно-надзорной деятельности.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2018;5(2):135-148
pages 135-148 views

Опыт территоральных преобразований муниципальных образований в субъектах Российской Федерации

Прибыткова Л.В.

Аннотация

В статье рассматривается опыт территориальных преобразований муниципальных образований в субъектах Российской Федерации. С этой целью изучена наметившаяся за последние годы тенденция сокращения количества муниципальных образований всех типов. Дан анализ процессов укрупнения сельских поселений путем их объединения и преобразования муниципальных районов, с входящими в их состав сельскими и городскими поселениями, в городские округа.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2018;5(2):149-159
pages 149-159 views

Управление развитием территорий

Постсоветское крымское село: социально-экономическая трансформация

Гусаков Т.Ю.

Аннотация

Парад суверенитетов 1991 года образовал вместо Советского Союза 15 независимых государств, в числе которых была Украина. С этого момента начался новый этап в жизни крымского общества. Развитие сельских территорий Крыма несколько отличалось от остальных украинских регионов из-за специфических черт полуострова: этнического разнообразия и поляризации, природных ограничений для ведения сельского хозяйства, незначительности различий города и села в плане условий и уровня жизни. Экономические преобразования постсоветского периода изменили сельские территории, в частности, был достигнут ряд целей, поставленных еще советским правительством (например, сокращение социокультурного разрыва между селом и городом). Однако из-за неэффективной политики кризис сельской местности углубился, к проблемам сельских жителей добавились экономические трудности. Неспособность формальных институтов обеспечить режим частной собственности и поддержание объектов инфраструктуры, выполнять свои социальные обязательства способствовали формированию мощных неформальных институтов, которые сдержали миграцию из сельской местности в города, характерную для Нечерноземья. Жители сельских территорий выработали разные стратегии преодоления пауперизации. Сельская рыночная экономика, пришедшая на смену плановой в 1990-е годы, полностью погрузилась «в тень» из-за высоких трансакционных издержек и пассивности фискальных органов. Статья продолжает российскую традицию монографического описания сельских поселений: автор рассматривает трансформацию экономики сельских территорий Крыма на примере села Новоалексеевка Красногвардейского района, расположенного в степной сельской зоне.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2018;5(2):160-177
pages 160-177 views

Мотивы, факторы и следствия нового типа сельско-городской миграции для развития российской поселенческой среды

Виноградская О.Я.

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению феномена переезда в сельскую глубинку на постоянное местожительство горожан и конструированию ими собственных практик жизнедеятельности. Сегодня возникла насущная необходимость в исследовании глубинных оснований этого феномена. Он не укладывается в традиционные объяснительные схемы, разработанные к настоящему моменту в научной литературе, поскольку такого рода основания, как правило, располагаются в неких скрытых, внутренне-бытийных сферах, пробиться в которые нелегко как внешним наблюдателям, так и самим носителям соответствующих структур сознания. Этот двойной парадокс осложняет внятную социологическую интерпретацию мотивационных и онтологических оснований, побуждающих горожан приехать в деревню и прочно обосноваться в ней. Предполагается, что поведенческие модели данной социальной группы детерминируются системой норм и ожиданий, появляющихся в ходе обновления структур массового сознания, когда, в частности, активно переосмысливается будущность урбанистического устройства общества. Такого рода исследовательская нацеленность пока что не фигурировала в составе социологических акций. Осмысление этого феномена может помочь ответить на вопрос: почему все усилия по искусственному принуждению российского крестьянства к счастливой жизни на протяжении последнего столетия имели для него катастрофические последствия, и как, с учетом этого понимания, могут быть выстроены перспективы урбанистической эволюции общества? Новый взгляд на такого рода проблематику должен в большей степени фокусироваться на онтологических основах процессов, детерминирующих жизненные практики «новых сельчан», которые, в отличие от традиционных практик, уже сегодня приводят к социально-культурной трансформации сельских социумов.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2018;5(2):178-189
pages 178-189 views

Инновации в управлении социальным развитием

Партисипация и модель интерсубъективного управления инновациями

Арпентьева М.Р.

Аннотация

Современная, посткапиталистическая модель развития государства, как и модель социалистическая, обращена на активизацию сообщества, принятие сообществом активного участия в решении касающихся его более или менее непосредственно проблем. На этом пути происходит трансформация и изменение соотношений моделей управления страной: все большее значение приобретают модели партисипативного управления, постнеклассического типа. Особенно явно эти процессы протекают в сфере культуры, в том числе в образовании. Необходим интегративно-исторический анализ традиций и инноваций управления культурами и иными сферами в разных странах, сопоставление успешности (продуктивности и эффективности) разных моделей управления. Такое сопоставление, проведенное нами, показывает, что инновации в управлении учреждениями культуры и культурой стран и регионов в целом базируются на традициях самоуправления и соучастия, существовавших в разных странах. Централизованное управление формирует а-культурье и массовую культуру, выхолащивая смыслы традиций и ценностей. Партисипативное управление восстанавливает эти смыслы, служит развитию культуры, в том числе культуры отношений людей в образовании и науке, искусстве и технике и т.д.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2018;5(2):190-199
pages 190-199 views

Модернизация публичного управления в условиях развития информационного общества

Секирина Е.Е.

Аннотация

В статье рассматривается информационное общество как постиндустриальная форма социально-экономической организации, базирующегося на массовом использовании информационно-телекоммуникационных технологий (ИКТ). Нарастание темпов общественного развития сопровождается видоизменением структур гражданского общества - возникновение сетевых сообществ и организаций. В данных условиях органы государственной власти испытывают потребность в новых, более эффективных технологиях управления. Однако согласно рейтингу «Глобальный инновационный индекс» (GII-2017) в мире сохраняется разрыв в инновационных возможностях развитых и развивающихся стран, что свидетельствует о недостаточном уровне результативности публичного управления в новых информационных условиях. Решение проблемы «информационного неравенства» представляется только в рамках комплексного подхода, поскольку информационное общество является катализатором социально-экономического развития государства. В результате проведенного анализа акцентированы проблемы взаимодействия публичного управления и информационного общества, представлены возможные пути их решения для модернизации системы государственного управления в целом. Коллаборация передовых ИКТ, таких как интернет-приложения Things (IoT) («умный город», «умная среда») и государственного управления, способствуют достижению прогресса в области устойчивого развития государства в целом.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2018;5(2):200-206
pages 200-206 views

Российские и зарубежные практики социального регулирования

Поддержка социального предпринимательства: лучшие практики в России и в мире

Лагун И.В., Богатырев С.В.

Аннотация

Социальное предпринимательство - новое явление в российской практике. В статье рассматривается опыт социального предпринимательства в России и в мире с учетом его разнообразия и исследовательского потенциала. В общем и целом данная статья рассматривает мировые практики финансовой поддержки социального предпринимательства с целью выявления лучших способов поддержки социальных предпринимателей, сравнения с аналогичными практиками в России и способами внедрения данных методов финансовой поддержки. Подробно исследованы все основные виды осуществления финансовой поддержки социального предпринимательства. На основе проведенного исследовательского анализа авторы сформулировали свое видение преодоления сложившейся ситуации путем проведения определенных мероприятий. В заключение делается вывод об отсутствии проработанной нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность социальных предпринимателей и внедрений инновационных инструментов финансовой поддержки социальных предпринимателей.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2018;5(2):207-215
pages 207-215 views

Патриотизм как ценность в глобализирующемся мире: национальное и международное «измерения»

Троцук И.В.

Аннотация

В статье патриотизм выступает как одно из наиболее сложных для социологического «измерения» понятий, поскольку у него есть разные интерпретации и индикаторы, имеющие скорее дискурсивную природу, чем объективно детерминированные. Автор приводит результаты общероссийских опросов общественного мнения 2010-х, 2000-х и 1990-х годов, чтобы показать различия в трактовке патриотизма в разные десятилетия через изменение доли респондентов, которые соглашались идентифицировать себя как патриотов. Данный показатель стабилизировался в середине 2000-х годов, в значительной степени благодаря попыткам государства использовать идею патриотизма для легитимации государственных органов управления и формирования российской гражданской солидарности в условиях нарастания темпов глобализации. С 2001 года государство последовательно реализует программы патриотического воспитания, призванные возродить патриотизм как идею личностного духовного наследия и фундамент социальной и политической стабильности общества. Автор рассматривает патриотический настрой российских студентов на основе результатов социологических опросов, проведенных в 2011 и 2016 годы на выборке московского студенчества. Полученные данные позволяют оценить как национальное, так и международное «измерение» патриотизма. Первое измерение конституируется оценками положения страны на международной арене, ее основных проблем и противоречий, объектов национальной гордости, уровня социального доверия и т.д. Международное измерение формируется преимущественно геополитическими опасениями и ожиданиями, поэтому его можно оценить через реконструкцию образов стран-соседей страны.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2018;5(2):216-228
pages 216-228 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах