Современные тенденции развития китайско-мексиканского торгово-экономического сотрудничества


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается история формирования и актуальное состояние торгово-экономического сотрудничества Китая и Мексики. На фоне анализа исторического аспекта двусторонних отношений проанализировано современное состояние торгово-экономических связей и выделен ряд проблем. Высокие темпы экономического роста Китая, потребность в новых рынках сбыта и источников сырья подталкивают эту страну к освоению и развитию рынка стран Латиноамериканского региона. Мексика в силу географической близости с США представляет для Китая особый интерес. Актуальность статьи обусловлена особенностями текущего момента в мировой обстановке и активным развитием китайско-латиноамериканских отношений.

Полный текст

Введение Мексика и Китай обладают почти четырехвековой историей взаимных контактов и связей, хотя и расположены на разных материках. История связей между Китаем и Мексикой берет свое начало с середины XVI в. Именно в это время испанцы открыли судоходный путь из Китая в Мексику, используя Филиппины в качестве транзитного пункта. Между Манилой и Акапулько курсировал т.н. Манильский галеон (также известный как «Китайский корабль»), который перевозил шелк, фарфор и специи из Китая в Мексику, а также кукурузу, помидоры, перец и какао из Мексики в Китай. Со временем этот маршрут стали называть «Морским шелковым путем». Теперь каждый год в Акапулько проводится фестиваль «Суда Китая» [1]. В 1899 г. Мексика и правительство династии Цин подписали «Китайскомексиканский договор о дружбе, торговле и мореплавании», который положил начало официальным двусторонним отношениям [2]. В 1971 г. Мексика совершила дружественный по отношению к Китайской Народной Республике шаг - поддержала восстановление Китаем своего места в Организации Объединенных Наций. До этого Китай в ООН пред ставляла т.н. Китайская Республика (т.е. Тайвань), которая являлась проамериканской и не отражала интересы «большого» Китая. Китай и Мексика официально установили дипломатические отношения 14 февраля 1972 г., открыв новую страницу в истории дружественных связей между двумя странами. Мексика стала одной из первых латиноамериканских стран, открывших посольство в Пекине [3]. В апреле 1973 г. президент Мексики Луис Эчеверрия Альварес (1970-1976) совершил государственный визит в Китай, в ходе которого прошли его встречи с лидером Китая Мао Цзэдуном и премьер-министром Чжоу Эньлаем, а также был подписан ряд соглашений, заложивших основу для развития двусторонних связей [4]. В 1975 г. Китай подарил Мексике пару панд в качестве символа дружбы между двумя странами. Мексика стала первой страной в Латинской Америке, получившей такой подарок. В 80-х гг. прошлого века китайское правительство перестало дарить панд и стало выдвигать условия при передаче их в зарубежные зоопарки - принимающая страна должна сделать взнос в фонд охраны природы и согласиться с тем, что в случае рождения детенышей они будут принадлежать Китаю. Панды, подаренные до 80-х гг., постепенно умерли, не оставив потомства. Но мексиканским зоологам удалось создать такие условия, что подаренные Мексике панды стали размножаться. В результате в настоящее время Мексика владеет единственной пандой в мире, которая не принадлежит Китаю [5]. Теория В течение 46 лет, прошедших с тех пор, двусторонние отношения развивались постоянно, хотя и не всегда стабильно. Китай использовал стратегический подход, заключив в 1980 г. соглашение с Мексикой. Более ста молодых официальных лиц КНР отправились в Мексику на два года для изучения испанского языка и знакомства с Латинской Америкой. Многие из них позднее стали дипломатическими представителями Китая в данном регионе [3]. Как отмечают в своих исследованиях Роблес Э.А. и Трухин Ю.Н., взаимоотношения Китая и Латинской Америки все активнее развиваются на протяжении всего XXI в., демонстрируя вовсе не идеализированный, а прагматичный и, в тоже время постоянно заглядывающий вперед подход к дипломатии. Китайско-мексиканские отношения также стабильно развивались и были повышены до уровня стратегического партнерства в 2003 г., а в 2013 г. после государственного визита председателя КНР Си Цзиньпина в Мексику получили статус всеобъемлющего стратегического партнерства. По результатам этого визита стороны усилили институционализацию экономического сотрудничества: были созданы рабочая группа по инновационным отраслям промышленности и группа по организации сотрудничества между предпринимателями, в качестве ключевых областей для поощрения взаимных инвестиций были обозначены энергетика, добыча полезных ископаемых, строительство инфраструктуры и высокие технологии [6]. В настоящее время обе страны поддерживают активный обмен визитами на высоком уровне, осуществляют взаимовыгодные контакты и сотрудничество в Организации Объединенных Наций (ООН), Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), «Группе двадцати» и прочих международных организациях и механизмах. Кроме того, Китай является вторым крупнейшим торговым партнером Мексики, а Мексика, в свою очередь, занимает вторую строчку в списке торговых партнеров Китая в Латинской Америке [1]. На данный момент между двумя странами подписано 87 межправительственных соглашений по взаимодействию в разных сферах. В 2005 г. Китай и Мексика подписали соглашение об избежание двойного налогообложения доходов и предотвращении уклонения от уплаты налогов. В 2008 г. было подписано соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций. В 2013 г. было подписано соглашение о межбанковском сотрудничестве, а также ряд меморандумов о взаимопонимании по сотрудничеству в энергетической сфере, сотрудничеству в горнодобывающей отрасли, созданию рабочей группы по экономическому и торговому сотрудничеству в развивающихся отраслях и укреплению сотрудничества по уменьшению проблем в области торговли [7]. В 2017 г. Мексика и Китай отметили 45-ю годовщину восстановления своих дипломатических отношений, что стало своего рода предлогом для формирования стратегического альянса между мексиканским правительством и азиатским гигантом, особенно ввиду неоднозначных перспектив мексикано-американских отношений, замаячивших после прихода к власти в США Дональда Трампа. На начало 2018 г. в Мексике уже было открыто примерно 900 компаний с иностранными инвестициями из Китая, относящихся к сферам торговли, производства и услуг [4]. Около 1000 китайских компаний обнаружили потенциал Мексики как платформы для интернационализации к 2017 г.. Lenovo, ZTE и Huawei (телекоммуникации), Hisense, Hаier и Sanhua (обрабатывающая промышленность); BAIC, Minth, Minhua и JAC Motors (автомобильная промышленность), Sinohydro (инфраструктура); Envison Energy и Jinko Solar (возобновляемые источники энергии) и CNOOC (углеводороды) представляют собой лишь некоторые примеры успешных случаев выхода на мексиканский рынок, в том числе и ICBC (Industrial and Commercial Bank of China), первый китайский банк, который открыл дочернее предприятие в Мексике в 2016 г. [8]. По оценкам экспертов, отношения между Мексикой и Китаем в настоящее время переживают свой лучший период в истории [9]. С момента установления дипломатических отношений между Китаем и Мексикой состоялось более 40 визитов на высшем и высоком уровне, что намного превышает частоту подобных мероприятий между Китаем и други ми странами Латинской Америки. Китай является вторым по величине торговым партнером Мексики, а Мексика - вторым по величине торговым партнером Китая в Латинской Америке. Согласно статистике Главного таможенного управления Китая, общий объем товарооборота между Китаем и Мексикой в 2022 г. достиг 95 млрд долл. США, из которых на экспорт Китая приходится 77,5 млрд долл. США, а на импорт - 17,5 млрд долл. США. Основные товарные статьи китайского экспорта включают в себя жидкокристаллические дисплеи, телефоны, запчасти для автомобилей, а импорта - медная руда, интегральные схемы, медицинские инструменты и т.д. [10]. По мнению российских экспертов, таких как Косевич Е.Ю., стоит подчеркнуть, что к концу второго десятилетия XXI в. Китай коренным образом изменил свои подходы к Латинской Америке в целом и к Мексике, в частности, крупные инвестиционные проекты сменили миллиардные закупки сырьевых товаров. Пекин стал делать расчет на свое долгосрочное присутствие в регионе. Китай планирует заложить прочный фундамент для дальнейшего продвижения своих интересов. К началу третьей декады XXI в. можно будет наблюдать закрепление еще более разноплановых отношений между Мексикой и Китаем, способных привнести в страну ацтеков безусловно больше пользы, нежели проблем [3]. Однако, несмотря на позитивные перспективы в будущем и стабильное развитие китайско-мексиканского торгово-экономического сотрудничества в настоящее время, необходимо выделить и ряд существующих проблем. Во-первых, товарная структура экспорта двух стран в значительной степени схожа, то есть между их экономиками существует слабая взаимодополняемость. Торговля Китая с большинством латиноамериканских стран характеризуется взаимодополняемостью - латиноамериканские страны экспортируют в Китай первичную продукцию и сырье, а Китай экспортирует промышленную продукцию. Однако Мексика обладает развитой экономикой, поэтому сама в состоянии экспортировать промышленные товары. Например, главной особенностью китайского экспорта 2022 г. был рост поставок автомобилей. Китай стал крупнейшим иностранным поставщиком в этой области. На январь 2023 г. китайская автопродукция заняла 15,19 % мексиканского рынка, тогда как на американских и японских поставщиков пришлось всего лишь 8,27 % и 5,53 % соответственно [13]. При этом Мексика сама является крупным автопроизводителем, она занимает седьмое место в мире по объему производства легковых автомобилей, производя около 3 млн автомобилей в год. 90 % автомобилей, произведенных в Мексике, идут на экспорт, 76 % автомобилей продаются в Соединенные Штаты [14]. Что характерно: в обоих случаях основная часть произведенных автомобилей принадлежит западным - американским и западноевропейским - маркам, а не китайским или мексиканским. В марте 2023 г. Tesla объявила о своем намерении создать новый завод в Мексике. За несколько недель до того, как Tesla подтвердила этот план, BMW также заявила, что инвестирует в завод в Мексике. В декабре 2022 г. Volkswagen заявил, что инвестирует 763,5 млн долл. США в период с 2022 по 2025 г. в строительство нового лакокрасочного завода в мексиканском штате Пуэбла и начнет производство новой модели автомобиля с бензиновым двигателем [14]. В Китае также действуют заводы Tesla, BMW и Volkswagen [15]. Другими словами, можно сделать вывод о том, что Китай и Мексика конкурируют между собой, как минимум, в двух важных областях: привлечение западных инвестиций и экспорт в США и другие страны. При этом сказать, что они исключительно конкуренты, тоже нельзя, так как между Китаем и Мексикой ведется активная торговля: Китай является основным источником мексиканского импорта промежуточных продуктов, средств производства и сырья. В условиях торговой войны между Китаем и США отмечается сокращение американо-китайской торговли. Можно предположить, что некоторые китайские компании перестали работать с американским рынком напрямую и стали вести свои операции через Мексику. Таким образом, мы можем наблюдать сокращение торговли Китая с США на фоне роста объемов торговли Китая с Мексикой. В условиях глобального кризиса в цепочках поставок все больше и больше компаний инвестируют в размещение заводов поближе к своим целевым рынкам. Бизнес в соседних странах также может принести экономические выгоды, в том числе избежать уплаты импортных пошлин и удешевить транспортные расходы. Поэтому китайские компании, которые заинтересованы в рынке США, могут размещать в Мексике свои инвестпроекты [16]. По мнению главы латиноамериканского банковского подразделения HSBC Mexico Джереми Блисса, «Мексика находится так близко к США и Канаде, что это означает, что любые товары, произведенные в Мексике, могут быть погружены на грузовики и доставлены в любую точку Соединенных Штатов в течение 5 дней. Стоимость и сроки доставки предсказуемы. Это упрощает цепочку поставок, сокращает оборотный капитал и повышает предсказуемость затрат». Китайская национальная оффшорная нефтяная корпорация (CNOOC) выиграла два из восьми нефтяных и газовых месторождений общей стоимостью около 11,2 миллиарда долларов США. Мексиканское правительство вскоре выставит на аукцион права на разработку еще 29 нефтяных и газовых месторождений. Предполагается, что CNOOC примет участие в торгах с компаниями Мексики, Соединенных Штатов и Европы [12]. Во-вторых, дефицит торгового баланса между Китаем и Мексикой де монстрирует тенденцию к увеличению в пользу Китая. Согласно статистике, приведенной в исследованиях о торговле этих стран, в 2019 г. объем импорта из Китая составил 83,1 миллиарда долларов США, а экспорт достиг только 6.8 миллиарда долларов США, что свидетельствует о дефиците торгового баланса с Китаем в размере 76,3 миллиарда долларов США [4]. Большинство экспертов обеспокоены тем, что это явление окажет негативное влияние экономику Мексики в долгосрочной перспективе. Мексика, в свою очередь, выразила серьезные претензии по поводу огромного разрыва в китайско-мексиканской торговле, что вызвало множество критических замечаний и вопросов по поводу китайско-мексиканского экономического и торгового сотрудничества. Китай же в свою очередь заявил о своем намерении работать над выравниваем торгового профицита [17]. Мексика часто инициирует антидемпинговые расследования в отношении китайских товаров [18]. Конкуренция между китайской и мексиканской продукцией угрожает развитию внутренней промышленности Мексики. Будь то на внутреннем рынке или на международном рынке, мексиканской продукции сильно мешают китайские товары. В этой связи Мексика в целом выражает высокую степень недовольства Китаем, считая, что китайские товары представляют большую угрозу. В долгосрочной перспективе это, определенно, станет препятствием для дальнейшего развития отечественной промышленности Мексики и приведет к росту уровня безработицы внутри страны, что не способствует социальной стабильности и устойчивому развитию национальной экономики. Таким образом, большая часть внутренних экономических и торговых отношений Мексики между Китаем и Мексикой была оценена негативно, что нанесло большой ущерб развитию китайско-мексиканского экономического и торгового сотрудничества, а также стало серьезным испытанием для экономической дипломатии Китая. Заключение Исходя из вышеизложенного, можно предположить, что китайская внешнеэкономическая политика в отношении Мексики претерпит ряд изменений. Во-первых, возрастет инвестиционная активность. Китай в силу экономических и геополитических причин заинтересован в усилении своего влияния в Мексике. Поэтому вероятно, что в комплексе экономического сотрудничества произойдет перенос акцента с торговли на инвестиции. Раньше основной акцент делался на торговлю. Так как товарные структуры взаимного экспорта двух стран во многом совпадают, то это не способствует укреплению сотрудничества, в котором так заинтересован Китай. Рост китайских инвестиций в проекты на территории Мексики позволит ему усилить свое влияние на местную экономику и закрепит его позиции в долгосрочном плане. Надо добавить, что в условиях, инициируемых мексиканской стороной в отношении китайских товаров антидемпинговых расследований, китайские инвестиции могут стать одним из эффективных средств обхода мексиканских рестрикций. Еще одно преимущество - усиление влияния на экономику США. В настоящее время американские власти стараются снизить влияние от поставок китайских товаров, ведут торговую войну против Китая. С учетом сложной международной и политической обстановки можно ожидать, что ситуация будет усугубляться, поэтому на китайские товары будут вводиться дополнительные ограничения. В случае переноса части производств из Китая в Мексику китайский бизнес сможет сохранять объем поставок, обозначая свои товары как продукцию мексиканского производства. В настоящее время Китай подписал соглашения о свободной торговле с несколькими латиноамериканскими странами, в том числе с Чили, Перу, Коста-Рикой и т.д. [5]. Однако настоящим геоэкономическим прорывом станет подписание такого соглашения с Мексикой. По этим же причинам можно ожидать, что китайская сторона будет предпринимать шаги по углублению двустороннего стратегического партнерства. Учитывая близость Мексики к США, эта страна имеет для Китая важное геополитическое значение. Китайские эксперты анализируют состояние мексиканско-американской торговли и отмечают, что Мексике нужно диверсифицировать свою внешнюю торговлю и снизить зависимость от Соединенных Штатов, видимо, рассчитывая подтолкнуть таким образом Мексику к дальнейшему сближению с Китаем [19].
×

Об авторах

Светлана Валентиновна Батанова

Финансовый университет при Правительстве РФ

Автор, ответственный за переписку.
Email: svbatanova@fa.ru
ORCID iD: 0009-0008-8331-5644

старший преподаватель кафедры иностранных языков и межкультурной коммуникации

125167, Россия, Москва, Ленинградский пр-т, д. 49/2

Список литературы

  1. Роблес Э.А., Трухин Ю.Н. Китай и Мексика в новой реальности XXI века // Актуальные проблемы экономики и управления. 2019. № 1 (21). С. 129-136.
  2. 墨西哥--中国 半个世纪的友谊与合作 [Mexico-China Half a Century of Friendship and Cooperation] // 观点中国_中国网. 15.02.2022. URL: http://www.china.com.cn/opinion2020/2022-02/15/content_78050260.shtm (дата обращения: 25.01.2024) (на кит.яз.).
  3. años de la Relación Entre México y China: Acuerdos, Desencuentros y Futuro [40. Years of the Relationship Between Mexico and China: Agreements, Disagreements and the Future]. Universidad Nacional Autónoma de México, 2012. 438 p.
  4. Entrevista: Relación México-China orientada a seguir fortaleciéndose y a una construcción de futuro compartido [Interview: Mexico-China Relationship Aimed at Further Strengthening and Building a Shared Future] // Сhina-CELAC Forum. 16.02.2022. URL: https://www.chinacelacforum.org/esp/zgtlmjlbgjgx_2/202202/t20220216_10642786.htm (дата обращения: 25.01.2024).
  5. Pandas en México: así se logró tener a los únicos pandas en el mundo que no pertenecen a China [Pandas in Mexico: This is How it Was Possible to Have the Only Pandas in the World That do not Belong to China] // El Sol de México. 21.02.2023. URL: https://www.elsoldemexico.com.mx/doble-via/ecologia/pandas-en-mexico-asi-se-logro-tener-a-losunicos-pandas-en-el-mundo-que-no-pertenecen-a-china-9654385.html (дата обращения: 25.01.2024).
  6. 中墨元首宣布将两国关系提升为全面战略伙伴关系 [The Heads of China and Mexico Announced the Upgrading of Relations Between the Two Countries to a Comprehensive Strategic Partnership] // Chinese Government Official Site. 05.06.2013. URL: https://www.gov.cn/ldhd/2013-06/05/content_2419763.htm (дата обращения: 25.01.2024) (на кит. яз.).
  7. 双边关系 [Bilateral Relations] // 中华人民共和国外交部. 01.01.2024 URL: 双边关系_中华人民共和国外交部 (fmprc.gov.cn) (дата обращения: 25.01.2024) (на кит. яз.).
  8. Косевич Е.Ю. Место Китая во внешнеэкономических приоритетах Мексики // Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2019. № 1. C. 167-179.
  9. Economic Relationship // Embajada de Mexicoin China. 18.02.2022. URL: https://embamex.sre.gob.mx/china/index.php/es/la-embajada/relacion-economica (дата обращения: 25.01.2024).
  10. 墨西哥将目光投向中国 [Mexico Sets its Sights on China] // 中外对话. 23.02.2018. URL: https://chinadialogue.net/zh/1/43905/.net (дата обращения: 25.01.2024). (на кит.яз.).
  11. Колесникова Т.В., Чжан В. Торговля, инвестиции и финансы - связующие нити Китая и стран Латинской Америки // Латинская Америка. 2021. № 12. C. 6-23.
  12. Яковлев П.П. США и КНР в Латинской Америке: контуры конкуренции // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2019. № 19 (1). С. 47-58.
  13. China es el mayor proveedor de autos para México y eso no cambiará en esta década [China Is the Largest Supplier of Cars to Mexico and That Won’t Change in This Decade] // Expansion 10.02.2023. URL: https://expansion.mx/empresas/2023/02/10/china-el-mayor-proveedor-deautos-no-cambiara-esta-decada (дата обращения: 25.01.2024).
  14. 21全球观察 透视“近岸外包”模式 墨西哥在美市场迎发展机遇 中国“世界工厂”地位难 撼动 [21. Global Observation: Perspective on the“Near-Shore Outsourcing” Model: Mexico Welcomes Development Opportunities in the U.S. Market, and China’s Status as a “World Factory” is Difficult to Shake] // 21经济网. 05.06.2023. URL: https://www.21jingji.com/article/20230605/herald/a46e2c0b98f16193bbcb88918b831794.html (дата обращения: 25.01.2024) (на кит. яз.).
  15. Toyota, Volkswagen y Tesla vuelven a poner en funcionamiento sus fábricas en China [Toyota, Volkswagen and Tesla are Putting their Factories Back into Operation in China] // CNNEspanol.com. 18.04.2022. URL: ttps://cnnespanol.cnn.com/2022/04/18/toyotavolkswagen-tesla-reabren-fabricas-china-trax/ (дата обращения: 29.01.2024).
  16. The Biggest US Trading Partner is no Longer China // Bloomberg 12.09.2023. URL: https://www.bloomberg.com/graphics/2023-mexico-china-us-trade-opportunity/ (дата обращения: 06.02.2024).
  17. Relaciones México-China Impulsan Potencial de Comercio Internacional [Mexico-China Relations Boost International Trade Potential] // Bizlatin Hub. 25.10.2021. URL: https://www.Bizlatinhub.com/es/relacionesmexico-china-comercio-internacional (дата обращения: 29.01.2024).
  18. Bridgestone, Tornel, Continental and Michelin Request Anti-Dumping Quota Against China // Opportimes. 10.04.2023. URL: https://www.opportimes.com/bridgestone-tornel-continentaly-michelin-piden-cuota-antidumping-contra-china/ (дата обращения: 06.02.2024).
  19. 美墨加协定» 生效对墨西哥汽车行业的影响 [The Impact of the Entry into Force of the U.S.- Mexico-Canada Agreement on the Mexican Automotive Industry] // Advances in Social Sciences.15.08.2022. URL: 《美墨加协定》生效对墨西哥汽车行业的影响 (hanspub.org) (дата обращения: 25.01.2024) (на кит. яз.).

© Батанова С.В., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах