Анализ эффективности проведения муниципалитетом культурно-массовых и патриотических мероприятий в условиях специальной военной операции на примере города Белгорода

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проведен анализ данных о культурно-массовых и патриотических мероприятиях, которые проходили в Белгороде в период с 2022 г. Выявлены основные тенденции в развитии проведения таких мероприятий в условиях СВО. Сделан вывод о том, что вопреки тревожной ситуации, наступившей после обстрела, город Белгород продолжает проявлять решительность и упорство в организации массовых мероприятий на основе механизмов сотрудничества органов власти и жителей.

Полный текст

Введение Современные муниципалитеты сталкиваются с необходимостью проведения культурно-массовых и патриотических мероприятий, которые направлены на формирование социальной активности, укрепление гражданского общества и поддержку культурного разнообразия. Вопрос взаимодействия муниципалитета и граждан в сфере культуры и досуга особенно актуален в настоящее время в условиях СВО, когда настроения граждан, особенно в приграничных областях, нестабильны. Эти мероприятия играют особо важную роль в укреплении общественной солидарности и увеличении социальной стабильности. Цель исследования - анализ эффективности проведения муниципалитетом культурно-массовых и патриотических мероприятий в условиях СВО на примере города Белгорода. Город Белгород был выбран для изучения, так как он является одним из крупнейших приграничных городов, которые столкнулись с вызовами и проблемами в организации культурно-массовых мероприятий на фоне СВО. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи. 1. Анализ текущих практик проведения культурно-массовых и патриотических мероприятий в городе Белгороде. 2. Оценка эффективности проведения данных мероприятий в контексте СВО. 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию проведения культурно-массовых и патриотических мероприятий в условиях СВО на примере города Белгорода. Для анализа эффективности проведения муниципалитетом культурно-массовых и патриотических мероприятий будет использован комплексный подход, которому будут приданы социологические и культурные аспекты. Будут исследованы данные статистики, проведены интервью с участниками и организаторами мероприятий, а также проанализированы отзывы и мнения граждан. Ожидается, что результаты исследования будут полезными для муниципалитетов и городских органов власти, занимающихся организацией культурно-массовых и патриотических мероприятий. Рекомендации и выводы статьи смогут помочь в совершенствовании планирования и реализации данных мероприятий, увеличении их эффективности и социальной значимости в условиях СВО. Методы Основными методами в данной работе являлись: метод экспертных оценок, анализ данных и опрос. Метод экспертных оценок был использован для сбора информации о проведенных муниципалитетом мероприятиях и их вкладе в культурную сферу жизни города. Анализ данных применялся для рассмотрения полученных данных в ходе интервью с экспертом. Опрос был необходим для оценки мнений граждан по поводу целесообразности и полезности проведения мероприятий. В качестве ограничений выделяются следующие аспекты: • экспертная оценка может быть необъективной; • за счет ограниченного количества респондентов опрос только частично отражает мнения граждан; • исследование проводилось до событий 30.12.23, поэтому мнения граждан могли измениться [1]. Интервью Для сбора информации и статистических данных было проведено интервью с Председателем Белгородского городского Совета В.В. Радченко. Ниже приведены наиболее значимые отрывки [2]. Ежегодно управление культуры администрации города формирует план работы на предстоящий год. Один из разделов плана, а именно «Развитие культурно-досуговой деятельности», содержит перечень основных культурно-массовых и патриотических мероприятий. За 2022 г. учреждениями культуры, подведомственными управлению культуры администрации города было организовано 2879 культурно-массовых и патриотических мероприятий. Культурно-массовые и патриотические мероприятия в 2022 г. посетили 1 714 156 человек. За 9 месяцев 2023 г. культурно-массовые мероприятия посетили 1 405 314 человек. При проведении культурно-массовых и патриотических мероприятий с 2022 г. были приняты дополнительные меры по обеспечению безопасности проводимых мероприятий. С целью улучшения качества проведения культурно-досуговых и патриотических мероприятий в городском округе «Город Белгород» в третьем квартале 2023 г. проведен мониторинг «Как вы оцениваете массовые мероприятия в городе». Анализ анкет показал, что 61,5 % респондентов посещают городские массовые мероприятия несколько раз в год, 19 % - один раз в несколько лет, 11,5 % посещают мероприятия один раз в год 4 % затруднились ответить на вопрос, 4 % никогда не посещают массовые мероприятия. В качестве недостатков в организации массовых мероприятий 73 % респондентов видят в нехватке урн и общественных уборных, 50 % - в дорогой продукции на ярмарках (торговых точках), 34,6 % опрошенных считают недостатком большое скопление людей, неинтересной программой считают 19 %, 7 % считают, что недостатков нет (всем жителям города, участникам СВО, которые приезжают в отпуск, полезно отвлечься от каждодневного труда и отдохнуть), 4 % считают проводимые мероприятия очень громкими. 46 % опрошенных считают, что в Белгороде проводится достаточное количество мероприятий, 27 % считают, что мероприятий должно проводиться больше, 27 % - что мероприятий должно проводиться меньше. 46 % считают, что развлекательные мероприятия делают повседневную жизнь более разнообразной, 35 % считают, что город становится более красивым и создает атмосферу праздника, 19 % считают, что можно обойтись без культурно-массовых мероприятий. 54 % респондентов считают, что организация и программа событий с каждым годом становится лучше, 15 % считают, что мероприятия лучше не становятся, 31 % затруднились ответить. В опросе приняли участие 58 % респондентов женщины, 42 % мужчины. 39 % опрошенных в возрасте 26-35 лет, 27 % - 36-45 лет, 19 % - 46-55 лет, 8 % - 15-18 лет, 7 % - 19-25 лет. Поступали единичные обращения, связанные с регулировкой громкости звука на мероприятиях. Массовых обращений не поступало. Полученная информация позволяет сделать следующие выводы. 1. Разнообразие мероприятий. В городе Белгороде было проведено обширное разнообразие культурно-массовых мероприятий, включая фестивали, концерты, выставки, спортивные соревнования и другие культурные и развлекательные мероприятия. 2. Участие сообщества. Многие мероприятия были организованы с участием и вовлечением местных сообществ. 3. Вовлечение молодежи. Было отмечено активное вовлечение молодежи в проведение и участие в культурно-массовых мероприятиях. Однако при анализе стоит отметить, что возможно некоторые мероприятия испытали сложности в организации и привлечении достаточного числа посетителей. Также необходимо учитывать финансовые и ресурсные ограничения, с которыми столкнулся город Белгороде при проведении мероприятий. В целом, проведенные культурно-массовые мероприятия в городе Белгороде в период с 2022 по 2023 г. были разнообразными, успешными и сыграли важную роль в формировании культурного облика города и поднятии патриотического духа граждан. Результаты опроса В опросе приняло участие 113 граждан Белгорода. Поиск респондентов осуществлялся через новостные социальные сети Белгородской области. Опрос охватывал три возрастные группы: • до 18 лет, • 18-40 лет, • 40 и более лет. Самой большой группой опрошенных оказалась группа возрастной группы 18-40 лет - 45,1 %, группа респондентов 40 лет и более составила 31 %, группа опрошенных до 18 лет - 23,9 %. Для каждой возрастной группы была создана отдельная ветка аналогичных вопросов. Данный вопрос был задан с целью корреляции отношения к проведению СВО с отношением к культурно-массовым и патриотическим мероприятиям. Из 113 респондентов 42 не знакомы ни с одной патриотической организацией в области. Среди возрастной группы до 18 лет это составило 25 %, 18-40 лет - 37 %, 40 и более лет - 45 %. Остальные 75 %, 63 % и 55 % соответственно знают или участвуют в деятельности хотя бы одной из предложенных патриотических организаций. Только 11 опрошенных не слышали ни об одном культурно-массовом мероприятии. В возрастной группе до 18 лет это 11 %, в группе 18-40 лет - 9 %, в группе 40 и более лет - 8 %. Остальные респонденты либо слышали, либо участвовали хотя бы в одном мероприятии из списка. ПОЖАЛУЙСТА, УКАЖИТЕ ВАШ ВОЗРАСТ / PLEASE INDICATE YOUR AGE Рис. 1. Диаграмма, отражающая ответы респондентов на вопрос: «Пожалуйста укажите ваш возраст» Fig. 1. A diagram showing the respondents’ answers to the question: “Please indicate your age” Укажите свое отношение к проведению СВО / Indicate your attitude to the conduct of a SMO 100 Рис. 2. Диаграмма, отражающая ответы респондентов на вопрос: «Укажите свое отношение к проведению СВО» Fig. 2. A diagram reflecting the respondents’ answers to the question: “Indicate your attitude to the conduct of SMO” Менее 9 % респондентов считают, что деятельность патриотических организаций и мероприятий влияют отрицательно. Больше половины из них отметили, что не знакомы с деятельностью ни одной патриотической организации и не слышали ни об одном мероприятии. Остальные 91 % опрошенных считают влияние положительным. Как вы думаете, каким образом деятельность вышеперечисленных организаций и мероприятий сказывается на пратриотическом настрое населения? / How do you think the activities of the above-mentioned organizations and events affect the patriotic mood of the popu y.o. and above Положительно/Positively Отрицательно/Negatively Рис. 3. Диаграмма, отражающая ответы респондентов на вопрос: «Как вы думаете, каким образом деятельность вышеперечисленных организаций и мероприятий сказывается на патриотическом настрое населения?» Fig. 3. A diagram reflecting the respondents’ answers to the question: “How do you think the activities of the above-mentioned organizations and events affect the patriotic mood of the population?” Выводы Более половины опрошенных граждан знакомы с деятельностью или наслышаны хотя бы об одной патриотической организации или культурно-массовом мероприятии. Это свидетельствует о популярности подобного рода досуга среди жителей области. Подавляющее число респондентов одобряет проведение мероприятий и деятельность организаций и считает влияние на настрой граждан положительным. Данное мнение не имеет корреляции с позицией относительно проведения СВО. Хотя Е.В. Реутов отмечает, что большинство респондентов высказались о том, что общий тренд на консолидацию, проявленный в укреплении единства и социальной ответственности жителей региона, является явным результатом СВО, судя по ответам респондентов и данным других опросов эту оценку можно объяснить в большей степени как спонтанную реакцию на предложенные социологами формулировки. 58,8 % респондентов отметили наличие людей с противоположными взглядами на военно-политические события в их ближнем круге общения. В то же время у 33,8 % респондентов взгляды их ближайших людей были более или менее согласованы с их собственными взглядами на СВО и ее контекст. Молодежь в возрасте от 18 до 29 лет чаще всего указывает на наличие противоположных взглядов в своем окружении (73,7 %), в то время как респонденты старше 60 лет реже (39,8 %). Таким образом, параллельно с общим трендом укрепления сплоченности, отмеченным респондентами, также образовалось «капсулирование» альтернативных взглядов в значительном масштабе. В целях достижения максимальной гармонии и единства среди жителей Белгородской области стоит уделить внимание проведению разнообразных культурно-массовых мероприятий. Эти инициативы будут способствовать укреплению связей и солидарности среди граждан, создавая благоприятную атмосферу общения и взаимопонимания [3-4]. Проведение культурно-массовых мероприятий в условиях СВО имеет ряд положительных результатов: • подъем патриотического духа населения; • улучшение качества досуга в городе и области; • снятие напряженности настроений общества. Тем не менее, у небольшого процента граждан есть сомнения в целесообразности проведения досуговых мероприятий на фоне СВО. Также, после событий 30.12.23, многие граждане опасаются посещать массовые мероприятия, если безопасность не будет обеспечена на должном уровне. Однако подавляющее большинство поддерживает как деятельность патриотических организаций, так и увеличение количества культурно-массовых мероприятий при соблюдении мер безопасности. Заключение Анализ эффективности проведения муниципалитетом культурно-массовых и патриотических мероприятий в условиях специальной военной операции (СВО) на примере города Белгорода позволил сделать несколько ключевых выводов. Во-первых, проведение культурно-массовых и патриотических мероприятий является важным инструментом для поддержания социальной активности и укрепления гражданского общества, особенно в периоды кризисов. Такие мероприятия способствуют формированию патриотического сознания, укреплению национальной идентичности и поддержке культурного разнообразия [5-7]. Во-вторых, проведение этих мероприятий в условиях СВО представляет определенные вызовы для муниципалитетов. Снижение общественной активности, ограниченные ресурсы и сложности в организации безопасности мероприятий - все это требует от муниципалитетов основательного анализа и планирования. Хотелось бы отметить, что в данный момент одним из слабых факторов в оценке эффективности является оперативная обратная связь с участниками мероприятий. Отсутствует модельный аппарат входной и итоговой диагностики. В заданиях на проведение мероприятий и заявках участников такая задача не ставится. На наш взгляд, очень важно понимать, с чем молодежь пришла и что она вынесла, как она оценивает форму и содержание того мероприятия, в которое ее вовлекают, настроены ли молодые люди на продолжение работы в данном направлении, что готовы сами сделать для того, чтобы патриотизм стал осознанной и принятой ими ценностью? Важно разработать гибкую и адаптивную стратегию проведения мероприятий, учитывая текущую ситуацию и потребности населения. Также важно обеспечить активное вовлечение жителей города, создавая платформы для их участия и выражения их голоса. В ночь на 30 декабря 2023 г. Белгород был подвергнут обстрелу, который привел к серьезным последствиям и потерям. В связи с этим происшествием власти приняли решение об отмене массовых мероприятий в городе, чтобы обеспечить безопасность жителей и соблюсти режим ЧС. Отмена различных культурных, спортивных и общественных мероприятий, которые регулярно проходят в Белгороде в это время года, оказалась необходимой мерой предосторожности и вызвала понимание среди населения. Необходимо отметить, что события 30.12.23 показали, что для проведения любых массовых мероприятий в области необходимо соблюдать меры безопасности, а также провести подготовку организаторов к возможным чрезвычайным ситуациям [8]. Вопреки основной тревожной ситуации, наступившей после обстрела, город Белгород продолжает проявлять решительность и упорство в организации массовых мероприятий. Несмотря на угрозы и потенциальные опасности, власти и жители сотрудничают, чтобы поддерживать жизнь и дух сообщества. Они понимают, что отказ от массовых мероприятий может нарушить нормализацию общественной жизни и экономическое развитие города [9]. Организаторы и участники событий принимают все необходимые меры безопасности, сотрудничают с правоохранительными органами и профессионалами в области обеспечения безопасности, чтобы минимизировать риски для посетителей и работников мероприятий. Это является важным шагом в направлении преодоления трудностей и возвращения к повседневной жизни города [10]. В целом, анализ эффективности проведения муниципалитетом культурно-массовых и патриотических мероприятий в условиях СВО на примере города Белгорода позволяет понять важность этих мероприятий и оценить вызовы, с которыми сталкиваются муниципалитеты. Использование рекомендаций и разработка гибких стратегий проведения поможет повысить эффективность этих мероприятий и придать им большую значимость в сложных условиях СВО.
×

Об авторах

Дарья Александровна Стригунова

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: daria.strigunova27@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-0107-818X

магистрант кафедры государственного и муниципального управления

117198, Российская Федерация, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Денис Николаевич Путимцев

Российский университет дружбы народов

Email: putimtsev-dn@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0002-4935-7612

старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления

117198, Российская Федерация, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Гаруш Саакович Минасян

Российский университет дружбы народов

Email: minasyan-gs@rudn.ru
ORCID iD: 0009-0006-3935-8693

кандидат политических наук, педагог дополнительного образования кафедры государственного и муниципального управления

117198, Российская Федерация, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Список литературы

  1. Последствия массированного обстрела Белгорода со стороны ВСУ // RIA.ru. 30.12.2023. URL: https://ria.ru/20231230/obstrel-1919152045.html (дата обращения: 30.12.2023).
  2. Радченко В.В. Статистические данные об основных культурно-массовых и патриотических мероприятий в Белгородской области // Депутатский корпус городского Совета города Белгорода в СМИ. URL: https://bdkraeved.cbs-belgorod.ru/deputati/28 (дата обращения 20.12.2023).
  3. Реутов Е.В. Влияние специальной военной операции на процессы социальной консолидации в Белгородской области // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. 2023. № 48 (4). С. 704-709. https://doi.org/10.52575/2712-746X-2023-48-4-704-709
  4. Реутов Е.В., Гармашев А.А., Полухин О.Н. Трансформация восприятия проблематики безопасности в приграничном регионе в условиях специальной военной операции // Власть. 2023. № 4. С. 86-93. https://doi.org/10.31171/vlast.v31i4.9695
  5. Бабинцев В.П., Ельникова Г.А., Хрипкова Д.В. Ценностные основания консолидации городского сообщества в приграничных регионах России // Социально-гуманитарные знания. 2023. № 6. С. 97-101.
  6. Бабинцев В.П., Коврижных Ю.В. Консолидация регионального сообщества: политический манифест, реальный проект или имитация? (опыт белгородской области) // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. 2022. № 3. С. 615-620. https://doi.org/10.52575/2712-746X-2022-47-3-615-620
  7. Домбровская А.Ю., Тарабаева В.Б. Социальная консолидация городских сообществ: возможности регулирования // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. 2022. № 4. С. 873-877. https://doi.org/10.52575/2712-746X-2022-47-4-873-877
  8. Заявление губернатора Белгородской области Гладкова В.В. об отмене массовых мероприятий // Бел.ru. 30.12.2023. URL: https://bel.ru/news/2023-12-30/chto-budet-s-novogodnimi meropriyatiyami-posle-tragedii-v-belgorode-3143945 (дата обращения 30.12.2023).
  9. Характер основных культурно-массовых мероприятий в Белгородской области // Белогорье. URL: https://bel.cultreg.ru/events (дата обращения 20.12.2023).
  10. Решение губернатора Белгородской области Гладкова В.В. о мерах безопасности и защиты граждан // РБК. 09.01.2024. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/659cf91a9a79472c 1f11f9f1 (дата обращения 09.01.2024).

© Стригунова Д.А., Путимцев Д.Н., Минасян Г.С., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах