Социально-экономические особенности создания мер поддержки малого и среднего бизнеса в сельских поселениях Российской Федерации
- Авторы: Шутов И.А.1, Судоргин О.А.2
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Государственный университет управления
- Выпуск: Том 11, № 1 (2024)
- Страницы: 150-156
- Раздел: Слово студентам, аспирантами и молодым ученым
- URL: https://journals.rudn.ru/public-administration/article/view/38610
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8313-2024-11-1-150-156
- EDN: https://elibrary.ru/XGJZTO
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Рассмотрена проблема поддержки малого и среднего предпринимательства в сельских поселениях Российской Федерации. На примере разработанных в Вавожском районе Удмуртской Республики мер поддержки предпринимательства продемонстрирована эффективность привлечения региональных органов власти к созданию объектов малого и среднего бизнеса в сельских поселениях. На основе анализа статистических данных авторами показано, что реализуемые в районе меры поддержки малого и среднего бизнеса имеют потенциал к сохранению и развитию сельских поселений.
Ключевые слова
Полный текст
Исторически сложилось, что сфера малого и среднего предпринимательства имеет большую социально-экономическую значимость в развитии экономики стран, поскольку данный вид экономической деятельности имеет ряд следующих особенностей: низкий стартовый капитал, большая скорость оборота ресурсов. Кроме того, данный сектор экономики является источником решения иных социально-значимых вопросов, таких как: обеспечение занятости населения, рост экономических показателей страны и возможности внедрения инноваций. В рамках сегодняшней экономической ситуации в стране стоит отметить, что в условиях рыночной экономики происходит «смешение советских методов хозяйствования с новыми предпринимательскими методами» [1]. Однако, согласно зарубежным и отечественным исследованиям, в России возможности малого и среднего бизнеса используются не в полном объеме [2-3]. По данным Института экономики роста имени Столыпина, в среднем в развитых странах вклад сектора МСП в ВВП составляет 48 %, в России - 21,9 %. Кроме того, по численности субъектов МСП на 100 человек Россия уступает европейским странам [4]. Исходя из этого, наблюдается необходимость в разработке программ для стимулирования к открытию малого и среднего бизнеса. К внутренним проблемам развития предпринимательства также стоит отнести неравномерность количества предприятий малого и среднего бизнеса в разных регионах страны. Преимущественно формирование предприятий данного типа происходит в уже экономически развитых субъектах страны - городах и городских поселениях центральной части России. Формирование и развитие малого бизнеса в сельских поселениях не вызывает широкого интереса, поскольку влечет за собой большие риски, при аналогичных условиях открытия объекта предпринимательства. Исходя из этого в сфере малого и среднего бизнеса ситуация на сегодняшний день характеризуется внутренней миграцией населения из сельского поселения в городское, что приводит к «вымиранию» сельских территорий, обладающих экономическим потенциалом для создания сельскохозяйственного, продовольственного и иных видов малого и среднего бизнеса. Основным преимуществами открытия объекта предпринимательства в городском поселении принято считать высокий поток клиентов, удобные логистические возможности, большое количество поставщиков. Однако наряду с преимуществами возникают и недостатки, связанные с высокой себестоимостью производства, арендной платой, высокими требованиями потребителей к предоставляемым товарам и услугам, при наличии иных конкурентноспособных производителей. В связи с этим значительную роль играют задачи маркетинга и изучения потребительского поведения [5]. В то же время в сельских поселениях процесс производства аналогичного продукта будет иметь более низкие затраты, характеризоваться невысоким стартовым капиталом и являться более конкурентоспособным, особенно при решении запросов местного населения в результате предпринимательской деятельности. Однако перечисленные факторы не способствуют повышению интереса к созданию объектов малого и среднего бизнеса на сельских территориях. Решение данного вопроса требует принятия внутренних региональных мер, создающих иные, отличные от особенностей создания предпринимательства в городских поселениях способы поддержки. Так, реализуемые на сегодняшний день в сельских поселениях регионов страны программы государственной поддержки имеют потенциал к привлечению открытия бизнеса, способны уменьшить отток населения из сельской местности [6-7]. Опыт создания местных мер поддержки предпринимательства широко используется в сельских районах Удмуртской Республики. Созданные программы развития и поддержки предпринимательских начал в Вавожском районе демонстрируют отличные результаты развития сельского поселения. Исходя из данных о количестве населения в районе стоит отметить тенденцию к уменьшению численности населения (табл. 1). Данное явление обусловлено в первую очередь учебной миграцией населения в возрасте 16-18 лет. Таблица 1 Численность населения Вавожского района 2019-2022 гг. 2019 15096 14888 14992 142 193 -51 -157 -208 2020 14888 14810 14849 172 248 -76 -2 -78 2021 14810 14598 14704 166 262 -96 -116 -212 2022 13889 13827 13858 -60 565 567 -2 -62 Источник: Данные согласно результатам переписи населения 2020 г. The population of the Vavozhsky district 2 019-20 22 Table 1 2019 15096 14888 14992 142 193 -51 -157 -208 2020 14888 14810 14849 172 248 -76 -2 -78 2021 14810 14598 14704 166 262 -96 -116 -212 2022 13889 13827 13858 -60 565 567 -2 -62 Source: Data according to the results of the 2020 census. Согласно докладу главы Вавожского района от 2023 г. уровень зарегистрированной безработицы от экономически активного населения на 01.01.2023 г. составил 0,87 % (62 человека), что меньше на 24,3 % к уровню 2021 г. (1,15 % или 83 чел.). Снижение уровня безработицы в районе в первую очередь связано с реализацией в Удмуртской Республике подпрограмм «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан», «Развитие социально-трудовых отношений и содействие занятости населения Удмуртской Республики» [8]. В 2022 г. благодаря социальным контрактам открыто 9 новых ИП и 22 зарегистрировались самозанятыми. Общая сумма составила 7,1 млн руб. (2021 г. - 4 ИП и 5 самозанятых на общую сумму 1,5 млн руб.). На период начала 2023 г. на территории района осуществляют свою деятельность 2 средних и 54 малых предприятий. Кроме этого, осуществляли свою деятельность 273 индивидуальных предпринимателей и 460 самозанятых [9]. Таким образом, промежуточная ситуация по вопросу малого и среднего предпринимательства на сентябрь текущего года имеет следующие показатели: 266 индивидуальных предпринимателя, 53 юридических лица (организации и предприятия) и 601 физическое лицо, использующие налог на профессиональный доход (самозанятые граждане) [10-11]. Статистические данные подтверждают, что реализуемые в районе меры поддержки малого и среднего бизнеса имеют потенциал к сохранению и развитию сельских поселений. Также стоит отметить, что период 2021 г. является моментом начала активной реализации разработанных и широко применяемых на сегодняшний день мер поддержки предпринимательства. На основании вышеизложенных данных стоит отметить важную роль наличия возможности получения региональных (местных) мер поддержки предприятиями малого и среднего бизнеса. Тенденция развития программ поддержки предпринимательства в сельских поселениях способна изменить отношение к данным территориям как к экономически-потенциальным, привлекательным для ведения бизнеса.Об авторах
Иван Александрович Шутов
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: wanjacom17@gmail.com
ORCID iD: 0009-0000-7709-4218
магистрант кафедры государственного и муниципального управления
117198, Российская Федерация, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6Олег Анатольевич Судоргин
Государственный университет управления
Email: svis@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7670-7238
доктор политических наук, директор НИИ Управления цифровой трансформацией экономики
109542, Российская Федерация, Москва, Рязанский просп., д. 99Список литературы
- Вовченко Н.Г., Черненко О.Б., Чернышева Ю.Г., Куринова Я.И. Анализ экосистемы поддержки малого и среднего предпринимательства и ее место в структуре предпринимательской экосистемы региона // Статистика в современном мире: методы, модели, инструменты: Материалы VII Международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 2021. С. 202-206.
- Горбунова Е.А., Шаныгин С.И. Особенности развития малого и среднего предпринимательства в регионах России // Экономика. Право. Инновации. 2022. № 1. С. 4-12. http://dx.doi.org/10.17586/2713-1874-2022-1-4-12
- Лопатинская Ю.А., Ильина К.Н. Влияние внешних факторов на малый бизнес. Сравнение малого и среднего бизнеса и их преимущества // Вектор экономики. 2019. № 1 (31). С. 85.
- Блейман Н. Экономика малых дел. Как государство стимулирует предпринимательство // РБК Плюс. URL: https://plus.rbc.ru/specials/malyj-i-srednij-biznes-gospodderzhkapredprinimatelstva-v-rossii?ysclid=lnxi0r3kom462417078 (дата обращения: 10.10.2023).
- Игнатовский Я.Р., Иванов В.Г. Айтрекинг: потенциал для применения в государственном управлении, политическом брендинге и планировании избирательных кампаний // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2020. № 2 (7). С. 155-160. https://doi.org/10.22363/2312-8313-2020-7-2-155-160
- Bakanach O.V., Dubrova T.A., Esenin M.A., Blinova S.V. Small Entrepreneurship in Russia: Development Trends, Structural Changes, Rating Assessment of Regions // International Review of Management and Marketing. 2016. 6 (S5). P. 227-234.
- Шарыгин М.Д., Кротов И.И. Основные факторы территориальной организации малого предпринимательства // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2014. Вып. 9. С. 155-168.
- Постановление от 27.02.2023 г. № 173 «О внесении изменений в постановление Администрации Вавожского района от 21.07.2014 г. № 705 «Об утверждении муниципальной программы «Создание условий для устойчивого экономического развития».
- Доклад Главы Вавожского района «О достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных, городских округов и муниципальных районов за 2022 г. и их планируемых значениях на 3-летний период». 04.05.2023. URL: https://vavozhskij-r18.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/41/297/Doklad_Glavy_Vavozhskogo_rayona_za_2022_god.pdf (дата обращения: 10.10.2023).
- Постановление от 25.02.2022 г. № 285 «О создании Совета по поддержке малого предпринимательства и развития конкуренции при Главе муниципального образования «Муниципальный округ Вавожский район Удмуртской Республики».
- Постановление от 25.02.2022 г. № 286 «О создании межведомственной комиссии по вопросам соблюдения трудовых прав, снижения неформальной занятости и легализации доходов участников рынка труда на территории муниципального образования «Муниципального округа Вавожский район Удмуртcкой Республики».