Социально-экономические особенности создания мер поддержки малого и среднего бизнеса в сельских поселениях Российской Федерации

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассмотрена проблема поддержки малого и среднего предпринимательства в сельских поселениях Российской Федерации. На примере разработанных в Вавожском районе Удмуртской Республики мер поддержки предпринимательства продемонстрирована эффективность привлечения региональных органов власти к созданию объектов малого и среднего бизнеса в сельских поселениях. На основе анализа статистических данных авторами показано, что реализуемые в районе меры поддержки малого и среднего бизнеса имеют потенциал к сохранению и развитию сельских поселений.

Полный текст

Исторически сложилось, что сфера малого и среднего предпринимательства имеет большую социально-экономическую значимость в развитии экономики стран, поскольку данный вид экономической деятельности имеет ряд следующих особенностей: низкий стартовый капитал, большая скорость оборота ресурсов. Кроме того, данный сектор экономики является источником решения иных социально-значимых вопросов, таких как: обеспечение занятости населения, рост экономических показателей страны и возможности внедрения инноваций. В рамках сегодняшней экономической ситуации в стране стоит отметить, что в условиях рыночной экономики происходит «смешение советских методов хозяйствования с новыми предпринимательскими методами» [1]. Однако, согласно зарубежным и отечественным исследованиям, в России возможности малого и среднего бизнеса используются не в полном объеме [2-3]. По данным Института экономики роста имени Столыпина, в среднем в развитых странах вклад сектора МСП в ВВП составляет 48 %, в России - 21,9 %. Кроме того, по численности субъектов МСП на 100 человек Россия уступает европейским странам [4]. Исходя из этого, наблюдается необходимость в разработке программ для стимулирования к открытию малого и среднего бизнеса. К внутренним проблемам развития предпринимательства также стоит отнести неравномерность количества предприятий малого и среднего бизнеса в разных регионах страны. Преимущественно формирование предприятий данного типа происходит в уже экономически развитых субъектах страны - городах и городских поселениях центральной части России. Формирование и развитие малого бизнеса в сельских поселениях не вызывает широкого интереса, поскольку влечет за собой большие риски, при аналогичных условиях открытия объекта предпринимательства. Исходя из этого в сфере малого и среднего бизнеса ситуация на сегодняшний день характеризуется внутренней миграцией населения из сельского поселения в городское, что приводит к «вымиранию» сельских территорий, обладающих экономическим потенциалом для создания сельскохозяйственного, продовольственного и иных видов малого и среднего бизнеса. Основным преимуществами открытия объекта предпринимательства в городском поселении принято считать высокий поток клиентов, удобные логистические возможности, большое количество поставщиков. Однако наряду с преимуществами возникают и недостатки, связанные с высокой себестоимостью производства, арендной платой, высокими требованиями потребителей к предоставляемым товарам и услугам, при наличии иных конкурентноспособных производителей. В связи с этим значительную роль играют задачи маркетинга и изучения потребительского поведения [5]. В то же время в сельских поселениях процесс производства аналогичного продукта будет иметь более низкие затраты, характеризоваться невысоким стартовым капиталом и являться более конкурентоспособным, особенно при решении запросов местного населения в результате предпринимательской деятельности. Однако перечисленные факторы не способствуют повышению интереса к созданию объектов малого и среднего бизнеса на сельских территориях. Решение данного вопроса требует принятия внутренних региональных мер, создающих иные, отличные от особенностей создания предпринимательства в городских поселениях способы поддержки. Так, реализуемые на сегодняшний день в сельских поселениях регионов страны программы государственной поддержки имеют потенциал к привлечению открытия бизнеса, способны уменьшить отток населения из сельской местности [6-7]. Опыт создания местных мер поддержки предпринимательства широко используется в сельских районах Удмуртской Республики. Созданные программы развития и поддержки предпринимательских начал в Вавожском районе демонстрируют отличные результаты развития сельского поселения. Исходя из данных о количестве населения в районе стоит отметить тенденцию к уменьшению численности населения (табл. 1). Данное явление обусловлено в первую очередь учебной миграцией населения в возрасте 16-18 лет. Таблица 1 Численность населения Вавожского района 2019-2022 гг. 2019 15096 14888 14992 142 193 -51 -157 -208 2020 14888 14810 14849 172 248 -76 -2 -78 2021 14810 14598 14704 166 262 -96 -116 -212 2022 13889 13827 13858 -60 565 567 -2 -62 Источник: Данные согласно результатам переписи населения 2020 г. The population of the Vavozhsky district 2 019-20 22 Table 1 2019 15096 14888 14992 142 193 -51 -157 -208 2020 14888 14810 14849 172 248 -76 -2 -78 2021 14810 14598 14704 166 262 -96 -116 -212 2022 13889 13827 13858 -60 565 567 -2 -62 Source: Data according to the results of the 2020 census. Согласно докладу главы Вавожского района от 2023 г. уровень зарегистрированной безработицы от экономически активного населения на 01.01.2023 г. составил 0,87 % (62 человека), что меньше на 24,3 % к уровню 2021 г. (1,15 % или 83 чел.). Снижение уровня безработицы в районе в первую очередь связано с реализацией в Удмуртской Республике подпрограмм «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан», «Развитие социально-трудовых отношений и содействие занятости населения Удмуртской Республики» [8]. В 2022 г. благодаря социальным контрактам открыто 9 новых ИП и 22 зарегистрировались самозанятыми. Общая сумма составила 7,1 млн руб. (2021 г. - 4 ИП и 5 самозанятых на общую сумму 1,5 млн руб.). На период начала 2023 г. на территории района осуществляют свою деятельность 2 средних и 54 малых предприятий. Кроме этого, осуществляли свою деятельность 273 индивидуальных предпринимателей и 460 самозанятых [9]. Таким образом, промежуточная ситуация по вопросу малого и среднего предпринимательства на сентябрь текущего года имеет следующие показатели: 266 индивидуальных предпринимателя, 53 юридических лица (организации и предприятия) и 601 физическое лицо, использующие налог на профессиональный доход (самозанятые граждане) [10-11]. Статистические данные подтверждают, что реализуемые в районе меры поддержки малого и среднего бизнеса имеют потенциал к сохранению и развитию сельских поселений. Также стоит отметить, что период 2021 г. является моментом начала активной реализации разработанных и широко применяемых на сегодняшний день мер поддержки предпринимательства. На основании вышеизложенных данных стоит отметить важную роль наличия возможности получения региональных (местных) мер поддержки предприятиями малого и среднего бизнеса. Тенденция развития программ поддержки предпринимательства в сельских поселениях способна изменить отношение к данным территориям как к экономически-потенциальным, привлекательным для ведения бизнеса.
×

Об авторах

Иван Александрович Шутов

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: wanjacom17@gmail.com
ORCID iD: 0009-0000-7709-4218

магистрант кафедры государственного и муниципального управления

117198, Российская Федерация, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Олег Анатольевич Судоргин

Государственный университет управления

Email: svis@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7670-7238

доктор политических наук, директор НИИ Управления цифровой трансформацией экономики

109542, Российская Федерация, Москва, Рязанский просп., д. 99

Список литературы

  1. Вовченко Н.Г., Черненко О.Б., Чернышева Ю.Г., Куринова Я.И. Анализ экосистемы поддержки малого и среднего предпринимательства и ее место в структуре предпринимательской экосистемы региона // Статистика в современном мире: методы, модели, инструменты: Материалы VII Международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 2021. С. 202-206.
  2. Горбунова Е.А., Шаныгин С.И. Особенности развития малого и среднего предпринимательства в регионах России // Экономика. Право. Инновации. 2022. № 1. С. 4-12. http://dx.doi.org/10.17586/2713-1874-2022-1-4-12
  3. Лопатинская Ю.А., Ильина К.Н. Влияние внешних факторов на малый бизнес. Сравнение малого и среднего бизнеса и их преимущества // Вектор экономики. 2019. № 1 (31). С. 85.
  4. Блейман Н. Экономика малых дел. Как государство стимулирует предпринимательство // РБК Плюс. URL: https://plus.rbc.ru/specials/malyj-i-srednij-biznes-gospodderzhkapredprinimatelstva-v-rossii?ysclid=lnxi0r3kom462417078 (дата обращения: 10.10.2023).
  5. Игнатовский Я.Р., Иванов В.Г. Айтрекинг: потенциал для применения в государственном управлении, политическом брендинге и планировании избирательных кампаний // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2020. № 2 (7). С. 155-160. https://doi.org/10.22363/2312-8313-2020-7-2-155-160
  6. Bakanach O.V., Dubrova T.A., Esenin M.A., Blinova S.V. Small Entrepreneurship in Russia: Development Trends, Structural Changes, Rating Assessment of Regions // International Review of Management and Marketing. 2016. 6 (S5). P. 227-234.
  7. Шарыгин М.Д., Кротов И.И. Основные факторы территориальной организации малого предпринимательства // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2014. Вып. 9. С. 155-168.
  8. Постановление от 27.02.2023 г. № 173 «О внесении изменений в постановление Администрации Вавожского района от 21.07.2014 г. № 705 «Об утверждении муниципальной программы «Создание условий для устойчивого экономического развития».
  9. Доклад Главы Вавожского района «О достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных, городских округов и муниципальных районов за 2022 г. и их планируемых значениях на 3-летний период». 04.05.2023. URL: https://vavozhskij-r18.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/41/297/Doklad_Glavy_Vavozhskogo_rayona_za_2022_god.pdf (дата обращения: 10.10.2023).
  10. Постановление от 25.02.2022 г. № 285 «О создании Совета по поддержке малого предпринимательства и развития конкуренции при Главе муниципального образования «Муниципальный округ Вавожский район Удмуртской Республики».
  11. Постановление от 25.02.2022 г. № 286 «О создании межведомственной комиссии по вопросам соблюдения трудовых прав, снижения неформальной занятости и легализации доходов участников рынка труда на территории муниципального образования «Муниципального округа Вавожский район Удмуртcкой Республики».

© Шутов И.А., Судоргин О.А., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах