Роль системы здравоохранения в вопросах воспроизводства человеческого потенциала и национальной безопасности государства

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Неоспоримую роль в вопросах воспроизводства человеческого потенциала играет система здравоохранения. При этом она является неотъемлемой частью обеспечения безопасности нации. Ключевой и важный фактор для обеспечения устойчивого развития страны и ее будущего - это инвестиции в здоровье граждан. Целью исследования является исследование системы здравоохранения как одной из важнейших сфер, которая является одной из первоочередных составляющих общественной жизни. Методологическую основу исследования составляют анализ статистических показателей заболеваемости в России в период с 2020 по 2023 гг., а также анализ общей численности медицинских работников за последние два года. Это позволило вывить основные проблемы в системе здравоохранения, которые могут быть решаемы с помощью национального проекта «Здравоохранение». Реализация нацпроекта «Здравоохранение» в России в перспективе позволит существенно улучшить систему здравоохранения, повысить доступность и качество медицинской помощи для граждан, а также снизить уровень заболеваемости и смертности от различных заболеваний. Это важный шаг на пути к созданию здоровой нации и развитию страны в целом.

Полный текст

В современной России, как и во многих других странах, вопросы воспроизводства человеческого потенциала становятся ключевыми в условиях быстрых изменений и новых вызовов. Человеческий потенциал представляет собой совокупность интеллектуальных, творческих, физических и социальных способностей каждого индивида, которые могут быть использованы для достижения личных целей и вклада в развитие общества. Воспроизводство данного потенциала является необходимым условием для устойчивого развития страны [1]. Здравоохранение является одной из важнейших сфер, которая оказывает влияние на воспроизводство человеческого потенциала. Здоровье нации напрямую связано с ее развитием и процветанием. Поэтому необходимо обеспечить доступность и качество медицинской помощи для всех слоев населения. Это включает в себя развитие системы профилактики, модернизацию медицинской инфраструктуры, улучшение компетенций медицинских работников и содействие здоровому образу жизни. Здравоохранение и национальная безопасность - это две важные составляющие общественной жизни, которые взаимосвязаны и взаимозависимы. В России вопросы здравоохранения имеют особую актуальность, поскольку они напрямую влияют на благополучие нации в целом и ее безопасность развития [2]. Первое и основное значение здравоохранения в контексте национальной безопасности - это предотвращение и преодоление угроз здоровью населения. Заболевания, особенно инфекционные, могут вызвать серьезные последствия для национальной безопасности, распространение эпидемий может негативно повлиять на экономическую ситуацию, социальную стабильность и общественный порядок [3]. Правильная организация системы здравоохранения, современные медицинские технологии, предупредительные меры и своевременная реагирование на угрозы здоровью позволяют минимизировать риски возникновения и распространения инфекционных заболеваний [4]. Второе значение здравоохранения связано с медицинской помощью в экстремальных ситуациях. Россия, как большая и географически разнообразная страна, испытывает различные чрезвычайные ситуации, такие как природные катастрофы, аварии, пандемии и террористические акты. В этих ситуациях система здравоохранения играет ключевую роль в организации медицинской помощи пострадавшим, эвакуации, лечении и реабилитации. Кроме того, она также должна быть готова к ситуациям массового обслуживания, когда требуется быстрое и массовое медицинское вмешательство. Третье значение здравоохранения связано с формированием и поддержанием здоровья населения [5]. Здоровое общество - это один из ключевых ресурсов развития нации. Стабильное здоровье граждан способствует повышению работоспособности и эффективности экономической деятельности, а также обеспечивает социальную стабильность. Система здравоохранения играет важную роль в профилактике и раннем выявлении заболеваний, предоставлении качественной медицинской помощи и поддержке здорового образа жизни. Профилактические меры, массовая вакцинация, регулярные медицинские осмотры и образовательные программы по охране здоровья - всё это способствует повышению уровня здоровья граждан и снижению риска возникновения заболеваний. Четвертое значение здравоохранения связано с поддержанием долговременной устойчивости нации. Продолжительная работоспособность и высокий уровень жизни граждан могут быть достигнуты только при условии доступности качественной медицинской помощи. Инвестиции в здравоохранение, развитие медицинской инфраструктуры и обучение кадровых профессионалов - это инвестиции в будущее страны. Поддержка и развитие здравоохранения способствуют стабильности и инновационному развитию всего общества. Таким образом, взаимосвязь здравоохранения и национальной безопасности в России очевидна и неоспорима. Здравоохранение является неотъемлемой частью обеспечения безопасности нации, а инвестиции в здоровье граждан - это инвестиции в будущее страны и ее развитие [6]. Сегодня здоровье населения является одним из ключевых показателей, отражающих эффективность деятельности государства. Это относится к гуманности правительства и его способности определить приоритеты в формировании бюджета и разработке программ и планов. Взаимосвязь между здравоохранением и национальной безопасностью становится все более явной и важной [7]. Современные оценки уровня здоровья в стране базируются на широком диапазоне количественных и качественных показателей, которые помогают оценить положительные и отрицательные последствия государственного управления. Они включают доступность чистой воды и уровень гигиены, показатели использования контрацепции, употребление алкоголя и курение, проблемы, связанные с лишним весом, младенческую смертность и социально опасные заболевания такие, как туберкулез, ВИЧ/СПИД, и гепатит B и другие. Так, в январе-августе 2023 г. зарегистрировано 39638 человек с болезнью, вызванной вирусом иммунодефицита человека, и бессимптомным инфекционным статусом, вызванным вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), в том числе детей в возрасте 0-17 лет - 332 человека. Половина всех выявленных больных ВИЧ-инфекцией учтена в 13 субъектах Российской Федерации: Краснодарском и Красноярском краях, Москве, Санкт-Петербурге, Иркутской, Кемеровской, Московской, Новосибирской, Ростовской, Самарской, Свердловской и Челябинской областях и Республике Башкортостан. Самые высокие показатели заболеваемости туберкулезом на 100 тыс. человек населения в январе-августе 2023 г. зарегистрированы в Республике Тыва - в 5,3 раза выше среднероссийского показателя, Приморском крае, Еврейской автономной области и Чукотском автономном округе в 2,6-4,5 раза выше, чем в среднем по России. При относительно благополучной ситуации в целом по стране в ряде субъектов Российской Федерации в январе - августе 2023 г. оставался значительным уровень заболеваемости сифилисом на 100 тыс. человек населения. Так, в Москве он был в 4,2 раза выше среднероссийского показателя. Высокие показатели заболеваемости сифилисом наблюдались в Республике Тыва, Ненецком автономном округе, Амурской, Калужской и Томской областях (в 1,6-3,4 раза выше, чем в среднем по России). Очевидно, что физическое, социальное и психологическое состояние людей существенно влияет на все сферы деятельности государства. Только здоровые люди способны максимально эффективно выполнять свои социальные функции, что оказывает положительное воздействие на остальные аспекты жизни государства. Важность здоровья населения в оценке деятельности государства не должна быть недооценена. Здоровье является фундаментальным основанием для развития страны, и эффективное государственное управление должно быть направлено на обеспечение доступности и качества здравоохранения для всех граждан. Страны, в которых государство в своей деятельности отдает приоритет здравоохранению, наблюдают более высокий уровень социально-экономического развития и более устойчивую систему национальной безопасности [8]. Поэтому, руководствуясь данными тезисами, следует признать, что оценка состояния здоровья нации и деятельности правительства в области здравоохранения является критически важным фактором при определении эффективности государственных программ и политик. Продвижение здоровья населения должно быть в центре внимания правительства, что в перспективе приведет к укреплению национальной безопасности и устойчивому развитию страны в целом [9]. На данный момент ситуация в области здравоохранения в России требует серьезных преобразований и оперативного реагирования со стороны государства. В целом в России давно наблюдается неблагоприятная тенденция роста числа заболеваемости населения, снижения рождаемости и естественной убыли населения, еще в большей мере усугубляет данную обстановку пандемия коронавирусной инфекции, системный кризис и антироссийские санкции, вызвавшие серьезные трудности в вопросе поставки медикаментов и медицинского оборудования. За последние годы значительно увеличилась статистика заболеваемости по различным классам и группам, что представляет собой серьезную угрозу для экономической системы России (табл. 1). Несомненно, и пандемия COVID-19 оказала значительное влияние на российское общество, затрагивая различные аспекты, включая национальную безопасность. В первую очередь, заболевание стало вызовом для системы здравоохранения, выявив её уязвимости и необходимость дополнительных ресурсов и мер по совершенствованию. Экономические последствия пандемии также повлияли на общественное благосостояние, снизив уровень доходов, увеличив безработицу и вызвав нестабильность на рынке труда. Таблица 1 / Table 1 Заболеваемость населения по основным классам болезней в 2020-2022 гг. Diseases of the population according to the main classes of diseases in 2020-2022 Болезни / Diseases Зарегистрировано заболеваний у пациентов с диагнозом, всего / registered diseases in patients diagnosed, total Зарегистрировано заболеваний у пациентов с диагнозом, установленным впервые в жизни / registered diseases in patients diagnosed for the first time 2020 2021 2022 2020 2021 2022 1 2 3 4 5 6 7 Все болезни / All diseases 229091,3 245149 254022,5 111294,3 125022,4 130442,6 из них: / of which: некоторые инфекционные и паразитарные болезни / infectious and parasitic diseases 5217,7 5358 5550,1 2999,4 3114,6 3324,4 новообразования/ neoplasms 7132,3 7295,9 7616,5 1440,1 1484,1 1593,8 болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм / diseases of the blood, hematopoietic organs and individual disorders involving the immune mechanism 1615,2 1686,5 1730,7 480,1 513,9 539,6 из них анемии / anemia 1406,8 144,1 1507,4 438,9 460,2 485,9 болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ / endocrine system diseases, eating disorders and metabolic disorders 12071,6 12426 13051,4 1617,0 1669,7 1831,4 ожирение / obesity 1909,7 1981,7 2178,6 371,9 383.3 419,4 из них сахарный диабет / of which diabetes mellitus 5106,5 5168,9 5277,6 321,8 346 373,4 болезни нервной системы / diseases of the nervous system 7544,6 7815,5 8126,2 1836,5 1974,8 2057,0 болезни глаза и его придаточного аппарата / the eye disease and its appendage apparatus 12766,8 13148,1 13410,1 3506,5 3632,4 3679,1 Продолжение таблицы 1 / Continuation of the Table 1 1 2 3 4 5 6 7 болезни уха и сосцевидного отростка / ear and mastoid process diseases 4542,1 4653 4821,4 3008,1 3112,2 3266,3 болезни системы кровообращения / circulatory system diseases 35420,8 36239,1 38275,5 4302,5 4455,7 4928,7 болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением / hypertension diseases 16391,6 17150,4 18474,8 1368,0 1447,5 1718,1 ишемическая болезнь сердца / ischemic heart disease 7489 7456,3 7604 945,3 934,0 988,7 из нее: / of which: стенокардия / angina 2612,9 2574,9 2592,9 332,5 339,9 348,6 острый инфаркт миокарда / acute myocardial infarction 154,5 151,2 164,3 154,5 151,2 164,3 цереброваскулярные болезни / cerebrovascular disease 6408 6406,9 6649,1 1004,0 1027,8 1115,9 болезни органов дыхания / respiratory disease 61312,4 66596,6 68881,4 54273,3 59381,9 61918,8 болезни органов пищеварения / digestive disease 14810 15103,8 15298,8 3855,0 3920,8 3985,7 из них язва желудкаи двенацитиперстной кишки / gastric ulcers and abdominal ulcers 1084,9 1049,6 1020 81,0 79,1 83,9 болезни кожи и подкожной клетчатки / diseases of the musculoskeletal system and connective tissue 7201 7495,2 7589,2 4979,0 5194,3 5292,0 болезни костномышечной системы и соединительной ткани / diseases of the musculoskeletal system and connective tissue 17360,5 17667,7 18864,1 3662,6 3893,8 4209,8 болезни мочеполовой системы / genitourinary disease 15088 15481 15624,7 5268,2 5383,2 5529,2 Окончание таблицы 1 / End of the Table 1 1 2 3 4 5 6 7 осложнения беременности, родов и послеродового периода / complications of pregnancy, childbirth and post-partum period 2992,6 2886,2 2659,6 1973,7 1959,5 1824,7 врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения / congenital anomalies (developmental defects), deformations and chromosomal disorders 1108,9 1153,7 1173,5 242,9 252,6 252,2 травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин / injury, poisoning and some other effects of external causes 11911,1 12194,1 12555,8 11908,2 12192,0 12553,4 COVID-19 4966,6 11819 12549,1 4966,6 11819,0 12549,1 Помимо снижения численности экономически активного населения в 2020 г. ВВП России сократился на 2,7 %, что следует из оценки Росстата [10]. Снижение ВВП в 2020 г. Росстат объясняет именно коронавирусными ограничениями. Резко сократилась добавленная стоимость в сервисных отраслях (гостиницы, транспорт, учреждения культуры и т.д.). Влияние на динамику ВВП оказывали падение конечного спроса внутри страны и рост чистого экспорта товаров и услуг за счет резкого, на 12,1 %, падения импорта. Расходы на конечное потребление снизились на 4,9 %, что связано с падением спроса на услуги и непродовольственные товары (за исключением автомобилей). Расходы домашних хозяйств на конечное потребление упали на 7,3 % [10]. Таким образом пандемия, как и любое другое явление массовой заболеваемости населения страны имеет, долгосрочные эффекты на социальные напряжения и стабильность в государстве, что, в свою очередь, влияет на его национальную безопасность. Помимо этого сопредседатель Межрегионального профсоюза работников здравоохранения «Действие» Андрей Коновал отметил главным итогом 2023 г. неуклонный рост уровня рабочей нагрузки на врачей и напряженности их труда. Не секрет, что сегодня проблему дефицита медицинских кадров признают на всех уровнях власти. Объективную картину дают данные по общей численности медработников: согласно Росстату, за 9 месяцев 2023 г. численность врачей составила 565 тыс. человек, среднего медперсонала - 1,23 млн, младшего - 262 тыс. Есть открытые данные за 1-е полугодие 2022 г., исходя из которых еще год назад врачей было 572 тыс. человек (минус 7 тыс.), среднего медперсонала - 1,274 тыс. (минус 4 тыс.), младшего - 279 тыс. (минус 17 тыс.) [10]. Всего, несмотря на попытки властей решить вопрос с дефицитом кадров, российское здравоохранение потеряло почти 30 тыс. медработников. С целью совершенствования системы здравоохранения в стране правительством России была запущена крупномасштабная программа - Национальный проект «Здравоохранение». Проект направлен на повышение доступности и качества медицинской помощи, совершенствование инфраструктуры здравоохранения, улучшение здоровья населения и повышение эффективности работы медицинских учреждений. Национальный проект «Здравоохранение» предусматривает снижение показателей смертности населения трудоспособного возраста (до 350 случаев на 100 тыс. населения), смертности от болезней системы кровообращения (до 450 случаев на 100 тыс. населения), смертности от новообразований, в том числе от злокачественных (до 185 случаев на 100 тыс. населения), младенческой смертности (до 4,5 случая на 1 тыс. родившихся детей) и включает в себя несколько федеральных проектов (рис. 1). Рис. 1. Федеральные проекты в структуре нацпроекта Fig. 1. Federal projects in the structure of the national project Основные задачи нацпроекта «Здравоохранение» в России включают: 1. Модернизацию медицинской инфраструктуры: в рамках проекта предусмотрено строительство и реконструкция медицинских учреждений, закупка современного оборудования и развитие телемедицины. Это позволит повысить качество медицинской помощи и сделать ее более доступной для всех граждан. 2. Улучшение доступности медицинской помощи: нацпроект предусматривает расширение сети поликлиник и амбулаторий, а также увеличение числа врачей и медицинского персонала. Благодаря этому люди смогут получать необходимую медицинскую помощь без длительных очередей и препятствий. 3. Развитие профилактики и ранней диагностики заболеваний: проект направлен на улучшение системы профилактики и ранней диагностики различных заболеваний. Это включает проведение массовых профилактических мероприятий, развитие систем скрининговых обследований и внедрение современных методов диагностики. 4. Повышение качества медицинского образования и науки: нацпроект предусматривает модернизацию системы медицинского образования, внедрение инновационных методов обучения и развитие научных исследований в области медицины. Это позволит подготовить высококвалифицированных специалистов и совершенствовать методы лечения и диагностики. 5. Развитие системы здоровья населения: нацпроект направлен на повышение уровня здоровья населения. Это включает проведение мероприятий по профилактике хронических заболеваний, формирование здорового образа жизни, развитие спорта и физической культуры. Реализация нацпроекта «Здравоохранение» в России в перспективе позволит существенно улучшить систему здравоохранения, повысить доступность и качество медицинской помощи для граждан, а также снизить уровень заболеваемости и смертности от различных заболеваний. Это важный шаг на пути к созданию здоровой нации и развитию страны в целом. В рамках нацпроекта «Здравоохранение» были предприняты определенные шаги для реализации поставленных задач. Расширение сети медицинских учреждений и модернизация их инфраструктуры позволяют обеспечить большему числу людей доступ к качественной медицинской помощи. Закупка современного оборудования и внедрение телемедицины позволяют сократить расстояния и улучшить доступность медицинских услуг для жителей отдаленных и малонаселенных районов. Также нацпроект «Здравоохранение» акцентирует внимание на профилактике и ранней диагностике заболеваний. Расширение системы скрининговых обследований и проведение массовых профилактических мероприятий позволяют выявлять заболевания на ранних стадиях и приступить к лечению вовремя. Особое внимание уделяется развитию медицинского образования и науки. Внедрение инновационных методов обучения и развитие научных исследований в области медицины способствуют подготовке высококвалифицированных специалистов и постоянному совершенствованию методов лечения и диагностики. Кроме того, в рамках нацпроекта осуществляются широкомасштабные мероприятия, направленные на повышение уровня здоровья населения. Ведется работа по пропаганде здорового образа жизни, развитию спорта и физической культуры. Это помогает снизить распространение хронических заболеваний и формировать привычки, способствующие поддержанию здоровья (рис. 2). Рис. 2. Реализация национального проекта «Здравоохранение» Fig. 2. Implementation of the national project «Healthcare» Важно отметить, что эти примеры и статистика являются общими и могут отличаться в зависимости от региона и конкретных медицинских учреждений. Однако, нацпроект «Здравоохранение» стремится к улучшению системы здравоохранения в целом и оказывает положительное влияние на здоровье и благополучие населения России.
×

Об авторах

Мария Сергеевна Сипиева

Российский университет дружбы народов

Email: 1132223161@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0002-3069-2111

магистрант кафедры государственного и муниципального управления

117198, Российская Федерация, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Евгения Алексеевна Смирнова

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: smirnova-ea@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0003-0012-8015

ассистент кафедры государственного и муниципального управления

117198, Российская Федерация, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Юлия Сергеевна Масюк

Российский университет дружбы народов

Email: masyuk-yus@rudn.ru
ORCID iD: 0009-0003-7588-6336

старший преподаватель

117198, Российская Федерация, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Список литературы

  1. Воронкова О.Н. Трансформация мирохозяйственного уклада: теоретико-методологическое осмысление // Экономические науки. 2017. № 4 (149). С. 101-103.
  2. Безуглая Н.С. Некоторые аспекты оценки состояния национальной безопасности РФ // Научный вестник Южного института менеджмента. 2017. № 4. С. 10-16.
  3. Ковалев А.А. К вопросу истории обеспечения международной экономической безопасности: логика и основные этапы // Национальная безопасность. 2020. № 1. С. 38-52.
  4. Киреева Н. О системном подходе к определению основных категорий общей теории безопасности // Национальная безопасность. 2013. № 6. С. 11-26.
  5. Зеленков М.Ю. Опасность, угроза - базовые категории теории национальной безопасности // Национальная безопасность. 2015. № 1. C. 32-47.
  6. Карпович О.Г. Новые вызовы и угрозы в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации // Национальная безопасность. 2016. № 5. С. 579-587.
  7. Снопченко А.С. Теория конвергенции и проблемы глобализации мира // Молодой ученый. 2018. № 24 (210). С. 264-266.
  8. 8. Rozo M. Placing Global Biosecurity Engagement Programs under the Umbrella of Global Health Security // Federation of American Scientists. 2014. URL: https://fas.org/wp-content/uploads/2014/05/bio-engagement-final-may2014.pdf (дата обращения: 20.12.2023).
  9. Бояркина С.И. Проблемы реформы российского здравоохранения 2011-2016 гг. в оценках представителей врачебного сообщества: стратегии, тактики, риски // Журнал социологии и социальной антропологии. 2019. № 3 (22). С. 39-56. https://doi.оrg/10.31119/jssa.2019.22.3.2
  10. Статистические данные Росстата. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13721 (дата обращения: 20.12.2023).

© Сипиева М.С., Смирнова Е.А., Масюк Ю.С., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах