Влияние государственной политики Российской Федерации в области демографии и здравоохранения на качество жизни населения

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматриваются особенности государственной политики в области демографии и здравоохранения, особое внимание уделяется анализу основных показателей качества жизни населения, а также уже достигнутых результатов в рамках национальных проектов «Демография» и «Здравоохранение». Выявлены проблемы низкого уровня продолжительности жизни населения и снижения уровня рождаемости. По результатам мониторинга национальных проектов «Демография» и «Здравоохранение» сделан вывод о том, что они взаимосвязаны между собой и достичь целевых показателей возможно только путем успешной реализации обоих национальных проектов. Исходя из этого, в рамках исследования предложены мероприятия, направленные на совершенствование государственной политики в области демографии и здравоохранения, в том числе обоснована необходимость усиления мер, направленных на борьбу с новообразованиями, в том числе злокачественными, что в свою очередь позитивно отразится на качестве жизни населения страны.

Полный текст

Введение Формирование и развитие государственного управления, направленного на удовлетворение социальных потребностей населения, привело к постановке задачи определения влияния государственной политики на качество жизни населения, а также выявления ряда показателей для его оценки. Качество жизни населения является интегрированным показателем. С одной стороны, он зависит от размера как номинальных, так и реальных доходов населения, в том числе средней заработной платы, пенсии, установленной величины прожиточного минимума и пр. С другой стороны, качество жизни населения зависит от материальной и инфраструктурной составляющей, которую обеспечивает государство, и определяется качеством оказания медицинских и образовательных услуг, сферы услуг и культуры, а также состоянием окружающей среды и др. [1] На показатели качества жизни населения существенное влияние оказывает уровень медицинского обслуживания. Экономический кризис, вызванный пандемией короновируса, показал мировому сообществу недостаточную эффективность и результативность принимаемых государственных мер в области здравоохранения. Также с целью повышения качества жизни населения необходимо формировать мотивацию граждан к здоровому образу жизни, создавать условия для занятий физической культурой и спортом, а также осуществлять финансовую поддержку семей при рождении детей в рамках реализации национального проекта «Демография». Методика Методика исследования основывалась на изучении, обобщении, систематизации полученных знаний в сфере проведения государственной политики в области демографии и здравоохранения. Цель исследования - выявление проблем реализации государственной политики в области демографии и здравоохранения и выбор приоритетных направлений ее совершенствования. Для достижения этой цели решены следующие задачи: изучены механизмы проведения государственной политики в области демографии и здравоохранения; осущестлен мониторинг показателей социально-экономическое развития РФ; проанализирован уровень реализации национальных проектов «Демография» и «Здравоохранение»; выявлены актуальные проблемы осуществления государственной политики в области демографии и здравоохранения и предложены рекомендации по их решению с целью повышения качества жизни населения. Результаты Для оценки влияния государственных программ в области демографии и здравоохранения на качество жизни населения рассмотрим динамику изменения этих показателей за 2018-2021 гг. (табл. 1). Анализируя данные, представленные в таблице 1, можно сделать выводы: • валовой внутренний продукт ежегодно увеличивается, точно так же, как и в 2021 г., что связано с ростом цен на энергоресурсы, а также ростом спроса на внутренний туризм из-за сохранявшихся ковидный ограничений на посещение ряда стран; • численность населения за исследуемый период имеет постоянную тенденцию к снижению, а в 2021 г. снизилась по сравнению с 2020 г. на 0,4 %, то есть на 800 тыс. чел.; • численность безработных пропорционально снижалась за исследуемый период, за исключением 2020 г., но в 2021 г. показатель был ниже уровня 2018 г.; В целях повышения уровня защищенности и расширения возможностей трудоустройства безработных граждан в России реализуется государственная политика в сфере занятости населения. При этом в каждом регионе существуют особенности, которые необходимо принимать во внимание при разработке региональных программ, что позволит повысить эффективность государственных инструментов политики занятости [3]. • среднедушевые денежные доходы населения имеют тенденцию к росту, однако такой рост является слишком незначительным по отношению к уровню инфляции; • отмечается положительная динамика роста показателя среднемесячной номинальной начисленной заработной платы около 10 %, за исключением 2020 г., но в 2021 г. рост составил более 38 %; • средний размер назначенных пенсий ежегодно показывает положительный рост; • по данным 2021 г., Россия заняла 52-е место в рейтинге всех стран по индексу человеческого развития и попала в группу с классификацией «очень высокий уровень человеческого развития», однако мы находимся в нижней части данной группы и по некоторым критериям отстаем. В целях осуществления социально-экономического развития страны увеличения численности населения и увеличения доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 Правительством Российской Федерации разработан национальный проект «Демография» на период до 2024 г. Задачи повышения качества жизни российского старшего поколения отражены и в нацпроекте «Демография», и в федеральном проекте «Старшее поколение», где поставлены очень амбициозные цели: увеличение не только продолжительности жизни, но и продолжительности здоровой жизни, снижение уровня смертности, создание системы непрерывного образования. В такой сложившейся экономической ситуации возрастает роль государства, одной из главных целей которого является обеспечение и повышение уровня качества жизни населения, в том числе путем внедрения цифровых технологий [4]. Национальный проект «Демография» способствует решению задач по укреплению здорового образа жизни и стимулированию рождаемости следующими способами: формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни; создание условий для занятий физической культурой и спортом; системная поддержка и повышение качества жизни граждан старшего поколения; финансовая поддержка семей при рождении детей, а также содействие занятости женщин путем создания условий доступного дошкольного образования. Одним из важных показателей национального проекта «Демография» является суммарный коэффициент рождаемости. Наиболее заметный скачок суммарного коэффициента рождаемости пришелся на 2006-2015 гг., что объясняется активизацией государственной демографической политики (введением дополнительных мер стимулирования рождаемости, в частности «материнского капитала»). Однако с 2016 г. наблюдается тенденция снижения данного показателя. 1,9 1,8 1,7 1,6 1,5 1,4 1,3 1,2 1,1 1,0 Рис. 1. Динамика суммарного коэффициента рождаемости в России в 2000-2024 гг. (на 1 женщину) [2] Fig. 1. Dynamics of the total fertility rate in Russia in 2000-2024 (per 1 woman) [2] Основным инструментом по повышению суммарного коэффициента рождаемости к 2024 г. является федеральный проект «Финансовая поддержка семей при рождении детей». Общий объем финансирования проекта составит 4225 млрд руб., или 90,96 % от общего объема финансирования по национальному проекту. Рассмотрим более детально основные показатели национального проекта «Демография» (табл. 2). Анализируя вышеприведенные данные в таблице 2, можно заметить, что результаты почти всех запланированных показателей не достигнуты, несмотря на уровень исполнения бюджетных расходов. Таблица 2 Основные показатели национального проекта «Демография» [5] Main indicators of the national project “Demography” [5] Показатели национального проекта Ед. изм. / units of measurement Период, год / Period, year 2019 2020 2021 2022 2023 2024 Доля граждан, ведущих здоровый образ жизни / The proportion of citizens leading a healthy lifestyle % 9,0 9,5 10,0 10,5 11,0 11,5 Розничные продажи алкогольной продукции на душу населения / Retail sales of alcoholic beverages per capita литр чистого спирта на душу населения / liter of pure alcohol per capita 6,38 6,30 6,23 6,15 6,08 6,0 Розничные продажи сигарет и папирос на душу населения / Retail sales of cigarettes per capita тысяч штук / thousands of pieces 1,40 1,35 1,30 1,25 1,20 1,15 Среднее время ожидания места для получения дошкольного образования детьми в возрасте от 1,5 до 3 лет / The average waiting time for a place to receive preschool education for children aged 1,5 to 3 years месяцы / months 3,7 3,7 3,7 3,7 3,7 3,7 Количество дополнительно созданных мест с целью обеспечения дошкольным образованием детей в возрасте до 3 лет нарастающим итогом / The number of additional places created in order to provide preschool education for children under the age of 3 with an increasing total тысяч мест / thousands of places 87,7 154,8 228,4 248,2 252,3 256,8 Доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом / The proportion of citizens who systematically engage in physical education and sports % 43,0 43,5 45,2 48,0 51,5 55,0 Уровень обеспеченности граждан спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности / The level of provision of citizens with sports facilities based on the one-time capacity % 55,7 57,0 58,0 59,0 60,0 62,0 Доля семей с детьми, получивших меры социальной поддержки на детей на основании заявления или проактивно / The proportion of families with children who received social support measures for children on the basis of an application or proactively % 0,0 0,0 0,0 50,0 55,0 60,0 Охват граждан старше трудоспособного возраста профилактическими осмотрами, включая диспансеризацию / Coverage of citizens over the working age with preventive examinations, including medical examinations % 23,0 14,0 34,0 55,7 65,3 70,0 Уровень трудоустройства граждан, обратившихся в пилотные центры занятости / The level of employment of citizens who applied to pilot employment centers % 0,0 0,0 59,0 63,0 67,0 71,0 Численность семей с детьми, охваченных мерами социальной поддержки / The number of families with children covered by social support measures тысяч семей / thousands of families 1 270 1 299 2 460 2 530 2 560 2 560 Национальный проект «Здравоохранение» направлен на достижение стратегических целей, а именно, обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации и повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет к 2024 г. Реализация национального проекта «Здравоохранение» включает следующие федеральные проекты (рис. 2): Рис. 2. Федеральные проекты, включенные в национальный проект «Здравоохранение» Fig. 2. Federal projects included in the National project “Health Care” Как видно из табл. 3, объем финансирования национального проекта «Здравоохранение» на период с 2019 по 2024 г. составляет 1725,8 млрд руб. В том числе средства федерального бюджета в размере 1366,7 млрд руб., 265,0 млрд руб. из средств бюджетов субъектов Российской Федерации, 94,0 млрд руб. из государственных внебюджетных источников и 0,1 млрд руб. из внебюджетных источников. Таблица 3 Объем финансового обеспечения федеральных проектов национального проекта «Здравоохранение» до 2024 г., млрд руб. [6] The volume of financial support for federal projects of the national Healthcare project until 2024, billion rubles [6] Наименование федерального проекта / Name of the federal project Объем финансирования, млрд руб. / Amount of financing, billion rubles Доля от общего объема финансирования по национальному проекту, % / Share of the total funding for the national project, % Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи / Development of the primary health care system 62,5 3,6 Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями / Fight with cardiovascular diseases 75,2 4,34 Борьба с онкологическими заболеваниями / The fight against cancer 969,0 56,15 Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям / Development of children's healthcare, including the creation of a modern infrastructure for providing medical care to children 211,2 12,30 Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами / Provision of qualified personnel to medical organizations of the healthcare system 166,1 9,6 Развитие сети национальных медицинских исследовательских центров и внедрение инновационных медицинских технологий / Development of a network of national medical research centers and the introduction of innovative medical technologies 63,9 3,70 Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ) / Creation of a single digital circuit in healthcare based on the Unified State Health Information System 177,7 10,30 Развитие экспорта медицинских услуг / Development of the export of medical services 0,2 0,01 Всего / Total 1 725,8 100 Анализируя данные табл. 3, можно заметить, что более половины всего финансирования национального проекта направлено на реализацию федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями» в то время как на борьбу с болезнями сердца и сосудов выделяется чуть больше 4 %, несмотря на то, что по последней причине показатель смертности превышает первый показатель более чем в 3,2 раза. Анализируя данные рисунка 3, можно заметить, что показатель смертности ежегодно снижается примерно на 1,88 %, однако, несмотря на реализуемые меры в рамках федерального проекта, плановые показатели не были достигнуты. С учетом выявленной динамики национальная цель по снижению смертности от новообразований, в том числе от злокачественных, до 185 случаев на 100 тыс. населения не будет достигнута. Из вышесказанного можно сделать вывод, что текущих запланированных мер в рамках федерального проекта недостаточно. 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 Рис. 3. Динамика показателей смертности населения России от злокачественных новообразований на 100 000 населения, % [2]. Fig. 3. Dynamics of mortality rates of the Russian population from malignant neoplasms per 100,000 population, % [2]. В рамках реализации федерального проекта «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям» планируется реализовать меры, которые способствуют снижению младенческой смертности к 2024 г. до 4,5 случаев на 1 тыс. родившихся детей. Несмотря на достигнутые результаты, немаловажной проблемой остается тот факт, что в национальном проекте не отражены и не учтены особенности регионов РФ, а также несоразмерность в их социальном и экономическом развитии. Основной задачей регионального развития является сглаживание межрегиональной дифференциации и повышение уровня жизни населения. Огромное значение в этом процессе имеет социально-экономическое развитие региона и уровень использования ресурсного потенциала, политика региональных и федеральных властей по созданию условий развития бизнессообщества [7]. В рамках реализации национального проекта «Демография», с 1 мая 2022 г. льготная ипотека на новостройки выдается под 9 % годовых, хотя максимальная сумма кредита для Москвы и Московской области, СанктПетербурга и Ленинградской области составляет до 12 млн рублей, для остальных регионов - до 6 млн рублей, процентная ставка для всех одинаковая, но средняя заработная плата в каждом регионе разная. В качестве целей социально-экономического развития страны или субъекта используются такие, как увеличение доходов, улучшение образования, питания и здравоохранения, снижение уровня нищеты, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни [8]. Исходя из всего вышесказанного можно выделить основные проблемы, препятствующие реализации государственной политики в области демографии и здравоохранения (рис. 4). Обсуждение Рассматривая национальные проекты «Демография» и «Здравоохранение», можно заметить, что у них есть определенные сходства в сопутствующих проблемах. Так, в обоих национальных проектах есть наиболее ярко выраженные показатели, значения которых не достигаются из года в год, несмотря на фактическое полное исполнение выделенных бюджетных средств. Несмотря на то, что национальный проект «Демография» направлен на увеличение продолжительности жизни и рождаемости, а национальный проект «Здравоохранение» направлен на уменьшение смертности от различных причин, они реализуют единую национальную цель - увеличение численности населения страны. Исходя из этого оба проекта связаны между собой, и достичь вышеуказанную цель можно только путем успешной реализации обоих национальных проектов. На наш взгляд, актуальным направлением развития государственной политики в области демографии будет разработка и принятие новых, а также актуализация уже существующих государственных мер, которые направлены на решение проблемы с низкой продолжительностью жизни населения. В области здравоохранения актуальным направлением развития государственной политики можно выделить формирование новых и адаптацию текущих механизмов государственных мер к более гибким вариантам их реализации, направленных на борьбу с новообразованиями, в том числе злокачественными. Рис. 4. Проблемы, препятствующие реализации государственной политики в области демографии и здравоохранения Fig. 4. Problems hindering the implementation of state policy in the field of demography and health Одним из эффективных путей решения сложившихся проблем будет создание специализированных кабинетов на базе медицинских учереждений, которые занимаются выявлением онкологических заболеваний на ранних стадиях и редкими формами заболеваний. Данные кабинеты необходимо оборудовать современным ПЭТ-КТ сканером. ПЭТ-КТ (позитронно-эмиссионная томография - компьютерная томография) - это метод диагностики заболеваний, при котором совмещается исследование структуры и функциональных особенностей тканей. В Москве обследование ПЭТ-КТ можно пройти всего в 10-12 клиниках, а на всю страну у нас около 30 аппаратов, таким образом 1 аппарат приходится примерно на 5 млн человек, в то время как в Германии 1 аппарат приходится на 1 млн чел., в Израиле 1 аппарат - на 750 тыс. чел., в Турции 1 аппарат - на 400 тыс. чел. Создание специализорованных кабинетов, оборудованных современным ПЭТ-КТ сканером, позволит увеличить количество граждан, которые будут проходить обследование на наличие онкологических и редких заболеваний, а также повысит доступность таких исследований для населения страны. Тем самым можно добиться увеличения количества выявленных случаев онкологических заболеваний на ранней стадии, что в перспективе приведет к снижению смертности населения от новообразований, в том числе от злокачественных, снижению смертности населения трудоспособного возраста и увеличению продолжительности жизни. Еще одним актуальным и эффективным мероприятием, направленным на решение проблем в области демографии, будет расширение перечня лекарственных средств, которые пенсионеры могут бесплатно получить по рецепту врача, что позволит сократить число случаев самолечения, которые зачастую приводят к усложнению процесса выздоровления, также в перспективе данная мера поможет сохранить здоровье, повысить благополучие и увеличить продолжительность жизни пенсионеров. Финансирование предложенного мероприятия можно осуществить путем направления средств от акцизов на табачную и алкогольную продукцию в фонд обязательного медицинского страхования. Также дополнительно можно ввести акциз на калорийные безалкогольные газированные напитки. Важно отметить, что финансирование данного мероприятия предлагается осуществлять только от тех акцизов, которые получены с продукции, пагубно влияющей на здоровье населения. Заключение В последнее время в Российской Федерации заметно возросла работа государственных органов в направлении развития политики в области демографии и здравоохранения. Значимость такой деятельности обусловлена необходимостью решить задачу, направленную на улучшение демографической ситуации в стране. Для внедрения концепции устойчивого социально-экономического развития необходимо системное согласование основных направлений государственного социально-экономического регулирования и политики воспроизводства человеческого капитала [9]. Таким образом, наиболее важной перспективой решения выявленных проблем является развитие направления формирования здорового образа жизни у населения. Реализация данной тенденции требует создания благоприятных условий и принятия актуальных и своевременных мер для различных групп населения в рамках реализации государственной политики. Это позволит укрепить здоровье граждан, увеличить продолжительность жизни и сформировать коллективное мнение у населения о том, что спорт является неотъемлемой частью нашей жизни.
×

Об авторах

Маргарита Валерьевна Александрова

Российский государственный университет правосудия

Email: 4664290@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-9564-302X

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики

117418, Российская Федерация, Москва, Новочерёмушкинская ул., д. 69

Екатерина Александровна Маслюкова

Российский государственный университет правосудия

Автор, ответственный за переписку.
Email: katrinamas@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-3474-3833

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики

117418, Российская Федерация, Москва, Новочерёмушкинская ул., д. 69

Ольга Владимировна Юткина

Российский государственный университет правосудия

Email: olga_yutkina@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-8119-5257

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики

117418, Российская Федерация, Москва, Новочерёмушкинская ул., д. 69

Список литературы

  1. Аношина Ю.Ф., Александрова М.В., Юткина О.В. Налог на доходы физических лиц - как индикатор социально-экономического развития регионов // Russian Journal of Management. 2020. Т. 8. № 2. С. 21-25. https://doi.org/10.29039/2409-6024-2020-8-2-21-25
  2. Регионы России. Социально-экономические показатели 2022 // Росстат. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13204 (дата обращения: 10.11.2023).
  3. Маслюкова Е.А., Александрова М.В., Юткина О.В. Государственная политика в сфере занятости населения: региональный аспект // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2023. Т. 10. № 3. С. 347-356. https://doi.org/10.22363/2312-8313-2023-10-3-347-356
  4. Газиев А.Б., Александрова М.В. Значение социально-экономических проектов для повышения качества и уровня жизни населения РФ // Трансформация национальной социально-экономической системы России: Материалы II Международной научно-практической конференции. М: Изд-во РГУП, 2020. С. 48-53.
  5. Паспорт национального проекта «Демография» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16).
  6. Паспорт национального проекта «Здравоохранение» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. № 16).
  7. Маслюкова Е.А., Савина А.Ю. Модернизация региональных социально-экономических систем управления // Актуальные проблемы развития экономики и управления в современных условиях: Материалы III Международной научно-практической конференции. М.: Изд-во НОЧУВО «Московский экономический институт», 2020. С. 456-468.
  8. Проскурина З.Б., Нестерова Ю.А. Мониторинг социально-экономического развития Калужской области // Трансформация национальной социально-экономической системы России: Материалы I Международной научно-практической конференции. М.: Изд-во РГУП, 2019. С. 216-226.
  9. Ершова Н.А. Развитие человеческого капитала в целях стимулирования инновационной активности организации в условиях неопределенности // Трансформация национальной социально-экономической системы России: Материалы IV Международной научно-практической конференции. М.: Изд-во РГУП, 2022. С. 314-322.

© Александрова М.В., Маслюкова Е.А., Юткина О.В., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах