Цифровые атташе в системе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации: на примере использования цифровых платформ и экосистем

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматривается вопрос формирования стратегии деятельности цифровых атташе, которые в настоящее время поэтапно формируются при некоторых дипломатических представительствах России. Подчеркивается, что экономическая безопасность страны в условиях цифровых трансформаций и переживаемого ныне геополитического разлома будет во многом определяться грамотной и взвешенной политикой по защите интересов российского бизнеса за рубежом. Объектом проведенного нами исследования можно обозначить деятельность цифровых атташе, направленную на поддержку российских ИТ-компаний. При этом делается акцент на том факте, что ряд известных российских ИТ-компаний формируют собственные цифровые платформы. В качестве предмета исследования выступает механизм взаимодействия между цифровыми атташе, отечественными разработчиками и собственниками цифровых платформ. Предполагается, что слаженная работа в данном направлении будет способствовать достижению тех задач, которые поставлены перед цифровыми атташе. Автором акцентируется внимание на том факте, что в процессе выстраивания работы с цифровыми платформами необходимо учитывать такие важные факторы, как специфика хозяйственной жизни страны базирования цифровых атташе, а также нормы национального права, регламентирующие ведение бизнеса. Автором дан анализ отечественной и зарубежной научной литературы по вопросам регулирования деятельности цифровых платформ, при этом подчеркивается, что правовой механизм, регламентирующий сотрудничество цифровых атташе и ИТ-компаний, пока еще не получил своего четкого нормативного очертания. В работе акцентируется внимание на том, что эффективная деятельность цифровых атташе является важным фактором в деле обеспечения экономической безопасности страны.

Полный текст

Введение Цифровые трансформации порождают так называемую новую реальность, о которой уже немало написано в российской научной литературе. Заметим лишь, что суть данных трансформаций заключается в децентрализации управления, в пересмотре процесса правового регламентирования жизни общества, том числе и в сфере его хозяйственного уклада [1]. Российское Правительство, понимая всю важность данного вопроса, в сентябре 2021 г. утвердило «План мероприятий («дорожная карта») «Создание дополнительных условий для развития отрасли информационных технологий» (далее - Дорожная карта), на основе которого в настоящее время ведется работа по формированию института цифровых атташе [2]. В настоящее время цифровые атташе функционируют в двадцати шести странах: Азербайджане, Алжире, Аргентине, Армении, Белоруссии, Бразилии, Вьетнаме, Египте, Индии, Индонезии, Иране, Казахстане, Кыргызстане, Китае, Кубе, Малайзии, Марокко, Монголии, ОАЭ, Пакистане, Перу, Сербии, Таиланде, Турции, Узбекистане и ЮАР [3]. В дальнейшем их количество может быть увеличено. Основной целью данных учреждений является продвижение интересов российских ИТ-компаний за рубежом. Добавим, что цифровые атташе ведут свою деятельность при торговых представительствах [4]. В этой связи видится вполне уместным вопрос о том, какими могут быть первые шаги цифровых атташе в обозначенном направлении в условиях переживаемого ныне геополитического разлома. Как известно, активное внедрение цифровых инноваций сопряжено с процессом перехода торговых сделок на принцип трансграничности, что несет с собой необходимость пересмотра уже ставших привычными форм и методов международной коммерции. Более того, в условиях новой реальности особую важность приобретает и вопрос обеспечения экономической безопасности государства. Как в стремительно меняющемся мире организовать продвижение интересов российского ИТ-бизнеса, максимально защитив интересы государства - данную проблему, пожалуй, можно назвать ключевой для цифровых атташе. В этой работе нами будет сделана попытка обозначить тот вектор, который в перспективе сможет стать одним из основных направлений в деятельности цифровых атташе. Методы исследования и материалы В ходе проведения исследования нами был использован такой ключевой эмпирический метод, как изучение опубликованного ранее материала по обозначенной теме. Нами был охвачен достаточно обширный пласт работ, опубликованных как в России, так и за рубежом. Необходимо заметить, что затрагиваемую нами проблему можно охарактеризовать как новую для гуманитарного знания. Данное обстоятельство объясняется тем, что формирование цифровых атташе как некоего института публичной власти происходит на наших глазах. Анализ отечественной и зарубежной литературы позволяет констатировать, что в настоящее время только в России и США начат процесс к переходу защиты собственных экономических интересов в виртуальном мире посредством дипломатических представительств. Более того, четкого, научно обоснованного понимания того, что именно будет входить в полномочия цифровых атташе в текущий период их функционирования, нами не выявлено. Тем не менее, необходимо признать, что в России накоплен и разработан достаточно внушительный пласт теоретического материала по сопряженным направлениям, таким как обеспечение экономической безопасности в условиях цифровых трансформаций, цифровизация международной торговли, поддержка отечественного бизнеса за рубежом и др. Из этого блока работ, думается, стоит выделить монографические исследования Е.М. Стырина [5], Э.Т. Шафиевой [6], О.В. Никулиной [7], а также коллективные публикации в рецензируемых научных изданиях А.И. Денисовой, О.М. Писаревой, С.А. Суязовой [8] и Е.М. Стырина, Н.Е. Дмитриевой, Л.Х. Синятуллиной [9]. Также нами были учтены выводы наших коллег, которые содержатся в их диссертационных работах. Так, например, невозможно обойти вниманием исследование С.С. Красных, в котором рассматриваются признаки трансформаций в сфере международной торговли в условиях цифровизации [10]. Заметим также, что и зарубежные специалисты уже длительное время активно исследуют проблемы по тем направлениям, которые так или иначе пересекаются с объектом нашего исследования. Особенно хотелось бы выделить исследования зарубежных исследователей в сфере маркетинга и менеджмента [11]. Более того, в последние годы проблемы применения цифровых платформ в государственном секторе экономики, целесообразности и эффективности их использования, определения их правового статуса др. стали предметом широкого обсуждения. Заслуживают внимания, на наш взгляд, материалы конференции по вопросам торговли и экономического развития, которая была проведена при содействии Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН весной 2020 г. [12]. В выступлениях участников данного форума неоднократно высказывалась озабоченность по поводу возможного ущемления прав так называемых догоняющих экономик в силу того, что в условиях сегодняшнего дня производство цифровых технологий требует большого вливания капитала. Необходимо обратить внимание также на исследовательскую работу, которая ведется в странах Европейского Союза. Так, в качестве примера можно выделить коллективную работу исследователей «Цифровые платформы для европейского малого и среднего бизнеса», изданную под эгидой Еврокомиссии в 2019 г., где авторы выражают опасение по поводу концентрации ресурсов в руках крупных ИТ-компаний в условиях стремительной цифровизации международной торговли [13]. Добавим, что в границах тех возможностей, которые предоставляет уровень разработанности обозначенной темы, нами был применен сравнительно-исторический метод познания. В частности, в ходе проведения исследования были использованы ключевые нормативно-правовые акты России и зарубежных стран, регламентирующие общественные отношения в сфере цифровизации международной торговли [14]. Результаты В условиях сегодняшнего дня цифровая платформа является крайне важным фактором в системе обеспечения национальной безопасности. Под понятием «цифровая платформа» следует понимать некую виртуальную площадку, которая позволяет ее посетителям или участникам вести коммерческую деятельность. Министерство экономического развития Российской Федерации дает следующую трактовку данному понятию: ««Цифровая платформа» - это бизнес-модель, позволяющая потребителям и поставщикам связываться онлайн для обмена продуктами, услугами и информацией, включая предоставление продуктов, услуг, информации собственного производства» [15]. Добавим, что в последние годы широкое распространение получило такое понятие, как цифровая экосистема. Несмотря на тот факт, что концептуальная сущность обоих терминов примерно одинакова, между ними есть одно важное различие. Цифровая платформа нацелена на поиск прежде всего поставщика, в силу чего она более национально или территориально ориентирована. Образно говоря, это некий виртуальный хаб, выстроенный в виртуальном мире и в силу объективных причин имеющий локацию. Ему присущи некоторые виды сквозных цифровых технологий, такие как мессенджеры, интернет вещей, нередко - предоставление клиенту возможность пользоваться технологией распределенного реестра. Экосистема нацелена, прежде всего, на конечного потребителя. Она выстраивается в соответствии с запросами и желаниями потребителей, то есть клиентоцентрична. Иначе говоря, экосистема изначально выстраивается под определенную нишу потребителей. Принцип территориальности, как нам видится, более соотносим с цифровой платформой, нежели с более глобальной экосистемой. Так, например, производитель определенного широко известного бренда одежды в виртуальном мире будет нацелен на установление контакта с конечным потребителем своего товара либо по всему миру, либо в очень широких территориальных границах, что подразумевает активное использование цифровой экосистемы. Однако потребитель той или иной территории или региона, понимая важность вопроса доставки товара или получения услуги, ожидаемо будет ориентирован на ту виртуальную площадку, которая формируется по принципу территориальности, то есть на цифровые платформы. Учитывая тот факт, что цифровые атташе реализуют свою деятельность в границах того или иного государства, термин «цифровая платформа» будет более уместен в данном исследовании. При этом, говоря о цифровой платформе, мы будем иметь в виду и цифровую экосистему, так как в ряде случаев четкую грань между этими понятиями провести достаточно сложно. Подчеркнем также, что цифровые платформы представляют собой, пожалуй, самый яркий пример трансграничного характера цифровой экономики, что наделяет их огромными конкурентными преимуществами по сравнению с иными способами ведения международного бизнеса и продвижения товара. Безусловно, невозможно сравнить эффективность от использования глобальных цифровых платформ и, например, от участия в международной выставке или симпозиуме. Если в первом случае круг потенциальных покупателей либо контрагентов ограничен только лишь возможностью выхода в сеть Интернет, то иные международные форумы ограничены целом рядом иных факторов. Данное обстоятельство способствует широкому распространению цифровых платформ в международной торговле и постепенному вытеснению прежних способов продвижения товара или услуги на межгосударственном уровне. Своего рода архитекторами цифровых платформ в подавляющем большинстве являются ИТ-компании. Например, всемирно известный холдинг Apple, использование продукции которого ограничено на территории Российской Федерации на момент подготовки данного материала. Холдинг, он же и владелец нескольких цифровых платформ, изначально формировался как компания, основной деятельностью которой был сбор компьютеров. Сегодня же аффилированная с ним Apple Store представляет собой одну из наиболее популярных в мире цифровых площадок, позволяющая осуществлять покупки миллионам пользователей, и включающая в себя широкий спектр услуг от банальной торговли предметами быта до осуществления сделок, предметом которых являются инновационные технологические разработки. Отдельно стоит упомянуть и о принадлежащих той же компании Apple магазине приложениях App Store, предоставляющий своим клиентам широкий спектр виртуальных возможностей, в число которых входят образовательные программы от известных университетов и специалистов, организация путешествий в формате индивидуальных туров, а также иные новаторские по меркам сегодняшнего дня виртуальные услуги. К числу лидеров в мировой торговле товаров и услуг причисляют и такие цифровые платформы, как Microsoft, Amazon, Netflix, Tencent, Alibaba, Samsung и др. [12. С. 22]. Российские цифровые платформы также шаг за шагом осваивают мировое виртуальное пространство. В последнее время далеко за пределами страны широкую популярность получила компания Яндекс. В сентябре 2020 г. после проведения ребрендинга громко заявил о себе Сбер, правда, идентифицирующий себя в качестве экосистемы. Также нельзя не упомянуть о таких площадках, как VK и Тинькофф. Как нам видится, продвижение на зарубежный рынок компаний, которые являются разработчиками наиболее значимых отечественных цифровых платформ, может стать некой отправной точкой в деле определения стратегии деятельности цифровых атташе на текущем этапе их деятельности. В этой связи особую актуальность приобретает вопрос выработки методов взаимодействия цифровых атташе и компаний, являющимися собственниками цифровых платформ. Думается, нет смысла углубляться в такие вопросы, как защита государственной или коммерческой тайны, или в проблемы соблюдения авторских прав в виртуальном пространстве. Понятно, что любая цифровая платформа может стать источником той информации, распространение которой может нанести ущерб государству, бизнесу и отдельным гражданам. Учитывая, тот факт, что объектом данного исследования является механизм взаимодействия между органами власти в лице дипломатических представительств, с одной стороны, и цифровыми инновациями на примере цифровой платформы, с другой стороны, нами будет затронут ряд вопросов, которые в совокупности определяют формы данного взаимодействия. Примечательно, что правовые основы данного взаимодействия могут быть различными. Так, например, формула соглашения концессии, как видится, вполне пригодна для реализации таких проектов, как, например, продвижение на зарубежный рынок государственных услуг и товаров. Заметим лишь, что тема правового обеспечения сотрудничества цифровых атташе как стороны, представляющей интересы государства, и собственников цифровых платформ чрезвычайно нова и пока еще не изучена, а обсуждение подобного рода сугубо правовых вопросов выведет нас за рамки заявленного объекта исследования. Исходя из того, что одной из основных задач деятельности цифровых атташе является поддержка российских ИТ-компаний в стране базирования дипломатического представительства, остановимся на тех основных методах, которые, как нам видится, будут способствовать достижению обозначенной цели в более короткие сроки. Во-первых, механизм взаимодействия цифровых платформ и цифровых атташе может быть выстроен исходя из специфики хозяйственного уклада страны пребывания дипломатического корпуса. При этом особое внимание, на наш взгляд, следует уделить факторам или участникам формирования совокупного предложения на данной территории, так как совокупное предложение определяет специфику национальной экономики того или иного государства. Цифровая платформа в данном случае, выполняя функции посредника между поставщиком товаров и услуг и российским контрагентом, имеет хорошие шансы упрочить собственные позиции в виртуальном пространстве этого государства. Например, говоря об экономике ЮАР, стоит выделить, прежде всего, добывающую промышленность, которая является основой экономики данного государства. В этой стране традиционно на высоком уровне находится уровень добычи золота, платины, алмазов, экспорт которых формирует основную часть дохода государственной казны от внешней торговли. В структуре экономик ряда стран, представленных в списке, значимое место занимает сфера туризма, что также не должно уйти от внимания разработчиков цифровых платформ и дипломатических представительств. Особо подчеркнем, что учет интересов наших зарубежных партнеров в лице производителей товара и поставщика услуг в стране базирования цифрового атташе, а также налаживание взаимовыгодного сотрудничества, как видится, будут только способствовать укреплению позиций отечественных цифровых платформ за рубежом. Во-вторых, механизм взаимодействия цифровых атташе и цифровых платформ должен быть построен с учетом специфики коммерческого права в стране пребывания дипломатического представительства. С точки зрения продвижения российского бизнеса за рубежом особую значимость приобретают и такие отрасли, как предпринимательское, корпоративное и банковское право. Например, в некоторых странах Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии в последние годы широкое распространение получил так называемый исламский банкинг, концептуальная суть которого заключается в запрете на использование ставки процента как цены ликвидности. В этой связи особо хочется подчеркнуть значимость таких стран, как ОАЭ, Марокко, Египет, Иран и Турция, в которых, согласно принятой программе, сформированы цифровые атташе на первом этапе. Несмотря на то, что все эти государства принадлежат к так называемому «миру ислама», законодательство в них имеет свои особенности, так как правовые традиции в этих странах в течение столетий формировались под воздействием различных школ и направлений [16. C. 9-20]. Безусловно, для успешного продвижения российских цифровых платформ, да и российского бизнеса в целом крайне важно понимать особенности ведения торговли, кредитования, осуществления иных незапрещенных в этих странах сделок. Конечно же, большое внимание должно быть уделено и административному, уголовному, налоговому и другим видам законодательства. Думается, что по мере укрепления позиций отечественных компаний на зарубежных рынках актуализируется вопрос их участия в виртуальной жизни гражданского общества этих стран, поэтому правовые особенности деятельности НКО как ключевого игрока некоммерческого сектора также станут весьма актуальными. Обсуждение Результаты проведенного нами исследования во многом новы для российского исследователя, что существенно затрудняет выявление и обсуждение тех или иных спорных положений. Тем не менее, думается, что, используя уже оформившийся дискурс в рамках сопряженных тем, можно найти те вопросы, которые могут быть вполне дискуссионными. В этой связи хотелось бы остановиться на такой крайне важной проблеме, как формирование государственных цифровых платформ, которая была детально рассмотрена в ранее упоминавшейся работе Е.М. Стырина [5]. Действительно, как показывает практика, государственная цифровая платформа крайне необходима для более эффективной деятельности субъектов государственного и муниципального управления. Ярким подтверждением тому является отечественный портал Госуслуги. В этой связи хочется заметить, что для того, чтобы учреждения, аффилированные с публичной властью, выступали участником гражданско-правовых отношений коммерческого характера, необходимо соблюдение крайне важного условия - реализации специальной правоспособности. Специальная правоспособность реализуема в секторе предоставления государственных услуг в силу того, что данные услуги обладают свойством так называемого общественного блага, а значит и невозможностью быть объектом коммерческой деятельности. Однако те услуги, которые предлагают современные отечественные и западные цифровые платформы, данной особенностью не обладают. Эти услуги реализуются в условиях рыночных отношений. Безусловно, государственная поддержка в развитии цифровых технологий, в деле поддержки отечественных ИТ-компаний крайне необходима. Понятно, что для этих целей и создаются цифровые атташе. На наш взгляд, данная поддержка может быть оказана, в том числе и в предусмотренных законодателем организационно-правовых формах, например, в формате публично-частного партнерства. Заключение В качестве заключения нам бы хотелось обозначить следующие ключевые положения: • Понимание экономической безопасности в условиях новой реальности подвергается переосмыслению. В целях обеспечения интересов российских ИТ-компаний за рубежом российские власти предпринимают важные меры, среди которых особое место занимает организация цифровых атташе, которые, как предполагается, будут функционировать при торговых представительствах Российской Федерации. • Новым учреждениям крайне важно верно определить первые шаги по реализации тех задач, которые обозначены в Дорожной карте, речь о которой шла выше. В этих условиях на первый план выходит проблема выявления того направления, которое обеспечит эффективное выполнение задач. Как нам видится, налаживание сотрудничества с российскими цифровыми платформами может стать своего рода содержанием данного этапа. • Цифровая платформа предоставляет ту самую виртуальную площадку, которая, как нам видится, наиболее эффективна в продвижении интересов российских ИТ-компаний за рубежом. Цифровая платформа - это, как правило, продукт, созданной ИТ-компанией, либо иной коммерческой организацией, активно осваивающей цифровые инноваций. При этом под понятием цифровая платформа, нами имеется в виду и цифровая экосистема. • Сотрудничество с цифровыми платформами может быть выстроено в соответствии с такими критериями, как особенность рынка товаров и услуг в стране пребывания цифровых атташе, интересы российского бизнеса в этой стране, особенности законодательства этой страны. Итак, архитектура экономической безопасности Российской Федерации в настоящее время подвергается переосмыслению. Со стороны органов государственной власти предпринимаются значимые шаги в данном направлении, о чем свидетельствует инициативы по учреждению цифровых атташе при дипломатических представительствах. Безусловно, цифровые атташе в условиях сегодняшнего дня - это крайне важный шаг в деле обеспечения цифрового суверенитета страны. Уверены, что вопрос формирования стратегии их деятельности заслуживает особого внимания российских специалистов.
×

Об авторах

Булат Дамирович Нуриев

Государственный университет управления

Автор, ответственный за переписку.
Email: nurievbd@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-8434-2419

кандидат философских наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления

109542, Российская Федерация, Москва, Рязанский просп., д. 99

Список литературы

  1. Смирнов Е.Н., Поспелов С.В., Нуриев Б.Д. К вопросу о влиянии циф ровых трансформаций на регулирование международной элек тронной коммерции // Дискуссия. 2021. № 4 (107). С. 21-28.
  2. План мероприятий («дорожная карта») «Создание дополнительных условий для развития отрасли информационных технологий» (утв. Правительством РФ 9 сентября 2021 г.). URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/402692050 (дата обращения: 22.12.2023).
  3. Официальный сайт Российского фонда развития информационных технологий. URL: https://rfrit.ru/sluzhba_tcifrovoi_attashe (дата обращения: 22.12.2023).
  4. Официальный сайт Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. URL: https://digital.gov.ru/ru/events/41424 (дата обращения: 22.12.2023).
  5. Стырин Е.М. Государственные цифровые платформы. Формирование и развитие. М.: Изд. дом Высш. шк. экономики, 2021. 189 с.
  6. Шафиева Э.Т. Формирование цифровой платформы агропромышленного комплекса региона. Нальчик: Принт Центр, 2020. 168 с.
  7. Никулина О.В. Влияние валютной политики на развитие международной торговли в условиях цифровизации мировой экономики. М.: Прондо, 2020. 195 с.
  8. Денисова А.И., Писарева О.М., Суязова С.А. Анализ международной практики разработки и внедрения цифровых платформ в сфере публичного управления // E-Management. 2020. № 3. С. 34-44.
  9. Стырин Е.М., Дмитриева Н.Е., Синятуллина Л.Х. Государственные цифровые платформы: от концепта к реализации // Вопросы государственного и муниципального управления. 2019. № 4. С.31-60.
  10. Красных С.С. Развитие внешнеторговой деятельности регионов в условиях цифровизации международной торговли: дисс. … канд. экон. наук. Екатеринбург: ФГБУН Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук, 2021. 164 с.
  11. Chaffey D., Eliss-Chadwick F. Digital Marketing. London: Person Education Limited, 2016. 702 p.
  12. Digital Economy Report 2021. New York: United Nations Publications, 2021. 238 p.
  13. Digital platform innovation in European SMEs. European Union, 2019. 70 p.
  14. Proposal for a Regulation of the European Parliament and of the Council on European Data Governance (Data Governance Act). URL: http://digital-strategy.ec.europa.eu/en/policies/data-governance-act (дата обращения: 22.12.2023).
  15. Официальный сайт Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: https://www.economy.gov.ru/material/departments/d31/koncepciya_gos_regulirovaniya_cifrovyh_platform_i_ekosistem (дата обращения: 22.12.2023).
  16. Нуриев Б.Д. Правовые основы исламской модели экономики и банковского дела: учебное пособие для вузов. Москва: Изд-во Юрайт, 2020. 111 с.

© Нуриев Б.Д., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах