Использование современных технологий блокчейн для повышения уровня доверия в обществе

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Одной из актуальных проблем современного мира является проблема доверия к власти. Процедура выборов является важнейшим событием в жизни общества, влияет на будущее страны. Снижение доверия к власти, в том числе к выборам, приводит к уязвимости процесса голосования и подсчёта результатов. В свою очередь, стремительное развитие информационных технологий, автоматизация и компьютеризация процессов, затрагивающие практически все сферы жизнедеятельности, кроме всего прочего, оказывает повсеместное влияние на функционирование государственных институтов. Одной из основных задач, решаемых новыми технологиями, является повышение уровня доверия в обществе. Настоящей революцией в мире информационных технологий стали блокчейн, или распределенные реестры, которые нашли применение во многих сферах, в том числе при организации процедуры выборов на разных уровнях. Использование технологии блокчейн в выборном процессе может помочь в решении проблемы доверия, так как обеспечивается прозрачность, надежность и конфиденциальность голосования, а также минимизируется возможность подделки результатов. В частности, в системе, разработанной на основе блокчейн, голосование может проходить анонимно, без участия посредников и промежуточных технологий. В статье рассмотрена проблема доверия к государственным институтам, выделены проблемы выборного процесса, представлено описание решения с использованием технологии блокчейн, приведены примеры существующих систем, используемых во время выборной процедуры. Сделан вывод о том, что внедрение блокчейн технологии в выборный процесс позволит обеспечить более прозрачный и безопасный процесс голосования и существенно повысить уровень доверия к власти.

Полный текст

Введение Современное общество находится в постоянном поиске эффективных способов повышения уровня доверия в различных сферах жизни. С увеличением потока информации и сложностью взаимодействий, проблема доверия к власти, бизнесу и другим институтам стала актуальной и требует новых решений. В данной статье исследуется роль современных технологий, таких как блокчейн и цифровые платформы, в контексте повышения уровня доверия в обществе. Мы рассмотрим, какие возможности предоставляют эти технологии для обеспечения прозрачности, безопасности и эффективности выборных процессов. Анализируя успешные примеры применения этих инноваций, попытаемся выявить ключевые факторы и практики, способствующие повышению доверия в современном обществе. Статья призвана исследовать, как современные технологии могут стать инструментами для укрепления доверия и создания более стабильных и ответственных общественных отношений. Будут обсуждены возможные вызовы и ограничения, связанные с внедрением этих инноваций, и предоставлены рекомендации для их успешного использования в будущем. Цель статьи - показать перспективы того, как технологии могут содействовать созданию более доверительного и устойчивого общества. Феномен доверия Доверие к власти и к ее политическим институтам является основным элементом гражданской политической культуры. Без доверия нет ни гражданского общества, ни сильной политической власти. Проблематика доверия, в том числе источники сохранения доверия, рассматривается в социально-политических науках совместно с такими понятиями, как свобода и равенство, во взаимоотношениях между государством и гражданским обществом, между отдельными социальными институтами, социальными группами и гражданами как внутри страны, так и в международных отношениях. В прошлом общественные ценности, в том числе доверие, поддерживались традициями, обществом, церковью. Вместе с тем наряду с всеобщим признанием значения доверия до настоящего времени отсутствует четкое определение самого этого понятия. Кроме того, разногласия научного сообщества вызывают следующие вопросы [1. P. 90]: • на чем основано доверие - на расчете или на обычае; • какие аспекты управления связаны с доверием; • что лежит в основе доверия - эгоистические или альтруистические мотивы. Исторически сформировалось как минимум четыре группы ученых, которые рассматривают доверие с различных сторон. В частности, доверие как уверенность в действиях других людей, основанная на чувстве и ощущении, а не на рациональном расчете, рассматривает научная группа таких зарубежных обществоведов, как Ф. Фукуяма, Г. Зиммель, Т. Парсонс, Э. Гидденс и др. [2] Так, Ф. Фукуяма определяет доверие как «возникающее у членов сообщества ожидание того, что другие его члены будут вести себя более или менее предсказуемо, честно и с вниманием к нуждам окружающих, в согласии с некоторыми общими нормами. Кое-что из этих норм относится к сфере «фундаментальных ценностей» (понимание справедливости), однако в их число входят и такие вполне светские вещи, как профессиональные стандарты и корпоративные кодексы поведения» [3. С. 52]. Также Ф. Фукуяма определил неизменные для любой социальной группы базовые характеристики доверия. При этом у каждой социальной группы свое понимание этих «фундаментальных ценностей» и представление категории доверия на основании собственного восприятия действительности [4. С. 185]. Другая группа ученых (П. Штомпка, Д. Гамбетта, А. Селигмен, Дж. Коулмэн и Х. Уайт) определяет доверие как феномен, присущий исключительно современным типам общества [5], который строится на рациональном расчете, что в свою очередь помогает гражданину ориентироваться в современном обществе неопределенности и риска [6]. Так, П. Штомпка определяет доверие как ставку «в отношении будущих непредвиденных действий других». При этом доверие (недоверие) выступает как важный показатель отношения людей друг к другу и к тому обществу, в котором они живут. Кроме того, доверие является одной из характеристик социальных ожиданий и поведенческих стратегий граждан. По мнению ученого, для роста доверия в какой-либо сфере должны создаться, развиваться и поддерживаться объективные условия, в том числе для оказания позитивного влияния на личностные интересы индивидуумов. Но существующие субъективные желания, потребности и творческие стремления, в свою очередь должны встраиваться в доверительный тип культурного взаимодействия, зачастую в ущерб личностным интересам. Еще один взгляд на доверие был сформулирован группой ученых под руководством Н. Лумана. Из определения немецкого ученого следует, что доверие - это «рискованный аванс, с помощью которого мы все-таки можем решить проблему неопределенности». При этом выделено два уровня доверия - характеристика на уровне межличностных отношений (микроуровень) и доверие в обществе (макроуровень) [7]. Четвертая группа под руководством известного американского социолога А. Селигмена определила доверие как «функцию деятельности социальных акторов, которая реализуется» [8]. В самом общем и абстрактном виде А. Селигмен утверждает, что потребность в долговечных, стабильных и обладающих всеобщим признанием структурах доверия коренится в фундаментальном индетерминизме социального взаимодействия. Этот индетерминизм отношений между социальными акторами, между социальными акторами и их целями, между социальными акторами и ресурсами приводит к принципиальной непредсказуемости общественной жизни, несмотря на универсальность человеческой взаимозависимости. Из этого следует, что любая перспективная попытка построения социального порядка и целостных систем социального взаимодействия должна быть основана на развитии стабильных отношений взаимного доверия между социальными субъектами. Доверие в гражданском обществе Так как от доверия напрямую зависит функционирование общественных структур, то проблема доверия играет важную роль в гражданском обществе. В современном обществе граждане не всегда доверяют не только друг другу, но также не доверяют организациям и институтам, которые составляют гражданское общество. Наиболее яркие примеры возникновения проблемы доверия можно было увидеть во время финансового кризиса 2008 года и пандемии COVID-19 [9]. В подобные периоды масштабных катаклизмов граждане чувствуют себя уязвимыми и часто обращаются к правительству и иным организациям за помощью и поддержкой. При этом низкий уровень доверия к властям приводит к тому, что граждане не верят в достоверность информации и действий своего правительства. Одним из путей решения проблемы доверия является установление прозрачности и открытости в деятельности организаций и институтов, в том числе правительства и выборных институтов. Открытость, прозрачность, доступность и понятность общения между гражданами и институтами позволит населению лучше понять действия государственных организаций и правительства, способствовать росту эффективности работы государственных институтов, улучшению их взаимодействия с гражданским обществом, повышению уровня доверия к властям. Доверие в выборной системе Несмотря на неопределенность такого понятия, как «доверие», во взаимоотношениях власти и общества оно играет существенную роль, в том числе формирует моральную обстановку в обществе, которая способствует развитию и эффективному решению проблем. Фактор доверия приобретает юридическую значимость во взаимоотношениях гражданина и государства, так как на его основе выстраивается весь комплекс отношений по формированию и функционированию представительной системы [10]. Так как в современном мире господствующим легитимирующим принципом является принцип суверенитета народа, то Конституция способствует тому, что властные полномочия осуществляются соответствующими органами в соответствии с волей и доверием народа [11]. Иначе говоря, народ, избирая депутатов, главу государства и т.п., оказывает доверие и делегирует право на осуществление конституционной власти, которая может и должна осуществляться в предусмотренных конституцией формах и установленных ею пределах [12. С. 36]. Следует отметить, что важнейшим показателем этого доверия становятся выборы. При этом следует понимать, что, когда выбор очевиден, в нем нет никакой нужды. Когда выбор не очевиден, его результат легко фабрикуется и подтасовывается, обрастая множеством спекуляций [13]. Проблемы существующих выборных систем О недоверии к выборам как способу формирования правящего социального слоя известно еще с эпохи древнегреческого философа Платона. Процедура голосования не обеспечивает и не гарантирует выбор наиболее достойных людей. Достойные могут туда попасть, а могут и не попасть, гарантий нет никаких. Избирателя можно подкупить, обмануть, запугать. Вековой опыт выборных кампаний и с выборщиками, и без выборщиков показал, что при прочих равных условиях порядочному кандидату на выборах не победить, так как он никогда не позволит себе приёмы борьбы, до которых опускается непорядочный оппонент. И чем выше ступень выборов, тем выше уровень нравственного падения ее участников. Нормальный обыватель относится к выборным инструментам с очень и очень большим подозрением, и негативом, недоверием и внутренним непринятием выборных решений. Пути решения Чтобы повысить доверие именно к выборной процедуре, и уже как следствие к властным структурам, необходимо, чтобы механизм стал максимально прозрачным и достоверным, а также реально анонимным. При этом граждане должны осознавать, что отсутствует любая возможность подтасовки документов для голосования, а также возможность уничтожения результатов. Кроме того, необходимо реализовать процедуру, которая позволит любому гражданину, а также правоохранительным и надзирающим органам, просмотреть и проверить всю цепочку сбора и подсчета голосов. Таким образом, гражданин должен понимать защищенность, прозрачность, анонимность и достоверность всего механизма голосования. С введением пандемийных ограничений, которые повлияли на многие сферы жизнедеятельности человека, появился тренд на внедрение дистанционного электронного голосования, на сам выборный механизм. Реализация указанного механизма подразумевает повышенные требования к безопасности самого избирательного процесса, его открытости и гласности, эффективной и прозрачной нормативной базе. Распределенные системы На современном этапе развития информационных технологий одним из перспективных направлений в сфере хранения и обработки данных является распределенность [14]. Так, в 1964 году американский ученый Пол Бэрэн наряду с централизованными и децентрализованными системами коммуникаций предложил идею распределенной системы (peer-to-peer) [15]. Идея заключается в отсутствии единого центра принятия решений, что позволяет отдельным узлам осуществлять коммуникации друг с другом напрямую. Примерами использования распределенных систем являлись пиринговая сеть для обмена музыкой Napster (1999 год) и протокол обмена данными BitTorrent (2001 год). Известным проектом использования распределенных реестров на государственном уровне является e-Estonia. Начиная с 1994 года, в рамках указанного проекта власти Эстонии начали работу по предоставлению доступа к электронным сервисам, связавших государственный и частный секторы. После формулирования Принципов информационной политики Эстонии в 1996 году была разработана общенациональная инициатива по развитию ИТ-инфраструктуры Tiger Leap. В том числе были созданы и внедрены решения для онлайн-банкинга (e-Banking). Далее были разработаны и внедрены база данных и планировщик для потоковой передачи процессов принятия управленческих решений (e-Cabinet), налоговая онлайн декларация (e-Tax), оплата парковок с телефона (M-Parking), распределенный уровень обмена данными для регистров и информационных систем (X-Road), система цифровой идентификации (e-ID), а также электронная медицинская карта (EHR) и, конечно же, система онлайн-голосования (i-Voting). Системы электронного рецепта, электронного правительства с использованием элементов искусственного интеллекта успешно функционируют на платформе e-Estonia и помогают оптимально организовать работу государственных учреждений. Технология блокчейн Следует отметить, что наибольшую популярность распределенные реестры получили после реализации технологии цепочки блоков - технологии блокчейн. Впервые описание работы данной технологии содержалось в статье «Bitcoin: A Peer-to-Peer Electronic cash system» [16]. Суть состоит в безопасном распределённом хранении информации на электронных носителях без возможности её удаления и изменения. Блокчейн представляет собой «распределенную базу данных, которая содержит информацию обо всех транзакциях, проведенных всеми участниками системы. Информация хранится в виде «цепочек блоков», в каждом из которых содержится определенное число коммуникаций». Сохранённая в блокчейне информация равномерно распределяется между работающими компьютерами [17]. Первая практическая реализация технологии блокчейн - создание криптовалюты биткоин [18]. Технология блокчейн обладает такими достоинствами, как прозрачность и анонимность, все операции в сети совершаются открыто, любое лицо может ознакомиться с историей совершаемых транзакций, но не сможет получить информацию о фактическом отправителе и получателе. Все участники системы блокчейн получают доступ к информации при помощи специальных уникальных ключей, представляющих из себя индивидуальный набор криптографических записей, которые не может получить постороннее лицо. Обобщая вышесказанное, можно с уверенностью утверждать, что технология блокчейн позволяет решить проблему доверия за счет следующих принципов. 1. Децентрализация: в блокчейне отсутствует центральный контролирующий орган, данные хранятся на распределенных узлах, каждый узел имеет копию данных и проверяет их на достоверность. 2. Прозрачность: любой участник сети может проверить все записанные в блокчейн транзакции. 3. Безопасность: блокчейн использует криптографические алгоритмы для защиты данных от хакеров и злоумышленников. Каждый блок данных имеет уникальную цифровую подпись, которая позволяет проверить его на подлинность. 4. Неизменяемость данных: данные в блокчейне нельзя изменить или удалить без согласия большинства узлов. Это обеспечивает надежность и стабильность системы. Использование же технологии смарт-контрактов позволяет автоматически исполнять заранее запрограммированные действия, в том числе транзакции, при наступлении определенных условий. Такой инструмент исключает вмешательство третьих лиц, нивелирует человеческий фактор, обеспечивает безопасность проведения транзакций, а также комплексов транзакций. Использование технологии блокчейн в системе выборов Все вышеуказанные принципы и механизмы позволяют создать децентрализованную, безопасную, надежную и прозрачную среду, которая решает проблему доверия между участниками какого-либо процесса, в том числе процесса выборов. В частности, блокчейн может использоваться для записи результатов выборов, для проверки легитимности голосования и избирательных процессов. Действия участников выборного процесса становятся прозрачными и открытыми для всех. Данные, записанные в блокчейн, защищены криптографической подписью, их невозможно подделать или изменить без согласия всех участников. Внедрение технологии блокчейн в сферу выборов позволяет улучшить процесс голосования, устраняет возможность мошенничества, позволит повысить доверие граждан к результатам голосования и деятельности государственных органов. Примером реализации технологии блокчейн в сфере выборов является проект Agora, который был протестирован в рамках выборов в Сьерра-Леоне в 2018 году [19]. В тайном (анонимном) голосовании приняли участие около 70 % избирателей [20], что не в последнюю очередь объясняется применением технологии блокчейн. Записи о каждом избирательном голосе сохранялись в блокчейне. После подсчёта голосов и опубликования результатов голосования эти записи стали доступны для скачивания и изучения всеми желающими. Т.о., применение технологии блокчейн позволит сделать избирательный процесс более открытым и полностью проверяемым. Применение данной технологии также существенно снижает расходы на проведение выборов, т.к. как минимум отпадает необходимость выпуска бюллетеней для голосования. Еще одним примером является блокчейн-проект Департамента информационных технологий Правительства г. Москвы (ДИТ). Так, департаментом в 2019 году в трех избирательных округах Москвы (Чертаново, Бибирево и в Зеленограде) была опробована блокчейн технология при проведении электронного голосования на выборах в Мосгордуму муниципальных выборов [21]. Выбрать своего кандидата можно было не выходя из дома. Кроме того, использование технологии блокчейн позволило обеспечить анонимность и прозрачность выборного процесса. Заказчиком блокчейн-проекта выступил ЦИК РФ. Целью было проведение публичного и абсолютно прозрачного, экспериментального голосования. В ходе международного конкурса на взлом системы, более 40 независимых экспертов по информационной безопасности и криптографии смогли проверить защиту инфраструктуры портала mos.ru и серверов от возможных DDoS-атак, протестировать алгоритмы шифрования. Дальше всех продвинулся французский криптограф Пьеррик Годри. Он обнаружил, что приватный ключ 256×3 не обеспечивал достаточную стойкость шифрования, и выложил математический код, который осуществляет расшифровку данных. За свои рекомендации П. Годри получил приз в 1 миллион рублей. Вторую половину призового фонда разделили другие участники эксперимента: они сделали важные замечания по работе формы и выявили потенциальные уязвимости системы. Устойчивость системы, созданной на блокчейне, также показал проведенный краш-тест. При этом следует отметить, что реализованная система не является классическим блокчейн-кейсом, так как она контролируется со стороны органов исполнительной власти. Проблемы при внедрении технологии в выборный процесс Чтобы ввести в практику технологию блокчейн (даже на муниципальных и региональных выборах в России), потребуется провести грандиозную просветительскую работу по информированию граждан, их регистрации, а также по разработке, внедрению и настройке данной системы. Помимо вышеперечисленных организационных мер придётся также внести соответствующие изменения в нормы действующего избирательного законодательства. Заключение Таким образом, применение технологии блокчейн может быть использовано для совершенствования выборов любого уровня, от муниципальных до федеральных (как парламентских, так и президентских). Использование во время выборов технологии блокчейн дает возможность организовать процедуру таким образом, чтобы обеспечить максимальную прозрачность и безопасность. Такой подход является одним из эффективных шагов по повышению доверия к власти и властным институтам, особенно если в обществе отсутствует атмосфера справедливости [22]. И если избиратель будет точно понимать, что подтасовать выборы и сделать выбор за него не представляется возможным, и что реально избранный кандидат будет избран, то это может стать одним из параметров, который придаст властным структурам устойчивость и в конечном счете поднимет доверие к народным избранникам и их деятельности.
×

Об авторах

Денис Александрович Громыко

Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы

Автор, ответственный за переписку.
Email: da_gromyko@rudn.ru
сотрудник кафедры государственного и муниципального управления 117198, Россия, Москва, Миклухо-Маклая ул., д. 6

Список литературы

  1. Kautonen T. Trust as a Governance Mechanism in Inter-firm Relations: Conceptual Considerations // Evolutionary and Institutional Economics Review. Tokyo, 2006. Vol. 3. № 1. P. 89-108.
  2. Никитина Ю.Н. Доверие как элемент структуры рынка страхования жизни. URL: http://www.ecsoc.msses.ru/pdf/ecsoc_t8_n1.pdf/ (дата обращения: 20.08.2023).
  3. Фукуяма Ф. Доверие: Социальные добродетели и путь к процветанию М.: АСТ: Ермак, 2004.
  4. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление» // Менеджмент организции. 4-е изд., переработ. доп. М.: ИНФА-М, 2004.
  5. Штомпка П. Социология. Анализ общества / Пер. с польского. М., 2005
  6. Фреик Н.В. Концепция доверия в исследованиях П. Штомпки. URL: http://www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2007/08/14/0000310977/002_Freik.pdf/ (дата обращения: 20.08.2023).
  7. Luhmann N. Trust and Power. Chichester: John Wiley and Sons Inc., 1979.
  8. Селигмен А. Проблема доверия. Перевод с англ. И.И. Мюрберг, Л.В. Соболевой. М.: Идея-Пресс, 2002.
  9. Баранов Н.А. Выборы как институт доверия: особенности функционирования в условиях пандемии COVID-19 // Управленческое консультирование. 2021. № 10.
  10. Кокотов А.Н. Доверие. Недоверие. Право. М.: Юрист, 2004. С. 112-113.
  11. Кравец И.А. Конституционная теология и основы конституционного строя. М.: Издательские решения, 2016. С. 24-25.
  12. Эбзеев Б.С. Народ, народный суверенитет и представительство: доктринальные основы и конституционная практика // Государство и право. 2016. № 4.
  13. Фатенков А.Н. Как вернуть себе доверие к выборам? // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2019. № 1 (45).
  14. Кутейников Д.Л. Особенности применения технологий распределенных реестров и цепочек блоков (блокчейн) в народных голосованиях // Актуальные проблемы российского права. 2019. № 9 (106)
  15. Baran P. On Distributed Communications // Rand Corporation. URL: https://www.rand.org/content/dam/rand/pubs/research_memoranda/2006/RM3420.pdf/ (дата обращения: 20.08.2023).
  16. Nakomoto S. Bitcoin: A Peer-to-Peer Electronic Cash System. URL: https://bitcoin.org/bitcoin.pdf/ (дата обращения: 20.08.2023).
  17. Что такое технология блокчейн простыми словами? URL: https://www.bitbetnews.com/kriptovaljuty/chto-takoe-tehnologija-blokchejn-prostymi-slovami/.html/ (дата обращения: 20.08.2023).
  18. Не биткоином единым. Блокчейн - технология будущего. URL: http://racurs.ua/1690ne-bitkoinom-edinym-blokcheyn-tehnologiya-buduschego/ (дата обращения: 20.08.2023).
  19. Алексеев Р.А. Блокчейн как избирательная технология нового поколения - перспективы применения на выборах в современной России // Вестник Московского государственного областного университета. 2018. № 2.
  20. Сычёв В. В Сьерра-Леоне прошли блокчейн-выборы президента. URL: https://nplus1.ru/news/2018/03/15/votes/ (дата обращения: 20.08.2023).
  21. Кибервыборы v1.0: как создавалась система блокчейн-голосования в Москве // Компания ДИТ. URL: https://habr.com/ru/specials/480152/ (дата обращения: 20.08.2023).
  22. Иванов В.Г. Кризис концепции технократии в контексте изучения пост-индустриального общества // Вопросы гуманитарных наук. 2007. № 1. С. 428-433.

© Громыко Д.А., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах