Увековечение воинского подвига в СССР

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной статье представлены результаты изучения форм увековечения воинской памяти в СССР. Подробно излагается информация про формы увековечения, которые могут быть реализованы, как в форме культурных традиций: песни, былины, так и в форме религиозных сооружений, мемориальных табличек и мемориальных комплексов. В наше время самыми яркими формами увековечения памяти остаются вечные огни в городах, монументальная пропаганда и присвоение имен героев Отечества знаковым объектам: аэропортам, скверам, улицам.

Полный текст

Память о воинской доблести, ратных подвигах и воинской славе в Российском государстве сохранялась с момента образования государства. Ввиду географических особенностей нашей страны постоянно приходилось воевать. Историческая память народа бережно хранила социально значимые события, но сам процесс сохранения имел разные формы: в дописьменный период бытовали устные предания - эпосы, былины, сказания (устная форма), в которых прославлялись подвиги в основном знатных лиц. Наиболее распространенными сюжетами были гибель вождя, переход власти, военная победа или особо тяжелое поражение. Позднее военная память чаще всего увековечивалась в форме храма, объединяя увековечение подвига, историческую память о жертвенном служении Отечеству и акцентирование духовной праведности сражения - часто в художественной форме проводилась параллель между русским войском и воинством небесным [1] В СССР история увековечения начинается сразу после февральской революции 1917 г., когда была создана Комиссия по уничтожению памятников и положено начало новым формам увековечения памяти. После Октябрьской социалистической революции снос и уничтожение памятников продолжились, так как это процесс вообще типичен для революций: подобные разрушения наблюдались и во время Великой Французской буржуазной революции, и в аналогичные периоды истории в других странах, например, в Польше в 1917 г., в бывших социалистических странах и в США в настоящее время. После образования Российской Советской Федеративной Социалистической Республики Совнарком принял декрет [2] «О памятниках Республики», в котором говорилось, что Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению в склады, частью использованию утилитарного характера, решение по данному вопросу будет принимать Особая Комиссия, по соглашению с художественной коллегией Москвы и Петрограда. С этого решения СНК РСФСР началось преобразование пространства советских городов: массовое создание новых формирующих культурную среду объектов, а также ликвидация либо изменение символического значения старых. Меморизация становится частью культурного образа городского пространства. Нарком просвещения А.В. Луначарский вспоминал, как в 1918 г. В.И. Ленин поделился с ним своей идеей изменить городскую среду в идеологическом ключе: вписать в нее агитационные плакаты, лозунги, а также установить памятники выдающимся деятелям революции. Глава Советского государства представлял при этом город-коммуну будущего в духе Города Солнца Томмазо Кампанеллы, в котором само пространство должно воспитывать «нового человека» через различные наглядные средства: статуи, фрески, барельефы. 2 августа 1918 г. под руководством Луначарского был составлен «Список лиц, коим предложено поставить монументы в г. Москве и других городах Р. Соц. Фед. Сов. Республики», далее за подписью Ленина был опубликован в «Известиях ВЦИК». Список содержал 66 фамилий революционеров и государственных деятелей, писателей и поэтов, философов и ученых, композиторов, артистов. В ходе реализации плана «Монументальная пропаганда» были демонтированы многие памятники, символизировавшие царскую власть. В РГАСПИ хранится «Предписание В.И. Ленина в Комиссариат народного просвещения и имуществ республики о немедленном предоставлении сведений по проведению в жизнь декрета о снятии старых памятников царизма и о замене их новыми» [3]. Обращает на себя внимание то, что уже в июне, то есть через три месяца после принятия Декрета «О памятниках республики», Ленин требовал сообщить, как идут дела, - такова, с его точки зрения, важность задачи по разработке нового визуального языка городской среды. Одним из самых ярких примеров использования «старого» памятника, связанного с прежними культурными символами, для новых пропагандистских целей является трансформация Обелиска к 300-летию Дома Романовых в Александровском саду в Обелиск «Революционным мыслителям». По постановлению Моссовета под руководством архитектора Н. Всеволжского прежний текст был сбит, и на уже существующую монументальную форму были нанесены имена великих философов и революционеров: К. Маркса, Ф. Энгельса, К. Либкнехта, Ф. Лассаля, А. Бебеля, Т. Кампанеллы, Ж. Мелье, Т. Мора, А. Сен-Симона, С. Фурье, Ж. Жореса, М. Прудона, М. Бакунина, Н. Чернышевского, П. Лаврова, Г. Михайловского и Г. Плеханова. Не все памятники получились удачными, много критики, в том числе со стороны Луначарского и Ленина, вызвал открытый 7 ноября 1918 г. памятник К. Марксу и Ф. Энгельсу (скульптор С. Мезенцев) на площади Революции - ему явно не хватало композиционной цельности. За непропорционально большой белый постамент памятник получил у москвичей ироничное название «двое в одной ванной». Монумент оказался настолько неудачным, что уже через год его демонтировали (рис. 1). Рис. 1. Памятник К. Марксу и Ф. Энгельсу на Площади революции. Fig. 1. Monument to K. Marx and F. Engels on Revolution Square. Большая часть памятников, созданных по плану «Монументальной пропаганды», не сохранилась до наших дней. В обстановке первых лет советской власти, необычайно сложных для молодой республики в политическом и экономическом отношении, скульптуры создавались из любых доступных авторам материалов: дерева, гипса, фанеры, цемента. Первые советские памятники назывались временными даже в документах, в частности в «Постановлении СНК об ассигновании Наркомпросу 30 000 рублей на работы по постановке временных памятников великим деятелям русской революции» [4]. Так, барельеф «Павшим в борьбе за мир и братство народов» на Красной площади в Москве скульптора С. Коненкова в виде аллегорической фигуры Гения Революции со знаменем на фоне восходящего солнца был выполнен из подкрашенного цемента (рис. 2). После был утвержден список лиц, которых было принято решение увековечить [5]. Данный список дополнялся до тех пор, пока не умер Владимир Ленин. Именно памятники Ленину сделали узнаваемым культурное пространство любого советского города, став в нем своеобразной центральной точкой. Рис. 2. Барельеф «Павшим в борьбе за мир и братство народов». Fig. 2. Bas-relief “Fallen in the struggle for peace and brotherhood of peoples”. Помимо точечных памятников героям военных действий и героям революции, в Советской России был создан Пантеон - некрополь у Кремлевской стены, начало существованию которого положило захоронение останков 238 участников уличных боев в две братские могилы 10 ноября 1917 г. В 1917 году в стене захоронили 240 погибших, до сих пор известны имена лишь 57 человек. Позже у Кремлевской стены прошли новые захоронения, и было обустроено еще 15 братских могил, с 1928 года захоронения такого рода прекратились. Индивидуальные захоронения начались в 1919 г. после погребения Якова Свердлова, а затем Леонида Красина - известных революционеров и участников Гражданской войны. Центром кремлевского некрополя стал Мавзолей В.И. Ленина, построенный в 1924 г. сначала из дерева, а к 1930 г. из гранита, также в 1930 г. у стены установили однотипные монументы и надгробия. В 1930-40 годы в некрополе хоронили выдающихся летчиков, с 60-70-х годов - погибших космонавтов и крупных ученых. До 1976 г. здесь совершались погребения маршалов Советского Союза. Всего в некрополе покоятся более 400 человек, в том числе Ф.Э. Дзержинский М.В. Фрунзе, маршал К.К. Рокоссовский, конструктор С.П. Королев, знаменитые советские летчики Валерий Чкалов и Марина Раскова; руководители государства и иностранные граждане - деятели международного коммунистического движения. Самое удивительное, что по сей день данный некрополь остается главным кладбищем страны, перед которым на Красной площади ежегодно проходит парад Победы [1. C. 49-50]. После войны в разных формах началось увековечение памяти павших защитников Отечества - воинов, ополченцев, партизан, других категорий граждан. Так, например, памятники в честь погибших за свободу и независимость нашей страны в годы Великой Отечественной войны нередко отражают не только принадлежность защитников Родины к Вооруженным Силам, но и их гражданский статус - профессию, родственные отношения, место жительства. Память о массовом героизме, о великом подвиге в борьбе против фашизма вызвала к жизни массовое патриотическое движение, пик которого в советское время пришелся на 60-e - 70-е годы ХХ века. По всей стране в это время создавалась сеть военно-мемориальных музеев, главная тема их экспозиции - подвиг народа в борьбе с гитлеровским фашизмом. Меморизация коснулась не только военной составляющей войны; ее содержанием стала и напряженная самоотверженная работа тружеников тыла, и подвиг юных защитников Отечества, и подвиг матерей, воспитавших сыновей и дочерей - героев, отдавших жизнь за Родину, и память о несломленных жителях блокадного Ленинграда, и героизм партизан, и многие другие сюжеты, отражавшие героику темы «Все для фронта, все для победы!». Столь широкий охват меморизируемых объектов - особенность советского периода истории Отечества и отражение его философии - единства народа и армии, общего вклада всех слоев общества в победу нашей страны. Яркими примерами считается: Могила неизвестного солдата и вечный огонь в Александровском саду (Москва), памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» (Волгоград), мемориал защитникам Заполярья в годы ВОВ (Мурманск), комплекс на Поклонной горе и другие. Если говорить об увековечении памяти тыловиков и детей, то яркими примерами являются монументы «Тыл-фронту» (1979 г., Магнитогорск) и «Детям войны» (2019 г, Архангельск), причем данная традиция перешла от Советского союза к современному российскому государству, прижилась и проявилась в новых формах. Например, в СССР Указом Президиума Верховного Совета СССР 8 мая 1965 года было учреждено звание «Городгерой» [7]. Почётное звание города-героя присваивалось в СССР городам, жители которых проявили «массовый героизм и мужество в защите Родины в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». Данная традиция возымела продолжение спустя 40 лет в 2006 г. указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2006 года № 1340 было учреждено почетное звание: Город воинской славы - почётное звание Российской Федерации, присваивалось отдельным городам Российской Федерации «за мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества», а в 2020 г. «в целях увековечения подвига тружеников тыла во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» было установлено новое почётное звание Российской Федерации - Город трудовой доблести [8]. Заключение С момента образования Советского государства закона об увековечении памяти не было вплоть до Великой Отечественной войны, данные вопросы решались локальными нормативно-правовыми актами, примеров которых большое количество, одним из которых было решено увековечить память погибших 25.03.1936 в бою с японцами, согласно которому было принято решение переименовать село и поставить памятник на могиле погибших в бою [6], также подобные нормативно правовые акты могли носить персонифицированный характер, как в случае с увековечением памяти т. Кирова [9]. После окончания ВОВ данная работа стала носить систематический характер. А перенос поста № 1 Почётного караула у Вечного огня на Могиле Неизвестного Солдата у стен Московского Кремля, который изначально был установлен у Мавзолея Ленина в 1924 г., а в 1997 г. восстановлен в Александровском саду, лишний раз подтверждает факт преемственности традиций увековечения.
×

Об авторах

Илья Вячеславович Акуленко

Российский государственный социальный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: ilias.iwanov@yandex.ru
сотрудник департамента по увековечению памяти погибших при защите Отечества Министерства обороны Российской Федерации, аспирант кафедры комплекса гуманитарных дисциплин (субъект-субъектные отношения) Российского государственного социального университета 129226, Москва, ул. Вильгельма Пика, д. 4, стр. 1

Список литературы

  1. Кудинский В.Б., Кирилина А.В., Кузнецов О.В., Миронов И.Ю., Сисецкий И.Б., Слепов Б.В., Таранов А.Л., Усик А.Ф., Шелудченко П.Е. Управление по увековечению памяти погибших при защите отечества в историческом контексте. Коллективная монография. М.: Издательство и типография «Лантана принт», 2021.
  2. Декрет от 12 апреля 1918 г. «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской социалистической революции».
  3. Решение Председателя совета Народных комиссаров № 4032 от 15 июня 1918 г.
  4. Постановление совета Народных комиссаров № 4940 от 29 июня 1918 г.
  5. Постановление СНК РСФСР о постановке в Москве памятников 50 великим людям. 18 июля 1918 г.
  6. Решение Политбюро ЦК ВКП (б) № 39 от 20 мая 1936 г. п. 34 «Об увековечении памяти погибших 25.03.36 в бою с японцами».
  7. Указ Президиума Верховного совета СССР № 3566 от 8 мая 1965 об учреждении положения «Город-герой».
  8. Федеральный закон № 41-ФЗ от 01.03.2020 г. «О почетном звании Российской Федерации «Город трудовой доблести».
  9. Выписка из протокола № 19 заседания объединенного бюро Областкома и ЛК ВКП (б) от 11 декабря 1934 г. с решением «Об увековечении памяти т. Кирова».

© Акуленко И.В., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах