Управление водными ресурсами Африки
- Авторы: Бабинцева Е.А.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 10, № 3 (2023)
- Страницы: 434-449
- Раздел: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
- URL: https://journals.rudn.ru/public-administration/article/view/36400
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8313-2023-10-3-434-449
- EDN: https://elibrary.ru/XZPXVV
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Автор затрагивает проблему дефицита водных ресурсов на Африканском континенте, оборачивающуюся настоящей экологической катастрофой. В качестве первопричин сложившейся ситуации отмечаются не только климатогеографические особенности континента, но, в частности, проблемы управления рационализацией гидроресурсов, недостаточность финансирования и отсутствие санитарно-эпидемиологической культуры местного населения. На примере городской среды и крупной энергетической инфраструктуры продемонстрированы наиболее яркие катализаторы сложившейся критической обстановки в Африке. Несмотря на выявленное значительное отставание от опыта передовых стран в сфере охраны окружающей среды, автор выявляет перспективность долгоиграющего партнерства с Россией как носителя многолетнего опыта успешной экологизации потребления водных ресурсов.
Ключевые слова
Полный текст
Введение Глобальная переориентация в международном диалоге России задает новые векторы в поиске приоритетных партнеров. Страны Африканского континента, в частности, желающие стать участниками БРИКС, проявляют живой интерес к установлению новых торгово-экономических отношений. Накануне второго Саммита и Экономического форума «Россия - Африка» министр иностранных дел С.В. Лавров совершил визит в Кению, в ходе которого был отмечен нераскрытый потенциал в ряде торговых и инвестиционных связей. В качестве перспективных направлений сторонами были отмечены геологоразведка и добыча полезных ископаемых, энергетика, телекоммуникации, агропромышленный комплекс, туризм, наука и образование[15]. Все перечисленные сферы находятся в прямой зависимости от экологического и природоохранного потенциала всего континента. В ходе второй парламентской конференции «Россия - Африка» в марте 2023 г. В.В. Путин отметил богатый ресурсный потенциал континента, составляющий около трети общемировых запасов полезных ископаемых. При этом, залог социально- экономического роста неразрывно связан с разумным и рациональным природопользованием. Президент сообщил, что в этой сфере у России наработан передовой опыт и выразил готовность делиться им с африканскими коллегами. В частности, были отмечены высочайший уровень социальной и экологической ответственности добывающих компаний, работающих на территории Африки, а также перспективы сотрудничества в сфере совместной подготовки квалифицированных кадров в области геологоразведки и добычи[16]. В ходе любого энергоресурсного сотрудничества и недропользования в контексте как исчерпаемых, так и неисчерпаемых ресурсов особенное внимание необходимо уделять соблюдению природоохранных норм и экологической безопасности. В данной связи первоочередную значимость приобретает комплексное развитие экологической культуры Африки, рационализация природопользования и экологизация жизнедеятельности. В целом, международное экологическое регулирование начало динамично развиваться во второй половине XX в. Как правило, данный процесс принято относить к послевоенному пересмотру прав человека и личности и развивающемуся интересу к правам человека на благоприятную окружающую среду. Данный аспект стал базисом для формирования международного экологического права, получившего свое целенаправленное развитие после проведения Стокгольмской конференции в 1972 г. и серии продолжающихся международных встреч, посвященных климатическим изменениям и защите окружающей среды. На Африканском континенте процесс формирования природоохранного права начался приблизительно в последнее десятилетие XX в. Помимо Лондонской конвенции 1933 г. и Алжирской конвенции 1968 г. в 1981 г. была подписана Африканская хартия прав человека и народов, содержавшая положение о праве человека и всех народов на здоровую окружающую среду, способствующую их развитию [1. С. 314-315]. Несмотря на антропоцентрический характер данного положения, такой подход ознаменовал возрастающую заинтересованность к состоянию окружающей среды, что способствовало интеграции в международное экологическое право и ускорению процесса распространения природоохранных идей по всем странам Африки. Африка - не только континент, богатый природными ископаемыми, но также континент, на котором сосредоточены густонаселенные города. Крупные африканские мегаполисы имеют свои характерные черты и при этом являются центрами экономического и культурного развития регионов. Перенаселение, несоблюдение санитарно-эпидемиологических норм, отсутствие технологии переработки и хранения мусора, загрязнение воды, почвы и воздуха в результате небезопасной добычи полезных ископаемых, при этом оказывают серьезное негативное влияние на проживающих в городской среде, близлежащее геопространство и гидрологические ресурсы. Среди крупнейших городов Африки можно выделить Каир и Александрию в Египте, Лагос в Нигерии, Аккру в Гане, Киншасу в Демократической Республике Конго, Тунис в Тунисской Республике, Алжир в Алжире, Дар-эс-Салам в Танзании, Касабланку в Марокко и многие другие. Все крупные города Африки являются не только экономическими и культурными центрами притяжения в регионах, но в том числе аккумулируют серьезные проблемы, свойственные крупным городам. В их числе - экологические проблемы городской среды, включающие себя актуальный для континента вопрос охраны водных ресурсов. Роль водных ресурсов в городской среде Снабжение любого населенного пункта водой - прямой залог его развития и благополучия. Вода в городской среде имеет значение не только ценного потребляемого человеком ресурса. От водоснабжения города напрямую зависит энергетический потенциал, санитарно-эпидемиологическая обеспеченность, функционирование сельского хозяйства. Гидроресурсы обеспечивают необходимую воду для питья, приготовления пищи, орошения сельскохозяйственных угодий и промышленных нужд. Без использования гидроресурсов города не смогли бы существовать и развиваться и были бы вынуждены искать альтернативные, более затратные и трудно поддерживаемые источники энергии. С водой связаны практически все экологические аспекты. Сегодня все большее количество городов сталкивается с проблемой загрязнения именно водных ресурсов, что влечет за собой дестабилизацию во всех природных процессах. Загрязненная вода может содержать множество вредных веществ, например, тяжелые металлы, пестициды и другие химические соединения. Это может негативно сказаться на здоровье жителей городов, окружающей экосистеме и сельскохозяйственном производстве. Руководствуясь принципом экономии гидроресурсов, городские власти должны совершенствовать системы очистки и подготовки воды, чтобы обеспечивать ее безопасность и качество. Изучение гидрологической ситуации территории и контроль за сбросом вредных веществ и стоков в реки и озера - это не только важная задача, но и обязательства перед экологически ответственным обществом. Современная урбанизация требует государственного контроля и серьезных технологических решений, чтобы сохранить гидрологическое состояние нашей планеты на достойном уровне. Наиболее уязвимым регионом Африки в контексте водных ресурсов считается ее северо-восточная часть, изначально подверженная как биотическим и абиотическим, так и антропогенным факторам воздействия. Их негативная сторона приводит к возникновению экологических проблем и затрудняет благоприятную организацию городской среды для человека, бросая новые вызовы и вынуждая градостроителей и экологов искать баланс между противодействием естественной среде и ее сохранностью. Так, для региона характерны пустынные биомы с засушливым климатом и высокими температурными режимами. Гидроресурсы имеют скудный характер и характеризуются небольшими реками, пересыхающими по сезонам и восполняющимися, как правило, только в период летних дождей, или крупными реками, такими как Нил на северо-востоке континента [2. С. 54]. Нил имеет жизненно важное значение для городской агломерации Большой Каир, Александрии, Асуана и других крупных населенных пунктов, потребляющих воду в сельскохозяйственных, бытовых и энергетических целях. Касательно антропогенного воздействия, прежде всего следует рассматривать бесконтрольный прирост населения, в особенности, в долине реки Нил. При этом 90 % населения Египта, проживающего в долине реки, находятся в абсолютной зависимости от ее вод [3. С. 216]. Процессы прироста африканского населения в городах обуславливаются целым рядом причин, заставляющих население мигрировать с занимаемых им мест в региональные центры: перспективность проживания в городе для заработка, бесконтрольная рождаемость, бегство населения от вооруженных конфликтов, природные катаклизмы, недостаток ресурсов и т.д. Дефицит водных ресурсов Дефицит водных ресурсов оказывает серьезное влияние на экономику и жизнь населения Африки в целом. Во-первых, недостаток воды приводит к снижению урожайности сельскохозяйственных культур, что негативно сказывается на пищевой безопасности прилегающих и зависимых от нильского ила территорий. Кроме того, проблемы с водоснабжением ощущаются в промышленности, что может приводить к увеличению стоимости продукции и снижению ее конкурентоспособности на мировом рынке. Во-вторых, дефицит воды может приводить к разрушению экосистем и потере биоразнообразия. Реки и озера - источники питания многих видов растений и животных, исчезают из-за пересыхания, что ведет к снижению численности и даже исчезновению многих видов. Потребление водных ресурсов, сброс отработанной воды и попадание в результате естественной гидроциркуляции почвы и средств обработки сельскохозяйственных угодий в природную среду ведут не только к обеднению запасов пресной воды и нарушению естественной среды обитания ряда видов. Бассейны водоемов не успевают пройти полный цикл возобновляемости, по естественным течениям загрязнения перемещаются в более крупные акватории, поражая все больший процент естественной среды за пределами континента. В-третьих, отсутствие необходимого для потребления количества качественной воды влияет на здоровье человека. Сокращение ее количества может привести к снижению качества питьевой воды, что может привести к заболеваниям, связанным с загрязнением воды токсичными веществами. Более того, недостаток воды может повлечь за собой конкуренцию между различными секторами экономики и ведет к социальным конфликтам из-за несправедливого распределения ее между населением и промышленностью. При этом, как правило, жители городов имеют больший доступ к питьевой воде, чем остальное население. С 2015 г. отмечается некоторое улучшение доступа населения Африки к гигиеническим средствам, санитарии и санитарным технологиям, однако по сей день по данным направлениям очевидны низкие позиции в процентных показателях даже крупных городов Африки. В рамках стабилизации санитарно-эпидемиологического положения континента, в особенности в районе Сахары и к югу от нее, ведущие страны Африки следуют установленным Целям развития тысячелетия ООН в отношении водоснабжения и санитарии [4. С. 7-12]. С 2015 г. крупные страны Африки и, в частности, их центральные мегаполисы демонстрируют периодическое достижение ряда приоритетных пунктов, что дает основание надеяться на позитивное развитие в области здравоохранения населения. Загрязнение водоемов и водопроводных систем В крупных африканских мегаполисах проблема загрязнения водоемов и водопроводных систем вызывает наибольшую обеспокоенность. В развивающихся странах часто отсутствуют должные меры обращения с водными ресурсами, что приводит к их загрязнению и ухудшению качества воды. Первопричиной загрязнения водоемов является деятельность человека. Промышленные отходы, результаты стока сельскохозяйственных вод, бытовые отходы и грязь, оказывающиеся в окружающей среде, неизбежно попадают в источники воды. Это негативно влияет на экосистему водоемов и в конечном счете оказывает дополнительную нагрузку на систему водоснабжения и фильтрации городов, в ряде случаев и вовсе заражая водопровод. Исключительный показатель - запрет в ряде крупных развитых мегаполисов употребления водопроводной воды для питья в связи с риском заражения. Вода, загрязненная бактериями и микроорганизмами, может привести к тяжелым заболеваниям. В контексте развития в крупных мегаполисах Африки туризма данный фактор во многих случаях является отталкивающим для приезжих и чреват отказом от поездок. С точки зрения экономического развития это влечет за собой для стран Африки весомые убытки. Во многих развивающихся странах, таких как Нигерия, Кения и ЮАР, многие люди не имеют доступа к чистой питьевой воде. Это может привести не только к распространению различных инфекционных заболеваний, представляющих опасность для здоровья, а возможно и для жизни жителей африканских мегаполисов. В условиях неприемлемой фильтрации воды возможно распространение и попадание в организм человека опасных гельминтов и простейших организмов, которыми уже поражен огромный процент коренного населения. Это выводит на первый план проблему медико-экологической культуры, а также создает для приезжих необходимость предпринимать дополнительные меры для грамотного и безопасного пребывания в странах Африканского континента [5. С. 39-40]. Большинство африканских бассейнов рек являются многонациональными. Это говорит не только о заинтересованности водными ресурсами сопредельных территорий, но и об угрозе конфликтов между государствами и водопользователями, так как потребление воды, на примере Нила, у истока на территории Восточно-Африканского плоскогорья, ведет к сокращению гидроресурсов и к распространению любого рода загрязнений ниже по его течению. Обостряется стремление получения государствами независимости от согласования своих действий в отношении использования водных объектов с другими сопредельными регионами и дальнейшей реализации гидроресурсных проектов в одностороннем порядке [6. С. 140-141]. Проблема загрязнения водоемов и водопроводных систем не ограничивается лишь пределами крупных мегаполисов. Многие сельские районы также страдают от загрязнения воды, что в контексте жизнедеятельности человека может быть особенно опасным для животноводства и земледелия. Проблемы водоснабжения и водоотведения Согласно сведениям из ГЛААС (Глобального анализа и оценки состояния санитарии и питьевого водоснабжения) 2022 г. внешнее финансирование Африки значительно сократилось в период с 2017 по 2020 гг. Фокус интереса международных организаций сместился в Центральную и Южную Азию. В области ВСГ (концепции «вода, санитария, гигиена») внешняя поддержка Африканского континента к югу от Сахары сократилась с 32 % до 23 %. На данный момент цель устойчивого развития по санитарии отстает в результате большей концентрации на обеспечении регионов питьевой водой[17]. 22-24 марта 2023 г. состоялась Конференция ООН по водным ресурсам, в рамках повестки которой рассматривались глобальные гидрологические проблемы планеты[18]. Касательно городской среды Африки и регионального гидрологического регулирования континента обсуждался вопрос усиления мер регулирования миграции в Уганде, вызванной конфликтами и изменением климата, путем улучшения услуг водоснабжения и обеспечения безопасности водной среды. Также рассматривались вопросы ускорения обеспечения всеобщего доступа к услугам безопасного водоснабжения и санитарии в сельских и городских районах, вопрос сокращения дефицита воды в Африке, поддержание состояния Африканских Великих озер и др.[19] В частности, в рамках конференции проводилось дополнительное мероприятие, посвященное роли озер и обсуждению положений резолюции Ассамблеи ООН по окружающей среде от 2 марта 2022 г.[20] Перспективное направление в освоении внутренних вод и экологизации природопользования - использование озер и прочих водоемов замедленного водообмена, включающих искусственные, помимо рек. С учетом региональных особенностей, сезонов дождей и засухи, а также постоянства расположения водоемов возможно планировать рационализацию их применения для смежных территорий, соприкасающихся границами государств. Поскольку в отличии от рек, русло которых обычно связывает между собой несколько регионов, водоемы с медленным водообменом зачастую локализуются в пределах границ одной территории. В условиях тяжелой климатической обстановки и дефицита воды на континенте недопустима единоличная монополизация использования источников воды. Следует отметить, что уже существовал малоэффективный опыт выдачи разрешений, четко регламентирующих количество и источник воды для тех или иных пользователей, как, например, на территории Танзании в отношении реки Ндурума. Данный опыт показал, что при задействованном методе неизбежно соблюдение дополнительных местных правил, зачастую устанавливающихся путем договоренностей на местах, так как мелкие фермерские хозяйства расположены вверх и вниз по течению, в то время как крупные ирригационные системы находятся в средней части водосбора. В сложившихся обстоятельствах применялся либо поочередный сбор воды, либо совместный с учетом не фактической потребности, а равного распределения прав на забор воды как для мелких фермеров, так и для крупных поместий. Таким образом обеспечивались добропорядочные соседские отношения и выстраивались позитивные отношения межу хозяйствами с перспективой на сотрудничество. Местное управление в представленном случае склоняется не к выполнению условий изначальной договоренности и соблюдения законодательства, а стремится к сохранению мира и справедливости по складывающимся обстоятельствам, что демонстрирует высокий уровень эффективности [8. С. 115-126]. Такая модель, соответствующая менталитету местного населения, а также принципу рационализации распределения ресурсов - образец пользования любыми типами водоемов фактически в каждом африканском регионе. В представленном случае наблюдается необходимость оптимизации правил, установленных международным законодательством, в рамках благоприятствования в конкретном регионе, что подразумевает индивидуальный подход и установления правил местным управлением. В большинстве случаев не может применяться позитивный опыт стран с достаточным объемом запасов водных ресурсов, так как он не учитывает специфику региона. Природопользование в таких странах может быть вполне успешно регламентировано всеобщим сводом правил, учитывающим традиции и специфику добрососедских отношений. Санитарно-эпидемиологическая безопасность Отсутствие доступа к чистой воде оказывает негативное влияние на здоровье населения Африки. Болезни, вызванные употреблением неочищенной воды и приготовленной на ней пищи, или полное отсутствие водных источников негативно отражаются на многих аспектах жизни в Африке. Проблема усугубляется тем, что уровень дохода ряда регионов не позволяет местному населению обращаться за квалифицированной медицинской помощью. Основные заболевания, связанные с отсутствием воды, включают в себя такие, как чума, холера, дизентерия, малярия, гепатит, тиф, лихорадка Эбола, золотистый стафилококк и др. На примере сотрудничества с Гвинейской Республикой в борьбе с эпидемией лихорадки Эбола можно было наблюдать, каким образом Российская Федерация при содействии Роспотребнадзора, применяла мобильные комплексы специализированной противоэпидемической бригады и высокотехнологические центры для своевременного анализа, в том числе образцов воды, и своевременной нейтрализации опасных зон [9. С. 6-13]. Более половины населения Африки не имеет доступа к безопасному источнику питьевой воды. Большинство домов не оборудованы санитарными узлами, а населенные пункты не имеют необходимых сопутствующих технологий. Все больше и больше людей переезжают в города, но застройка и расширение инфраструктуры не успевают за этими изменениями. В результате многие районы городов не могут обеспечить своих жителей надлежащими услугами. Бедность также играет не последнюю роль, поскольку многие люди не могут позволить себе платить за доступ к услугам водоснабжения и канализации. По данным Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), из-за нехватки чистой воды под угрозой находятся жизнь и здоровье более 190 миллионов детей в 10 африканских странах. Эксперты фонда отмечают, что ситуация особенно обострена в городах и прилегающих регионах Бенина, Буркина-Фасо, Камеруна, Чада, Кот-д’Ивуара, Гвинеи, Мали, Нигера, Нигерии и Сомали. Санитарно-эпидемиологическая обстановка усугубляется в связи с тем, что в результате вооруженных конфликтов и политической дестабилизации доступ к гидроресурсам многократно усложняется[21]. Опасность экологической катастрофы Отсутствие воды приводит к серьезным экологическим проблемам в регионе. Реки, озера и водохранилища высыхают, что приводит к уменьшению популяции рыбы, росту числа засух и пустынь, а также крупных экологических катастроф. Кроме того, отсутствие воды приводит к снижению качества почв и растительности, а также угрожает жизни животных, которые не могут найти источник для водопоя. Международные организации и правительства работают с целью поиска решений проблемы с водой в Африке. Однако эти меры могут занять много времени и требуют значительных финансовых инвестиций. Более того, помимо антропогенных факторов и агрессивных сезонных климатических изменений, гидрологические ресурсы африканского континента находятся в прямой зависимости от естественных природных катаклизмов и их последствий. Как отмечает директор программы ЮНИСЕФ Санджай Виджесекера, ураганы, наводнения и засухи ведут к разрушению рукотворных объектов и загрязнению гидрологических ресурсов, в результате чего распространяются болезни и голод. В конечном счете на перечисленные выше 10 государств приходится самый высокий процент смертности, в том числе и детской. Как сообщает ЮНИСЕФ, развитие гигиенических норм большинства регионов Африки находится на таком низком уровне, у большинства нет возможности даже воспользоваться мылом[22]. Если проблема отсутствия воды в Африке не будет решена в ближайшее время, возможна серьезная экологическая катастрофа, которая повлияет не только на жизнь людей в регионе, но и на экономику всей планеты. Применение новых технологий Разработка новых технологий происходит с учетом условий, присущих Африке. Главным ориентиром и чуть ли не решающим фактором является низкая стоимость и доступность технологии для государства, а также малого и среднего бизнеса. Новые технологии должны вводиться не только с учетом стоимости, но и с необходимой адаптацией под специфику природных факторов территорий. Такие нововведения, как установка «умных» счетчиков воды, автоматизация систем прокладки коммуникаций, использование и увеличение объемов водохранилищ, установка современных фильтров для очистки воды, автоматические нейросетевые системы визуального опознания проблем и т.д., уже в значительной мере модернизируют гидрологическое регулирование и окажут содействие в стабилизации экологической обстановки на Африканском континенте. Базовая цель любых нововведений состоит в том, чтобы оптимизировать процессы и уменьшить затраты на воду путем продвижения современных технологий в систему водоснабжения и транспортировки воды. Новые технологии имеют большой потенциал для улучшения ситуации в области водоснабжения и водоотведения в Африке. Однако необходимо учитывать адресные особенности и требования, а также обеспечивать стабильные экономический рост, социокультурную устойчивость и экологическую безопасность для эффективного применения всех внедренных нововведений. Развитие инфраструктуры для очистки воды и утилизации отходов В некоторых странах Африки были созданы национальные программы по очистке воды, которые были основаны на принципах устойчивого развития и сотрудничества с различными международными организациями. В этих программах уделяется особое внимание развитию публично-частного партнерства, что позволяет повысить эффективность инфраструктуры для очистки воды. По результатам конференции ООН, посвященной водным ресурсам, проведенной в 2023 г., руководитель Росводресурсов Д.М. Кириллов сообщил о готовности России оказывать поддержку Африке в решении проблем вододефицита, несмотря на запланированный объем работ по подготовке к половодью и работе ведомства в новых регионах РФ. Отмечается уже существовавший плодотворный опыт сотрудничества по данной части с Африкой в период существования СССР, что указывает на перспективность взаимодействия и сегодня. Не так давно состоялась встреча с делегацией из Зимбабве, выразившей заинтересованность в продолжении диалога по водным ресурсам. Отмечалось, что большая часть актуальных для проблем африканского континента технологий запада запатентована и имеет высокую стоимостную категорию, что усложняет их внедрение на нуждающихся территориях. Для решения вопросов качественного водоснабжения, обеспечения питьевой водой, ирригации в сельском хозяйстве, оптимизации стока вод требуется комплексный подход, заключающийся не только в установке приемлемого по ценовой категории современного оборудования, но в целом частного подхода к регламентации гидропользования на уровне регионов и даже отдельных городов. В частности, подразумевается регулирование в зависимости от политической обстановки на территории. Россия способна поделиться должным уровнем квалификации, опыта и технологиями с африканскими партнерами, выражая готовность оказывать разностороннюю помощь и сотрудничать по ряду вопросов. По части технологий российская сторона выражает готовность содействовать стимулированию рационализации водопользования я внедрения водосберегающих технологий, прежде всего в промышленной сфере, установке современных трубопроводов, системы капельного орошения и выведенных культур, дающих высокий объем урожая при меньшем потреблении воды[23]. В Африке существует огромный потенциал для развития инфраструктуры в области гидроэнергетики и гидроресурсов при грамотном распределении интервалов природопользования и согласовании работы гидротехнических сооружений. В частности, после специального обучения и строительства Асуанского гидроузла на реке Нил дальнейшее строительство по течению реки подобных сооружений привело к сбоям в ходе разливов и последовавшему обвинению российской стороны в неквалифицированной организации объекта. Одним из примеров успешной разработки гидроэнергетики в Африке является ГЭС Хадыэ (Плотина великого возрождения, Эфиопия), допущенная к эксплуатации в 2020 г. и способствовавшая решению ряда проблем энергетического дефицита на прилежащих территориях. В других странах Африки также проводятся масштабные проекты по развитию гидроэнергетики. В проекте строительство нескольких ГЭС на территории Зимбабве. В Республике Конго в настоящее время ведутся работы по строительству колоссального комплекса «Гранд-Инга» с заявленным энергетическим потенциалом от 44 ГВт[24]. Обучение населения Плодотворное энергетическое и экологическое сотрудничество России и Африки в области гидроэнергетики было ярко проиллюстрировано в период строительства Асуанской плотины с 1960 г. Прямое участие российской стороны в организации гидроэлектростанции и плотины, регулирующей процессы разлива реки Нил, а также подготовка квалифицированных кадров среди местного населения заложила основы долгосрочного партнерства и продуктивного использование благоустроенных территорий в будущем. Ряд организаций, таких как Международный союз охраны природы и Всемирный банк, проводят программы обучения ведению здорового образа жизни, основанных на правильном использовании водных ресурсов и гигиенических навыках. Подобные миссии должны проводиться с учетом специфики регионов, местных обычаев и культуры, а также должно быть донесено тем способом, который доступен для местного населения: письменным, посредством поездок на местность с использованием средств коммуникации, с помощью видеороликов и т.д. Сотрудничество России и Африки Российская Федерация оказывает помощь по вопросам гидроресурсов странам Африки с целью поддержки устойчивого развития этого региона, сохранения природных ресурсов для будущих поколений и развития сотрудничества с Африканским континентом. В рамках взаимодействия с государствами Африки Россия предоставляет экспертную и техническую помощь в области оценки и использования водных ресурсов, создания инфраструктуры для хранения и распределения воды, а также в области противодействия чрезвычайным ситуациям, связанным с недостатком воды и засушливыми периодами. Кроме того, Россия активно участвует в различных проектах по строительству крупных гидротехнических сооружений в Африке. Например, российские компании участвуют в проекте строительства ряда ГЭС на Ниле, что позволит обеспечить электроэнергией большую часть стран Восточной Африки. Также Россия поддерживает образовательные программы для специалистов в области использования гидроресурсов и экологов, направленные на повышение квалификации местных кадров, что способствует развитию экономики и социальной сферы в странах Африки. Российская Федерация оказывает помощь странам Африки в ряде вопросов, связанных с гидроресурсами, в том числе: 1. Разработка и реализация проектов по строительству и реконструкции гидроэлектростанций, водохранилищ и других гидроопорных сооружений, позволяющих обеспечить дополнительный источник электроэнергии и пресной воды для населения и промышленности Африки. 2. Обучение специалистов из стран Африки в области гидротехники, водных ресурсов и экономики воды в российских вузах и специализированных центрах. 3. Трансфер технологий и обмен опытом между российскими и африканскими компаниями и организациями в области развития гидроэнергетики и водных ресурсов. 4. Поддержка и участие в международных проектах и инициативах по управлению и охране водных ресурсов в Африке, а также строительству ГЭС, таких как «Гранд-Инга». 5. Предоставление финансовой и технической помощи странам Африки в решении проблем, связанных с избыточным или недостаточным количеством водных ресурсов, повышением эффективности их использования, развитием систем водообеспечения и водоотведения. Российская Федерация также активно участвует в работе региональных организаций по водным ресурсам в Африке, в том числе взаимодействуя с Африканской энергетической комиссией по части водно-энергетических ресурсов и Метеорологической службой Южной Африки. В ходе крупных совместных конференций, саммитов и форумов, таких как экономический и гуманитарный форум «Россия - Африка», происходит демонстрация делегациям Африканского континента потенциала партнерства с российской стороной. Обсуждаются не только вопросы бизнес-партнерства, освоения сотрудничества в топливно-энергетическом секторе и на рынке, но также перспективность ведения «зеленой» политики на континенте. В ходе ряда мероприятий становится очевидным, что заинтересованность африканской стороны затрагивает не только вопросы внешнеэкономической деятельности. Опыт России интересен и в контексте оптимизации законодательной природной базы, установления контрольных мероприятий и стандартизации по части оценки качества водных ресурсов. Как отмечалось ранее, международное и общеевропейское законодательство не учитывает региональную специфику и не подстраивается под особенности Африки в должной мере, что делает рентабельным поиск точек соприкосновения в опыте с российским гидрорегулированием. Заключение В области гидроресурсов Африки внутреннее сотрудничество между правительством, бизнесом и населением является крайне важным для достижения целей экологизации потребления водных ресурсов. Триединство данных направлений обеспечит стабильную инвестиционную поддержку и станет плацдармом для поступательной комплексной модернизации с преобразованием гидроэнергетических комплексов и своевременным внедрением новаций в технологии водоочистительных сооружений и водохранилищ. В течение многих лет ресурсы воды в Африке использовались неэффективно. В силу недостаточного уровня сотрудничества с другими государствами возникло значительное отставание в научно-технологическом и энергетическом направлениях, что значительно ослабляет позиции стран Африки на международной арене. Россия в данном контексте выступает актором, заинтересованным в сильном долговременном партнере, выражая готовность оказывать странам Африки всестороннюю поддержку и делиться передовым опытом в сфере экологизации энергетики, сельского хозяйства и культуры населения, актуальным для континента. Все это в долгосрочной перспективе должно стать неоценимым вкладом в одну из базовых целей всего человечества - сохранения природных, включая водные, ресурсов для благосостояния будущих поколений.Об авторах
Екатерина Алексеевна Бабинцева
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: babintseva-ea@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0002-1197-0892
кандидат исторических наук, доцент кафедры иностранных языков факультета гуманитарных и социальных наук
Россия, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 10/2Список литературы
- Менса К.М. Компетенция Экономического сообщества стран Западной Африки (ЭКОВАС) в сфере сельского хозяйства и использования природных ресурсов // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2014. № 2. С. 314-316.
- Нестерова И.В. «Водная карта» в глобальном мире // Вестник Санкт-Петербургского университета. Международные отношения. 2011. № 3. С. 53-62.
- Нильский Э.Х. Некоторые аспекты проблемы регулирования стока Нила // Ближний Восток и современность. Сборник статей (выпуск десятый). М.: Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, 2001. С. 215-225.
- Михель Д.В. Прогресс в санитарии и доступе к питьевой воде (совместный доклад ЮНИСЕФ и ВОЗ). Progress on sanitation and drinking water - 2015 update and MDG assessment. Geneva: UNICEF and world health organization, 2015. 81 p. // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 9, Востоковедение и африканистика: Реферативный журнал. 2018. С. 7-13.
- Переверзева Э.В., Филиппова С.Н. Туризм и медико-экологические проблемы // Вестник РМАТ. 2012. № 2-3. С. 39-47.
- Василенко В.А. Водные ресурсы для устойчивого развития // Всероссийский экономический журнал ЭКО. 2006. № 2 (380). С. 128-142. https://doi.org/10.30680/ECO0131-7652-2006-2-128-142
- Аль Сабунчи А.А. Проблемы водоснабжения развивающихся стран Азии и Африки // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 9, Востоковедение и африканистика: Реферативный журнал. 2011. № 7 (220). С. 30-34.
- Komakech H.C., Condon M., van der Zaag P. The Role of Statutory and Local Rules in Allocating Water between Large- and Small-scale Irrigators in an African River Catchment // Water SA. 2012. № 1 (38). С. 115-126. https://doi.org/10.4314/wsa.v38i1.14
- Попова А.Ю., Смоленский В.Ю., Демина Ю.В., Малеев В.В., Кутырев В.В., Щербакова С.А., Максютов Р.А., Пьянков О.В., Кейта С., Буаро М.И., Магассоуба Н., Ицков Я.Ю., Коломоец Е.В. Вклад Российской Федерации в укрепление эпидемиологического надзора за опасными инфекционными болезнями на территории Гвинейской Республики // Проблемы особо опасных инфекций. 2019. № 3. С. 6-13. https://doi.org/10.21055/0370-1069-2019-3-6-13