Государственная политика в сфере занятости населения: региональный аспект

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Изложены результаты исследования региональных особенностей проведения государственной политики в сфере занятости населения. Проведен мониторинг основных показателей рынка труда г. Москвы, структуры безработных по возрастным группам и структуры занятых по уровню образования в г. Москве. Сделан вывод о наличии основной проблемы на рынке труда в городе Москве, проявляющейся в высоком уровне безработицы среди молодежи в возрасте от 20 до 39 лет с высшим и средним специальным образованием. В целях повышения занятости среди молодежи предлагается организация профессиональной ориентации школьников, повышение информированности обучающихся вузов о наличии профильных вакансий, обучение выпускников навыкам самопрезентации и усиление информирования работодателей о возможности получения льгот при трудоустройстве выпускников.

Полный текст

Введение В современных условиях эффективное развитие региональной экономики во многом зависит от функционирования рынка труда, особенностей его регулирования, уровня занятости различных категорий населения, качества и уровня квалификации трудовых ресурсов. Основными приоритетами в управлении трудовыми ресурсами должны быть: • формирование активных и преданных предприятию работников, в том числе молодежи, заинтересованной в его процветании, через их участие в управлении или собственности, планирование деловой карьеры, реализацию их способностей в процессе труда; • согласование критериев мотивации персонала с целями предприятия; • создание условий для внештатной карьеры работников, желающих проявить себя в работе во временных проектах по соответствующему росту уровня оплаты труда [1]. Цель научного исследования - мониторинг основных показателей рынка труда города Москвы и определение направлений совершенствования политики в сфере занятости населения. Методы исследования включают общенаучные методы и подходы, прежде всего системный, правовой, сравнительный, а также ситуационный и статистический анализ, информационно-аналитический и графический методы. Результаты. Современное состояние конъюнктуры рынка труда России характеризуется сокращением численности рабочей силы в стране, отсутствием системной взаимосвязи профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров с потребностями рынка труда, низким уровнем мобильности национальной рабочей силы, дефицитом рабочей силы по отдельным видам и сферам деятельности, что требует государственного участия в решении проблем занятости населения [2]. В целях повышения уровня защищенности и расширения возможностей трудоустройства безработных граждан в России реализуется государственная политика в сфере занятости населения. При этом в каждом регионе существуют особенности, которые необходимо принимать во внимание при разработке региональных программ, что позволит повысить эффективность государственных инструментов политики занятости. Так, например, в целях обеспечения развития рынка труда и содействия занятости населения города Москвы разработана подпрограмма «Развитие рынка труда и содействие занятости населения». Основными задачами подпрограммы являются: сохранение низкого уровня показателя «уровень регистрируемой безработицы»; увеличение числа граждан, обратившихся в службу занятости как к крупнейшему оператору по поиску работы; повышение уровня трудоустройства граждан, обратившихся в службу занятости населения города Москвы; повышение конкурентоспособности на рынке труда граждан, имеющих трудности в поиске работы; снижение уровня бедности через технологию социального контракта и трудоустройства с доходом, позволяющим выйти из бедности; развитие сети службы занятости населения города Москвы. Изучение показателей рынка труда г. Москвы в 2020-2022 гг. свидетельствует о ежегодном росте численности населения в городе. Так, в 2020 году этот показатель составлял 12 678 тыс. чел., в 2021 году - 12 655 тыс. чел., а в 2022 году численность населения составляла 13 015 тыс. чел. Безработных в 2022 году насчитывалось 28,1 тыс. чел., в то время как в 2021 году их количество составляло 37,2 тыс. чел. (75,5 %). Установленная среднемесячная заработная плата увеличилась и в 2022 году составила 111 900 рублей, что на 8,5 % выше показателя 2021 г. Табл. 1 / Table 1 Основные показатели рынка труда г. Москвы в 2020-2022 гг. The main indicators of the Moscow labor market in 2020-2022 Показатели / Indicators Единица измерения / Unit of measurement 2020 г. 2021 г. 2022 г. Темп роста, % / Growth r 2022 г. к 2020 г. / 2022 by 2020 ate, % 2022 г. к 2021 г. / 2022 by 2021 Общая численность населения / Total population тыс. чел. / thousand rubles 12 678 12 655 13 015 103,1 100,7 Численность занятого населения / Number of employed population тыс. чел. / thousand rubles 7 147 7 150 7 116 99,6 99,5 Численность безработного населения / Number of unemployed population тыс. чел. / thousand rubles 96,4 37,2 28,1 29,1 75,5 Уровень зарегистрированной безработицы / Registered unemployment rate % 1,32 0,5 0,39 - - Уровень безработицы по МОТ / Unemployment rate according to the ILO % 5,9 4,3 3,7 - - Среднемесячная номинальная заработная плата / Average monthly nominal salary тыс. руб. / thousand rubles 93,1 103,1 111,9 120,2 108,5 Количество рабочих мест / Number of jobs тыс. / thousand 7 987 8 101 8 350 104,5 103,1 Источник: [3] Source: [3] Анализ показателей, приведенных в таблице 1, говорит о том, что численность населения в г. Москве в 2022 г., по сравнению с 2021 г., увеличилась почти на 1 %, но при этом численность занятого населения сократилась на 0,5 %. Обращает внимание, что значения показателей уровень зарегистрированной безработицы и уровень безработицы, определяемый Международной организацией труда, не совпадают, что свидетельствует о высокой доле без работных, официально не зарегистрированных в государственных службах занятости. Мониторинг данных Управления Федеральной службы государственной статистики по г. Москве и Московской области позволил выявить, что в структуре безработных Москвы в 2021 году незанятые в возрасте от 15 до 19 лет составляли 3 %, в возрасте от 20 до 29 лет - 24,9 %, в возрасте от 30 до 39 лет - 25 % от общего числа безработных г. Москвы, от 40 до 49 лет - 16 %, безработные в возрасте от 50 до 59 лет составляют - 23,2 % от общего числа (рис. 1). Рис. 1. Структура безработных по возрастным группам в 2021 г., % Источник: [3]. Fig. 1. Structure of unemployed by age group in 2021, % Source: [3]. Обращает внимание, что половина безработных Москвы в 2021 году имело высшее образование и среднее профессиональное образование по программе подготовки специалистов среднего звена. Безработные, имеющие среднее профессиональное образование по программе подготовки специалистов, составляют 25,1 % от общей численности безработных, безработные со средним профессиональным по программе подготовки квалифицированных работников 15,3 %, в то время как безработное население со средним общим образованием составляют 18,2 %, с основным общим образованием - 5,6 %, а доля безработных, не имеющих образование составляет 0,4 % (рис. 2). Рис. 2. Структура занятых по уровню образования в г. Москве в 2021 г., % Источник: [3]. Fig. 2. Structure of employed by level of education in Moscow in 2021, % Source: [3]. Таким образом, портрет среднестатистического безработного москвича имеет следующие характеристики: возраст от 20 до 39 лет, уровень образования - высшее или среднее профессиональное. Обсуждение В рамках исследования был проведен социологический опрос, в котором приняло участие 150 респондентов-соискателей, состоящих из лиц трудоспособного возраста. В опросе приняли участие лица в возрасте от 25 до 45 лет. По результатам опроса среди респондентов 50 % имеют высшее образование (в том числе и ученую степень), 19 % - не имеют законченного образования, остальные 31 % - среднее профессиональное образование. Только 15 % ответили, что нашли место с помощью службы занятости. Остальные ответили, что им не предложили никаких вакансий, хотя их образование и специальность востребованы на рынке труда. Среди причин отказа опрошенные отмечают: • не было вакансий для специалистов с такой высокой должностью, уникальной специальностью или высокой квалификацией - 15,5 % опрошенных; • предложенные вакансии не соответствовали специальности - 45,5 % опрошенных; • не устроил размер оплаты труда - 39 % опрошенных. По данным социологического опроса, можно сделать вывод о недоверии населения к деятельности региональных служб занятости. Таким образом, рынок труда России характеризуется постепенным со кращением численности трудоспособного населения как следствием естественного сокращения численности населения страны и одновременном увеличении численности населения пенсионного возраста. Существующие демографические тенденции приводят к расширению использования на рынке труда рабочей силы возраста старше трудоспособного [2]. В настоящее время около 834 тысяч человек (37,9 %), окончивших образовательные учреждения, из числа молодежи в возрасте до 29 лет являются безработными. В этой связи профессиональная ориентация молодежи должна играть более существенную роль при формировании спроса на образовательные услуги, обусловливая тем самым более высокую занятость выпускников образовательных учреждений и обеспеченность экономики необходимыми кадровыми ресурсами [4]. В рамках исследования необходимо проанализировать структуру безработных по способам поиска работы. Так, в 2021 году почти 73 % населения при поиске работы обращались к знакомым и друзьям, около 54 % - воспользовались интернет-ресурсами, напрямую обратились к работодателям чуть более 20 % опрошенных, и только 36 % воспользовались услугами службы занятости (рис. 3). обращение в государственные органы службы занятости обращение в коммерческую службу занятости подача объявлений в СМИ, Интернет, отклик на объявления Рис. 3. Распределение респондентов по способу поиска работы в 2021 г., % Источник: [3]. Fig. 3. Distribution of respondents by job search method in 2021, % Source: [3]. Полученные данные еще раз подтверждают низкий уровень доверия населения к деятельности служб занятости, в том числе в неоправданных ожиданиях качества рабочих мест. Так же молодежь не устраивает низкая заработная плата в государственных и муниципальных службах, а также отсутствие возможности для карьерного роста. Необходимо отметить, что в государственных службах слабо используется планирование продвижения по карьерной лестнице, равно как и условия мотивации муниципального служащего. Непосредственно карьерный рост считается вспомогательным способом формирования мотивации у муниципального служащего [5]. Таким образом, анализ показателей рынка труда г. Москвы и структуры безработного населения позволил выявить следующие проблемы и сформулировать направления для их решения. Основной проблемой при реализации государственной политики в сфере занятости населения является высокий уровень безработицы среди населения в возрасте от 20 до 39 лет с высшим и средним специальным образованием. Данная ситуация объясняется несоответствием реализуемых направлений подготовки образовательных учреждений и численности выпускников реальному спросу на рынке труда. Ввиду этого наблюдается ежегодное увеличение роста индекса безработицы среди выпускников профессиональных учебных учреждений. В этой связи необходимо проведение совместных мероприятий руководством средних школ и региональными службами занятости по решению вопросов профессиональной ориентации школьников. Данное мероприятие должно быть направлено в первую очередь на выпускников 9 и 11 классов общеобразовательных школ. Профориентация позволит школьникам более осознанно выбирать свою будущую профессию. В период обучения в высших учебных заведениях следует повышать информированность обучающихся о наличии вакансий и возможности прохождения стажировок по профилю обучения в организациях, с которыми сотрудничают учебные учреждения на договорной основе. Также необходимо проводить обучение выпускников навыкам самопрезентации при трудоустройстве, в том числе с участием представителей ведущих рекрутинговых компаний России. Необходимо отметить, что благодаря проведению тренингов и мероприятий по самопрезентации студенты получат навыки составления портфолио и резюме, освоят умения презентации своих деловых и личностных качеств, повысят стрессоустойчивость при прохождении собеседования. Еще одним направлением решения проблемы трудоустройства молодежи является выделение субсидий для работодателей, принимающих на работу выпускников. С этой целью уже предусмотрено стимулирование работодателей путем выделения субсидий из бюджета для покрытия расходов на заработную плату трудоустроенных по квоте выпускников. Для дальнейшего развития данного направления необходимо усилить информирование работодателей о возможности получения льгот при трудо устройстве выпускников. Предлагаемые меры по совершенствованию регионального управления в сфере занятости населения будут способствовать снижению безработицы среди молодежи, повышению уровня доверия населения к деятельности государственных служб занятости, привлекательности вакансий, предоставляемых государственными и муниципальными организациями и повышению престижа работы в государственной службе.
×

Об авторах

Екатерина Александровна Маслюкова

Российский государственный университет правосудия

Автор, ответственный за переписку.
Email: katrinamas@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-3474-3833

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики

117418, Россия, г. Москва, Новочерёмушкинская ул., д. 69

Маргарита Валерьевна Александрова

Российский государственный университет правосудия

Email: 4664290@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-9564-302X

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики

117418, Россия, г. Москва, Новочерёмушкинская ул., д. 69

Ольга Владимировна Юткина

Российский государственный университет правосудия

Email: olga_yutkina@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-8119-5257

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики

117418, Россия, г. Москва, Новочерёмушкинская ул., д. 69

Список литературы

  1. Башлыкова Ю.Л., Ершова Н.А. Система и методы управления трудовыми ресурсами // В сборнике: Тенденции и перспективы государственного управления социально-экономическим развитием регионов и территорий: Материалы 2-й Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 2018. С. 31-35.
  2. Маслюкова Е.А., Юткина О.В., Александрова М.В. Особенности конъюнктуры рынка труда России в современных условиях // Russian Journal of Management. 2022. Т. 10. № 2. С. 71-75. https://doi.org/10.29039/2409-6024-2022-10-2-71-75
  3. Управление Федеральной службы государственной статистики по г. Москве и Московской области. URL: https://77.rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 10.04.2023).
  4. Маслюкова Е.А., Савина А.И. Особенности формирования рынка труда в России на современном этапе // Трансформация национальной социально-экономической системы России: Материалы II Международной научно-практической конференции. Москва, 2020. С. 100-108.
  5. Александрова М.В., Волкова А.В. Мотивация труда государственных и муниципальных служащих в условиях инновационного развития экономики // Актуальные вопросы развития инновационной экономики: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции / под редакцией В.А. Трифонова, Я.В. Паттури. Великий Новгород, 2019. С. 19-23.

© Маслюкова Е.А., Александрова М.В., Юткина О.В., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах